Клиент или традиции что важнее
Клиент важнее всего! 14 принципов ведущих мировых игроков сферы обслуживания
Как повысить уровень узнаваемости бренда и увеличить свою долю на рынке? Как развить корпоративную культуру, направленную на повышение качества обслуживания клиентов? Как избежать ошибок, стремясь завоевать расположение потребителя?
Об этом в своей книге «Клиенты важнее всего» рассказали Бритт Биммер — основатель компании America’s Research Group, и Роберт Шук — автор многих обучающих бизнес-пособий, пять из которых вошли в список бестселлеров газеты The New York Times.
67% покупателей готовы платить более высокую цену за товар или услугу при условии, что качество обслуживания будет безукоризненным. Сохранять постоянных клиентов намного выгоднее, чем привлекать новых. 85% посетителей ресторана, к которым обращаются по имени, намерены вернуться туда. 1/3 американцев перестали делать покупки в магазинах, в кассы которых выстраивались очереди. Количество клиентов растёт за счёт высокого качества предпродажного и послепродажного сервиса. Приятная атмосфера в магазине и качественная реклама формирует у потребителя позитивное восприятие вашего бизнеса.
Итак, 14 принципов, которые помогают ведущим компаниям обеспечить безупречный сервис
Принцип №1. Общая цель
Исследования показывают, что только 47% американских работников осведомлены о корпоративной миссии своей компании. Безупречный сервис должен быть приоритетом для всех сотрудников. Даже для тех, кто не общается с клиентами непосредственно. В сети отелей Four Seasons руководство доводит до сведения каждого, что интересы клиента — высший приоритет. Например, если постоялец спросит у технического работника, меняющего лампочку, где находится ресторан, сотрудник сам его туда сопроводит.
Принцип №2. Начните со здоровой атмосферы в коллективе
Качество обслуживания только тогда будет высоким, если сотрудники удовлетворены своей работой. Текучка кадров и связанные с ней издержки в этом случае резко снижаются. В 2001 году сеть супермаркетов Kmart объявила о банкротстве. Её клиенты признались, что не были удивлены, поскольку видели напряжённое состояние сотрудников супермаркета (например, унылое выражение лиц кассиров). Компания Google, напротив, прилагает все усилия, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно на рабочем месте. Например, им предоставляется бесплатное питание в любом из 11 ресторанов на территории компании и другие услуги — от автомойки до массажа и курсов иностранных языков.
Принцип №3. Развивайте корпоративную культуру
Мери Кей Эш (Mary Kay Ash) основала свой бизнес по продаже косметики в 1963 году. Считая, что «чем больше отдаёшь, тем больше получаешь», она успешно построила целую бизнес-империю. Похожая история и у сети отелей Four Seasons. Компания начала с мотеля в центре Торонто, открытого в 1960 году Исадором Шарпом (Isadore Sharp). Но с самого начала сервис был выведен на высокий уровень. Зарплата портье в Four Seasons была в 2 раза выше средней по отрасли. Это помогало привлекать лучших работников и обеспечивать безупречное обслуживание.
Принцип №4. Будучи крупной компанией, действуйте, как небольшой магазин
90% покупателей чувствуют себя в большом супермаркете подавленно. А 79% согласились бы пойти в небольшой магазинчик, если бы им предложили тот же товар по той же цене, что и в супермаркете.
Компаниям, развитие которых начиналось в маленьких городках, обычно легче найти индивидуальный подход к каждому покупателю. Сеть магазинов спортивных товаров Cabela’s, мебельная компания Ashley Furniture Industries, инвестиционная компания Edward Jones — примеры фирм, которые находятся вне крупных городов и успешно используют свое «провинциальное происхождение».
Принцип №5. Заботьтесь о покупателе до продажи, во время и после неё
Покупатели ожидают положительных эмоций от пребывания в магазине. И обычно отдают предпочтение тем заведениям, которые отличаются высокой компетентностью сотрудников и отлаженным послепродажным обслуживанием. Хорошая реклама может помочь донести информацию о высоком качестве и уникальных характеристиках бизнеса. И — обязательно! — она должна быть правдивой. Покупатели будут разочарованы, если вы не сможете гарантировать им наличие рекламируемого товара.
Принцип №6. Найдите индивидуальный подход
Ничто не может заменить личное общение. Даже интернет. Многие покупатели хотят получать консультацию у продавца. Более того, 67% опрошенных заявили, что готовы платить на 10-20% больше при условии высокого качества обслуживания. Один из эффективных способов показать особое отношение к клиенту — обращаться к нему по имени. Когда к посетителям ресторана обращались по имени, 85% из них отметили, что обед показался им замечательным, и они намерены вернуться. Компании Mary Kay, Harrah’s и Four Seasons уделяют особое внимание тому, чтобы их сотрудники обращались к клиентам именно так.
Принцип №7. Время — деньги
Среднестатистический американец работает 46-47 часов в неделю, и ежедневно около часа тратит на дорогу. 1/3 покупателей признались, что им пришлось отказаться от посещения магазинов с длинными очередями из-за нехватки времени. Руководству Apple удалось справиться с этой проблемой: они стали использовать портативные сканеры, которые дают возможность обрабатывать заказы в любой точке магазина, а не только в кассе.
Принцип №8. Чем продажа услуги отличается от продажи товара
Часто компании неверно расставляют приоритеты. Они направляют все усилия на то, чтобы продать товар, а не на то, чтобы предложить покупателю высококлассный сервис. Например, Starbucks удалось добиться успеха не только за счёт продажи неплохого кофе, но и за счёт создания в каждом из своих кафе особенной атмосферы.
Принцип № 9. Когда цена имеет значение
Компаниям, которые во главу угла ставят ценовую конкуренцию, не всегда удаётся получить лояльность клиентов. Постоянные скидки могут негативно отразиться как на финансовых показателях, так и на репутации в будущем. Компания Chubb’s, занимающаяся страхованием работников, уделяет больше времени анализу рисков и назначает более высокие цены за свои услуги по сравнению с конкурентами. Однако и решения о страховых выплатах она принимает быстрее, что позволило ей стать лидером в сфере страхования. Клиенты Chubb’s готовы платить больше за своё спокойствие и уверенность в безупречном качестве сервиса.
Принцип №10. Разделите клиентов на группы
Многие крупные компании делят клиентов на группы. Например, Johnson & Johnson продаёт свои фармацевтические препараты больницам и врачам, а те, в свою очередь, распространяют их среди своих пациентов. Некоторые руководители компаний работают над укреплением отношений с клиентами и решают, кто из них заслуживает дополнительного поощрения. Например, авиапассажиры первого класса могут рассчитывать на большее количество привилегий, чем те, кто летит в эконом-классе.
Принцип №11. Сначала клиент, потом Уолл-стрит
Чтобы продемонстрировать ощутимые результаты от внедрения новых технологий или выхода на новые рынки, компании может понадобиться от полугода до нескольких лет. Например, американская компания NetJets, лидер на рынке деловых авиаперевозок, за первые два года работы в Европе потеряла около 40 миллионов долларов, и только потом начала получать прибыль и даже завоевала бóльшую долю рынка.
Принцип №12. Помните о важности сильного бренда
Правильная стратегия продвижения может помочь непримечательному продукту обратить на себя внимание потребителей. В основе эффективных стратегий многих брендов лежит корпоративная миссия, а также ориентация на рекомендации самих потребителей. Суть бренда Four Seasons — в обещании превзойти ожидания каждого постояльца своих отелей. Heinz уже несколько десятилетий — лидер на рынке производства кетчупа за счёт постоянного продвижения своего бренда.
Принцип №13. Цените постоянных клиентов
Гораздо выгоднее поддерживать отношения с постоянными клиентами, чем привлекать новых. По статистике одного из успешных автомобильных дилерских центров, количество машин, которые были проданы новым клиентам, не оправдало затрат. Владельцы поняли: вместо того, чтобы тратить средства на рекламу, нужно сосредоточиться на клиентах, которые уже обращались в салон. Они снизили издержки, сформировав базу постоянных клиентов.
Принцип №14. Перемены — к лучшему
Что важнее: клиенты или прибыль компании?
В этой статье мы разберем, как увеличить количество лидов и улучшить отношения с клиентами.
Повышайте ценность вашего продукта для клиента
Несомненно, ни одна компания не хочет работать просто так, за идею (хотя бывают и такие предприниматели, но это либо совсем начинающая компания, которая только вступает на рынок, либо благотворительная/другая некоммерческая организация). Важнейший показатель эффективности работы компании – это прибыль. Только по ней можно отследить, сколько в действительности получает компания, какой продукт хорошо продается или наоборот, в каком размере увеличился бюджет организации по сравнению с предыдущим годом и т.д.
Однако ставить прибыль во главе угла не следует. В погоне за большой прибылью можно пропустить один важный нюанс – ценность вашей продукции/услуги для клиента. Хотя создание ценности для клиентов имеет под собой моральную подоплеку, мы вовсе не собираемся читать вам мораль. Дело в том, что в долгосрочном периоде забота о клиенте принесет вам бОльшие деньги. А если единственное, о чем вы задумываетесь – прибыль, то через определенный промежуток времени ваше дело обречено на провал.
Например, компания UrbanBound после того, как создала новый маркетинговый план (ориентированный на отзывы клиентов и качественный контент), получила такие результаты, которые по-настоящему вдохновляют. К примеру, посещаемость блога возросла на 37%, на 102% увеличилось количество целевых действий. Это достойная стратегия продвижения.
Так, повышая ценность своего продукта/услуги для клиента, вы рискуете стать по-настоящему успешным.
Другой пример – управление Microsoft с 2009-ого по 2014-ый год Стивом Балмером. Он концентрировался целиком на продажах, заботясь только о том, как увеличить количество лидов. Несмотря на то, что прибыль увеличивалась, за тринадцать лет акции упали на 40%, а журнал Форбс сказал, что Балмер худший ген. директор. Ведь пока компания занимается заработком денег, клиенты со временем проявляют все меньше и меньше интереса к продукции.
На самом деле, различия между компаниями, которые стремятся только «наживиться» и компаниями, представляющими реальную ценность для клиента, очевидны. Усилия компании, которая нацелена на прибыль, вкладываются в такие продукты, которые и принесут прибыль. Такие организации мало интересуются мнением своих клиентов, а маркетинг ориентирован на обманном привлечении внимания. В то же время клиент ориентированные компании прислушиваются к своим клиентам, выдают ценный контент, за который далеко не всегда берут деньги. Платформа бренда таких организаций нацелена на удовлетворение потребностей.
Если к вам возвращаются – значит, у вас есть ценность
Консалтинговая компания Bain выявила, что удержание существующего клиента обходится в 6 раз дешевле, чем поиск нового. А согласно исследованиям другой фирмы Marketing Metrics Solutions вероятность продажи «старому» клиенту в 4 и 5 раз выше, чем новому. Также при повторном обращении в компанию зачастую клиенты тратят больше, т.к. они уже один раз убедились в том, что товар хорош.
Если же компания нацелена на то, чтобы получать исключительно прибыль, она пренебрегает лояльными клиентами (для которых важны многие составляющие, как качество, обслуживание и т.п.). Так стоимость привлечения нового клиента будет расти, рентабельность будет низкой, а значит и сам бизнес будет все менее прибыльным.
А вы знаете. что только наше агентство предлагает создание руководства по оформлению презентаций (гайдлайн по презентациям). Читайте подробнее на странице Услуги.
Позитивный опыт от компании накапливается у покупателей постепенно, из покупки в покупку, и складывается из самых мельчайших деталей. Со временем, если продукт будет действительно удовлетворять вашего клиента или решать его проблемы, связь его с вашей компанией будет все более неразрывной, а как итог – он будет делать все больше покупок.
Для повышения ценности компаниям нужно заниматься оформлением продукта, созданием имиджа, а также повышать качество товара, расширять его функционал, проводить рекламные кампании, направленные на повышение узнаваемости, постоянно улучшать качество сервиса.
Итак, как увеличить количество лидов
Создавая качественный, нужный для ваших клиентов продукт, вы увеличиваете свою прибыль. С одной – единственной целью получить прибыль компания недолго задержится на рынке.
Роль традиций компании в корпоративной культуре. Премия или подарки?
Автор: Владимир Анатольевич Васюхин, Генеральный директор компании Арт-Грани
Что значит успешно управлять компанией? Большая компания равнозначна архаичной системе, которой возможно управлять только с четко прописанной и сформированной внутренней культурой. Как демонстрирует опыт фирм, успешно функционирующих на рынке, корпоративная культура во многом определяет уникальность и конкурентоспособность компании. Но что же мы имеем в виду, когда говорим о корпоративной культуре? Попробуем разобраться вместе с производителем особых бизнес-подарков — компанией Арт-Грани.
В первую очередь, под корпоративной культурой подразумевают систему ценностей, норм, правил и обычаев, которые определяют индивидуальность компании и служат организующим началом. Корпоративная культура не создается стихийно и не мыслится без накопления традиций. Самый простой пример корпоративной культуры — это фирменная символика и внешняя атрибутика, например, корпоративная одежда.
Как мы уже отметили, никакая культура не формируется спонтанно. Построение любого бизнеса начинается с идеи — это первый камень, который закладывается в фундамент. У небольших по численности коллективов нет внутренней культуры, поскольку нет и традиций, на которые она может опираться — работа команды основана на стихийности. С ростом фирмы приходят новые сотрудники, философия компании, которая изначально состояла из одной лишь идеи, расширяется. Так и появляется необходимость в систематизации.
Корпоративная культура выступает некой атмосферой, в которой существуют работники, а также это определенные правила и традиции, сформировавшиеся в процессе общей деятельности. Она основывается на комплексности развития организации, определении ценностей и соблюдении традиций, а также на полноценной оценке воздействия культуры на функционирование компании
Организационная культура помогает развивать чувство гордости сотрудников за свою компанию, с помощью нее они чувствуют причастность к общему делу, а также ощущают в полной мере полезность своей работы и сплоченность коллектива.
По мере того, как коллектив растет, традиции выступают простым способом адаптации к корпоративной среде. Если новичок усвоил основные обычаи и принципы работы в компании, значит, он включен в корпоративную среду. Сейчас крупные (как правило, международные) компании стремятся «воспитать» начинающих специалистов в духе традиций организации. Они помогают новому сотруднику более детально разобраться в деятельности организации, ее внутренней кухне, позиции относительно конкурентов, ее преимуществах перед ними.
Традиции и ценности корпоративной среды могут также выступать способом нематериальной мотивации. Условия труда во многих конкурентных компаниях одинаковы, поэтому кадры периодически уходят к конкурентам — единственным преимуществом вашей фирмы может стать высокий уровень внутренней культуры. Комфортная, дружелюбная атмосфера на работе является способом получения лояльности сотрудников, а эффективно выстроенная внутренняя корпоративная культура значительно снизит затраты на подбор кадров.
Неотъемлемой частью корпоративной культуры крупных компаний являются подарки для сотрудников. И не зря. Ведь они выступают инструментом повышения их лояльности к организации, способом удержания, особым знаком внимания и проявлением уважения
Грамотно подобранный подарок должен подчеркнуть важность сотрудника, его индивидуальность и ценность для компании. Лучше выбирать корпоративные презенты, подчеркивающие идею единства и особое значение каждого звена. Для воплощения этой концепции можно использовать образ картины с логотипом компании, сложенной из нескольких пазлов — их число можно определить по количеству выдающихся кадров компании. И уже на официальном значимом мероприятии руководитель вручит пазлы работникам, тем самым подчеркнет вклад и ценность каждого в развитие компании. Можно сопроводить подарок подставкой, и тогда изделие займет почетное место на рабочем столе сотрудника, и каждый день будет мотивировать его на новые свершения.
Одной из оригинальных идей корпоративных подарков может быть наградная медаль в виде знака качества с личной подписью генерального директора. Также необычным презентом будет статуэтка в виде атланта, тем самым вы сможете показать сотруднику, что именно на его плечах держится развитие компании.
Часто можно услышать, что лучшим подарком является премия. Но что она символизирует? Ведь в нее не вкладывают душу, она не показывает все ваше отношение и значимость каждого работника. Денежная мотивация длится совсем недолго, человеку важно ощущать себя неотъемлемой частью коллектива, быть вовлеченным в общее дело. Только взаимодействие с кадрами через корпоративную культуру поможет постоянно побуждать их к новым достижениям, постановке глобальных целей, а также будет способствовать выстраиванию долгосрочных отношений с каждым сотрудником.
Важно отметить, что любая корпоративная среда изменяется — и это не только вынужденная необходимость. С первого взгляда, корпоративная культура — это утвердившаяся система ценностей, с другой — динамика, которая видоизменяется со временем, и вполне естественно, что новые члены коллектива не только впитывают ценности компании, но и вносят свои. Кроме того, часть «нововведений» мигрирует от клиентов, партнеров компании и воспроизводится в корпоративной среде. Появляется вопрос — усиливает ли постоянное влияние внешней среды разрозненность внутри коллектива?
И снова ответ лежит в традициях коллектива. Традиции — это то, что компании проносят с момента их непосредственного формирования. К решению проблем, назревающих в коллективе, стоит подходить целесообразно, и, возможно, решение кроется в пересмотре корпоративной культуры. Важно, чтобы сотрудники сохраняли свободу выбора и действий.
Потребность в корпоративной культуре очевидна, а традиции — то, без чего не может существовать эффективная и конкурентоспособная компания на рынке. При формировании корпоративной культуры всегда важно выходить «за формат», ведь она не ограничивается большими корпоративами, другими различными мероприятиями и офисный дресс-кодом.
Корпоративные традиции и табу. Мнение экспертов
Компании создаются людьми, которых объединяют общие цели. А люди, объединяясь, склонны создавать собственные традиции и ритуалы, подобно тому, как в древности каждое племя создавало и соблюдало свои собственные обычаи.
Именно благодаря многовековой истории человеческих традиций, они являются незаменимым инструментом корпоративной культуры любой компании. Привычка придерживаться традиций уже существует в подсознании человека, нужно только направить её в правильное русло.
Мы решили поговорить с экспертами на тему корпоративных традиций и табу, выяснить, какие традиции соблюдаются в компаниях, какие существуют табу и как всем этим управлять.
Традиции: как рассказать?
Наш первый вопрос к экспертам: традиции компании могут и должны быть частью корпоративного бренда, как рассказать о традициях компании окружающим?
Наталия Леднева, руководитель отдела PR и маркетинга ИнтэлЛекс
Беспроигрышный ход, который удается немногим — сделать традиции такими, чтобы сотрудники сами с удовольствием о них рассказывали. В остальном можно использовать любые каналы информации: корпоративные издания, которые так или иначе перешагивают границы компании, сайт, мероприятия, реклама, социальные сети и другие.
Некоторые компании придумывают чуть менее традиционные ходы, например, радио «Серебряный дождь» открывает свои двери не только для сотрудников и проводит экскурсии по студии для желающих. Другие компании рассказывают о своих традициях не совсем «в лоб». Скажем, раздел «Фото дня» на сайте студии Артемия Лебедева — прекрасный пример опосредованного, но весьма заметного информирования о корпоративных традициях.
София Семенова, руководитель направления внутренних коммуникаций и бренда работодателя Volvo Group Россия
Евгений Григорьев, директор по маркетингу и развитию ИД «МедиаЛайн»
Ксения Буренина, менеджер по развитию персонала СофтБаланс
Татьяна Шабунина, директор по персоналу «Система проверки подлинности товаров DAT»
Мы, как современная развивающаяся компания, используем возможности Интернета с целью формирования положительного имиджа работодателя. Рассказываем на страницах соц.сетей, на сайте компании о событиях, которые у нас происходят: внедрение новых технологий, профессиональных достижениях сотрудников, внутрикорпоративных мероприятиях, совместных PR-акциях с нашими партнерами. Часто сотрудники транслируют эмоции, полученные в стенах компании, на своих личных страницах в Facebook, Одноклассниках, Вконтакте, выкладывая фотографии с комментариями по поводу внутрикорпоративных событий. Укреплению корпоративного бренда может помочь и LinkedIn – социальная сеть для установления деловых контактов, в которой люди объединяются по интересам. Мы рассказываем о наших традициях партнерам и клиентам – через рассылки, при личных встречах, а также в нашей рекламной продукции.
Традиции: как сформировать?
Традиции могут складываться исторически, могут навязываться руководством, могут быть привнесены в компанию новыми сотрудниками, или специально сконструированы пиарщиками. Как формируются традиции в вашей компании: «сверху» или «снизу»? Что отвечают эксперты.
Наталия Леднева, руководитель отдела PR и маркетинга ИнтэлЛекс
Многое появилось из середины — было придумано в отделе PR и маркетинга, который занимается, в том числе, внутренними коммуникациями. Какие-то идеи приживаются и развиваются в общие традиции, какие-то со временем пропадают. Изначальная идея может быть скорректирована другими сотрудниками компании. Например, в беспроигрышную лотерею на день рождения сотрудника по предложению одного из программистов был добавлен «Сектор плюс», позволяющий имениннику самому выбрать любой подарок из участвующих в лотерее.
София Семенова, руководитель направления внутренних коммуникаций и бренда работодателя Volvo Group Россия
Ксения Буренина Менеджер по развитию персонала СофтБаланс
Традиции: как использовать?
София Семенова, руководитель направления внутренних коммуникаций и бренда работодателя Volvo Group Россия
Евгений Григорьев, директор по маркетингу и развитию ИД «МедиаЛайн»
Ксения Буренина, менеджер по развитию персонала СофтБаланс
Компания «СофтБаланс» очень семейная компания 🙂 У нас работают 24 семейных пары: родители-дети, братья-сестры, мужья-жены… Есть целые кланы из семей 🙂 Мы гордимся этой особенностью! Именно она позволяет нам создать особенную, комфортную атмосферу доверия для максимально эффективно работы и общения. И, конечно, мы не забываем о нашей семейности на мероприятиях! Это традиционный ежегодный детский праздник для деток сотрудников, приуроченный к Дню защиты детей. В этом году мы планируем первую новогоднюю елку для деток. На самый главный праздник компании, День Рождения «СофтБаланс», можно прийти со своей второй половинкой. Если в садике прорвало трубу, можно привести ребенка на работу, у нас есть милый детский уголок с игрушками, раскрасками, карандашами, книжками и мультиками 🙂 Каждому сотруднику по окончании испытательного срока президент компании вручает значок СофтБалансовца, который всем очень нравится, и вызывает только положительные эмоции 🙂 В этом году нам 20 лет! В честь этого у нас открылся «Музей истории СофтБаланс», который активно наполняется экспонатами. И сотрудники сами, в том числе, выступают инициаторами внесения того или иного предмета в наш музей 🙂 Любая идея, идущая от сотрудников, по наполнению нашей корпоративной жизни всегда будет рассмотрена, в том числе и президентом компании!
Традиции и табу: как объяснить?
Помимо традиций «что-то делать» существуют и запреты на определенные действия, или табу. Наш следующий и закономерный вопрос к экспертам: есть ли в вашей компании «корпоративные табу»? Как вы объясняете их смысл новым сотрудникам компании?
София Семенова, руководитель направления внутренних коммуникаций и бренда работодателя Volvo Group Россия
Мы идем от обратного – мы рассказываем не о том, как нельзя, а том, как у нас принято. Каждый новый сотрудник получает брошюру «Философия Volvo» (по-английски – Volvo Way). Эта брошюра – источник информации, чем руководствоваться и как поступать в разных ситуациях. Сотрудники это знают и очень часто при обсуждении каких либо ситуаций можно услышать: «Это не Volvo Way».
Евгений Григорьев, директор по маркетингу и развитию ИД «МедиаЛайн»
Табу у нас нет. Ну разве что табу на фразу «это не моя проблема». У нас так говорить не принято.
Ксения Буренина, менеджер по развитию персонала СофтБаланс
Татьяна Шабунина, директор по персоналу «Система проверки подлинности товаров DAT»
Традиции: что мы любим в них?
И настало время самого интересного вопроса: какая традиция вашей компании вызывает у вас самые теплые и человеческие чувства? У каждого человека и компании есть свои любимые традиции, и нам очень хочется узнать о любимых корпоративных традициях наших экспертов.
Наталия Леднева, руководитель отдела PR и маркетинга ИнтэлЛекс
Поздравление с днем рождения сотрудника. В этот день к имениннику приходит генеральный директор, который находит для каждого теплые слова и предлагает сыграть в беспроигрышную лотерею и вытащить один из трех призов. Отдельное удовольствие — специальная праздничная шляпа, которую генеральный директор надевает, собираясь к имениннику.
София Семенова, руководитель направления внутренних коммуникаций и бренда работодателя Volvo Group Россия
Смешные номинации. На нашей новогодней вечеринке мы награждаем сотрудников-победителей смешных номинаций. Например, тех, кто больше всех ездит в командировки, тех, кто не может прожить и дня без чашки кофе и пр. А также подводим итоги года, но не в формальных показателях, а, например, сколько кофе, чая и молока было выпито сотрудниками и т.п.
Ксения Буренина, менеджер по развитию персонала СофтБаланс
Татьяна Шабунина, директор по персоналу «Система проверки подлинности товаров DAT»
У нас есть традиция, которую можно назвать «После отпуска». Когда сотрудник, вернувшийся с отдыха, рассказывает о месте, где он был, показывает фотографии и делится информацией о традициях и особенностях страны, города, где он был. И коллектив заряжается положительными эмоциями.
Хороша традиция «Просто так», когда сотрудник, вне зависимости от дат и праздников, просто хочет сделать что-то приятное своим коллегам. Например, угощает чем-то или делает приятные сюрпризы.
Сегодня в компаниях традициями могут стать порядок карьерного роста персонала, подходы к мотивации сотрудников, забота о бывших работниках – пенсионерах компании, торжественные мероприятия по случаю корпоративных и профессиональных праздников, отношение к использованию рабочего времени, методы разрешения конфликтов в организации и многое другое.
Главное, чтобы традиции и обычаи компании были одинаково понятыми всеми сотрудниками и на всех уровнях, от топ-менеджмента до обслуживающего персонала.
Большое спасибо нашим спикерам за интересный опыт и искренние ответы!
Желаем всем приятных традиций!