средства обучения в спо

Особенности использования современных средств обучения студентов СПО.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности использования современных средств обучения студентов СПО.

В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, позволяющий эффективно решать профессиональные задачи.

В последние десятилетия содержание всех профессий претерпели изменения. Ряд профессий оказались невостребованными, появилось много новых. Эти изменения вызваны рядом причин: падением спроса на неквалифицированный труд, потребностью в новом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ между профессиями и т.д.

Следствием этих преобразований становится необходимость для системы СПО следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции. Все это требует существенного повышения степени гибкости системы профессионального образования, создания принципиально новых форм взаимодействия с рынком труда, работодателями, чтобы они активно участвовали в ее развитии.

Если проанализировать ряд проблем, с которым сталкивается сегодня СПО, то можно отметить, что в настоящее время в процессе профессиональной подготовки в учреждения СПО больше внимания уделяется специальным дисциплинам, формирующим знания, необходимые будущему специалисту, и гораздо меньше внимания уделяется формированию конкретных компетенций, овладев которыми выпускник сможет решать реальные профессиональные задачи.

Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке профессиональной деятельности.

Таким образом, процесс обучения в среднем специальном учебном заведении имеет свои особенности и вместе с тем подчинен общим законам дидактики. Разрабатываются и внедряются в практику новые образовательные технологии, современные педагогические средства обучения. В большинстве своем они могут быть определены как развивающие, интерактивные, опирающиеся на индивидуальные интересы студента, позволяющие активизировать его познавательные потребности, развить мотивацию студентов и возможности, способствующие личному прогрессу. Именно современные педагогические средства является таким посредником, который позволяет преподавателю создавать учебно-педагогические ситуации на основе различного предметного и междисциплинарного содержания.

Источник

О средствах обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания

в том числе, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Основным звеном в системе образования является содержание. Именно оно является тем ядром, над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования в нашем техникуме реализуется на 3 уровнях:

1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок или занятие, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.

2 уровень – учебная дисциплина, МДК. Содержание учебных дисциплин, МДКформируется исходя из объема часов выделенных на дисциплину, МДК и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.

3 уровень – весь процесс обучения (на протяжении всех методов обучения вПОО, охватывающие все содержание, т.е. учебныедисциплины, МДК, их количество, количество часов выделенных на каждый из них).

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

1 уровень – на уроке :

Произведения искусства, другие достижения культуры, средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.

Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для реш

ения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.

2 уровень – учебная дисциплина, МДК

Системы условных обозначений различных дисциплин, развивающая среда для накопления навыков по данной дисциплине.

Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по дисциплине, МДК).

3 уровень – весь процесс обучения:

Система обучения и воспитания, методы обучения и воспитания, система общетехникумовских требований.

Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

В свою очередь в техникуме используются на различных уроках и занятиях и идеальные, и материальные средства обучения и воспитания:

Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, раздаточный материал и т.д.

Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.

Демонстрационные – макеты, стенды, модели в разрезе, муляжи и т.д.

Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы, электронные журналы и электронные дневники и т.д.

Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

Учебные приборы – колбы, барометр и т.п.

Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

Таким образом, техникум располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практических и научно-исследовательских работ обучающихся, предусмотренных образовательными программами и обеспечивающей высокий уровень физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Воспитание в техникуме реализуется в рамках профессионального образования и направлено на подготовку конкурентоспособных специалистов. Взаимодействие субъектов воспитания осуществляется в процессе обучения, учебно-исследовательской деятельности, учебно-воспитательной работы и внеаудиторной деятельности по различным направлениям:

В воспитательной системе используются 3 уровня форм организации воспитательной деятельности:

1 уровень – традиционные общетехникумовские массовые мероприятия;

2 уровень – внутригрупповые формы;

3 уровень – индивидуальная личностно-ориентированная работа.

С учетом возрастных и психологических особенностей групп выстраивается деятельность по развитию разносторонних способностей личности студента:

— секции и кружки, охватывающие различные сферы деятельности;

— классные часы, экскурсии;

Основными формами воспитательной работы техникума являются: индивидуальные беседы, собрания в группах, проведение классных часов, подведение итогов и анализ успеваемости и дисциплины в группах, на заседаниях студсовета. Организация конкурсов, организация и проведение конференций, диспутов, дебатов; встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, ветеранами труда техникума; участие в молодежной политики на уровне города, республики; проведение фестивалей; смотров художественной самодеятельности; спортивно-массовых мероприятий; предметных олимпиад, организации выставок, профориентационной работы, участие в благотворительных акциях.

Активному становлению личности обучающегося, формированию профессиональной компетентности способствует включенность в разнообразные виды внеаудиторной деятельности в группе, на курсе, на уровне техникума, вне стен техникума.

Создана атмосфера, способствующая обучению и воспитанию, развитию активного, профессионально-компетентного гражданина, осознающего общественную значимость и личную ответственность за результаты собственной профессиональной деятельности.

Информация составлена в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации» (с изменениями и дополнениями 20 октября 2015 г., 17 мая, 7 августа 2017 г., 29 ноября 2018 г., 21 марта 2019 г., 11 июля 2020 г.) и

Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления информации»

Источник

Средства обучения в спо

План.
1. Роль средств обучения в учебном процессе, их классификация.
2. Условия эффективного применения средств обучения.

1. Роль средств обучения в учебном процессе, их классификация.
Средства обучения – совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития.
Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы. Она дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов. Умелое применение средств обучения позволяет значительно увеличить долю самостоятельности студентов, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала.
С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании студентов запечатлеваются образы этих явлений и объектов. Применение средств обучения дает более точную информацию об изучаемом явлении, объекте, процессе и тем самым способствует повышению качества обучения. С их помощью обучение становится более наглядным, что делает доступным самый сложный материал.
Средства обучения воздействуют на эмоции студентов, активизируют их, поэтому они нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности.
Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.
Выделяют следующие группы средств обучения:
-Учебно-наглядные пособия;
-Вербальные средства обучения;
-Специальное оборудование;
-Технические средства обучения.
-Учебно-наглядные пособия – это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут предъявляться без помощи технических средств.
Учебно-наглядные пособия делятся на:
Натуральные – образцы объектов окружающей среды как природного (гербарии, коллекции минералов, чучела животных и др.), так и искусственного (детали, машины, приборы, инструменты) происхождения. Они дают объемное представление о предметах.
Изобразительные – дают изображение изучаемого объекта. Они могут быть плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии), объемными (статическими: модели, макеты, муляжи и т.д.; динамическими: действующие модели, динамические плакаты, стенды). Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить.
Макеты – меньше натуральных объектов, их удобнее использовать в учебном процессе.
На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными являются рисунки. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познания. Фотографии и рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют общие размеры или очень сложны, а так же если объемный объект очень трудно изучить.
Знаковые – подразделяют на схематические (чертежи, схемы) и символические (формулы, графики, диаграммы). Знаковые наглядные пособия изображают основные принципиально важные элементы явления, объекта, процесса.
Технический чертеж – точно передает существенные пространственные признаки объекта. Является условным изображением. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения.
Графики и диаграммы – применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей.
Схемы – всегда представляют собой единое целое, в ней не должно быть ничего лишнего. Помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить методы и приемы передачи сжатой учебной информации.
Эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации условной информации.
Вербальные (словесные) средства обучения – учебная и учебно-методическая литература, словари, инструкционные карты, дидактические материалы.
Учебная литература – только регулярно используя учебник в процессе самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения, логические умения, предметные знания.
Дидактические материалы – дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность обучающихся.
Применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений обучающихся, для самостоятельного изучения учебного материала, выполнения практических заданий.
Специальное оборудование – охватывает совокупность предметов, ориентирующих обучающихся на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях, лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ.
Используют при объяснении в качестве демонстрационного оборудования, для иллюстрации, доказательства теоретических положений.
Технические средства обучения (ТСО) – технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение. Используют для формирования новых знаний. Они облегчают передачу учебной информации, помогают управлять вниманием обучающихся, экономят время.
ТСО делятся на три группы:
1.Технические средства информации (аудиовизуальные) – эффективны при рассмотрении отдельных фаз и этапов прохождения явлений и процессов, при изучении конструктивных особенностей объектов. Использование аудиовизуальных средств содействует повышению научности обучения, позволяет воспринимать самую разнообразную информацию об объектах и явлениях, которую в учебных заведениях иным путем усвоить невозможно. Делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.
2. Экранно-звуковые – учебное кино, учебное телевидение, видеозапись, озвученные диафильмы. Передают учебную информацию различных форм и видов, позволяют наблюдать динамику процессов живой природы, техники, производства, увидеть невидимое невооруженным глазом. Изложение нового материала с помощью видеозаписи дает преподавателю большие возможности научить обучающихся наблюдать за явлениями и событиями, выделять главное, побуждать к сопоставлению увиденного или услышанного с уже известными факторами.
3. Экранные средства – учебные диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), транспаранты для графопроектора, неозвученные кинофильмы разных типов.
Звуковые средства – учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи. Их можно разделить на мотивационно познавательные; проблемные; обучающие; обобщающее-повторительные; иллюстративные. Делают процесс обучения максимально насыщенным, влияют на глубину и прочность запоминания учебного материала.
Тренажеры – применяются для практического обучения. С помощью тренажеров решаются вполне определенные задачи, поэтому их использование в учебном процессе наименее гибкое в методическом отношении.
Технические средства программированного обучения и контроля знаний (информационно-контролирующие) – технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием – компьютер. Применение компьютера эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений; на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе корректировки самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его систематизации. Вместе с тем не допустима замена реальных физических явлений только модельными (виртуальными) представлениями их экране компьютера.
Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.
Можно выделить такие средства:
-компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюжеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
-обучающие системы на базе мультимедиатехнологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
-интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
-распределенные базы данных по отраслям знаний;
-средства телекоммуникации, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и.т.д.
-электронные библиотеки

Выделяют следующие организационные модели учебного взаимодействия обучаемых со средствами компьютерной техники:
-классно-урочную – компьютерами оборудованы все рабочие места обучающихся, а также преподавателя. Все студенты выполняют однотипные или просто одинаковые действия.
-проектно-групповая – группа обучаемых решает общую учебную задачу посредством овладения определенными знаниями. Компьютер используется по мере необходимости в соответствии с расширением ролей между обучаемыми. Эта модель усложняет работу преподавателя, особенно оценку учебных достижений каждого обучаемого.
-индивидуальная деятельность – наилучшим образом реализуется при наличии домашнего компьютера. Создает условия для управления собственной информацией.
Проектно-групповая и индивидуальная модели являются наиболее перспективными, так как позволяют информатизировать учебный процесс и достигают этой цели с незначительными затратами сил и времени.
Таким образом, средства обучения служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.

2.Условия эффективного применения средств обучения.
Прежде чем применять то или иное средство обучения, нужно выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование этого средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование средства обучения усвоению учащимися знаний и умений по учебной теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной деятельности.
Необходимо определить момент подачи средства обучения на учебном занятии, наиболее соответствующей логике учебно-познавательного процесса. Любая наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается познавательной деятельностью обучаемых. Необходимо тщательно продумать, как активизировать и направить познавательную деятельность учащихся в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств, а также после просмотра учебного кино, телепередачи, видеозаписи, прослушивания магнитофонной или грамзаписи.
Преподносимая при помощи средств обучения информация должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебником. Информация должна быть доступной.
При использовании ТСО необходимо учитывать их соответствие инженерно-техническим требованиям. Успешное использование средств обучения в значительной мере зависит от профессиональной подготовленности преподавателя.
Каждое средство обучения должно соответствовать информативной и функционально – дидактической стороне, т.е. тому материалу, изучение которого предусмотрено программой, и с точки зрения соответствия этой информации тем частным методическим задачам, которые решаются при раскрытии определенного содержания.
Выбор средства обучения на каждое учебное занятие – процесс индивидуально-творческий. По каждому предмету трудно централизованно разработать и подобрать средства обучения в соответствии со спецификой и содержанием каждой темы. Индивидуальный стиль работы преподавателя и уровень развития обучаемых вносят свои коррективы в использование этих средств.
Итак, средства обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса в среднем профессионально – педагогическом заведении. Умелое использование преподавателем различных средств обучения позволит значительно повысить качество профессионального образования будущих педагогов.

Источник

Разработка дидактических средств обучения для занятий в системе среднего профессионального образования

Ознакомление с возрастными особенностями обучающихся в системе среднего профессионального образования. Анализ процесса организации опытно-экспериментальной работы по апробации дидактических средств обучения на занятиях раздела «Устройство автомобилей».

РубрикаПедагогика
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления08.06.2018
Размер файла1,1 M

средства обучения в спо. Смотреть фото средства обучения в спо. Смотреть картинку средства обучения в спо. Картинка про средства обучения в спо. Фото средства обучения в спо

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

Кафедра технологий профессионального обучения

Выпускная квалификационная работа

Разработка дидактических средств обучения для занятий в системе среднего профессионального образования

1. Теоретические основы использования дидактических средств обучения для занятий в системе среднего профессионального образования

1.1 Понятие «Дидактические средства обучения» в системе СПО

1.2 Классификация дидактических средств обучения

1.3 Использование дидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования

1.4 Возрастные особенности обучающихся в системе среднего профессионального образования

2. Разработка и апробация дидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования

2.1 Роль и место дидактических средств обучения, в профессиональной подготовке обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик»

2.2 Разработка дидактических средств обучения по разделу «Устройство автомобилей» МДК 01. 02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

2.3 Тематический план раздела «Устройство автомобилей» МДК 01. 02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

2.4 Разработка план-конспектов занятий по разделу «Устройство автомобилей» МДК 01. 02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

2.5 Организация опытно-экспериментальной работы по апробации дидактических средств обучения на занятиях раздела «Устройство автомобилей»

2.6 Анализ материально-технической базы мастерских

Список использованной литературы

Процесс обучения реализуется путем взаимодействия преподавателя и обучающегося. Преподаватель выполняет разнообразные действия, которые помогают обучающимся усвоить учебный материал, способствует активизации учебного процесса, обучающийся воспринимает, осмысливает, запоминает этот материал. А современные дидактические средства помогают преподавателю во взаимодействии с классом.

Современные дидактические средства с ходом развития технологий играют всё большую роль в образовании, но достаточно сложны в изучении и применении. Так же они требуют больших материальных вложений учебных учреждений в модернизацию классов, закупку лицензионного ПО, прохождение преподавателей курсов по освоению этого ПО.

Использование современных дидактических средств обучения на занятии имеет огромное значение для повышения качества усвоения обучающимся информации, развития психики обучающегося и расширения педагогических возможностей преподавателя. Познавательная деятельность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность обучающихся. [14, c. 20]

Современные дидактические средства обучения используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и обучающихся. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение таких материалов может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет необходимость разработки научных основ отбора современных дидактических средств обучения на занятии и оптимизации их сочетания с другими средствами обучения. [14, c. 55]

Особое значение имеют современные дидактические средства обучения в профессиональном обучении при изучении дисциплин профессионального цикла, так как позволяют наиболее полно усвоить знания и овладеть профессией. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Разработка и применение современных дидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования».

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определяют следующие задачи исследования:

1)Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;

2)Выявить роль и место современных средств обучения в подготовке обучающихся;

3)Разработать методические рекомендации по применению современных дидактических средств на занятиях раздела «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»;

4) Разработать учебно-тематический план и план-конспект занятий раздела «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»;

5) Провести педагогический эксперимент по апробации современных дидактических средств на занятиях раздела «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»;

6) Проанализировать материально-техническую базу кабинета спец. дисциплин ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-педагогический колледж».

В работе использованы методы теоретического (изучение литературных источников, анализ, синтез, классификация, обобщение) и эмпирического исследования (наблюдение, беседа, тестирование, изучение учебной документации, педагогический эксперимент).

1. Теоретические основы использования дидактических средств обучения для занятий в системе среднего профессионального образования

1.1 Понятие «Дидактические средства обучения» в системе СПО

В настоящее время в теории педагогики нет единого понимания сущности понятия «дидактического обеспечения». Чтобы разобраться в сущности данных понятий, рассмотрим ряд интерпретаций данных понятий различными авторами. Г.С. Итпекова рассматривает понятие «дидактическое обеспечение» как комплекс взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук. Автор Булдакова И.Н. под «дидактическим обеспечением» понимает педагогическую, личностно ориентированную технологию, основанную на выявленных закономерностях, принципах и условиях её реализации, которая включает: цель и её обоснование, дидактический инструмент, уровневый дидактический материал, адаптированный к индивидуальным особенностям обучающихся, а также методические рекомендации для преподавателя, с целью творческого развития обучающихся. Под «дидактическим обеспечением» автор Шабанов А.Г. понимает учебно-методический комплекс для формирования информационной культуры личности, построенный на основе современных достижений в области дидактики, психологии, эргономики, информатики и других наук. Он включает в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов педагогически полезной содержательной учебной информации на бумажном или магнитном носителях. [16, c. 203]

Тесты представляют собой набор заданий, позволяющих определить освоение отдельных тем учебной программы (перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с образовательной программой). Тестовые задания должны быть представлены по каждой теме учебной дисциплины. В тестовых материалах рекомендуется указывать правила формирования ответов на задания в зависимости от формы теста. Поэтому, в начале задания, должна быть помещена инструкция по форме ответа. Если задания в тесте даны все в одной форме, то инструкция пишется один раз, при изменении формы тестового задания пишется новая инструкция. Ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям следует помещать после каждого вопроса теста. С требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям по всем предметам, а также их формами подробнее можно ознакомиться в серии методических рекомендаций для разработки тестовых заданий по дисциплинам. Работа с тестовой системой начинается с подготовки вопросной базы. При использовании тестирования в учебном процессе важно помнить, что каждый вопрос не должен иметь многоцелевую направленность, а призван выявлять лишь один определенный аспект. [15, c. 43]

Теоретический материал должен содержать систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания. При подготовке материала следует руководствоваться следующими положениями:

— особое внимание должно уделяться связи рассматриваемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями его образованности, а также рассмотрению новых сведений (концепций, фактов); дидактический обучение профессиональный

— должны отражаться различные взгляды на рассматриваемые вопросы независимо от личной позиции преподавателя;

— не допускается использование устаревших или вызывающих сомнение сведений;

— краткие выводы по теме должны ориентировать учащегося на определенную совокупность сведений, которые следует усвоить и запомнить.

По каждой логической структурной единице необходимо разработать вопросы (тесты) для контроля знаний. Вместо учебника может быть представлен курс лекций по данной дисциплине. Структура текстов лекций, то есть последовательность разделов, тем и вопросов должна полностью соответствовать тематическому плану учебной программы по дисциплине. Тексты лекций должны содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на контрольные вопросы по теме и тестовые задания.

Практикум должен включать в себя:

тексты задач (практических ситуаций) для самостоятельного решения при подготовке к итоговой аттестации;

примеры решения задач (практических ситуаций) по темам, на которые предложены аналогичные задания в экзаменационных билетах.

Практикум может содержать:

— задания и упражнения (с примерами выполнения). Объем материалов (практические задания, семинарские занятия, лабораторные работы, приложения) соотносить с учебным планом. [18, c. 196]

Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение учебного материала дисциплины (как правило, семестровый курс), отобранного в соответствии с учебной программой и структурированного на фрагменты (входящие в модуль). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала. Необходимо соблюдать общепринятые формулировки (названия, определения, обозначения), которые были введены в дисциплинах, предшествующих данной, или будут использоваться в дальнейшем.

Дидактические средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции педагога.

Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы обучающихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.

1.2 Классификация дидактических средств обучения

Существует множество различных классификаций дидактических средств. Обобщая результаты исследования различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что и классификация функций, и классификация средств не отвечают жестким требованиям разделения. Отдавая себе отчет в том, что этот недостаток действительно есть, наиболее целесообразно выбрать классификацию, основания которой связаны с характером воздействия дидактических средств на обучающегося. В соответствии с этим критерием дидактические средства подразделяются на:

— визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

— аудиальные (слуховые), включающие аудиозаписи, пластинки, магнитофонные ленты;

— аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.

В процессе обучения визуальные и аудиальные средства, облегчают взаимодействие сигнальных систем, выделенных И. П. Павловым: первой, основу которой образуют сигналы, непосредственно отображающие действительность, и второй, основывающейся на сигналах словесных. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами непосредственных воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализации о явлениях действительности. Этим, в частности, объясняется и такой пример: звук звонка, точно так же как и слово «звонок» (высказанное или написанное), вызывает у человека одну и ту же реакцию.

Визуальные средства обучения обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

служить опорой для понимания речевой структуры;

быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

1) проецировать на экран различные ситуации для развития речи;

2) выполнять роль обратной связи в форме ключей.

В процессе обучения явления действительности можно демонстрировать с помощью естественных образцов, но можно воспользоваться и моделями, картами и другими визуальными средствами обобщающего характера.

Естественные образцы можно демонстрировать в их естественной среде (например, звери, живущие на свободе), в искусственных условиях (например, звери в зоопарке) или в препарированном виде (чучела животных).

Перечисленные способы использования визуальных средств обучения имеют много достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют обучающимся приобрести представления, соответствующие действительности, что не может не оказать положительного влияния на процесс формирования понятий. Однако далеко не всегда педагог располагает естественными образцами или их препаратами. В таких случаях, как правило, используются средства, их заменяющие, т. е. модели, изображения, карты, схемы, графики и диаграммы. Эти средства позволяют представить объект в уменьшенном или увеличенном виде, в разрезе (модели), подчеркнуть причинно-следственные, функциональные и другие зависимости (графики и схемы), продемонстрировать действительность с помощью условных визуальных знаков (карты).

Доля аудиальных средств в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники и связанному с ним развитию стереофонии, позволяющему использовать как в классной, так и во внеклассной работе с обучающимися проигрыватели, радио и магнитофоны, которые увеличивают возможность использования аудиальных средств обучения. Эти средства оказывают педагогу неоценимую помощь на занятиях по различным предметам. Еще более важные дидактические функции выполняют аудиальные средства на занятиях по музыкальному воспитанию. Они становятся одним из главных средств формирования музыкальной культуры обучающихся, содействуют развитию интереса к музыке и пению, углублению чувства прекрасного, вырабатывают умение слушать музыку и подготавливают к занятиям ею.

Аудиовизуальные средства обучения используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. К ним относят радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонные кабинеты (специальные аудитории, оборудованные комплексом звуко-технической, проекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом создавать оптимальные условия для самостоятельной работы обучающихся по овладению навыками устной речи, культурой речи родного языка, профессионально-исполнительскими навыками по специальности).

Учебное кино, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в другие страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации). Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и её частной методики, возраста обучающихся, степени научной подготовленности и дидактического назначения.

В связи с последним различают:

— фильмы, выполняющие функцию короткихкиносправок;

— целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы;

— фильмы, помогающие усвоить производственные навыки для демонстрации на специальных тренировочных стендах;

— инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производственных правил;

— вводные, или вступительные, необходимые для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, её целями и задачами;

— заключительные (по всей дисциплине или её разделу), которые применяются для повторения пройденного материала и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов.

Цикл учебных фильмов применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется главным образом методом кинематографического решения. Деятели современного учебного кино при создании кинолент руководствуются идейной направленностью, стремятся к научной точности фильма, соответствию его современному уровню науки, а также требованиям учебной программы.

1.3 Использование дидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования

Роль дидактических средств заключается в усилении реализации дидактических принципов.

Важно учитывать, что дидактические средства обучения надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно. Для правильного использования дидактических средств обучения необходимо найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.

Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения дидактических средств обучения, являются следующие:

— недостаточная методическая подготовленность педагога;

— неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на занятиях, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

— бесплановость, случайность их применения;

— перегруженность занятия демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

Применение дидактических средств обучения создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного дидактического средства сильно утомляет обучающихся. В связи с этим использование дидактических средств должно подчиняться специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований:

— Дидактические средства желательно применять через 5-10 мин после начала работы.

— При использовании дидактических средств обучения однообразная структура занятия ведет к быстро развивающемуся утомлению, так как трудно в течение всего занятия выполнять одну и ту же деятельность. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием дидактических средств, чередовать различные методы и приемы работы.

-В течение недели количество занятий с применением дидактических средств для обучающихся не должно превышать 3-5.

-При использовании звуковых средств обучения длительность применения звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше. При использовании для подачи звукозаписи наушников необходимо оборудовать их индивидуальными регуляторами громкости, позволяющими устанавливать комфортный уровень громкости звуковых сигналов.

Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления обучающихся определяется совокупностью и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемого дидактического средства, интенсивности и эмоциональности занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.

На занятиях с использованием дидактических средств педагог:

— выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;

— сосредотачивает внимание обучающихся на содержании информации, получаемой посредством дидактических средств;

— обращает внимание обучающихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта;

— активизирует, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся;

— создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск;

— устанавливает связи между содержанием дидактических пособий и темой занятия;

— подводит обучающихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;

— вызывает воспроизведение запечатленных ранее образов.

Применение экранных средств на занятиее подразумевает особую структуру занятия:

1. Подготовка к просмотру.

Если используется достаточно продолжительный фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с обучающимися его план. Пункты плана ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.

2. После демонстрации педагог проводит беседу, в ходе которой:

— выясняет, как усвоен материал, что было непонятно;

— связывает новый экранный материал с ранее изученным;

— уточняет и дополняет полученные представления, приводит их в систему, делает выводы, обобщения.

О глубине понимания и прочности запоминания познавательного материала судят по качеству рассказов обучающихся, которые должны соответствовать следующим требованиям:

— воспроизвести верно и в логической последовательности основные моменты материала;

— правильно выявить причинные связи между предметами и явлениями;

— не ограничиваться изложением текста и дополнениями педагога, в своем комментарии расширить и углубить их.

По соответствию ответов обучающихся этим параметрам педагог может оценить эффективность применения дидактических средств в данном случае.

Рассмотренные особенности дидактических средств определяют их место в учебно-воспитательном процессе. Их можно использовать на занятиях:

— как источник новой учебной информации;

— как средство иллюстрации учебного материала;

— с целью систематизации и обобщения знаний;

— образность, наглядность, выразительность дидактических средств позволяют использовать их как зрительную и слуховую опору для организации самостоятельной работы обучающихся.

1.4 Возрастные особенности обучающихся в системе среднего профессионального образования

Студенчество в целом представляется особой социальной категорией, общностью людей, целенаправленно и систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, обладающих высоким уровнем познавательной мотивации и активным потреблением культуры [3,4].

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые должны быть учтены при моделировании тех или иных педагогических процессов. В нашем случае это необходимо для выбора средств накопления субъектного опыта студентов, позволяющего формировать готовность будущих специалистов к профессиональной мобильности, сообразно возможностям обучающихся, то есть наиболее оптимальными способами.

Обучение по программам среднего профессионального образования осуществляется в среднем 3-4 года и проходит в возрастном периоде от 15-16 лет до 19-20 лет. Согласно возрастной периодизации, принятой в российской психологии и педагогике, этот период охватывает раннюю юность (старший школьный возраст) и позднюю юность (чаще всего относимую к студенчеству высших учебных заведений).

На основании анализа психологической литературы [1, 2, 4] можно кратко охарактеризовать особенности старшего школьного возраста следующим образом. В период с 15 до 18 лет основным фактором психологического развития и трансформации личности подростка является его личностное и профессиональное самоопределение.

Основными признаками этого периода являются повышенная психоэмоциональная возбудимость, частая смена настроения, состояние тревоги, связанные с физиологическими изменениями, происходящими в организме подростка. Особенности физического развития в это время обусловливают быструю утомляемость, частое состояние подавленности. Кроме того, в этот период начинает свое развитие качественно иная коммуникативная составляющая личности. Уровень и качество коммуникаций со сверстниками претерпевают изменения, становятся более осмысленными и разнообразными. Появляется групповое обособление по культурным, субкультурным, социальным и иным сообществам. Юноши и девушки, стремясь понять и осмыслить проблематику выбора дальнейшего пути развития и жизни, объединяются в группы с качественной иной формой коммуникации, нежели ранее, в период позднего детства.

Учет перечисленных особенностей должен найти свое отражение в особенностях организации процесса по содействию подросткам в накоплении элементов субъектного опыта, общих компетенций на первых порах, когда студенты только начинают свое обучение в колледже. Методы и формы, применяемые в образовательном процессе, должны быть направлены на стимулирование развития коммуникативных новообразований, учет особенностей психоэмоционального состояния подростков.

В старшем школьном возрасте подросток еще не способен к сознательному, адекватному профессиональному самоопределению. Этот этап наступает позже, к 18-20 годам, когда обучающийся, например, получив среднее общее образование, поступает в вуз.

По сути, перед подростком, окончившим 9-ый класс, стоит задача по выбору дальнейшего жизненного пути и, как важнейшей его составляющей, выбору будущей профессии.

Указанные особенности контингента учреждений среднего профессионального образования следует учесть при моделировании процесса формирования готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Со студентами-первокурсниками должна проводиться активная профориентационная работа и быть приложены максимальные усилия к переводу внешней мотивации учения во внутреннюю. Это, в свою очередь, может быть реализовано через использование профессионально-ориентированных примеров и заданий уже на первом году обучения.

В настоящее время, когда процесс применения таких средств уже вышел за рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в учебный процесс, и на этом пути уже накоплен некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого термина «современные дидактические средства» и его концепция, которую первопроходцы-энтузиасты нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться. [6, c. 107]

По итогу в выше изложенном материале были сформулированы требования к системе «современных дидактических средств», проанализировано содержание материалов, предложены методические приёмы и их использование в рамках традиционного обучению технологии. Приведён примерный конспект занятия по изучению нового материала.

2. Разработка и апробация дидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования

2.1 Роль и место дидактических средств обучения, в профессиональной подготовке обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик»

Раздел «Устройство автомобилей» МДК 01.02 является неотъемлемой, самой важной частью программы ППКРС по профессии СПО «Автомеханик». Педагог, ведя данный раздел, передает важные знания и практический опыт своим обучающимся, без которых они не смогут в полной мере овладеть своей специальностью. Этот раздел, по мере его изучения, поможет закрепить уже имеющиеся знания, полученные на других дисциплинах, провести междисциплинарные связи для лучшего понимания и усвоения учебных материалов, а также научит обнаруживать и устранять неполадки в работе автотранспорта, ошибки в выполнении действий при ремонте агрегатов, нарушения правил эксплуатации автомобилей и безопасности при его использовании и т.д. Всё вышеперечисленное будет малоэффективным без применения современных дидактических средств обучения, в связи с быстрым темпом развития автомобильного производства и техники в целом. Можно сказать, что именно современные дидактические средства обучения в данной дисциплине могут положительно влиять на итоговые знания и умения студентов колледжа.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности обучающийся должен иметь практический опыт:

* проведения технических измерений деталей машин соответствующим инструментом и приборами;

* выполнения ремонта деталей автомобиля;

* снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;

*использования диагностических приборов и технического оборудования;

* выполнять метрологическую поверку простейших средств измерений;

* выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для ремонтных работ;

* снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

* определять неисправности и объём работ по их устранению и ремонту;

* определять способы и средства ремонта;

* применять диагностические приборы и оборудование;

* использовать специальный инструмент;

* оформлять учётную документацию;

* средства метрологии, стандартизации и сертификации;

* основные методы обработки автомобильных деталей во время ремонта;

* устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

* назначение и взаимодействие основных узлов и агрегатов ремонтируемых автомобилей;

* технические условия на регулировку и испытание отдельных узлов и механизмов автомобилей;

* виды и методы ремонта автомобилей;

* основные способы восстановления изношенных деталей автомобилей.

Так же результатом освоения профессионального модуля ПМ.01 данной программы ППКРС является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: устройство автомобиля, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями (таблица 1):

Таблица 1 Профессиональные и общие компетенции

Наименование результата обучения

Диагностировать работоспособность автомобиля, его агрегатов, узлов, механизмов и систем

Выполнять работы по различным видам технического обслуживания автотранспортных средств

Разбирать, собирать агрегаты, узлы и механизмы автомобиля и устранять неисправности

Оформлять отчётную документацию по техническому обслуживанию автотранспортных средств

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

При выполнении своих прямых обязанностей автомеханик применяет в практике дидактические средства, так как они упрощают восприятие информации и являются вспомогательным материалом при ремонте автомобилей.

Автомеханик занимается ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей (легковых, грузовых, автобусов). Этот специалист хорошо знаком с устройством самых разных автомобилей. Он может по разным признакам выявить причины неисправности в автомобиле, предупредить и устранить поломки.

Автомеханик работает, применяя не только слесарные инструменты, но и диагностическое оборудование. Он знаком с правилами сборки и разборки узлов агрегатов автомобиля.

Работа автомеханика тяжела физически и при не соблюдении правил безопасности травмоопасна: возможны переломы, ожоги, травмы глаз.

Навредить здоровью также могут постоянный шум, громкие звуки и выхлопные газы. Работать приходится, как правило, в сжатые сроки, иногда даже сверхурочно.

В скоростной век автомобилей без профессии автомеханика не обойтись. Кто как не он найдёт причину неисправности и устранит её. В автосервисах такой специалист может выполнять самые различные виды работ. В настоящее время автомобильные организации занимаются как устранением небольшой неисправности автомобиля и косметическим ремонтом, так и полным восстановлением разбитой машины.

В настоящее время, профессия Автомеханика считается очень востребованной на рынке труда. Многие фирмы и многие предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах в этой области, потому как отрасль развивается быстро, а специалисты еще только получают образование.

2.2 Разработка дидактических средств обучения по разделу «Устройство автомобилей» МДК 01. 02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Изучив материалы и структуру раздела «Устройство автомобиля», а так же имеющуюся базу дидактического обеспечения, был произведен анализ для выявления недостатков и слабых мест имеющихся материалов. Анализ проводился методом сравнения дидактических материалов, используемых при обучении в Ульяновском профессионально-педагогическом колледже с разработанными мной материалами. Результаты показали, что часть дидактических материалов устарела или является неэффективной.

Пример: плакат с технологической картой «Снятие и установка ремня ГРМ» автомобиля модели ВАЗ 2110 устарел; плакат с технологической картой «Система охлаждения двигателя» является менее эффективным, в сравнении с презентацией в программе PowerPoint с поэтапными фотографиями разбора и контрольно-поясняющей информацией после каждой фотографии, или показательным видеоматериалом о разборе данного автомобиля.

Для изучения первого раздела «Устройство автомобиля», темы «Двигатель внутреннего сгорания» были разработаны следующие дидактические средства:

1. Презентация «Снятие и установка ремня ГРМ». Презентация содержит 6 слайдов, рассчитана на 6-8 минут. Полная версия презентации представлена в приложении А.

3. Презентация «Система охлаждения автомобилей» (см. приложение Б). Презентация на 18 слайдов с подробным разбором системы охлаждения автомобиля, и фотографиями. Рассчитана на 15-20 минут.

4. Видео «Система охлаждения ДВС» (см. приложение А).Длительность: 17 минут. Содержит материал овсей системе охлаждения ДВС,а также про циркуляцию охлаждающей жидкости в ДВС.

Разработанные нами дидактические средства а именно, вместо плаката технологической карты мы применили презентацию, что позволяет обучающимся легко воспринимать информацию и в дальнейшем применять это на практике.

2.3 Тематический план раздела «Устройство автомобилей» МДК 01. 02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Разработанный нами тематический план раздела «Устройство автомобилей» междисциплинарного курса МДК 01.02 представлен в таблице 2.

Таблица 2 Тематический план раздела «Устройство автомобилей» МДК 01. 02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *