средства обучения на уроках географии
Средства обучения географии,их классификация и значение.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Средства обучения географии, их классификация, значение. Шашина Виктория Андреевна
Все многообразие требований, предъявляемых к средствам обучения подразделяются на следующие группы: 1. научно- педагогические 2. технические ( технологические и экономические) 3. эргономические 4. гигиенические и техники безопасности 5. специфические, обусловленные содержанием предмета.
Оснащение кабинета географии в соответствии с ФГОС.
Функции средств обучения Обеспечения операционной деятельности учащихся; Управление учебно – познавательной деятельностью учащихся; Развивающая; Пополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических обьектах и явлениях; Управления учебно-воспитательным процессом Воспитывающая; Наглядности.
Классификация карт по масштабу по пространственному охвату по содержанию Классификация карт по масштабу Планы- 1:5000 и крупные Крупномасштабные 1:10000; 1:200000 включительно. Среднемасштабные 1:200000, 1:1000000 включительно Мелкомасштабные мельче 1:100000
Классификация карт по пространственному охвату Карты солнечной системы Карты планет Карты полушарий Материков и океанов Карты стран Карты субъектов РФ Карты промышленных и с/х районов Карты отдельных территорий ( заповедников) Карты населенных пунктов карты городских районов.
Карты океанов Карты морей Карты заливов Карты проливов Карты гаваней. Классификация карт по содержанию Общегеографические Тематические Специальные
Общегеографические карты С ровной подробностью отображают все элементы местности и имеют универсальное применение при изучении территории, ориентировании на ней, решении научных практических военных задач. Топографическое 1:1000000 и крупные обзорно- топографические 1: 200000 и 1: 1000000 Обзорные мелкие 1:1000000
Тематические карты Это наиболее обширная и разнообразная категория карт, содержание которых определяется той или иной конкретной темой. Карты природных явлений: охватывают все компоненты природной среды и их комбинации. Пример : карты геологические, тектонические, полезных ископаемых, сейсмичности и вулканизма. 5. Геофизические ( магнитного поля, сейсмометрические) 3. Рельефа земной поверхности и дна океанов 4. Метеорологические и климатические ( температурный режим) 5. гидрологические ( водного режима, загрязнения вод)
6. океанологические ( флора и фауна морей и океанов, загрязнения океана.) 7. Почвенные ( загрязнение почв, почвенное реанимирование) 8. Геоботанические ( современный растительный покров) 9. Зоогеографические ( ареалы отдельных видов животных) 10. Общие физико-географические карты ( охраны природы)
Карты общественных явлений Группа карт постоянно расширяется за счет появления новых тем характеризующих общество. Карты населения ( трудовых ресурсов, миграций) Карты хозяйства ( промышленности, транспорта и связи. Карты науки и культуры (памятников культуры) Карты обслуживания и здравоохранения ( отдыха и туризма) Карты политические и политико- административные Карты исторические ( военно-исторические)
Специальные карты предназначены для решения определенных технических задач или для определенного круга пользователей. карты навигационные Карты кадастровые Технические проектные ( учебные, экскурсионные, тактильные карты для слабовидящих)
Использование карт: сферы: Ориентирование на местности и навигация Хозяйственная деятельность, разведка ископаемых. Инженерное проектирование и строительство Контроль экологической обстановки Научные исследования и прогноз Культурно- просветительская деятельность, образование. Обеспечение принятия решений в области внутренней и внешней политики. Обеспечение обороноспособности страны Использование карт для познаний изображенных на них явлений- картографический метод исследования (ориентирован на потребителя)
Тематическая карта Математическая основа Картографическое изображение легенда Доп.оснащение проекция масштаб компоновка графическая основа Тематическая основа гидрография границы Населенные пункты Пути сообщения Элементы тематического содержания Текстовые пояснения таблицы знаки тексты диаграммы Карты врезки схемы графики
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДA-041785
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Реферат по дисциплине: «Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ» По теме: «Система средств обучения географии и методика их использования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ»
« Система средств обучения географии и методика их использования. »
Сидорова Елена Александровна
Общая характеристика средств обучения географии.
2. Классификация средств обучения географии.
Требования к средствам обучения географии, оснащение кабинета географии в соответствии с ФГОС.
Методики использования средств обучения географии.
Обучение по современным программам, построенным с учетом потребностей постоянно развивающегося общества, требует применения эффективных методов подачи учебного материала, что, в свою очередь, вызывает необходимость включения в учебный процесс различных средств обучения. При этом неизбежно возникает проблема отбора и использования таких средств, которые позволяют добиться оптимального результата в решении конкретной учебной или воспитательной задачи.
Педагогические исследования, опыт работы школ убедительно показывают, что обучающие и воспитывающие свойства средств обучения наиболее полно проявляются при их комплексном, системном использовании.
Решая задачи повышения эффективности использования средств обучения географии, необходимо учитывать так же возможность применения вычислительной техники при изучении этого предмета. В первую очередь это решение задач в курсах экономической и социальной географии России и мира, анализ различных диаграмм и графиков с помощью компьютерных технологий.
Необходимой предпосылкой эффективного использования средств обучения в учебном процессе является методическая подготовка учителя, его готовность и умение работать со средством обучения. Но даже при наличии соответствующей подготовки учителя систематическое использование средств обучения невозможно без ряда определенных условий, которые могут быть созданы только в учебных кабинетах.[3]
Общая характеристика средств обучения географии.
Учебный материал осваивается учащимися по разным источникам знаний. Для усвоения знаний в объеме учебной программы, необходимы определенные педагогические и методические условия. Учитель должен организовать познавательную деятельность ученика – слушание, фиксирование услышанного, запоминание и т.д. Объем и качество этих знаний зависят от реализации требований учебной программы, педагогического и методического мастерства учителя, индивидуальных особенностей учащихся.
Источники знаний, включенные в учебный процесс с целью решения образовательных и воспитательных задач, становятся средством обучения, или учебными средствами.
Однако средства обучения служат не только источником знаний, они формируют практические умения и навыки. Например, некоторые из приборов и инструментов имеют двойное функциональное назначение и могут служить либо источником знаний, либо средством формирования практических умений и навыков (компас, карта…).
Средства обучения представляет собой многогранную учебно-комплексную систему, подчиненную определенной структуре. Систематическая работа со средствами обучения является важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Важной чертой средств обучения является то, что, взаимодействуя с методами обучения, они оказывают существенное влияние на их совершенствование. Систематическая работа со средствами обучения побуждает к поиску активных методов и организационных форм обучения, способствующих развитию творческих сил и способностей школьников. [ 2]
Классификация средств обучения географии.
Средства обучения (или учебно-наглядные пособия и источники знаний) – это разнообразные материальные предметы и орудия, используемые в процессе обучения для решения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Средства обучения должны быть приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя и содействовать наилучшему овладению знаниями и умениями при наименьшей затрате времени и энергии. Важнейшими функциями средств обучения являются: 1) активизация познавательной деятельности учащихся, 2) обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний, 3) внесение разнообразия и новизны в учебный процесс,
Правильному использованию средств обучения помогает знакомство с их классификацией. В методике географии попытки классификации средств обучения предпринимались неоднократно. Однако большая часть этих классификаций либо опиралась на внешние признаки, либо осуществлялась по формальным основаниям. Так, по внешним признакам средства обучения подразделялись на объемные, плоскостные, световые, натуральные и т. д., по характеру использования — на демонстрационные и раздаточные, в зависимости от места использования — на классные, внеклассные, применяемые на географической площадке.[3]
Нетрудно заметить, что классификации, в основе которых лежат внешние признаки, носят формальный характер. Они не учитывают сущности средств обучения, особенностей их содержания и дидактические возможности, не служат ориентиром в оснащении процесса учебного познания средствами обучения.
В основу классификации средств обучения целесообразно положить принцип их группировки по способу изображения географических объектов и явлений, поскольку предметом школьной географии является изучение реальных предметов и явлений и пространственно-территориальных систем. Исходя их этого, все средства обучения географии могут быть подразделены на следующие четыре группы:
а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности, изучаемые в условиях класса (коллекции, гербарии и т.п.);
б)природные объекты и продукты хозяйственной деятельности в естественной среде, изучаемые на экскурсиях.
Эти средства обучения служат задачам образования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, отношениях.
2.Изображение натуральных географических объектов и явлений:
а)модели объемные (модели форм земной поверхности, хозяйственных объектов и т.п.);
б)иллюстративные пособия плоскостные (настенные картины, рисунки, фотографии, портреты, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты).
Средства этой группы способствуют образованию представлений и научных понятий о природных и хозяйственных объектах и явлениях.
3.Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры):
а) вербальные (учебники, справочники, тетради на печатной основе, текстовые таблицы, хрестоматии, интернет-сайты);
б) картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, карты-схемы и т.д.);
в) графические схематические пособия (схемы структурные и классификационные, схемы связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений);
г) графические статистические пособия (графики, диаграммы, таблицы).
Средства обучения этой группы служат целям формирования географических представлений, раскрытию сущности и структуры объектов и явлений, особенностей их пространственно-территориального размещения.
4.Предметы для воспроизведения и анализа явлений природы:
а) приборы для проведения измерительных работ на местности;
б) приборы для определения количественных и качественных показателей явлений природы;
в) приборы для картометрических работ;
г) приборы для воспроизведения годового и суточного движения Земли (теллурий и др.).
Главные функции этой группы средств обучения – формирование умений и навыков пользования приборами, фиксации и обработки материалов, анализа разнообразных явлений природы и общества.[4]
Требования к средствам обучения географии, оснащение кабинета географии в соответствии с ФГОС.
Средства обучения географии могут быть успешно использованы в учебном процессе при условии их размещения в специально оборудованном классе. Кабинет географии рассматривается как сложная система, включающая систему средств обучения, мебель и приспособления для рабочих мест учителя и учащихся, устройств для хранения учебного оборудования, установки и передвижения технических средств обучения, экспозиционные материалы, комплекты научно-методических пособий.
Общеизвестно, что при обучении географии наибольшее количество времени в ходе урока у учителя уходит на работу с географическими картами. Отсюда необходимо предусмотреть в рабочей зоне деятельности учителя максимально благоприятные условия для демонстрации прежде всего картографических пособий. С этой целью используются различной конструкции картоподъемники и подставки с приспособлениями для демонстрации карт.
На уроках географии осуществляется значительное количество демонстраций объемных средств (макетов, моделей, а также приборов). В целях обеспечения наилучшей видимости этих средств обучения в оборудовании рабочего места учителя важно предусмотреть демонстрационный стол.
Классная доска используется учителем и учащимися для выполнения различных заданий и упражнений, для письма, зарисовки, вычерчивания схем, диаграмм, карт-схем, заполнения контурных карт и т.д., а также для размещения демонстрационных таблиц и картин, аппликаций и проецирования экранных пособий. Поэтому целесообразно использовать универсальную раздвижную доску.
Средства обучения размещаются и хранятся в кабинете географии по разделам программы и классам. В конструкции секционных шкафов необходимо специально предусмотреть возможности для хранения карт и других картографических пособий. Следует выделить также емкости для хранения приборов и приспособлений для проведения практических работ на местности, коллекционных и гербарных материалов. В секционных шкафах должны храниться аудивизуальные пособия, книги, журналы.
Для кабинета географии необходим комплект технических средств обучения, диапроекторы, кинопроекторы, видеомагнитофон, телевизор, графопроектор для работы с изображениями на прозрачной пленке.
Неотъемлемой принадлежностью географического кабинета географии являются картотеки различного содержания: подготовки учителя к уроку, предметов учебного оборудования, задач и упражнений для учащихся по темам, картотека письменных проверочных работ, тематическая картотека.
4. Методики использования средств обучения географии.
Современные учебники географии характеризует высокий научный уровень и глубоко продуманный, педагогически обоснованный методический аппарат.
Изучение опыта работы учителей географии показывает, что большинство их правильно понимают дидактические функции учебника географии и систематически ведут работу с ним на всех этапах процесса обучения. И все же обучающие и развивающие функции учебника реализуются не полностью. Причины этого разные, наиболее типичные из них: 1)у части учителей существует мнение о том, что применение учебника на уроке служит признаком слабого владения учителем учебным материалом, как бы снижает его авторитет в глазах учащихся. В результате этого заблуждения недооценивается значение учебника и, как следствие, не ведется систематическая работа с ним в процессе обучения; 2)переоценка роли учебника, когда учитель работает только по учебнику, «от сих до сих», без привлечения других средств обучения, материал дается и заучивается в строгом соответствии с текстом.
Успешная работа с учебником возможна только при условии, что учитель, во-первых, сознает важность этой работы и ведет ее систематически, во-вторых, хорошо знает его содержание и особенности построения и, в-третьих, сам владеет приемами работы с этим средством обучения. Приступая к изучению очередного курса географии, необходимо объяснить (или напомнить) учащимся, как построен учебник, каковы основные элементы его содержания, как ими пользоваться в процессе изучения учебного материала, какую информацию можно получить, прибегая к использованию того или иного структурного компонента.
Весьма важным условием прочного усвоения знаний является правильно организованная работа с картой. Для этого необходимо использовать все основные виды памяти: зрительную, двигательную и словесно-смысловую. Работа по запоминанию идет одновременно с анализом настольных карт. Целесообразно использование самодельных дидактических материалов: цветных флажков, стрелок. Существуют правила показа на карте. Надо стоять сбоку от карты, не заслоняя ее, лицом к свету. Показывать только указкой, держа ее за конец, чтобы не подходить близко к карте. При показе населенных пунктов указку ставят в месте пунсона, а не надписи. Площадные изображения надо обводить по контуру. Реки показывают от верховьев к устью.
Весьма важна работа с контурными картами, которая служит средством усвоения и закрепления в памяти учащихся географических объектов. В V-VI классах работа с контурными картами проводится в классе и дома. Она заключается в том, что учащиеся, ориентируясь на настольной карте, находят на контурной карте местоположение соответствующих объектов, отмечают их и надписывают. Иногда целесообразно нанесение географических объектов на контурную карту. В VII-X классах контурные карты используются как географическая основа для составления различных картосхем. Например, при изучении климата на контурные карты наносятся изотермы, направления ветров, направления экономических связей, районы размещения сырья, топлива и т.п. Возможно использование контурных карт в качестве конспекта при объяснении нового материала учителем.
3) Глобус — модель земного шара, имеет ряд преимуществ перед картой. На глобусе не искажаются расстояния между отдельными пунктами и сохраняются правильные соотношения площадей и постоянство масштаба во всех направлениях. Контуры географических объектов подобны существующим на земном шаре. Эти преимущества глобусов перед картами способствуют формированию у учащихся более точных пространственных представлений, а также необходимы для проведения многих упражнений:
Общее знакомство с земным шаром.
Изучение строения поверхности Земли.
Изучение движения Земли.
Изучение градусной сети.
Глобус необходим, прежде всего, для создания правильных представлений о полюсе, экваторе, меридианах и параллелях. После этого целесообразно переходить к карте полушарий. В этом случае удобен черный глобус, на котором можно чертить мелом градусную сеть. На глобусе важно показать определение кратчайшего расстояния (ортодромии), для чего используется лента миллиметровой бумаги. То же надо проделать на карте, результаты сравнить. В заключение дается представление о картографической проекции. Крупнейшие географические объекты, материки, океаны, крупные моря и острова, большие страны целесообразно сначала показывать на глобусе, а затем на карте.
В старших классах с помощью глобуса разъясняются принципы построения картографических проекций. Для этого применяют проекционные проволочные и стеклянные глобусы. Многие вопросы географического положения невозможно уяснить без глобуса, в частности, о расположении страны или группы стран на земном шаре и по отношению ко всему миру. Понятие о формировании климата и почвенно-растительных зон невозможно объяснить без применения глобуса. В учебной работе часто применяется теллурий — прибор, иллюстрирующий движение Земли. Главное его назначение — показать одновременное движение Земли вокруг своей оси и по эллиптической траектории вокруг Солнца.
Приемы работы с наглядными средствами обучения географии.
4) Наглядные средства обучения географии : картины, рисунки и фотографии; стенные картины, специально издаваемые для учебных целей. Например, серия из 20 картин по географии материков для VII класса. Отдельно изданы картины «Представители животного мира», «Представители растительного мира», репродукции картин художников, почтовые открытки.
Использование иллюстраций в качестве наглядных пособий при обучении зависит от полноты и глубины содержания сущности изучаемых объектов. Некоторые иллюстрации могут быть основой для самостоятельной работы учащихся над характеристиками объекта. Иллюстрации можно показывать в ходе изложения нового материала по мере надобности. В ходе беседы учитель направляет учащихся на рассмотрение и вычленение характерных признаков и взаимоотношений изучаемых объектов и явлений по картине. Работе с картинами посвящено специальное лабораторное занятие, на котором вопрос рассматривается более детально.
В обучении географии широко применяются диапозитивы и диафильмы. Большое значение имеет применение кинофильмов и телепрограмм. В зависимости от темы проводятся вводная и заключительная беседы по основным вопросам. Полезны для образования телепередача о путешествиях, научно-популярные фильмы продолжительностью не более 20-25 минут.
Большое значение имеет демонстрация коллекций и моделей. Из учебных коллекций наиболее распространены:
Наборы образцов пород и минералов, содержащих полезные ископаемые.
Гербарии типичных растений для каждой природной зоны.
Гербарии культурных растений.
Наборы образцов промышленных изделий.
Коллекции почвенных монолитов.
Наиболее целесообразно использование коллекций в качестве раздаточного опытного материала. При недостатке коллекций образцы используются в качестве демонстрационного материала.
Географические модели — объемные пособия, воспроизводящие объекты или движение в уменьшенном виде. Географические модели применяются двух типов:
— Макеты объектов (горного хребта, долины, холма и т.п.)
— Рельефные карты, воспроизводящие устройство поверхности или береговую линию.
Основной недостаток макетов рельефа и рельефных карт — несоответствие их вертикального и горизонтального масштабов, что очень искажает представление учащихся о рельефе. Особый тип моделей представляют собой подвижные модели, воспроизводящие физико-географические процессы (артезианский колодец), ландшафтные модели холма или горы. Применимо и полезно моделирование детьми макетов объектов, процессов из пластилина или другого материала в ходе занятий.[4]
На уроках географии без средств обучения обойтись практически невозможно. Правильно подобранные, выстроенные в гармоничную систему урока, средства воздействуют на эмоции учащихся, активизируют их. Активизация проявляется как непосредственное интенсивное переживание ребенка, которое придает определенную направленность его мышлению, служит стимулом его деятельности, источником уверенности в правильности избранного пути.
Поэтому средства обучения нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности. Стимуляция познавательных интересов вызывается, прежде всего, новизной средств обучения. Наконец роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу. [ 5 ]