средства обучения информатике в начальной школе
Статья по информатике.»ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИНФОРМАТИКЕ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(руководитель: Сафонова Л.А., к.п.н., доцент)
Почему в настоящее время столько внимания уделяется обучающим компьютерным программам и играм? Компьютер – милое создание, которое в отличии от учителя и родителей не настойчив и не ругается. Не стоит удивляться, что образовательной программе за час удастся сделать то, на что учителю в классе не хватит и десяти уроков.
Детские компьютерные обучающие программы способствует развитию активного словаря, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, воображения, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, внимания, пространственного ориентирования.
Обучающая программа – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Обучающая программа является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть связана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер, то есть используются пояснения, правила, образцы выполнения заданий и т.п. Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
использование автоматического устройства;
индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Компьютерные обучающие программы для детей созданы, в основном, в форме игры. Это к омплексы, включающие разнообразные задачи на развитие мышления, внимания, памяти. В них блоки задач объединены в общую игровую оболочку с некими сопровождающими персонажами из мультфильмов, которые подбадривают пользователя, начисляют очки, и рассказывают, как переходить к следующему заданию.
Каким детям подходят подобные программы?
В принципе, всем, которые любят компьютер и умеют уверенно с ним обращаться. Особенно полезны компьютерные программы для:
детей, которые плохо усваивают материал на занятиях в школе и нуждаются в повторении;
маленьких лентяев, которым не нравится традиционный способ обучения;
детям, у которых по каким-либо причинам проблемы с обучением: им нужно больше времени, чтобы понять новый материал, необходимы акустические или оптические эффекты программы, чтобы лучше усвоить материал.
Обучающая программа должна подходить ребенку. Большинство программ устроено таким образом, что школьники сами выбирают учебный материал и задания. Их недостаток в том, что дети могут выбрать только самые легкие задания и находиться в обманчивой уверенности, что достигли неимоверных успехов, в то время как для их возраста подобные успехи считались бы посредственными. Это причина, по которой учителя и родители должны контролировать процесс обучения. Нужно договориться с ребенком, что он будет выполнять задания повышенной сложности.
Существуют программы, дополнительно предлагающие затейливые игры «на закуску». Дети же не способны устоять и чаще играют в игры, чем серьезно занимаются. Это рассеивает их внимание при обучении. Для таких детей лучше выбирать программы, в которых задания представлены в виде игр (решение загадок, пазлы, детективные задачки). Нельзя доверять тем программам, в которых развлечениям уделяется больше места, чем образовательной части.
Основные признаки хорошей образовательной программы следующие:
различные уровни сложности;
задачи различного типа;
помощь, если ребенок не понимает своих ошибок и делает их снова и снова;
возможность самостоятельно устанавливать лимит времени для решения задачи.
В качестве примера дадим небольшой перечень качественных обучающих программ для младших школьников.
Сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома:
Развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Детский портал: развивающие компьютерные игры
Программно-методический комплекс позволяет организовать совместную творческо-эвристическую деятельность детей, ориентированную на коллективное решение общей задачи при работе за одним компьютером.
Комплекс педагогического продукта, соединяющий в себе идейный фундамент, учебник для школьника, программное обеспечение и рекомендации для учителя.
Методы обучения информатике в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы обучения информатике в начальной школе
Начальный курс обучения информатике наиболее ответственный этап в общеобразовательной подготовке школьников. Его цели далеко выходят за стандартные рамки формирования элементов информационной культуры. Здесь имеет место пронизывающий принцип информатики. В процессе обучения языку и математике, музыке и чтению используются и изучаются понятия, методы и средства информатики, которые естественным образом переплетаются с целями и задачами начального образования.
Основные цели пропедевтического курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:
формирование начал компьютерной грамотности;
развитие логического мышления;
развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).
На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
Один из самых часто используемых методов – игровой.
На уроках информатики в младших классах учитель вынужден всегда создавать свой новый, комбинированный тип игры, основанный на ролевой игре. Например, для закрепления навыков выделения предмета по его свойствам из заданного множества можно провести следующую игру. Весь класс делится на группы. Каждой группе раздается набор картинок (например, кот, сахар, бинт, соль, кран). Дети должны придумать сказку-игру, в результате выполнения которой один из предметов предложенного множества будет отсеян, при этом они играют роли «кота», «сахара» и т.д. Разные группы детей могут дать разный ответ, например, кот — живое существо или сахар — состоит из двух слогов.
Задача учителя — помочь детям провести мини-спектакль (ролевую игру), цель которой — выделить предмет из данной совокупности. По окончании игры учитель должен провести ее анализ, отметить, какая группа правильно решила (сыграла) поставленную задачу, кто удачно сыграл свою роль, чей замысел (моделируемый мир) наиболее интересен и т.д.
На уроках информатики в начальных классах часто используются так называемые активные методы обучения. Приведем несколько примеров использования активных методов обучения на уроках информатики. В начальной школе расширить представление детей об устройстве персонального компьютера можно за счет информационных минуток. Основной формой проведения информационных минуток лучше выбрать групповую дискуссию, в которой направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка – это ограничение по времени, информационная – мы узнаем новую информацию. В качестве основы для проведения этих минуток может быть взята книга В.Агафонова «Твой друг Компьютер». Создается текстовый файл со стихотворным текстом, разделенный на определенные «порции», каждая из которых соответствует рассказу о новом устройстве. На первом уроке все школьники получали по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков – определенную «порцию» текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивают эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого учащегося будет книжка, сделанная собственными руками, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера. Здесь сочетаются два метода – дискуссия и метод проектов.
Можно использовать элементы метода проектов, начиная со второго класса. При обучении детей работе с графическим редактором Paint, предлагаются им следующие задания: оговаривается тема рисунка, который они должны создать, проговариваются приемы, инструменты для проведения работы.
В третьем классе при изучении текстового процессора, ребятам предлагаются проекты по теме «Поздравительная открытка».
Эвристический метод, применяемый для выработки логического и алгоритмического мышления, очень похож на игровой метод с той громадной разницей, что инициатива хода урока находится полностью в руках учителя. Ученики являются «пассивными игроками».
Цель эвристического метода — создание личного образовательного продукта (алгоритм, сказка, программа и т.п.). Рассмотрим, как можно использовать данный метод на уроках информатики в начальных классах.
В эвристическом методе можно выделить пять основных этапов организации деятельности учеников на уроке [6]:
создание собственного продукта;
Этап мотивации своей целью имеет вовлечение всех учеников в обсуждение знакомых алгоритмов или действий знакомых исполнителей.
На втором этапе ставится задача. Ученикам предлагается выбрать исполнителей, которые смогли бы решить поставленную задачу (выбор осуществляется посредством обсуждения возможностей каждого исполнителя).
Третий (главный) этап заключается в том, что ученики должны создать (с помощью учителя) свой личный образовательный продукт, как правило, алгоритм решения поставленной задачи для выбранного исполнителя.
Четвертый этап состоит в демонстрации ученической продукции на уроке или на специальных творческих защитах.
На этапе рефлексии ученики оценивают свою деятельность и результат работы.
На уроках информатики в начальных классах используются также следующие методы обучения:
беседа – используется либо для актуализации опорных знаний (например, прежде чем объяснять работу исполнителя Черепашка, учитель методом беседы актуализирует знания учащихся об алгоритме), либо для контроля знаний, чтобы убедиться, что учащиеся правильно понимают материал;
Для контроля ваших знаний
Буквы мы печатать станем.
Коль клавиатуру знаешь,
Времени не потеряешь!
Чтоб большую написать,
Надо нам …. нажать; (1)
Чтоб малютку получить,
И другой есть вариант.
Нужен здесь большой талант.
Букву мы большую пишем.
Точно делай то, что слышишь: держи, не отпускай (3)
И на букву нажимай!
Мы печатать научились,
Очень славно потрудились!
Знания надо закреплять –
Перейти на русский шрифт
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только …. (5)
Под ошибку подведи
Вмиг исчезнет буква эта,
Словно затерялась где-то!
У Del альтернатива есть.
Символ слева от курсора
Удаляет вместо сора!
Знаешь много ты теперь!
Сам себя скорей проверь.
Скучать сидя надоело?
Поскорей берись за дело!
Нужный символ нажимай
И ошибку исправляй!
А теперь мы разберем
Вместо клавиши одной
Жмем случайно на другую!
(Ведь подобная беда
На экране появился неожиданный запрос.
Что, компьютер отключился?
Как же быть нам? Вот вопрос!
Какую клавишу нажать,
Чтоб “спастись” и “убежать”
От такого положения?
Наберемся же терпения:
Клавиша …… быть может (7)
Отменить запрос поможет?
В конец строчки прыгнуть всем
…… поможет без проблем! (8)
А в начало чтоб попасть,
Надо срочно …… нажать! (9)
На другую строчку, может,
…… перейти поможет? (10)
Можно с помощью …… р: (11)
Индикатор загорелся – смело …… нажимай, (12)
Индикатор отключился – весело …… мигает. (13)
Если хочешь, текст смотри –
– Ой, как много текста здесь!
Как смотреть-то его весь?
– Чтоб себя не утруждать,
Можем мы его с начала
Иль с конца, коль будет мало!
Ты на клавиши смотри –
А сейчас – еще задача.
Пусть поможет вам удача!
Давайте в заключение совершим переключение
Из режима вставки в режим замещения!
Кто в компьютерах эксперт
Сразу тот нажмет ……! (17)
Все умеем мы теперь!
В мир чудес открыта дверь!
Текст любой введем в компьютер,
Коль учиться есть желание,
То не трудно ничего!
упражнения – решение задач.
Поскольку в начальной школе у детей преобладает мышление наглядно-действенное и наглядно-образное, то весь понятийный аппарат информатики следует сопровождать демонстрациями, опытами. Это относится к таким понятиям как информация, характеристики информации, кодирование информации и др. Это способствует лучшему восприятию, пониманию и запоминанию учебного материала.
В начальных классах в процессе обучения информатике используются и методы стимулирования: считалки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, та же игра. Например, загадка в стихах
Есть на свете сеть сетей.
Очень интересно с ней.
Людям всем она нужна,
Миру очень сеть важна.
Что за сеть? Найди ответ.
Сеть зовется ……… (Интернет)
При этом младшие школьники легко с удовольствием овладевают новой терминологией.