средства обучения иностранным языкам могут быть

Средства обучения иностранным языкам

Какие средства применяются при обучение иностранным языкам

Средства обучения — это объекты, материалы и орудия, которые применяются как инструменты для организации эффективного образовательного процесса.

При изучении иностранных языков их использование создает адекватную среду иноязычного общения и способствует формированию речевых компетенций.

При выборе инструментов необходимо учитывать следующие принципы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Существует несколько классификаций средств обучения.

По вкладу в образовательный процесс:

По степени инновационности:

По выполняемым задачам:

По каналу связи:

По тому, кому адресованы:

По разновидностям материальных объектов:

Отдельно выделяют субституты — средства обучения, способные в той или иной мере заменить учителя. Например, тренажеры, обучающие программы.

Роль средств обучения в образовании

Правильно подобранные обучающие инструменты способствуют:

Средства обучения важны во всех аспектах овладения иностранными языками, но особенно они важны при получении навыков устной речи:

При выборе средств обучения следует учитывать их соответствие:

Основные и вспомогательные средства обучения

Под основными средствами правильно понимать не только учебники, а все компоненты учебно-методического комплекса (УМК). Они подразделяются на 2 подсистемы: для преподавателей и учащихся.

Подсистема педагогов:

Подсистема учащихся:

К вспомогательным материалам относятся те инструменты, которые используются в качестве дополнения к учебно-методическому комплексу. Могут применяться на постоянной основе или на отдельном этапе образовательного процесса.

К вспомогательным средствам обучения относятся;

Технические и нетехнические средства обучения

К нетехническим относят традиционные средства обучения, которые используются в учреждениях образования на протяжении многих десятилетий. Они подтвердили свою эффективность и продолжают широко применяться.

Примеры нетехнических средств:

До 1960-х годов основными средствами обучения были:

Начиная с 1970-годов при изучении иностранного языка стали использоваться технические средства:

С ускорением научно-технического прогресса появляются новые, более совершенные приспособления.

В настоящее время на занятиях по иностранному языку наиболее часто используются следующие виды техники:

Технические средства делятся на:

Использование современных средств обучения на уроках иностранного языка

Под современными средствами обучения понимаются не только новейшие технические достижения, но и использование новых форм и методов преподавания.

Для успешного овладения иностранным языком педагогу необходимо:

Для воспитания нового поколения требуется переосмысление функции учителя. Контролирующая роль педагога в современном образовательном процессе заменяется на ориентирующую и системообразующую.

Преподаватель не просто передает ученику определенный набор знаний, а учит его:

Часто используемые современные средства обучения на уроках иностранного языка:

Эффективность применения

Эффективным считается использование того или иного современного средства обучения, если оно:

Источник

Средства обучения детей иностранному языку в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Средства обучения детей иностранному языку в школе

Карпова Анастасия Николаевна,

учитель иностранного языка МБОУ Васильевкая СШ

В статье средства обучения иностранному языку рассматриваются как одно из составляющих научно-методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе. Приведены различные классификации средств обучения иностранному языку. Установлена иерархия средств обучения иностранному языку. Описаны наиболее часто используемые средства обучения в современной системе школьного образования. Сделан вывод о необходимости рационального использования средств обучения в педагогическом процессе.

Ключевые слова: средства обучения; иностранный язык; классификация, иерархия, школа.

Известно, что научно-методическое обеспечение учебного процесса включает: государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы из всех нормативных и выборочных учебных дисциплин, учебники и учебные пособия. То есть данное понятие включает большое количество документов, с помощью которых осуществляется управление учебно-воспитательным процессом, а также учебники и учебные пособия, которые рассматривают как средства обучения. Именно вопрос классификации средств обучения иностранному языку в школе является предметом данной статьи.

Практически любой учебник по методике преподавания иностранному языка, программы и многие статьи содержат описание средств обучения языку. Наиболее популярными направлениями изучения данного вопроса стали инновационные и мультимедийные средства обучения иностранному языку на современном этапе развития методики преподавания [3; 5; 9], технические средства обучения [1] и игра как средство обучения иностранному языку [2; 7], поскольку эти направления являются действительно актуальными для школьной практики.

Несмотря на то, что идея разработки системных решений на основе кибернетики родилась еще в шестидесятые годы, логической классификации средств обучения до настоящего времени нет. В связи с этим педагогами и методистами предлагаются разнообразные классификации средств обучения по различным признакам.

Цель статьи – проанализировать основные классификации средств обучения иностранному языку и выделить наиболее значимые группы средств для учебного процесса в условиях современной школы.

Изложение основного материала (результаты исследования)

Средства обучения – это материалы учебного процесса, которые помогают учителю организовать эффективное обучение иностранному языку, а учащимся – эффективно овладеть им [4, с. 11].

Известно, что существует огромное количество средств обучения, в том числе обучения иностранному языку, а также несколько классификаций по различным признакам. Рассмотрим их.

В целом обеспечение учебного процесса можно разделить на две большие группы: средства для работы и обучения учителя и средства обучения для учащихся.

 учебники и другие печатные текстовые средства;

 простые визуальные средства – оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты;

 механические визуальные средства – диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп:

 аудиальные средства – проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

 аудиовизуальные средства – телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны;

 средства, автоматизирующие процессы обучения – тренажер, лингафонные кабинеты, компьютеры.

Г. Рогова [6, с. 56] делит средства обучения на две группы – механические (магнитофон, фильмопроектор, телевизор, радио, компьютер и лингафонный кабинет) и немеханические (доска, фланелевая и магнитная доски, диапроектор). Однако нельзя забывать о том, что учебник Г. Роговой является классическим, но, в то же время, он был издан давно, поэтому многие средства обучения с тех пор поменялись. Кроме того, Г. Рогова выделяет учебные материалы, которые позволяют учащимся овладеть иностранным языком. К ним относятся: книга для учителя, учебник (для учащихся), руководства, книга для чтения, словари, программы.

А. Щукин [10, с. 226] анализирует огромное количество средств обучения учителя и учащегося. На сегодняшний день это, пожалуй, одна из самых подробных работ по классификации средств обучения языку. Средства обучения языку (по А. Щукину) систематизированы в таблице 1.

Средства обучения языку (по А. Щукину).

К средствам обучения учащихся можем добавить тетрадь на печатной основе (для закрепления грамматического и лексического материала или разработки на базе текстов для домашнего чтения) и учебную доску. Несмотря на современность пособия А. Щукина, в нем тоже упоминаются средства обучения, которые на сегодняшний день не часто можно встретить в школе. К ним можно отнести диапроектор, эпипроектор и кодоскоп, которые легко заменяют в современной практике смарт-доски и компьютер.

Рассмотренные выше средства обучения представляют собой иерархическую систему, во главе которой стоят нормативные документы, определяющие основной вектор процесса общения и воспитания. На их основе и для их реализации разрабатываются другие средства обучения. В данный перечень входят следующие: государственные образовательные стандарты; учебные программы; методические рекомендации для учителя; книга для учителя и учебники для учащихся; учебные пособия и тетради на печатной основе; аудиовизуальные и технические средства обучения; дополнительная литература для учителя и учащихся.

Определяющим в преподавании любого предмета является образовательный стандарт. Основываясь на нем, пишутся учебные программы, как государственные, так и авторские. Методические рекомендации по предмету разрабатываются творческими коллективами, руководителями методических объединений, практикующими методистами и старшими преподавателями, имеющими накопленный опыт в работе по данному предмету. Данные рекомендации не являются обязательным документом в работе каждого учителя, однако не принимать их во внимание нельзя. Книга для учителя и учебник для учащихся помогает тщательно спланировать и организовать учебный процесс. Учебник должен соответствовать тому классу, в котором ведется преподавание с поправкой на специфику школы (с углубленным изучением английского языка или общеобразовательная школа) и иметь гриф профильного министерства страны. Книги для учителя, как правило, идут в комплекте с учебником, тетрадью на печатной основе, аудиозаписями автора иди авторского коллектива. Они помогают структурировать работу учителя, приводят дополнительный материал, которого нет в учебнике, содержат примеры объяснения нового материала, ответы на грамматические задания, игры и устные упражнения, а иногда и планы-конспекты уроков в соответствии с учебником. Для начинающего учителя такие пособия очень полезны. Но здесь важно не забывать о творческом подходе к преподаванию. Если учитель нашел что-то более интересное, полезное или нестандартное – можно поэкспериментировать, попытаться разнообразить свой урок и, главное, – не бояться творить и сочинять.

В процессе педагогического творчества дополнительные учебные пособия также не помешают. Это могут быть сборники упражнений по грамматике иностранного языка, дополнительные учебники (например, серия учебников Round Up для изучения грамматики или авторские учебники, имеющие или нет соответствующий гриф).

Тетради на печатной основе очень важны в процессе изучения иностранного языка, поскольку они помогают сэкономить время при выполнении письменных заданий в классе, облегчают выполнение домашней работы, содержат образцы выполнения задания и нередко содержат яркие и выразительные рисунки, задания для раскрашивания или рисования, что, в свою очередь, помогает учащимся не потерять интерес к изучению английского языка.

В современной методике преподавания иностранного языка невозможно представить работу без аудиовизуальных и технических средств обучения (см. табл. 1). Их использование повышает уровень преподавания уровень и темпы понимания нового материала. Например, обучение аудированию без аудиозаписи на сегодняшний день недопустимо. Ребенок должен улавливать на слух не только речь и интонацию учителя, а и других, незнакомых, людей, в том числе и носителей языка, разный темп и тембр речи.

К дополнительной литературе мы отнесем периодические издания, главным образом, научно-методические сборники, газеты и журналы для учителя и учащихся, а также художественную литературу на языке оригинала. Вся дополнительная литература способствует более глубокому изучению языка и методики преподавания.

Игра также рассматривается как средство обучения языку, однако важно заметить, что языковые, сюжетно-ролевые и дидактические игры описаны в различных пособиях и научно-практических журналах, а значит те средства обучения, которые были рассмотрены выше, раскрывают сущность и роль игры в процессе обучения английскому языку в школе.

Комплексное и тщательно продуманное использование разнообразных средств обучения на уроках иностранного языка помогает быстро и доходчиво объяснить новый материал, закрепить его и проверить уровень усвоения полученных знаний. В то же время, использование большого количества средств обучения в рамках одного урока нежелательно, поскольку это отвлекает и рассеивает внимание учащихся, забирает много времени организационный процесс и не всегда урок выглядит как целостный процесс. Поэтому важно рациональное использование данных средств в педагогическом процессе.

Источник

Принципы, содержание и средства обучения иностранным языкам.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Принципы, содержание и средства обучения иностранным языкам.

В методике обучения ИЯ можно выделить общедидактические принципы обучения и специфические.

Основными дидактическими принципами обучения, составляющими педагогическую основу обучения иностранным языкам, являются следующие:

Принцип научности – содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными данными, понятиями и теориями.

Принцип воспитывающего обучения – проявляется прежде всего в содержании отбираемого учебного материала и в методах обучения; предполагает формирование мировоззрения учащихся, овладение ими нравственными нормами поведения.

Принцип сознательности – предполагает понимание учащимися единиц, составляющих содержание иноязычной речи и способов пользования этими единицами для построения высказывания; данный принцип также предполагает сознательное отношение обучающихся к самому процессу обучения.

Принцип активности – предполагает напряженность психических процессов обучаемого (внимания, памяти, мышления, воли), при этом основными источниками активности являются цели, мотивы, желания и интересы учащихся.

Принцип наглядности – в соответствии с этим принципом обучение строится на основе конкретных образов, непосредственно воспринимаемых учащимися; реализация данного принципа строится на основе использования наглядности в качестве средства обучения и источника информации.

Принцип системности и последовательности – в дидактике существует четыре правила, которые конкретизируют этот принцип: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому; систематичность предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, а последовательность в обучении связана с необходимостью такого изучения учебного материала, когда последующее опирается на предыдущее и определяет дальнейший процесс обучения.

Принцип прочности усвоения – предусматривает, что в процессе обучения учащиеся не только приобретают знания, навыки и умения, но и совершенствуют их; для создания прочной языковой и речевой базы требуется активная мыслительная и речевая деятельность учащихся.

Принцип доступности (посильности) – данный принцип означает учет возрастных различий и особенностей, обучаемых при отборе материала с тем, чтобы изучаемый материал по содержанию и объему был посилен учащемуся.

Принцип индивидуализации – предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы.

Под частнометодическими принципами обучения понимаются принципы обучения, отражающие специфику преподавания иностранного языка.

К основным методическим принципам относят следующие принципы:

Принцип коммуникативности – согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним; ведущей целью обучения является обучение языку как средству общения или формирование коммуникативной компетенции учащихся; данный принцип предполагает использование на занятиях по языку ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы.

Принцип учета родного языка – предусматривает организацию учебного процесса с учетом опыта в родном языке учащихся; при сходных явлениях родного и иностранного языков учащийся переносит по аналогии навыки и умения словообразования, конструирования и трансформации предложений родного языка в новые условия общения; учет родного языка реализуется в продуманной системе упражнений по темам и явлениям, наиболее трудным для учащихся.

Принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности – в основе данного принципа лежит требование такой организации учебно–воспитательного процесса, которая обеспечивала бы гармоничное формирование умений и навыков основных видов речевой деятельности.

Принцип комплексности и дифференцированности – предполагает комплексное овладение видами речевой деятельности и их структурными компонентами и отражает, с одной стороны, тесную взаимосвязь фонетики, лексики, грамматики и аудирования, говорения, чтения, письма, а с другой стороны – специфику каждого аспекта языка и вида речевой деятельности.

Содержание обучениябазисная категория методики, совокупность того, что учащийся должен усвоить в процессе обучения. Содержание обучения является исторической категорией, изменяющейся в зависимости от цели и этапа обучения.

На содержание обучения оказывают влияние уровень развития методики и смежных наук, а также условия обучения.

Содержание обучения представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта деятельности и отношения к миру.

В структуре содержания обучения выделяют:

1. Системные знания об изучаемом языке, имеющие коммуникативное значение, специфические речевые правила высокой степени обобщенности, а также фоновые знания.

2. Навыки (произносительные, лексические, грамматические и орфографические) оперирования отобранным минимумом языкового материала.

4. Учебные умения, приемы и навыки умственной деятельности, способы самостоятельного приобретения знаний (приемы культуры чтения и слушания, приемы работы с текстом и лексикой, приемы запоминания, приемы сосредоточения внимания, приемы работы со справочной литературой, приемы подготовки к зачетам и экзаменам).

5. Языковой материал (фонетический, лексический, грамматический и орфографический),

6. Речевой материал (речевые образцы, формулы и клише, ситуации общения, темы, образцы текстов для чтения, аудирования, дилогии-образцы).

Отбор содержания обучения осуществляется исходя из следующих принципов отбора:

1. Необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной цели обучения.

2. Доступность содержания обучения для его усвоения.

Средства обучения – все то, что помогает изучать ИЯ в классе и дома. СО м.б.:

обязательными (основными) и вспомогательными;

ориентированными на ученика и на У;

техническими и нетехническими.

Основные СО : УМК (учебно-методический комплект) компоненты УМК:

1)инвариантное (обязательное) ядро любого современного УМК: книга для уч-ся, аудиокассеты к книге, книга для Уч.

2) возможные дополнительные компоненты : рабочая тетрадь, книга для чтения, спец набор кассет только для Уч-ля, культуроведческое пособие, аудиокассеты по культуроведению, контрольно-тестовые задания, видеокассета, книга для Уч по использованию видеомат, лексикограм упр. и задания (с ключами или без), пособие по обучению письм речи.

Требования, по кт выбирается УМК : 1) явл ли этот курс полным УМК, необходимо ли подбирать недостающие компоненты?

2) Соотв. ли требованиям отеч. федер. программам по ИЯ?

3) Соотв. ли возрасту уч-ся, возможному контексту их д-ти, реальным интересам, потребностям, возможностям?

4) Развивает ли он в достаточной мере необх яз, реч, социокульт умения в разл видах реч д-ти?

5) Обеспечивают ли мат хор модели для исп-я естест-го языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление?

6) Доступен ли он уч и У?

Вспомогательные СО – учебные пособия, проф-но изданные и составленные самим У. В кач-ве вспомогат могут выступ: другие УМК, которые исп-ся частично, спец учебные пособия для развития конкретных видов речевой д-ти, книги для чтения, видео и аудио мат, сборники яз. и реч. игр для разных этапов О, компьютерные программы, таблицы и схемы, карточки, картинки (по темам), музыка и песни, рифмовки и стихи.

Технические СО : чтобы успешно решать задачи обуч-я школьников, студентов и реально готовить их к практической д-ти, надо не просто самим исп-ть техн. СО на уроках, но и научить их работать с ними самостоятельно. Компьютер, интернет.

Источник

Реферат Средства обучения иностранным языкам

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Классификация средств обучения…………………………………………….4

2. Основные и вспомогательные средства обучения…………………………. 5

3. Учебник иностранного языка………………………………………………….8

4. Учебно-методический комплект……………………………………………..10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 14

Известно, что научно-методическое обеспечение учебного процесса включает: государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы из всех нормативных и выборочных учебных дисциплин, учебники и учебные пособия. То есть данное понятие включает большое количество документов, с помощью которых осуществляется управление учебно-воспитательным процессом, а также учебники и учебные пособия, которые рассматривают как средства обучения. Именно вопрос средств обучения иностранным языкам является предметом данной работы.

Практически любой учебник по методике преподавания иностранному языку, программы и многие статьи содержат описание средств обучения. Наиболее популярными направлениями изучения стали инновационные и мультимедийные средства на современном этапе развития методики преподавания, технические средства обучения.

Несмотря на то, что идея разработки системных решений на основе кибернетики родилась еще в шестидесятые годы, логической классификации средств обучения до настоящего времени нет. В связи с этим педагогами и методистами предлагаются разнообразные классификации средств обучения по различным признакам.

Цель работы – проанализировать основные классификации средств обучения иностранному языку и выделить наиболее значимые группы для учебного процесса в условиях школы.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать классификацию средств обучения

2. Определить основные и вспомогательные средства обучения.

По структуре реферат состоит из введения, 4 разделов основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Классификация средств обучения

Средствами обучения дидактика называет орудия труда учителя и учащихся. В методике обучения иностранным языкам средствами обучения более правильно называть материальные объекты, включённые в учебный процесс и способные либо замещать учителя в его отдельных функциях, либо помогать ему выполнять их. Таких материальных объектов много. Это и учебники, и объекты окружающей среды, и графические средства, и картинки, и фильмы, и тексты, и многое другое. Всякое многообразие предполагает классификацию, она необходима и для средств обучения 1

Авторы Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова в своей книге «Методика обучения иностранным языкам» считают, что анализ методической литературы, учебников, учебных пособий позволяет классифицировать средства обучения, по крайней мере, по четырём аспектам:

1. По их роли в учебно-воспитательном процессе: на основные и вспомогательные;

2. По адресату: для учителя и учащихся;

3. По каналу связи: на слуховые (звуковые), зрительные, зрительно-слуховые;

4. По использованию техники: технические и нетехнические.

А.Н. Щукин рассматривает огромное количество средств обучения иностранным языкам учителя и учащегося. Средства обучения языку А.Н. Щукин классифицирует следующим образом:

— для учителя: образовательный стандарт, учебная программа, книги для преподавателя, справочная и научная литература, методическая литература;

— для учащихся: учебник (книга для учащегося), хрестоматия (книга для чтения), пособие по развитию речи, сборник упражнений, справочник по иностранному языку, словарь;

— аудивизуальные: фонограммы, видеограммы, видеофонограммы;

— технические: звукотехнические, светотехнические, звукосветотех-

нические, средства компьютерного обеспечения;

2. Основные и вспомогательные средства обучения

Р.К. Миньяр-Белоручев считает, что среди средств обучения в первую очередь следует выделить средства, которые способны замещать преподавателя в его отдельных функциях. Напомним, что частными функциями учителя являются: информационная, оценочная, организаторская и контролирующая.

Этот список, наверное, можно дополнить. Во всяком случае ясно, что речь идёт о материализованных обучающих или стимулирующих действиях учителя.

Все средства обучения, способные выполнять отдельные функции учителя, можно назвать средствами- субститутами.

К следующей группе средств обучения можно отнести средства, на которых базируется процесс обучения и которые выступают в качестве объектов учебных действий учащихся. Чтобы изучить буквы, учителя широко используют разрезную азбуку или кубики с буквами, чтобы заучить грамматическую структуру. Проводят вопросо-ответные упражнения с использованием предметов, которые помогают более эффективно провести занятия. Чтобы активизировать общение, используют картинки, слайды, фланелеграф и другие средства обучения. Наконец, обучение иностранному языку невозможно без учебных текстов, представленных как в письменном, так и в устной форме. Все эти кубики, предметы, картинки, фланелеграфы, слайды, тексты и т.п. составляют группу средств обучения, которые называют учебными материалами.

Учебные материалы представляют собой средства обучения. Которые будучи бессильными осуществлять отдельные функции учителя, служат объектами учебных действий учащихся.

Кроме того, существует ещё одна группа средств обучения- вспомогательные. Средства обучения этой группы помогают учителю осуществлять свои функции. Имеются в виду: классная доска, мел, указка, красный карандаш (для исправления ошибок в письменных работах), ножницы, клей и другое. К этой же группе относятся и современные средства обучения: магнитофон, проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон и т.п.

Итак, средства обучения, в зависимости от их роли в учебном процессе, подразделяются на средства- субституты, учебные материалы и вспомогательные средства обучения.

Однако существуют и более сложные средства обучения- комплексные средства. К ним относятся учебные фонограммы с магнитофоном, учебные пластинки с проигрывателем, учебные фильмы с проектом и телевизором, учебные программы с обучающими машинами и т.п. всё то, что принято называть техническими средствами обучения (ТСО).

Во-первых, они способствуют решению проблемы массовости в обучении. Радио и телевидение позволяет учителю осуществлять такие виды учебной деятельности, как объяснение. Показ.

Во-вторых, технические средства способны персонифицировать обучение. Это особенно важно для обучения иностранным языкам.

В-третьих, ТСО могут обеспечить стопроцентную активность учащихся. При работе все учащиеся постоянно работают, либо выполняя устные упражнения, либо упражняясь в прослушивании иноязычной речи.

В-четвёртых, ТСО дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся при развитии навыков и умений устной речи.

В-пятых, технические средства лучше чем какие-либо другие средства обучения, способные осуществлять дидактический принцип наглядности.

В-шестых, ТСО позволяют более эффективно организовать обучение аудированию иноязычной речи. Без технических средств учащиеся слушают речь преподавателя и своих товарищей, что явно недостаточно для полноценного понимания иноязычной речи на слух.

И, наконец, если радио и телевидение пока исключают обратную связь, то целый ряд других технических средств такую обратную связь предполагает.

3. Учебник иностранного языка

Технические средства обучения, несмотря на все их достоинства, используются в учебных заведениях с небольшим показателем полезного действия. Поэтому до сих пор основным и самым массовым комплексным средством обучения остаётся учебник.

В.Г. Бейлинсон и Д.Д. Зуев считают, что учебник есть необходимое средство реализации цели, принципов, содержания и методов обучения. Если к этому присовокупить, что цели, принципы, содержание и методы обучения реализует учитель, то становится понятным, что именно учебник выступает в качестве средства, способного наиболее полно реализовать функции учителя в их совокупности.

Осуществление не одной, а в той или иной мере всех функций и их взаимосвязи и является особенностью учебника, отличающей его от другого комплексного средства обучения- учебного пособия.

Наиболее полно функции учебника представлены в книге Д.Д. Зуева «Школьный учебник», где учебник наделяется следующими функциями: информационной, трансформационной, систематизирующей, интегрирующей, координирующей, развивающе-воспитательной, а также функциями самообразования, закрепления и самоконтроля.

Информационная функция в учебниках иностранного языка проявляется в виде правил, объяснений, комментариев, речевых образцов, таблиц, словарей и другого справочного материала. Оценочную функцию учебника следует искать во всякого рода эталонах, представленных в нём. Учащийся должен иметь возможность соотносить с ними результаты своих учебных действий.

Организаторская функция учебника отражается в подборе и презентации учебного материала, в компоновке и структуре всего учебника, в формулировке заданий, составлении учебных текстов, взаимосвязи упражнений и т.п.

Для самоконтроля в учебнике показаны, как уже говорилось, всякого рода эталоны, предоставляющие оценку своих собственных действий учащимся.

Воспитательную функцию осуществляют все компоненты учебника, но особую роль в её реализации играют учебные тексты, которые требуют тщательного отбора и предварительной работы над ними.

Реализация в учебнике функций учителя зависит от его содержания и структуры. Под содержанием учебника можно понимать калибровочную систему доз языкового материала, выражающего заданное предметное содержание, и систему учебных действий по формированию речевых навыков и умений, воплощённую в систему упражнений, предназначенную для становления того или иного вида речевой деятельности.

Вычленению содержания и структуры учебника способствует системный подход. Учебник можно рассматривать как целостную систему. Всякая система состоит из взаимосвязанных элементов, неразделимых в её пределах. Всё остальное, приложенное к системе, представляется аксессуарами, предназначенными восполнить недостатки системы.

Неразложимыми в пределах учебника элементами системы выступают упражнения, которые и должны использоваться в качестве «строительного материала» учебника, в качестве единицы его содержания.

Взаимосвязанные упражнения, составляющие единую систему учебника, не могут реализовать все функции. Отсюда надобность дополнить содержание учебника справочным материалом. Кроме того, стимулирующая функция учебника обычно подкрепляется иллюстративным материалом. Таким образом, есть все основания говорить, что в понятие содержания учебника входят упражнения, справочный материал и иллюстративный материал.

Итак, учебник иностранного языка есть комплексное средство обучения, воплощающее в упражнениях, справочном и иллюстративном материале функции учителя в их совокупности. Учебник как бы осуществляет систему обучения и объединяет в единое цели, принципы, содержание и методы обучения.

4. Учебно-методический комплект

Учебно-методический комплект- это система дидактических средств обучения по конкретному предмету, создаваемую для полноценной реализации воспитательных и образовательных задач, структурированных программой по предмету и служащих всестороннему развитию личности учащихся.

Учебно-методический комплект (УМК) вполне заслуженно считается основным средством обучения иностранным языкам, поскольку является самостоятельным компонентом системы обучения иностранным языкам и «находится во взаимосвязи со всеми другими компонентами системы и со средой, в которую входит эта система» (Бим И.Л.). Отличительной особенностью УМК является модульное построение учебника, наличие аутентичного материала о России, зданий, соответствующих требованиям международных экзаменов, постепенно готовящих учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Если речь идет о формировании коммуникативной компетенции на уровне умелого владения иностранными языками, а не просто об умении читать, что-то говорить и немного писать на иностранном языке, то одного учебника будет явно недостаточно. Современный учебно-методический комплект должен содержать определенную инвариантную часть.

Варианты учебно-методического комплекта

Инвариантное (обязательное) ядро любого современного УМК

— Книга для учащихся

— Аудиокассеты к книге для учащихся

Возможные дополнительные компоненты в составе современных отечественных и зарубежных УМК

— Специальный набор кассет только для учителя

— Аудиокассеты по культуроведению

— Книга для учителя по использованию видеоматериалов

— Лексико-грамматические упражнения и задания (с ключами или без них)

— Пособие по обучению письменной речи

К сожалению, появление новых УМК имеет и свои минусы. Современные учебники в большинстве случаев остаются без дополнительного справочного материала, без методических рекомендаций и даже без части упражнений, что приводит к утрате таких функций как информационная, оценочная и контролирующая.

В условиях вариативности и расширения академических свобод, разнообразия подходов, концепций, теорий и технологий обучения и воспитания возникает проблема оценки качества и эффективности учебно-методических комплектов (УМК) по иностранному языку, которые должны отвечать единым требованиям к их разработке и использованию на практике (Горлова Н.А.).

Работа по созданию и совершенствованию новых учебно-методических комплектов ведётся постоянно. Ежегодно утверждается Минобразованием перечень УМК. Мы надеемся, что они будут разработаны на принципиально новых теоретических основах с учётом современных требований в методике обучения иностранным языкам.

Комплексное и тщательно продуманное использование разнообразных средств обучения на уроках английского языка помогает быстро и доходчиво объяснить новый материал, закрепить его и проверить уровень усвоения полученных знаний. В то же время, использование большого количества средств обучения в рамках одного урока нежелательно, поскольку это отвлекает и рассеивает внимание учащихся, забирает много времени организационный процесс и не всегда урок выглядит как целостный процесс. Поэтому важно рациональное использование данных средств в педагогическом процессе.

В итоге выполнения данной работы можно сделать вывод, что средства обучения иностранным языкам призваны оказывать помощь учащимся при восприятии, запоминании нового материала, при его тренировке и применении. Кроме того, они призваны облегчить и деятельность самого учителя, например, при объяснении нового материала, при формировании языковых и речевых навыков, систематизации, повторении и контроле.

Средства обучения должны помогать рациональному усвоению иноязычных знаний, особенно путем концентрации внимания учащихся на особо важных аспектах этих знаний, и обеспечивать высокий эффект их запоминания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гальсакова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя- М.: Просвещение, 2000.- 198 с.

2. Миньяр-Белоручев Р.К.. Методика обучения французскому языку.- М.: Просвещение, 1990.- 224 с.

3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Т.Е. Сахорова. Методика обучения иностранному языку в средней школе.- М.: Просвещение, 1991.- 288 с.

5. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы).- М.: ВК, 2012.- 335 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *