средства обучения для учащихся

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Смотреть что такое «СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ» в других словарях:

Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики; комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. С. о.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — обязательный элемент оснащения уч. кабинетов и их информационно предметной среды, а также важнейший компонент уч. материальной базы школ разл. типов и уровней. К С. о. относят разл. материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально… … Российская педагогическая энциклопедия

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения … Википедия

Средства обучения — обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно предметной среды, а также важнейший компонент учебно материальной базы школ различных типов и уровней. К С.о. относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно… … Педагогический терминологический словарь

Средства обучения риторике — это материальные источники информации, которые облегчают организацию учебного процесса, управление познавательной и практической деятельностью учащихся, отражают специфику данного учебного предмета. Особенности С. о. р. определяются спецификой… … Педагогическое речеведение

Технические средства обучения (ТСО) — средства обучения, состоящие из экранно звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) грамзаписи, магнитные записи,… … Педагогический терминологический словарь

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО), средства обучения, состоящие из экранно звуковых носителей уч. информации и аппаратуры, с помощью к рой проявляется эта информация. Экранно звуковые средства (ЭЗС). подразделяют на звуковые (ауди тивные) грамзаписи, магнитные записи уч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Технические средства обучения — системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению Т. с. о. обычно делят на три основных класса:… … Большая советская энциклопедия

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО) технические устройства и соответствующие им носители информации, применяемые для повышения эффективности учебного процесса и облегчения обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся … Профессиональное образование. Словарь

Источник

Средства обучения для учащихся

государственное бю джетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области

Южное управление МОиН СО

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и их содержание:

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Исходные положения, которое являются основаниями при классификации средств обучения были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на 3 уровнях:

1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.

2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.

3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них)

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

1 уровень – на уроке:

Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.

Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.

2 уровень – учебный предмет:

Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.

Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).

3 уровень – весь процесс обучения:

Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.

Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.

Характеристика методов обучения:

Методы обучения по Ю. К. Бабанскому:

1 группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Изложение учителя – это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредством слов. Внешним признаком при этом является активная деятельность учителя. Изложение учителя может проходить в таких формах, как:

— сообщение или описание;

— рассказ или художественное описание;

Речь учителя должна быть ясной, четкой, понятной, эмоциональной, выразительной, логичной, хорошо структурированной.

Преимущество изложения учителя: за сравнительно короткое время можно преподнести большой объем знаний, познакомить с предметами, явлениями и событиями, отдаленными во времени и пространстве.

Недостаток: ограниченная обратная связь с учащимися и вероятность того, что усваиваемые знания не у всех могут оказаться достоверными и точными.

Применение учебных пособий дает учителю возможность сделать работу живой, интересной и во многих случаях более успешной.

Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т.п.

Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии, с привлечением ярких примеров.

Рассказ представляет собой монологическую, непродолжительную по времени (10-15 минут) форму изложения учебного материала педагогом или учащимся. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал.

С активным внедрением элементов проблемного обучения все чаще стали использоваться элементы проблемного изложения знаний в процессе рассказа.

Лекция – последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложении фактов, объективных связей, опосредованный между явлениями, и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия – усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих пособиях. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Все требования, предъявляемые к лекции, те же, что и для рассказа. В зависимости от дидактических целей обучения лекция и рассказ могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными. Лекция используется для работы со старшими школьниками, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению.

Беседа – это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения.

С помощью беседы учащиеся должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний. Вопросы учителя, задаваемые учащимся в соответствии с определенным планом, побуждают учащихся во время беседы связывать уже имеющие у них знания с вновь приобретенными.

Работа с книгой. Более частные положения они должны уметь самостоятельно отыскать в учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

Для каждого учебного предмета существуют свои приемы работы с книгой, но имеются и общие. Все навыки самостоятельной работы с учебником и специальной литературой можно разделить на три группы, в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний, закрепление знаний, сообщенных учителем; применение знаний в практической деятельности.

Начиная работу с книгой, прежде всего необходимо познакомить учеников со структурой учебника или книги: главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какова связь между разделами, в чем назначение методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому учащимся следует работать с учебником, поставить вопросы, на которые они должны найти ответы, дети должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного. Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению различного рода записей.

Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов. Она обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве; с ее помощью расширяется кругозор ученика, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана.

Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействия для подтверждения теоретических положений.

Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками

Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнений заключается в том, что только глубокое понимание учеником приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение учащимися теоретического материала и тщательный инструктаж учителя. Учитель показывает образцы действий, после чего ученик включается в целостное выполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют результаты, корректируют свою деятельность, вносят поправки.

Упражнения делятся на воспроизводящие и творческие. Первые способствуют выработке и закреплению навыка или умения, вторые – совершенствованию способностей и дарований детей. Упражнения всегда должны побуждать детей к самодеятельности. Они осознают действия, которые при этом производят. Анализ этих действий поможет им подойти к поискам алгоритмов решения задач определенного рода, а затем и к алгоритмизации более сложных видов учебной деятельности.

Лабораторные работы. Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла биологии, физики, химии. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении.

Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.

Методы стимулирования и мотивации учения – группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых. Эта группа состоит из 2 подгрупп: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, ситуации успехов, ситуация нравственных переживаний занимательными и яркими) и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в обучении (разъяснение личной и общественной значимости учения, учебные требования, поощрение, наказание).

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков по управлению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.

Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требование и упражнения.

Методы контроля и самоконтроля в обучение – методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.

Уплотненный опрос – это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. 4-6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на одинаковый отрезок времени. К доске вызываются еще 2 ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй – ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке – другая половина.

Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как совей педагогической, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.

Источник

Реферат «Современные средства обучения школьников»

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБ ПОУ Месягутовский педагогический колледж

КПК «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности педагога в свете требований ФГОС нового поколения»

Современные средства обучения школьников

1.1.Понятие «Средства обучения» ;………………….5

1.2.Возможности средств обучения и

Воспитания школьников ; ………………………….10

1.2.1.Средства обучения на уроке………………10

1.2.2.Средства обучения на уровне предмета….12

1.2.3.Сочетание средств обучения на уроке……13

1.3.Современные средства обучения и

1.3.1. Компьютер как современное техническое

средство обучения и воспитания………………13

1.3.2. Использование мультимедийных

технологий в образовании………………………15

1.3.3 Интерактивные доски………………………15

1.3.4. Мультимедиа как средство обучения…….17

1.4.Обучение школьников в информационно-

Многое изменилось в системе образования за последние годы. В частности, другими стали образовательные стандарты, востребованная страной номенклатура специалистов, значительно возросли требования к уровню и качеству их подготовки, поскольку кадры должны соответствовать характеру и современным задачам совершающихся в России экономической и других реформ. Понятие образование трактуется как совокупность систематизированных знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения в учебных заведениях или путем самообучения(самообразования). Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств. Поэтому появилась острая потребность в новых методологических подходах к разработке новейших информационных технологий и информационных технических средств.

Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Актуальным для каждого педагога является вопрос: «При помощи чего учить?»

Он выводит на одну из важнейших категорий педагогики – категорию средств обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.

Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей, избавляя от рутинной работы. Каждая школа мечтает о том, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения, практичные учебные пособия.

Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.

Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.

Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.

Средства обучения стали не только источником учебной информации, но и инструментом управления познавательной деятельностью школьников. Средства обучения должны содействовать усвоению основ наук, развитию мышления, формированию мировоззрения, воспитанию учащихся в духе нравственности.

Изучением понятия и характеристики средств обучения занимались выдающиеся ученые, такие как:

1)Смирнов С. А. – рассматривает средства обучения как разнообразнейший материал и орудие учебного процесса;

2) Коджаспирова Г.М – уделяет много внимания на технические средства обучения и методику их использования;

3) Пидкасистый П.И. – рассматривает средства обучения как объект материальный или идеальный;

4)Соколова Т.Е. – уделяет внимание на средства обучения, которые помогают детям развивать познавательный интерес;

5)Молокова А.В. – рассматривает средство обучения – компьютер. Отсюда выходит, что наша тема актуальна. Поэтому проблема нашего исследования будет звучать так: «Каковы педагогические условия использования современных средств обучения для активизации учащихся».

Понятие «Средства обучения»

Термину «Средство обучения» соответствуют эквиваленты :

«учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия»,

Средства воспитания –различные виды деятельности, предметы культуры, включенные в деятельность.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения.

Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности.

Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика.

Четвёртые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства – инструменты обучения.

Ни в коей мере не отвергая ценности ни одного из разработанных подходов, попытаемся рассмотреть средства обучения как некую наиболее полную систему, различные подсистемы которой могут представлять собой тот или иной подход.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств- ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Можно выделить две большие группы средств обучения : средство-источник информации и средство –инструмент освоения учебного материала.Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала,развития и воспитания учащихся.

Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.

1.1.1.Классификация средств обучения.

Содержание образования формируется на трех уровнях. Первый и ближайший к педагогу уровень- урок. Опираясь на предложенную тему и объём материала, педагог сам строит урок. Он пытается наиболее полно изложить то содержание образования, которое входит в тему данного урока и объём которого более или менее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемому набору упражнений.

Второй уровень- учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объёма часов, выделенных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного материала.

-произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

-средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

-учебные компьютерные программы по теме урока;

-организующе-координирующая деятельность учителя;

-уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

-формы организации учебной деятельности на уроке.

-отдельные тексты из учебника, пособий и книг;

-средства наглядности( предметы, действующие макеты, модели);

-технические средства обучения;

На уровне предмета

-система условных обозначений различных дисциплин( нотная грамота, математический аппарат и др.);

-искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингофонных кабинетах);

-учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету.

-учебники и учебные пособия;

-методические разработки(рекомендации) по предмету;

На уровне всего процесса обучения

-система общешкольных требований.

-кабинеты для обучения;

-помещения для администрации и педагогов;

Каждый элемент системы представляет собой свою сложную и самостоятельную подсистему.

1.2. Возможности средств обучения и воспитания школьников

1.2.1.Средства обучения на уроке.

Достижения культуры (живопись, музыка, литература) : Основную роль они играют в преподавании предметов гуманитарной направленности. Так, предмет «литература» полностью построен на изучении созданных произведений, в ходе которого идет осмысление и сравнение сюжетов, мотивов и действий героев, анализируются особенности языка. В музыке и живописи, как и в литературе, основой выступают уже созданные человечеством образцы. В этих предметах произведения искусства выступают в роли ключевых средств обучения.

Однако для широкого внедрения компьютеров в учебный процесс сегодня есть следующие преграды:

-недостаток программного обеспечения для обучения;

-высокая стоимость оборудования;

-неблагоприятное влияние компьютеров на человеческий, а особенно детский, организм. Вопрос о полной компьютеризации процесса обучения сегодня не стоит в силу вышеуказанных причин, однако по отдельным темам и предметам использование компьютерных программ ведется и активно расширяется.

-Отдельные тексты по теме урока: Вторым по значимости средством обучения (после речи учителя) выступает текст с изложением учебного материала.

-Задания, упражнения, задачи: играют такую же роль в обучении, как и тексты. Различие состоит в том, что тексты используются для получения учащимися новых знаний, а задания и упражнения применяют для закрепления полученных знаний, выработки умений и навыков.

Тестовый материал: результаты тестов используются в учебном процессе не только для контроля, но и для коррекции выявленных недостатков, т.е. для обучения и развития. Такие разработки называют тестовыми дидактическими материалами.

Возможности компьютеров в обучении огромны.

1.2.2.Средства обучения на уровне предмета.

-система условных обозначений различных дисциплин:

-Учебники и учебные пособия: Учебник выполняет целый ряд функций: информационную, управленческую ( имеется в виду руководство учебной деятельностью), интегрирующую, координирующую, развивающее- воспитывающую и функцию самообразования. Центральной функцией учебника является информационная. Эта функция может быть реализована, если будут реализованы три другие функции : руководство учебной деятельностью, интегрирующая и координирующая.

1.2.3.Сочетание средств обучения на уроке.

В процессе обучения возникает необходимость сочетания элементов системы средств обучения друг с другом. Наибольшую эффективность в обучении дает использование точно подобранной системы средств обучения. Именно поэтому необходимо рассматривать сочетания и взаимодействия. Сочетание учебника с техническими средствами обучения состоит в том, что под готовый учебник подбирается комлекс ТСО.

1.3. Современные средства обучения и воспитания школьников

1.3.1. Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания:

Персональный компьютер (ПК)- универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может помочь активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, вся современная проекционная аппаратура является мультимедийной, т.е. многофункциональной. Термин «мультимедия» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом, как у обычных компьютеров. Прежде всего это звуковая и видеоинформация.

В настоящее время в ряде школ крупных городов появились так называемые видеоклассы, которые обладают массой преимуществ перед всеми ранее существовавшими оснащенными техникой и кабинетами. Аппаратура установлена таким образом, чтобы, работая с ней, учитель имел возможность обозревать весь класс.

Задачи применения компьютера в обучении:

обеспечение обратной связи в процессе обучения;

обеспечение индивидуализации учебного процесса;

повышение наглядности учебного процесса;

поиск информации из самых широких источников;

моделирование изучаемых процессов или явлений;

организация коллективной и групповой работы.

Очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

а)адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

б)многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

в)интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);

г)подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.

Учебные игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.

Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.

1.3.2. Использование мультимедийных технологий в образовании.

1.3.3. Интерактивные доски.

В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр.

Кроме того необходимо иметь:

1.3.5. Мультимедиа как средство обучения.

При использовании мультимедиа появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты. Медиаобразование, интегрированное в учебные предметы обогащает учебный процесс новыми формами, методами и приемами работы, позволяющими активизировать познавательную деятельность учащихся.

1.4.Обучение школьников в информационно-образовательной среде

Наличие информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.

Использование электронных образовательных ресурсов имеет ряд особенностей: 1) повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности; 2) повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения; 3) возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся; 4) достижение полной индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для ученика способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически), 5) возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения; 6) реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы; 7) обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам. Заключение

Опыт использования мультимедийных презентаций, различного рода электронных приложений позволило обеспечить на уроках:

— повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;

— дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению;

— мотивацию учителей начальной школы к использованию на уроках в начальной школе современные электронные образовательные ресурсы;

— снижение временных затрат при подготовке к урокам и во время уроков;

— реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы.

— новые технические и программные средства современных компьютеров способствуют реализации индивидуальных образовательных маршрутов в тех ситуациях, когда темп продвижения в предметных областях отдельного ребенка не совпадает с темпом продвижения всего класса;

Электронный приложения позволяют учителю визуализировать процесс познания, стимулировать интеллектуальную деятельность детей.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

1. Новые педагогические и информационные тенологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.-272с.

2. Педагогика: учебное пособие/под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Высшее образование, 2008.-430с.

3. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред. Пед. Учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176с.

4. Педагогика:педагогические теории,системы,технологии: Учеб.для студ.высш. и сред. Пед.учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова.-4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-512 с.

5. Педагогика: учеб. /Л.П. Крившенко (и др.); под ред. Л.П.Крившенко.- М.: Т К Велби, Изд-во Проспект, 2007.-432 с.

6. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия », 2001.- 256 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *