средства обучения для преподавателя

Средства обучения: понятие, функции и классификация

Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

Понятие о средствах обучения и их сущность

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Подходы к использованию средств обучения

Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

Источник

Современные средства обучения и их классификация

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕМА: Средства обучения и их классификации.

1.Понятие о средствах обучения и их сущность.

2.Классификации средств обучения.

З.Виды средств обучения и их характеристика.

4.Современные информационные средства обучения.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Выбор средств обучения определяется:

задачами урока или занятия;

содержанием учебного материала;

применяемыми методами обучения;

Функции средств обучения:

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

2.Классификации средств обучения:

1. По характеру воздействия на обучаемых:

аудиальные: музыкальный центр, радио;

2. По степени сложности:

простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3. По происхождению:

натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4. Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

объемная (геометрические фигуры, чучела);

изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);

графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

символическая (географические карты, глобус);

звуковая (магнитофонная запись);

мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

З. Виды средств обучения и их характеристика.

I. Вербальные средства обучения:

Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.

Главный инструмент общения, передача знаний.

Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся:

Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).

Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.

Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

наглядность должна быть эстетически выполнена;

наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;

привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.

Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.

Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.

При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.

Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

III . Технические средства обучения:

В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.

Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО.

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

4. Современные информационные средства обучения.

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.

Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.

Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).

Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах.

Доступы к системе разделены на 2 модуля:

административный (для директора, завуча и учителей)

просмотровый (для родителей и учеников)

Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:

информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;

информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,

различные графики для оценки успеваемости;

информирование о расписании и заменах уроков;

возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;

возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;

возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;

родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.

Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.

Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов.

В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;

построение отчетов по успеваемости и посещаемости;

удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;

также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;

удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;

формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;

персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;

контроль над получением всей информации родителями;

возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы «домашнее задание» для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;

размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);

удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).

В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;

анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;

построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;

простая обратная связь с родителями учащихся.

Источник

Современные средства преподавания для эффективного урока

средства обучения для преподавателя. Смотреть фото средства обучения для преподавателя. Смотреть картинку средства обучения для преподавателя. Картинка про средства обучения для преподавателя. Фото средства обучения для преподавателя

Анна Колодина

Средства обучения — это то, что помогает учителю и ученикам в достижении целей учебного процесса. Это такие помощники урока, которые делают его необычным, запоминающимся. Они могут создаваться как человеком, так и природой. Но и те, и другие значительно упрощают процесс обучения и делают его более наглядным. Какими бывают средства обучения и как правильно их выбрать?

средства обучения для преподавателя. Смотреть фото средства обучения для преподавателя. Смотреть картинку средства обучения для преподавателя. Картинка про средства обучения для преподавателя. Фото средства обучения для преподавателяСредства преподавания

Функции, или Зачем нужны средства обучения?

Разве нельзя обойтись только лекциями? Нет, и вот почему:

Какими бывают средства обучения?

Перечислим существующие средства обучения. Наверняка со многими из них вы знакомы, но о некоторых могли просто забыть.

Печатные средства обучения

Электронные средства обучения

Сюда входят самые разные электронные образовательные ресурсы:

Кстати, мы уже писали подробно об информационных технологиях в обучении:

Демонстрационные средства обучения

Наглядные (плоскостные) средства обучения

А вот их нельзя потрогать. Вернее можно, но это не даст никакой дополнительной информации. К плоскостным средствам обучения относят:

Аудиовизуальные средства обучения

В эту группу входят:

Учебные приборы

Тренажёры

Иногда в учёбе используются симуляторы реального оборудования или спортивное снаряжение:

Учебная техника

Для некоторых сфер мало перечисленных средств обучения. И тогда в ход идут:

Как выбрать средства обучения?

Очевидно, не следует использовать все средства сразу. Это не только не поможет, но и запутает учеников. Лучше остановиться на нескольких из них. Вибирая средства обучения, руководствуйтесь следующими принципами:

Начните с небольших изменений, а с опытом придёт и более чёткое понимание потребностей в конкретных средствах обучения!

Источник

Средства обучения для преподавателя

Образовательный стандарт по языку.

Первым опытом создания образовательного стандарта в европейской системе обучения иностранным языкам применительно к повседневной сфере общения стала работа В. Эка и Дж. Трима «Threshold Level-1990» (Counsil of Europe Press, 1991), выполненная на материале английского языка. На сегодняшний день подобные лингводидактические описания (образовательные стандарты) подготовлены для большинства европейских языков.

Лингвометодическое описание в виде языкового стандарта по иностранным языкам (английский, французский, немецкий) для средней общеобразовательной школы вошло в издание «Учебные стандарты школ России» (Кн. 1. 1998). Однако это описание касалось лишь базового курса языка, т.е.

Образовательный стандарт по иностранным языкам содержит лингводидактическое описание:

конечных целей обучения, достигаемых в результате обучения в пределах разных сертификационных уровней;

содержания обучения в виде знаний, навыков, умений, составляющих основу формируемой коммуникативной, языковой, социокультурной, профессиональной компетенций;

тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовать свои коммуникативные намерения;

образцов тестов для определения достигнутого уровня владения языком.

Программа по языку. Является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе образовательного стандарта и уточняющим его содержание применительно к конкретным условиям обучения. В программе дается перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведенное для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отвбдится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком. При изложении лексико-грамматического материала составители программ придерживаются либо функционально-смыслового подхода (содержание высказывания определяет порядок отбора и представления материала), либо структурно-семантического подхода (изложение материала следует логике формальной структуры языка). Первый подход считается предпочтительным при коммуникативной направленности обучения.

Книга для преподавателя.

Книга особенно полезна для начинающего учителя. При выборе приемов работы с книгой преподаватель имеет возможность творчески подходить к рекомендациям ее авторов, следуя при этом общим методическим установкам, на которых базируется концепция книги.

Методическая литература. Знакомит преподавателя с существующим опытом обучения языку и тем самым способствует повышению уровня преподавания. В первую очередь преподаватель должен познакомиться с материалом общих, частных и специальных методик, раскрывающих как общие закономерности обучения иностранному языку, так и поясняющие специфические особенности овладения конкретным языком в конкретных условиях обучения. Незаменимую помощь преподавателю окажут публикации в журнале «Иностранные языки в школе», в котором характеризуется современное состояние науки о языке и его преподавании.

Широкий методический кругозор, владение современными методическими концепциями позволит учителю лучше организовать работу учащихся по овладению языком.

Справочная и научная литература. Содержит сведения о самом предмете обучения иностранному языку и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя, позволяет ему быть в курсе научных достижений из разных областей знаний, использовать такие знания на занятиях по практике языка. Сведения о предмете обучения студенты найдут в ставших классическими работах (Гальперин, 1958; Ярцева, 1983; Швейцер, 1971; Жирмунский, 1965; Домашнее, 1983; Гак, 1988 и др.).

Источник

Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых данная информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К ТСО относится практически вся техника, используемая учителем во время урока.

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и целые классы для изучения определенного предмета. Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.

1. Выготский Л.С. Собр. соч. т.6, М., 1984.

2. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

3. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 1977.

4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 1979.

5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *