средства обучения для преподавателя
Средства обучения: понятие, функции и классификация
Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.
Понятие о средствах обучения и их сущность
Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.
К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.
С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:
Функции средств обучения
К числу основных функций можно отнести:
В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.
Принципы использования средств обучения
Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:
В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.
Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Подходы к использованию средств обучения
Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.
Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.
К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:
Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.
Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.
Современные средства обучения и их классификация
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕМА: Средства обучения и их классификации.
1.Понятие о средствах обучения и их сущность.
2.Классификации средств обучения.
З.Виды средств обучения и их характеристика.
4.Современные информационные средства обучения.
5.Электронные журналы и электронные дневники.
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Выбор средств обучения определяется:
задачами урока или занятия;
содержанием учебного материала;
применяемыми методами обучения;
Функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
2.Классификации средств обучения:
1. По характеру воздействия на обучаемых:
аудиальные: музыкальный центр, радио;
2. По степени сложности:
простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3. По происхождению:
натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4. Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
объемная (геометрические фигуры, чучела);
изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
символическая (географические карты, глобус);
звуковая (магнитофонная запись);
мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.
З. Виды средств обучения и их характеристика.
I. Вербальные средства обучения:
Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
Главный инструмент общения, передача знаний.
Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.
К визуальным средствам относятся:
Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
наглядность должна быть эстетически выполнена;
наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;
привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.
При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
III . Технические средства обучения:
В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.
Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Методика использования ТСО.
При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.
Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
4. Современные информационные средства обучения.
1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.
Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.
С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.
Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.
5.Электронные журналы и электронные дневники.
Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.
Система предназначена для пользования в школах.
Доступы к системе разделены на 2 модуля:
административный (для директора, завуча и учителей)
просмотровый (для родителей и учеников)
Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:
информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;
информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,
различные графики для оценки успеваемости;
информирование о расписании и заменах уроков;
возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;
возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;
возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;
родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.
Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.
Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов.
В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:
легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;
построение отчетов по успеваемости и посещаемости;
удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;
также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;
удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;
формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;
персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;
контроль над получением всей информации родителями;
возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы «домашнее задание» для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;
размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);
удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).
В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:
построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;
анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;
построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;
простая обратная связь с родителями учащихся.
Современные средства преподавания для эффективного урока
Анна Колодина
Средства обучения — это то, что помогает учителю и ученикам в достижении целей учебного процесса. Это такие помощники урока, которые делают его необычным, запоминающимся. Они могут создаваться как человеком, так и природой. Но и те, и другие значительно упрощают процесс обучения и делают его более наглядным. Какими бывают средства обучения и как правильно их выбрать?
Средства преподавания
Функции, или Зачем нужны средства обучения?
Разве нельзя обойтись только лекциями? Нет, и вот почему:
Какими бывают средства обучения?
Перечислим существующие средства обучения. Наверняка со многими из них вы знакомы, но о некоторых могли просто забыть.
Печатные средства обучения
Электронные средства обучения
Сюда входят самые разные электронные образовательные ресурсы:
Кстати, мы уже писали подробно об информационных технологиях в обучении:
Демонстрационные средства обучения
Наглядные (плоскостные) средства обучения
А вот их нельзя потрогать. Вернее можно, но это не даст никакой дополнительной информации. К плоскостным средствам обучения относят:
Аудиовизуальные средства обучения
В эту группу входят:
Учебные приборы
Тренажёры
Иногда в учёбе используются симуляторы реального оборудования или спортивное снаряжение:
Учебная техника
Для некоторых сфер мало перечисленных средств обучения. И тогда в ход идут:
Как выбрать средства обучения?
Очевидно, не следует использовать все средства сразу. Это не только не поможет, но и запутает учеников. Лучше остановиться на нескольких из них. Вибирая средства обучения, руководствуйтесь следующими принципами:
Начните с небольших изменений, а с опытом придёт и более чёткое понимание потребностей в конкретных средствах обучения!
Средства обучения для преподавателя
Образовательный стандарт по языку.
Первым опытом создания образовательного стандарта в европейской системе обучения иностранным языкам применительно к повседневной сфере общения стала работа В. Эка и Дж. Трима «Threshold Level-1990» (Counsil of Europe Press, 1991), выполненная на материале английского языка. На сегодняшний день подобные лингводидактические описания (образовательные стандарты) подготовлены для большинства европейских языков.
Лингвометодическое описание в виде языкового стандарта по иностранным языкам (английский, французский, немецкий) для средней общеобразовательной школы вошло в издание «Учебные стандарты школ России» (Кн. 1. 1998). Однако это описание касалось лишь базового курса языка, т.е.
Образовательный стандарт по иностранным языкам содержит лингводидактическое описание:
конечных целей обучения, достигаемых в результате обучения в пределах разных сертификационных уровней;
содержания обучения в виде знаний, навыков, умений, составляющих основу формируемой коммуникативной, языковой, социокультурной, профессиональной компетенций;
тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовать свои коммуникативные намерения;
образцов тестов для определения достигнутого уровня владения языком.
Программа по языку. Является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе образовательного стандарта и уточняющим его содержание применительно к конкретным условиям обучения. В программе дается перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведенное для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отвбдится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком. При изложении лексико-грамматического материала составители программ придерживаются либо функционально-смыслового подхода (содержание высказывания определяет порядок отбора и представления материала), либо структурно-семантического подхода (изложение материала следует логике формальной структуры языка). Первый подход считается предпочтительным при коммуникативной направленности обучения.
Книга для преподавателя.
Книга особенно полезна для начинающего учителя. При выборе приемов работы с книгой преподаватель имеет возможность творчески подходить к рекомендациям ее авторов, следуя при этом общим методическим установкам, на которых базируется концепция книги.
Методическая литература. Знакомит преподавателя с существующим опытом обучения языку и тем самым способствует повышению уровня преподавания. В первую очередь преподаватель должен познакомиться с материалом общих, частных и специальных методик, раскрывающих как общие закономерности обучения иностранному языку, так и поясняющие специфические особенности овладения конкретным языком в конкретных условиях обучения. Незаменимую помощь преподавателю окажут публикации в журнале «Иностранные языки в школе», в котором характеризуется современное состояние науки о языке и его преподавании.
Широкий методический кругозор, владение современными методическими концепциями позволит учителю лучше организовать работу учащихся по овладению языком.
Справочная и научная литература. Содержит сведения о самом предмете обучения иностранному языку и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя, позволяет ему быть в курсе научных достижений из разных областей знаний, использовать такие знания на занятиях по практике языка. Сведения о предмете обучения студенты найдут в ставших классическими работах (Гальперин, 1958; Ярцева, 1983; Швейцер, 1971; Жирмунский, 1965; Домашнее, 1983; Гак, 1988 и др.).
Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых данная информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К ТСО относится практически вся техника, используемая учителем во время урока.
Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.
Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и целые классы для изучения определенного предмета. Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.
По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.
Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.
1. Выготский Л.С. Собр. соч. т.6, М., 1984.
2. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
3. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 1977.
4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 1979.
5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.
Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.