средства обучения дидактические функции средств обучения требования к использованию средств обучения

Дидактические средства обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика

Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.

К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.

К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.

Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.

Функции дидактических средств обучения

В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:

Готовые работы на аналогичную тему

В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.

В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.

В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.

Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.

В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:

Классификация дидактических средств обучения

Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.

Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.

По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.

М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:

Источник

Средства обучения: понятие, функции и классификация

Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

Понятие о средствах обучения и их сущность

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Подходы к использованию средств обучения

Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

Источник

5. Требования к средствам обучения

В требованиях к средствам обучения должны отражаться качества, признаки средств, достигающих необходимого педагогического эффекта. В педагогике выделяют следующие группы требований к средствам обучения:

1) Эргономические требования заключаются в том, что средства обучения должны быть: максимально приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя; учитывать их функциональные возможности; удобны в обращении (минимальное количество операций при подготовке к работе, уровень шума, удобство осмотра, ремонта, транспортировки и пр.); отвечать требованиям гигиены труда и техники безопасности.

2) Эстетические требования состоят в том, что средства обучения в целом, а также их элементы, узлы и общая конструкция должны отвечать законам красоты, которые проявляются в гармонии формы, целостности композиции, их товарном виде, что позволяет воспитывать у учащихся хороший вкус.

3) Экономические требования предполагают, что средства обучения должны иметь низкую себестоимость и отпускную цену при высоком качестве и долговечности.

4) Методические указывают требования, предъявляемые к средствам исходя из рациональной методики преподавания, методов и форм обучения, организации деятельности учителя и учащихся.

5) Дидактические требования. На рассмотрении этой группы требований остановимся более подробно. Сюда относятся следующие требования:

соответствие средств целям обучения и воспитания, закрепленным в нормативных документах. Средства обучения должны стимулировать познавательную активность учащихся, развивать мышление, содействовать изучению более сложных тем учебной программы и т.д.

соответствие средств обучения дидактическим принципам. Информация, преподносимая с помощью средств обучения, должна соответствовать современным научным воззрениям и быть доступной для учащихся и пр.

согласованность средств обучения с учебными программами и учебниками.

соответствие средств обучения психофизиологическим закономерностям обучения. Например, соблюдение меры и пропорций в использовании средств обучения. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, а их большое количество создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальное количество средств обучения при изучении трудной темы – 4-5 на урок.

соответствие возможностей средств обучения формам и методам обучения, которые согласуются с современными требованиями.

четкое определение педагогических задач, для решения которых это средство применяется, так как педагог из возможного числа средств обучения должен выбрать то средство или систему средств, которые дадут наибольший педагогический эффект [6, С. 267].

Из приведенных выше требований следует, что фонд средств обучения должен постоянно обновляться.

Основные этапы разработки средств обучения включают подготовку научно-технической документации: исходных требований, технических заданий и условий, макетного, опытного и серийного образцов. Все стадии разработки, производства и внедрения средств обучения в практику учебных заведений регламентирует формируемая система управления качеством средств, включающая соответствующие ГОСТы. Подтверждение соответствия средства обучения стандартам или техническим условиям обеспечивается присвоением ему сертификата качества.

Проектированием и созданием средств обучения занимаются институты РАО, научно-педагогические учреждения, фирмы, издательства. Их разработка определяется «Перечнями» учебного оборудования, в которых указано необходимое и достаточное количество оборудования для обеспечения государственного образовательного стандарта по каждому учебному предмету.

Базовый уровень обучения обеспечивается инвариантным базовым модулем «Перечней», в составе которого средства для реализации федерального компонента базового учебного плана. «Перечни» являются нормативным документом. Для углубленно-профильного уровня состав «Перечня» формируется по принципу дополнительности и представлен в виде вариативного модуля. Производство учебного оборудования осуществляют более 110 предприятий разного профиля и форм собственности, а также предприятия Министерства образования и науки России [20, С. 388].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *