средства дистанционного обучения разделяются на
Средства дистанционного обучения
Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, а также слово преподавателя.
При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:
• учебные электронные издания;
• компьютерные обучающие системы; аудио-, видеоучебные материалы;
• компьютерные сети и многое другое.
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности:
• компактность хранения в памяти компьютера или на дискете;
• гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;
• возможность оперативного внесения изменений и дополнений;
• удобство пересылки по электронной почте.
Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Компьютерные обучающие системы — программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе дистанционного обучения и позволяют:
• индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
• контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
• обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;
• сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
• демонстрировать визуальную учебную информацию;
• моделировать и имитировать процессы и явления;
• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
• формировать умение принимать оптимальные решения;
• повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
• передать культуру познания и др.
Аудио- и видеоучебные материалы — записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты, и могут быть представлены
обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные сети — средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Глобальная сеть Интернет является интегральным средством, широко используемым в дистанционном обучении. Развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе ученых и педагогов с информацией: многие источники информации, прежде разделенные, стали доступны, причем достаточно быстро и единообразно. Появилось понятие URL (Universal Resourse Locator — универсальная ссылка). Наиболее современные средства компьютерных телекоммуникаций, такие как WWW, учитывают это понятие и делают процесс цитирования источников чрезвычайно простым. При этом речь идет не о цитировании в обычном смысле, принятом для книг и журналов на бумажных носителях, а о возможности тут же получить полный текст источника. В результате меняется сам способ изложения научных и педагогических текстов, пропадает необходимость в цитатах в обычном смысле вообще, в тексте остаются только ссылки по URL, позволяющие сразу же получить нужный текст цитаты.
Все сказанное выше дает основание утверждать, что применение ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (ДО). ДО при этом получило уже новое качество — учащийся ДО почти не ограничен пространственными, а главное — временными рамками для получения информации. Существовавшая прежде проблема доступа к информации сменилась более приятной, но также достаточно сложной проблемой поиска нужной информации среди ее громадного «океана».
3.20.11. Организационные формы дистанционного обучения
В педагогической практике выработались хорошо известные формы обучения. Наиболее распространенные из них — лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены — ис-
пользуются в дистанционном обучении, однако, проявляя некоторые специфические особенности.
Лекции, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио- и видеокассеты, CD-ROM-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
Семинары дистанционного обучения являются активной формой учебных занятий. Семинары проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.
Консультации являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют:
• специального оборудования, макетов, имитаторов,
• тренажеров, химических реактивов и т.д.
Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контроль дистанционного образования — это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Здесь оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Обучающийся должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.
Тьюториалы — последовательно организованные консультации, назначение которых:
• способствовать активизации учебно-познавательной деятельности слушателей;
• формировать такие качества слушателей, как
— способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
— умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения, правильно распределять и организовывать работу;
— умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;
— умение анализировать и оценивать действия свои и других.
Тьюториалы — специфическая и организационная форма взаимодействия преподавателя (тьютора) со слушателями. Поскольку в тыоториале присутствует «очный» компонент, к этой форме обучения предъявляются следующие требования:
• разработка программы для каждого тьюториала;
• определение его продолжительности с указанием предела во времени;
• разработка структуры тьюториала;
• проведение тьюториала преподавателем и экспертом необходимой квалификации, что особенно важно при повышении квалификации в конкретной профессиональной области.
Важнейшей особенностью организации тьюториалов является использование нетрадиционных методов обучения. Обучение с помощью нетрадиционных методов должно проводиться преподавателями, хорошо ими владеющими. Широко используются метод
анализа конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, имитационные упражнения, групповые дискуссии, различные формы групповой работы («снежный ком» (или пирамида), «жужжащие» группы, мозговой штурм, «аквариум» и др.). Основные характеристики технологии дистанционного обучения обусловливают и особый тип преподавателя, включенного в эту систему.
По мнению многих экспертов, преподавателя, работающего в режиме дистанционного обучения, должны отличать:
• чувство новизны и актуальности;
• высокое методическое мастерство;
• умение концентрировать внимание на главном в изучаемых процессах и явлениях;
• четкий стиль изложения;
• ориентация на развитие навыков самостоятельной работы студентов.
Интерес представляют исследования, проведенные в British Open University, которые позволили определить требования учащихся к общению с преподавателями:
• вежливое, уважительное обращение;
• ясная и объективная система оценок;
• объяснение и обоснование выставляемых оценок;
• понимание студентами значения оценок и того, имеется ли прогресс, даже если оценки остаются теми же самыми;
• подход, основанный на симпатии, поддержке, дружелюбии, показывающий, что преподаватель на сторону обучаемых;
• отсутствие даже намека на грубость или высокомерие;
• поддержка и подстраховка с сохранением объективности;
• содержательные и доброжелательные по форме комментарии;
• наличие конструктивных советов (каким образом и что надо было делать, прямые ссылки на материал курса и указания, где находится то, что они упустили или недопоняли и т.д.);
• наличие стимулов к дальнейшему продвижению;
• отсутствие сложных, запутанных или нечитабельных ответов;
• возможность, в случае необходимости, встречи с преподавателем; быстрый отклик.
Итак, дистанционное обучение сегодня — это реальность. Получив широчайшее развитие за рубежом, дистанционное обучение все больше распространяется в нашей стране. Открываются все новые и новые учебные заведения, работающие по такой технологии, их количество возрастает из года в год.
Статистика показывает, что интерес россиян к дистанционному образованию растет с каждым годом, особенно в регионах. Кстати, дистанционное обучение задумывалось англичанами именно для обучения «простого народа из провинции». Подобная форма обучения незаменима для тех, у кого нет времени и возможности, чтобы сделать перерыв в карьере для получения образования.
Хочется верить, что современные центры дистанционного образования в России, пусть пока еще недостаточно совершенные, — это предвестники образования будущего, когда темп нашей жизни будет все нарастать и мы не сможем поспевать за лавиной информации, грозящей накрыть нас с головой, а неспешно учиться профессии пять-шесть лет в отрыве от практической деятельности покажется нелепым, ведь за это время практика может далеко обогнать ту теорию, что изучается в вузе. И эта тенденция заявляет о себе в последнее время достаточно часто.
Так как обучение в дистанционной системе требует от учащихся достаточно серьезной компьютерной подготовки, что на уровне начальной и средней школы практически исключено, эта форма обучения перспективна в системе профессионального образования — в вузах, колледжах, техникумах и профессиональных училищах и центрах, занимающихся профессиональной переподготовкой взрослых.
Методы дистанционного обучения
Метод (от греч. metodos – букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.
Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям [13]:
– по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский) – словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);
– по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина) – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский;
– по основным компонентам деятельности учителя (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Мы полагаем, что уместно говорить о методах обучения, используемых в дистанционном обучении, выборе их оптимального сочетания и применимости в данном виде обучения. Впрочем, в дистанционном учебном процессе можно использовать практически все методы обучения, опробованные в традиционном [7]. Необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете.
Обобщенный список методов, актуальных для дистанционного обучения включает информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы [10].
В условиях дистанционного обучения, на наш взгляд, следует различать:
– методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);
– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);
– методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);
– методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).
Средства и формы дистанционного обучения
Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.
К обучающим средствам относят:
– учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
– сетевые учебно-методические пособия;
– компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
– аудио и видео учебно-информационные материалы;
– лабораторные дистанционные практикумы;
– тренажеры с удаленным доступом;
– базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;
– средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС) [1].
В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.
При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д [11]. Между тем главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом – остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания).
В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиа- лекции. Видеолекция в записи (off-line–видеолекция) – это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
Видеолекция в реальном режиме времени (on-line–видеолекция) – это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line–видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи [12], посредством которых также практикуется web- трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).
Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.
Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, на которых обсуждаются наиболее сложные теоретические вопросы курса. Таким образом, семинары также должны быть представлены в дистанционном учебном процессе. Большая их часть может быть проведена с использованием on-line технологий – Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.
В дистанционном обучении могут быть организованы:
– «очные» консультации, проводимые тьютором в учебном центре (филиале); составляют 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации;
– off-line консультации проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;
– on-line консультации проводятся с помощью программы mirk; составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.
Обозначенные методы и формы дистанционного обучения создают основу для определения моделей и систем дистанционного обучения.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков перед традиционной системой очного и заочного образования.
Средства дистанционного обучения
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий.
Применительно к современному образованию корректнее использовать термин «программно-технические средства обучения».
Программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи:
— предоставлять возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования;
— обеспечивать удобный способ передачи учебного материала;
— поддерживать общение и совместную работу учащихся, способствовать коллективному взаимодействию.
Средства обучения. При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:
— учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;
— электронные учебные материалы (электронные учебники);
— компьютерные программы учебного назначения (вспомогательные).
В ДО широко используются как печатные, так и электронные учебные издания. При разработке дидактических печатных и электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться следующими принципами:
— учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
— при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;
должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;
— обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.
Электронные учебные материалы представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают рядом положительных свойств:
— компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем носителе;
— возможность оперативного внесения изменений;
— возможность организации непоследовательного изучения материала с помощью гиперссылок;
— возможность использования богатых мультимедийных средств (аудио, видео, графика, анимация);
— возможность организации интерактивного взаимодействия между учащимся и учебником;
— передача на большие расстояния с помощью средств телекоммуникации.
Современные электронные учебники (автоматизированные обучающие программы) способны решать следующие задачи:
— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— визуализация учебной информации;
— моделирование и имитация изучаемых процессов или явлений;
— осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью;
— осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
— развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
— усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств или использования игровых ситуаций).
Дидактические звуковые и аудиовизуальные учебные материалы широко используются не только в дистанционном образовании, но и в традиционном. В настоящее время в основном записываются на аудиои видеокассеты, лазерные компакт-диски или просто передаются в электронном виде по компьютерной сети.
Компьютерные программы учебного назначения заявили о себе, как о средстве обучения в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров. Изначально эта категория компьютерных программ включала все программные учебного назначения. В настоящее время удобно под этой категорией понимать вспомогательные специализированные программные средства, предназначенные для решения следующих задач:
— высвобождение учебного времени за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ: различных расчетов и моделирования, обработки и визуализации опытных данных и т.д.;
— проведение лабораторных работ в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
— проведение лабораторных работ в условиях удаленного доступа к реальному оборудованию.
В зависимости от используемых программно-технических средств доставки учебных материалов можно разделить на три группы:
— почта (в том числе курьерская);
Дистанционное образование ориентируется в первую очередь на сетевые средства доставки. Можно выделить следующие сетевые средства доставки учебных материалов:
— протоколы ftp и http.
Средства организации общения, также как и средства доставки, можно разделить на три группы:
— почта (в том числе курьерская);
— радиосвязь и телефонная связь, телевизионное вещание;
Средства организации совместной работы и коллективного взаимодействия интегрируют в себе разнообразные сетевые средства общения для организации дистанционной совместной групповой работы. Кроме этого, средства коллективного взаимодействия позволяют вести пошаговое руководство по ведению проекта, включающее такие стадии, как начало проекта, назначение руководителя проекта, определение командной цели, определение требуемых
материальных ресурсов, контрольных точек. Все эти возможности позволяют организовать совместную учебную и научно-исследовательскую работу в распределенном режиме.