сравните интерактивные и традиционные формы обучения в доу

«Особенности традиционного обучения в отличии от интерактивного обучения (обучение в сотрудничестве)»

В статье сравниваются традиционный и интерактивный методы обучения.

Просмотр содержимого документа
««Особенности традиционного обучения в отличии от интерактивного обучения (обучение в сотрудничестве)»»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Особенности традиционного обучения в отличии от интерактивного обучения (обучение в сотрудничестве)»

« Менеджмент в образовании»

Передача умений, знаний, попутное

воспитание, передача социального опыта.

Содействие самореализации и самоутверждения личности. Создание условий при которых ученик сам приобретает знания.

2. Преобладающий характер и стиль взаимодействия учителя — ученика или учителя и учеников.

Лекционный стиль преподавания материала, одиночная работа ученика по усвоению материала.

Групповая работа учеников, коллективное решение поставленной учителем задачи.

3. Роль учителя в процессе образовательной деятельности.

Носитель информации, хранитель норм и традиций.

Организатор сотрудничества, консультант.

4. Роль ученика в процессе обучения.

Пассивная – активность очень низкая

5. Особенности и типы уроков.

Ученики работают индивидуально. На групповую и коллективную работу смотрят как на уход от ответственности.

Поощряется групповая работа. Создание проектов, дискуссии, дебаты,

Диалог, самооценка, рефлексия.

6. Технологии обучения.

Репродуктивный метод, который не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.

Пробуждение у обучающихся интереса;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

формирование у обучающихся мнения и отношения;

формирование жизненных и профессиональных навыков;

выход на уровень осознанной компетентности ученика.

Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

1.Классно-урочная форма обучения.

3. Практические занятия

4. Лабораторные занятия.

5. Контрольные работы.

9. Средства обучения.

Ведущее средство — живое слово.

Меловая доска, мел, учебники, книги.

Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие ученика с учителем. Педагог уступает свою активность детям, создавая условия для проявления их инициативы. Школьники являются полноправными участниками таких уроков. При этом их опыт так же важен, как и опыт педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает своих учеников к поиску.

Интерактивная доска, мобильные устройства, интерактивный стол, интерактивная система опроса, интерактивные программы (приложения) и электронные образовательные ресурсы.

10. Специфика домашнего задания.

Одно и то же задание всему классу.

Задание по выбору, вариативность выбора Д/З учеником. Рефлексия и самооценка.

Знание – анализ-синтез – творческое применение знаний.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Источник

Сравнение интерактивных и традиционных формы обучения в дошкольной педагогике.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сравнение интерактивных и традиционных формы обучения в дошкольной педагогике.

Проблемы современного дошкольного образования обуславливают тенденцию всё большего противопоставления форм, методов и средств интерактивного обучения традиционным формам дошкольного воспитания и образования. Если сравнивать традиционные, а также интерактивные формы обучения, то можно выделить их главное отличие друг от друга: традиционные формы образования дошкольников направлены исключительно на интеллектуальное развитие воспитанников. Тогда как интерактивные формы и методы обучения нацелены на развитие необходимых личностных черт и качеств дошкольников. Следовательно, именно интерактивные методы обучения применяются в дошкольных образовательных организациях, в том числе и в нашем детском саду для одновременного и полноценного развития мыслей, чувств, учебной мотивации, ценностных ориентаций, базисных знаний, умений и навыков, а также интереса и стремления к конструктивному межличностному общению дошкольников. Обучение посредством интерактивных форм и методов осуществляется посредством особой системы «присвоения знаний».

Интерактивное обучение должно основываться на тесном и непосредственном взаимодействии дошкольников с соответствующей предметной средой, должно базироваться при этом на личном, жизненном опыте детей дошкольного возраста. Традиционные же средства, методы, а также формы обучения основаны на доминирующем положении воспитателей в качестве субъектов учебного процесса. В то время как дошкольники, при использовании традиционной системы обучения относятся исключительно к объектам педагогического процесса.

В системе интерактивного обучения подобная концепция заменена представлением о дошкольниках как о субъектах собственной учебной, творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Следовательно, при непосредственном сравнении с традиционными формами обучения, при применении интерактивных форм развития и дошкольного образования существенно изменяется взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольного возраста. При этом активность воспитателей замещается активным участием воспитанников. При интерактивном обучении к задачам педагогов по большей части относится создание всех необходимых условий для активизации продуктивной и также творческой деятельности дошкольников. Педагоги при этом, намеренно отказываются от роли своеобразных фильтров, пропускающих через себя учебные материалы, и выполняют, в основном, функции помощников в развитии дошкольников, служат консультантами и необходимыми источниками информации.

К главным задачам воспитателей при использовании интерактивных форм и методов обучения относятся ненавязчивых контроль и руководство относительно самостоятельной деятельностью обучающихся. Воспитатели при этом разрабатывают планы занятий как совокупности интерактивных заданий, проектов, тестов и упражнений. В процессе работы над подобными заданиями дошкольники изучают соответствующие материалы. Принципиальным отличием интерактивных заданий от обычных состоит в том, что в процессе их выполнения дети дошкольного возраста получают определенные стимулы для формирования у них, соответствующих внутренних переживаний. Подобная организация занятий, в свою очередь, способствует, более глубокому усвоению учебных материалов, их ценностному ранжированию каждым ребенком дошкольного возраста и выделению из них основных ценностных ориентиров. Еще одной отличительной особенностью интерактивных форм обучения является тот факт, что при такой форме обучения дошкольников, ими в большей степени усваиваются новые знания, формируются новые умения и навыки, а не закрепляются уже имеющиеся.

Кризис традиционных форм обучения, который признается подавляющим большинством педагогов дошкольного образования основан на наличии следующих противоречий:

– несоответствия мотивации и стимулирования активного обучения детей дошкольного возраста. Поскольку внешнее стимулирование в традиционном обучении преобладает над мотивацией, воспитатели часто сетуют на тот факт, что дошкольники не хотят учиться. В то время как сами дети дошкольного возраста выражают недовольство тем что все занятия достаточно скучны и однообразны;

– имеющиеся противоречия между пассивно-созерцательными и также активно-преобразовательными формами учебной деятельности. Пассивная созерцательность в традиционной системе обучения преобладает. На занятиях такого рода педагоги объясняют новый материал, а сами дети чаще всего слушают крайне невнимательно;

– противоречия между потребностью в создании комфортной обстановки для дошкольников и тем дискомфортом, который они испытывают, присутствуя на рутинных, ежедневных занятиях, вследствие ограниченности их активного участия в дискуссии;

– противоречия между формами воспитания и также обучения: на традиционных занятиях любые формы межличностного взаимодействия дошкольников (кроме учебных) запрещаются воспитателями. У дошкольников же практически отсутствует возможность свободно беседовать, поправляя, а также оценивая работу своих сверстников;

– противоречия между индивидуальными потребностями развития у дошкольников и реализуемыми стандартами обучения. Так, при традиционной форме обучении индивидуальный и дифференцированный подходы к каждому дошкольнику фактически не применяются.

Таким образом, интерактивные формы обучение помогают преодолеть все описанные выше противоречия. В процессе интерактивного взаимодействия на практике осуществляется активизация познавательной деятельности воспитанников дошкольного возраста, обеспечивая тем самым, повышение уровня их самостоятельности и инициативы.

Вместе с тем, следует отметить, что по моему мнению, интерактивные формы обучения должны не противопоставляться традиционному воспитанию и развитию, а лишь только дополнять друг друга. Объединяет их уровень активности детей дошкольного возраста на различных занятиях.

Отдельные элементы интерактивных форм обучения следует использовать с дошкольниками младших и средних возрастных категорий. При этом лучше всего начинать с простейших методов мозгового штурма, эвристической беседы. Такого рода формы обучения наиболее эффективно развивают большую часть психических процессов воспитанников детского сада. Полноценное же интерактивное обучение можно применять только при организации занятий детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения в школе

Традиционные методы обучения

Выделяется два традиционных метода обучения

Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.

Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.

У данных методов можно выделить множество недостатков:

1. Нагрузка на память.

2. Низкая самостоятельность учащихся.

3. Рассевание внимания.

4. Неполное усвоение материала.

5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.

6. Средний объём знаний.

7. Средний темп в изучении материала.

Инновационные методы обучения

Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать

ТрадиционныеИнновационные
ЦельФормирование знаний, умений, навыковРазвитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем
Формы организацииФронтальные, индивидуальные.Групповые, коллективные.
Методы обученияИллюстративно-объяснительные, информационные.Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Ведущий тип деятельностиРепродуктивный, воспроизводящий.Продуктивный, творческий, проблемный.
Способы усвоенияЗаучивание, деятельность по алгоритмуПоисковая деятельность, рефлексия
Функции учителяНоситель информации, хранитель норм и традиций.Организатор сотрудничества. консультант
Позиция ученикаПассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному ростуАктивность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Методы обучения

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения разделяют на три группы:

1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.

2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.

3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.

Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

Источник

Особенности традиционного обучения в отличии от интерактивного обучения (обучение в сотрудничестве)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Особенности традиционного обучения в отличии от интерактивного обучения (обучение в сотрудничестве)»

« Менеджмент в образовании»

Грачев Денис Игоревич

учитель знает все — ученик ничего;

учитель говорит — ученик слушает;

учитель управляет — ученик подчиняется; учитель активен — ученик пассивен.

3. Роль учителя в процессе образовательной деятельности.

Своеобразный фильтр, пропускающий через себя учебную информацию.

Учитель дает консультации, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, регулирует процесс и занимается его общей организацией, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Учитель выступает в роли помощника.

4. Роль ученика в процессе обучения.

Ученик и педагог являются равноправными субъектами обучения, процесс осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

5. Особенности и типы уроков.

Монолог. Ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой. Традиционные типы уроков в виде лекций.

Диалог. Ученики активно взаимодействуют между собой и учителем.

6. Технологии обучения.

Прямое взаимодействие учащихся с учебным окружением. Учитель не дает готовые знания, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ.

Круглый стол (дискуссия, дебаты).

Используется односторонняя форма обучения. Трансляция преподавателем информации в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего.

Многосторонняя форма обучения. Предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса. Интенсивные контакты между самими обучающимися.

9. Средства обучения.

Ведущее средство — живое слово.

Меловая доска, мел, учебники, книги.

Средства, которые обеспечивают возникновение диалога. Интерактивная доска, мобильные устройства, интерактивный стол, интерактивная система опроса, интерактивные программы (приложения) и электронные образовательные ресурсы.

10. Специфика домашнего задания.

Традиционный подход к формулированию домашнего задания учащимся: всем одно и то же.

Основное отличие интерактивных домашних заданий от традиционных в том, что они направленны не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. При выполнении задания исключается доминирование какой-либо идеи.

Вывод: Для достижения современных целей образования необходима организация образовательной деятельности учащихся с применением современных образовательных технологий.

В соответствии с требованиями ФГОС к современному уроку, основной акцент делается на достижение не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.

Достижение метапредметных результатов, или, иными словами, формирование универсальных учебных действий (УУД) есть не что иное, как способ действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Метапредметный подход подразумевает понимание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.

Достижение качественного результата, заинтересованности учащихся, вовлечение в учебный процесс, возможно только в том случае, если традиционный метод будет изменен в соответствии с инновационными (современными) образовательными технологиями.

Источник

Выпускная работа «Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНООЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.

Данная работа содержит подбор и анализ таких форм и методов взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста, которые соответствуют личностно-развивающему подходу в обучении, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Основной целью данной работы является поиск и внедрение в практику работы с детьми дошкольного возраста форм и методов педагогической деятельности, способствующих формированию активной, успешной, интеллектуально состоятельной, творческой и разносторонне развитой личности ребенка.

1. Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.

2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.

3. Выявить особенности современных интерактивных методов.

В работе делается акцент на применение интерактивных форм и методов взаимодействия с детьми в процессе обучения и развития личности.

Понятие интерактивных методов______________________________6

Особенности интерактивного обучения_________________________7

Методы интерактивного обучения_____________________________10

Применение интерактивных форм взаимодействия в практике______14

работы с дошкольниками

Образовательные стандарты дошкольного образования определяют цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии. Перед педагогами встает стратегическая задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов детской деятельности, предусмотренных ГОСДО: образовательных, индивидуальных, конструктивно-исследовательских, организационно-проектных.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются такие методы, как совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную деятельность.

Целесообразность выбора темы данной работы обусловлена подбором и применением таких форм и методов, которые бы позволяли с высокой эффективностью обучать, воспитывать и развивать дошкольников. Актуальным становится применение интерактивных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, что, в свою очередь является условием разностороннего развития дошкольника.

Основные задачи работы:

1. Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;

2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов;

3. Актуализация целостного знания о современных интерактивных способах взаимодействия с дошкольниками в процессе обучения.

4. Анализ современных интерактивных форм и методов, а также возможности их применения в педагогической практике с детьми дошкольного возраста.

5. Овладение методикой совместной деятельности взрослых и детей с использованием интерактивных форм работы.

6. Формирование умения использования в педагогическом процессе технологий интерактивного обучения, применения теоретических знаний.

1.Понятие интерактивных методов

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

На смену традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка.

Решением задачи является использование педагогом интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный».

Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога обучающихся между собой и педагогом.

2. Особенности интерактивного обучения

Интерактивное обучение решает три задачи:

Суть интерактивных методов:

— обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;

— предполагаются условия для самообразования и саморазвития;

— нет доминирования одного мнения, лидера;

— педагог выступает лишь в роли фасилитатора, т.е. организатора процесса бучения создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Особенности интерактивного обучения

1. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями сменой и разнообразием их видов, форм я приемов.

2. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируется на основе и в связи с таким опытом.

З. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

4. Для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

5. Интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

6. В ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

7. В ходе диалогового общения у участников формируются умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд. дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1.Индивидуаљная (каждый участник выполняет задние самостоятельно)

2. Парная (задание выполняется в паре).

З. Групповая (задание выполняется в подгруппах).

4.Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).

5.Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

3. Методы интерактивного обучения

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

— интерактивные и ролевые игры:

— Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций)

Характерные особенности интерактивных методик:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

З. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме тем способом, который сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

Рассмотрим влияние методов интерактивного обучения на процесс обучения дошкольников.

Ролевые игры способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности.

Во время интерактивной игры происходит освоение участниками группы нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ проведения достаточно универсален.

Существует следующий алгоритм проведения интерактивной игры :

Подбор педагогом заданий н упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

После окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение), анализируются результаты, подводятся итоги.

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Метод «Мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах организованной деятельности: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний.

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений детей. Кроме того, у детей формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции:

— коммуникативные (умения общаться, формулировать н задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника н др.)

— способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их,

— умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения.

«Кейс-метод» или «Анализ ситуаций» Метод подразумевает анализ различных ситуаций, как реальных, так и вымышленных. При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Метод проектов. Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

Применение «Метода ассоциаций» способствует развитию творческой активности и логического мышления воспитанников, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность. Соответственно, повышается интерес к деятельности и усиливается мотивация.

Интерактивные формы и методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть очень узкими.

Эффективность и целесообразность применения интерактивных форм и методов я наблюдаю в своей практике.

4.Применение интерактивных форм взаимодействия в практике работы с дошкольниками

В своей работе интерактивные технологии применяю с детьми, начиная с трехлетнего возраста

Во ׀׀ младшей группе проводится — работа в парах, хоровод;

в подготовительной к школе группе —работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний).

Практика показала, что наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение. И что особенно важно групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода

Первое, чему учим детей — это проверять друг друга

Следующий этап: учим тренироваться в парах

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чем я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища.

Формируя у детей целостную картину мира, мы изучаем какой — либо объект во взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами окружающего мира. И в этом незаменимы интерактивные технологии, которые позволяют решать педагогические задачи в комплексе.

Так, используя «Работу в парах», дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

В процессе использования технологии «Хоровод», у детей развивается умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Интерактивная технология помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Технология «Карусель» внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Интерактивная технология «Интервью» используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Применение технологии групповой работы «Работа в малых группах» (тройках) дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Дети учатся договариваться, объединяться в малые группы, выполнять задания, анализировать и давать оценку.

«Знакомство» позволяет формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных форм методов в образовательном процессе в сочетании с традиционными методиками повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников.

Повысился уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.

Расширились знания педагогов о современных интерактивных технологиях, особенности их применения их в ДОУ.

Качественно повысился уровень взаимодействия педагогов и детей

Значительно повысилось качество и эффективность педагогического процесса как результат внедрения интерактивных технологий в практику работы в ДОУ.

Применение интерактивных методов обучения активизируют познавательную деятельность детей, создают необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствуют разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.

1. Азарова А. Метод ролевой игры. СПб: речь, 2011.352с- с-

4. Кларин, МВ. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта/

МВ. Кларин. — Педагогика. — 2000. — №7. – С. 21—28

5. Панина, Т.С., Современные способы активизации обучения Т.С. Панина Л.Н.

6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии — М: Роспедагенство, 2012г

7. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017гг

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *