сравните мифы о потопе разных народов

Всемирный потоп. Мифы. Причины. Исследования

сравните мифы о потопе разных народов. Смотреть фото сравните мифы о потопе разных народов. Смотреть картинку сравните мифы о потопе разных народов. Картинка про сравните мифы о потопе разных народов. Фото сравните мифы о потопе разных народов

В Эчмиадзине, в резиденции армянского католикоса хранится небольшой кусок дерева, который является одной из главных монастырских реликвий. Согласно предания, это кусочек обшивки Ноева ковчега, переданный некогда монастырю монахом, который поднимался на склоны Арарата еще в эпоху Григория Просветителя.

1876 год — лорд Брайс в ходе экспедиции на Арарат нашел на одном из горных уступов (на высоте 13 тыс. футов) большой кусок обработанного дерева. Небольшой образец от него лорд отрезал в качестве сувенира.

Позднее несколько экспедиций в поисках Ноева Ковчега побывали в этих местах, однако в 1974 г. турецкие власти совершенно закрыли доступ в район Арарата и запретили любые экспедиции.

Всемирный потоп – миф всего человечества

Устойчивый миф о Всемирном потопе – это миф всего человечества. Он распространен среди народов Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В наше время уже не вызывает сомнений факт, что сознание народов всей планеты в древние времена было потрясено единой глобальной катастрофой.

Самых разнообразных гипотез и предположений учеными было предложено множество, но все они сходны в одном: в поразительном совпадении легенд о Всемирном потопе, которые возникли на расстоянии тысяч километров друг от друга, на различных континентах, у разных народов.

Мифы о Потопе у разных народов

Одним из древнейших мифов о катастрофе считается миф об Атуме – египетском Ное. Он был местным богом города Гелиполиса, который располагался в дельте Нила. Согласно одной из легенд в гневе Атум грозит разрушить все, им созданное, и превратить мир в водную стихию. Со временем почитание Атума вытеснил бог Ра, и появилась легенда о Всемирном потопе уже с участием бога Ра. Он также решил наказать род человеческий и для этого призвал на помощь богинь Хатор и Сохмет. Богини начали уничтожать людей с такой яростью, что сердце бога Ра дрогнуло, однако остановить их было уже невозможно. Чтобы спасти планету, бог Ра залил все… пивом, и увлекшиеся им богини забыли про суд.

Мифы о потопах чаще всего появлялись у народов, проживавших в прибрежных районах. К примеру, в древнегреческом предании рассказывается о том, что «Зевс за преступления решил погубить род человеческий и послать всемирный потоп. Девкалион по совету Прометея построил корабль, на котором спаслись он и Пирра – единственные из людей. На девятый день корабль Девкалиона остановился у вершины Парнаса».

сравните мифы о потопе разных народов. Смотреть фото сравните мифы о потопе разных народов. Смотреть картинку сравните мифы о потопе разных народов. Картинка про сравните мифы о потопе разных народов. Фото сравните мифы о потопе разных народов

Древнеирландские боги, «Бит с женой Биррен и домочадцами во время потопа погрузились на судно и спаслись у берегов большого острова».

Древнеиндийский эпос «Махабхарата» повествует о прародителе людей Ману, «который спас от смерти и помог вырасти чудесной рыбе, за что она отблагодарила его советом. В год, предсказанный рыбой, Ману построил корабль, взошел на него, а когда начался потоп, рыба приплыла, прикрепила веревку с кораблем к своему рогу и направилась к северной горе».

Одна из наиболее поэтических легенд о потопе в Библии: «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись все высокие горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло».

Бог обратился к Ною, который был самым праведным из всех живших тогда людей: «Ты же сооруди себе ковчег из дерева гофер, сделай в нем помещения и покрой смолой внутри и снаружи. И пусть будет ковчег длиной в триста локтей, шириной – в пятьдесят, высотой – в тридцать. И пусть будет на нем окно и дверь и три настила: нижний, средний и верхний. Ты войдешь в ковчег с женой твоей, сыновьями твоими и женами сыновей твоих, ибо хочу установить с тобой Мой завет. И возьмешь ты с собой в ковчег ото всех тварей каждого вида самца и самку, чтобы остались они в живых…»

Полностью совпадают с библейским преданием о ковчеге Ноя записи на глиняных халдейских табличках XXI столетия до н. э. Совпадает описание постройки деревянного корабля, блуждания его по бескрайним водным просторам, одинаково Ной и ассириец Утнапиштим выпускают птиц, чтобы обнаружить спадание уровня воды.

Причины Всемирного потопа

Ответ на вопрос: «Как у людей повсюду могла сложится уверенность в том, что когда-то, в то или иное время, земля (или по крайней мере вся обитаемая ее часть) была затоплена наводнением, от которого погибло почти все человечество?» – так и не получен. На этот вопрос раньше отвечали, что подобная катастрофа действительно имела место, что подробное и подлинное описание ее содержится в «Книге Бытия» и что множество распространенных среди людей легенд представляют не что иное, как более или менее несовершенное, смутное и искажающее факты воспоминание о том жутком катаклизме.

Археологические раскопки

В 1922–1929 гг. английским ученым Леонардом Вулли проводились археологические раскопки на северо-западе Ирака, возле руин древнейшего города Ура. Однажды рабочие наткнулись на свалку из битых кирпичей и осколков глиняной посуды. Опыт подсказывал ученому, что городские свалки как правило остаются из поколения в поколение на одном и том же месте, и Вулли дал команду рабочим прорыть в этом месте колодец на максимально возможную глубину.

Дальнейшие события показали, что он был прав. На этом месте много веков назад в действительности существовала городская свалка. По мере продвижения в глубь земли рабочие все время натыкались на различные культурные слои, однако настоящее открытие ожидало ученого, когда рабочие докопались до 14-ти метровой глубины. В этом слое обнаружили останки непонятных захоронений. Отрытое ими городское кладбище было до такой степени древним, что даже шумеры, чьими историческими свидетельствами пользовался Вулли во время своих раскопок, не указывали на него. Могилы были расположены друг над другом двумя, тремя, а местами и шестью этажами. Так были найдены гробницы ранних царей шумерского города-государства Ура с находящимися в них бесценными сокровищами из золота и драгоценных камней.

Но Вулли на этом не стал останавливаться. Он будто чувствовал, что под этим захоронением могли быть еще и другие культурные слои.

Вновь рабочие принялись копать. И в скором времени они докопались до еще одной городской свалки, возраст которой сог свидетельствовать о том, что ученый наткнулся на самый древний период в истории города Ура. Однако рабочие стали копать дальше, пока не дошли до илистого слоя, свидетельствовавшего о том, что 5 – 9 тыс. лет назад эти места были или заболочены, или в них протекала мощная река. Илистый слой составлял толщину приблизительно в 2,5 метра и остался, вероятно, после схода вод.

Но в нем не было никаких остатков деятельности человека, что дало возможность Вулли сделать выводы о внезапности илистого наслоения. Своей структурой этот илистый слой имел заметные отличия от других слоев – периодов палеолита и неолита, бронзового и железного веков. Что это могло быть? Неожиданное наводнение? Однако возможно ли оно на такой глубине?

Пройдя этот илистый слой, рабочие вновь наткнулись на следы жизни человека: обломки кирпичей, глиняной посуды, сажу. Эти и другие находки относились к древней и самобытной культуре народа, во многом отличавшегося от шумеров. Появление илистого слоя между двумя культурными пластами могло быть объяснено одним – неожиданным наводнением, которое не могло быть обычным явлением природы. Пласт ила толщиной в 2,5 метра мог появиться между двумя историческими периодами лишь в результате страшной катастрофы, после которой вода долго стояла и глубина ее была не менее 8 метров. Этой водой были затоплены территории всего Междуречья – все деревни и города, за исключением оказавшихся на возвышенностях. Именно об этом наводнении и сообщается в шумерских хрониках.

Поздней исследователь из Франции Мортилье назвал этот илистый слой hiatus, то есть перерыв. Согласно его данным, такого рода илистое наслоение могло произойти в результате резкого природного катаклизма, когда суша внезапно ушла на дно моря или океана. Такие илистые наслоения можно встретить практически на всей территории Европы. Согласно предположению некоторых ученых, этот илистый слой и является прямым свидетельством Всемирного потопа, неожиданно возникшего и, вероятно, также внезапно схлынувшего.

В следствии чего, гигантский природный катаклизм, принесший с собой огромные волны и продолжавшийся в течении долгого времени дождь, вполне могла обрушиться на нашу планету много тысяч лет назад, уничтожая людей и животных.

Пещера Шанидар

Дату времени Всемирного потопа помогла установить пещера Шанидар в Северном Иране, находящая на высоте 750 м над уровнем моря. В 50-х гг. XX века американские ученые проводили там раскопки, и результат этих раскопок был попросту ошеломляющими. Поднятые в пещере пласты земли дали возможность уточнить историю всего человечества на протяжении 100 тыс. лет. Пещера оказалась площадью больше 1000 м² и высотой до 15-ти метров. В прошлом она была обитаема, о чем может свидетельствовать оставшаяся от костров сажа на потолке. В слоях земли обнаружили скелеты людей. Послойно была снята земля, общей толщиной в 15 метров, и определены все возрасты вскрытых пластов. Так удалось установить, что приблизительно 10 тыс. лет до н. э. на нашей планете произошла катастрофа, вызвавшая огромный водяной вал, затопивший так высоко расположенную пещеру.

Смена полюсов

Предания о Всемирном потопе не дают покоя не только исследователям и людям ученым. Любопытная версия была выдвинута И. Г. Петричко из города Обнинска, которая была опубликована в журнале «Вокруг света» (№ 7 за 1993 г.) Согласно его теории, ось вращения Земли колеблется вокруг некоего среднего положения, как колеблется вращающийся волчок. Много тысяч лет назад, когда Солнечная система была моложе, такие колебательные процессы происходили значительно активней.

Около 22 тыс. лет назад Земля располагалась в пространстве так, что вращалась вокруг собственной оси, как бы лежа на боку. Такое положение должно было привести к тому, что на полюсах планеты был бы полутропический климат. А тем временем в районе экватора вскользь падающие солнечные лучи не могли бы обогревать земную поверхность достаточно интенсивно, чтобы хоть периодически растапливать накапливающиеся там ледники. И ледники эти росли, пока их масса не достигла некой критической величины.

Критичность эта была в том, что поле тяготения Луны привело к тому, что однажды наша планета «кувыркнулась», то есть поменяла положение своей оси вращения в пространстве. Как результат этого «кувырка» погодные условия на Земле изменились. Антарктида, когда то бывшая благодатным краем, начала покрываться льдами. А вот ледники экватора, оказались под жаркими солнечными лучами, начали быстро таять. Ранее обжитые человеком участки суши оказались на морском дне, на других началось Великое оледенение. Сведения о такого рода переменах (в частности, сказание о Всемирном потопе) и дошли до наших дней.

Споры о причинах Великого потопа, времени его наступления и окончания ведутся по сей день, и конца им пока не видно. Согласно расчетов ученых, очередной «кувырок» Земля совершит не раньше, чем через два миллиарда лет…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Мифы о всемирном потопе у разных народов

сравните мифы о потопе разных народов. Смотреть фото сравните мифы о потопе разных народов. Смотреть картинку сравните мифы о потопе разных народов. Картинка про сравните мифы о потопе разных народов. Фото сравните мифы о потопе разных народов

Дата публикации: 05.04.2018 2018-04-05

Статья просмотрена: 7976 раз

Библиографическое описание:

Королев, И. Е. Мифы о всемирном потопе у разных народов / И. Е. Королев, О. М. Бабаянц. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1214/ (дата обращения: 13.11.2021).

Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.

Бог Яхве, чтобы покарать людей за грехи, решил устроить потоп на земле и уничтожить все живое. Он пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению бога, Ной построил трехпалубный корабль — ковчег. В ковчеге спрятались Ной с женой, тремя сыновьями и их женами. На корабль взяли и «всякой твари по паре». Напрасно грешники бросились к ковчегу: он не мог всех вместить.

Потоп длился сорок дней (по другой версии 11 месяцев, по третьей — 150 дней) и ночей, и вода покрыла всю землю. Все, кроме спрятавшихся в ковчеге, погибли. Спустя много дней, бог закрыл «шлюзы небесные» двумя звездами из созвездия Большая Медведица. Ковчег прибило к вершине горы Арарат. Ной выпустил ворона в поисках в поисках земли, пригодной для жизни. Но ворон не хотел лететь, а когда он все же полетел, то решил не возвращаться в ковчег, а принялся клевать трупы утопленников. За это он стал черным.

Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук — радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов [3, с.108–110].

От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.

Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу — ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие [3, с. 72–73].

Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения — все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем [4, с.70].

Девять дней плыли они по безбрежной воде, пока не увидели гору Парнас и не высадились на ней. Зевс, зная, что Девкалион и Пирра вели праведную жизнь, пощадил их, приказав воде отступить. Тогда спросили они у Зевса: «Как нам вновь создать людей?» Зевс ответил: «Кидайте за спину кости вашей праматери». Девкалион и Пирра подумали и решили, что Зевс назвал матерью землю, а кости земли — это камни. Они шли и кидали за спину камни. Камни, брошенные Девкалионом, становились мужчинами, а камни, брошенные Пиррой, — женщинами. Так возродился земной род, и появилось новое поколение людей. А сын Девкалиона и Пирры Эллин, согласно легенде, стал родоначальником всех греков [2, с. 44].

Бог Вишну превратился в маленькую рыбку Матсья. Мудрец Ману, прародитель людей, совершал ритуальное омовение в реке и поймал эту рыбку. Рыбка попросила Ману: «Спаси меня от тех, кто хочет меня съесть, а я спасу тебя. Налей в кувшин воды и возьми меня с собой». Ману забрал рыбку, кормил ее, пока она не выросла, а потом отпустил в море. И тогда она сказала Ману: «Скоро будет страшный потоп. Снаряди корабль, возьми с собой детей, по одному животному каждого вида и семена растений». Манну так и сделал. Когда начался потоп, у рыбы вырос рог, к которому Ману привязал корабль, и рыба привела его в безопасное место — к высокой горе.

Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род [2, с. 87].

Это самый распространенный сюжет в китайской мифологии. Жители Поднебесной не воспринимали его как наказание за грехи, а видели в нем просто хаос водной стихии. В давние времена воды потопа обрушились на землю, неся неисчислимые беды и разрушения. Верховное божество Ди велело Гуню укротить потоп. Гунь — герой китайской мифологии, аналог греческого Прометея, его имя переводится как «огромная рыба». Возможно, рыба — это его животное воплощение. Гунь должен был спасти землю от потопа, девять лет он возводил дамбы, но безуспешно. Тогда он похитил у Верховного Владыки волшебную землю сижан, способную увеличиваться в размерах, чтобы построить из нее плотину, но опять не справился с наводнением. Верховный Владыка, узнав о похищении, разгневался (как посмел Гунь ради людей посягнуть на то, что принадлежит богам!) и приказал казнить Гуня [1, с. 231].

Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии — из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся [3, с. 152–153].

У аборигенов Австралии есть сразу несколько мифов о потопе. Один из мифов рассказывает о тех далеких временах, когда единственными живыми существами на земле были птицы. Они были разумными, как люди, и самым мудрым среди них был Сокол. Вторым по мудрости считался Ворон. Однажды Соколу нужно было куда-то слетать по делам, а за своим маленьким сыном он позвал присмотреть Ворона. Соколенку захотелось пить, он попросил у Ворона: «Дай мне попить». Ворон привел его к реке и сказал: «Выпей всю реку». Соколенок пил-пил-пил, пока не выпил всю реку, а потом лопнул. От этого и случился потоп.

Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.

Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну [3, с. 57].

Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный — он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь [3, с. 265].

Источник

Сравните мифы о потопе разных народов

Мы так или иначе узнаем о этом событии из Старого Завета, описывающего сотворение мира и уничтожение в конец погрязшего в грехах человечества, однако знаете ли вы, что в мире существует 500 легенд описывающих всемирный потоп?

Доктор Ришар Андре, в своё время исследовал 86 из них (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 Австралиских), и пришел к выводу, что 62 полностью независимы от месопотамского, (наиболее древнего) и еврейского (наиболее популярного) вариантов.

В эту книгу был включен и ряд преданий, которые говорили о последствиях того, как «люди восстали против богов и система мироздания пришла в беспорядок»: «Планеты изменили свой путь. Небо сдвинулось к северу. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому. Земля развалилась на части, из ее недр хлынула вода и затопила землю».

В джунглях Малайзии народность чевонг всерьез считает, что время от времени их мир, который они называют Земля-Семь, переворачивается вверх ногами, так что все тонет и разрушается. Однако при содействии бога-творца Тохана на плоскости, бывшей раньше на нижней стороне Земли-Семь, появляются новые горы, долины и равнины. Вырастают новые деревья, рождаются новые люди.

В мифах о потопе, существующих в Лаосе и северном Таиланде, рассказывается, что много веков тому назад в верхнем королевстве обитали существа тен, а властелинами нижнего мира были три великих человека: Пу Лен Сьюн, Хун Кан и Хун Кет.

Однажды тены объявили, что, прежде, чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярости устроили наводнение, которое опустошило Землю. Три великих человека построили плот с домиком, куда посадили некоторое количество женщин и детей. Таким вот образом им и их потомкам удалось пережить потоп.

Похожее предание о потопе, от которого два брата спаслись на плоту, существует у каренов в Бирме. Подобный потоп является составной частью вьетнамской мифологии; там брат с сестрой спаслись в большом деревянном сундуке вместе с парами животных всех пород.

Австралия и Океания

У ряда племен австралийских аборигенов, особенно тех, что традиционно обитают вдоль северного тропического побережья, есть поверье, что своим происхождением они обязаны великому наводнению, которое смело ранее существовавший ландшафт вместе с обитателями.

Согласно мифам о происхождении ряда других племен, ответственность за потоп лежит на космическом змее Юрлунгуре, символом которого является радуга.

Существуют японские предания, согласно которым острова Океании появились после того, как отступили волны великого потопа. В самой Океании миф коренных жителей Гавайских островов рассказывает, как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа.

Самоанцы верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество. Его пережили лишь два человека, отплывшие в море на лодке, которая потом пристала к архипелагу Самоа.

В наиболее популярном древне-греческом варианте мифа, Прометей оплодотворил земную женщину. Она родила ему сына по имени Девкалион, который правил царством Фтия в Фессалии и взял в жены Пирру, рыжую дочь Эпиметрия и Пандоры.

Когда Зевс принял свое роковое решение уничтожить третью, «бронзовую» расу, Девкалион, предупрежденный Прометеем, сколотил деревянный ящик, сложил туда «все необходимое» и забрался туда сам вместе с Пиррой. Царь богов заставил пролиться с неба сильнейшие дожди, затопившие большую часть земли. В этом потопе погибло все человечество, за исключением нескольких людей, бежавших на самые высокие горы.

«В это время горы Фессалии раскололись на части, и вся страна вплоть до Истмуса и Пелопонеса скрылась под водной гладью».

Девкалион и Пирра плавали по этому морю в своем ящике девять дней и ночей и в конце концов причалили к горе Парнас. Там, когда дожди прекратились, они высадились и принесли богам жертву.

Древнеегипетские предания также упоминают о великом наводнении. Например, погребальный текст, обнаруженный в гробнице фараона Сети I, говорит об уничтожении потопом грешившего человечества. Конкретные причины этой катастрофы изложены в Главе 175 Книги мертвых, которая приписывает богу Луны Тоту следующую речь:

«Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение. [Вот отчего] я собираюсь смыть все, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в первобытные времена».

Затем Вишну предупредил Ману о грядущем потопе. Он прислал ему большой корабль и велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть туда самому».

Не успел Ману выполнить эти приказания, как океан поднялся и затопил все; ничего не было видно, кроме бога Вишну в его рыбьем обличье, только теперь это было огромное однорогое существо с золотой чешуей. Ману подогнал свой ковчег к рогу рыбы, и Вишну буксировал его по кипящему морю, пока не остановился у торчащей из воды вершины «Горы Севера».

«Рыба сказала: «Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву, чтобы вода не унесла его, пока ты находишься на горе. По мере того как вода будет спадать, ты можешь спускаться «. И Ману спустился вместе с водами. Потоп смыл всех существ, и Ману остался один».

С него, а также с животных и растений, которых он спас от гибели, началась новая эра. Через год из воды появилась женщина, объявившая себя «дочерью Ману». Они вступили в брак и произвели на свет детей, став прародителями существующего человечества.

Среди инуитов Аляски существовало предание об ужасном наводнении, сопровождавшемся землетрясением, которое так быстро пронеслось по лицу Земли, что лишь немногим удалось спастись в своих каноэ или спрятаться на вершинах высочайших гор, окаменев от ужаса.

У луизенов из нижней Калифорнии есть легенда о наводнении, которое затопило горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой. Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов.

Легенда горцев из семьи алгонкинов рассказывает, как Великий Заяц Мичабо восстанавливал мир после потопа с помощью ворона, выдры и ондатры.

В «Истории индейцев дакота» Линда, авторитетнейшем труде XIX столетия, который сберег многие туземные предания, излагается миф ирокезов о том, как «море и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую».

Индейцы чикасо утверждали, что мир был погублен водами, «но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида». Сиу тоже говорили о времени, когда не оставалось сухой земли и все люди исчезли.

Согласно мифам чибча, народа из Центральной Колумбии, они жили вначале как дикари, без законов, земледелия и религии. Но однажды среди них появился старик иной расы. У него была густая длинная борода, и звали его Бочика. Он научил чибча строить хижины и жить вместе.

Вслед за ним появилась его жена, красавица по имени Чиа; она была злая, и ей доставляло удовольствие мешать своему мужу. Она была не в силах победить его в честной борьбе, но с помощью колдовства вызвала огромное наводнение, в котором погибло большинство людей. Бочика за это отправил Чиа в ссылку на небо, где она превратилась в Луну.

Сам же он заставил наводнение отступить и дал возможность спуститься с гор немногим уцелевшим людям. Впоследствии Бочика даровал им законы, научил обрабатывать землю и установил культ Солнца с периодическими праздниками, жертвоприношениями и паломничествами.

В Эквадоре, индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении, от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору. По мере подъема воды, гора тоже росла, так что братья сумели пережить катастрофу.

Бразильские индейцы тупинамба тоже поклонялись героям-цивилизаторам или создателям. Первым из них был Монан, что означает «древний, старый», про которого говорили, что именно он был творцом человечества, но затем погубил мир наводнением и огнем.

Перу, особенно богато легендами о потопе. Типичная история рассказывает об индейце, которого о потопе предупредила лама. Человек и лама вместе убежали на высокую гору Вилка-Кото:

«Когда они достигли вершины горы, то увидели, что там уже спасались всевозможные птицы и звери. Море стало подниматься и покрыло все равнины и горы, за исключением вершины Вилка-Кото; но даже и туда захлестывали волны, так что животным пришлось сбиться в кучу на «пятачке». Через пять дней вода пошла на убыль, и море вернулось в свои берега. Но все люди, кроме одного, уже утонули, и именно от него пошли все народы Земли».

В доколумбовом Чили арауканы сохраняли предание о том, что некогда случилось наводнение, от которого спаслись лишь немногие индейцы. Они бежали на высокую гору под названием Тегтег, что означает «гремящая», или «сверкающая», которая имела три вершины и была способна плавать в воде.

На юге континента, легенда народа ямана с Огненной Земли повествует: «Потоп вызвала женщина-Луна. Это было время великого подъема. Луна была полна ненависти к человеческим существам. В то время утонули все, за исключением тех немногих, кто сумел бежать на пять горных вершин, которые вода не покрыла».

Другое племя с Огненной Земли, пехуэнче, связывает наводнение с длительным периодом тьмы: «Солнце и Луна упали с неба, и мир оставался без света, пока, наконец, два огромных кондора не отнесли Солнце и Луну обратно на небо».

В долине Мехико, за много веков до прибытия испанцев, уже рассказывали о Великом Потопе. Там верили, что этот потоп смел все с лица Земли в конце Четвертого Солнца: «Разрушение явилось в виде проливного дождя и наводнений. Горы исчезли, и люди обратились в рыб. «

Согласно мифологии ацтеков, при этом уцелели лишь два человеческих существа: мужчина Коскостли и его жена Шочикецаль, которые были предупреждены о катаклизме богом. Они спаслись в большой лодке, построить которую их надоумили, после чего причалили к вершине высокой горы. Там они сошли на берег и завели большое количество детей, которые были немыми до тех пор, пока голубь на верхушке дерева не даровал им речь. Причем дети стали говорить на языках настолько разных, что не понимали друг друга.

Родственное центральноамериканское предание племени мечоаканесек еще ближе к истории, излагаемой в Книге Бытия и месопотамских источниках. Согласно этому преданию, бог Тескатилпока решил погубить все человечество при помощи наводнения, оставив в живых лишь некоего Теспи, который погрузился на просторный корабль вместе с женой, детьми и большим количеством животных и птиц, а также запасом злаков и семян, сохранение которых было существенно для будущего выживания человеческого рода. Корабль пристал к обнажившейся горной вершине после того, как Тескатилпока повелел водам отступить.

Желая выяснить, можно ли уже высаживаться на берег, Теспи выпустил грифа, который, питаясь трупами, коими земля была сплошь усеяна, и не подумал возвращаться. Человек посылал и других птиц, но обратно вернулась только колибри, которая принесла в клюве веточку с листьями. Поняв, что началось возрождение Земли, Теспи и его жена сошли с ковчега, размножились и заселили своими потомками Землю.

Память об ужасном наводнении, которое приключилось из-за божественного неудовольствия, сохранилась и в Пополь-Вух, священой книге майя. Согласно этому древнему тексту, Великий Бог решил создать человечество вскоре после Начала Времен. Сначала в порядке эксперимента он сделал «деревянные фигурки, которые выглядели как люди и разговаривали как люди». Но они впали в немилость, потому что «не помнили своего Создателя».

«И тогда Сердце Небес учинило наводнение; великое наводнение пало на головы деревянных созданий. С неба лилась густая смола. лик земли потемнел, и черный дождь шел днем и ночью. Деревянные фигурки были уничтожены, разрушены, изломаны и убиты».

Однако погибли не все. Так же, как и ацтеки и мечоа-канесеки, майя Юкатана и Гватемалы верили, что, подобно Ною и его жене, «Великий Отец и Великая Мать» пережили наводнение, чтобы заново заселить Землю, став предками всех последующих поколений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *