способности как и мускулы растут при тренировке
Консультация «Способности как и мускулы, нуждаются в тренировке»
наталья черенкова
Консультация «Способности как и мускулы, нуждаются в тренировке»
«Способности, как и мускулы нуждаются в тренировке».
Ребенок – существо с человеческим мозгом, готовым к усвоению опыта предшествующих поколений, буквально с момента рождения оказывается лицом к лицу с «очеловеченной природой» с материальными и духовными продуктами человеческого труда. Взрослые учат детей пользоваться достижениями человечества и одновременно вызывают к жизни те способности, которые в таких достижениях закреплены.
Вопрос о том, что представляют собой человеческие способности, от чего зависит их формирование и развитие волнует не только специалистов, но и родителей. С полным основанием можно сказать, что интерес к нему носит всеобщий характер.
Итак, что же такое способности?
Как ни важны природные данные – задатки, они могут развиваться в способности только в процессе деятельности, в труде, в результате приобретенных знаний и опыта.Существуют и такие точки зрения: «Каждый человек талантлив настолько, насколько он трудолюбив».
Поэтому необходимо всесторонне гармонично развивать ребенка. Пусть перед ним открываются горизонты разнообразных знаний и находит выход его любознательность. Учение, разносторонний опыт отшлифует природные задатки и дадут возможность раскрыться способностям. Самый способный человек только тогда достигает значительной цели, когда отдает делу много настойчивости и систематических усилий.
Психология устанавливает общее правило развития человеческих способностей.
Способности обнаруживаются только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Проявляясь в конкретной деятельности способности в ней же развиваются и формируются.
Люди по своим способностям отличаются друг от друга. Говоря о способностях надо иметь ввиду индивидуальные психологические особенности человека, т. е. то, чем отличается один человек от другого. Эти отличия могут быть и качественными, и количественными. В основе одинаковых или сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Это открывает перед нами замечательную особенность человеческих способностей: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые развивает у себя человек, трудясь упорно и настойчиво. Способности существуют только в развитии. Нельзя ничего сказать о способностях ребенка и о дальнейших его возможностях, пока не начата педагогическая работа с ним, пока он с помощью взрослых не сделал первые шаги вперед.
Итак, самый верный путь определения способностей человека – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Очень важно способности отличать от знаний, умений и навыков! Недостаточность знаний, умений и навыков еще не свидетельствует об отсутствии способностей. Она говорит лишь о том, что до сих пор не было достаточно условий для проявления и развития способностей ребенка. В свою очередь, приобретаемые знания, умения, навыки способствуют развитию и совершенствованию способностей, а отсутствие их задерживает это развитие.
Формирование у детей способности к усвоению учебного материала Формирование у детей способности к усвоению учебного материала. 18.11.2014года педагогический совет№2 Причины Задержки Психического Развития.
Консультация для родителей «Как развивать музыкальные способности» Консультации Как развивать музыкальные способности. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь,.
Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников Консультация для педагогов «Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации.
Консультация для родителей на тему: «Как развить музыкальные способности ребенка» Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных условиях. Способности- это не врожденные.
Консультация для родителей средней группы «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.
Ментальная арифметика и умственные способности Ментальная арифметика и умственные способности. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, писал А. С. Пушкин. Именно так и происходило,.
Творческие способности и дошкольник Творческие способности и дошкольник Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. Развитие.
«Способности, как мускулы, растут при тренировке».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Способности, как мускулы, растут при тренировке». Этот афоризм академика В.А. Обручева в равной мере справедлив и для «физиков» и для «лириков». Как известно, их полушутливый спор, развернувшийся на страницах «Комсомольской правды», окончился вничью. Но все же нельзя отрицать разницы в складе ума и практических наклонностях у представителей точных и гуманитарных наук.
Человек, который не приучает свой ум к мышлению, лишается величайшего удовольствия в жизни и не использует своих потенциальных возможностей. Любым успехом в жизни, любым достижением человек обязан мышлению.
Изобретателю необходима целеустремленность, и ее нужно воспитывать. Это упорство,
а не упрямство; настойчивость, но не нахальство; трудолюбие, но не отречение от всех радостей жизни; любознательность, но не верхоглядство, и, наконец, умение критически оценивать ранее созданное в технике и способность удивляться. И самое главное, нужно любить технику и стремиться к знаниям.
Работая, с ребятами в НОУ я пытаюсь показать, что общеизвестные истины таят в себе бесконечные возможности для создания на их основе оригинальных технических новшеств.
Изобретательство не профессия, а специфическое свойство личности, которое проявляется в любой сфере человеческой деятельности. Без изобретений и изобретателей немыслима цивилизация ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Вот почему овладение творческими навыками не менее важно, чем овладение конкретной специальностью.
Начиная, работать в НОУ, предо мной встал ряд вопросов: как рациональнее организовать творческий процесс, каков может быть способ оптимального управления этим процессом, материальные возможности школы, характер направленности занятий в НОУ. Пришлось, также, учитывать, что небольшой личный опыт и недостаточные теоретические познания учащихся не позволяют им изобретать нечто значительное.
Тем ни менее если ученик в ходе творческой деятельности открывает что-то новое для себя, то подобный труд остается ценным вкладом в его умственное развитие.
Процесс технического творчества начинается с выбора темы и постановки задачи. Оптимальная постановка технической задачи при конструировании какого-либо объекта- один их важнейших и основных этапов.
Выбирая вместе с учеником конкретную тему для разработки и конструирования, я исхожу из следующих соображений.
Во-первых, тема должна быть как бы логическим продолжением процесса познания ученика в направлении дальнейшего развития их политехнических представлений, являться более углубленным продолжением овладения материалом общеобразовательных дисциплин.
Во-вторых, несколько опережающий темп научно-технической информации, получаемой подростками при разработке темы, должен в перспективе все опираться на школьный программный материал.
В-третьих, избранная тема должна раскрываться понятными учащимся средствами, удовлетворяющими основным требованиям современной дидактики.
В-четвертых, избранный объект для конструирования должен при возможном внедрении (или применении) в производство давать какой-то экономический или практический эффект. Однако не следует забывать, что последнее условие не всегда достижимо подростком.
Для успешной поисково-конструкторской работы учащихся важно не только удачно подобрать ему тему, но и правильно поставить посильную техническую задачу (первый этап).
Этап сбора и изучения необходимого материала сводится к анализу имеющихся сведений и к организации дополнительного обучения, т.е. чтению соответствующей научно-технической литературы, специально подобранной для учащихся, работа с информацией взятой в иитернете.
На данном этапе, иногда, учащиеся теряют интерес к подобному виду деятельности, что является вполне естественным, поскольку интерес к различным занятиям и наукам, вспыхивающий и угасающий в подростковом возрасте, обеспечивает им интенсивный поиск призвания и помогает проявлению способностей (второй этап).
Третий этап творчества учащихся заключается уже в поиске конкретного решения поставленной технической задачи. Он включает в себя: разработку общего принципа действия прибора или приспособления; проведение необходимого эксперимента по проверке выдвинутой идеи; создание общей структурной блок-схемы будущей конструкции на основе анализа и некоторых обобщений проведенного эксперимента.
Разумеется, каждый элемент структуры творческой деятельности учащихся не является чем-то законченным и изолированным, на любом из этапов действуют известные в науке методы мышления: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, обобщение и ограничение, аналогия и противоположность, воображение и творческая интуиция.
Под творческой интуицией обычно понимают не простое «озарение», а результат длительной работы мозга в определенном направлении, ибо всякий проблеск внезапного озарения есть результат долгой, сознательной и подсознательной его внутренней работы.
На мой взгляд, здесь уместно вспомнить замечательную мысль, принадлежащую великому физиологу И.П.Павлову: «Надо вам сказать, что я все-таки в голове держу курс на детерминизм. В чем состояла моя интуиция? Состояла она в том, что я результат помнил, а процесс мотивировки позабыл в то время…
Вот почему и казалось, что это интуиция. Я нахожу, что все интуиции так и нужно понимать, что человек окончательно помнит, а весь путь, которым он подходил, подготовлял, он его подсчитал к данному моменту».
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Обручев Владимир Афанасьевич
Книга «За тайнами Плутона»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Дерзайте! Беритесь за большие дела, если вы беретесь всерьез. Способности, как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка ничего не откроет. Вы должны далеко уйти от своих дедов и прадедов.
Я родился 90 лет тому назад. Во времена моей молодости не было самолетов, кино, радио, электричества. Еще не было железной дороги через Сибирь, я ехал в Иркутск на тарантасе. Для меня радиоприемник — великое достижение, для вас — привычный предмет в комнате. Вы начинаете у нас на плечах, вам надо высоко забраться. Больше пятидесяти лет я прожил при царском режиме. Я тратил силу, энергию, обогащал золотопромышленников, меня уволили из института за левые убеждения. Я мог только мечтать о строе, где труд будет в почете. А вы родились в свободной стране, в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд. Так пусть же ваш труд, ваши мечты будут достойны социалистической Родины, пусть ваши достижения будут самыми передовыми в мире.
Не скрывайте своих намерений, не держите замыслы в секрете. Это не скромность, а, наоборот, гордость, ложный стыд и жадность старателя-собственника, хранящего для себя золотую жилу. Если ваше предложение на самом деле золотое, вы не сможете разрабатывать его в одиночку, если вы обманулись — зачем вам тратить время, вам сразу укажут ошибку. Меня часто упрекали, что я тороплюсь, публикуя наблюдения. Но я не жалел об этом ни разу. Иные находки я не смог осмотреть как следует сам, за меня довели работу другие. Так, в пустыне Гоби я нашел зуб носорога, а, идя по моим следам, большие экспедиции обнаружили целые кладбища вымерших животных. Иногда мои статьи встречали возражения, я выслушивал их, возвращался к теме, искал новые факты, расширял ее. Таким образом, не только советы друзей, но и возражения моих научных противников помогали мне совершенствовать работу.
Будьте принципиальны. Нам нужна истина, и только истина. Не старайтесь угодить приятелям, примирить своих учителей, никого не обидеть. На этом пути вы найдете, может быть, спокойствие и даже благополучие, но пользы не принесете никакой. Не бойтесь авторитетов. И если среди вас есть будущие геологи, которые не согласятся с академиком Обручевым (хотелось бы, конечно, чтобы таких было немного!), — смело выступайте против него, если у вас есть данные, опровергающие его выводы.
В заключение мне хочется пожелать больших успехов в труде и науке чудесной советской молодежи (…) — будущим рабочим-новаторам, мастерам высоких урожаев, исследователям, изобретателям. Счастливого пути вам, путешественники в третье тысячелетие!
Способности как и мускулы растут при тренировке
На протяжении многих лет изучение процессов синтеза белков в скелетных мышцах при выполнении различных физических нагрузок остаётся актуальной проблемой биохимии и физиологии. Мышцы и их силовые характеристики очень важная составляющая организма каждого спортсмена, которая позволяет достигать результатов. В связи с прогрессивным развитием спорта и вовлечением большого количества людей в физическую культуру, тема здоровья спортсменов становится все более актуальной, интересной и увлекательной. Учитывая существующую сильную корреляцию между площадью поперечного сечения мышц и мышечной силой, стремление увеличить мышечную массу тела есть у каждого человека, занимающегося спортом. Кроме этого, необходимо помнить, что преобладание мышечной массы в организме благоприятно влияет на метаболические процессы.
Скелетная мышца – одна из наиболее пластичных структур в организме млекопитающих. При повышенной активности и нагрузке часто происходит увеличение её размеров, объёмов миофибриллярного аппарата, повышение сократительных возможностей (силы, мощности). Процесс прироста мышечной массы зависит от различных факторов: наследственных, конституциональных, а также пола, возраста, метаболизма, гормонального фона. Кроме того, с приобретением опыта тренировок становится все труднее увеличить мышечную массу, поэтому важно понимать и активно использовать все возможные механизмы этого процесса.
Клетки поперечно-полосатой мускулатуры отличаются от гладкомышечных миоцитов. Клетки скелетных мышц образуют многоядерный синцитий, основное вещество которого формируют миофибриллы, состоящие из толстых и тонких миофиламентов. Первый тип образуют молекулярные единицы и миозин, а второй тип содержит тропомиозин с тропонином и F-актин. Многие авторы считают скелетную мускулатуру гетерогенной системой относительно устройства и выполняемых функций, несмотря на её строгую организацию. Данное свойство помогает мышцам соответствовать возлагаемой на них функции. Так путём изменения количества саркомеров и миофибрилл обеспечивается их функциональная реорганизация [1].
Работа мышц проявляется их сокращением, которое начинается с появления очага возбуждения на нейромышечных окончаниях. Наружная мембрана деполяризуется, открываются кальциевые каналы, и концентрация кальция внутри клетки возрастает. Ионы кальция связываются с тропонином, при этом конформируется тропониновый комплекс. Участки цепей миозина связываются с актином, что сопровождается высвобождением энергии вследствие расщепления АТФ до АДФ и остатка фосфорной кислоты. Угол между лёгкой и тяжёлой цепями миозина изменяется и актиновый филамент перемещается к центру саркомера, что приводит к изменению длины мышцы, её сокращению [1, 2].
Клетки скелетных мышц подразделяются на два типа:
А) Миосателлиты – взрослые стволовые клетки мышечной ткани. Представляют собой основу для обновления мышц и прироста их массы;
Б) Миосимпласты – формируют многоядерный синцитий. Сами по себе являются мышечными тубами с миофибриллами внутри, по периферии которых располагаются ядра.
Нагрузки, оказываемые на мышцы, и само мышечное сокращение имеют некую зависимость. Предполагается, что первое будет напрямую соответствовать второму. Это достигается за счёт усиления экспрессии генов сократительных белков и энзимов обменных процессов. Мышечная активность сопровождается количественными и качественными изменениями в миоцитах того типа, которые необходимы для наиболее эффективного осуществления выполняемой работы [2].
Мышечные волокна делятся на медленные (I тип) и быстрые (II тип). Оба этих типа имеют различный состав, включающий в себя сократительные белки, ферменты энергетического обмена и внутриклеточный кальций.
Увеличение силы мышц проявляется структурными перестройками, которые затрагивают нервную и мышечные системы. Изменения в нервной системе проявляются трансформацией величины кортикальных полей, которые регулируют выполнение определённого вида движения, влиянием на синхронизацию моторных единиц и на обучение определенных мышц, отвечающих за выполнение данного вида движений. Таким образом, наибольшая активность мышц наблюдается именно тогда, когда она необходима для достижения максимального эффекта (активность мышц агонистов при одновременной пассивности антагонистов). Также наблюдается изменение частоты и устойчивости генерируемых импульсов и порога возбудимости мотонейронов. Изменения в мышечной системе могут быть связаны с гипертрофией скелетных мышц (увеличение размеров мышечного волокна) и с их гиперплазией (увеличение количества миоцитов) [3].
Но прежде чем переходить к последним двум процессам, необходимо разобраться с изменениями, происходящими в самих мышцах. В момент выполнения работы миоцит подвергается действию физических и гуморальных факторов (пассивные механические силы, гипоксемия, факторы роста, и т.д.). Они являются причиной запуска путей передачи сигнала внутри клеток, опосредуя транскрипцию и трансляцию генов, ответственных за синтез белков [2]. Изменения данных путей сопровождаются реорганизацией мышечных волокон, точнее их типов.
Одним из основных исходных сигналов является повышенная концентрация кальция внутри клетки и кальцинейрина. Кальцинейрин дефосфорилирует факторы транскрипции – NFAT (nuclear factor of activated T-cells), которые находятся в фосфорилированном состоянии [4]. Данные факторы в дефосфорилированной форме активируют гены-мишени, что способствует перестроению быстрых волокон в медленные.
По мере приспособления мышц к нагрузкам изменяются и процессы метаболизма в них. Существуют различные параметры, влияющие на формирование адаптивных механизмов в миоцитах при выполнении работы. Важнейшим является гипоксия, которая, в свою очередь активирует ферментные системы (фумараза, цитратсинтаза, ЛДГ) и запускает работу факторов транскрипции (PGC1). При недостатке кислорода происходит активация одной изоформы семейства гипоксия-индуцированных факторов (HIF; hypoxia inducible factor), которая проникает в ядро, связывается с определенным участком ДНК и активирует гены, отвечающие за гликолиз, потребление кислорода и ангиогенез, увеличивая данные процессы. Некоторые гормоны также способны влиять на экспрессию генов в мышечных клетках. Это такие гормоны, как инсулин, гормон роста, которые вместе с кортизолом запускают катаболические реакции в условиях метаболического и энергетического истощения [3].
Стоит напомнить, что мышцы не являются постоянными клетками, а заменяются в течение жизни. Пролиферация необходима для предотвращения апоптоза клеток (регулируемый процесс клеточной гибели) и поддержания массы скелетных мышц. Это осуществляется через динамический баланс между синтезом белков в мышцах и их распадом. Мышечная гипертрофия возникает тогда, когда синтез белков превышает их распад.
Что же наблюдается при гипертрофии и гиперплазии мышечного волокна? При растяжении и сокращении мышц происходит образование факторов роста IGF и MGF, которые могут действовать как паракринно, так и аутокринно. С одной стороны, их действие проявляется в увеличении синтеза сократительных белков мышечных волокон. Основным участником данного механизма является фосфорилированная PKB [5]. Её активация начинается с влияния на мышцу нагрузки, которая приводит к синтезу гена, запускающего путь IGF/PI3K. В ткани имеется несколько изоформ, некоторые из них (IGF-1 и MGF), взаимодействуя с рецепторами приводят к конформационным изменениям. Через фосфорилирование ряда рецепторов и происходит активация PKB, способствующая развитию анаболических реакций [6].
С другой же стороны, происходит усиление пролиферации миосателлитов, их митотическая активность приводит к формированию новых клеток, а также сопровождается слиянием их с имеющимися мышечными волокнами или даёт возможность формировать новые. Миосателлиты расположены между базальной мембраной и сарколеммой. Покоящиеся клетки активируются непосредственно травмированием мышцы и в ответ на это начинают активно делиться и соединяться с частями поврежденного волокна. Под влиянием тяжёлой изнурительной работы происходит также активация данных клеток из-за образования многочисленных микротравм мышечного волокна. Вследствие этого наблюдается явление подобное процессам, происходящим при воспалении. В зону повреждения активно мигрируют нейтрофилы и макрофаги, которые активируют синтез ранее упомянутых факторов роста, регулирующих пролиферацию и дифференцировку миосателлитов. Мышечная гипертрофия отличается от мышечной гиперплазии. При гипертрофии мышц, увеличиваются сократительные элементы, и межклеточный матрикс расширяется для поддержки роста. Гиперплазия приводит к увеличению количества мышечных волокон. Гипертрофия сократительных элементов может происходить путем добавления саркомеров либо последовательно или параллельно.
В отечественной литературе не утихают споры о патогенетических аспектах мышечного роста. Чаще всего гипертрофию скелетных мышц человека рассматривают как их долговременную адаптацию к физическим нагрузкам различной направленности. Но существует понятие о кратковременной гипертрофии скелетных мышц – то есть изменение объема мышцы в результате одной силовой тренировки. Спортсмены, выступающие в соревнованиях по бодибилдингу или бодифитнесу хорошо знают, что объем мышц можно немного увеличить за счет собственной крови и осмотического давления, если использовать специальный метод тренировки – пампинг.
Неоспоримым является факт увеличения объёма мышечных волокон. Это так называемая миофибриллярная гипертрофия, при которой происходит изменение объёма миофибрилл и плотность их укладки. Механизм связан с увеличением количества саркомеров в миофибриллах. Значительная роль при этом отводится активированным клеткам-сателлитам. Миогенные стволовые клетки начинают пролифелировать, а затем сливаются с существующими клетками или взаимодействуют между собой для формирования новых мышечных волокон. Этот механизм актуален при восстановлении травмированных клеток и при спортивной гипертрофии.
Существует множество данных, доказывающих идущий параллельно с этим процесс увеличения объёма несократительной части мышцы – саркоплазматическая гипертрофия. Это тонкие перестройки на биохимическом уровне клетки, а так же увеличение количества митохондрий. Многие авторы считают, что трансформации в саркоплазме повышают выносливость мышц. Ряд исследователей утверждает, что увеличение различных неконтрактильных элементов и жидкости действительно может привести к приросту мышечной массы, но без сопутствующего увеличения силы. Саркоплазматическая гипертрофия достигается специальными тренировками и часто описывается как нефункциональная. Однако ряд специалистов предполагают, что отек мышечных волокон вызывает увеличение синтеза белка и таким образом способствует росту сократительной ткани.
Эти процессы редко бывают сбалансированными и зависят от характера и интенсивности нагрузки. В скелетных мышцах при этом синтез мышечных белков преобладает над их распадом. Причиной такого метаболизма сторонники гипотезы ацидоза считают накопление молочной кислоты. С точки зрения другой теории – временная гипоксия запускает реперфузию мышц и активирует деление клеток-сателлитов. Последнее время широкое распространение получила гипотеза механического повреждения мышечных волокон. Микроразрывы сократительных белков и повреждения саркоплазмы сопровождается увеличением концентрации ионов кальция, что и стимулирует пролиферацию сателлитов.
Из этого следует, что механизмы мышечной гипертрофии известны и неоспоримы. Очень дискутабельным остается вопрос о наличии процесса гиперплазии мышц. Большинство авторов сходится во мнении, что увеличение количества мышечных волокон у человека не доказано, но при этом описывается возможность получения гиперплазии мышц в экспериментальных условиях у животных (млекопитающих и птиц). Некоторые исследователи допускают частичное увеличения числа волокон. На основании проведенного мета-анализа экспериментальных работ отмечено, что количество мышечных элементов увеличилось в экспериментах на птицах значительнее, чем при использовании в качестве подопытных млекопитающих. Примечательно также, что эффект гиперплазии наблюдался там, где использовались постоянные растяжения, а не упражнения, сочетающие его с расслаблением. Ряд исследователей (Kraemer, William J. и MacDougall J.) утверждают, что этот механизм может осуществляться под влиянием силовых тренировок. Однако доказательств увеличения мышечных волокон у людей недостаточно. Длительных исследований (более года) добровольцев и спортсменов не проводилось. Высказывается мнение, что это слишком короткий период для этого процесса. Гиперплазия подтверждается в биопсийном материале, а погрешность этого метода составляет около 10 %, что делает результат очень сомнительным.
Общее число волокон предопределяется генетически и практически не меняется в течение жизни без применения специальных стимуляторов. Российские ученые подтверждают, что вклад гиперплазии в процесс увеличения объема мышц составляет не более 5 % и, как правило, потенцирован использованием анаболических стероидов. Также гиперплазию могут вызывать блокаторы миостатина. Гормон роста при этом не вызывает гиперплазии.
Таким образом, при мышечной работе происходит множество процессов на разных уровнях. Начиная с изменений интенсивности обменных процессов и заканчивая изменениями механизмов нервной и гуморальной регуляции. Реорганизация мышц, лежащая в основе этих процессов, приводит к изменению многочисленных характеристик деятельности спортсменов.
Проанализировав все данные и изучив все возможные гипотезы, становится очевидным, что в увеличении мышечных волокон играют некую роль всё-таки два процесса. Первый – гипертрофия с ёе подвидами для сократительной и несократительной части мышцы (миофибриллярная и саркоплазматическая), которая, по мнению многих исследователей, занимает основополагающую роль. И второй это гиперплазия с её минимальным, но существенным вкладом.