способности определяющие успешность обучения и воспитания усвоение человеком знаний умений и навыков
Понятие способностей в психолого-педагогической литературе (продолжение курсовой работы)
Замаева Наталья
Понятие способностей в психолого-педагогической литературе (продолжение курсовой работы)
В настоящее время понятие способности является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в педагогике, так как современное общество нуждается в активных, творческих, думающих и способных людях.
Итак, что же такое способности, и для чего они нужны современному человеку.
В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б. Г. Ананьева, Э. А. Голубевой, В. Н. Дружинина, В. А. Крутецкого, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др.). При этом можно выделить три основных подхода к данной проблеме.
В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний.
С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода, в центре которого лежит, прежде всего, теория развития способностей Б. М. Теплова.
В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи[17]:
— во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
— во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или множества деятельности;
-в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода окажутся благоприятными, лишь тогда способности человека являются возможностью для приобретения знаний и умений.
Традиционно способности подразделяются на:
Общие способности – это те способности, которые не определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, они характерны для большинства людей.К ним относят: мыслительные способности, моторные способности, память, речь и т. д. [4].
Под специальными способностями подразумеваются те, которые определят успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы особого рода задатки и их развитие. К этому виду можно отнести математические, музыкальные, литературные способности и т. д.
Существует мнение, что общие и специфические способности взаимно дополняют друг друга, а в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности.
Под общими способностями понимается определенная система индивидуально-психологических свойств и качеств личности, обеспечивающая успешность овладения различными видами деятельности [4].
Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки,например: музыкальный слух и память. В настоящее время показано существование особых сенситивных периодов, на протяжении которых развитие специальных способностей происходит особенно благоприятно.
С точки зрения Б. М. Теплова, каждый человек обладает от природы общими способностями, а специальные способности – это «общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности».
Исследователи отмечают, что ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные является достаточно условным, ведет к метафизическому разрыву между данными понятиями.
В. В. Богословский утверждает, что при прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствуя комплекса его нервно-психических свойств к требованиям деятельности.
К недостатку определения Б. М. Теплова современные ученые, занимающиеся проблемой способностей (Т. И. Артемьева, В. Н. Дружинин, В. А. Крутецкий, В. Д. Шадриков и др.) относят то, что оно содержит только указание на поведенческие и субъектные проявления при отсутствии психической сущности.
Рассматривая способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, В. Д. Шадриков и Н. П. Анисимова предлагают их классификацию на основе традиционного разделения познавательных психических процессов[20]:
— способности ощущения (сенсорные процессы);
— способности восприятия (перцептивные процессы);
— способности памяти (мнемические процессы);
— способности представления;
— способности воображения (имажинитивные процессы);
— способности мышления (мыслительные процессы);
— способности внимания (аттенционные процессы);
— психомоторные способности.
Также на основе проведенных исследований профессиональных способностей В. Д. Шадриков приходит к мнению, что не имеет смысла разделение способностей на общие и специальные. С его точки зрения каждый человек обладает от природы общими способностями, а специальные способности – это «общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности».
Кроме общих и специальных способностей, принято выделять способности теоретические и практические. Отличаются они тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. Человек обладает либо практическими, либо теоретическими способностями, но вместе они встречаются крайне редко у одаренных людей[4].
Еще существует деление способностей на учебные и творческие. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения умений и навыков, а творческие – возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.
Способности не только определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.
Таким образом, как показывают исследования способностей, от условий протекания деятельности зависит и очень сильное проявление и развитие способностей, а также условия, в которых находится человек, могут, как ограничивать в довольно определенных пределах развитие и проявление способностей, так и благоприятствовать их наилучшему проявлению и развитию.
Мои статьи Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяет формировать.
Анализ семинара. «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» Блог Ларисы Малышевой Анализ семинара » «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» » Одной из главных задач ДОУ является подготовка.
Способности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Способности
План:
Понятие о способности.
Способности и деятельность.
Формирование способностей.
Развитие природных задатков.
Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.
Описание слайда:
1.Понятие о способности
Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.
Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития.
По Б.М. Теплову: способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Описание слайда:
Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.
Описание слайда:
2. Формирование способностей. Развитие природных задатков.
Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.
Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
Описание слайда:
Талант — это высокий уровень развития специальных способностей. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
Гениальность – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течение многих лет»
Описание слайда:
Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные
Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Описание слайда:
Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
Описание слайда:
Д.З. Пути формирования способностей у детей
Литература:
Немов Р.С. Психология. Кн.1, 1997
Першина Л.А. Общая психология. 2004
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 2008
Климов Е.А. Основы психологии. 2003
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Развитие общих способностей у детей 3–5 лет. Часть 2. Классификация способностей
Раиса Могилина
Развитие общих способностей у детей 3–5 лет. Часть 2. Классификация способностей
Для классификации способностей используются разные критерии.
1. С точки зрения психологических процессов способности бывают:
2. С точки зрения предметной области, способностимогут быть квалифицированы как:
— научные (математические, лингвистические, гуманитарные);
— творческие (музыкальные, литературные, художественные);
У человека, кроме биологически-обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. Они определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести:
спортивные, и ряд других.
Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя, и обогащая друг друга.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.
Межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.
Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека.Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
В истории философии способности в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Отголоски таких представлений закрепились в обыденной речи, имеются рецидивы их возрождения и в научной литературе на базе достижений генетики. Несостоятельность понимания способностей как врождённых была подвергнута критике английским философом Дж. Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости способностей индивида от внешних условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема способностей ставится на основе понимания человека как совокупности обществ, отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего. Врождёнными являются анатомо-физиологические особенности, выступающие как предпосылки возможного развития способностей, сами же способности формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с другими людьми.
Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс «Дары осени». В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.
Ссылки для педагогов и родителей ССЫЛКИ в блоге Светланы Тюляковой Ссылки. Валяние из шерсти Ссылки. Сайты по кулинарии для тех кто любит готовить) Ссылки. Картинки,.
Занятие N 17
Палитра способностей
Цели занятия:
Понятие «способности» используют в следующих случаях:
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии неоднозначен.
Условно способности можно разделить на общие и специальные:
С помощью их человек может достичь успеха в самых различных видах деятельности (например: умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений).
Обеспечивают успехи человека в отдельных видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (например: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные, технические и т.д.).
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет «одаренность». Одаренность обуславливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.
Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне качеств и в своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Некоторые виды способностей:
Склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.;
Склонность к конкретным и практическим действиям.
Определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности.;
Создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий.
Речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности располагать людей к себе, входить в контакт.;
Способности к различным видам теоретической и практической деятельности.
Каждый человек имеет потенциальные (скрытые) возможности для развития способностей. Они становятся реальными, когда под влиянием требований профессионального труда складывается система качеств, благодаря которой достигается успех в деятельности.
Способности очень динамичны и подвижны.
Наблюдая за деятельностью людей, можно обнаружить, что в труде и в учебе все они заметно отличаются друг от друга по:
Если такие различия обнаруживаются при относительно ровном запасе знаний и навыков, то говорят о способностях к этим видам деятельности.
Особенности внимания, памяти, мышления и воображения могут выступать в качестве способностей. Например: быстрота и прочность запоминания играют важную роль в учении.
Рекомендуется провести с учащимися тест на выявление коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1). Авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин.
Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Организаторские способности ў в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в Lситуативном» взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы. ‘
Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.
Анализ коммуникативных и организаторских способностей позволяет рассмотреть их структуру, вычленив в ней такие компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей.
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувстве обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы организовывать и придумывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стараетесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы берете инициативу на себя?
19. Часто ли вас раздражают окружающие вас люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение иди решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
34. Охотно ли вы организовываете различные мероприятия для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Коммуникативные склонности: ответы «да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37. и ответы «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские склонности: положительные ответы на вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 и отрицательные ответы на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с ним ответов. Оценочный критерий К выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (к 20). Показатели будут варьироваться от 0 до 1 (это количественная характеристика). Для качественной стандартизации используются шкалы оценок.
Шкала оценок коммуникативных склонностей
Шкала оценок организаторских склонностей:
Интерпретация результатов: Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных склонностей.
Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.