способности к обучению какие бывают

Обучаемый человек или необучаемый? Как научить себя учиться?

Обучаемый человек или нет? Как это понять? Что это даёт раскрытие механизма работы мозга в процессе обучения. Определение смысла современных подходов к познанию и обучению. Какими навыками обладает обучаемый человек. Она для тех, кто хочет научиться учиться, эффективно использовать своё время, выделяемое для приобретения новых знаний.

Что такое обучаемый и необучаемый?

Есть такое понятие – обучаемый или необучаемый человек. Если вы обучаете кого-то, вкладываете в него свои время и энергию, а он не меняется, остаётся на прежнем уровне – это очень обидно. Некоторым удаётся даже несколько дипломов ВУЗов получить, но они все равно остаются в статусе необучаемых.

К сожалению, есть и такие и их в настоящее время немало. Они, может быть, даже хорошо сдавали экзамены, но это только благодаря хорошей кратковременной памяти. Пройдёт некоторое время и всё, что внесено в голову без понимания, без глубокого проникновения в мозг, без осознания, а чисто за счёт памяти – всё это скоро улетит в никуда.

Обучаемый – это когда мозг натренированный. Он натренирован на восприятие и обработку информации, на структуризацию данных, на придание им смысла. Иными словами, мозг может хранить долго и устойчиво только обработанную информацию.

Как работает мозг при обучении?

Обработанная мозгом информация – это та информация, по которой установлена связь с другими данными и похожими аналогичными ситуациями. Мозг прописал её куда-то в свои закрома и обеспечил «дорожками» для доступа. Ну, типа как определить тот или иной контекст по ключевым словам в поисковых системах. Что-то вроде индексации статей и текстов в Интернете.

И в этом случае мозг способен сам вытаскивать нужную информацию по данному вопросу и складывать её «на соседней полочке». То есть получается, что мозг является как бы обучаемым, сам наращивает тот или иной объём информации, который первично поступил по какому-то определённому вопросу.

Но мозг не хранит информацию вечно. Чтобы информация была доступна в любое время, она должна быть актуализирована. Активизация мозга происходит по типу регенерации, то есть информация возникает и осознанно обрабатывается и структурируется. Или же она исчезает, деформируется, если не обрабатывается при каждом новом поступлении.

Другими словами, информация, которая поступила в результате зубрёжки, лежит мёртвым грузом. Мозг её не обработал, он не знает, что с ней делать, когда использовать. Она просто лежит, занимая клетки и нейроны, и поэтому стирается.

Что такое обучение в современном понимании?

По мнению Carvalho, Goodyear «The Architecture of Productive Learning Networks»: «Обучение – это устойчивое изменение в поведении, являющееся результатом опыта».

Подобная трактовка обучения довольно распространена. Похожее определение присутствует в энциклопедии Британника и в энциклопедии научных исследований в сфере образования. И даже бихевиористы в 60-х годах прошлого века определяли обучение похожим образом, только вместо опыта источником обучения называли преднамеренную и повторяющуюся практику.

Как происходит обучение (закрепление….)

Это вполне корреспондирует с тем, о чем мы рассуждали выше. Вот почему самая «модная» на сегодня форма обучения – это тренинги. Именно в тренингах человек получает знания и сразу же пытается применить их на практике – в специально сконструированных на этот случай ситуациях. А все, что переживается и проигрывается – уже не забывается. Это тот случай, когда можно сказать: все своё ношу с собой.

Термин научение – добавить….

Научение —приобретение знаний, умений и навыков. В отличии от понятий обучения и образования охватывает более широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. …….. выживание в основном зависит от способности к научению

Известные мыслители об обучении?

По поводу подходов к обучению есть масса высказываний и умных мыслей. Мы отобрали для вас самые, на наш взгляд, глубокие и интересные:

Великие люди потому и являются великими, потому что точно и ёмко, в короткой фразе могут отразить глубокие смыслы и идеи.

Необходимые навыки, чтобы стать обучаемым?

Главный навык обучаемых людей – умение учиться, т.е. мягкий навык.

Как учить себя учиться?

Если вы испытываете сложности в приобретении навыка умения учиться, обращайтесь за консультацией или тренингами к нам.

Источник

Работа на тему «Диагностика развития способностей учащихся общеобразовательной школы» (7-15 лет)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

г.Кунгура Пермского края

«Диагностика развития способностей учащихся общеобразовательной школы»

Возраст детей, на которых рассчитана

данная работа: 7-15 лет

Ложкина Елена Николаевна,

учитель высшей категории,

1. Понятие и виды способностей ………………………. ………….

3. Анкета – метод диагностики способностей……………………….

4. Описание опыта работы с диагностикой способностей…….……..

Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире. Способности формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей.

В течение последних лет в школе наблюдается низкий процент учащихся, обучающихся на «4 и 5», мало призовых мест на разных уровнях соревнований, конкурсов. При анализе данной ситуации выявлен ряд причин таких результатов. Одной из важных причин является недостаточное внимание к формированию способностей учащихся, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Поэтому в школе составлена и реализуется программа по работе с одарёнными детьми, частью которой явилась диагностика выявления способностей учащихся.

Любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Основным условием является воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Необходимо проводить диагностики и создавать благоприятные условия для развития определенной способности ребёнка. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление способностей и тенденций их развития.

Целью выявления способностей является создание благоприятных условий для обучения и развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

— формировать интересы, склонности учащихся к разным видам деятельности;

развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;

развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

способствовать мотивационному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Понятие и виды способностей.

Способности это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, это такие качества, которыми отличается один человек от другого.

Одни исследователи полагают, что способности природно заданы, наследственно предопределены, и мы можем только «следовать за природой», развивая задатки детей. Другие полагают, что основополагающим в развитии способностей является разностороннее воспитание и создание родителями и педагогами условий для развития ребенка. Большинство исследователей убеждены, что важно и то и другое.

Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности:

наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.

2) Академических достижений

часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать.

проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

3) Творческого или продуктивного мышления

чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

4) Общения и лидерства

легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5) Художественной деятельности

проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет.

проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.

проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей.

В психологии принято различать общие и специальные способности.

Общие способности проявляются во многих видах и областях деятельности, необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.

Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к языкам, математические, технические, художественные, музыкальные и т. д.

Условия развития способностей.

Важную роль в развитии способностей играет и создание соответствующего психологического климата в школе и семье. Важен положительный эмоциональный настрой, а также личный пример взрослого. Если мама или папа чем-то увлекаются, находя в этом радость, то и ребенок видит в этом радость. И наоборот, у папы, привыкшего проводить время на диване перед телевизором, не вырастет сын спортсмен, как бы мама не старалась.

Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения

Интеллектуальные способности это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей школьного возраста.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 9 лет. А к концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей. Если по каким-то причинам с ребенком не проводились занятия на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия в дошкольном и школьном возрасте, то это еще не поздно сделать и в подростковом возрасте. Но мы взрослые должны помнить, что способности развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, и обязательно взрослыми должна создаваться ситуация успеха.

Анкета – метод диагностики способностей.

С помощью анкеты А.И.Савенкова, включающей исследование различных специальных способностей, можно определить какими способностями обладает ребенок. Как работать с анкетой?

1) Д ать оценку каждому из качеств ребенка, перечисленных ниже, в баллах (по пятибалльной системе):

5 баллов — такое качество сильно выражено;

4 балла — выражено выше среднего;

3 балла — выражено средне;

2 балла — слабо выражено;

1 балл — качество совсем не выражено.

2) Суммировать баллы по всем качествам внутри каждой из перечисленных способностей. Общее количество набранных баллов разделить на число вопросов.

3) Составить графическое изображение способ ностей. Для этого: на горизонтальной оси обозначить восемь областей способностей, на вертикальной оси отметить для каждой из них средний балл. В результате получим ломаную линию — профиль способностей ребенка.

Анкета — своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь родителям и учителям при анализе поведения ребёнка, его у мственного и физического развития.

( 40-50 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
10. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Итого_____

( 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку.
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Итого_____

( 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.
Итого_____

( 32-40 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых любит рассказывать.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Итого_____

(28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. Интересуется актерской игрой.
Итого_____

Способности к спорту.

(28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.
Итого_____

(60-75 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Итого_____

( 32-40 баллов говорит о наличии данных способностей)

4. Описание опыта работы с диагностикой способностей.

В настоящее время существует несколько методов исследования и диагностирования способностей. Некоторые являются общепризнанными и не подвергаются сомнению со стороны общественности, другие же, в большей степени экспериментальные, вызывают много споров и обсуждений. Кроме того, природа способностей – гораздо более сложный и глубокий вопрос, чем может показаться на первый взгляд.

Методика работы с анкетой на выявление способностей прозрачна и ясна, но до сих пор не существует универсального метода развития способностей. Это объясняется тем, что каждый человек индивидуален, и развитие его способностей зависит только от его собственного желания и готовности к совершенствованию.

В МБОУ СОШ №13 г.Кунгура составлена и реализуется программа «Одарённые дети», в классах состоялись родительские собрания по теме: «Как развивать способности детей». По заявкам родителей проведена диагностика – анкета на выявление способностей детей. В начальной школе родители отвечали на вопросы предложенной анкеты, относительно развития способностей своих детей, строили графики способностей. В ходе анкетирования появился интерес к выявлению способностей детей среднего звена. Поступило предложение о том, чтобы дети 5-9 классов сами ответили на вопросы анкеты. Итоги анкет обсуждались на классных родительских собраниях. Родители, анализируя анкеты своих детей, пришли к мнению, что дети объективно оценили свои способности.

В анкетировании приняли участие 132 ученика 5-9 классов (86,3%). Из них:

— обладают способностями к спорту – 80 чел. (60,6%),

— артистическими способностями – 75 чел. (56,8%),

— техническими и музыкальными – по 58 чел. (43,9%),

— художественными способностями – 52 чел. (39,4%),

— интеллектуальными – 51 чел. (38,6%).

Любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Поэтому первое условие для развития способностей – воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Также необходимо уметь диагностировать задатки и благоприятные условия для развития определенной способности, создавать положительный эмоциональный фон. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление способностей и тенденций их развития.

Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонности и увлеченность. Способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. Если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить. Нельзя так же сказать, что каждый человек способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным слухом.

2. Изюмова С.А. Природа способностей и дифференциация обучения.- М.: Наука, 1995.

7. Ресурсы интернет.

Ребёнок, который постиг искусство уверенности в себе, становиться полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым от других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.

Окружите ребенка любовью. «Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Родительская задача состоит не в том, чтобы сделать из ребенка вундеркинда, а в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным»,— отметил Питер Горски, сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета.

Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем. Хотя у всех детей есть врожденная способность поступать хорошо и правильно, родителям все же необходимо постоянно прививать им нравственные ценности. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими.

Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться.
Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям быть с детьми целый день. Однако родители должны находить время для своих детей. Именно в таком внимании они нуждаются. Чтобы это получалось, необходимо хорошо организовывать свои дела.

Роль родителей в воспитании детей, в развитии их способностей неоценима. Не скупитесь проявлять любовь к своему ребенку. Проводите с ним время, воспитывайте и обучайте его. Это принесет счастье и радость, как вам, так и вашим детям.

Приложение 2 Историческая справка

История знает немало людей, обладающих великолепными способностями, которыми люди или с рождения обладали или развили данные способности в течение жизни.

Великий полководец, был способен узнавать в лицо всех солдат своего тридцати пятитысячного войска. Такой способностью Александр Македонский отличался с рождения.

С детства обладал исследовательскими способностями. Изучал природу живых организмов. Как известно в будущем он стал известным учёным. В дальнейшем он написал фундаментальный труд о происхождении человека, который принёс ему популярность.

Греческий оратор Демосфен

С рождения страдал дефектом речи и к тому же имел слабый голос. Но зато у него было упорство и желание стать в будущем знаменитым оратором. Демосфен часами декламировал стихи на берегу моря, пытаясь перекричать шум морской волны. Так он вырабатывал силу голоса. Что бы избавиться от картавости, он разговаривал, держа во рту мелкие камушки. С таким упорством Демосфен упражнялся на протяжении многих лет. В последствии Демосфен стал выдающимся оратором Древней Греции.

Известный древнегреческий философ Эпиктет не забывал повторять мудрый совет: «Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например: что бы сделать хорошим ходоком надо много ходить, чтобы сделаться хорошим бегуном надо много бегать» . То же самое бывает и с другими способностями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *