способность сохранять в памяти и уметь владеть способами их применения на практике это
Знания, умения и навыки (ЗУН) в практической деятельности педагога
Обучение – намеренно организованный процесс взаимодействия педагогов и учеников с целью формирования знаний, умений, навыков, мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования, привычки учиться, стимулирования творчества.
Что такое ЗУН в педагогике — расшифровка
Основу обучения составляют (ЗУН), что следует расшифровать как: знания (З), умения (У), навыки (Н).
Из многочисленных определений следует, что знания ‒ результат познания действительности; коллективный опыт человечества; отражение действительности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе полученных знаний.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем упражнения (повторения без повтора).
Образование – результат обучения: формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это система полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Какие существуют виды знаний
Существует несколько критериев классификации видов знаний. Примеры наиболее распространенных.
По степени рациональности:
Научные ‒ общезначимые, систематичные, достоверные, рациональные знания, получаемые в результате изучения, природы, общества и человека методами науки. Их также классифицируют.
1. По группам предметных областей: математические, естественные, гуманитарные и технические знания.
2. По способу отражения сущности: феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные) знания.
3. По функциональному назначению: фундаментальные, прикладные знания и разработки.
4. По отношению к деятельности субъектов: дескриптивные (описательные) и прескриптивные (нормативные знания).
5. По уровню познания: эмпирическое (установленные научные факты) и теоретическое (общие закономерности).
Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания, строится на интуиции, эмоциях, часто отрицает законы логики, характеризуется эмоциональностью и субъективностью. В составе вненаучного знания различают: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное знание.
Сюда же относят обыденно-практическое знание (элементарные сведения о природе и окружающей действительности) и особую форму вненаучного и внерационального знания ‒ народную науку (заветы, приметы, наставления, ритуалы).
Существуют и другие классификации знаний.
Заблуждения – не соответствующие воспринимаемому объекту, но которые считают истинными.
Житейские – основаны на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании (то, что помогает существовать, быть в безопасности, благополучии, реализоваться).
Практические – основаны на деятельности людей по удовлетворению потребностей.
Художественные – основаны на восприятии образов, эмоционально и субъективно.
Научные – основаны на системе понятий и категорий, общих принципов и законов.
Характеристика умений и навыков
В зависимости от этапа и уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений:
Подвиды простых навыков: двигательные, сенсорные, умственные и смешанные.
Умение — целенаправленное преобразование предмета или явления на основе знания о них.
В умении – действие планируется, выполняется и оценивается, в навыке – выполняется, а в процессе идет контроль сознания.
Навык ‒ совершенное выполнение действия, как результат многократных упражнений при отсутствии направленного контроля сознания, за оптимальное время.
Русский ученый, Николай Александрович Бернштейн, создатель «физиологии активности», определил навык так:
«Активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок».
Он выделил два периода в построении любого навыка: установление и стабилизация.
Доктор психологических наук, профессор Лев Борисович Ительсон выдел несколько этапов формирования навыка. В связи с этим, интерес вызывает описание особенностей выполнения действия на каждом этапе:
Для того, чтобы сохранить сформированные навыки и умения, их следует постоянно реализовывать.
Знаю, умею, навык — применение на практике
Обучение даст необходимый результат при реализации всех составляющих – ЗУН. Без знаний не будет умений, без умений не сформируется навык.
Как реализуется ЗУН на практике? Применение ЗУН организуется разнообразными видами деятельности.
Пример: подготовка юристов. Обучение студентов – длительный и сложный процесс. Знания и некоторые умения они получают в вузе на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Однако, чтобы формировать навыки, необходимо от теории переходить к практике.
Для этих целей реализуются программы, дающие возможность студентам полноценно участвовать в трудовых буднях юридических компаний, с целью формирования у студентов базовых навыков, необходимых для юридической деятельности и профессионально значимых качеств.
Навыки являются составным элементом компетенций, которые должны быть сформированы в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Это отличная возможность получить профессиональную подготовку в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда.
Знания: корпоративного, гражданского, арбитражного, коммерческого, предпринимательского, уголовного, трудового права и т. д.
Умения: составление договоров (купли-продажи, поставки, оказания услуг), учредительных документов, выполнение регистрационных действий и т. п.
Перечисленные умения и навыки проявляются в той или иной степени в повседневной деятельности юриста в любой профессиональной сфере, на любой должности.
Что такое знание, умения, навыки? (фрагменты из учебника И.Ф. Харламова «Педагогика»); Усвоение знаний, умений и навыков (фрагменты из хорошего учебника). Дополнение 1. Михаил Владимирович Телегин. Уши ЕГЭ торчат из педологии. Дополнение № 2. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года. О педологических извращениях в системе Наркомпросов. ( Аннотация М.В. Телегина). Дополнение 3. Михаил Владимирович Телегин. О традиционном и развивающем обучении: несколько доводов в пользу традиционного обучения.
Предисловие
Настоятельно рекомендую прочитать не только информацию (из учебников) о знаниях, умениях и навыках, но и прочитать ДОПОЛНЕНИЯ: статьи талатливого педагога Михаила Телегина (Телегин Михаил Владимирович, – доцент Московского городского психолого-педагогического Университета, руководитель сектора «Философия для детей»), в которых он дает точную характеристику ЕГЭ и другим «инновациям» Минобрнауки.
Михаил Владимирович Телегин трагически погиб летом 2012 года. Это большая потеря не только для его родных, но и для всех россиян, поскольку Россия лишилась талантливого педагога.
Что такое знание, умения, навыки?
(Фрагменты из учебника И.Ф. Харламова «Педагогика»)
Сущность обучения и его задачи. Понятия: знание, умение, навык, способности.
Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и непреходящая задача школы — добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Говоря иначе, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым’ материалом, т. е. содержанием образования. Все это требует глубокого осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических умений.
а) стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
б) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
в) развитие мышления, творческих способностей и дарований;
г) выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
д) совершенствование учебных умений и навыков.
Что такое знать?
(Фрагменты из учебника И.Ф. Харламова «Педагогика»)
Приведенные положения показывают, что запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем осмыслении и понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся.
Обычно запоминание осуществляется путем повторения (чтения) изучаемого материала по учебнику. Здесь, однако, необходимо иметь в виду следующее. Еще К. Д. Ушинский писал: «Повторение может быть двух родов, из которых одно мы назовем активным, а другое — пассивным. Пассивное повторение состоит в том, что ученик воспринимает то, что воспринимал прежде. Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит и самом себе следы воспринятых прежде представлений. Это активное повторение гораздо действеннее пассивного, и способные дети инстинктивно предпочитают его первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память» (К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. В 11 томах. Том 10. М.-Л., 1950, С. 425.) Примерно такую же мысль высказывал А. Дистервег: «Нет более верного средства добиться у себя и других четких знаний и ясных мыслей, как заставить себя громко, ясно, определенно и быстро выражать свои мысли. Кто наблюдал за собой, знает, что мы только тогда овладеем каким-либо представлением или мыслью, когда подыщем наиболее подходящие слова для их выражения». Все это показывает, что лучшим средством запоминания изучаемого материала является его активное воспроизведение: пересказ вслух или про себя, устные ответы на вопросы учебника, составление плана прочитанного, устное или письменное составление тезисов. В таком случае, когда учащийся после осмысления нового учебного материала приступает к его усвоению (запоминанию), ему вначале следует вдумчиво прочитать его по учебнику, выделить в нем основные положе¬ния, а затем приступить к его воспропзпедспню, пользуясь названными выше приемами.
Для овладения изучаемым материалом существенное значение имеет способ запоминания. Как известно, запоминание бывает концентрированным, которое осуществляется в один присест, и рассредоточенным, когда усвоение изучаемого материала осуществляется в несколько приемов и рассредоточивается во времени. При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний в память долговременную. Вот почему в процессе обучения необходимо рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминании.
Было бы, однако, неверно сводить усвоение (запоминание) изучаемого материала только к воспроизводящей деятельности. Необходимо побуждать учащихся к тому, чтобы они раскрывали и осмысливали новые детали в изучаемом материале, которые ускользали от их внимания при первичном его восприятии. Особое значение в этом смысле имеет продумывание собственных примеров и фактов, подтверждающих изучаемые теоретические положения, выработка умения передавать материал своими словами, более глубокое осмысление его мировоззренческой и нравственно-эстетической направленности. Известный советский психолог Л. Л. Смирнов писал: «Запоминание должно быть понято не как однообразное многократное запечатление того, что надо запомнить, а как разнообразно протекающая деятельность, каждое отдельное звено которой, т. е. каждое отдельное повторение, направлено на решение новой задачи. » (А.А. Смирнов. Проблема психологии памяти. Москва. 1966. С. 338-339.)
Источник информации: И.Ф. Харламов. Педагогика. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва. «Высшая школа». 1990. С. 165 – 166.
ТЕМА 7. УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
7.1. Сущность знаний
7.2. Сущность умений и навыков
7.3. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)
7.4. Общеучебные умения и навыки
7.1. Сущность знаний
7.1.1. Определение понятия «знание»
7.1.2. Функции знаний
7.1.3. Виды знаний
7.1.4. Свойства знаний
7.1.5. Усвоение знаний
7.1.6. Проблема понимания
7.1.1. Определение понятия «знание»
7.1.2. Функции знаний
7.1.3. Виды знаний
7.1.4. Свойства знаний
Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются:
системность,
обобщенность,
осознанность,
гибкость,
действенность,
полнота,
прочность (рис. 2).
Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что, в свою очередь, обусловлено:
достигнутым уровнем познания данной области явлений;
целями обучения;
индивидуальными особенностями учащихся;
уже имеющимся у них запасом знаний;
уровнем их умственного развития;
адекватностью усваиваемого знания возрасту учащихся.
7.1.5. Усвоение знаний
7.1.6. Проблема понимания
Затрагивая вопрос об усвоении знаний, зафиксированных в научных и учебных текстах, важно отметить одно существенное обстоятельство. Один и тот же научный или учебный текст может быть по-разному воспринят и понят различными субъектами. В связи с этим в научном и практическом отношении особое значение приобретает проблема понимания вообще и проблема обеспечения однозначности понимания одних и тех же устных или письменных научных или учебных текстов разными людьми.
До сих пор нет единого определения понятия «понимание». Этим объясняется отсутствие общепринятых критериев его диагностики. Все существующие в настоящее время определения понятия сводятся к указанию на какой-либо один или несколько признаков внешнего выражения, проявления понимания.
Так, например, если соотносить между собой знание и понимание, то последнее можно трактовать как новое видение уже известного знания. Поэтому перенос знания в новые условия расцениваются как признак понимания (Гинецинский В.И., 1992). Но данная точка зрения не единственная. В ряде работ понимание связывается со способностью субъекта усматривать разнообразные связи и отношения одного объекта с другими. Исходя из этого определения ведущим признаком понимания считается вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же свойств в их различных связях и отношениях. В качестве иллюстрации можно привести пример многообразного представления по форме представления, допустим, теоремы посредством вербального, графического, знаково-символического, математического способов ее описания. К числу сторонников подобного взгляда можно отнести А.В. Смирнова, который видит в качестве ведущего понимания перевод учащимся учебного или научного текста на свой язык, т.е. способность субъекта изложить содержание учебного или научного текста своими словами (Смирнов А.В., 1975). Ю.А. Самарин считает внешним выражением понимания использование обучаемым знаний в других условиях (Самарин Ю.А., 1962). Этот же критерий часто принимается как показатель уровня усвоения знаний. Признаком понимания, по Л.Н. Доблаеву, является постановка учащимся вопросов к прочитанному тексту (Доблаев Л.Н., 1972). Большая группа ученых определяет понимание как процесс обратимого перевода абстрактно-логических форм информации в ее образно-наглядные формы. О понимании текста можно судить и по адекватности поведения или действий, которые предусматриваются этим текстом. И.А. Зимняя связывает понимание текста с адекватностью воссоздания, воспроизведения реципиентом смысла его содержания (рис. 5) (см. Хрест. 7.2).
Можно привести и другие признаки понимания, на которые ссылаются при определении этого понятия:
способность к узнаванию общего в разных формулировках;
самостоятельное переформулирование знания в системе разных понятий;
способность к систематизации, классификации, группировке, квалификации объектов;
доказательство теорем и обоснование теорий, способность приводить примеры;
решение нестандартных задач и решение задач нестандартными способами и другие признаки
(http://liber.rsuh.ru/Conf/Cult-hist/chistiakova.htm; см. статью Чистяковой Г.Д. «Связь языкового развития с процессом усвоения знаний»),
(http://archive.1september.ru/mat/1998/no46.htm; см. статью Алексеевой Л. «Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков»),
(http://www.eidos.ru/; см. статью Дормидоновой Т.И. «Диагностика обученности»).
7.2. Сущность умений и навыков
7.2.1. Определение понятий «умение» и «навык»
7.2.2. Уровни овладения умениями и навыками
7.2.3. Применение знаний, умений и навыков
7.2.1. Определение понятий «умение» и «навык»
7.2.2. Уровни овладения умениями и навыками
7.2.3. Применение знаний, умений и навыков
7.3. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)
7.3.1. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
7.3.2. Этапы формирования умственных действий
7.3.3. Характеристики действия
7.3.4. Типы ориентировочной основы действия
7.3.5. Типы учения
7.3.6. Пример организации обучения при использовании разных типов ООД
7.3.1. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
7.3.3. Характеристики действия
7.3.5. Типы учения
7.3.6. Пример организации обучения при использовании разных типов ООД
7.4. Общеучебные умения и навыки
7.4.1. Определение понятия «общеучебные умения и навыки»
7.4.2. Формирование общеучебных умений и навыков
7.4.1. Определение понятия «общеучебные умения и навыки»
7.4.2. Формирование общеучебных умений и навыков
Резюме
ДОПОЛНЕНИЕ 1
Михаил Телегин
Уши ЕГЭ торчат из педологии
Всё уже было, было, было… Всё повторяется, на новом, адекватном времени витке. История идёт по спирали. Такова диалектика!
Настоящая статья призвана вскрывыт генетическую связь, родство между перманентными «реформами», идущими в современной российской школе, и господствующей в нашем образовании во второй половине 20-х – начале 30-х годов прошлого века, – педологией.
До чего же узнаваемый профиль! Если внимательно присмотреться, то и у ЕГЭ и у педологии окажутся одни и те же заказчики и бенефициарии, действующие одними и теми же разрушительными методами.
Острие своих «педологических извращений» реформаторы неизменно направляют против традиционной школы, традиционного обучения. И заканчивается психолого-педологический подкоп под традиционную школу одинаково – чудовищной деградацией образования.
Инновационное уничтожение традиционной школы неизбежно приведёт к:
Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Навык — составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Результаты обучения – освоенные компетенции (знания по конкретным дисциплинам, и умение применять их в профессиональной деятельности и повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении).
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – документ, который определяет обязательные минимально допустимые требования к организации образовательного процесса и результатам образовательной деятельности, которые позволяют выпускнику высшего учебного заведения успешно выполнять свои профессиональные функции.
Основная образовательная программа (ООП) – комплект нормативных документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения, воспитания и качества подготовки обучающихся.
Абазия (от греч. а–отрицат.частица, basis –ходьба)– нарушение способности ходить при сохранности других движений ног; встречается чаще при диссоциативном расстройстве (истерия).
Абулия – отсутствие стремлений, побуждений к любой деятельности, утрата желаний, полная безучастность, патологическое безволие, прекращение общения.
Абулия (от греч. аbulia– нерешительность) – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли.
Адаптация – приспособление к изменившимся внешним условиям, совокупность защитных реакций организма, возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Различают А. физиологическую, социально-психологическую, профессиональную и т.д.
Амнезия– нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода.
Анализатор – орган, обеспечивающий ощущение и восприятие. А. состоит из периферического рецептора, проводящих путей, центрального участка коры головного мозга.
Анамнез– совокупность сведений, получаемых исследователем, о прошлой жизни подэкспертного, перенесенных заболеваниях, травмах, обследованиях.
Анамнез психологический (от греч.воспоминание)– совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы.
Антиципация — способность человека предвосхищать, предвидеть события, предугадывать изменения, прогнозировать и определять вероятность их наступления.
Апатия – состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием, проявляющееся потерей интереса и безразличием к себе и окружающим. А. может переходить в свойство личности, апатичность.
Апраксия (от греч. а – отрицат. частица и praxis – действие) – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.
Астазия (от греч. а – отрицат. частица и stasis – стояние) – потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела.
Астения– состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, колебаниями настроения, раздражительной слабостью, повышенной чувствительностью, слезливостью, вегетативными нарушениями, расстройствами сна и утратой способности к продолжительному умственному или физическому напряжению.
Аура – расстройство сознания, сопровождающееся своеобразным ощущением, движением, или психическим поражением (страх, ложное восприятие действительности и т.п.), в частности предшествующей непосредственно эпилептическому припадку.
Блоки мозга – структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека (по Лурия А.Р.); включает: 1) блок регуляции уровня активации мозга; 2) блок приема, переработки и хранения информации; 3) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции. Каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы 3 мозговых блоков.
Виды мышления – различают: словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное; теоретическое и эмпирическое; логическое и интуитивное; реалистическое и аутистичное.
Виды памяти – различают: вербальную, образную, двигательную и эмоциональную; зрительную, слуховую и осязательную; кратковременную и долговременную; выделяют также: непроизвольное и произвольное, а также опосредованное и непосредственное запоминание.
Внимание– направленность и сосредоточенность психической деятельности в данный момент времени на каком-либо объективном или субъективном, реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении).
Воля – это одно из специфических свойств психики человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осуществление которых связано с преодолением определенных трудностей.
Воображение– мыслительный процесс создание образов и представлений нового, то есть того, что человек в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет им создано заново в процессе трудовой деятельности. В. позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека на определенный процесс его деятельности. Активизация В. в нужном направлении – важнейший путь воспитания и перевоспитания человека.
Восприятие – психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного феномена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощущение и т.д.) в виде субъективных образов.
Гиперкинез – чрезмерные, непроизвольные движения, вызванные эмоциями. Г. может также быть вызван заболеванием ЦНС, тогда он стойкий и сильный.
Гипертимия(повышенное радостное настроение) – маниакальный аффект с усилением влечений и неутомимой деятельности, ускорением мышления и речи, веселостью, чувством превосходного здоровья, выносливости и силы, над всем господствует оптимизм.
Гипестезия(пониженная чувствительность) – понижение восприимчивости к внешним раздражителям.
Деперсонализация (отчуждение от самого себя, искаженное восприятие самого себя) – расстройство самосознания личности, сопровождающееся отчуждением некоторых или всех психических процессов.
Дефект (убывание, недостаток) – в психологии (психиатрии) изменение личности, характеризующиеся обеднением, упрощением, видоизменением высших корковых функций (памяти, мышления, интеллекта и др.), утратой прежних возможностей в различных сферах личности: эмоциональной (уплощение), волевой (слабеют волевые и критические способности), двигательной (адинамия) и т.д.
Диагностика психолого-педагогическая — процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов.
Дизартрия – неспособность к правильной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, «спотыкающаяся» речь.
Дисмнезия – расстройство памяти, характеризующееся снижением возможности запоминания, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения.
Иерархия – принцип психологии, требующий рассматривать все психические явления как последовательные ступени с соблюдением соответствующей субординацией.
Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.
Иллюзия – искаженное психическое отражение объективной реальности. И. бывают: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.
Инертность(малая подвижность) – свойство личности, при котором констатируют замедленность психических процессов, застойность, неподвижность, нарушение переключаемости или патологическая фиксация внимания.
Комплексная судебная психолого-психиатрическаяэкспертиза – экспертиза, назначаемая в тех случаях, когда речь идет об установлении способности у испытуемых (подследственных, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших и др. лиц), обнаруживающих изменения психической деятельности:
Конституция (в медицине, психологии) – совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных (в т.ч. и психических) свойств человека, обусловленных наследственностью, длительным и (или) интенсивным влиянием окружающей среды, определяющих функциональные способности и реактивность организма. К. различают: нормостеническая, астеническая, пикническая и др.
Латерализация функций головного мозга – процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности.
Нарушение внимания – изменение направленности психической деятельности. Выделяют сужение объема внимания (расстройство распределения внимания), неустойчивость внимания (расстройство концентрации внимания и повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители).
Нарушение мышления – расстройство интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических состояниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.
Нарушение памяти– расстройство способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют такие нарушения памяти как амнезию (отсутствие памяти), гипермнезию (усиление памяти), гипомнезию (ослабление памяти), парамнезию (обманы памяти).
Нейропсихология –раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга.
Онтогенез — развитие индивида от рождения до конца жизни.
Ощущение – психическое отражение отдельных свойств объектов реальной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. О. свойственно человеку и животному. О. различают по видам анализатора (слуховые, зрительные, тактильные и др.).
Память– способность человека закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию, прежние впечатления и прошлый опыт. П. бывает: долговременная,
Психика – функция головного мозга, состоящая в отражении объективной действительности. П. – основная категория и предмет психологии.
Психическая деятельность– регулируемая сознанием психическая (внутренняя) активность (сенсорная и интеллектуальная), порождаемая потребностью.
Психическое развитие – процесс развития познавательных функций и свойств личности в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.
Психологическая помощь — направление практического применения научных знаний и возможностей психологии, ориентированное на содействие человеку, испытывающему психологические трудности.
Психология– наука, изучающая психику и закономерности психической деятельности человека, а также развитие и функционирование его нормальных психических процессов как формы жизнедеятельности. П. изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме восприятий, понятий, ощущений, чувств и др. явлений психики. П. имеет свой предмет, объекты, задачи, теории и методы. П. бывает в основном отраслевая: авиационная, военная, морская, пенитенциарная и т.д.
Симптом – качественный признак патологического состояния или болезни.
Синдром– совокупность симптомов, объединенных в группу единым патогенезом.
Тип высшей нервной деятельности– устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы (слабости), уравновешенности (неуравновешенности), подвижности (инертности).
Торможение– нервный процесс, противоположный возбуждению. Т. проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма.
Экспертиза– изучение специалистом или группой специалистов вопроса, требующего для своего решения специальных знаний в какой-либо области науки с вынесением экспертного заключения.
Этиология – причина и условия возникновения болезни или патологического состояния.