способность ребенка к обучению речи в первую очередь связана с
Способность ребенка к обучению речи в первую очередь связана с
Задания с выбором одного верного ответа.
А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:
1) приспособление организма к постоянным условиям среды,
2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру,
3) освоение организмом новых двигательных умений,
4) различение животными команд дрессировщика.
А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:
1) коре больших полушарий,
2) продолговатом мозге,
3) мозжечке,
4) среднем мозге.
А3. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:
1) врождённый,
2) приобретённый,
3) безусловный,
4) наследуемый.
А4. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:
1) условный,
2) безусловный,
3) защитный,
4) ориентировочный.
А5. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:
1) безусловное торможение,
2) условное торможение,
3) рассудочное действие,
4) осознанный поступок.
А6. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:
1) постоянно подкрепляется безусловным раздражителем,
2) нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем,
3) не подкрепляется безусловным раздражителем,
4) подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени.
А7. Человек, в отличие от животных, услышав знакомое слово, воспринимает:
1) тональность звуков,
2) направление слуховой волны,
3) интенсивность звукового сигнала,
4) его смысл.
А8. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:
1) безусловного рефлекса,
2) рассудочной деятельности,
3) процесса возбуждения,
4) процесса торможения.
А9. Ребёнок, который в первые годы жизни был изолирован от человеческого общества:
1) может научиться говорить, но не ходить на двух ногах,
2) не очень сильно отличается от обычного ребёнка того же возраста,
3) не способен полноценно освоить речь и «человеческое» поведение,
4) продолжает вести себя как младенец на первых месяцах жизни.
А10. Способность ребёнка к обучению речи в первую очередь связана с:
1) его расовой принадлежностью,
2) качеством питания,
3) индивидуальными особенностями строения голосовых связок,
4) постоянным голосовым контактом с матерью.
А11. Обезьяна может использовать палку, чтобы достать плод, который находится вне клетки, так как обладает:
1) безусловными пищевыми рефлексами,
2) условными пищевыми рефлексами,
3) ориентировочными рефлексами,
4) рассудочной деятельностью.
А12. Внешнее торможение возникает:
1) при действии внешних сильных новых очагов возбуждения,
2) при постепенном угасании существующего условного рефлекса,
3) вне зависимости от действия внешнего раздражителя,
4) по истечении определённого времени для всех условных рефлексов.
А13. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:
1) продолговатого мозга,
2) мозжечка,
3) среднего мозга,
4) коры мозга.
А14. Основной признак безусловных рефлексов:
1) индивидуальные,
2) кратковременные,
3) наследственные,
4) приобретённые.
А15. Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении:
1) продолговатого мозга,
2) среднего мозга,
3) промежуточного мозга,
4) мозжечка.
Задания с выбором нескольких правильных ответов.
В1. На звонок с урока:
А) реагирую дети любого возраста одинаково,
Б) сходно реагируют дети школьного возраста,
В) приобретается рефлекс в процессе жизни,
Г) рефлекс передаётся по наследству,
Д) рефлекс является врождённым,
Е) рефлекс не передаётся по наследству.
В2. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
А) врождённого,
Б) приобретённого в течение жизни,
В) имеющегося у всех грудных детей,
Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,
Д) передающегося по наследству,
Е) не передающегося по наследству.
В3. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.
А) реализуются безусловные рефлексы,
Б) способность к абстрактному мышлению,
В) способность к обучению,
Г) речь,
Д) общение знаками, символами, понятиями,
Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.
Задания на установление соответствия.
В4. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.
ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ | ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ |
1) передаются по наследству, | А) условные, |
2) не передаются по наследству, | Б) безусловные. |
3) приобретаются в течение жизни, | |
4) врождённые, | |
5) характерны для всех особей вида, | |
6) индивидуальны для каждой особи. |
В5. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЖЕНИЯ | ТИПЫ ТОРМОЖЕНИЯ |
1) условный рефлекс медленно угасает, | А) внешнее, |
2) в коре больших полушарий возникает новыйочаг возбуждения, | Б) внутреннее. |
3) условный раздражитель не подкрепляется безусловным, | |
4) временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется. |
В6. Установите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ | ФАЗЫ СНА |
1) учащение дыхания, | А) парадоксальный сон, |
2) быстроволновая электрическая активность мозга, | Б) медленный сон. |
3) падение ЧСС, | |
4) релаксация мышц, | |
5) сновидения, | |
6) активное сокращение мимической мускулатуры. |
Задание на установление правильной последовательности.
В7. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.
А) слуховой центр коры мозга,
Б) чувствительный нейрон,
В) рецепторы слуха,
Г) временная связь,
Д) центр слюноотделения,
Е) слюнные железы,
Ж) двигательный нейрон.
В8. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.
А) центр слюноотделения,
Б) чувствительный нейрон,
В) временная связь,
Г) зрительный центр,
Д) слюнные железы,
Е) рецепторы глаза,
Ж) двигательный нейрон,
З) подкорковые образования.
Задания со свободным ответом.
С1. Какова роль условных рефлексов в жизни животного?
С2. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?
Тест Высшая нервная деятельность
Данный тест позволяет проверить знания обучающихся в формате огэ по биологии.
Просмотр содержимого документа
«Тест Высшая нервная деятельность»
Высшая нервная деятельность
Задания с выбором одного верного ответа.
А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:
приспособление организма к постоянным условиям среды,
приспособление организма к меняющемуся внешнему миру,
освоение организмом новых двигательных умений,
различение животными команд дрессировщика.
А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:
коре больших полушарий,
А3. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:
А4. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:
А5. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:
А6. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:
постоянно подкрепляется безусловным раздражителем,
нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем,
не подкрепляется безусловным раздражителем,
подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени.
А7. Человек, в отличие от животных, услышав знакомое слово, воспринимает:
направление слуховой волны,
интенсивность звукового сигнала,
А8. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:
А9. Ребёнок, который в первые годы жизни был изолирован от человеческого общества:
может научиться говорить, но не ходить на двух ногах,
не очень сильно отличается от обычного ребёнка того же возраста,
не способен полноценно освоить речь и «человеческое» поведение,
продолжает вести себя как младенец на первых месяцах жизни.
А10. Способность ребёнка к обучению речи в первую очередь связана с:
его расовой принадлежностью,
индивидуальными особенностями строения голосовых связок,
постоянным голосовым контактом с матерью.
А11. Обезьяна может использовать палку, чтобы достать плод, который находится вне клетки, так как обладает:
безусловными пищевыми рефлексами,
условными пищевыми рефлексами,
А12. Внешнее торможение возникает:
при действии внешних сильных новых очагов возбуждения,
при постепенном угасании существующего условного рефлекса,
вне зависимости от действия внешнего раздражителя,
по истечении определённого времени для всех условных рефлексов.
А13. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:
А14. Основной признак безусловных рефлексов:
А15. Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении:
Задания с выбором нескольких правильных ответов.
В1. На звонок с урока:
А) реагирую дети любого возраста одинаково,
Б) сходно реагируют дети школьного возраста,
В) приобретается рефлекс в процессе жизни,
Г) рефлекс передаётся по наследству,
Д) рефлекс является врождённым,
Е) рефлекс не передаётся по наследству.
В2. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:
Б) приобретённого в течение жизни,
В) имеющегося у всех грудных детей,
Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,
Д) передающегося по наследству,
Е) не передающегося по наследству.
В3. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.
А) реализуются безусловные рефлексы,
Б) способность к абстрактному мышлению,
В) способность к обучению,
Д) общение знаками, символами, понятиями,
Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.
Задания на установление соответствия.
В4. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.
ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ
передаются по наследству, А) условные,
не передаются по наследству, Б) безусловные.
приобретаются в течение жизни,
характерны для всех особей вида,
индивидуальны для каждой особи.
В5. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЖЕНИЯ ТИПЫ ТОРМОЖЕНИЯ
условный рефлекс медленно угасает, А) внешнее,
в коре больших полушарий возникает новый Б) внутреннее.
условный раздражитель не подкрепляется безусловным,
временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.
В6. Установите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА
учащение дыхания, А) парадоксальный сон,
быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.
активное сокращение мимической мускулатуры.
Задание на установление правильной последовательности.
В7. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.
А) слуховой центр коры мозга,
Б) чувствительный нейрон,
Д) центр слюноотделения,
Ж) двигательный нейрон.
В8. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.
А) центр слюноотделения,
Б) чувствительный нейрон,
Г) зрительный центр,
Ж) двигательный нейрон,
З) подкорковые образования.
Задания со свободным ответом.
С1. Какова роль условных рефлексов в жизни животного?
С2. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?
Способность ребенка к обучению речи в первую очередь связана с
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данная статья является актуальной и служит как методический материал для воспитателей.
Статья:
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности.
Известны две концепции, относящиеся к проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Она предполагает изначальное равенство полушарий в отношений всех функций, в том числе и речевой. Об этом говорят данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.
Пластичность в первую очередь проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных поражениях левого полушария путем переноса центров речи из левого полушария в правое.
В соответствии со второй концепцией специализация полушарий существует уже с момента рождения. Установлено, что у плода, т.е. за долго до реального развития речевой функции, можно обнаружить проявления межполушарной асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон.
Исследования, проведенные на детях первого года жизни, позволили обнаружить признаки функциональной неравнозначности полушарий к воздействию речевых стимулов и подтвердить концепцию исходной речевой специализации левого полушария у праворуких.
У детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария.
Общепризнанно, что поведенческим критерием овладения языком является способность ребенка к осознанной произвольной регуляции речевой деятельности. Именно этот сознательный и произвольный уровень организации речевой деятельности обеспечивается структурами доминантного по речи (у правшей) левого полушария мозга.
Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.
К моменту рождения мозг и особенно кора головного мозга ребенка представляет картину глубокой незрелости. Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи.
Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.
На пятом-шестом месяца, как движения, так и звуки выделились из общего состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как специальными средствами общения.
Возникновению у ребенка речи предшествует подготовительный период, на первом этапе которого (в течение первого полугодия жизни) формируется эмоциональное общение, имеющее очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и для развития его речи.
А) на первом месяце жизни ребенок еще не умеет воспринимать воздействие и отвечать на него, поэтому устанавливать общение с ним очень затруднительно;
Б) на втором месяце жизни можно организовать общение с ребенком путем воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ положительные эмоции, а к концу второго месяца – в ответном взгляде, громком смехе со взвизгиванием и движением ручек и ножек;
В) на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка; в ответ на приветствие взрослого ребенок выражает свою радость («комплекс оживления»);
Г) на четвертом месяце ребенок начинает прислушиваться к человеческому голосу, возникает общение на основе речевых звуков, при этом общение со взрослым осуществляется по инициативе ребенка;
Д) на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками голоса, а также произносит звуки в своей самостоятельной деятельности вне ситуации общения.
На основании прежнего опыта ребенок узнает людей, предметы и начинает различно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого, некоторые его движения и действия. Все это является основой для возникновения у ребенка понимания речи.
В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.
На 8-9 месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам. Его активность в этих случаях заслуживает одобрения и поддержки родителей. Он уже произносит удвоенные слоги: «ма-ма», «па-па». Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, живо реагирует и на это. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.
К 9 месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия («садись», «пей», «дай ручку»). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.
Примерно к концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более чем десяти слов, а пять слов, возможно, уже произносит самостоятельно. Ему лучше удается повторять за родителями отдельные слоги или целые слова. Родители должны продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним книжки с картинками и комментировать их простыми словами.
На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е. ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами. Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может осмысленно воспринимать простые команды. Невнятный лепет, которым изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12 месяцев, и его часто непонятная речь до полутора лет, которую можно приравнять к произнесению отдельных слов, должны всячески поощряться родителями, причем необходимо всегда отвечать на попытки ребенка пообщаться.
Период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной.
Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых, слова – обрывки слов, слова – искажения, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок и звукоподражательные слова (например: «му-му» – корова).
К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивать количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова можно, хорошо, плохо. Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь; в период от 9-10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами.
С 2-3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы, «разговаривать» по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов.
Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, это может затормозить процесс овладения речью ребенком.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
Благодаря общению, названному внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух.
Контрольный тест по биологии по теме: «Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольный тест по теме «Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека»
Цель: определить уровень учебных достижений учащихся по теме: «Высшая нервная деятельность. Психика и поведение человека », а именно: психология и поведение человека, высшая нервная деятельность, исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности, безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение, сознание, память, эмоции, речь, мышление, особенности психики человека: осмысленность восприятия, способности, темперамент, характер, роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека, сон и бодрствование, значение сна.
Умения применять знания о ВНД для обучения и трудовой деятельности, для сохранения здоровья.
Продолжить развитие логического мышления, научной биологической речи, умения анализировать, находить пути решения задач.
Тип урока : контроля и коррекции знаний.
Вид контроля : тематический.
Форма контроля : индивидуальный.
Методы контроля : письменный, тестовый.
Виды учебных заданий : репродуктивные, реконструктивные, творческие.
Процедура оценивания : традиционная шкала.
Контрольный тест состоит из двух вариантов с ответами и содержит разно уровневые задания.
1. Ученый, открывший условный рефлекс:
а) А.А. Ухтомский;
2. Ученый – автор книги «Рефлексы головного мозга»:
3. Безусловные рефлексы являются:
в)как врождёнными, так и приобретёнными;
г)частично врождёнными и частично приобретёнными.
4. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:
5.Психический процесс накопления, хранения и воспроизведения прошлого опыта:
г)незапланированный сон в нетипичной обстановке.
7.Сигналом для второй сигнальной системы является (ются):
а) тактильные ощущения;
б) безусловный рефлекс;
г) зрительный образ предмета.
а)его расовой принадлежностью;
в)индивидуальными особенностями строения голосовых связок;
г)постоянным голосовым контактом с матерью.
г) условные рефлексы.
10. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс :
11. Мышление возникает на основе:
б) рассудочной деятельности;
в) безусловных рефлексов.
12 . Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?
а) условные рефлексы;
в) абстрактное мышление;
г) элементарная рассудочная деятельность.
13. Состояние длительного многолетнего сна называется:
14. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:
II .Уровень. Задание на установление соответствия.
1. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.
ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ
передаются по наследству; А) условные,
не передаются по наследству; Б)безусловные.
приобретаются в течение жизни;
характерны для всех особей вида;
индивидуальны для каждой особи.
1. На звонок с урока:
А) реагирую дети любого возраста одинаково;
Б) сходно реагируют дети школьного возраста;
В) приобретается рефлекс в процессе жизни;
Г) рефлекс передаётся по наследству;
Д) рефлекс является врождённым;
Е) рефлекс не передаётся по наследству.
В) легко возбудимость;
IV .Уровень. Задание на установление последовательности.
1. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.
А) центр слюноотделения;
Б) чувствительный нейрон;
Г) зрительный центр;
Ж) двигательный нейрон;
З) подкорковые образования.
Задание со свободным ответом.
2. Объясните понятие «динамический стереотип».
II .Уровень. Задание на установление соответствия.
IV .Уровень. Задание на установление последовательности.
Задание со свободным ответом.
2. Динамический стереотип – это особая система условно рефлекторных связей в головном мозге, лежащая в основе обучения большинства двигательных навыков, которые затем становятся автоматическими, например письмо, игра на рояле, катание на велосипеде, плавание.
I .Уровень. Задания с выбором одного верного ответа.
1. Ученый, основоположник теории о высшей нервной деятельности:
а) А.А. Ухтомский ;
2.Ученый, создавший учение о доминанте:
3. Условные рефлексы являются:
в)как врождёнными, так и приобретёнными;
г)частично врождёнными и частично приобретёнными;
4. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают :
а)приспособление организма к постоянным условиям среды;
б)приспособление организма к меняющемуся внешнему миру;
в)освоение организмом новых двигательных умений;
г)различение животными команд дрессировщика.
5.Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:
а)коре больших полушарий;
г) памяти и мышления.
7.Сосредоточенность на событии, объекте или виде деятельности:
8. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:
9. Человек, в отличие от животных, услышав знакомое слово, воспринимает :
б)направление слуховой волны;
в)интенсивность звукового сигнала;
10. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, называются:
11. Засыпание человека происходит:
а) только рефлекторно;
б) под влиянием гуморальных процессов;
в) под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов.
12. Вторая сигнальная система:
а) анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений);
б) анализирует сигналы, идущие из внешней среды;
в) анализирует оба типа сигналов.
13 . Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:
а) динамического стереотипа;
б) инстинктивных реакций;
в) безусловных реакций.
14Сон представляет собой:
а)один из видов торможения коры полушарий большого мозга;
б) один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга;
в) временное прекращение деятельности мозга.
II .Уровень. Задание на установление соответствия.
1. Установите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА
учащение дыхания, А) парадоксальный
быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.
активное сокращение мимической мускулатуры.
1. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.
А) реализуются безусловные рефлексы;
Б) способность к абстрактному мышлению;
В) способность к обучению;
Д) общение знаками, символами, понятиями;
Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.
IV .Уровень. Задание на установление последовательности.
1. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.
А) слуховой центр коры мозга;
Б) чувствительный нейрон;
Д) центр слюноотделения;
Ж) двигательный нейрон.
Задание со свободным ответом.
2. Приведите примеры инстинктивного поведения человека.
II .Уровень. Задание на установление соответствия.
IV .Уровень. Задание на установление последовательности.
Задание со свободным ответом.
2. Инстинкты – это более сложные формы врожденного поведения, цепь последовательных реакций, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде, например, способность новорожденных плавать без предварительного обучения.