способны к обучению но в специальных школах по облегченной программе
Классификация Э. Крепелина
Э. Крепелин дал классификацию олигофрении, исходя из возможностей обучения детей.
Заслуга Крепелина в том, что он объединил
все известные к тому времени клинические симптомы врожденного и раннего слабоумия детей в одну группу под названием
олигофрения, а термины — «идиот», «имбецил», «дебил» — использовал для определения степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.
Таким образом, дети-олигофрены (в степени дебильности) были способны к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе). Дети-имбецилы малоспособны к обучению, но некоторые из них в специальных классах оказывались в состоянии освоить начальную грамоту. В то же время они были способны овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии к труду и обучению вообще неспособны. По отношению к ним в специальных интернатах осуществляется ряд лечебно-воспитательных мероприятий.
СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
ИДИОТИЯ
Самая тяжелая степень олигофрении — идиотия (от греч. слова «идиос», что означает собственный, существующий для себя, или, иначе,— существующий без общения с окружающими).
К идиотам относят детей с грубым недоразвитием мозга и глубоким снижением всей психической деятельности. У таких детей аномалии развития психики сопровождаются глубокими нарушениями чувствительных и двигательных функциональных систем. У них резко снижены реакции на разнообразные внешние раздражители (световые, звуковые, вкусовые, иногда даже на болевые и др.). У некоторых повышен пищевой рефлекс
Не различая вкуса, они часто тянут в рот все, что попадает в руки (землю, куски известки, тряпки, собственный кал).
Для части детей-идиотов характерна неподвижность (сидят или лежат в кроватях); иногда у них возникают однообразные, навязчивые движения. Другие более беспокойны: они долго повторяют одни и те же стереотипные движения или действия (раскачивают головой или всем туловищем, перебирают пальцы или предметы, попадающие им в руки, открывают или закрывают дверь). Эти дети ползают или бегают; то и другое они прерывают внезапными остановками. Все эти движения и действия носят автоматизированный, бесцельный и хаотичный характер. Некоторые дети-идиоты отвечают на раздражения, поступающие из внешней среды, но их ответные реакции примитивны, однообразны. Иногда ответные реакции носят неадекватный и запоздалый характер.
Речь у детей-идиотов часто отсутствует. Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях. У (некоторых детей-идиотов возникают импульсивные вспышки гнева, злобы, что выражается в бурном двигательном возбуждении, крике, агрессивных действиях по отношению к себе или окружающим (царапаются, кусаются и пр.).
В более легких случаях идиотии имеет место сравнительно большая динамика в развитии. Дети живее реагируют на раздражители внешней среды. У них формируются статические функции, начинает развиваться речь (произносят отдельные слова). Проведенные исследования показали, что систематические занятия с этими детьми по развитию речи оказались успешными: у некоторых из них увеличился словарный запас, возникло понимание коротких фраз.
У отдельных детей-идиотов развивается чувство привязанности к лицам, которые за ними ухаживают. Однако эта привязанность нестойкая и легко исчезает, если ребенок какой-то период не связан с ухаживающим за ним человеком. Музыка на большинство детей действует успокаивающе. В процессе длительной и упорной воспитательной работы дети приобретают некоторые навыки самообслуживания и опрятности.
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
Средняя степень олигофрении — имбецильность (от лат. im — без, bacillum — палка, т. е. не может обойтись без «палки», без поддержки, без посторонней помощи и руководства). В сравнении с идиотами у имбецилов имеются более выраженные признаки сознательной психической деятельности. Их реакции на различные воздействия окружающей среды отличаются большей живостью и разнообразием. У них можно отметить элементы осознания собственной личности — знают и называют
свое имя, фамилию, некоторые дети знают свой возраст. Часто имбецилы правильно называют имена родных.
Имбецилам бывают доступны и некоторые обобщения. Они могут установить некоторые признаки различия между предметами (в пределах конкретного восприятия), в известных пределах им доступен практический синтез. Так, например, они могут сложить разрезанную картинку. В большинстве случаев это дается после специального обучения, многократного показа. Внимание у большинства имбецилов неустойчиво: они легко отвлекаются и быстро истощаются, особенно во время занятий, связанных с обучением грамоте. Память ослаблена. Только некоторые из них овладевают элементарной грамотой и порядковым счетом.
Логические процессы у большинства имбецилов на очень низком уровне. Прочитанное могут воспроизвести только с помощью вопросов. Приобретенные на занятиях знания быстро распадаются, забываются; то, что запомнилось, воспроизводится как заученный штамп.
В труде отмечается шаблон, стереотипия. Малейшее же изменение ситуации нарушает привычное, автоматизированное действие. Некоторые дети охотно, подолгу и с интересом работают в мастерской. Очень важно помнить, что взрослые должны постоянно следить за ходом работы детей и вовремя прийти им на помощь. В противном случае дети могут делать ошибки и допускать брак в работе. Так, например, одна из девочек во время шитья пришила рукав к подолу платья. Это говорит о том, что она не поняла места части в системе целого.
Речь, как правило, запаздывает в своем развитии. Первые слова появляются в 3—5 лет, иногда несколько раньше. Запас слов обычно невелик. Однако он может обогащаться, особенно при проведении логопедической работы. Словарь обычно состоит из повседневных, обиходных, часто повторяющихся слов. В речи много аграмматизмов — нарушаются согласование, управление, опускаются окончания. Звукопроизношение в подавляющем большинстве случаев нарушено: имеются замены, перестановки звуков. Речь у многих детей неясная, смазанная. Обращенную к ним обиходную речь понимают неплохо и правильно на нее реагируют. Особенно живо реагируют на мимику, интонацию и жест окружающих.
Среди имбецилов встречаются дети с другими особенностями личности: такие дети иногда обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи. Они любят командовать ими, отдавать различные приказания. Иногда на фоне спокойного, характерного для данного ребенка состояния могут внезапно возникать аффекты или более длительные состояния возбуждения.- Некоторые дети бывают мстительны. Иногда отвечают на обиду спустя некоторое время.
Дети-имбецилы малоспособны к школьному обучению. Но они овладевают элементарными трудовыми навыками. Эти дети охотно выполняют задания по уборке помещений, старательно работают в мастерских, любят стирать, мыть и т. п. Особенно охотно имбецилы выполняют сельскохозяйственные работы. Любят ухаживать за животными, работать в саду, огороде.
Однако приобретенные навыки и знания оказываются непрочными и требуют постоянного подкрепления. В процессе работы педагог должен наблюдать за правильностью выполнения задания.
В случаях более легкого поражения мозга, когда есть основание предположить пограничное состояние (т. е. имбецильность на грани с дебильностью), у детей отмечаются хорошая механическая память и достаточно выраженное активное внимание.
Это создает более благоприятные условия для овладения грамотой и более сложными навыками труда.
ДЕБИЛЬНОСТЬ
Легкая степень олигофрении обозначается термином «дебильность» (что в переводе с латинского обозначает — слабость, хилость).
Психическая неполноценность проявляется у дебилов относительно позднее, чаще в начале школьного обучения. Их интеллект более сохранен. Поэтому в процессе развития они дают большее продвижение, чем имбецилы. Дети-дебилы способны обучаться в специальных вспомогательных школах.
В процессе обучения у дебилов увеличивается запас представлений, знаний, навыков и умений. Увеличивается активный словарь, развивается фразовая речь.
Дебилам в некоторой мере свойственны индивидуальные особенности темперамента, характера и эмоциональных реакций. Они обладают и сравнительно большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельности. Поскольку у ряда детей с явлениями дебильности не отмечается заметных отклонений со стороны физического статуса, они могут на первый взгляд показаться обычными, нормальными детьми. Такое впечатление остается, например, у студентов-дефектологов, впервые посетивших вспомогательную школу. Однако это впечатление обманчиво. Сущность дебильности состоит в неполноценности познавательной деятельности. Особенно страдают способность к анализу, логическому обобщению, абстракции, т. е. те психические функции, которые составляют основу интеллекта. Ослабление указанных способностей, вызванное перенесенным заболеванием мозга, не дает разбираемой группе детей освоить программу массовой школы.
Уже в анамнезе таких детей можно заметить указание на то, что они отстают в развитии от нормальных сверстников. Особенно это относится к формированию нервно-психических функций. Так, дети позднее реагируют на раздражения внешней среды (звуковые, световые и др.), двигательные функции развиваются с задержкой (позже начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить, играть с игрушками и др.). Особенно характерно отставание в развитии речевой функции. Это выражается, в частности, в медленном накоплении словарного запаса. При обследовании иногда выявляется, что пассивный словарь значительно преобладает над активным. Часто у таких детей бывает нарушено и с трудом поддается коррекции звукопроизношение. Во многих случаях долго удерживаются аграмматизмы (опускание и искажение окончаний).
Однако отклонение в развитии становится более заметным в дошкольном возрасте. Здесь заметнее выявляется ряд особенностей, свойственных детям-олигофренам. Они не проявляют достаточного интереса к окружающему, долго не стремятся к самостоятельности, не включаются активно в овладение навыками, негативистичны и теряются в новой обстановке. Их игровая деятельность отличается однообразием. Дети не проявляют интереса к игре. Отсутствует поиск новых вариантов игры. В процессе игры они легко отвлекаемы.
Однако опыт работы с такими людьми, накопленный прогрессивными деятелями в области педагогики и медицины, показал, что даже глубоко отсталые дети при соответствующих лечебно-воспитательных мероприятиях способны к некоторому развитию. Остальная масса умственно неполноценных детей с менее выраженным дефектом интеллекта способна к обучению, приобретению трудовых навыков, а в дальнейшем и к участию в социально полезной деятельности. Что же является основой для такого развития? Человеческий мозг обладает большой пластичностью, способностью к компенсации, т. е. к преодолению дефектов развития. При утрате или ослаблении одних функциональных систем мозговой коры их функцию выполняют другие системы. По-видимому, возможно и формирование новых нервных связей. Все это приводит к коррекции общей и специальной нейродинамики мозга, а отсюда и к улучшению психической деятельности ребенка-олигофрена. Имеет значение и степень первичной сохранности мозга. Однако для осуществления такого воспитательно-педагогического процесса, в ходе которого могла бы осуществляться коррекция нервно-психического развития таких детей, педагог должен обладать специальными знаниями и умениями. Разработкой специальной системы педагогических мероприятий занимается особая наука — олигофренопедагогика.
Приведенная клинико-педагогическая характеристика носит обобщенный характер. Среди слабоумных иногда встречаются дети с некоторыми индивидуальными особенностями, представляющими интерес в психолого-педагогическом плане. Так, например, среди имбецилов встречаются дети с хорошо развитой механической памятью. Они могут читать наизусть длинные стихи, отрывки, не осмысливая их содержания. Сюда же могут относиться «феноменальные» счетчики, способные производить элементарные арифметические действия, оперируя большими цифрами. Встречаются имбецилы с выраженными художественными и музыкальными способностями. Вопрос о природе этих редких явлений не представляется вполне ясным. Возможно, здесь имеет место своеобразие развития нервных элементов в отдельных локальных участках мозга, непосредственно связанных с выполнением указанных функций.
Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний
Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой весьма неоднородную группу с разными темпом, динамикой психофизического развития и потенциальными возможностями обучения в условиях коррекционно-педагогических воздействий.
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии уделялось большое внимание. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, В.Ф. Шалимов, В.М. Явкин и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной педагогики.
Немецкий психиатр Эмиль Крепелин впервые предложил классификацию психических расстройств, исходя их клинического подхода. Э. Крепелин объединил все известные к тому времени клинические симптомы врождённого и раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения», а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для определения степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.
В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы.
Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети – имбецилы – малоспособны к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами.
Дети – олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду и обучению.
Предложенная Э. Крепелиным классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день.
По степени интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность, идиотия. Дети с лёгким недоразвитием познавательных способностей – дебильностью – 70-80%, с выраженным – имбецильностью – 20-25%, с глубоким – слабоумием (идиотия) – около 5% всех случаев умственной отсталости.
Дебильность (слабость, хилость) – наиболее лёгкая по сравнению с имбецильностью и идиотией степень умственной отсталости.
Сниженный интеллект, особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа.
Сущность умственной отсталости в степени дебильности – в неполноценности познавательной деятельности у детей, страдает способность к анализу, логическому обобщению, абстрактному мышлению.
В дошкольном возрасте дети не проявляют достаточного интереса к окружающим, не стремятся к самостоятельности. Игровая деятельность однообразна, поиск новых вариантов игры отсутсвует.
Соматические нарушения, общая физическая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, особенности системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их социальной адаптации и реабилитации, последующей трудовой деятельности.
Имбецильность – более лёгкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети этой категории обладают определёнными возможностями в овладении речью, усвоении отдельными несложными трудовыми навыками.
Доступны некоторые обобщения, могут установить признаки различия между предметами в пределах конкретного восприятия. Внимание неустойчиво: легко отвлекаются и быстро истощаются. Память ослаблена. Логические процессы находятся на очень низком уровне, наблюдается косность, тугоподвижность мышления, слабость абстрактного мышления.
Словарный запас мал, коммуникативные функции речи грубо нарушены, в речи наблюдается много аграмматизмов, нарушение звукопроизношения, фонематического слуха.
Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемы в специальной коррекционной школе VIII вида.
В правовом отношении эта категория детей является недееспособной, над ней устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.
Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости. Дети с грубым недоразвитием мозга, глубоким снижением всей психической деятельности. Аномалии развития психики сопровождаются глубокими нарушениями двигательной системы, у детей резко снижены реакции на разнообразные внешние раздражители (световые, звуковые), снижение всех видов чувствительности, у некоторых детей повышен пищевой рефлекс.
При идиотии средней и лёгкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Их лексикон ограничен несколькими десятками слов.
Дети – идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых).
По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении подразделяется на три степени:
Идиотия | Имбецильность | Дебильность | |
Речь | отсутствует речь почти полностью; при идиотии средней, лёгкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики, жестикуляции, | дети понимают чужую речь, мимику, жестикуляцию в пределах обихода; словарный запас крайне беден | отмечаются дефекты речи в виде фонетико-фонематического нарушения, системного недоразвития речи. |
Моторика, двигательная активность | резкое снижение всех видов чувствительности, выражение лица бессмысленное, наблюдаются стереотипные движения, движения плохо координированы | нарушена | частично нарушена |
Познавательная деятельность | внимание не привлекается, познавательные процессы практически отсутствуют | грубые дефекты восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы | снижение интеллекта |
Обучаемость | необучаемы | обучаема часть детей, имеющих более лёгкую степень – разработана программа, предусматривающая овладение навыками чтения, письма и счёта. | обучаемы |
Медицинский диагноз ставят врачи, которые используют в настоящее время Международную классификацию болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра. В этой классификации, адаптированной для нашей страны, наряду с расстройствами у детей, чётко определены и степени умственной отсталости.
В зависимости от степени умственной отсталости, от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребёнка определяется тип учреждения, формы и методы его воспитания и обучения.
Сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости
Легкая умственная отсталость F-70 | Умеренная умственная отсталость F-71 | Тяжёлая умственная отсталость F-72 | |
Физическое развитие | Незначительные отклонения от возрастной нормы | Отклонения в физическом развитии могут быть более выраженными | |
Двигательная сфера | Неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении движений, недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук, недостатки произвольных движений | Недостаточная чёткость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений более выражены | Походка детей неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений носят выраженный стойкий характер |
Бытовые навыки | Владеют элементарными навыками обслуживания. Способны контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену. В случаях затруднения используют помощь. | Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию, овладению бытовыми навыками. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым. | При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен контроль физиологических потребностей. При обслуживании себя зависят от взрослого. |
Социальный опыт | Трудности при самостоятельной ориентировке в пространстве, трудности в установлении временных отношений. Ограничены знания о себе, семье. | Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого. | Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов обихода |
Способность к общению | Способны самостоятельно устанавливать контакты с взрослыми, некоторые дети испытывают трудности в ходе общения. Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих. | Первичный контакт бывает затруднён из-за ограниченного понимания обращённой речи, требуется мимическое, жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго. Интерес вызывают отдельные признаки предметов (звучание, цвет) | Контакт крайне затруднён из-за непонимания обращённой речи, необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Характерно пассивное подчинение. |
Способность к деятельности | Проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль отсутствует. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности | Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. Способны к подражанию и совместным действиям с взрослым. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватны. | Интерес к действиям взрослого активно не проявляют. Пассивны в принятии предлагаемого задания. Простейшие действия при пошаговой помощи взрослого выполняются частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов работы |
Сформированность высших психических функций | |||
Восприятие | При восприятии различают знакомых и незнакомых людей | Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано | |
Самостоятельно узнают знакомые предметы, объекты. Трудности при дифференцировке сходных зрительных, слуховых, тактильных раздражителей. Способны к группировке признаков предметов с учётом формы, величины, цвета. | Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов возможна только с помощью взрослого. При группировке предметов с учётом формы, цвета, величины требуется направляющая помощь. | Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей. Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна |
Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедагогики считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом
М.С. Певзнер для детей-олигофренов.
В основу классификации положен клинико-патогенетический подход. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения.
Этиология патологического развития может быть самой разнообразной, индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребёнка. В основе классификации лежит баланс процессов торможения и возбуждения.
Исходя из патогенеза, М.С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении
1. основная форма характеризуется диффузным, относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. (баланс процессов возбуждения и торможения).
Наблюдается у детей инертность и тугоподвижность мышления, не отмечается резких патологических изменений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи.
2. олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями – нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
· дети с преобладающим возбуждением – расторможенные, с резко сниженной работоспособностью. Необходимо выработать у ребёнка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности.
3. дети, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается нарушенная речь. Специфической особенностью
патогенеза этой формы является сочетание диффузного поражения с более глубокими поражениями в области речевых зон левого полушария.
Дети, у которых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальными поражениями в теменно-затылочной области левого полушария – клиническая картина олигофрении сложна, ибо складывается из сочетания недоразвитого мышления с нарушением пространственного восприятия. Коррекционная работа должна вестись в плане развития пространственных представлений и понятий.
4. Дети-олигофрены, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие личности в целом. Диффузное поражение коры головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей (дети с осложнённой формой олигофрении).
Специфической особенностью детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями Особенности моторики этих детей дают основание предполагать, что недоразвитие лобной коры приводит к нарушению организации движения на более высоком функциональном уровне.
В коррекционно-воспитательной работе используются приёмы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.
Диагностировать олигофрению и определить её степень у детей младшего возраста очень трудно, так как критерии ограничения степени олигофрении по параметрам уровня недоразвития мышления и социальной приспособленности, разработанные для относительно зрелой психики, пригодны лишь для детей школьного возраста.
В целях ранней медико-психолого-педагогической коррекции необходимо как можно раньше диагностировать психическое недоразвитие.