способность применить результаты образования на практике

Способность применить результаты образования на практике

Автор: Викулина Светлана Ивановна

Организация: МБОУ СШ №1 им.Героя Советского Союза Кузнецова Н.А

Населенный пункт: Липецкая область, г. Чаплыгин

Чем больше мастерства в детской руке,

Силы ума крепнут по мере того,

как совершенствуется мастерство,

но и мастерство черпает свои силы в разуме.

Многому в том, что я умею в жизни шить, знать секреты кулинарии, рассчитывать бюджет семьи, содержать дом в чистоте и порядке, я обязана своему учителю по трудовому обучению в школе.

А теперь я сама всему этому учу своих девочек на уроках технологии. Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках. Мой предмет «Технология» — предмет особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной трудовой деятельности.

С введением стандарта нового поколения урок претерпевает кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно–деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

В процессе обучения на уроках технологии большое значение имеет выра­ботка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Практический урок: ставит целью непосредственное освоениеучащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системеуроков по технологии. Большим подспорьем при отборе заданий к практической части урока, я думаю, может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу я составляю самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым организуется учебная деятельность учащихся на уроках.

В своей практике обучения на уроках технологии я использую следующиеформы организации учебно-трудовой деятельности учащихся: фронтальную,звеньевую, индивидуальную.Наиболее распространена на занятиях по технологии индивидуальная форма организации учебной работы.Я хорошо изучила своих учеников и знаю возможности каждого, поэтому даю им задания индивидуального характера. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого ученика.

При фронтальной форме организации работы все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания, продвигаются по учебному процессу как бы единым фронтом. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное),контроль заработой осуществляю одновременно для всех. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы.

Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на

уроке является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время

выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца,

осваивая при этом все трудовые операции, и видит конкретный результат.

Звеньевая организация работы предполагает деление группы занимающихся на уроке на отдельные звенья и выдачу каждому звену своего задания. Внутри звена ученики обычно выполняют одинаковую работу. Например, на уроках по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные учащиеся занимаются обработкой ткани вручную,затем меняются фронтом работы.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

Мне очень приятно, когда мои ученицы успешно выступают наолимпиаде по технологии на защите проектов.

Например,в пятом классе девочки, готовя проект «Интерьер кухни-столовой»,делают макет кухни и потом защищают в форме презентации свой проект.

Мне, как учителю технологии, важно помнить, чтобы всем ученикам на каждом моем уроке было интересно, познавательно, и знать,чтокаждый выпускник школысможет применить свои знания и навыки, полученные на уроках технологии в дальнейшей жизни.

Источник

Способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для дальнейшей успешной профессиональной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для дальнейшей успешной профессиональной деятельности» Педагогические чтения ГАПОУ «Новотроицкий политехнический колледж» 10 января 2019 г.

ТРИ КОМПОНЕНТА SOFT SKILLS Коммуника- тивные навыки Это умение договориться, решить конфликт, убедить и выслушать собеседника Личностные качества Это ответственность, пунктуальность, настойчивость, креативность, умение критически мыслить, тайм-менеджмент. Управленчес- кие навыки Целеустремленность, мотивирование, делегирование, лидерство, амбициозность.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ SOFT SKILLS Умение подстраиваться под ситуацию и перестраивать ситуацию под себя. Умение выделять предпочтительное русло дальнейшего развития. Умение эффективное реагирование на происходящее вокруг. Окружающий информационный поток разросся до такой степени, что знать все не под силу даже самой современной машине, тем не менее, умение отслеживать важные события, быстро добывать необходимые данные и грамотно ими распоряжаться выравнивают ситуацию. Адаптация Ориентирование в ситуации

Компетенция «Саморазвитие» Саморазвитие это: разрешение внутренних противоречий, начиная с себя и стремление по вектору вверх.

Компетенция «Саморазвитие» Формирование профессиональной направленности Направленность проявляется в активизации интересов к определенным явлениям, фактам, процессам, имеющим как непосредственное, так и опосредованное отношение к той или иной профессии Формирование профессионального самоопределения Процесс принятия, обоснованного решение о выборе профессии

Компетенция «Саморазвитие» Развитие профессиональной пригодности Это совокупность индивидуальных свойств личности, которые обеспечивают общественно-необходимую эффективность и рыночное качество результатов труда Формирование профессиональной компетенции Совокупность профессиональной компетентности, профессионально значимых знаний, умений, навыков Становление конкурентоспособного профессионала Управление переменами в сфере профессионального труда

Компетенция «Саморазвитие» Чтобы личность начала меняться необходимо, менять: Когнитивные процессы (ум) Аффективные процессы (эмоции) Поведенческие процессы (действия)

NN Эффективная коммуникация Межличностные навыки Межкультурное взаимодействие Адаптивность Решение нестандартных задач Достижение результатов Управленческие навыки Организованность Саморазвитие Основные и универсальные «компетенции XXI века»:

NN Обучаться гибким навыкам нужно, это требует вдумчивого, ответственного подхода. Главный секрет soft skill — это умение непрерывно учиться, умноженное на желание развиваться. Без этих двух компонентов успех невозможен.

Спасибо за внимание!

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Курс повышения квалификации

Охрана труда

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Презентация состоит из 26 слайдов, не анимирована. В материале рассматриваются следующие вопросы: компоненты soft-skills, целевая модель развития общих компетенций учащихся к 2015 году, основные и универсальные «компетенции XXI века», новообразования подросткового возраста, поведенческие реакции возраста.

Номер материала: ДБ-1068416

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое знания, умения и навыки?

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?

Как знания, умения и навыки влияют на обучение и развитие ребенка и почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?

Основа основ: Знания. Умения. Навыки

К сожалению, далеко не все родители свободно ориентируются в педагогических понятиях. Даже больше – не все понимают, зачем это им вообще нужно. А зря. Неправильно думать, будто отдав ребенка в школу, вы скидываете с себя ответственность за его обучение. Вы – такой же учитель для него, как и школьные педагоги, даже более близкий, а зачастую и более авторитетный.

И зная хотя бы о базовых понятиях педагогики, вы сможете не только следить за развитием своего ребенка, но и помогать ему преодолевать трудности на пути обучения.

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Для начала поговорим о самом понятии обучения и связанной с ним аббревиатурой, неясной большинству родителей – ЗУН. Что же скрывается за этими тремя буквами и почему о них говорят все педагоги?

Обучение и ЗУН – разбираемся с терминами

Не углубляясь в научную терминологию, можно сказать, что обучение – это процесс, направленный на усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков. Вот и секрет аббревиатуры ЗУН – это и есть знания (З), умения (У) и навыки (Н).

Естественно, у обучения есть и более дальновидные цели: формирование мировоззренческих позиций, развитие умственных способностей и раскрытие потенциальных возможностей учеников. Но в самом начале – всегда ЗУН. С этим разобрались, но что же представляет собой каждый компонент по отдельности, как они связаны и что дают ребенку?

Что такое знания

Разные теоретики дают разные определения понятия «знание». Для одних это – воспроизведение определенных аспектов реальности, для других – отображение этой же реальности, для третьих – умение оперировать теоретическими обобщениями. Если по-простому, знание – это способность понимать, сохранять и воспроизводить определенные факты.

Приведем пример: когда ваш ребенок начинает изучать алфавит, он формирует именно знание о буквах, а затем – знание о том, что их можно складывать в слоги и слова.

Казалось бы, знания – это, безусловно, хорошо. Ребенок знает буквы, таблицу умножения и математические формулы. Но есть одна загвоздка, о которой говорит известное выражение – без практики теория мертва. Знания – отличный тренажер для мозга и инструмент познания окружающего мира, но сами по себе они еще не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, они должны плавно переходить в… умения!

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Что такое умения

Умения – это способность применять полученные знания на практике. Это необходимый этап интегрирования знаний в практическую жизнь.

Когда ребенок знает буквы, он учится складывать их в слова и читать. В этом случае чтение становится умением, вытекающим из ранее полученных знаний.

Умения – это тоже хорошо. Ребенок учится применять собственные знания и глубже познает мир. Умения – это всегда сознательные способности, требующие приложения определенных усилий. Можно ли сделать их бессознательными? Конечно, можно – для этого умения должны перерасти в… да, вы правильно догадались – в навыки!

Что такое навыки

Навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Ребенок использует полученные знания уже на бессознательном уровне и действует, даже не задумываясь.

Когда ребенок только учится читать, не все дается ему гладко – он медлит, путается и сбивается. Но когда чтение перешло в навык, он читает на автомате – просто, легко и будто само собой.

Любой процесс обучения направлен на постепенное освоение всех трех компонентов в их логической последовательности: сначала знания – потом умения – затем навыки. Эта схема работает и способствует полноценному усвоению учебного материала. Но вы можете использовать ее и дома – с готовкой, уборкой или творческими занятиями.

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс обучения сложен и многогранен. Некоторые умения и навыки формируются годами, а на их совершенствование может уйти вся жизнь. Кроме того, некоторые навыки могут быть вообще недостижимыми – например, не всем дается живопись или игра на пианино.

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике

Как ЗУН влияют на развитие ребенка

Очевидно, что ЗУН как основа процесса обучения непосредственно влияет на развитие ребенка. Более того, сам процесс усвоения ЗУН сопоставим с общим развитием любых способностей человека, таких как:

1) восприятие объекта;

2) узнавание, осмысление и поиск связи с другими объектами;

3) воспроизведение полученной информации (на уровне знаний, умений и навыков);

4) применение новых ЗУН, включение их в собственную картину мира;

5) творческая деятельность на основе приобретенных ЗУН.

Однако стоит отметить, что традиционная школьная модель образования часто игнорирует последнюю, творческую, составляющую процесса обучения. А ведь она учит ребенка эффективно действовать в непредвиденных ситуациях, искать новые пути решения проблемы и проявлять креативность.

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практикеИменно поэтому лучше всего позаботиться о дополнительных занятиях для ребенка, которые заполнят пробелы школьного образования. С этой целью отлично справятся курсы ментальной арифметики или мегаскорочтения.

Источник

«Теоретическая и практическая готовность к педагогической деятельности»

способность применить результаты образования на практике. Смотреть фото способность применить результаты образования на практике. Смотреть картинку способность применить результаты образования на практике. Картинка про способность применить результаты образования на практике. Фото способность применить результаты образования на практике Гареева Анастасия Фёдоровна
«Теоретическая и практическая готовность к педагогической деятельности»

Выделяю 4 группы умений,связанных с мыслительными операциями человека:

один из критериев педагогического мастерства, именно через них проявляется обобщенное умение педагогически мыслить.

Оно состоит из ряда частных умений:

o расчленять педагогические явления на составляющие элементы;

o осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

o находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

o находить основную педагогическую задачу и способы её оптимального решения.

т. е. способностью наблюдать происходящие процессы, анализировать их ход, выделять их составные компоненты и устанавливать между ними взаимные связи, осмысливать каждую часть любого процесса и находить присущие ему закономерности

Прогностические умения – осуществляются на научной основе, опираются на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

К таким умениям относится способность педагога предвидеть результат любого действия еще до его совершения в действительности. Например, нужно уметь прогнозировать развитие коллектива и педагогического процесса

Проективные умения- специальная группа умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания

т. е. способностью переводить цели и содержание образовательного процесса в конкретные педагогические задачи. А для этого он должен уметь самостоятельно выбирать необходимые средства, компоновать содержание и

Рефлексивные умения –имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Включают в себя различные виды контроля.

Для того же, чтобы профессиональная деятельность педагога могла быть правильным образом оценена и имелась возможность подвести ее итоги, он должен также обладать рефлексивными умениями, т. е. способностями к корректной самооценке.

Практическая готовность педагога к труду в сфере образования определяется несколькими факторами. Прежде всего, он должен овладеть организаторскими умениями. Это означает, что он должен быть способным мобилизовать учащихся для выполнения учебных задач в рамках имеющейся программы. К этому типу умений относятся также информационные, развивающие и ориентационные навыки.

Организаторская деятельность – обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.

Включает следующие умения:

o мобилизационные – привлечение внимания учащихся, развитие у них устойчивых интересов к учению и другой деятельности, формирование потребности в знаниях и вооружение учащихся навыками учебной работы, стимулирование актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников, создание специальных ситуаций для привития нравственных поступков и т. д. ;

o информационные – умения и навыки работы с печатью, умение добывать информацию из других источников и дидактически её преобразовывать; Наличие информационных навыков позволит педагогу быстро находить достоверную информацию, обобщать ее и выделять наиболее значимые сведения, а также доносить ее до учеников и адаптировать преподносимые знания к особенностям конкретного коллектива.

o развивающие – определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся и класса, создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности; Развивающие навыки подразумевают способность запускать и развивать познавательные процессы, для чего необходимо уметь своевременно создавать учебные ситуации и контролировать процесс поиска их решения учащимися

o ориентационные – направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, организацию совместной творческой деятельности. Ориентационные навыки помогут преподавателю развивать и формировать у своих учеников систему моральных ценностных установок

Коммуникативные умения –представлены как взаимосвязанные группы следующих умений:

o перцептивные – умение понимать других, воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах партнера по общению, проникать в личностную суть других людей, видеть главное в другом человеке;

o умения педагогического общения – организация общения; коммуникативная атака (привлечение внимания, установление психологического контакта, управление общением (распределять внимание и его поддерживать, помогать снимать психологические барьеры и т. д., установление обратной связи на основе эмпатии;

o владение педагогической техникой – умения, необходимые для педагогического стимулирования активности (стиль, тон, темп, дикция, жесты, телоположение, эмоции и т. д.).

Современный педагог, помимо всего прочего, также должен обладать коммуникативными навыками. Он обязан видеть не внешние проявления личности, а понимать ее суть. На основе этих навыков строится умение педагогического общения, основной целью которого является достижение заинтересованности у ученика, позволяющей ему быстро закреплять получаемую учебную информацию.

Источник

Формирование компетенций на уроках математики

Разделы: Математика

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.

Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

По результатам исследования PISA (1999г.) большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности учащихся 15-летнего возраста (это касается и российских учащихся), что привлекло повышенное внимание в мире к проверке компетентности выпускников школы в области математики. Согласно АА. Леонтьеву, под этой грамотностью фактически понималась “функциональная грамотность” — “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить представление о содержании понятий “компетентность” и связанного с ним понятия “компетенция”.

Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Рассмотрим более детально третью компетенцию.

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами.

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добывания знаний непосредственно из реальности, владения приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.

Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.

К контекстным относят задачи, у которых контекст обеспечивает подлинные условия для использования математики при решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Не исключается использование задач, у которых условие является гипотетическим, если оно не слишком отдалено от реальной ситуации.

Центр тяжести при решении задач такого типа лежит в области построения самой модели реальной ситуации. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения, который целесообразно назвать общекультурным (общеобразовательным).

Уровни математической компетентности

Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.

Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

В едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности школьников.

Однако компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике.

Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.

Формирование компетенции на уроках математики в 5-8 классах

Проблема:

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Возможность и условия использования: Может использоваться в 5-9 классах школы при условии приведения в соответствие учебной программы с требованиями образовательного стандарта. Проектная и исследовательская работа реализуется также при изучении элективных курсов и во внеклассной работе в период подготовки к неделе математики и научно-практическим конференциям.

КомпетенцияТемы и цели уроков, математические объектыСущность заданийПримечания
Ценностно-смысловая

Цель: осмысленная организация собственной деятельностиСодержание новой темыФормулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный.Используется на начальных этапах изучения новой темы.

Ни один вопрос не остается без ответаМатематическая цель урока, цикла уроковИспользуя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель.Текст учебникаОрганизация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.Используется при обучении составлению краткого конспекта параграфа учебникаИнформационная

В строительстве модуль – это …
В космонавтике модуль – это …Работа проводится при изучении новых терминовКоммуникативная

Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалогМатематические софизмыНапример, 5 класс: возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.

Задание: Объясните в чём ошибка.Подбираются из книг по занимательной математике для каждого разделаЗадание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту.Работа в начале урокаОпределения математических понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.)По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время).Во внеурочное время

Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

Так что же такое компетентностный подход?

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *