спасский монастырь верея официальный сайт
Спасский монастырь верея официальный сайт
«Надо верить, что Господь с нами. »
Первые же письменные упоминания о двух монастырях в Верее, связаны с началом ХVII века и Смутным временем. Две царские грамоты, подписанные Михаилом Феодоровичем Романовым в 1627 и 1642 гг., разрешали монахам Верейского Входо-Иерусалимского монастыря пользоваться пашнями и ловить рыбу в Протве на территории соседнего Обновления Храма Воскресения Христова во Иерусалиме монастыря, пока шло его восстановление. Его так и не воссоздали, а разрешение действовало ещё долго. В указанной грамоте есть косвенное подтверждение древней истории верейских монастырей, государь ссылается на вклады предыдущих царей в верейские обители: «Да Воскресенского ж монастыря рыбные ловли в реке Поротве прежних Государей жалованье на фимиям и на ладан и на свечи на вино церковное Входа Иеросалимской же монастырь.»
Точную дату начала строительства каменного собора можно увидеть на закладной плите, вмурованной в стену с левой стороны от входа в верхний храм. Надпись на закладной доске гласит: «Божиею милостию и по благословению Великаго Господина Святеишего Иоакима Патриарха Московськаго и всея Росии при благочестивиишем Государе Царе и Великом князе Феодоре Алексиевиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодерьжце зачета сия Богом созданная церковь Спаса Входиеросалим лета 7185 году (1677) а совершена во 187-м году (1679) а строена сия церковь тоя обители при игумене Андреяне и при келаре старце Захарии и при казначеи старце Иосифе».
Игумен сообщал, что тропарёвский вотчинный князь Петр Алексиевич Коркодинов, «той церковью поступился», то есть разрешил её разобрать и по вешней воде переправить в Верею. Прошение было удовлетворено и переехавшая церковь прослужила теплым зимним храмом долгих 30 лет, а позже, когда она пришла в ветхость было решено пустить её на дрова.
* В 1713 г. стольник князь Петр Алексеевич Коркодинов построил в Тропарево каменную церковь, освящённую игуменом Верейского Спасо-Входоиерусалимского монастыря Арсением. Ярусный храм типа восьмерик на четверике в стиле московского барокко. В 1717 г. деревянная церковь взята в Спасо-Входоиерусалимский Верейский монастырь.
*** Монастырь был окружен глухим сосновым лесом.
**** Въ 1870 году симбуховские прихожане сильно пострадали отъ свирепствовавшей там холеры. Обезсиленные борьбой съ эпидемией и видя, что обыкновенные человеческие средства не оказываютъ помощи, симбуховцы обратились къ милосердию Божию и заступничеству чудотворца Николая. Из Спасской города Вереи церкви была принесена икона святого угодника и въ предшествии хоругвей и других святых икон обнесена вокруг села и деревень. По совершении крестнаго хода ужасная болезнь стала ослабевать и вскоре совершенно прекратилась. Въ благодарность святителю Николаю за оказанную им чудесную помощь симбуховские прихожане дали обетъ ежегодно, 6 августа, поднимать икону Святителя и совершать крестный ход, что исполнялось до 1930 года.
Из воспоминаний Анатолия Борисовича Свенцицкого (1921-2007) заслуженного артиста России и Литвы: » С жизнью в Верее летом 1930 года связано одно из моих самых ярких воспоминаний детства — это крестный ход на весеннего Николу. В то время в городе действовало четыре храма: Св. Пророка Илии, Св. Георгия на базарной площади, Св. равноапостольных Константина и Елены и зареченский слободской храм Св. муч. Космы и Дамиана. Собор был закрыт, Действовали еще и близлежащие храмы бывшего монастыря и храмы села Загряжского, а также небольшой старообрядческий храм (австрийская епархия Рогожского кладбища). Во всех я мальчиком был и помню духовенство Вереи. Особенно почитаем у жителей был молодой протоиерей о. Александр, впоследствии репрессированный, — настоятель Ильинского храма,. Помню священников: протоиерея Василия — настоятеля монастырского храма и прот. Виктора — настоятеля Константино-Еленинского храма. Настоятелем храмов селения Загряжское был иеромонах, имя его мне неизвестно. По обычаю два раза в год из монастырского храма за рекой в город шел крестный ход с чудотворным образом Николы Можайского. Это была искусная деревянная статуя. Глаза чудотворца казались живыми. При огромном стечении жителей образ был внесен в громадный храм Св. Великомученика Георгия, который ётоял на Базарной площади среди старинных торговых рядов. «Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!» — пели люди. Образ Св. Николая был обнесен вокруг города и во всех храмах служили водосвятные молебны. Гремели колокола. Крестный ход в то лето был последним. А уже через год заполыхали во многих городах костры на площадях — сжигались иконы и иконостасы.
***** Бывшие владения монастыря деревни Ершовка, Хрупенка и Монастырская Слобода в настоящее время улицы Ершовка, Восточная и Красная Слобода в Верее.
Исправленный и дополненный текст из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №319, 2018 г.
Достопримечательности Вереи: Спасский монастырь, краеведческий музей другие
Два года назад я уже рассказывала о достопримечательностях подмосковной Вереи, однако сейчас я изучила ее получше, и хочу поделиться новыми впечатлениями. Прежде всего, в прошлый раз я незаслуженно упустила из виду бывший Спасский монастырь, который находится на окраине города. Много раз, пересекая мост, который ведет в Верею, я видела на высоком холме купола белоснежного храма.
Спасский монастырь в Верее
Верея, Московская обл., Наро-Фоминский р-н
Всегда было любопытно, какой же вид открывается от этой церкви на окрестности, ведь расположение у него самое удачное: все вокруг как на ладони. Наконец, мы свернули по указателю к храму входа Господня в Иерусалим, такое вот сложное и необычное у него название. Это все, что осталось от древнего Спасского монастыря, основанного в XVI веке. Входоиерусалимский храм, которым я любовалась издалека, был построен в 1677-1679 гг. Существовал на территории и второй храм, деревянный. При Екатерине Второй Спасский монастырь закрыли. Несмотря на это, позже были построены Святые ворота и различные хозяйственные постройки.
В советское время прекратились службы в храме. Долгое время он стоял и разрушался, но сейчас церковь восстановили, а территорию вокруг облагородили. У стен бывшего монастыря есть даже небольшая парковка, где мы заметили старенький экскурсионный автобус. Чаще всего сюда приезжают туристы из ближайших санаториев.
Ворота обители украшены изразцами. Внутри идеальный порядок и чистота, все оформлено очень красиво.
Даже детская площадка, где горка сделана в виде избушки на курьих ножках, выглядит весьма необычно.
Осмотрев со всех сторон храм, мы вышли к смотровой площадке.
Я была права: виды отсюда открываются потрясающие, в какую сторону ни посмотри.
Слева леса и заросшие берега Протвы, справа виднеется высоченная колокольня Рождественского собора в Верее.
Стоя на высоком берегу реки, кажется, что паришь над всей этой красотой. Внутрь храма мы не пошли, так как я была не одета как надо, а лишний раз раздражать служителей церкви не хотелось, особенно в таком чудесном месте.
На прощанье бросаем взгляд на архитектурный ансамбль храмового комплекса и едем в Верею.
Вот так выглядит Входоиерусалимский храм издали.
В центре города мы решили посетить краеведческий музей, который размещается в бывшем особняке купца А.И. Митюшина.
Краеведческий музей Вереи
Московская область, Наро-Фоминский район, Верея, Советская площадь, 18 (Сайт: vereyamuseum.ru, часы работы: вт-сб 10:00–16:00)
В советское время его соединили с бывшим уездным училищем, и сейчас это одно здание, но на старых фото можно увидеть, что раньше между ними был небольшой переулок. Музей был создан в 1996 г. местными краеведами. На первом этаже особняка находится детский дом творчества, а музей расположился на втором этаже. Вход для взрослого стоит всего 100 рублей. Посетителей в субботу было достаточно много. Хоть добраться до Вереи своим ходом довольно непросто, но в субботу сюда приезжают целые вереницы дачников, некоторые из них интересуются историей места, в котором они отдыхают. Это радует. Итак, в первом зале мы видим несколько плакатов, которые рассказывают основные этапы развития города от древних времен до наших дней.
Особое внимание уделяется военной истории города. Въезжая в Верею каждый видит стелу, где написано, что вы попадаете в город воинской славы. Действительно, Верея была оккупирована французами в 1812 г., а затем немцами в 1941 г. Отдельное место посвящено герою войны с наполеоновской армией – генералу И. С. Дорохову. Его партизанский отряд освободил Верею от французов в сентябре 1812 г. Похоронен герой был согласно его воле в Рождественском соборе Вереи, а в 1913 г. в присутствии членов императорской семьи ему был установлен памятник на кремлевском валу, рядом с местом его захоронения. После революции этот памятник был снесен, но в музее сохранился фрагмент таблички, которая была на нем установлена.
Сейчас в Верее можно увидеть другой памятник смелому генералу, установленный в 1957 г.
Далее, перед нами предметы крестьянского и купеческого быта XIX – начала XX века. Особенно мне понравилась коробочка со славянскими символами и надписью «Хлеб-соль ешь, а правду режь».
Затем мы видим свадебный купеческий и повседневный женский костюм.
Отдельный уголок посвящен большевикам, устанавливающим Советскую власть в Верее, здесь рассказывается об их работе и достижениях.
Следующий зал посвящен событиям Великой Отечественной войны. Перед нами фотографии 33-й армии генерала М. Г. Ефремова, которая освободила Верею от немецких оккупантов 19 января 1942 г.
Город находился под властью фашистов 92 дня. За это время было убито почти 400 жителей. Хорошо известны подвиги героев местных партизанских отрядов. Еще в музее Зои Космодемьянской в Петрищево мы узнали о группе Нечаева, к которой принадлежали семнадцатилетние подростки.
Им удалось под боком у врага создать подпольную организацию, которая собрала радиоприемник и принимала радиосводки из Москвы, а затем распространяла их среди жителей города. А также они помогли бежать нескольким советским военнопленным, которых гитлеровцы держали в храме Константина и Елены. Сейчас это очень красивая восстановленная церковь, а в те страшные годы там содержались десятки красноармейцев. Подпольную группу сдали немцам местные жители, несколько дней подростков пытали, а 17 декабря 1941 г. их всех расстреляли. Чудом удалось избежать расстрела десятилетнему Вите Фомичеву, который носил еду пленным.
Далее мы попадаем в зал, где собраны вещи послевоенного советского быта.
Здесь мы видим настоящий музей СССР: игрушки, посуда, мебель того периода.
Я заметила несколько плакатов, восхваляющих Сталина.
Кроме того, любопытно было узнать, что в советское время в Верее работала швейная фабрика, на которой шили первые отечественные джинсы.
Затем проходим в зал, где проходит выставка «Школьная жизнь». Здесь старые парты, классный журнал, таблица умножения на стене.
В следующей комнате представлены различные бытовые службы, которые функционировали в Советском союзе: бюро проката, ремонт одежды и обуви, фотоателье, ателье по пошиву одежды.
Почти у самого выхода мое внимание привлекли картины из семян местных художниц Зинаиды и Галины Кореневых.
Храм Константина и Елены
Россия, Московская область, Наро-Фоминский район, Верея, Кировская улица, 46/28
После посещения музея мы решили прогуляться к храму Константина и Елены, в котором, как мы узнали из музейной экспозиции, содержались во время немецкой оккупации советские военнопленные.
Рядом с этой церковью видим кирпичный дом, принадлежавший раньше купцам Тарасовым. Они занимались мыловарением, а на первом этаже дома размещалась швейная мастерская. Довольно хорошо сохранилась удивительная деревянная резьба над воротами.
Мимо каменных ворот старообрядческого храма проезжаем к еще одному старинному особняку.
Дом купца Нечаева
Адрес: Московская обл., Наро-Фоминский р-н, г. Верея, ул. 1-я Советская, д.9
Он был построен в начале XIX века и принадлежал купцу Нечаеву.
В этом здании до сих порт живут люди с удобствами на улице. И таких особняков в Верее немало, правда, не все они в таком хорошем состоянии.
Верея – типичный провинциальный городок, в котором сохранился неторопливый уклад жизни. Здесь не так часто можно встретить туристов, потому что до Вереи не так просто добраться из Москвы, да и каких-либо приличных пунктов питания тут тоже не найти. Однако Верея, несомненно, интересна своей архитектурой и богатым историческим прошлым.
Входо-Иерусалимский храм (Верея)
Входо-Иерусалимский храм построен в 1667 году во времена правления Патриарха Иоакима. Возведен на высоком живописном берегу реки Протвы, первоначально имел статус собора Спасского монастыря. Является памятником федерального значения.
Содержание
История [ править ]
Храм Входа Господа Спаса в Иерусалим в Красной слободе — бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей. Относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником федерального значения. Этот храм, безусловно, наиболее ценный в художественном отношении памятник Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени.
Первое упоминание о монастыре встречается в начале XVII века. В Верейских писцовых книгах «письма и меры Микифора Неплюева да подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов» мы встречаем упоминание о Входиерусалимском монастыре и его владениях: «Монастырь Вход Иерусалимской на реке на Поротве. А на монастыре церковь Вход во Иеросалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. Да на манастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей. А около монастыря ограды нет, все пусто, да под Монастырем пустошь, что была слободка Служня».
В 1631 году Вход Иерусалимский монастырь вновь встречается в письменных источниках, в мае 1631 г. упоминается «строит.» (очевидно, строитель) Антоний. В 1677-1679 гг. Входоиерусалимская монастырская соборная церковь была выстроена в кирпиче, о чем гласит текст закладной доски, находящейся у западного портала. Кроме того, в XVII в. в монастыре сохранялся «полотняный антиминс, священодействован Иоакимом Патриархом московским в лето 7188 (1680 г.) сентября дня на храм подписан».
В 1679 г. монастырь был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю по челобитной архимандрита Варсонофия. 1717 г. мая в день Спаса Входоиерусалимского монастыря игумен Павел с братию в прошении, поданном в патр. Казенный приказ, объяснял, что в том монастыре церковь Спаса Вход во Иерусалим каменная холодная без трапезы, а теплой церкви в том монастыре нет, а нужда в ней есть, особенно зимней порой; а в то же время в Верейском уезде, в вотчине князя Алексея Коркодинова, в селе Тропарево церковь Покрова пр. Богородицы деревянная ветхая и той церковью поступился вышеупомянутый помещик нам в монастырь. Игумен просил Высочайшего Указа, чтобы Тропареве ветхую церковь разобрать и перевести в Верею, в Спасской монастырь и построить в том монастыре теплую церковь во имя Николая чудотворца, освятить ее и выдать антиминс.
На этом прошении есть отметка о выдаче антиминса. Однако в описи монастыря 1764 г., составленной поручиком Семеном Берсеневым, упоминается о хранившемся в этом приделе антиминсе, освященном «в лето 1700 г.». Возможно, при перевозе Покровской церкви из Тропарево в Спасский монастырь был сохранен антиминс, выданный в этот храм в 1700 году.
Перед упразднением монастыря храм пришел в ветхость и разрушение, своды «разсълись», на колокольне «крестъ отъ вътру сломленъ, глава въ ветхости», и вся колокольня «отъ верху до паперти разсълась».
В конце XIX века в нижнем храме, который до этого не использовался, трудами графини Толстой был возобновлен и освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Активные работы по ремонту храма начались в конце XIX и были продолжены в начале XX в. 20 июля 1882 года на звоннице было установлено шесть колоколов. Самый большой в 35 пуд. 31 фунтов, самый маленький в 1 пуд. Пожертвованы они были крестьянином деревни Хрупенки Яковом Дмитриевым с завода Самгина. К 1885 году относится общий ремонт и окраска церкви. Южное крыльцо с лестницей, поднимавшейся вдоль фасада, разобрано около 1886 г., еще раньше утеряна северная паперть.
В 1905 году была устроена солея с мозаичными полами.
В 1904-1905 гг. церковь была впервые расписана внутри, часть этих росписей сохранялась вплоть до начала восстановления храма в 2007 г., был сделан новый метлахский пол, растесаны проемы подклета и нижнего яруса храма. В процессе ремонта была изменена форма глав, поставлены железные кресты, сделано металлическое покрытие, убраны карнизы барабанов, заложены арки западного крыльца, заложен выход из колокольни на галерею, старый колокол пошел в перелив. Эти изменения хорошо видны на фотографии храма 1912 года. Живопись уничтожена в 1934 году. Иконостас – позднее.
Между левым клиросом и входом в алтарь как бы на страже имелось изображение Святителя и Чудотворца Николая (Никола Верейский. Объемная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений.
В 1877 г. Русское Археологическое общество объявило Входоиерусалимский храм памятником архитектуры XVII века, что само по себе было довольно редкое явление для России того времени.
В 1934 г. храм был закрыт, хотя не функционировал он уже с 1928 года. Богатейший иконостас и церковная утварь были реквизированы. Церковь использовалась в хозяйственных целях.
В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До войны (1941-1945 гг.) на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В годы Великой Отечественной войны завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан. Памятник частично реставрирован в 1960-х годах. В процессе восстановительных работ, проведенных под руководством Н.Н.Свешникова, разобрана пристройка при входе в нижний храм, здание было покрыто тесом, главы – лемехом, установлены деревянные кресты, отреставрировано западное крыльцо, его лестница, некоторые оконные проемы, парапет и арки пролетов, цоколь, карнизы барабанов. Работы были до конца не завершены из-за недостатка средств.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, ул. Лесная, стр. 3. Входо-Иерусалимский храм.
galik_123
Наводы
Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.
1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.
2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь.
По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.
3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.
4. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу Екатерины II.
5. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.
6. Обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери.
7. Выполнены эти иконы в 2011 году в мастерской церковного искусства «Благовещение».
9. В 2012 году при входе на территорию храма была открыта церковная лавка. Роспись иконной лавки в стиле XVII века выполнили дмитровские иконописцы.
10. Надвратная икона Иверской Божией Матери.
13. Территория храма ухоженная, много цветов, есть даже детская площадка.
14. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.
15. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.
16. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда «русском стиле», взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.
18. Вокруг церкви растут вековые деревья.
19. И такой покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется.
22. За храмом покоятся старинные надгробия.
24. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.
25. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.
26. С площадки открывается чудесный вид на Верею и собор Рождества Христова.
27. Другие ворота расположены точно напротив храма.
28. В настоящее время Входо-Иерусалимская церковь тоже является памятником федерального значения. Этот храм считается наиболее ценным в художественном отношении архитектурным памятником Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени, и о нём расскажу отдельно.