спасский монастырь в ярославле
Спасо-Преображенский монастырь – культурно-исторический центр Ярославля
Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Богоявленская площадь
Дата основания: конец XII века
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь Ярославских Чудотворцев Фёдора, Давида и Константина, церковь Воскресения Христова (крестовая), Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери, часовня Трифона, епископа Ростовского
Координаты: 57°37’18.3″N 39°53’20.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
В XII веке возле переправы через р. Коротосль основали православную обитель, которая стала крепостью, защищавшей Ярославль с западной стороны. Несколько столетий она играла в жизни города роль религиозного, экономического и даже политического центра. Сейчас в монастыре находится древнейший ярославский храм – Спасо-Преображенский собор, где сохранились настенные росписи, сделанные еще во времена Иоанна Грозного.
Вид монастыря с высоты птичьего полёта
История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века
Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века. Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.
Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница
Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный. Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.
Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор
Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.
После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.
Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы
История Спасо-Преображенского монастыря в XVIII-XX веках
В 1787 году, согласно решению российской императрицы Екатерины II, кафедра ростовского митрополита переехала в Ярославль, и монастырь преобразовали в архиерейский дом. Спустя несколько лет, в 90-е годы XVIII века, среди большой библиотеки, где хранилось очень много старинных книг и рукописей, А. И. Мусин-Пушкин сделал выдающееся в истории русской литературы открытие. В Трепезной палате монастыря, среди древних манускриптов им была обнаружена уникальная рукопись «Слова о полку Игореве», датированная XII веком. Это историческая находка и в особенности публикация текста «Слова…» принесли российскому историографу и коллекционеру известность во всем мире.
В XIX веке на территории бывшего монастыря появилось несколько новых каменных построек – корпус для семинаристов, Смоленская часовня и храм, посвященный Ярославским Чудотворцам. Кроме того, в это время произошла реставрация Святых ворот и монастырских стен.
Церковь Воскресения Христова (крестовая)
В годы советской власти в монастырских строениях размещались различные учреждения и ведомства – военкомат, тюрьма, керосиновая лавка и учебные заведения. В XX веке дважды проводили реставрацию этого архитектурного комплекса. В 1918 году стены и храмы пострадали в результате белогвардейского восстания в Ярославле. Последствия разрушений ликвидировали в течение пяти лет – до 1923 года. Вторая реставрация прошла в монастыре в 1957-1958 годах. После нее территория бывшей обители была отдана городскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, который размещается здесь и поныне.
Архитектурные памятники на территории Спасо-Преображенского монастыря
Главным архитектурным памятником обители по праву считается Спасо-Преображенский собор. Самый первый собор из камня был возведен в мужской обители еще в 1216-1224 годах. Этим строительством ярославцы отметили образование своего княжества. Однако, в самом начале XVI века произошел большой пожар, храм был сильно поврежден, и его пришлось возводить заново. Красивый храм, похожий на главные соборы Кремля в Москве, освятили в 1516 году. Считается, что этим строением были заложены основы традиций ярославской архитектурной школы.
Спустя полвека собор расписали фресками. К счастью, они частично сохранились и сегодня являются древнейшими фресками Ярославля. Настенная живопись со времен Иоанна Грозного сохранилась всего только в двух храмах России. Кроме Ярославля, подобные фрески можно увидеть в Богородицко-Успенском монастыре, который находится в городе Свияжск в Татарстане. В Спасо-Преображенском соборе чудом сохранилось также 16 икон, написанных для храмового иконостаса московскими и ярославскими изографами.
Архитектурный облик собора за несколько веков сильно изменился. Первоначальный вид имеет только восточная (алтарная) часть фасада с характерными полукруглыми абсидами. Трехглавый храм увенчан низкими шлемовидными куполами.
За годы, когда монастырь отстраивался и восстанавливался после польско-литовской интервенции, было возведено несколько каменных башен, из которых Угличскую и Богородицкую мы можем увидеть и сегодня. Две другие башни – Михайловскую и Богоявленскую построили в обители в самом начале XIX века.
В конце XVII века в монастыре возвели Келейный корпус. Сейчас в этом двухэтажном здании размещены музейные коллекции, в которых можно увидеть драгоценные царские вклады и сокровища из православных храмов Ярославской области.
Звонница – самое высокое здание на монастырской территории. Эту колокольню построили в XVI в. и дополнительно надстроили в XIX в. С ее высокой смотровой площадки открываются чудесные вида на устье Коротосли, Волгу и сам город.
Несколько лет назад на территории монастыря установили памятную стелу «Клятва князя Пожарского», декоративные ульи для пчел, сделанные в виде архитектурных памятников – храма, терема и деревянной избы, а также памятник «Копейке 1612 года».
Современное состояние и режим посещения Спасо-Преображенского монастыря
Сегодня в стенах древнего монастыря расположены основные коллекции Ярославского музея-заповедника. В этом культурном центре города экспонируются ярославские иконы, написанные с XVI по XIX век, а также уникальные художественные изделия из драгоценных металлов. В музее существуют также экспозиции, рассказывающее о природе Ярославского края, о «Слове о полку Игореве» и истории монастыря. А для групп взрослых посетителей и старшеклассников проходит несколько интерактивных программ и мастер-классы на офортном станке. Вход на территорию и посещение музейных экспозиций – платные.
Угличская башня, вид с территории монастыря
С октября по апрель территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 18.00 (кассы закрываются на полчаса раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.30 (кассы закрываются на час раньше). С мая по сентябрь территория открыта ежедневно с 8.00 до 20.00 (кассы закрываются на час раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.45 (кассы работают до 17.00). Выходной день – понедельник.
Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря
Монастырь расположен по адресу: Богоявленская площадь, 25, в Кировском районе города, рядом с Московским мостом через Коротосль, неподалеку от ее устья.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Территория монастыря расположена справа, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Спасо-Преображенского монастыря составляет 2,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский монастырь расположился в самом центре исторической части Ярославля, у слияния рек Волга и Которосль. Основанный более восьми веков назад, он является одним из самых древних культовых сооружений города и свидетелем бурных и драматических событий, произошедших на этой поволжской земле.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Спасо-Преображенский монастырь
Основные моменты
Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.
Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.
Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.
История обители
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь ведет свою историю со второй половины XII века. Он был заложен за пределами городского посада и стал частью системы фортификационных сооружений, защищая город с юго-запада. Согласно преданию, монастырь возвели на земле, где находилось Велесово капище – место поклонения местных жителей языческим богам.
В начале XIII века, при первом ярославском князе Всеволоде Константиновиче на территории монастыря был построен Спасо-Преображенский собор, миниатюрная Входоиерусалимская церковь. Здесь начала формироваться библиотека, велась работа по переписке книг. Однако первые деревянные и каменные монастырские постройки были уничтожены во время монголо-татарского нашествия, впоследствии сооружения стирали с лица земли бессчетные пожары. До наших дней сохранились каменные строения, относящиеся к XVI-XVII вв., когда монастырь являлся одной из самых значительных крепостей Поволжья и крупнейшим церковным феодалом-вотчинником: святая обитель постоянно прирастала новыми землями, которые даровали ей царственные особы, отписывали в завещаниях богобоязненные богачи.
Спасо-Преображенский монастырь был свидетелем бурных событий начала XVII века – лихолетья гражданской войны и польско-шведской интервенции. В 1609 году монастырские стены выдержали 24-дневную осаду сподвижников «тушинского вора» Лжедмитрия II, не позволив неприятелю пробиться на свою территорию. В 1612 г., когда в Ярославль прибыло нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, а город фактически стал столицей Русского государства, Спасо-Преображенский монастырь, по мнению многих историков, являлся штаб-квартирой временного правительства – «Совета всея земли». 27 июля 1612 года отсюда в освободительный поход на захваченную поляками Москву отправилось 25-тысячное войско ополченцев.
В годы правления Петра I Свято-Преображенский монастырь начал терять свое государственное значение, а его феодальные права постепенно урезались. Святая обитель еще более пострадала экономически в период секуляризации, инициированной в 60-х годах XVIII века государыней Екатериной II. В довершении к этому, в 1763 году в монастыре произошел один из сильнейших за всю его историю пожаров. 20 000 рублей, выделенные императрицей из государственной казны на восстановление монастырских построек, стали последним крупным вкладом в его истории. В 1788 году был издан высочайший указ о преобразовании Спасо-Преображенского монастыря в Ярославский архиерейский дом. Стоит сказать, что ко времени окончательного упразднения за монастырем числились около 14 000 тысяч крестьянских душ, а также более 30 сел и 500 деревень.
В последующие столетия многие древние монастырские постройки были снесены, но строились новые здания. Среди них – Семинарский корпус, церковь ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, Смоленская часовня, келейный корпус, ризница.
В 1918 году, после жесткого подавления белогвардейского мятежа в Ярославле, советская власть закрыла архиерейский дом. На территории монастыря расположились реставрационные мастерские. Но некоторое время здесь еще продолжали жить несколько монахов, исполняющих роль хранителей церковной ризницы. Впрочем, сокровища древней обители все же разграблялись. Современники свидетельствовали, что знаменитую библиотеку монастыря, где в 1795 году историк Мусин-Пушкин обнаружил рукописное литературное творение «Слово о полку Игореве», часто посещали любители древностей без охраны, после чего многие ценные книги исчезали.
В 30-е годы реставрационные работы остановились, а на территории монастыря расположились различные учреждения, некоторые помещения использовались как жилые. Позже здесь обосновались военные, занимавшие бывшие монастырские владения вплоть до 1949 г. В 50-х годах реставрация древних памятников возобновилась, а в 1959 году на территории Спасо-Преображенского монастыря разместился Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, переименованный в 70-е годы в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря
Как и много веков назад, Спасо-Преображенский монастырь опоясывают мощные стены, составляющие пятиугольник неправильной формы, а их углы венчают живописного вида башни. Парадным входом в монастырь, как и прежде, служат Святые ворота, выступающие от южной стены и обращенные к набережной речки Которосль. Декорированные катушечным поясом, они были выстроены в 1516 г. Их свод был расписан еще в 1564 году, но спустя столетие мастера заменили роспись. Тема творения – Апокалипсис («Видение апостола Иоанна Богослова о грядущих судьбах мира»). Святые ворота – единственная из монастырских башен, сохранившихся с XVI столетия. Осмотра заслуживают и другие древние башни: Богородицкая (1623 г.), построенная на глубоком подвале с потайным ходом, Угличская проездная башня, возведенная в 1635 году на территории посада, что, к слову, вызвало недовольство у горожан и даже привело к рукопашным боям с монастырскими служками. Михайловская и Юго-Западная башни относятся к началу XIX века.
Самый древний архитектурный памятник не только монастыря, но и всего Ярославля – Спасо-Преображенский собор, возведение которого относится к 1506-1516 годам. Согласно последним данным, над его проектом работали итальянские зодчие, принимавшие участие в строительстве Московского Кремля.
Этот четырехстолпный трехглавый собор выстроен на высоком подклете и окружен открытыми галереями. Храм по своей архитектурной форме ассоциативно напоминает Благовещенский собор Московского Кремля, а декором – Архангельский собор в Кремле. Убранство фасадов собора строго, но изысканно и весьма изящно. В интерьере храма представлены примечательные фрески, созданные московскими и ярославскими мастерами, их имена запечатлены в «клейме» на северо-западном столпе. Росписи относятся к 1563-1564 годам и являются очень редкими. В их стилистике отображены монументальность, пышность, и, вместе с тем, суровость эпохи Ивана Грозного.
На западной стене можно увидеть росписи с сюжетами Страшного суда. Среди них выделяется фреска «Шествие праведных в рай», отличающаяся легким, воздушным рисунком и мягкими очертаниями ликов персонажей. Росписи южной и северной стен размещены на трех ярусах, а фрески на восточной стене, за иконостасом, – на четырех. Верхние демонстрируют библейские и евангельские сюжеты, нижние посвящены семи Вселенским соборам. В апсидах – изображение Иоанна Предтечи, предстающего аскетом с жестким, суровым, изможденным лицом, фреска «Похвала Богоматери». Среди самых значительных росписей собора – «Преображение» с центральной фигурой Христа.
Напротив храма установлена стела-памятник «Клятва князя Пожарского».
К востоку от собора возвышается эффектная массивная монастырская звонница, выстроенная еще в XVI веке. Ранее ее северная стена была соединена с собором двухъярусной галереей, а в нижнем этаже звонницы находилась церковь. Существующая надстройка колокольни, созданная в псевдоготическом стиле, относится к началу XIX столетия.
Высота монастырской звонницы составляет 32 метра, а на ее вершину ведет узкая витая лестница. По ней непременно стоит подняться, чтобы оказаться на смотровой площадке, откуда открывается великолепная панорама на Спасо-Преображенский монастырь и старинный город Ярославль. На звоннице можно увидеть 18 колоколов, отлитых в период с XIV по XIX век. Самый крупный из них, «Благовестник», весит более ста пудов. В летнее время здесь часто проводятся колокольные концерты.
К западу от площади перед собором расположен большой корпус трапезной палаты, к которому примыкает церковь Рождества Христова. Возведенная в XVI веке, она несколько раз перестраивалась, но в целом сохранила свой древний облик.
В трапезной палате ранее находилась столовая для монастырской братии, еда сюда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стен. Здесь также располагались приемные покои для знатных гостей. С настоятельскими покоями трапезную соединяют огромные сени.
С восточной стороны Спасо-Преображенского собора находится келейный корпус, состоящий из двух почти одинаковых блоков. Эта постройка относится к концу XVII века, а отреставрированы они были в середине минувшего столетия.
На территории монастыря, в вольере, живет огромная медведица Маша, любимица туристов, являющаяся символом Ярославля. В детском возрасте она была привезена в город из глухого вологодского села после того, как от рук браконьеров погибла ее мать. В 1990 году малышку приютил музей-заповедник, построив для нее большой вольер, домик для зимнего сна и ванну для купаний летом. Со временем Маша превратилась в роскошного, ухоженного зверя, отличающегося отменным здоровьем и аппетитом. Чтобы полюбоваться Машей, нужно приобретать отдельный билет, но туристы не скупятся – ведь так они вносят свою лепту в содержание любимицы.
Музеи Спасо-Преображенского монастыря
Монастырские музеи расположены в нескольких зданиях, находящихся на территории древней обители. Здесь демонстрируются постоянно действующие экспозиции и временные, предоставленные другими музеями страны.
Непременно следует посетить выставку древнерусской живописи, чтобы познакомиться со школой ярославской иконописи, чей золотой век пришелся на конец XVI – начало XVII века. Манера письма ярославских мастеров отличается кропотливостью, выверенностью композиции и довольно своеобразным колоритом. На изображениях полностью отсутствует голубой цвет, предпочтение отдается охристым и коричневым тонам с оттенками от розового до бордового. Большая часть икон попала сюда из Спасо-Преображенского собора.
Очень интересна выставка «Сокровища Ярославля», представляющая посетителям собрание ценностей, привезенных из ярославских монастырей и соборов. Здесь можно увидеть богатые церковные одеяния, книги, вышитые изображения святых, напрестольные кресты, потиры из драгоценных металлов, многие из которых датируются XVI веком. Жемчужиной экспозиции является Спасское Евангелие XIII в.
В отдельном зале демонстрируются оклады, венцы, цаты для икон из серебра с позолотой, иконные и басманные оклады Евангелий, резные деревянные царские врата. Далее – коллекция эмалей конца XVIII – начала XIX века, происходящих из Москвы, Ростова, городов Украины.
На территории Спасского монастыря также находится музей, посвященный поэтичной летописи «Слово о полку Игореве».
Среди постоянно действующих экспозиций Спасо-Преображенского монастыря – «История Ярославского края» и «ЯрмаНка», посвященная истории проведения ярмарок в Ярославском крае.
Практическая информация
Спасо-Преображенский монастырь расположен в Кировском районе Ярославля по адресу: Богоявленская площадь, 25.
Отправиться на экскурсию по Спасо-Преображенскому монастырю вы можете в любой день недели. С мая по сентябрь его двери открыты с 8:00 до 20:00. Музеи работают с 10:00 до 17:45. В период с сентября по апрель посетить монастырь можно с 9:00 до 18:00, музеи – с 10:00 до 17:45.
В дождливые дни архитектурные памятники могут быть недоступны для посещения. Это связано с рекомендациями реставраторов, настаивающих на соблюдении условий сохранности фресковой живописи.
Вход в монастырь пролегает через башню Святые ворота. Неподалеку от него находится бесплатная автостоянка. Есть сквозной выход через Северные ворота. Кассы расположены рядом со входом.
Единый билет для взрослого в выходной день стоит 700 рублей, по будням – 500 рублей. Льготный билет для учащихся старше 16 лет, студентов, пенсионеров РФ – соответственно 300 и 250 рублей. Если вы не планируете осматривать все достопримечательности и выставки, определите заранее, что именно вы хотите увидеть, и какие выставки там проходят в настоящий момент, так как посещение каждого объекта и мероприятия имеет отдельную стоимость и потребует наличия отдельного билета. Не позаботившиеся о нужных билетах туристы часто вынуждены возвращаться в кассу, где, как правило, длинные очереди, особенно по выходным.
Желающие просто прогуляться по красивой территории Спасо-Преображенского монастыря, не посещая его достопримечательности, могут заплатить всего лишь 40 рублей. Обзорная экскурсия по территории, длящаяся полчаса, обойдется в 100 рублей.
На территории обители расположены кафе, ларьки, где продают воду, детская площадка, платный туалет. Здесь есть много киосков, где продаются сувениры, самые популярные из которых – изделия из ярославской майолики – милой, сказочной и веселой.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Ярославль встретил меня ласковым солнцем и прозрачным чистым голубым небом с легкой дымкой редких облаков. Начало мая было просто завораживающим. Только вчера я был Суздале, а два дня назад – во Владимире. Золотое кольцо России властно очаровывало и вызывало самые чистые и восторженные чувства. И как я раньше здесь не бывал. Сегодня третий день четырехдневного экскурсионного тура. И с утра, у нас, в Ярославле – древнейший Спасо-Преображенский монастырь.
Спасо-Преображенский монастырь был основан в Ярославле во второй половине XII века для защиты подступов к кремлю с запада у переправы через реку Которосль. Точная дата его основания не известна, но впервые он уже упоминается в летописи в 1186 году. Никоновская летопись, сообщает, что в 1216 году «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». И, скорее всего, это не дата основания, а дата постройки первого каменного храма. Первоначально Спасо-Преображенский монастырь был, конечно же, деревянным.
02.
Одновременно со Спасо-Преображенским собором, в 1516 году, была возведена первая каменная башня монастырской стены со Святыми воротами, выходящими на берег Которосли. Это наиболее мощная каменная крепостная башня Спасского монастыря, служившая парадным въездом в монастырь. На надстроенной в XVII веке дозорной башне-колокольне висел специальный набатный колокол для объявления тревоги
05.
Так Святые ворота выглядят с внутренней территории монастыря.
09.
До настоящего времени строения XVI века составляют основу монастырского ансамбля. Они являются древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Архитектурным центром монастыря являлась площадь перед собором, окруженная каменными зданиями. Она занимала вершину того пологого холма, на котором был расположен монастырь. Дорога, шедшая от Святых ворот к собору, имела, по-видимому, значительный подъем. Планировка монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла. В 1550-1580 гг. вместо старых деревянных были построены каменные стены.
К началу XVII века монастырь был самой укрепленной частью города. Он имел каменные стены, а кремль Ярославля тогда был деревянным. Со строительством каменных стен монастырь стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна».
После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо».
Это Церковь Ярославских Чудотворцев.
Богородицкая башня
14.
15.
Михайловская башня (1803 год).
18.
В XVII веке Святые ворота по-прежнему служили парадным въездом в монастырь. Здесь тоже были перестройки: помимо дозорной вышки была поставлена Введенская надвратная церковь с шатровым завершением, окруженная галерей, частично сохранившейся со стороны монастырского двора.
В 1624 году монастырь купил старые часы мастера Христофора Галовея, висевшие на Спасской башне Московского Кремля. Дозорная башня была переоборудована для установки этих часов. Для гирь часового механизма на всю вышину башни устроили специальный колодец.
В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. Ярославль становится не только центром вновь образованной Ярославской губернии, но и центром Епархии, переведенной сюда из Ростова. Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом.
19.
В первое десятилетие 19 века монастырская звонница подверглась основательной реконструкции. В 1809 году по «рисованному плану» Андрея Владимировича Мизерова, служившего при Архиерейском доме канцеляристом, был построен новый ярус звонов в готическом стиле. Это произошло во время правления архиепископа Антония (Знаменского), питавшего, по отзыву И.А.Тихомирова, «большую слабость к готике и щедро применявшего её к древним зданиям монастыря». Работы по разборке древних шатров и возведении яруса с тремя главами и декоративными пирамидками, увенчанными репьями, подрядился исполнить крепостной крестьянин Пётр Иванов Лапшинов за два летних месяца 1809 года.
24.
Репья или «шары со звездами» ярко горящие на солнце иногда сравнивают то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими «солнышками», раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.
Венчающая здание беседка-ротоонда в классическом стиле была сооружена в 1824 году по проекту губернского архитектора П.Я.Панькова. Надстройку производили двое мастеровых: ярославский мещанин Александр Добрынин и крестьянин Фёдор Раков, за всю переделку монастырские власти заплатили около восьми тысяч рублей. На завершении беседки-ротонды на звеннице были установлены часы, перенесённые со Святых ворот монастыря. Эти часы находились до 1624 года над Спасскими (Фроловскими) воротами Московского кремля.
25.
Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю.
В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.
30.
В средней части трапезной находится огромный одностолпный зал. Зал перекрыт системой парусных сводов, опирающихся в центре на массивный четырегранный столп. Он был предназначен для трапез монастырской братии. Стены и своды трапезной украшали богатые росписи. Это был самый красивый зал в городе того времени. В трапезной принимали высоких гостей.
31.
Во время боев Ярославского восстания 1918 года монастырь был сильно поврежден. В 1920-х годах были ликвидированы последствия этих разрушений и разобрана основная часть поздних пристроек.
Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году. На территории монастыря размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. Здесь находились учебные заведения, военкомат. В 1950-1960-е гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
32.
Собор венчают три главы на массивных и высоких световых барабанах. Они имеют шлемовидные завершения и очень близко придвинуты к восточной стене.
35.
Главы окружены небольшими кокошниками, а по верху опоясаны аркатурно- колончатыми поясками. Фасады храма заканчиваются закомарами, лишенными каких-либо украшений. С восточной стороны фасады просты и строги. В трех высоких апсидах прорезаны узкие окна-бойницы. Восточному фасаду присуща наибольшая целостность и выразительность. Все вместе — шлемовидные главы, глухие стены, узкие щели окон создают образ аскетически строгого, и одновременно очень изящного по пропорциям древнерусского храма.
Слева вы видите Часовню Трифона, епископа Ростовского.
36.
Западный фасад более живописен и сложен. Трехглавие как бы полускрыто в перспективе. На первый план выступает двухярусная галерея с открытой аркадой. Она обогащает фасад глубокой игрой светотени. В XVI веке на галерею вело огромное красивое крыльцо. Такое ступенчатое расположение объемов придает западному фасаду большую пространственную выразительность.
38.
. ЖЖ, как всегда, заругался о «Слишком большой записи», так, что во второй части мы окажемся на смотровой площадке Звонницы Спасо-Преображенского монастыря и обозрим окрестности Ярославля. Там будет очень интересно. Продолжение здесь.
Сайт «Мой Ярославль»
Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008.