на что ориентируется современная отечественная система сенсорного воспитания
Характеристика концептуальных основ отечественной теории и практики сенсорного воспитания
В истории образования сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф.Фребель, О.Декроли, Е.И.Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строятся
содержание сенсорного воспитания, его методика.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С.Выготским, К.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А В. Запорожцем, Л.А.Венгером и др.
Сенсорные эталоны— это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной
деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.
Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).
восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности,фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка
Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, их анализ
Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников
При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отражение этих свойств в мозге создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова. Так, подойдя к окну, 4-летний Саша говорит: «Ночью был дождь, вон какая большая лужа».
Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления Л. С. Выготский относит к возрасту около 2 лет. В основе развития мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленного познания чувственный (сенсорный) опыт. На протяжении дошкольного возраста восприятие готовит мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов. Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность.
Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. Всвязи с этим важнейшей задачейумственного воспитания детей дошкольного возраста является:
— сенсорное воспитание (развитие);
Поэтому задачей умственного воспитания является:
— формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Рассмотрим эти задачи подробнее.
восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.
Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, их анализ
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную JI. С. Выготским, Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л.А.Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые с е н сомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).
По системе М. Монтессори ощущения и восприятия развивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Отечественная система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Когда, например, знакомить детей со свойствами воды? Неужели проводить для этого специальные занятия? Конечно, нет! Во время умывания, игр с водой в групповой комнате, на участке педагог обучает воспитанников действиям обследования, которые помогают познать свойства воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, своей формы, текучая, бывает разной температуры, замерзает на морозе, в ней плавают и тонут различные предметы и др.).
В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов меняются острота, тонкость ощущений, поскольку различные признаки предметов выступают в своем жизненном значении. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (научился различать цвет в дидактической игре), ребенок использует его в других видах деятельности (в рисовании, аппликации овощей, фруктов).
Содержание сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Б. И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).
В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).
Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
4. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» – это то, что можно схватить одной рукой, «большое» – двумя руками, «круглое» – то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» – то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.
Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
5. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: – рисование – лепка – аппликация – конструирование. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в этом возрасте, один – наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке – через форму, цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов – сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и четкостью передавать тончайшие ньюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В результате постоянного интереса возникает внимание к внешним свойствам предметов. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении: рисование, лепка, конструирование. Дидактические игры, проводимые вне занятия систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме.
Дидактические игры позволяют развивать его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.
Гипотеза: Возможно ли развитие ребенка через дидактические игры по изодеятельности на занятиях по ИЗО?
Предмет: Система дидактических игр.
Объект: Ребенок, его сенсорное восприятие окружающего, предметного мира. Этой проблемой занимались следующие авторы: Фридрих Фребель, Рудольф Штейнер (Вольдорфская педагогика), Мария Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер. Так же многие методисты из других областей, так как сенсорное воспитание многогранно и охватывает все области развития детей. Такие авторы, как: В.И. Логинова, И.П. Линькова и Е.А. Шумилина, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.Н. Фролова, А.К. Бондаренко, З.В. Лиштван.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для эстетического воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Знакомство с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, цветами солнечного спектра. Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики.
В содержании дидактических игрушек выражены особенности природы, быта, того ли иного народа, национального характера.
Виды дидактических игр: Игры – забавы.
Обязательным элементом дидактических игр является: Отражение учебного материала.
Выделение игровых задач.
Подведение итогов игр.
1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные, режиссерские.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей – организованные игры.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.
Методика организации дидактических игр:
Организация детских игр осуществляется педагогом в трех направлениях: – подготовка к проведению дидактической игры;
– применение дидактической игры;
– анализ дидактической игры.
Особенности детей младшего возраста:
– стремление самоутвердится «я – сам»;
При проведение дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.
Вывод: Одним из важных условий сенсорного развития детей 2-ой младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов.
Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активности.
Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер.
Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 – 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с различными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойств в ущерб другим.
Практическая часть: На базе дошкольного учреждения №68о во 2-ой младшей группе была проведена экспериментальная работа. В нее вошли дидактические игры – занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Сначала был проведен констатирующий эксперимент с 12 детьми и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Далее с шестью из 12 детей были проведены специальные игры – занятия:
Цвет: 1. «Спрячь мышку»
Цель: Закреплять у детей представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).
2. «Подбери по цвету»
Цель: Закреплять представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).
3. «У кого какое платье»
Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
Форма: 1.» Подбери фигуру»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.
2. «Кому какая форма»
Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
3. «Геометрическое лото»
Цель: Учить детей сравнивать форму изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют с изображениями предметов, подбирая рисунки к соответствующим. Величина. 1. «Башня»
Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов. Дать представление об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными.
Цель: Учить детей устанавливать отношения трех предметов по величине при составлении матрешек.
Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»
Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.
2. «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»
Цель: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы: стол, диван, кровать.
3. «Постройка горки со скатом»
Цель: Учить детей строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороны пластины. Развивать глазомер и координацию движений.
Вывод: Данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорного развития детей во 2 – ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимость целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 детей, участвующих в формирующем эксперименте, при повторном констатирующем, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.
Таким образом, в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.
Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Список используемой литературы
1. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. – В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
2. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.-144 с.
На что ориентируется современная отечественная система сенсорного воспитания
Автор: Лучшева Светлана Николаевна
Организация: МБ ДОУ «Детский сад № 10»
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Введение
Актуальность. Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основной познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И, наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка.
Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры, дидактические игры и т. д. В процессе умственного развития детей с первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством[1].
Психологические исследования Л.А. Венгера[2] показывают, что без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.)
В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорной культуры приобретает особую остроту. Ускорение научно – технического прогресса будет зависеть от количества и качества творческих развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Поэтому задача воспитателя состоит в необходимости развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. Анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей.
Можно выделить главное противоречие между низким уровнем развития сенсорной культуры дошкольников и требованием общества – вырастить ребенка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, с высокоразвитыми сенсорными способностями.
Исходя из актуальности, мы определили цель: проанализировать воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста.
1. рассмотреть вопросы воспитания сенсорной культуры ребенка в современных образовательных программах;
2. на основе изучение методической литературы разработать систему работы в ДОУ по воспитанию сенсорной культуры.
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка в современных образовательных программах
Установление содержания, форм и методов дошкольного обучения представляет собой сложнейшую задачу, требующую совместных усилий представителей многих специальностей.
Прежде всего это касается сложнейших проблемы сенсорного воспитания, которые на сегодняшний день разрабатываются лабораторией экспериментальной дидактики совместно с лабораторией психофизиологии Института дошкольного воспитания и лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН.
Сенсорное воспитание, направленное на развитие ощущений и восприятий ребенка, занимает важное место в системе дошкольного воспитания. Оно должно положить начало всему умственному развитию ребенка, способствовать более точной координации практических действий, заложить основы формирования способностей. Для этой цели не годятся формальные упражнения органов чувств, предложенные в свое время М. Монтессори и некоторыми другими западноевропейскими авторами. Л.А. Венгер подчеркивает, что коренной недостаток системы М. Монтессори заключается «в отсутствии обучения детей рациональным способам выполнения заданий, целенаправленного формирования у них перцептивных действий по обследованию представленных в материале свойств и отношений»[3]
Система сенсорного воспитания, разрабатываемая еще советскими дидактами, основывается на принципе формирования сенсорных способностей в условиях различных деятельностей (рисования, лепки, конструирования, дидактических игр и т.д.) И направлена на то, чтобы научить ребенка не только различать специально выделенные, изолированные признаки предмета, но и широко ориентироваться в многообразии воспринимаемой действительности.
На сегодняшний день существует ряд альтернативных программ: «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство», основанных на различных творческих подходах, соответственно и сенсорика в этих программах имеет свои особенности.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,[4] вышедшая в 2005 году является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (М.: Просвещение, 1985)[5].
В программе должное внимание уделено сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия
Познание окружающего начинается с ощущений и восприятия. В процесс познания следует включать все виды восприятия: зрительное, слуховое, кинестетическое, тактильное, вкусовое, обонятельное. Это позволяет разносторонне познавать предметы и явления в совокупности их свойств и качеств. Такое непосредственное знакомство с предметами и явлениями действительности способствует накоплению сенсорного опыта, который служит основой формирования более сложных психических процессов: представлений, воображения, мышления и др. В связи с этим развитию восприятия уделено большое внимание.
Программа ориентируется на положение о том, что сенсорное развитие детей является основой формирования интеллектуальных и художественных способностей человека. В программе предусмотрено целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов, явлений, их свойств и качеств, а также развитие сенсорных способностей, формирование образных представлений и воображения.
Основные задачи сенсорного воспитания.
Программа «Истоки» разрабатывалась по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца, и учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания[7].
Символ – Источник – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры.
В концепции программы раскрываются ее теоретические основы. Создавая программу, авторы опирались на работы выдающихся отечественных ученых: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и других, развивали идеи психологов и педагогов, создавших научный фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания.
В последнее время вышло большое количество методических пособий и наглядно-дидактических материалов по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
В то же время, наблюдается и недостаток литературы, методических разработок по данному вопросу, а главное, нет четкой ясной системы в работе по сенсорному развитию.
Так, например, комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет» (Составители Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.)[8] – пособие, разработанное педагогами «Психолого-педагогического учебного центра им. Л.А. Венгера «Развитие».
Данное пособие представляет большой интерес для воспитателей, т. к. сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста является основой для развития его мышления, мыслительных операций, восприятия и др. познавательных процессов.
Игры и упражнения, представленные в данной книге, широко охватывают стороны развития сенсорных способностей, а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действиями восприятия (наложение, приложение, сравнения и т. д.). Прослеживается усложнение материала (от простого к сложному). Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Простота и доступность методических рекомендаций позволят родителям, не имеющим профессиональной подготовки, самостоятельно заниматься с ребенком.
Развивающие игры и упражнения адресованы малышам 3 – 4-х лет и могут с одинаковым успехом использоваться как для занятий с ребенком дома, так и при групповых занятиях в дошкольных учреждениях.
Возраст 3–4-х лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, что, с одной стороны, обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой – составляет фундамент общего умственного развития – развития мышления, памяти, воображения.
Одним из важнейших условий приобретения чувственного опыта является освоение ребенком принятых в нашей культуре образцов внешних свойств предметов: цвета (семь цветов спектра).
Занимаясь с детьми, взрослому нужно четко представлять себе этапность развития восприятия младших дошкольников. Вначале ребенок знакомится с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Затем развиваются представления о разновидностях каждого свойства (оттенках цвета по светлоте) Одновременно дети овладевают способами обследования предметов: последовательного осмотра и описания их цвета, группировки объектов по цвету.
В итоге, к концу младшего дошкольного возраста, у детей развивается аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов и их оттенков.
Предлагаемые задания расположены в порядке усложнения действий детей по освоению эталонов (общепринятых образцов) цвета, формы, величины. В пособии содержатся краткое описание игр и игровых упражнений» рекомендации к их проведению, а также иллюстрированный материал в виде цветных таблиц к каждому занятию. Рекомендации составлены с учетом особенностей детей этого возраста в различных видах развивающих заданий и открывают широкий спектр возможностей использования этих заданий (от индивидуальных до групповых)».
Для успешного проведения занятий взрослому важно стать для ребенка заинтересованным партнером по игре, поддерживать инициативу малыша, не ругать его за ошибки, не превращать игры в скучный урок. В этом случае предлагаемый авторами материал позволит провести игру так, что малыш будет учиться (осваивать и использовать эталоны, способы обследования предметов) незаметно для себя. При таком подходе у детей постепенно будет появляться познавательный интерес, который приходит на смену игровому.
Рекомендации пособия составлены так, чтобы взрослый мог учитывать индивидуальные особенности при проведении данных игр и упражнений.
При проведении групповых занятий количество материла должно соответствовать числу детей. Некоторые игры, наиболее сложные для изготовления, содержат материал на подгруппу детей (игры: «Разноцветные комнаты», лото «Цвет», лото «Цвет и форма»).
Другая работа, созданная группой авторов: Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» (М.: Просвещение. 1988) содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов.
Ремезова. «Играем с цветом. » (для детей 3-4 лет) (М.: Школьная Пресса 2004.)[9] методическое пособие, которое поможет воспитателю более наглядно организовать занятия по формированию у дошкольников представлений о цвете: овладению детьми системой цветовых эталонов, навыками обследования цветных предметов, изображений, цветовых сочетаний, ознакомлению с оттенками цвета и развитию аналитического восприятия цвета.
2. Система работы в ДОУ по воспитанию сенсорной культуры
Задачи сенсорного воспитания дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, имеющих место в этом возрасте. Это – ознакомление детей с эталонами цвета, формы и величины, обучение детей способам их использования, обучение планомерному обследованию предметов.
Важным принципом в работе является принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, определяемой глубокой взаимосвязью трех ведущих принципов, которые предопределяют интегративную организацию образования:
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов деятельности детей. Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей и одаренности детей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности.
Новый интегративный подход в образовательной деятельности способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми.
Грамотно организованный процесс обучения детей в деятельности в условиях дошкольного учреждения играет большую роль в осуществлении всестороннего воспитания и развития ребенка:
С целью формирования сенсорной культуры можно организовать сенсорные маршруты, как на территории детского сада, так и в его помещениях.
Общий маршрут «Сенсорного сада» объединяет все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). Проходя по сенсорным маршрутам, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь парковые скульптуры, сделанные из металла, дерева, пластика, бетона. Воспитанники идут по дорожке босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия, попадают через деревянный мостик в природный водоем.
Организация сенсорных маршрутов на территории ДОУ
Вся территория ДОУ поделена на станции (тематические площадки):
В станции включены подстанции – тематические площадки, оборудованные для решения задачи развития определенного вида восприятия. Например, «Арлекино» (слуховое восприятие), «Оазис» (обонятельное восприятие), «Веселый карандаш» (зрительное восприятие) (приложение 2).
Для обозначения каждой станции разработаны символика и указатели. Деление на станции условно, т. к. учитывая принцип полисенсорности[10], любой объект «Сенсорного сада» способствует развитию нескольких видов восприятия. Например, на станции «Цветочная» есть уголок леса, фитоклумба с лекарственными растениями (развитие обонятельного восприятия), фонтан, подвесные звучащие мобайлы (развитие слухового восприятия), спилы деревьев, шезлонги для сеансов релаксации, солнечных и воздушных ванн (развитие тактильных ощущений).
С общим маршрутом дети знакомятся в начале сезона (лета, осени, зимы, весны) и посещают его в конце квартала для закрепления полученных на каждой станции знаний и выполнения диагностических заданий. Еженедельно дошкольники посещают одну из станций. Каждый маршрут развивает определенный вид восприятия в большей степени и разработан с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей.
Общий маршрут «Сенсорного сада» объединяет все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны).
Воспитанники идут по дорожке босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия, попадают через деревянный мостик в природный водоем. На тематической площадке «Оазис» проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и водных процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды. Этому же способствует посещение детьми бассейна и сауны, а в летнее время – игры с брызгалками.
Организация сенсорных маршрутов в помещении ДОУ
На основе этого же принципа организована работа по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов созданы:
Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Оформление сенсорного центра для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном центре не регламентируется.
Сенсорный центр условно имеет несколько станций. Например, станция «Облачко» (развитие зрительного восприятия), где находятся: пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительномоторной координации; игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом; создаются коллекции типа «Гора самоцветов».
На станции «Колокольчик» (развитие слухового восприятия) размещены пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, аудиозаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы
Станция «Любознайка» (развитие осязательного восприятия) – это пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики; игры и упражнения «Сухие и липкие материалы», «Разные поверхности», массажные мячики, бусинки, спички, крупы, конструкторы и мозаики различных видов и т. п.; коллекции « Мир бумаги», «Мир ткани» и т. п.
На станции «Цветочная» (развитие обонятельного восприятия) представлены: пособия для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов; «Коллекция природных запахов», «Коллекция кулинарных запахов»; игры «Чем пахнут ремесла», «Что за фрукт», «Сухие духи» (высушенные лепестки любимых цветов, листьев, семян в марлевых мешочках).
Станция «Яблочко» (развитие вкусового восприятия) включает в себя пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов; игры «Сладкое – соленое», «Какой на вкус?», «Хлебные загадки» и т. п.
Функциональные зоны – помещения детского сада, в которых находятся объекты для развития того или иного вида восприятия у ребенка опосредованным путем.
Игры по развитию сенсорной культуры подбираются с таким расчетом, чтобы они были направлены на познание не внешних особенностей предметов и явлении, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких как причина и следствие функции предметов, родовые и видовые связи. Также с помощью игр учат детей воспринимать и правильно реагировать на музыку в соответствии с ее характером и принятыми способами.
Овладение системой восприятия иллюстраций тесно связано с развитием наглядно-образного мышления, с совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно.
В начале предлагаются игры с реальными предметами, в которых под руководством взрослого, дети начинают воспринимать свойства предметов. Затем вводятся игры с моделями предметов, где воспринимаемые свойства специально выделены для облегчения восприятия. В играх с моделями дети учатся манипулировать этими свойствами сначала в реальных действиях, которые помогают расчленить перцептивные действия и модели предметов на элементы. Это позволяет ускорить и облегчить усвоение перцептивных действий и перевести их с уровня осязания на уровень зрительного обследования предметов. Завершающим моментом для каждого вида восприятия даны игры на зрительное различие или узнавание свойств явлений или предметов, с помощью которых можно определить, сформирован ли у ребенка внутренний механизм восприятия предлагаемых свойств.
С помощью игровой системы сенсорного обучения можно научить ребенка восприятию основных свойств явлений и предметов и, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения.
Система имеет два уровня сложности:
1. Включает в себя игры на восприятие свойств предметов.
Третьим этапом является умение ребенка анализировать сложные жизненные ситуации и моделировать свое поведение в них, представляя себя в такой же ситуации. Правильное понимание поступков людей, их переживаний, умение рассказывать о них, а так же, а также рассказать или передать другими способами свое состояние и переживания, в соответствии с принятыми нормами, поможет ребенку быстро адаптироваться в любых жизненных ситуациях
Восприятие социальных явлений занимает центральное место в восприятии сложных явлений, т.к. все они в разной степени раскрывают внутренний мир людей. Поэтому восприятие живописи, музыки, литературы, танцев, природы, помогает сформировать целостный образ внутреннего мира людей и их взаимоотношений. Этот образ соединяет в себе нравственные, эстетические и информационные характеристики.
В играх с детьми необходимо переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные указатели. Такой порядок обеспечивает преемственность приобретаемых знаний, умений и навыков.
Игровая система сенсорного обучения позволяет не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.
Работая со старшими дошкольниками по формированию сенсорных чувств по восприятию предметов и явлений, необходимо опираться на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы. Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля зрительного обследования, и только в затруднительных случаях и с незнакомыми объектами в обследовании участвует рука. Ребенок может уже мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение.
Использованные игровой системы сенсорного обучения покажет неоценимую роль в развитии креативных процессов психики, что способствует повышению общего интеллектуального уровня развития личности ребенка. Это в свою очередь приведет к раскрепощению детей, пробуждению их скрытых способностей, а в последующем лучшей успеваемости в школе.
Использование комплекса педагогических приемов помогает наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень.
Креативность, способствует применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности, дает возможность педагогу реализовывать свой творческий потенциал.
Креативность активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.
Заключение
Список использованной литературы
[1] Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2005.
[9] Ремезова. Играем с цветом. для детей 3-4 лет. В 2-х книгах. Раздаточный материал. М.: Школьная Пресса. 2004.
[10] Полисенсорность – использование одновременно двух или более органов чувств.