спасо преображенский собор спасо преображенского монастыря
Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре (Москва)
Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре
Православный Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре (Москва) – главный храм мужской обители в столице России. Адрес: Крестьянская площадь, 10, строение 12 (ближайшие станции метро – Пролетарская, Крестьянская застава).
Другие названия
Собор Преображения Господня в Новоспасском монастыре; Преображенский собор; Спасопреображенский собор; Спаса Преображения собор; Спасский собор.
Даты постройки
Архитекторы
Существует и другая версия об авторе первоначального проекта Собора. Сегодняшние исследования Спасо-Преображенского собора позволяют предположить, что создателем первого каменного монастырского храма был кто-то из итальянских мастеров, приглашенных Иваном III для перестройки Московского Кремля.
Историческое исповедание
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Появление и освящение Собора
Соборный храм Новоспасского монастыря построили в 1497 году из камня на месте сгоревшей деревянной церкви. В 1645 году Михаил Романов решил возвести новый. Построили его на месте сильно обветшавшего в годы польской интервенции храма. Произошло это при архимандрите Никоне, будущем Патриархе. Старый Собор частично разобрали и возвели новые стены. Грандиозный, увенчанный могучим пятиглавием новый Спасо-Преображенский Собор в 1649 году торжественно освятили.
В то время Собор являлся вторым по величине православным храмом Москвы после Успенского собора в Кремле. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Патриарх Никон. Именно такой стиль семь лет спустя он объявил «образцовыми» для всей России. До наших дней дошли сохранившиеся внутри Собора замечательные фрески XVII века.
Собор в наше время
Нынешний храм — четырехстолпный с пятью главами и тремя апсидами – по внешнему облику напоминает Успенский собор Московского Кремля. Окна на южной и северной сторонах строители храма расположили в два яруса. На восточной (алтарной) стороне окна разместили в нижнем ярусе, а с западной стороны – в верхнем. Все окна украсили колонками кокошников. В XVIII веке нижние окна расширили. С западной и южной сторон Собор окружили крытой галереей со сводами и окнами.
Интерьер Собора
В интерьере храма, на правом столбе его северной части, иконописцы изобразили царя Михаила Фёдоровича и его сына – царя Алексея Михайловича. При этом Алексей Михайлович в левой руке держит рисунок – проект Преображенского собора. У этого столба некогда находилось царское место.
Интересная особенность Собора
Интересной особенностью Спасо-Преображенского Собора стали изображения древнегреческих философов и мудрецов. Среди них — Гомер, Орфей, Платон и другие. Эти фрески выполнил живописец Зубов. Они расположены в основании столбов соборной паперти, в самом низу. Указанные персонажи, казалось бы, не имеют никакого отношения к христианству. Однако ответ на вопрос, почему же их изображения появились на стенах православного храма прост. Тем самым художники хотели подчеркнуть, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше самых нижних ступеней христианского храма.
Другие изображения внутри Собора
На входах в галереи размещены сюжеты из Апокалипсиса. Также сохранилось изображение родословного древа русских царей. На нем княгиня Ольга со своим внуком – князем Владимиром, поливают из сосуда корень этого дерева. Примечательно, что этот корень заканчивающееся изображением царя Ивана IV (Грозного) и его сыновей.
Следует отметить, что большую часть росписей утратили. И только отдельные фрески, хранящиеся ныне в коллекции Третьяковской галереи и Историческом музее, свидетельствуют о художественных достоинствах стенописи главного храма Новоспасского монастыря.
Усыпальница рода Романовых
Издревле Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре служил усыпальницей рода Романовых. В усыпальнице находятся около семидесяти захоронений бояр Романовых, включая родоначальника династии Романовых — Романа Юрьевича Захарьина. Именно в честь его небесного покровителя в усыпальнице устроили храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Здесь же находится музей, где установлены застеклённые витрины с артефактами из захоронений бояр Романовых. Хранящиеся в музее фотографии отражают отдельные эпизоды истории Новоспасского монастыря.
Захоронения династии Романовых
Все Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам. Здесь покоятся: наряду с родоначальником Романовых — Романом Юрьевичем Захарьиным, его сыновья. Рядом — захоронена мать первого царя рода Романовых Великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова). Тут погребены пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт). В усыпальнице находится прах царевны Ирины, дочери Михаила Феодоровича, других ярких представителей рода. Последними из рода Романовых нашли здесь упокоение инокиня Досифея (княжна Тараканова, умерла в 1810 г.) и Великий князь Сергей Александрович (умер в 1905 г.). Напомним, что Великий князь Сергей Александрович — генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. В 1995 году останки Сергея Александровича торжественно, с отданием воинских почестей, перенесли из Кремля в Новоспасский монастырь.
Закрытие Собора
В советское время, в 1918 году, по распоряжению большевицкой власти Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре закрыли. Церковные службы в нём прекратили. К осени в обители уже действовал концентрационный лагерь. Сначала здесь разместили женскую тюрьму, затем — исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных.
После закрытия монастыря в 1918 году усыпальницу Собора разорили и разграбили. Надгробия захоронений варварски уничтожили. Часть гробниц утратили навсегда. Лишь некоторые останки перенесли в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Часть надгробий перевезли в Донской Монастырь.
В 1935 году монастырские помещения передали в ведение НКВД. Благодаря тому, что в главном храме монастыря долгое время размещалось книгохранилище, значительная часть внутреннего убранства Собора, к счастью, сохранилась.
Восстановление усыпальницы
Усыпальницу восстановили лишь в конце 1990-х годов. В ней воссоздали храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, который торжественно освятили в марте 2002 года.
Возрождение Обители и Собора
Подлинная жизнь вернулась в монастырские стены обители лишь в начале 1991 года. Произошло это после фактического возвращения Новоспасского монастыря Русской Православной Церкви. С того момента началась кропотливая работа по восстановлению Монастыря и храмов обители. Продолжают их проводить по настоящее время.
Перезахоронение останков Великого князя Романова С.А.
В 1997 году в Усыпальнице бояр Романовых перезахоронили останки Великого князя Сергея Александровича Романова. На следующий год в монастыре установили ему крест-памятник. Он является точной копией креста на месте гибели от террористов Великого князя. Первоначальный крест ранее был выполнен по проекту знаменитого русского живописца В.М.Васнецова.
Дальнейшее восстановление обители
Проводятся другие работы по восстановлению обители и его храмов. За малый срок заброшенный и осквернённый Монастырь превратился в один из самых многочисленных и крепких приходов столицы России. Полностью восстановили и главный храм Обители — Спасо-Преображенский Собор. Ныне он, как и вся Обитель, живёт полноценной монастырской жизнью.
Статус Собора
Спасо-Преображенский Собор не просто — неотъемлемая часть архитектурного ансамбля – старинный Новоспасский мужской монастырь (Москва). Это главный храм мужской обители. И наряду с некоторыми другими храмами монастыря Собор имеет статус памятника истории и культуры и охраняется государством.
Спасо-Преображенский Собор в Новоспасском монастыре:
Другие сохранившиеся объекты культурно-исторического наследия
Ныне, кроме упомянутого Спасо-Преображенского Собора, сохранились и расположены на территории обители такие культурно-исторические объекты, как:
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский монастырь расположился в самом центре исторической части Ярославля, у слияния рек Волга и Которосль. Основанный более восьми веков назад, он является одним из самых древних культовых сооружений города и свидетелем бурных и драматических событий, произошедших на этой поволжской земле.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Спасо-Преображенский монастырь
Основные моменты
Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.
Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.
Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.
История обители
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь ведет свою историю со второй половины XII века. Он был заложен за пределами городского посада и стал частью системы фортификационных сооружений, защищая город с юго-запада. Согласно преданию, монастырь возвели на земле, где находилось Велесово капище – место поклонения местных жителей языческим богам.
В начале XIII века, при первом ярославском князе Всеволоде Константиновиче на территории монастыря был построен Спасо-Преображенский собор, миниатюрная Входоиерусалимская церковь. Здесь начала формироваться библиотека, велась работа по переписке книг. Однако первые деревянные и каменные монастырские постройки были уничтожены во время монголо-татарского нашествия, впоследствии сооружения стирали с лица земли бессчетные пожары. До наших дней сохранились каменные строения, относящиеся к XVI-XVII вв., когда монастырь являлся одной из самых значительных крепостей Поволжья и крупнейшим церковным феодалом-вотчинником: святая обитель постоянно прирастала новыми землями, которые даровали ей царственные особы, отписывали в завещаниях богобоязненные богачи.
Спасо-Преображенский монастырь был свидетелем бурных событий начала XVII века – лихолетья гражданской войны и польско-шведской интервенции. В 1609 году монастырские стены выдержали 24-дневную осаду сподвижников «тушинского вора» Лжедмитрия II, не позволив неприятелю пробиться на свою территорию. В 1612 г., когда в Ярославль прибыло нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, а город фактически стал столицей Русского государства, Спасо-Преображенский монастырь, по мнению многих историков, являлся штаб-квартирой временного правительства – «Совета всея земли». 27 июля 1612 года отсюда в освободительный поход на захваченную поляками Москву отправилось 25-тысячное войско ополченцев.
В годы правления Петра I Свято-Преображенский монастырь начал терять свое государственное значение, а его феодальные права постепенно урезались. Святая обитель еще более пострадала экономически в период секуляризации, инициированной в 60-х годах XVIII века государыней Екатериной II. В довершении к этому, в 1763 году в монастыре произошел один из сильнейших за всю его историю пожаров. 20 000 рублей, выделенные императрицей из государственной казны на восстановление монастырских построек, стали последним крупным вкладом в его истории. В 1788 году был издан высочайший указ о преобразовании Спасо-Преображенского монастыря в Ярославский архиерейский дом. Стоит сказать, что ко времени окончательного упразднения за монастырем числились около 14 000 тысяч крестьянских душ, а также более 30 сел и 500 деревень.
В последующие столетия многие древние монастырские постройки были снесены, но строились новые здания. Среди них – Семинарский корпус, церковь ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, Смоленская часовня, келейный корпус, ризница.
В 1918 году, после жесткого подавления белогвардейского мятежа в Ярославле, советская власть закрыла архиерейский дом. На территории монастыря расположились реставрационные мастерские. Но некоторое время здесь еще продолжали жить несколько монахов, исполняющих роль хранителей церковной ризницы. Впрочем, сокровища древней обители все же разграблялись. Современники свидетельствовали, что знаменитую библиотеку монастыря, где в 1795 году историк Мусин-Пушкин обнаружил рукописное литературное творение «Слово о полку Игореве», часто посещали любители древностей без охраны, после чего многие ценные книги исчезали.
В 30-е годы реставрационные работы остановились, а на территории монастыря расположились различные учреждения, некоторые помещения использовались как жилые. Позже здесь обосновались военные, занимавшие бывшие монастырские владения вплоть до 1949 г. В 50-х годах реставрация древних памятников возобновилась, а в 1959 году на территории Спасо-Преображенского монастыря разместился Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, переименованный в 70-е годы в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря
Как и много веков назад, Спасо-Преображенский монастырь опоясывают мощные стены, составляющие пятиугольник неправильной формы, а их углы венчают живописного вида башни. Парадным входом в монастырь, как и прежде, служат Святые ворота, выступающие от южной стены и обращенные к набережной речки Которосль. Декорированные катушечным поясом, они были выстроены в 1516 г. Их свод был расписан еще в 1564 году, но спустя столетие мастера заменили роспись. Тема творения – Апокалипсис («Видение апостола Иоанна Богослова о грядущих судьбах мира»). Святые ворота – единственная из монастырских башен, сохранившихся с XVI столетия. Осмотра заслуживают и другие древние башни: Богородицкая (1623 г.), построенная на глубоком подвале с потайным ходом, Угличская проездная башня, возведенная в 1635 году на территории посада, что, к слову, вызвало недовольство у горожан и даже привело к рукопашным боям с монастырскими служками. Михайловская и Юго-Западная башни относятся к началу XIX века.
Самый древний архитектурный памятник не только монастыря, но и всего Ярославля – Спасо-Преображенский собор, возведение которого относится к 1506-1516 годам. Согласно последним данным, над его проектом работали итальянские зодчие, принимавшие участие в строительстве Московского Кремля.
Этот четырехстолпный трехглавый собор выстроен на высоком подклете и окружен открытыми галереями. Храм по своей архитектурной форме ассоциативно напоминает Благовещенский собор Московского Кремля, а декором – Архангельский собор в Кремле. Убранство фасадов собора строго, но изысканно и весьма изящно. В интерьере храма представлены примечательные фрески, созданные московскими и ярославскими мастерами, их имена запечатлены в «клейме» на северо-западном столпе. Росписи относятся к 1563-1564 годам и являются очень редкими. В их стилистике отображены монументальность, пышность, и, вместе с тем, суровость эпохи Ивана Грозного.
На западной стене можно увидеть росписи с сюжетами Страшного суда. Среди них выделяется фреска «Шествие праведных в рай», отличающаяся легким, воздушным рисунком и мягкими очертаниями ликов персонажей. Росписи южной и северной стен размещены на трех ярусах, а фрески на восточной стене, за иконостасом, – на четырех. Верхние демонстрируют библейские и евангельские сюжеты, нижние посвящены семи Вселенским соборам. В апсидах – изображение Иоанна Предтечи, предстающего аскетом с жестким, суровым, изможденным лицом, фреска «Похвала Богоматери». Среди самых значительных росписей собора – «Преображение» с центральной фигурой Христа.
Напротив храма установлена стела-памятник «Клятва князя Пожарского».
К востоку от собора возвышается эффектная массивная монастырская звонница, выстроенная еще в XVI веке. Ранее ее северная стена была соединена с собором двухъярусной галереей, а в нижнем этаже звонницы находилась церковь. Существующая надстройка колокольни, созданная в псевдоготическом стиле, относится к началу XIX столетия.
Высота монастырской звонницы составляет 32 метра, а на ее вершину ведет узкая витая лестница. По ней непременно стоит подняться, чтобы оказаться на смотровой площадке, откуда открывается великолепная панорама на Спасо-Преображенский монастырь и старинный город Ярославль. На звоннице можно увидеть 18 колоколов, отлитых в период с XIV по XIX век. Самый крупный из них, «Благовестник», весит более ста пудов. В летнее время здесь часто проводятся колокольные концерты.
К западу от площади перед собором расположен большой корпус трапезной палаты, к которому примыкает церковь Рождества Христова. Возведенная в XVI веке, она несколько раз перестраивалась, но в целом сохранила свой древний облик.
В трапезной палате ранее находилась столовая для монастырской братии, еда сюда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стен. Здесь также располагались приемные покои для знатных гостей. С настоятельскими покоями трапезную соединяют огромные сени.
С восточной стороны Спасо-Преображенского собора находится келейный корпус, состоящий из двух почти одинаковых блоков. Эта постройка относится к концу XVII века, а отреставрированы они были в середине минувшего столетия.
На территории монастыря, в вольере, живет огромная медведица Маша, любимица туристов, являющаяся символом Ярославля. В детском возрасте она была привезена в город из глухого вологодского села после того, как от рук браконьеров погибла ее мать. В 1990 году малышку приютил музей-заповедник, построив для нее большой вольер, домик для зимнего сна и ванну для купаний летом. Со временем Маша превратилась в роскошного, ухоженного зверя, отличающегося отменным здоровьем и аппетитом. Чтобы полюбоваться Машей, нужно приобретать отдельный билет, но туристы не скупятся – ведь так они вносят свою лепту в содержание любимицы.
Музеи Спасо-Преображенского монастыря
Монастырские музеи расположены в нескольких зданиях, находящихся на территории древней обители. Здесь демонстрируются постоянно действующие экспозиции и временные, предоставленные другими музеями страны.
Непременно следует посетить выставку древнерусской живописи, чтобы познакомиться со школой ярославской иконописи, чей золотой век пришелся на конец XVI – начало XVII века. Манера письма ярославских мастеров отличается кропотливостью, выверенностью композиции и довольно своеобразным колоритом. На изображениях полностью отсутствует голубой цвет, предпочтение отдается охристым и коричневым тонам с оттенками от розового до бордового. Большая часть икон попала сюда из Спасо-Преображенского собора.
Очень интересна выставка «Сокровища Ярославля», представляющая посетителям собрание ценностей, привезенных из ярославских монастырей и соборов. Здесь можно увидеть богатые церковные одеяния, книги, вышитые изображения святых, напрестольные кресты, потиры из драгоценных металлов, многие из которых датируются XVI веком. Жемчужиной экспозиции является Спасское Евангелие XIII в.
В отдельном зале демонстрируются оклады, венцы, цаты для икон из серебра с позолотой, иконные и басманные оклады Евангелий, резные деревянные царские врата. Далее – коллекция эмалей конца XVIII – начала XIX века, происходящих из Москвы, Ростова, городов Украины.
На территории Спасского монастыря также находится музей, посвященный поэтичной летописи «Слово о полку Игореве».
Среди постоянно действующих экспозиций Спасо-Преображенского монастыря – «История Ярославского края» и «ЯрмаНка», посвященная истории проведения ярмарок в Ярославском крае.
Практическая информация
Спасо-Преображенский монастырь расположен в Кировском районе Ярославля по адресу: Богоявленская площадь, 25.
Отправиться на экскурсию по Спасо-Преображенскому монастырю вы можете в любой день недели. С мая по сентябрь его двери открыты с 8:00 до 20:00. Музеи работают с 10:00 до 17:45. В период с сентября по апрель посетить монастырь можно с 9:00 до 18:00, музеи – с 10:00 до 17:45.
В дождливые дни архитектурные памятники могут быть недоступны для посещения. Это связано с рекомендациями реставраторов, настаивающих на соблюдении условий сохранности фресковой живописи.
Вход в монастырь пролегает через башню Святые ворота. Неподалеку от него находится бесплатная автостоянка. Есть сквозной выход через Северные ворота. Кассы расположены рядом со входом.
Единый билет для взрослого в выходной день стоит 700 рублей, по будням – 500 рублей. Льготный билет для учащихся старше 16 лет, студентов, пенсионеров РФ – соответственно 300 и 250 рублей. Если вы не планируете осматривать все достопримечательности и выставки, определите заранее, что именно вы хотите увидеть, и какие выставки там проходят в настоящий момент, так как посещение каждого объекта и мероприятия имеет отдельную стоимость и потребует наличия отдельного билета. Не позаботившиеся о нужных билетах туристы часто вынуждены возвращаться в кассу, где, как правило, длинные очереди, особенно по выходным.
Желающие просто прогуляться по красивой территории Спасо-Преображенского монастыря, не посещая его достопримечательности, могут заплатить всего лишь 40 рублей. Обзорная экскурсия по территории, длящаяся полчаса, обойдется в 100 рублей.
На территории обители расположены кафе, ларьки, где продают воду, детская площадка, платный туалет. Здесь есть много киосков, где продаются сувениры, самые популярные из которых – изделия из ярославской майолики – милой, сказочной и веселой.