спасо преображенский собор старая русса
Спасо-Преображенский Старорусский мужской монастырь
Мiръ Россия Новгородская область Старая Русса Спасо-Преображенский Старорусский мужской монастырь
Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь — в прошлом действующий монастырь Русской православной церкви в Старой Руссе. Один из древнейших на русской земле памятников древнего зодчества Старой Руссы. Монастырь основан монахом Мартирием в конце ХII века. На территории бывшего монастыря сейчас находится Старорусский краеведческий музей.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в конце XII века, при новгородском князе Ярославе Владимировиче и владыке новгородском, святом архиепископе Григории. Основателем и первым игуменом монастыря был священноинок Мартирий, по сказанию Новгородской Первой летописи, уроженец Старой Руссы, который позднее имел прозвище Рушанин. В 1192 году он построил деревянную церковь во имя Преображения Господня, которую в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы освятил св. Григорий, архиепископ новгородский, и назвал монастырём. О построении этой церкви в новгородском летописце под 6700 (1192) годом сказано:
Вскоре деревянная церковь сгорела и Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить на её месте каменную однопрестольную церковь, строительство которой продолжалось с 24 мая по 31 июля 1196 года, а освящение было произведено св. архиепископом Мартирием в день Успения Пресвятой Богородицы, т. е. в тот же день, в который была освящена и первая церковь. В 1199 году преемник Мартирия архиепископ Митрофан украсил «владычню церквовь св. Спаса» в старорусском монастыре настенной иконописью.
Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским.
В первой половине XIII века литовцы неоднократно вторгались в новгородские земли. В один из таких набегов, в 1234 году, литовцы ограбили монастырь и убили четырех иноков. За 200 с лишним лет, от времени и от разорений литовцев, каменный храм, основанный св. архиепископом Мартирием, совершенно обветшал и грозил падением. В 1442 году при князе Василии Васильевиче Тёмном архиепископ новгородский св. Евфимий разобрал этот храм и на его месте воздвиг новый, каменный, гораздо выше прежнего, украсив его иконописью.
В Смутное время монастырь неоднократно опустошали шведы. В подробной описи Старой Руссы, произведённой боярином Александром Чоглоковым в 1625 году, через 8 лет после освобождения города от шведов, указывается, что Спасский монастырь на посаде разорён и дворы около него выжжены. После шведского разорения старанием игумена Авраамия в 1628 году была восстановлена церковь Преображения Господня с устройством в ней вместо деревянной каменной паперти. В 1630 году была построена каменная трехъярусная колокольня и вместо деревянных каменные церкви Рождества Христова и Сретения Господня.
Согласно монастырской описи 1739 года, в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами. В начале XVIII века к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу.
В конце XVII — начале XVIII веков монастырь по своим земельным владениям числился среди богатых монастырей. Но с 1764 года он, подобно многим другим монастырям, лишился своих вотчин, а следовательно и главных средств к существованию.
При учреждении монастырских классов в 1764 году Старорусский монастырь помещен был в число штатных третьеклассных. В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. 15 марта 1830 года монастырь причислен ко второму классу с увеличением штатного жалованья. В 1880—1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. 10 января 1892 года монастырь причислен к первому классу.
С самого основания монастыря до 1798 года настоятельство было игуменское с промежутками строительского и архимандритского. С 1798 по 1917 монастырь управлялся архимандритами. В 1917—1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко. После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.
В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время на территории бывшего монастыря находится Старорусский краеведческий музей.
Храмы [ править ]
Деревянная церковь возведена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий построил в основанном им монастыре каменную церковь. В середине XV века она была разобрана почти до земли, и на старом основании возведена заново. Позднее в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.
После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Возможно с 1930 года использовался в качестве хранилища зерна, наряду с другими храмами Новгорода и Старой Руссы. В годы войны храму были причинены большие разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стена притвора уничтожена полностью, стены храма покрыты трещинами и провалами.
Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение деревянной церкви к 1620 году, а возведение каменной — к 1630.
В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу. После революции в здании церкви располагался уездный архив.
В военные и послевоеные годы храм был сильно разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были размещены экспозиции краеведческого музея, а внизу — хранилище фондов.
Церковь Сретения с трапезной располагается в 8 метрах от Рождественского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более древней, деревянной церкви 1530—1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из двух двухэтажных зданий — храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двухэтажный братский корпус. Особенностями храма является его асимметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение.
В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапезной, многие участки грозили разрушением.
В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года.
В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.
Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.
В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде.
Спасо-Преображенский монастырь
В 1198 году монастырь сгорел, а на его месте, всего за 70 дней, был построен новый, уже каменный, Спасский собор. Впоследствии храм дважды подвергался перестройке (в XV и XVII веках), в 1630 году к северной его стене была пристроена колокольня, примерно в то же время появляется небольшой храм Рождества Христова, объединенный с упомянутыми зданиями особой пристройкой.
Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя ( Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.
Комплекс монастырских строений, сформировавшийся в целом к XVII веку, дошел до наших дней. В настоящее время все сооружения монастыря отреставрированы, в соборе экспонируются фрагменты фресок XV-XVII веков, в помещениях монастыря разместилась экспозиция старорусского краеведческого музея.
Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №59, 2013 г.
Почти посредине обители стоит древний храм Спасов. С давних времен — восемь столетий назад, на этом месте была выстроена церковь — сначала деревянная, потом, когда сгорела она, святитель Мартирий, основатель обители, выстроил каменный храм (1198). Преемник Мартириев Митрофан украсил «Владычнюю церковь Преображения Господня» настенною иконописью (1 Новгор., стр. 25). Через два столетия эта церковка Мартириева строения обветшала, и святитель Новгородский Евфимий (1442) заново перестроил ее, а после разоренья литовского ее обновил игумен Иосиф (1628). Несколько раз поновлялась и после этого церковь, два раза (1806, 1855 гг.) переделывали ее паперть, устроенную еще игуменом Иосифом (1628) и, наконец, пристроили к ней каменное крыльцо. Да, в сущности, история обители — история этого храма, так как с ним была связана жизнь и существование ее 1).
1) Величина храма 10 саж. 1 арш. 9 вершков длины и 5 саж. 1 арш, 8 вершк. ширины, а высота с главою и крестом 12 сажен.
Храм имеет вид четверика. С запада к нему примыкает притвор с сенями, а с востока выдаются три алтарные полукружия. Толсты, неровны стены его. До основания первых окон верхнего этажа они сложены из дикого камня с кирпичом, а выше окон — из одного кирпича, постепенно убавляясь кверху в толщине. Наружная плоскость стен развивается на 3 неровные части пилястрами. Вверху между пилястрами идет пояс из карнизов, а над карнизами три стрельчатые впадины в толщу стен.
Таково внешнее убранство стен. Притвор храма ниже основного четверика и пристроен под один скат, а еще ниже его — сени. Все это сделано для предоставления больших удобств богомольцам. Выше стен подымается четырехскатная кровля, среди которой — барабан с небольшими окнами, и кружевным кирпичным узором над ними. А над барабаном — луковичная глава с крестом.
Внутри храма, вслед за площадкою крыльца, открывается притвор, соединенный через три арки с храмом. Два толстых массивных столба поддерживают своды самого храма и купол, а впереди открывается пятиярусный иконостас, заканчивающийся уже в трибуне распятием с предстоящими. Несколько раз поновлялся этот иконостас, построенный, вероятно, еще игуменом Иосифом (XVII в.).
Между прочим, колонны и арабески на нем в 1861 году были сделаны новые, старая позолота счищена, колонны и резные украшения вызолочены, а фон окрашен коричневою краскою. Самые иконы были тогда промыты и покрыты лаком. Местный ярус его древнего письма, а особенно иконы — Спаса-Преображения, Спаса Вседержителя и Богородицы Одигитрии Смоленской. В южном отделении алтаря, в диаконнике, до 1795 года был придел в честь священномученика Антипы, епископа Пергамского. Как память об этом приделе до сего времени в левой стене законника, да в иконостасе образ священномученика. Стены храма и алтаря в древние времена были украшены стенным писанием. В 1199 и 1442 гг. храм расписывался заново. Расписывался он и в последнем столетии — в 1801 г. и 1837 г. Но теперь эта роспись закрашена, и священные изображения остались лишь на стенах алтаря.
По церковным стенам, у колонн и в притворе — всюду стоят в киотах св. образа. Некоторые из них еще сохранили черты древнего письма. Между прочим, в притворе, в простенке между арками, стоит древний почитаемый образ всех святых, а на нем есть такая надпись: «7204 (1696) года месяца мая в 6 день, сей образ состроен Господа нашего Иисуса Христа и всех святых при игумене Паисии с братиею сея обители. Иконописец Даниил Нефедов писал». Над изображениями же святых записано повествование о построении храма.
Таков этот храм — носитель воспоминаний о прошлых годах обительской жизни. Под ним, по древнему обычаю, находится обширное подцерковье. В настоящее время там устроена церковь в честь Казанской Божией Матери. В древности же это подцерковье служило для склада монастырских припасов. Игумен Иосиф сделал там келии для иноков, а с 1763 г. до 1799-го там хранилось казенное вино. Только уже в 1803 году это подвальное помещение, усердием архимандрита Иннокентия, было обращено в церковь во имя преподобных Варлаама Хутынского и Нила Столобенского, а антиминс в нее был взят из упраздненного Кречева монастыря.
Через пять лет (1808 г.) церковь эта была переименована в честь иконы Казанской Божией Матери.
Четыре массивных столба поддерживают своды храма-подцерковья. Маленький одноярусный иконостас отделяет алтарь от храма, а иконы его украшены ценными приношениями доброхотных радетелей о храме, один из коих покоится под его сводами (Инженер-механик Гавриил Шахардин). Сыро в храме, не долго удерживается живопись на св. образах, а доски истлевают совершенно. Частые поновления мало помогают. Только одна храмовая икона Казанской Божией Матери сохраняется во всей целости, несмотря на неблагоприятные условия.
Монастырь 12 века в Старой Руссе. Краеведческий музей. Древнерусские письмена.
О том, что мы там увидели, я расскажу в своем фотоотчете. И вы сами убедитесь, насколько невероятно богатой была культура наших славянских предков, живших в Новгородской республики. Эта почти исчезнувшая и забытая русская цивилизация была намного более развитой и глубокой, чем мы могли бы представить.
Сначала осматриваем архитектуру Спасо-Преображенского монастыря снаружи, чтоб полюбоваться его архитектурой. Монастырь не действует, внутри музей.
Храм Сретения с трапезной, построен в 1630 годы, на месте более древней церкви 1500-х годов
Монастырь позволяет ощутить атмосферу русской древности
Во время Великой Отечественной войны Старая Русса была оккупирована немцами. В монастыре была немецкая комендатура
Церкви были сильно повреждены в ходе боев за город, но советские реставраторы их восстановили
Архитектура очень красивая здесь! Самое красивое место в городе.
Кроме краеведческого музея, здесь есть еще и картинная галерея. А еще можно подняться на колокольню
Церковь оштукатурена не до конца, чтоб можно было видеть древнюю кирпичную кладку
За этой интересной дверкой скрывается туалет. Об этом нет объявлений, но если спросить работников музея, они подскажут, куда пройти
Продолжим любоваться архитектурой
Ну а мы идем внутрь.
Прямо у входа небольшая часть музея посвящена Первой Мировой войне
И сейчас такие тоже применяются. Многое из древности не ушло, а живо до сих пор.
Ну а мы поднимаемся по старинной лесенке на колокольню
Лесенка узенькая, вдвоем разойтись сложно
Промежуточный старинный этаж. Тут фотографии монастыря
Дальше еще одна лесенка.
Вот мы и наверху. Здесь смотровая площадка
Можно посмотреть на купола, они совсем рядом
Вид на город. Он кажется деревенькой здесь, высоких домов нет.
Вид в другую сторону
Спускаюсь вниз, чтоб вернуться в музей.Тут надо пригибать голову, чтоб не удариться о низкий потолок
Возвращаюсь к небольшой экспозиции, посвященной Первой Мировой войне. Про Великую Отечественную тут нет ничего, потому что в 5 минутах от этого музея есть другой музей, как раз посвященной той войне.
Солдат времен Первой Мировой
Заодно полюбуемся изнутри величием собора
Это работница музея
Она очень милая и приветливая женщина. Хотя мы не заказывали экскурсию, а просто осматривали экспонаты, она время от времени что-то нам рассказывала, а такжеохотно отвечала на любые вопросы
Этот предмет я сначала принял за пушку. Но она нам рассказала, что это деревянная труба. Когда в Старой Руссе в 18 веке появился курорт, где люди лечились на местных источниках, по таким деревянным трубам подавалась целебная вода,текущая с больших глубин.
А здесь уже древние предметы быта средневековых рушан. Руса была вторым по величине и значению городом Новгородской республики. Поэтому археологические раскопки позволяют тут ученым найти очень много интересного
Здесь объясняется, что перед нами весла, уключины, и прочие предметы для плавания
Здесь полозья для саней.
Руса была важным городом, который жил за счет солеварения, но процветали здесь и торговля, и ремесла
Предметы домашнего обихода позволяют убедиться, что тысячу лет назад здесь был уже очень развитый город, где была сложная и насыщенная жизнь, с множеством потребностей и интересов у местных жителей
Новгородская республика была одним из самых богатых и развитых государственных образований в Европе. Новгородцы были грамотны, технически развиты, отлично торговали, много путешествовали.
Разнообразие женских украшений тоже говорит об этом
Изделия из металла ничуть не хуже современных
Мощные в те времена были гвозди
Русские женщины были и грамотными, и красивыми. Если бы новгородская женщина попала в современную Россию, и увидела бы нынешних дамочек, читающих инстаграмы Бузовой и дамские паблики в соцсетях, она бы сильно удивилась падению интеллектуального уровня русской хозяйки.
Посмотрите, какими замысловатыми и изящными были женские гребешки! Тысячу лет назад наши предки вовсе не были дикими и отсталыми. Новгород был передовым, быстро развивающимся, государством.
Интересно, носят ли сейчас амулеты? Лет двадцать назад точно носили многие.
Тут вполне легко можно различить слово «брат». Сейчас мы пишем смс на сенсорном экране смартфона легкими прикосновениями пальцев. А тогда надо было с усилием царапать каждую букву на бересте.
Тут можно разобрать фразу «Еби лежа». Сие выражение, как объяснял один автор, значило » не выпендривайся» или » делай как обычно».
Изучение берестяных писем показало, что новгородцы писали не только в крайних или особо важных случаях, а писали постоянно, по любому поводу. В ходу были и любовные записки, и просто шутки подростков
Письмо с переводом на современный язык внизу
Буква «Ч», как можно заметить, была повернута в другую сторону. Дети в первом классе школы часто ошибаются, и пишут так же, как было принято в древности.
Такими палочками писали на бересте
На этом мой визит в Старую Руссу закончен. Выходим из музея, нам скоро ехать обратно в Петербург, а по пути надо еще погулять по великому озеру Ильмень. Перед церковью видно бывший монастырский пруд
Это место было бы интересно посетить каждому, кто любит свою историю. Здесь мы можем прикоснуться к своим истокам, погрузиться в прошлое, почувствовать, как жили наши предки. Это очень ценно.