спасо преображенский собор спасо евфимиева монастыря
Спасо-Преображенский собор
В связи с ограничениями по COVID-19, богослужения в соборе проводятся только по воскресным дням.
Литургия совершается в 9:00. Вход свободный.
Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора).
Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.
В XVII веке собор был украшен наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно-колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами, два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.
Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи.
В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями. В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.
Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.
Спасо-Евфимиев монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — уникальная святыня, известная многовековой историей. На сегодняшний день здесь функционирует музейно-архитектурный комплекс, который радушно ждет посетителей, предлагая их вниманию множество интереснейших экспозиций.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Основные моменты
Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.
Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.
За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.
Изначально все постройки были деревянными, и до наших дней первоначальный облик не сохранился. Причиной тому послужил польско-литовский набег в середине 17 века, во время которого Спасо-Евфимиев монастырь был сожжен почти дотла.
Стены Спасо-Евфимиевского монастыря
Святой Евфимий
Евфимий Суздальский – первый архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, положивший всю жизнь на заботу о достатке и процветании удела. При нем тут проживало 300 монахов, которые во всем чтили святой уклад. Из рукописных источников известно, что умер Евфимий 1 апреля 1404 года (по юлианскому календарю). Монахи погребли его останки у стен Спасо-Преображенской церкви на территории монастыря.
В 1507 году при обустройстве рва для нового храма останки были изъяты и перезахоронены в Евфимиевском приделе, тогда же весь монастырский комплекс и был переименован из Спасо-Преображенского в Спасо-Евфимиевский.
В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. В мае 1922 года мощи святого Евфимия были извлечены из места погребения и надолго покинули родные стены, переходя из одной антирелигиозной экспозиции в другую. Возвратить святыню удалось лишь 10 октября 2015 года, теперь она находится в Спасо-Преображенском соборе.
Внутри Спасо-Евфимиева монастыря
Спасо-Преображенский собор
Из найденных рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского.
Спасо-Преображенский собор и звонница
Начиная с момента основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.
В 1594 году был возведен большой белокаменный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. Церковь на его фоне выглядела как небольшая сопутствующая пристройка, в связи с чем была переименована в Евфимиевский придел.
Великолепие храма таится не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Первое, что бросается в глаза – изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края Гурия Никитина и Силы Савина и изображающие житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. В 1970-е годы во время реставрации в Евфимиевском приделе А.П. Некрасовым были расчищены и частично отреставрированы росписи, изображающие жизнь Святого Евфимия и датирующиеся концом 16 столетия. Считается, что первыми мастерами, украшавшими собор, были иконописцы Якунка Мургеевский, Иван Семенов, Герасим Осипов, Афанасий Васильев и другие.
Успенская трапезная церковь
Около Свято-Преображенского собора расположилась Успенская трапезная церковь (1525 год). Она представляет собой древнейший образец шатровой архитектуры, а два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность.
К Успенской церкви примыкает двухэтажная трапезная палата. Обеденный зал располагался на втором этаже, первый же был отведен под монастырскую кухню. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: под ним находились хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы.
Никольская больничная церковь
Никольская больничная церковь, воздвигнутая в 1669 году, состоит из скромной молельни и двухэтажного здания с залом для трапез (первый этаж) и палатами для больных монахов и заключенных (второй этаж). Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно.
Звонница
Здесь же расположилась звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Основным и древнейшим элементом конструкции является девятигранная постройка, которая некогда именовалась церковью Иоанна Предтечи. Спонсировал ее возведение Василий ІІІ, для семьи которого она долго служила молельней. В 1599 году был пристроен пролет колокольни, а в 1691 – еще 2. Таким образом, архитектурный ансамбль звонницы достаточно разнообразен и сочетает богатую кокошниками шатровую архитектуру и стиль суздальского узорочья. Сегодня тут располагается 17 колоколов, 5 раз в день оглашающих своим мелодичным пением окрестности Суздаля.
Благовещенская надвратная церковь
Благовещенская надвратная церковь (конец 16 – начало 17 века) представляет собой уникальный памятник российского зодчества. Особенной ее архитектуру делают асимметричная конструкция и разнообразное декорирование отдельных фрагментов. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.
Примечательным элементом внешнего оформления Благовещенской церкви является киот с иконой, приветствующей гостей и благословляющей путников.
Жилые корпуса
Дом архимандрита (16-17 века) расположился близ Успенской церкви и представляет собой двухэтажное каменное здание. Отличительная черта жилища настоятеля Спасо-Евфимиевского – просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж.
Архимандритский корпус, Спасо-Евфимиев монастырь
Монахи-послушники жили в Братском корпусе. Общая его протяженность на момент возведения (17 век) составляла более 100 метров. В 19 веке братские кельи были перестроены, но, благодаря кропотливой работе И.А. Столетова, здание было тщательно отреставрировано, удалось почти полностью восстановить самобытность корпуса.
Тюремный корпус
В 1766 году велением императрицы Екатерины ІІ в Никольской церкви стали размещать неугодных власти заключенных. Предлогом для ареста могло послужить, к примеру, неосторожное высказывание в сторону руководства епархии.
В 1905 году Суздальская тюрьма прекратила свое существование, но ненадолго – в 1923 году монастырь покинули последние 15 послушников, он окончательно превратился в место содержания политзаключенных.
Двор тюремного корпуса Спасо-Евфимиева монастыря Мемориальная плита в Тюремном замке
Монастырские башни
Вся территория Спасо-Евфимиева монастыря обнесена добротной каменной стеной с дозорными башнями. Строения оснащены отверстиями для ведения боя, что в очередной раз свидетельствует об оборонительной функции крепости.
На фоне округлых фасадов промежуточных строений разительно выделяется своей прямоугольной монументальностью 22-метровая Проездная или Входная башня. В ее оформлении сочетаются строгость, проявляющаяся в почти полном отсутствии декора нижней части, и нарядность верха строения.
Спасо-Евфимиев монастырь сегодня
На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский комплекс не действует как монастырь. Он находится под ведомством Владимиро-Суздальского музея-заповедника и размещает 11 экспозиций:
Планируя путешествие в этот уникальный комплекс, учитывайте его масштабы: целый день – это минимальный срок для ознакомления с экспозициями и местностью.
Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырь Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому
Как добраться
Спасо-Евфимиевский монастырь находится по адресу: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 146. До города очень просто добраться из Владимира на автобусе, курсирующем ежедневно с 07:30 (в субботу и воскресенье с 8:30) до 21:40. Используя этот транспорт, на дорогу придется потратить не более часа.
Стоимость единого билета для посещения всего комплекса составляет 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Цены актуальны с 1 января 2016 года.
Более подробную информацию можно получить по телефону +7(4922) 32- 42-63 (экскурсионный отдел).
Суздаль. Часть 2. Спасо-Евфимиев монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь. Южная сторона
Так получилось, что Спасо-Евфимиев монастырь стал конечным пунктом нашего путешествия по Суздалю и его окрестностям. И несмотря на то, что мы уже немного устали и были пресыщены разной информацией, монастырь произвел на нас сильное впечатление. Впечатлило все — и его история, и архитектура, и интересные музейные экспозиции. Из-за ограничения во времени нам удалось посмотреть далеко не все, поэтому наш рассказ не претендует на исчерпывающую полноту.
Прп. Евфимий Суздальский. Икона XVI в. Из собрания музея «Спасо-Евфимиев монастырь»
Сразу оговоримся, Спасо-Евфимиев монастырь не действующий. Сейчас это музейный комплекс, входящий в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. История монастыря насчитывает более 600 лет. В 1352 году монахом нижегородского Печерского монастыря Евфимием по просьбе суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича была основана Преображенско-Суздальская обитель. Прп. Евфимий сам выбрал для нее место на высоком берегу реки Каменки. Как сообщается в его житии, пробыв настоятелем монастыря 52 года, он умер в 1404 году глубоким старцем в возрасте 88 лет и здесь же был похоронен. В 1507 году при восстановлении монастыря после пожара, были обретены нетленные мощи прп. Евфимия. В 1549 году прп. Евфимий Суздальский был канонизирован, а монастырь переименован в Спасо-Евфимиев. Благодаря вкладам суздальско-нижегородских и московских князей в XVI – XVII вв. был возведен каменный архитектурный ансамбль, сохранившийся до наших дней. В него входят Спасо-Преображенский собор (1594), монастырская звонница (XVI-XVII вв.), Благовещенская надвратная церковь (XVI-XVII вв.), Успенская трапезная церковь (XVI в.), Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669), архимандритский корпус (XVII в.), братский келейный корпус (XVII-XIX вв.), тюремный корпус (XVIII в.), крепостные стены с 12 башнями (XVII в.)
Макет Спасо-Евфимиева монастыря. Внизу проездная башня
Вид на крепостные стены со стороны р. Каменки
Самая высокая монастырская (проездная) башня имеет высоту 22 метра. Башня богато украшена декоративными элементами, в ее массивном основании проделаны две проездные арки. Сейчас здесь вход в музей, книжная лавка и билетная касса. В 60-е годы XIX века, когда возникла угроза обрушения башни, были проведены работы по ее укреплению. В советское время башня использовалась в качестве водонапорной. В начале 1980-х годов было проведено еще одно ее серьёзное инженерное укрепление и реставрация. Перед входом установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, прах которого покоится в родовой усыпальнице на территории монастыря.
Проездная башня Спасо-Евфмиева монастыря
Памятник князю Дмитрию Пожарскому
За проездной башней открывается внутренний дворик и вид на Святые врата с Благовещенской надвратной церковью. Святые врата служили входом в монастырь до того, как были возведены каменные крепостные стены. В настоящее время в Благовещенской церкви размещается экспозиция «Дмитрий Пожарский — национальный герой». Дорожка от Святых врат ведет к основной части архитектурного ансамбля монастыря — Спасо-Преображенскому собору, звоннице и Успенской трапезной церкви.
Святые врата с Благовещенской надвратной церковью
Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь и звонница
Спасо-Преображенский собор — главный храм Спасо-Евфимиева монастыря. В 1511 году на месте пострадавшей во время пожара Спасо-Преображенской церкви здесь, над могилой прп. Евфимия, была возведена маленькая бесстолпная Спасская церковь. На сегодняшний день это древнейшее из сохранившихся каменных монастырских сооружений. В 1594 году к ней было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (он расположен с юго-восточной стороны собора). Во второй половине XIX века с противоположной стороны к храму пристроен придел прп. Сергия Радонежского.
Спасо-Преображенский собор. Справа придел св. Евфимия
На стенах собора — монументальная живопись 1689 года, до этого храм не был расписан. К сожалению, первоначальный иконостас храма утрачен. Уникальные фрески созданы артелью костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина — одного из лучших мастеров того времени. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.
Интерьер Спасо-Преображенского собора. Вид на алтарную часть
Придел в честь св. прп. Сергия Радонежского
В центральном куполе композиция «Отечество», традиционная для костромских иконописцев
Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 1
Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 2
Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 3
Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 4
Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 5
Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 6
Фрески Спасо-Преображенского собора. Евфимиевский придел. Фрагмент 1
Фрески Спасо-Преображенского собора. Евфимиевский придел. Фрагмент 2
В Соборе покоятся мощи св. прп. Евфимия Суздальского. Сень и рака с мощами преподобного примыкает к стене Евфимиевского придела, недалеко от места, где находилось его первоначальное захоронение. В Евфимиевском приделе выставлена одна из ценностей собора — мозаичная икона «Спас Вседержитель» (1867-1869) с фронтона мавзолея Дмитрия Пожарского.
Интерьер Спасо-Преображенского собора. Справа сень и рака с мощами прп. Евфимия Суздальского
Икона «Спас Вседержитель» в Евфимиевском приделе
У мавзолея непростая история. Княжеский род Пожарских, имея владения в Суздальской земле, был тесно связан со Спасо-Евфимиевым монастырем: здесь была их родовая усыпальница с часовней, здесь были похоронены родители Дмитрия Пожарского, сюда он приезжал помолиться перед битвой за Москву с поляками и литовцами, здесь он был похоронен апреле 1642 года. В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, усыпальница была разорена разгневанной братией, часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Новый мавзолей был построен в 1885 году. Более пяти лет собирались средства (добровольные пожертвования) на его строительство. Была собрана огромная по тем временам сумма — 75 тысяч рублей. Строительство продолжалось более 25 лет. Мавзолей представлял собой очень красивое, величественное сооружение из белого итальянского мрамора. В 1933 году усыпальница вновь была разорена, часть мраморных плит вывезена в Москву (по некоторым свидетельствам, их использовали для отделки станции Московского метрополитена). Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. В 1974 году на месте усыпальницы была установлена плита с барельефом Д.М. Пожарского. В наши дни разрушенный мавзолей XIX века воссоздан по сохранившимся чертежам, обмерам и фотографиям. Его торжественное открытие состоялось 4 ноября 2009 года. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Памятник-часовня поставлен не на месте прежнего мавзолея, а немного дальше от апсид собора. Там, где он находился раньше, установлен памятный каменный крест.
Памятный крест на месте усыпальницы князей Пожарских и Хованских
Восстановленный памятник-часовня Д. М. Пожарского
Еще одно уникальное монастырское строение — звонница. Она состоит из нескольких построенных в разное время зданий. Самое древнее из них — девятигранная столпообразная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи (нач. XVI в.). Позднее (XVI—XVII вв.) к ней была пристроена трёхпролетная галерея звонов. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов (колокола XVI в. не сохранились). Напротив звонницы находится Успенская трапезная церковь (1525) с примыкающими к ней архимандритским корпусом.
Звонница Спасо-Евфимиева монастыря. Слева церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи
Успенская трапезная церковь
Братский корпус Спасо-Евфимиева монастыря
В братском корпусе размещается несколько музейных экспозиций, самая большая из них — «История суздальских монастырей», рассказывающая о хозяйственной, просветительской и благотворительной деятельности местных монастырей. Русские монастыри, особенно в средние века служили опорой княжеской власти, нередко участвовали в исторически значимых событиях, обладали большим духовно-нравственным авторитетом. Суздаль был одним из крупнейших религиозных центров с большими монастырями, которые использовались не только в качестве крепостей, но и как культурные и образовательные центры. До появления книгопечатания в некоторых монастырях занимались перепиской книг. В XVI веке создателем житийной литературы в Суздале был монах Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Им написаны жития основателя монастыря Евфимия, Евфросинии Суздальской, суздальского епископа Иоанна. Книгохранилище Спасо-Евфимиева монастыря имело полный состав богослужебных книг, многочисленные проповеднические и нравоучительные сочинения. В женских монастырях, как правило, занимались различным рукоделием: вышивкой, вязанием, плетением кружев и т.п.
Место, где монахи занимались переписыванием богослужебных книг. Реконструкция
Келья женского монастыря. Монахиня за рукоделием. Реконструкция
Убиение в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из «Жития Евфросинии Суздальской». XVII в.
Покров на гробницу св. князя Андрея Боголюбского. XVIII в. Фрагмент.
Суздальские изразцы. XVIII в.
Изразцы в Суздале начали производить с конца XVI в.
Вериги. XVIII в. Носили под одеждой на голом теле тайно для смирения плоти
Символы евангелистов. Часть алтарной напрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда. XVIII в.
Суздальская монастырская тюрьма
Существует в истории Спасо-Евфимиева монастыря и мрачная страница. В 1766 году по распоряжению императрицы Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма. В XIX веке здесь находились в заточении декабрист Ф. Шаховской, монах-предсказатель Авель, епископы-старообрядцы. Последние узники тюрьмы были освобождены указом императора Николая II в 1905 году. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был ликвидирован, на его территории разместился СЛОН — Суздальский лагерь особого назначения. По свидетельствам очевидцев условия содержания здесь были не менее суровые, чем в Соловецком лагере. Через него прошли многие политические деятели, священнослужители, экономисты и др., осужденные по политическим статьям. В годы Второй Мировой войны на этой территории был фильтрационный лагерь и лагерь для военнопленных. В 1946 году лагерь был преобразован в детскую колонию при МВД. Сейчас в бывшем Тюремном корпусе находится большая экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».
Уже двигаясь к выходу, мы посетили еще одну монастырскую достопримечательность — «Аптекарский огород». Он находится недалеко от проездной башни, справа от входа. «Аптекарские огороды», предназначенные для выращивания лекарственных трав, начинают создаваться по всей России с XVI века, после открытия по указу царя Иоанна Грозного Аптекарского приказа. Согласно историческим данным в XVIII веке Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Уход за огородом было одним из монашеских послушаний.
Воссозданный «Аптекарский огород»
Ну и напоследок не удержались, прошлись по крепостным стенам.
Проход на крепостной стене Спасо-Евфимиева монастыря
Вид на монастырский комплекс с крепостной стены. Справа Благовещенская надвратная церковь
Наш рассказ о других замечательных местах древнего Суздаля можно почитать здесь. Продолжение следует …