срок обучения в гимназии российской империи

Главная страница

Гимназическое образование в Российской Империи

Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.

Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.


История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили »языкам и философии мудрости». Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.


Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.


Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в 18 веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В.Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но число учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.

В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.

В начале 19 века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.


По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались: математика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский, французский, немецкий языки, рисование. Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования. В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия. В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила зубрежка, реальных знаний она не давала, да они были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М.Сперанский, введя экзамены на чины. Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным, т.к. не существовало хорошо подготовленных учителей и программа обучения была еще не освоена. Вследствие этого в 1811 году была проведена следующая реформа.

2. Реформа 1811 года.


Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С.Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, отечественный язык (русский), логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии стала подготовка к поступлению в университеты. В 1819 году для всех гимназий был России введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет. Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.
Продление срока обучения и уменьшение количества предметов позволило получить более детальное представление о каждом предмете.

· науки политические исключить
· число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить

· выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей

· списки учащихся в гимназии предоставить в полицию

· все предметы преподавать на русском языке.

Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.

Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.

Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов.

Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.

4. Реформа 1849 года.


В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях из 69, исключается логика, уменьшается объем преподавания математики, увеличивается плата за обучение. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина».


В середине 50-х годов 19 века в Москве были наиболее известны 4 гимназии. Среди них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая своей задачей «воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах. »


Поливанов Л.И. и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

30 мая 1858 года утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения. Они стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 году их было 189. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской.

Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что «женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения. и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг. »

Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.

В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

Была провозглашена безусловная всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу.

В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.

Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. Циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов.

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден.

Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

15 мая был утвержден «Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения». По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения: общее, механическое и химическое. Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д.Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением « одаренных необыкновенными способностями «. Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А.Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П.Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

7.Реформа 1905 года.

Учитывая все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году.

Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства.

Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости.

В связи с событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер.

Было разрешено педагогическим советам отступать от действующих правил учеников, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Отменили экзамен по греческому языку. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата.

15 марта 1907 года Министерством был издан указ о переводных экзаменах из класса в класс.

· с двумя древними языками

· с одним древним языком

· без древних языков, но с двумя новыми языками.

Проект Шварца и усиливал классицизм, и шел навстречу буржуазии.

Новый министр Л.А.Кассо добился у Николая II снятия этого проекта с обсуждения в Думе. Циркуляром от 28 марта 1911 года Л.А.Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе.

С назначением министром графа Игнатьева 9 января 1915 года началась работа по сбору материалов о системах образования во Франции, США и Англии. Была рассмотрена новая система образования, планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. Все предметы разбивались на общеобразовательные и воспитательные. В гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были оставлены.

Февральская революция 1917 года подвела черту гимназического образования в России.

Источник

От ЦПШ до университетов. Как учили в Российской империи

срок обучения в гимназии российской империи. Смотреть фото срок обучения в гимназии российской империи. Смотреть картинку срок обучения в гимназии российской империи. Картинка про срок обучения в гимназии российской империи. Фото срок обучения в гимназии российской империи

В достаточно ожесточенном споре тех, кто утверждает, что большевикам досталась абсолютно неграмотная страна, и их оппонентов, с пеной у рта доказывающих обратное, истина, как водится, лежит где-то посередине. Для доказательства этого утверждения позволю себе привести всего лишь одну конкретную цифру: по данным опубликованного до революции научного труда «Население России за 100 лет (1813-1913)» в конце ХІХ века грамотой не владели примерно 63% призванных на службу в Российскую императорскую армию, а в 1913 — около 33% новобранцев. От более чем половины – к трети, прогресс, согласитесь, впечатляющий.

Произошел он по большей части оттого, что именно на начало ХХ века в империи пришелся реальный, как принято говорить сегодня, «прорыв» в области народного образования. При этом доступное для всех сословий обучение как таковое появилось только после отмены крепостного права. До сего момента крестьянство (составлявшее абсолютное большинство населения страны) неграмотным было практически поголовно. Вот поэтому я и буду рассматривать систему образования России с того самого момента, когда она стала представлять из себя хоть что-то действительно массовое.

Прежде всего отмечу, что данным вопросом в стране занимался целый ряд как государственных ведомств, так и, говоря опять-таки в современных терминах, неправительственных организаций. Первым среди тех, кто «сеял разумное, доброе, вечное», было, конечно же, Министерство народного просвещения. А вот на втором, как бы это ни шокировало некоторых умников, считающих церковь вечным гонителем образования и форпостом мракобесия, стоял Синод Русской православной церкви. Занимались народным образованием также ведомства императрицы Марии, «Императорское человеколюбивое общество» и прочие подобные организации.

Несколько особняком стояли учебные заведения специализированные: военного и морского министерств, министерства финансов и внутренних дел. Вот с них-то я и начну. Итак, будущих защитников Отечества готовили (по нисходящей) в военных академиях, офицерских училищах, юнкерских училищах, кадетских корпусах а также военных гимназиях и прогимназиях (вторые стояли на ступень ниже первых). Еще одним видом специализированных учебных заведений можно считать коммерческие училища и институты. Название происходит не оттого, что за обучение в них надо было платить по коммерческим ценам (платным в империи было практически все обучение), а потому, что учили там именно будущих коммерсантов. Примерный аналог будущих советских торговых техникумов и институтов.

К учебным заведениям, относившимся к ведомству церкви, принадлежали не только духовные академии, семинарии и училища, но еще и такой, чуть ли не самый распространенный вид учебных заведений, как воскресные и церковно-приходские школы. В тогдашних воскресных школах занимались вовсе не только дети и изучали там не одно лишь Священное писание. Начальную грамотность (на уровне читать-писать) они тоже давали и приравнивались к начальным училищам. Церковно-приходские школы (ЦПШ) были путем к грамотности для абсолютного большинства малоимущего и неимущего населения Российской империи — ведь они были бесплатными и общедоступными.

Наиболее распространенным средним учебным заведением в России была гимназия. Вот там как раз платить за обучение было необходимо и по карману такое удовольствие было далеко не всем даже в городе. О селянах и говорить не приходилось. Гимназии делились на мужские и женские, государственные и частные, классические и реальные. Последние не давали возможности поступить в университет, поскольку в них не изучался такой важнейший предмет, как латынь. Впоследствии они были преобразованы в реальные училища, делавшие упор на прикладных и точных науках. Высшее образование после них можно было получить либо техническое, либо торговое.

Для совершенно уже неимущей публики из деревень и с рабочих окраин, помимо ЦПШ, имелись еще и другие заведения, относимые к системе начальных народных училищ – земские школы, к примеру. Образование там шло в один-два класса и длилось от 2 до 4 лет. Существовали училища ремесленные (к примеру, железнодорожные). Отдельным видом учебных заведений были различные женские курсы и несколько институтов благородных девиц. Вообще говоря, с образованием слабого пола в России для всех, кроме представительниц дворянства, дело обстояло плохо.

Также отдельное место в образовательной системе занимали заведения, готовившие кадры для нее же самой. К таковым можно отнести учительские семинарии и школы, а также институты. Последние, кстати говоря, тоже были сугубо мужскими. Наконец, венцом народного образования Российской империи были высшие учебные заведения – университеты, коих на всю страну насчитывалось примерно с десяток, и институты, которых, конечно, было больше. Что характерно, институты технологические относились к министерству народного просвещения, а остальные принадлежали тем ведомствам, для которых готовили кадры.

Все это, конечно, достаточно общая картина, рисуя которую я наверняка что-то упустил. Не судите строго. Как вы уже, возможно, поняли, система образования в Российской империи была сложна, запутанна и противоречива. Главными ее недостатками были прежде всего удручающая сословность, порождавшая практически полное блокирование в обществе социальных лифтов и ужасающая бедность: большая часть учебных заведений, где за науку не драли три шкуры, существовала на всяческие пожертвования и благотворительные взносы.

Проект реформы, по которой хотя бы начальное образование в России должно было стать всеобщим, Государственная дума «жевала» лет семь, до 1912 года. По нему нечто подобное нормальной системе обучения детей должно было появиться в европейской части империи году к 1918-му, а на окраинах – к 1920-му. Впрочем, Государственный совет этот проект, внесенный после рассмотрения Думой, благополучно похоронил. В том же 1912 году Николай ІІ, которого нынче кое-кто величает чуть ли не «царем-просветителем», изволил «высочайше начертать», что имеющихся в стране университетов с империи «предостаточно»…

Российская империя, безусловно, располагала далеко не худшей в мире и не такой уж отсталой системой народного образования. Однако стать страной всеобщей грамотности, самой читающей в мире и обладающей мощнейшими научными кадрами, Россия смогла только лишь после установления советской власти.

Источник

Русская школа до 1917 года

С петровского времени можно выделить в России пять образовательных укладов. Первый по времени — это духовная школа (семинария, училище и — позднее — епархиальное училище для женщин). Второе по времени явление — это корпоративная военно-дворянская школа (кадетский корпус и военное училище). Третий уклад — это собственно общеобразовательные учебные заведения: классическая гимназия, земская школа, реальное училище. При Петре играло большую роль заграничное воспитание, которое можно назвать четвертым укладом, со своим законодательным регулированием. Во всем XVIII и первой половине XIX века распространено домашнее образование — пятый уклад. Оно играло гораздо большую роль, чем современный экстернат, и также отдельно регулировалось законодательством. К этим укладам при Александре III добавился шестой — профессиональное образование: средние и низшие технические училища, ремесленные училища, системы профессиональных курсов.

Классическая гимназия существует с Устава 1864 года, который разделил гимназии на два типа: классические и реальные. Классическая гимназия давала беспрепятственный доступ в университет. Здесь было пять главных предметов (латынь, греческий, математика, русская словесность, Закон Божий) и несколько второстепенных (история, география вместе с космографией, чистописание, рисование, один новый язык).

Реальное училище — это второй тип общегражданского образования. Ученики специализировались по общему, технологическому и коммерческому направлениям. Дополнительный 7-й класс готовил реалистов для поступления в высшие технические учебные заведения. В университет их не пускали, особенно на гуманитарные факультеты, но в политехнические вузы реалист мог сдавать экзамен наравне с гимназистом.

Земские школы — это преимущественно начальные училища. Они были очень разными, вплоть до 6-летнего курса, достаточно серьезного и продолжительного. Этот тип больше всего похож на советскую школу, здесь преподавались грамота, арифметика, некоторый объем математики, нужный для практических нужд и некоторые сведения по истории, словесности, естественным наукам.

Серьезно обсуждать проблему начального и среднего образования начали при Александре II, когда готовили пакет документов 60-х годов: 1863 год — выходит университетский устав, 1864 — гимназический устав. Была сознательно отвергнута идея всеобщей начальной школы, ее сочли нереализуемой. Министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой считал так: у нас есть какое-то количество ресурсов… Опыт показал, что крестьяне хорошо реагировали на благоустроенную школу и плохо на дурно устроенную.

Что касается телесных наказаний, то они были регламентированы очень по-разному, причем тут даже нет прямого прогресса. Скажем, учредительные документы народных училищ 1782-1786, телесные наказания вовсе запрещают. А в семинариях и кадетских корпусах их применяли довольно часто. Устав 1804 года их запрещает, а устав 1828 года разрешает их в гимназиях, но только в младших классах. Не было рекомендаций, за что следует пороть, был скорее просто перечень наказаний. Это очень варьировалось в зависимости от школ. Кстати, интересно, что когда разослали проект Устава 1864 года по иностранным специалистам, в нем было предусмотрено запрещение телесных наказаний, и англичане дружно и безоговорочно, а немцы менее дружно и с оговорками, заявили, что нельзя отменять телесные наказания. В этом отношении наша педагогика была прогрессивнее.Тот же Дмитрий Толстой не только не мог допустить телесных наказаний в обычной гражданской школе, он выбил их там, где укоренились они издавна и свирепствовали достаточно жестоко, в семинариях.

Хотя мы «списывали» свою школу с Германии (классическая гимназия, реальная школа, народное училище), были в России и отличия от немецкой и других европейских школьных систем. Разница заключается в еще не преодоленном научном отставании России. Скажем, англичане могли в принципе не учить иностранных языков (хотя древние языки в английской школе поставлены хорошо). Французы считали, что они просто не одарены способностью к новым языкам, поэтому серьезной подготовки в области новых языков французская школа тоже не давала. Немецкая давала только в области одного французского языка. А у нас в гимназии обязательным был один иностранный язык, но требовалось от расписания, чтобы была возможность изучать второй. В этом отношении нашему гимназисту сложнее: нужно было учить два древних языка и один или два иностранных. Не только гимназии, но абсолютно все типы средней школы до революции (кадетские корпуса, семинарии, реальные училища, классические гимназии) предполагали изучение минимум двух языков. С точки зрения имперских специалистов в Советском Союзе вообще не существовало среднего образования.

Если сравнивать русскую дореволюционную и советскую школу, это абсолютно противоположные типы. Для советской школы характерен подход «всеобуча» (единая модель школы). В то время как общеобразовательная школа имела в императорской России много укладов. И ни одному из крупных образовательных деятелей не приходило мысли вводить единую школу. Подобные проекты встречались с ожесточенным сопротивлением. Василий Розанов говорил, что у нас мало типов образования, а нужно их тысячи. Что бы он сказал, увидев советскую школу… Привилегированным учебным заведением Российской Империи была классическая гимназия, и именно этот тип был невоспроизводимым для советской системы. Были попытки Сталина вводить изучение латыни в школах. Но классическая гимназия — это целый ансамбль дисциплин, а не только латынь…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *