спасо каменный монастырь как попасть

Спасо-Каменный мужской монастырь

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Спасо-Каменный монастырь основан около 1260 года, один из древнейших монастырей Русского Севера.

Содержание

История [ править ]

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.

В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

Современное состояние [ править ]

C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

На острове продолжаются работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова. Планируется воссоздание главного объекта монастыря – Спасо-Преображенского собора.

Источник

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попастьmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Удивительны такие места. Казалось бы тут совмещается несовместимое и выглядит все это сказочно. Мы уже обсуждали такие места, вот например Храм Апостола Андрея Первозванного на Вуоксе, а вот колокольня в озере и знаменитая колокольня при Никольском соборе. Но оказывается это еще не все.

На Кубенском озере неподалеку от северо-западного его берега, находится маленьки остров, называемый Каменным. Эта горсть земли, как будто для того и брошена природою в бурные волны озера, чтобы служить почти единственным удобным пристанищем для плавающих. Далеко видно Каменный со всех сторон Кубенского озера. Его белеющие монастырские здания представляются как бы плавающими по гладкой поверхности вод. На самой середине острова возвышается двухэтажный пятиглавый собор Преображения Господня с примыкающими к нему с запада колокольнею и братским корпусом – остаток и памятник знаменитого в древности Спасо-Каменного монастыря

Фото 2.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

История монастыря начинается в XIII веке. 19 августа (по новому стилю) 1260 года князь Белозерский князь Глеб Василькович путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку.

В благодарность Богу построил храм во имя Преображения Спасителя для подвизавшихся здесь двадцати трёх иноков, «. и оттоле прозвася Каменной монастырь. » пишет в Сказании Паисий Ярославов, первый составитель истории Спасо-Каменного монастыря.

После победы над татарами на Куликовом поле начался духовный расцвет Древней Руси. Рассвет монастыря связан с именем афонского постриженика игумена Дионисия Святогорца, позже епископа Ростовского. Он пришел в Москву в 14 веке, во времена Дмитрия Донского, и был назначен в Спасо-Каменный монастырь игуменом. Заложенный им устав и традиции просуществовали здесь многие века.

Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Пётр Каменский и Василий Каменский Христа ради юродивый. Во время жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Васильевич Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие»

Фото 3.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Под руинами Спасо-Преображенского собора в южном пределе покоятся мощи местночтимого святого игумена Кассиана.

Во время его настоятельства в Спасо-Каменном монастыре принял постриг преподобный Иоасаф, сын Заозерских князей. Пять лет длилась его монашеская жизнь. «Была она непродолжительна, но прекрасна и исполнена добродетелей и совершенств духовных». После смерти от мощей преподобного Иоасафа происходили чудесные исцеления.

Фото 4.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Спустя два века после основания монастыря, на острове случился пожар. Погибли в огне древние храмы. На озере разыгралась буря. Пытаясь спастись в ладьях, многие монахи утонули. Уцелевшая братия и настоятель собрали остатки мощей преподобного Иоасафа в ковчежец.

Сын Василия Васильевича Тёмного, князь Андрей Меньшой, поставил в 1481 году на месте сгоревшего деревянного каменный Спасо-Преображенский собор. Это было первое каменное сооружение всего Северного края.

«Первый каменный и первый по красоте» — как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.

Фото 5.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

В 1528 году приезжал на остров Каменный великий князь Василий Иоаннович со второй супругой Еленой Глинской. Они молились о чадородии. Великий князь оставил милостыню братии – 60 рублей на построение тёплой церкви во имя Успения Божией Матери. Через четыре года у них родился сын – будущий царь Иван Грозный.

Фото 6.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

По описи 1670 года на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранились 364 книги, из них шесть древних рукописных на пергаменте. Число братии и прочих насельников составляло 93 человека. В вотчинах монастыря насчитывалось семь сел, четыре сельца и 98 деревень, а «в них 819 душ крестьян мужескаго пола». Таким было состояние знаменитого Спасо-Каменного монастыря во второй половине XVII века.

Фото 7.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Реформы Петра Великого привели к экономическому упадку монастырей.

После страшного пожара в 1774 году указом Синода Спасо-Каменный был упразднен. От огня пострадали древние каменные храмы. Сгорел деревянный ряж (берегоукрепительное сооружение) и стоявшие на нем кельи. Ковчег с мощами преподобного Иоасафа, настоятеля и братию перевели в Вологду в Свято-Духов монастырь. Туда же была отправлена и ризница обители.

Фото 8.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

«Свято место пусто не бывает» — в 1799 году местные купцы, дворяне и начальники прибрежных волостей обращаются к императору Павлу 1 с просьбой дать «добро» на восстановление обители. Через два года просьбу удовлетворяют: «монастырь восстановить переведением в него братии и имущества и причислением к нему угодий заштатной Богоявленской пустыни с именованием его Белавинскою Спасопреображенскою пустынею».

Во время нашествия Наполеона нашли здесь убежище московские монахи. Ими был устроен братско-настоятельский корпус и прекрасный иконостас в Успенском храме.

Фото 9.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

С разрешения епархиального начальства в 1876 году на острове устроили спасательную станцию. Братия вместе с матросами оказывала помощь терпящим бедствие людям летом и зимой.

Фото 10.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

В 1870 году Великий князь Алексей Александрович в сопровождении генерал-адьютанта Посьета посетил древнюю обитель. Неоднократно бывал и служил в монастыре св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Фото 11.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

В 1925 году монастырь закрыли. В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены – нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули — ее оставили в качестве маяка.

С 1945 по 1960 гостиница, колокольня и погреба, все что осталось от монастырских построек, использовались для нужд рыбзавода. Около 1970 года пожар в гостинице окончательно истребляет жизнь из древней обители. До самого восстановления оставшиеся постройки служат временным прибежищем для рыбаков и туристов. Оставшиеся стены Преображенского собора и гостиницы превращаются в поросшие травой развалины, а колокольня все больше приближается к своему разрушению.

Но разрушиться колокольне не дали. Два человека внесли свои имена в историю островной обители – это Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. А с 1991 года начинается областное финансирование восстановительных работ.

По инициативе архитектора-реставратора Александра Алексеевича Асафова в 1991 году началась реставрация храмов ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Производственными работами руководил Александр Николаевич Плигин – беззаветный хранитель Каменного.

Фото 12.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Но в 1993 году Асафов умирает, а в 94 прекращается государственное финансирование ремонтных работ. Весь труд берет на себя А. Н. Плигин. Восстанавливается колокольня, гостиница. В 1998 году строится часовня во имя всех Вологодских святых. 27 января 2004 года умирает Плигин А. Н., по благословению правящего архиерея архиепископа Максимилиана его хоронят на острове. Работы по смерти первых восстановителей не прекратились — эти люди смогли воодушевить других на труд по восстановлению монастыря.

Фото 13.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана образовано «Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» в составе Вологодской епархии. В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.

Фото 14.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Обособленное место острова, находящийся на нем монастырь – многое было причиной того, что это место стало ссылкой для неугодных политических деятелей. Именно сюда был сослан один из ведущих деятелей старообрядческого раскола Иван Неронов. Здесь последние дни жизни провели епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Примечательно озеро и тем что в непогоду здесь бывает настоящий шторм. Неудивительно, что князь-основатель монастыря переживал за свою жизнь попав в непогоду посреди озера, молившись, и дав обет из страха смерти, но не забыв его выполнить после чудного своего спасения.

Фото 15.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Зимой на остров можно дойти по льду. Однако весной лед тает, и тем самым создает проблемы для прибрежных построек. О силе ледяных торосов свидетельствует случай бывший в обители в 1883 году, когда каменный валун весом более чем в 500 пудов был заброшен на крышу келий, большого труда стоило сбросить его с крыши, и до сих пор его можно найти в груде камней лежащей в монастыре. А в 1915 году торосы разрушили башенку маяка, кстати, стоящую на том самом здании куда ранее был заброшен валун.

Для устройства монастыря на острове, в свое время, было сделано все возможное. Живописнейшее место было обустроено для жизни, кроме того, архитектурный ансамбль украшал сам по себе красивый островок. Разрушительная сила реформ, начатых уже другими людьми (не теми кто строил, а уже разрушал), внесла свои поправки. Сейчас мечта возродителей обители – это Преображенский собор. Видать, нет того духа который был у основателей обители, или не хватает людей проникшихся энтузиазмом для возрождения монастыря. Пока на месте древней обители действует только архиерейское подворье, регулярные службы начались только в 2010 году, а возрождением монастыря занимается вдова покойного Плигина Надежда Александровна.

Фото 16.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Кубенское озеро, на котором находится островной монастырь Спас Каменный, расположено в 40-50 км от Вологды по направлению трассы на Медвежъегорск. Попасть непосредственно на остров летом можно только по воде. Зимой смельчаки идут по льду, но крайне не рекомендуем это делать, если нет 100% уверенности в равномерной толщине льда на всем пути.

В настоящее время монастырь после долгого забвения благодаря добровольцам и энтузиастам снова оживает, наполняется энергетикой. Колокольня уже отреставрирована, очереди ждут другие постройки на острове.

Фото 17.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 18.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 19.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 20.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 21.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 22.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 23.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 24.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 25.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 26.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 27.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 28.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 29.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 30.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 31.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 32.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

А вот удивительные фотографии этого места от фотографа Максима Евдокимова

Фото 33.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 34.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 35.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Фото 36.
спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Источник

Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня – одна из самых малых действующих обителей в России – находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно. Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто – ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто – ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто – ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния. В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию игумен Дионисий (Воздвиженский), единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние. Значит, есть возможность действительно исправиться – что отдельному человеку, что обществу в целом.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

– Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?

– Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный – он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников. Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека. Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями. Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь. То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10–15 лет назад. Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?

Монашествующих столько, сколько и должно быть. Господь сказал: «Не все вмещают сие, но кому дано»

А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига – из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.

Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много – это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному. Во времена великих учителей и иноческих наставников – Великих Антония, Пахомия, Макария – в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок. Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело – эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело – век XVIII или XX, к примеру. Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей – это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь – не для всех. Плюс множество соблазнов.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

– Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан – что монашествующих, что мирян?

По причинам внешним монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни!

– Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит. У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти – замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь – путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений. По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.

Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

– Каковы главные трудности северных обителей сегодня – духовные и материальные?

– Мне думается, одна из главных трудностей – это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза. Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо. Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо. Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д. Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.

– Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры – они, впрочем, продолжаются с давних времен – о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, – оба святые, которых мы почитаем?

Да, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно древних обителей, поддерживать необходимо

– Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным. Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия. А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной – о любви к ближнему. Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?

По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы. Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого. Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам. Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры. То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать – и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри – и большие, и маленькие.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

– Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, – это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?

– В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни. Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд. Как бы пафосно это ни звучало.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.

– Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?

– А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо – это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски – всего сотворенного) – правильное устремление.

– Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?

– Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.

А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.

– Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?

– Из прославленных – святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.

спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть фото спасо каменный монастырь как попасть. Смотреть картинку спасо каменный монастырь как попасть. Картинка про спасо каменный монастырь как попасть. Фото спасо каменный монастырь как попасть

Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:

Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 3525179378
КПП 352501001
ОГРН 1073500000155
р/с 40703810312000001013

Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда
БИК 041909644
к/с 30101810900000000644

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *