спас на крови почему закрыт

Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Почему собор назвали Спас на Крови?

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Легенда про икону-предсказательницу

Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.

По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.

Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.

Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?

Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

Источник

Спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Реставрация Спаса на Крови

Необходимость, сложность и длительность реставрационных работ обусловлена историей Спаса на Крови. После закрытия храма более тридцати лет периоды запустения сменялись годами использования здания как склада, при полном пренебрежении и невнимании к памятнику.

17 ноября 1930 года, как исторический памятник погибшим народовольцам, здание было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев под музей «Народной воли».

В ноябре 1931 на заседании Комиссии по вопросам культа при Президиуме Леноблисполкома в повестке дня уже стоял вопрос «О сносе церкви «Воскресенье на крови» в Ленинграде». В это же время начались работы по снятию колоколов.

В августе 1938 года в заключении Отдела охраны памятников отмечалось, что здание подлинной художественной ценности не представляет, и отдел считает возможным разобрать здание. Ценные фрагменты внутренней отделки предлагали передать в ленинградские музеи, а каменную облицовку из ценных пород использовать в новом строительстве.

Сносу церкви, назначенному на 1941 год, помешала Великая Отечественная война.

На основании решения исполкома Ленгорсовета и постановления Совета министров РСФСР в 1958 году памятник взят под государственную охрану.

Решением исполнительного комитета Ленгорсовета 20 июня 1970 года было установлено передать здание на баланс Исаакиевскому собору. Передача состоялась 12 апреля 1971 года.

К моменту приемки Спас на Крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Из-за повреждения гидроизоляции в подвале стояла вода; высокая влажность способствовала повреждению поделочного камня и мозаики. В первую очередь необходимо было осушить помещение и защитить собор от возможных подтоплений. Для этого в подвале установили стальной сварной кессон, предохраняющий от попадания воды канала и грунтовых вод. Работы завершили в 1974 году.

Реставраторы заново смонтировали отопительно-вентиляционную систему, спроектированную инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской. После этого в течение двух лет производили просушку здания. Были восстановлены инженерные сети, металлоконструкции глав и шатров храма. Специалисты отремонтировали кровлю и оконные переплеты.

Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания.

В 1972 году дирекция музея «Исаакиевский собор» заключила ряд договоров с институтами и организациями: Ленинградским инженерно-строительным институтом, Ленинградским горным институтом, Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лабораторией по консервации и реставрации музейных художественных ценностей, Ленинградским художественным училищем им. Мухиной, Трестом геодезических работ и инженерных изысканий. Заключения, данные по результатам обследований, стали основными для разработки проектно-сметной документации на реставрацию собора.

Сорок пять керамических изразцов фасадов храма были воссозданы в мастерской Асеева в 1987–1994 годах.

Облицовочный камень фасадов расчистили и воссоздали утраченные части. Заменили поврежденные элементы глазурованной черепицы на центральном шатре, апсидах и крыльцах. Состав массы, цветовую гамму, режим обжига черепицы разработали специалисты Опытно-механического завода Главленстройматериалов. Изготавливали новую черепицу на Никольском керамическом заводе.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Чтобы восстановить эмалевые купола, изучили старые и новые методики изготовления эмали, адаптировали их для современного производства. Задачу решили в Ленинграде, на Комбинате химико-пищевой ароматики. Автором уникального рецепта стала М. Карабочинская.

Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора.

Пропитавшая кирпичную кладку влага проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы, были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели.

Разработал методику восстановления уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев.

Поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшуюся грязь удаляли школьными ластиками. После промывки оставшиеся загрязнения снимали механическим путем – соскребали скальпелями.

В местах значительной утраты смальты снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Затем готовили эскиз, картон и эталон. Металлическую основу очищали от коррозии, наносили грунт и производили набор утраченного фрагмента.

Снаряд, застрявший в перекрытиях центрального шатра, извлекли саперы под руководством Виктора Демидова в октябре 1961 года. Для этого им пришлось разобрать часть мозаичного панно «Пантократор» в своде центрального купола.

Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

В центральной части иконостаса были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках Царских врат. Само убранство Царских врат полностью отсутствовало.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

У мемориальной сени отсутствовал шатер, сохранились только четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаиками, а также два звена ограды из родонита.

Проект воссоздания сени был выполнен в 1986 году на основе рисунка из отчета А. Парланда, детально произведенных обмеров с натуры и исторических фотографий, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

В ходе подготовки был выполнен сложнейший комплекс работ, включавший в себя реставрацию мемориальной зоны (заново были уложены плиты тротуара и камни булыжной мостовой, установлено звено ограды канала) и реконструкцию самой сени, включая макет из гипса. Сохранившиеся фрагменты сени были отреставрированы мастерами объединения «Реставратор»; утраченные звенья ограды с вазами и полусферами изготовлены заново в Екатеринбурге. Металлические конструкции шатра сени, выполненные на Балтийском судостроительном заводе, были облицованы гипсовыми деталями мастерами ТОО «КАТЭ» и расписаны под камень.

Мрамор иконостаса имел сколы по всей поверхности, натеки, пятна, местами камень вспучился и утратил полировку, мраморный пол на многих участках имел значительные разрушения, повреждена серпентинитовая облицовка стен. Восстанавливали камень бригады специалистов объединения «Реставратор» С. Радченко и А. Щербакова. Утраты у яшм и орлеца восполняли мастера ПО «Русские самоцветы» А. Кореньков, В. Юревич, Д. Горский, А. Браунов и другие.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Сохранились только отдельные части осветительной арматуры. По проекту архитектора В. Н. Вороновой и конструктора Ю. М. Тихомирова, выполненному по материалам архива кинофотодокументов, мастера объединения «Реставратор» изготовили все недостающие осветительные детали.

Более 4 кг золота потребовалось бригаде П. П. Ушакова на позолоту глав, крестов, двуглавых орлов на шатрах крылец, коньковых решеток на центральном шатре и навеса над «Распятием».

Реставрационные работы в храме Воскресения Христова продолжаются и после его открытия как музея 19 августа 1997 года.

В 2005 году мастера ЗАО РПНЦ «Специалист» установили кресты из каррарского мрамора над северной и южной частями иконостаса.

Ряд работ по воссозданию икон афонских святых и реставрации остова Царских врат в 2004–2005 годах провели специалисты ЗАО «Пикалов и сын».

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Двенадцать мозаичных образов афонских святых во фланкирующих столбиках Царских Врат были отреставрированы и воссозданы в 2013 году членом Союза художников России, петербургским реставратором, художником-мозаичистом И. Ю. Лаврененко, разработавшим технологию, специальное оборудование и методики реставрации миниатюрных икон, выполненных из тянутой смальты.

Подготовительные работы по воссозданию декора Царских врат проводились с начала 90-х годов Тщательное изучение архивных фотографий позволило утверждать, что для икон и цветного орнамента была использована ювелирная эмаль. Для работы с эмалями была приглашена художник по эмали, член Союза художников России Л. А. Соломникова. Палитра эмалей, составляющая около 250 цветов, собиралась в течение 8 лет. Металлические части убранства выполнялись под руководством реставратора, художника по металлу В. Ю. Никольского. Работы завершили в 2012 году.

Проводятся работы по воссозданию крестов центральной части иконостаса. Для этого Фонд Академии художеств составил рабочий проект крестов.

Специалисты ООО «Возрождение Петербурга» выполнили значительную часть работ в Спасе на Крови. Среди них реставрация мозаики «Христос во славе» на фронтоне южного фасада, реставрация кровли, керамической черепицы, центрального шатра, золочение главки и креста, а также, ряд работ по обследованию состояния фасадов и конструкций здания.

В настоящее время (2020 год) ООО «Реставрационные мастерские» проводит масштабные работы на фасадах центрального шатра.

Государственный музей «Исаакиевский собор», в состав которого входит Спас на Крови, обеспечивает проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ высококвалифицированными специалистами.

Практически непрерывная реставрация направлена на обеспечение сохранности храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) как объекта культурного наследия, обладающего исторической, архитектурной, художественной и мемориальной ценностью.

Источник

Розенбаум снова мечтает снять леса со Спаса на Крови: как идет реставрация уникального собора

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

В Санкт-Петербурге взялись за сложную реставрацию храма Спаса на Крови — достопримечательности города номер один по версии международного сайта для путешественников TripAdvisor. На шедевр русского зодчества сквозь строительные леса взглянул корреспондент Федерального агентства новостей.

Последняя реставрация знаменитого петербургского храма, возведенного в память об убитом русском царе Александре II, завершилась в 1997 году. Но суровый климат города Петра требует постоянной заботы о творениях архитекторов: при осмотре Спаса на Крови реставраторы обнаружили, что кровля верхних шатров храма, кладка кокошников, опорные элементы и стальная обрешетка за 20 лет пришли в аварийное состояние. Собор Воскресения Христова снова одели в леса и начали тщательную реставрацию с восстановлением металлической стропильной системы, укреплению сохранившейся эмали и воссозданию утраченной керамической черепицы, которой так знаменит собор.

С 1907 года, когда было завершено строительство храма, осталось всего 15% исторической глазурованной черепицы, теперь ее предстоит воссоздать в петербургских мастерских максимально близко к аутентичному оригиналу, да еще и с расчетом на климат невских берегов.

«Леса поставлены с расчетом на долгое время, но мы не хотим, чтобы в городе снова вспомнили слова песни Розенбаума», – шутят строители.

Предыдущая реставрация длилась так долго, что старожилы помнили еще довоенные строительные леса, а петербургский певец Александр Розенбаум в 1986 году в песне о своем любимом городе спел: «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови». Время окончание текущей реставрации строители пока не решаются озвучить: в процессе восстановления столь сложного архитектурного памятника так много нюансов, что точные прогнозы делать непросто.

«Сомнений нет в том, что леса еще постоят, и гости фан-зоны Чемпионата мира по футболу еще будут их наблюдать, – говорит председатель КГИОП Сергей Макаров, – но это та работа, в которой торопиться не нужно, здесь требуется скрупулезное исполнение всех реставрационных нюансов».

Разрешение на первый этап реставрационных работ выделено КГИОПом подрядчику ООО «Возрождение Петербурга» до 8 марта 2018 года, после чего строители будут ждать новых согласований и продления разрешения на восстановление храма теми же специалистами. По словам реставраторов, они бы остались в храме еще лет на восемь для полноценной реставрации.

Первый этап восстановительных работ на центральной главе храма стоит 78 млн рублей, на последующую реставрацию фасадов собора и крыши с куполами городу нужно будет выделить еще 250 млн рублей до 2025 года.

«Важно, что все, что делается на объекте, исполняется по самым высоким стандартам качества – от установки лесов до подборки материалов, – комментирует вице-губернатор города Игорь Албин, осмотревший храм вместе с журналистами. – И профильный комитет, и заказчик задают высочайший стандарт, нам приходится идти по линии сопряжения многих технологий и материалов. Это внешне, с земли, храм воспринимается, как красивый, изящный, совершенный, но при близком рассмотрении оказывается, что время ничего не щадит. В реставрации есть масса специфичных моментов, но я рад видеть, что процесс в такой активной фазе, и что этому достойному объекту уделяется такое внимание. Это культовое место Петербурга и России, и хотелось бы, чтобы мы как можно скорее завершили работы, сняли леса, и жители и гости города снова наслаждались бы великолепием этого храма».

Храм Спаса на Крови – один из самых посещаемых храмов-музеев Санкт-Петербурга. Он принимает 1 млн 200 тысяч человек в год. Внутри у него находится настоящий музей мозаики – самая большая мозаичная экспозиция в Европе размером более 7000 квадратных метров. Для ее сохранения к концу 2018 года в здании установят систему воздушного отопления с кондиционированием.

Источник

Спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Реставрация Спаса на Крови

В конце 1930 года собор был закрыт как действующий храм и передан Ленинградскому отделению общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев для создания в его стенах антирелигиозного музея. Но освоить это грандиозное сооружение а, главное, содержать его должным образом политкаторжанам оказалось не под силу. В течение года храм пустовал.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов выносит решение о целесообразности разборки Спаса по частям. Спустя три года комитет по охране памятников революции, искусства и культуры выдает Ленсовету письменное разрешение на снос этого здания. Акция была запланирована на 1941 год. С началом Великой Отечественной войны взрывники были отправлены на фронт, а в соборе во время блокады Ленинграда устраивают морг. В послевоенные годы его используют как склад декораций Малого оперного театра.

Под охрану государства собор был взят в 1968 году. На основании решения исполкома Ленгорсовета № 535 от 20.06.1970 г. вскоре происходит передача собора на баланс Государственного музея «Исаакиевский собор». К моменту приемки Спас на крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Пять куполов храма имели значительные утраты цветной ювелирной эмали. Северо-восточная глава была раскрыта на 3/4 всей площади. На центральном шатре и большой апсиде имелись разрушения цветной глазурованной черепицы. Были коррозированы и деформированы металлические оконные переплеты, отсутствовало отопление.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Колебания креста колокольни (массой более 600 кг и высотой 6 м) привели к расширению швов между мозаичными блоками, набранными золотой канторелью. Это открыло доступ влаге, которая стала причиной обрушения части окрытия.

Золоченые через огонь главы двух малых апсид были сильно загрязнены, система молниезащиты нарушена, из-за чего в 1966 году молния срезала крест северо-западной главы.

Были утрачены мозаики в цоколе и изразцы южного и северного фасадов, повреждены мозаики колокольни «Константин и Елена» и «Распятие».

В интерьере храма, подвале и на западной стороне притворов имелись трещины. Больше всего пострадали мозаики южной стены, поскольку именно здесь были резкие перепады температур. Полностью утрачена мозаика первого яруса северо-восточного пилона и на 50 % – мозаика второго яруса. Попадание артиллерийского снаряда в центральный купол стало причиной утраты 6,25 кв. м мозаики «Пантократор».

В плохом состоянии находился мрамор иконостаса: сколы по всей поверхности, натеки, пятна, местами камень вспучился и утратил полировку. На главном иконостасе с севера и юга были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках царских врат.

Резьба вокруг икон имела разрушения. Царские врата проржавели, утратили свой первоначальный облик. Украшавшие их иконы «Благовещение» и «Четыре евангелиста», выполненные в технике ювелирной эмали, утрачены, также как и кресты кокошников иконостаса.

Тревогу вызывало состояние мозаичного мраморного пола собора. Большие утраты были его в центральной части, и особенно у северо-восточного пилона, где сгорели декорации Малого оперного театра. При пожаре была разрушена облицовка цоколя пилона из лабрадорита. Сильно пострадал цоколь стен, облицованный итальянским серпентинитом. Камень почти полностью утратил полировку, покрылся натеками, во многих местах его поверхность вспучилась и деформировалась.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Были большие повреждения в убранстве северного и южного киотов: частично утрачены резные яшмовые розетки колонок и на кварцевых пластинах, разрушены кресты в навершиях.

Сень собора утрачена почти полностью, отсутствовал ее шатер, сохранились только четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаиками, а также два звена орлецовой балюстрады.

Однако, прежде чем приступить к реставрации, необходимо было защитить основание собора от подтопления и восстановить все инженерные сети. Этот проект разработал главный инженер 9-й мастерской института «Ленпроект» В. Д. Синьков.

Перед тем, как приступить к работе, установили причины подтопления. Их было несколько. Надежный «глиняный замок» Парланда разрушили при прокладке инженерных коммуникаций на площади возле храма в конце 1930-х годов, и грунтовые воды стали поступать в подвал. Во время строительства нового моста через канал набережную у храма разобрали. Основание моста было свайным, но при проектировании и строительстве не обратили должного внимания на сопряжение устоев моста и конструкции набережной. В результате фильтрат воды из канала стал проникать в подвал Спаса на крови.

После обследования, изысканий, изучения архивных материалов было найдено техническое решение внутренней гидроизоляции всех подвальных помещений храма-памятника площадью 520 кв. м. Это сделали при помощи металлического кессона следующей конструкции:

Итого толщина конструкции при стальной гидроизоляции составляла около 24 см.

Конструкция гидроизоляции анкеровалась на глубину 300 мм (шаг анкеров в стенах 500 мм, в полу – 1 м). Для устройства кессона было затрачено 33,5 т металла, в том числе стального листа толщиной 4,5 мм.

В 1973–1974 годах специалисты Главленинградинжстроя завершили устройство кессона, и работы по монтажу внутренних инженерных коммуникаций продолжились. Были проложены теплотрасса, электрокабель, водопровод и канализация. С 1974 года началось восстановление внутренних инженерных сетей. Наиболее сложным был монтаж отопительно-вентиляционной системы, спроектированной инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской.

Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания.

В 1972 году дирекция музея «Исаакиевский собор» заключила договоры со следующими институтами и организациями:

Эти изыскания, исследования, рекомендации и методики легли в основу разработки проектно-сметной документации на реставрацию собора.

Уникальность убранства Спаса на крови предопределила в ходе реставрации ряд технических сложностей, в том числе с воссозданием эмалевого покрытия куполов. Ювелирные эмали для храма были изготовлены в 1896–1898 годах на московской фабрике Постникова. Область применения эмали всегда была достаточно узкой из-за технологической сложности ее производства. В основном она использовалась в ювелирном деле. Поэтому покрытие куполов храма ювелирной эмалью – смелое и необычное решение Парланда.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Чтобы восстановить эмалевые купола Спаса, пришлось изучить и старые, и новые рецептуры эмали, адаптировать их для условий современного эмалевого производства. Эти работы сами по себе не имеют аналогов, но к эмалям Спаса были предъявлены дополнительные требования: повышенная кислотостойкость, твердость, соответствие палитре первоначальных эмалей, хорошая адгезия к медной основе и отсутствие токсичных веществ. Выполнить последнее условие оказалось особенно сложным.

В первоначальную рецептуру эмалей входили мышьяк и сурьма, которые снижали температуру их обжига. В современном производстве наличие таких веществ недопустимо. Однако без них температура обжига повышалась до температуры плавления меди, и медные выколотные детали окрытия глав деформировались. К сожалению, московские специалисты не смогли справиться с этой проблемой, и решать ее пришлось в Ленинграде, на комбинате химико-пищевой ароматики. Автором уникальной рецептуры стала М. М. Карабочинская. Ее эмали были признаны не хуже прежних, постниковских.

Были сложности и при изготовлении цветной глазурованной черепицы, которой окрыты центральный шатер, чердаки апсид, а также шатры и скаты четырех крылец. Первоначально черепица и изразцы для Спаса выпускались на заводе Харламова в 1897–1906 годах. Было изготовлено 196 изразцов 21 рисунка и 22 000 штук черепицы 74 типоразмеров. Повторить такой заказ в условиях современного производства оказалось невозможным, и пришлось, к сожалению, отступить от первоначального проекта и свести модификации черепицы к 15 типоразмерам. Большую помощь оказали специалисты тонкой керамики Главленстройматериалов, подобравшие состав массы, цветовую гамму глазурей и режим обжига черепицы.

Заказ был размещен на Никольском керамическом заводе. Пришлось столкнуться с тем, что качество первоначальной черепицы выше, чем у современной. Применяющийся сейчас химический способ гашения извести полностью ее не гасит. И уже в процессе эксплуатации у оставшейся в черепке извести процесс гашения продолжается, разрывая глазурованное покрытие. Приходится укреплять глазури и подкрашивать их кремнеорганическими красками.

Сорок пять керамических изразцов фасадов храма воссозданы в мастерской М. Асеева в 1987–1994 годах.

Методики реставрации каменного убранства были разработаны на основании обследований Горного института. Крупные утраты восполнялись в натуральном камне и крепились на пиронах и эпоксидном клее, мелкие – путем мастиковок.

В интерьере храма больше всего пострадали камни, содержащие кальций – серпентинит и мрамор. Исследования показали, что основную массу продуктов разрушения камня составил гипс.

Восстанавливали камень бригады специалистов объединения «Реставратор» С. Радченко и А. Щербакова. Утраченную резьбу киотов из орской, аушкульской яшм и орлеца восполняли мастера ПО «Русские самоцветы» А. Кореньков, В. Юревич, Д. Горский, А. Браунов и другие (1989–1992 гг.). Разрушенные фрагменты орлецовой балюстрады сени изготовили мастера Первоуральской ГРП ПО «Уралкварцсамоцветы» из родонита Кургановского месторождения в течение 1989–1994 гг. Подбор родонита производил художник Р. Абдулин Камнерезные работы выполнили мастера Ю. Гашков и С. Лаптев. В 1992 году на ТОО «Риф-М» г. Свердловска воссоздали четыре угловые вазы и две полусферы, завершающие столбы орлецовой балюстрады. Автор-исполнитель этих работ С. К. Загоревский.

Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора, к которой приступили через 2 года после запуска отопительно-вентиляционной системы. Влага, пропитавшая кирпичную кладку, проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы. На иконах и орнаментах были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели. Разработал методику реставрации и воссоздания уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Сначала мозаика проходила тщательное обследование, результаты которого наносились на обмерные схематические чертежи. Затем поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшиеся загрязнения удаляли школьными ластиками. Высолы после промывки снимали механическим путем – соскребали скальпелями. Значительные утраты смальты наблюдались в местах крепления мозаичных блоков к кирпичной кладке вследствие коррозии металлических костылей, а также в местах коррозии арматуры внутри блока. В этом случае, прежде всего, снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Для воссоздания утраченного фрагмента готовили эскиз, картон и эталон. Металл очищали от коррозии, покрывали антикором, дважды – суриком. На этот участок наносился грунт и производился набор утраченного фрагмента.

Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева.

Утраченные мозаики «Апостол Петр», «Св. Спиридоний Тримифунтский», выполненные по оригиналам А.Н.Новосельцева, «Константин и Елена» по оригиналу Ф. С. Журавлева, а также иконы интерьера «Св. апостол Иоанн Богослов» и «Св. апостол Иаков Заведеев» по оригиналам А. Ф. Афанасьева воссоздали по живописным эскизам художников А. А. Любимова и В. Г. Корбана.

Четыре иконы афонских святых, украшающие фланкирующие столбики Царских врат собора, были отреставрированы и восемь икон воссозданы благодаря энергии, настойчивости и мастерству И. Ю. Лаврененко. Эти миниатюрные образы уникальны, в каждом сохранена специфика мозаичного искусства. Они набраны «на скол», то есть не отшлифованы. При освещении благодаря бликам образ как бы оживает.

И. Ю. Лавриненко разработал технологию и специальное оборудование для изготовления тянутой смальты, создал методики реставрации сохранившихся образов и определил иконографию недостающих, сам исполнил эскизы, картоны, эталоны и набор утраченных икон. Иконы афонских святых набирались тянутой смальтой, имеющей вид «дротиков» разной конфигурации – треугольной, квадратной, овальной и др. Сечение модуля такой смальты – до 1 мм. Началась реставрация миниатюрных образов в 1998 году с иконы «Св. Прокопий». В 2013 году воссоздание утраченных икон было завершено. Над каждой иконой И. Ю. Лавриненко трудился около года, такая мозаика состоит из 20 000 элементов.

спас на крови почему закрыт. Смотреть фото спас на крови почему закрыт. Смотреть картинку спас на крови почему закрыт. Картинка про спас на крови почему закрыт. Фото спас на крови почему закрыт

Большая работа предстояла по воссозданию Царских врат, от которых остались только металлические створки, дубовая основа не подлежала реставрации. Но на этих створках сохранились отверстия от крепления серебряного оклада и эмалевого декора. В основу воссоздания Царских врат легли черно-белые фотографии из архива кинофотодокументов, цветная литография Карелина «Освящение алтаря» и эскизы Н. Бруни, по которым воссоздавались иконы Царских врат.

Все работы по металлу выполнялись под руководством художника-реставратора В. Ю. Никольского. Одновременно с работой по металлу шла работа по воссозданию эмалевых икон. Для работы по воссозданию эмалевых икон была приглашена Л. А. Соломникова. 14 марта 2012 года, в день памяти императора Александра II, были совершены Божественная литургия и чин освящения Царских врат.

Надеемся, что эти уникальные мастера продолжат работу по воссозданию утраченного декора иконостаса – бронзовых эмалевых складней с рельефными изображениями святых апостолов.

Не менее трудоемкой оказалась работа по воссозданию осветительной арматуры Спаса на крови. Сохранились только кольца в центральном и малых барабанах, световые арки, штоки от люстр и фонарей, а также кронштейны от бра над сенью. По проекту архитектора В. Н. Вороновой и конструктора Ю. М.Тихомирова, выполненному по материалам архива кинофотодокументов, мастера объединения «Реставратор» изготовили все недостающие осветительные приборы для храма-памятника.

Более 4 кг золота потребовалось бригаде П. П. Ушакова на позолоту глав, крестов, двуглавых орлов на шатрах крылец, коньковых решеток на центральном шатре и навеса над «Распятием».

Ровно через 90 лет со дня освящения и открытия храма Воскресения Христова, 19 августа 1997 года, был завершен первый этап его реставрации, и музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей. Реставрация продолжается. Предстоят работы по воссозданию облицовки входных дверей, шатра сени, топазовых крестов и эмалевых складней иконостаса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *