спас на крови ограда
Решетка Михайловского сада
Решетка Михайловского сада у Спаса-на-крови, Санкт-Петербург Наталья Маруева
Прогуливаясь вдоль канала Грибоедова в районе Спаса-на-Крови, нельзя не обратить внимание на великолепную решетку в стиле модерн, отделяющую Михайловский сад от набережной. Она поистине уникальна, но самое интересное, что создатель остался неизвестным. Многие приписывают ее мысли архитектора Альфреда Парланда, создавшего Спас-на-Крови, тем более, что по времени события совпадают — это конец 19—начало 20 веков. Именно на этом месте в 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, в честь чего и возведен собор, а на ограде Михайловского сада установлена мемориальная доска.
Что посмотреть
Решетка стоит на парапете, облицованном красными гранитными плитами. Она состоит из 36 колонн, обложенных цветным кирпичом в виде спирали. Снизу и сверху они отделаны белым камнем, что придает им изысканный вид. Несколько столбов и ворота украшены изразцами с изображением диковинных цветов и птиц. Большая часть майолики была утрачена и пока не воссоздана.
Основа ограды — кованые решетки с замысловатым растительным орнаментом — распускающиеся цветы, ветки — их поистине можно назвать чугунным кружевом, созданным мастером высочайшего уровня. Над воротами установлены интересные фонари — это точная копия тех, что были здесь 100 лет назад, но с поправкой на современные реалии — на них «надета» антивандальная сетка. Впрочем, она выглядит вполне органично. Когда в начале нового тысячелетия началось восстановление, в Русском музее нашли документы, по которым видно, что на воротах висел царский вензель Александра II. Новые ворота и решетка в точности повторяют рисунок старых.
Практическая информация
Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова. Координаты: 59.939924, 30.329740.
Как добраться: от Невского пр-та свернуть на набережную канала Грибоедова в сторону храма Спас-на-Крови.
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
КГИОП восстанавливает ограду часовни-ризницы Спаса на крови
В 2017 году в рамках программы КГИОП проводится реставрация трех звеньев, цоколя и столбов ограды, примыкающей к часовне-ризнице Иверской иконы Божией Матери Собора Воскресения Христова («Спас на крови»). Сегодня представители КГИОП оценили ход реставрационных работ.
В 2017 году на реставрацию ограды из бюджета Санкт‑Петербурга по программе КГИОП выделено 27,5 млн. рублей. Работы выполняет ООО «СТРОЙТЕХУСЛУГИ».
При детальном исследовании ограды специалисты пришли к выводу, что она находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Значительная часть металлических конструкций утрачена, сохранившиеся звенья серьезно повреждены коррозией, облицовочный кирпич потрескался.
Проектом реставрации ограды предусмотрены работы по комплексной очистке цоколя из красного гранита щадящим сухим воздушно-абразивным струйно-вихревым методом (СВАО), реставрация элементов ограды (очистка от старых красочных наслоений, удаление коррозии, восполнение утрат методом ковки, грунтование и окрашивание поверхности), а также реставрация каменных столбов, облицованных цветным орнаментированным кирпичом, и элементов (базы, капители, пояски) из эстляндского мрамора.
В кузнице мастера художественной ковки представили особенности работы по воссозданию и реставрации металлических элементов ограды. В воссоздании одной детали участвуют несколько мастеров. Время работы в зависимости от сложности и размера элемента может составлять от трёх до десяти дней. Используя мягкие марки стали, которые при всей своей прочности легко поддаются ковке, кузнецы повторяют характер и объем утраченных исторических фрагментов.
Разработка проектной документации на реставрацию трех звеньев ограды часовни-ризницы началась в 2015 году за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга по программе КГИОП.
Работы по реставрации трех звеньев, цоколя и столбов ограды завершатся до конца 2017 года.
Ограда Храма Воскресения Христова («Спаса на крови») была создана в 1903-1907 годах создана по рисунку архитектора Альфреда Парланда – автора проекта самого храма и часовни Иверской иконы Божией матери с ризницей (хотя в ряде источников авторство ограды приписывается художнику Эрнесту Кверфельдту).
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала напротив Михайловского сада участниками организации «Народная воля» был смертельно ранен император Александр II. На месте ранения императора была сооружена временная деревянная часовня, затем был объявлен конкурс на проект храма-памятника, победителем которого стал Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев).
В октябре 1883 года состоялась торжественная закладка храма. Строительство его велось 24 года, и 19 августа 1907 года собор Воскресения Христова был освящен.
Одновременно с завершением строительства храма в 1907 году было завершено строительство рядом стоящей часовни-ризницы, автором которой также стал Альфред Парланд. Часовня-ризница была освящена митрополитом Санкт‑Петербургским и Ладожским Антонием во имя Иверской иконы Божией матери в 1908 году. С самого начала это сооружение использовалось не как часовня – помещение, где верующие читают молитвы, совершают молебны, а как ризница – помещение для хранения богослужебного облачения священников, церковной утвари, богослужебных книг. В ней хранились архивные материалы, посвящённые строительству храма Воскресения Христова, рисунки Виктора Васнецова для мозаик храма Воскресения Христова, иконы, дары в память о кончине императора Александра II.
От Михайловского сада храм отделяет полукруглая кованая ограда с воротами напротив восточного фасада собора. Эта решетка в духе раннего модерна является одной из самых красивых в Петербурге и составляет неотъемлемую часть архитектурного ансамбля «Спаса на крови».
Полукруглая ограда длиной более 250 метров была изготовлена в 1903-1907 годах на художественно-слесарном заводе «Карл Винклер», где создано большинство кованых решеток начала XX века, по сей день украшающих старые дворы Петербурга, балконы и ограждения лестниц.
Ограда установлена на высокий гранитный цоколь между фигурными цилиндрическими колоннами, которые облицованы фасадным кирпичом двух тонов, изготовленном на предприятии князя Голицына. Навершия и базы мощных опор вырезаны из эстляндского мрамора на фирме «Кос и Дюр» (она же поставляла мрамор для облицовки самого «Спаса на крови»).
Ограда состоит из 52 больших (4 на 3,7 м.) звеньев с крупным растительным орнаментом. Еще 5 секций аналогичной ограды отделяют ризницу «Спаса на крови» от проезда ко 2-му Садовому мосту.
Первозданный вид симметричной ограды был нарушен в 1960-е годы, когда вдоль Марсова поля проложили трамвайную магистраль с выездом на Троицкий мост через мост, названный в 1975 году мостом Гриневицкого (ныне Новоконюшенный). В связи с прокладкой трамвайного проезда между Михайловским садом и зданием бывшей Школы народного искусства (дом № 2-а по набережной канала Грибоедова) ограду около ризницы пришлось «разорвать», а снятые секции установить вдоль трамвайного проезда.
К 1990-м годам одна из красивейших оград города пришла в плачевное состояние. От неё осталось лишь 50% деталей (железо, которое в начале XX века использовалось на заводе «Карл Винклер», было не высшего сорта и не выдержало петербургского климата). Половина металлических конструкций была утрачена, а сохранившиеся звенья серьезно повреждены коррозией. Облицовочный кирпич потрескался, исчезли фонари (лампионы) над воротами ограды и изразцы со столбов. Реставрация требовала серьезных затрат. Спонсором этого масштабного проекта в 1998 году выступила компания J.Т. International.
Работы по восстановлению ограды Михайловского сада начались в конце 1990-х годов. Мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий. Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам). На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот.
В ходе реставрации решетки был восстановлен цоколь, 33 звена ограды, столбы, а также ворота с вензелями, изразцы и кованые фонари. Звенья ограды снимали и отвозили в кузнечную мастерскую, где кружево разбирали, чистили и, сверяясь с архивными фотографиями и чертежами, отковывали по старинным технологиям недостающие фрагменты. Изразцовые вставки на столбах ограды были утрачены практически полностью. Удалось вернуть 25 изразцов с 5 видами орнаментов, причем за образец брали кусочки изразцов, сохранившиеся на ризнице «Спаса на крови». Нестандартной конструкции стеклянные плафоны для фонарей заказывали в Гусь-Хрустальном.
В 2005 году за счет внебюджетных средств («Фонд Искусств Фаберже») выполнялись реставрационные работы по воссозданию двух кованых фонарей и вензелей Александра III с ворот ограды, реставрационные работы по воссозданию керамических изразцов-вставок на столбах ворот ограды.
Ограда у собора Спаса на Крови
Ограда Храма Воскресения Христова («Спаса на крови»)
наб. канала Грибоедова
Автор(ы): архитектор А. Парланд
Архитектурный стиль: модерн
Объект культурного наследия федерального значения
Ограда Храма Воскресения Христова («Спаса на крови») была создана в 1903-1907 годах по рисунку архитектора Альфреда Парланда на заводе компании «Карл Винклер». Кованая оград, длиной более 250 метров, отделяет от собора Михайловский сад и обрамляет ризницу, она выполнена в стилистике раннего модерна по мотивам древнерусских растительных росписей и считается одной из самых красивых в Петербурге. Изначально она представляла собой единое целое: ограда у часовни-ризницы и у собора не была разделена.
В 1975 годы, когда вдоль Марсова поля стали прокладывать магистраль, ограду пришлось разделить и переместить. Поэтому в настоящее время несколько её секций отделяют ризницу Спаса на Крови от проезда ко 2-му Садовому мосту.
В советское время ограда Храма Воскресения Христова поновлялась.
В 1990-х годах ограда пришла в плачевном состоянии и в 2000-х годах была начата её реставрация. Была отреставрирована часть ограды вдоль Михайловского сада: восстановлен цоколь, часть звеньев, столбы, ворота с вензелями, изразцы и кованые фонари. Но пять звеньев справа от ризницы в тот период не реставрировались. Полностью работы по реставрации были завершены к концу 2017 года.
Ограда состоит из 50 больших звеньев с крупным растительным орнаментом, размером 4 на 3,7 м.
Спас на крови ограда
Кованая ограда Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови как часть уникального архитектурного ансамбля
Альфред Александрович Парланд создал в конце XIX–начале XX века удивительный по красоте архитектурный ансамбль в центре столицы империи, являющийся по сей день для петербуржцев и гостей города одним из любимых мест в Санкт-Петербурге. Как невозможно представить набережную канала Грибоедова без Спаса на Крови, так немыслим храм-памятник без ограды, которая не столько отделяет его от сада, сколько оформляет окружающее пространство в единое архитектурное целое. Именно решётка является связующим звеном между церковью и часовней-музеем. Часовня-музей была построена в 1906–1907 годах специально для хранения многочисленных пожертвованных предметов церковного искусства, присылаемых для строящегося мемориального памятника из разных губерний России, а также эскизов оформления, чертежей и планов здания (к примеру, живописных работ художника Виктора Михайловича Васнецова для мозаичных образов Спаса на Крови). К сожалению, личный архив архитектора, как и документы, находившиеся до 1918 года в часовне-музее, не сохранились. Но нет сомнения, что автором проекта, по которому была создана одна из красивейших железных решёток Санкт-Петербурга, был сам Альфред Александрович Парланд. Двадцать четыре года своей жизни он отдал строительству храма Воскресения Христова или, как его стали называть после открытия, Спаса на Крови, являясь не только его архитектором, инженером-строителем, но и декоратором.
Декоративное оформление здания происходило по проекту Парланда от 14 января 1897 года. В нём архитектор уделил большое внимание убранству стен: они сплошь покрыты иконографическими изображениями и орнаментами. Изучавший в Италии росписи стен и превосходно владевший техникой рисунка, Парланд сам составил планы и эскизы орнаментальных украшений в стиле московской архитектуры XVII века. Изумительные по изяществу гирлянды из листьев, цветов, фруктов не только отделяют одно иконописное изображение от другого, но и объединяют их в целостную картину, придают им стилевое единство. Растительный орнамент является организующим началом в декоративном убранстве церкви, присутствуя почти в каждой детали: от наверший иконостаса до дверей и люстр.
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент декоративного убранства храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба по камню
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент навершия иконостаса храма Воскресения Христова
1900-е годы
Итальянский мрамор, резьба
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент орнамента северного киота храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба из орской яшмы на молочно-белом кварце
Изысканная решётка Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови является неотъемлемым элементом уникального единого архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Как мемориальный памятник, построенный «в русском стиле» по желанию заказчика (императора Александра III) разительно отличается от зданий Петербурга, преимущественно выполненных в европейских стилях, так и железная решётка в стиле модерн выделяется на фоне строгих классических ограждений города, повторяя в витиеватых изгибах кованых деталей растительный орнамент, доминирующий в интерьере церкви. И как критиковали искусствоведы (впрочем, их имена история не сохранила) Спас на Крови, главное наследие Парланда, обвиняя зодчего в использовании «пряничных форм» в архитектуре и «кричащих красках» 10 в оформлении, так и ругали ограду. Но замысловатые цветы, созданные гением Парланда на бумаге и воплощённые в стали лучшими петербургскими мастерами по металлу, оказались революционным явлением для городской среды начала XX века. В решётке соединилось зарождающееся искусство модерна и русская архитектурная традиция орнаментации стен: только в данном случае поверхностью декорирования служит сама природа Михайловского сада, так как железные плавные линии, складывающиеся в хрупкие цветы, кажутся застывшими причудливыми формами на фоне живых деревьев. Творения Парланда выдержали испытание временем: даже спустя сто лет невозможно пройти мимо и не восхититься подлинными произведениями искусства — как архитектурным памятником, так и изумительной решёткой рядом с ним. Сложные по рисунку и исполнению кованые декоративные элементы, выполненные с неповторимым изяществом, свидетельствуют о таланте Альфреда Александровича Парланда как декоратора и об искусстве мастеров петербургского «Художественно-строительно-слесарного завода Карла Ивановича Винклера», создавших настоящий шедевр из металла и внесших большой вклад в архитектурное оформление одного из красивейших мест Петербурга.
Наталия Юрьевна Толмачева,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
Библиографический список: