спас на крови особенности
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Восемь удивительных фактов о Спасе на Крови
18 октября исполняется 135 лет со дня заложения храма Спас на Крови – одного из самых красивых и загадочных храмов Санкт-Петербурга. Девятикупольный красавец-храм, построенный в редком для северной столицы стиле русского зодчества, стоит на набережной канала Грибоедова. Чего только не было в его истории! Он трижды мог быть разрушен и чудом уцелел, в нем были морг и овощехранилище, склад театральных декораций и камнедробильная мастерская. А сколько удивительных историй и загадок хранят его стены! К 135-летию с начала строительства «МИР 24» знакомит вас с историей храма и его легендами.
Почему он так называется
Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.
Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.
Мостовая внутри храма
Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).
В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.
Мозаика вместо росписи
Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.
Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.
Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia
Трижды избежал разрушения
В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».
Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.
Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.
В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.
Морг и овощехранилище
В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.
После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.
Фугас под куполом
Реставрация длиной в четверть века
К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.
Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.
В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.
Легенды и мифы Спаса на Крови
Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.
По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.
Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Гибель императора Александра II
Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.
Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.
Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:
« Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство ».
« Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался » (В.О.Ключевский).
История возведения храма
На месте трагедии, где « пролилась священная кровь Государя », соорудили временный памятник и поставили часового.
Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.
Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.
В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.
Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.
Всепобеждающая красота
Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.
Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.
«Заговоренный» храм
В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.
Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Архитектура храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
Фотографии
Санкт-Петербург — самый русский и в то же время европейский город России, построенный в лучших традициях отечественной и западной архитектуры. Ярким доказательством вышесказанному служит Храм Спас-на-Крови, возведенный на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Святое сооружение выглядит неожиданно празднично и радостно на фоне окружающих его строгих построек. Но при этом он так органично вписался в облик города, что невозможно представить себе канал Грибоедова без этого строения.
«Русский стиль»
Храм был возведен на месте гибели императора Александра Второго. Его приемник, Александр Третий распорядился построить храм в исконно русском стиле. Данная эпоха ознаменовалась возвращением России к своим корням, ее уходом от всего западноевропейского.
Авторами проекта стали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Мастерам пришлось для работы над проектом изучать храмы, возведенные в Москве и Ярославле в семнадцатом веке. Именно в подобных архитектурных изысканиях начали формироваться основные черты «русского стиля». Петр Первый не столь активно развивал это направление в зодчестве, поэтому Парланд начал с тщательного рассмотрения лучших старинных образцов соборов.
«Русскому стилю» присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями его являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что «русский стиль» зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса-на-Крови не было ни одного строения, выполненного по его «канонам».
Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько «затёрли» исконную “русскость” в зодчестве, посему свою главную задачу усматривал в ее возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки.
В итоге, храм стал собирательным образом отечественной православной церкви семнадцатого века. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие нашей архитектуры и культуры, но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов.
Архитектурный облик
Спас-на-Крови — это четырехстолпный храм, свод которого зиждется на четырех опорах. В основе строения — четверик. Над храмом расположены пять глав: в середине шатровая, а по бокам — луковичные.
Центром храма является восьмигранный шатер, который устремлен ввысь. В основании его устроены восемь продолговатых окон, украшенных резными кокошниками. Над ними шатер сужается. Венчает шатер фонарь с главкой, увенчанной крестом. Это самый высокий купол храма. Но он меньше окружающих его куполов, отчего создается впечатление, словно храм уходит в глубину небесного свода.
Эти пять глав покрыты ювелирной эмалью, причем, узор каждой главки не повторяется. От этого облик храма получился сказочным и легким. Впервые для покрытия куполов использовали медные пластины с нанесением на них эмали. До того времени эмали использовались только в небольших ювелирных произведениях. Площадь покрытия в храме превышает тысячу квадратных метров.
Именно этот разноцветный хоровод куполов делает Спас-на-Крови схожим с московским собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. В архитектурно-стилистическом плане храмы очень сильно отличаются друг от друга.
Восточная часть храма украшена тремя небольшими золочеными куполами, венчающими полукруглые алтарные аспиды. В западной части обустроена колокольня над местом трагической гибели императора. Вверху — самый большой купол. Всего на храме установлено 9 куполов разных размеров.
Колокольня выполняет особую роль в архитектуре храма. Именно на этом месте был убит император. Внутри сохранилась брусчатка и фрагмент забора, у которого произошла трагедия. Колокольня немного выдвинута за границы набережной и словно врезана в русло канала. Из-за такого решения в храме отсутствует традиционный центральный вход, а с боковых сторон колокольни устроены крыльца-притворы, выполненные в стиле русских теремов.
В архитектуре храма очень много символизма. Это отражается и в узорах на стенах и в пропорциях церкви. Центральный шатер поднимается над землей на 81 метр, что соответствует году, когда погиб император. Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра Второго. Длину храма с запада на восток составляет 56,7 метров, ширина по центру равна 30,1 метрам, в западной части — 44,1 метра.
Спас-на-Крови являет собой лучший образчик русской самобытности. Архитектору удалось так органично вписать его в окружающий ландшафт, что он не выглядит чужеродным или неуместным. Напротив, он украшает и оживляет панораму улицы.
Спас-на-Крови
Храм Спаса-на-Крови
Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге – один из самых красивых и великолепных соборов не только города на Неве, но и всей России. Он является одновременно православным храмом и мемориальным памятником, напоминающим об одной из трагических страниц в истории нашей страны. Расположенный в историческом центре Северной столицы, на набережной канала Грибоедова, который в прошлом именовался Екатерининским, Спас-на-Крови впечатляет своей монументальностью и величием.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Спас-на-Крови
Основные моменты
Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Кроме того, прообразами для него стали московские храмы Троицы в Останкине и Никитках, а также ярославские: Иоанна Предтечи в Толчкове и Иоанна Златоуста в Коровниках. Однако отличия между ним и названными культовыми сооружениями очевидны. Спас-на-Крови не только по архитектурным, но и художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным.
Четырехугольное здание, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами, три апсиды закругленной формы с золотыми главами на восточной стороне и фронтоны-кокошники, украшающие северный и южный фасады, делают эту монументальную православную святыню узнаваемой во всем мире. Не меньше впечатляют высота Спаса-на-Крови, составляющая 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек.
Отдельные туристы, особенно из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург и Россию впервые, даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 135 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.
Собор Воскресения Христова на Крови – яркий памятник отечественного зодчества, в котором нашли свое воплощение лучшие традиции русского архитектурного стиля. В настоящее время он является музеем, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице.
Золотой двухглавый орел на храме Вид на храм со стороны канала Грибоедова
Предыстория строительства
Вторая половина XIX века выдалась для России очень нелегкой. С одной стороны государство было ослаблено участием в Крымской войне и тяжелым положением в экономике, с другой – имели место масштабные преобразования, у истоков которых стоял император Александр II. Речь идет, прежде всего, об отмене в 1861 году крепостного права, ставшей мощным толчком для дальнейшего развития страны. Освободив 23 млн крестьян от помещичьего рабства, он получил в народе благородное прозвище «царь-освободитель» и вошел в историю.
Император Александр II
Провозгласив такие намерения, они тут же приступили к осуществлению задуманного, вынеся Александру II смертный приговор и начав настоящую охоту на самодержца. На него было организовано несколько покушений, которые последовали одно за другим. Теракты не увенчались успехом, но зато при их совершении погибло много ни в чем не повинных людей. В ответ власть была вынуждена усилить репрессии против «народовольцев» и даже пойти на некоторые уступки. Однако это, похоже, только раззадорило цареубийц. И вот 1 марта 1881 года они устроили на царя еще одно покушение, которое стало последним.
Когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей. во дворце. там умереть», – прошептал раненый склонившемуся над ним великому князю Михаилу Николаевичу. Это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался. Сын покойного Александр III решил увековечить память отца храмом на месте его злодейского убийства. Строительство, затянувшееся почти на 25 лет, велось по проекту архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия.
Убийство Александра II на рисунке XIX века Александр II на смертном одре Первая часовня на месте убийства император
Совершенное цареубийство потрясло всю страну. Ожидания «Народной воли», что народ вслед за этим выйдет свергать самодержавие, не оправдались. Люди, наоборот, стремились попасть на место теракта, чтобы помолиться за душу императора и погибших из числа сопровождавших его лиц. Особенно негодовали верующие, увидев в трагической смерти императора отголосок евангельских событий. Тогда, в библейские времена, Иисус Христос погиб на кресте, искупив грехи всего человечества, а царь Александр Николаевич подобно ему был убит за грехи народа российского, поэтому неудивительно, что сама собой родилась идея увековечить память о мученике.
Это желание охватило все слои населения, включая самые бедные. И вот, спустя несколько лет, на месте, где император получил смертельное ранение, его сын и преемник Александр III повелел возвести храм-памятник, храм-покаяние. Его строительство, продолжавшееся 24 года, продолжило собой давнюю традицию возводить культовые сооружения в ознаменование важных исторических событий либо в память о погибших. Изданием соответствующего указа император поддержал решение Санкт-Петербургской городской Думы. Правда, депутаты предложили возвести на месте ранения царя часовню. Император же посчитал, что на этом месте должен стоять настоящий храм.
Однако строительство полноценного культового сооружения было делом нелегким и не быстрым, а время терять не хотелось. На месте гибели императора было решено сначала установить деревянную шатровую часовню, которая на средства купца И. Ф. Громова была сооружена архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года Александру II, будь он жив, исполнилось бы 63 года, и день его рождения был выбран в качестве даты освящения этой часовни.
Панихида об упокоении души царя Александра Николаевича совершалась здесь ежедневно. Часть мостовой и небольшой участок ограды набережной, на которых остались следы крови императора, – через стеклянные двери часовенки всё это очень хорошо просматривалось. Спустя два года она была перенесена на Конюшенную площадь и впоследствии разобрана, а на ее месте началось строительство храма Спаса-на-Крови.
Как возводился собор Воскресения Христова на Крови
Началу работ предшествовало проведение сразу двух конкурсов на лучший проект. Первые 26 из них были готовы уже 31 декабря 1881 года. Свое видение будущего храма-памятника представили многие архитекторы того времени, такие, как И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, уже упомянутый Л. Н. Бенуа и ряд других. Специальная комиссия отобрала 8 проектов, которые посчитала наиболее удавшимися, признав при этом самой лучшей работу А. И. Томишко, выполненную в русско-византийском стиле и названную «Отцу Отечества».
Проекты-победители, разумеется, были продемонстрированы действующему государю, однако ни один из них ему не приглянулся. Александр III хотел видеть в будущем храме черты истинно русского зодчества, присущие церквям XVII века, особенно ярославским. А собственно место, где царь был смертельно ранен, предстояло оформить в виде отдельного придела.
Второй конкурс, итоги которого были подведены 28 апреля 1882 года, тоже не выявил окончательного победителя. На нем был представлен уже 31 проект, их авторами являлись многие знаменитые архитекторы – например, Р. П. Кузьмин, Н. В. Султанов, Р. А. Гёдике, А. И. Резанов, А. Л. Обер, А. Н. Бенуа и другие. Александр III вынужден был отклонить и их, поскольку ни одна работа не соответствовало его видению будущего собора.
И вот, спустя некоторое время, наконец, появился проект, который хоть и не полностью, но всё же удовлетворил взыскательные вкусы государя. Его разработчиками были архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев). Император наложил на него 29 июля 1883 года свою высочайшую резолюцию и повелел авторам доработать свои изыскания, и 1 мая 1887 года он был окончательно утвержден.
Спас-на-Крови в вечерней подсветке
Первый камень в основание храма, однако, заложили еще в октябре 1883 года. Была образована специальная комиссия по строительству храма Спаса-на-Крови, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. В состав комиссии вошли архитекторы Р. Б. Бернгард, Д. И. Гримм, А. И. Жибер, Р. А. Гёдике, которыми в проект вносились коррективы по ходу работ. Немалую роль в улучшении собора сыграл И. В. Шторм: благодаря его предложениям общая композиция храма только выиграла.
Если бы не мозаичные работы, продвигавшиеся не так быстро, как хотелось бы, то освящение Спаса-на-Крови могло бы произойти лет на десять раньше. И вот этот долгожданный и благословенный день настал: 6 (19) августа 1907 года, в день православного праздника Преображения Господня, митрополитом Антонием (Вадковским) была совершена церемония освящения. Она была обставлена очень торжественно, при участии императора Николай II и членов его семьи. Менее чем через год, в апреле 1908 года, тот же митрополит Антоний освятил Иверскую часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором Воскресения Христова на Крови. Ризница являла собой хранилище икон, которые когда-либо подносились в память о трагической кончине Александра II.
Спас-на-Крови строился с использованием новейших для тех лет технологий, поэтому его с полным основанием можно назвать одним из самых современных зданий начала XX века. Больше того, оно даже было полностью электрифицировано, о чем не могли мечтать даже многие важные государственные учреждения. 1689 ламп освещали храм Спаса-на-Крови изнутри, что по тем временам было просто немыслимо! Что касается стоимости всего строительства, то она оценивается в довольно внушительную сумму – 4,6 млн рублей. Собор в память об убиенном царе-освободителе был вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.
Оформление фасадов храма
Храм Спаса-на-Крови в советское время и в наши дни
Собор Воскресения Христова на Крови от остальных храмов отличался тем, что не планировался для массовых посещений. Прихожане могли входить в него только по пропускам. Некоторые богослужения, совершавшиеся в нем, посвящали памяти погибшего от рук террористов Александра II. Настоятелем собора в сентябре 1907 года назначили профессора П. И. Лепорского.
После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство перестало выделять финансы на содержание храма Спаса-на-Крови. Вследствие этого настоятелю не оставалось ничего другого, как обратиться к петроградцам с просьбой о поддержке собора в эти трудные времена и, по возможности, материально, внося на его содержание посильные суммы.
В конце 1919 года городские власти решили организовать приход при храме Воскресения Христова на Крови. Петр Лепорский активно возражал против этого, справедливо замечая, что приходским он никогда не был. Но Петросовет от своего не отступался, и уже 11 января 1920 года храм Спаса-на-Крови был передан так называемой «двадцатке», то есть новообразованному приходу. В 1922-1923 годах управление собором осуществляла Петроградская автокефалия под началом Николая (Ярошевича), епископа Петергофского.
Купола храма в окружении городской застройки
После того, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергей (Страгородский) издал «декларацию», в которой провозглашалась безоговорочная лояльность коммунистическому режиму, Спас-на-Крови стал центром оппозиционного течения в Русской православной церкви, известного как иосифлянство. Его последователи не поддерживали линию сотрудничества с большевиками. И за последними дело не стало: 30 октября 1930 года, согласно постановлению Президиума ВЦИК, храм был закрыт.
Через год комиссия Ленинградского областного Совета по вопросам культов вынесла обоснование, что собор Воскресения Христова на Крови целесообразно разобрать, только осуществление этой задачи решили перенести на неопределенное время. В 1938 году власти вновь вернулись к вопросу о необходимости снесения храма, и уже было решили его положительно, но тут началась Великая Отечественная война, которая отвлекла городские власти на решение более важных задач. Так, во время блокады помещение собора использовалось как морг для погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, который к тому моменту арендовал Малый театр, хранились декорации к спектаклям.
Фрагменты интерьеров храма
В конце 60-х годов Спас-на-Крови был взят под государственную охрану. В июле 1970 года в нем решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор», что стало для этого монументального сооружения спасением от окончательного забвения: ведь он находился в аварийном состоянии и нуждался в неотложной реставрации. В начале 80-х годов стартовали работы, первый этап которых завершился только в 1997 году. Тогда же мемориальный музей-памятник «Спас-на-Крови» открыл свои двери для посетителей, это произошло ровно через 90 лет после его освящения.
23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) отслужил в Спасе-на-Крови торжественную литургию – первую после длительного перерыва, растянувшегося на более чем семь десятилетий. Через десять лет приход собора Воскресения Христова на Крови получил официальную регистрацию.