современные средства обучения русскому языку

Средства обучения русскому языку

В практике преподавания русского языка широко применяются различные виды средств обучения. Классификация этих средств возможна по разным признакам. Например, по способам предъявления информации (печатные средства, предъявляющие информацию с помощью аппаратуры), формам работы, на которые эти средства ориентированы (коллективные, индивидуальные) и т.д.

К средствам обучения русскому языку относятся: школьный учебник, учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, словари, справочники); средства наглядности (средства зрительной, зрительно-слуховой и слуховой наглядности).

Просмотр содержимого документа
«Средства обучения русскому языку »

современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку

Средства обучения русскому языку

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 20

современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку

К средствам обучения русскому языку относятся:

*Учебные книги, дополняющие учебник

*Внедрение информационных технологий.

современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку

Главным средством обучения русскому языку является учебник. От его содержания и организации в нем учебного материала в значительной мере зависит эффективность всего процесса обучения русскому языку.

Современный учебник формирует у учащихся способность анализировать, сравнивать, обобщать языковые факты, явления, стимулирует лингвистическую рефлексию, а это в конечном счете развивает умения самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить.

Наглядные средства обучения – это не только источник информации. Они помогают управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивают новые способы подачи информации, позволяют чередовать различные виды работ (коллективные, индивидуальные, устные, письменные), расширяют возможности для самостоятельной работы учащихся, облегчают воспитание культуры общения.

современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку

В зависимости от вида восприятия материала все средства наглядности делятся на четыре большие группы:

Средства зрительной наглядности

Печатные: демонстрационные таблицы, демонстрационные карточки, картины (репродукции, иллюстрации), раздаточный изобразительный материал

Экранные: транспаранты (фолии), диафильмы, диапозитивы (слайды)

Средства слуховой наглядности

Магнитофонные записи, грампластинки, радиопередачи

Средства зрительно-слуховой наглядности

Диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы и кинофрагменты

Средства обучения – это своеобразное связующее звено между учеником и учителем, которое, наряду с методами и организационными формами работы, способствует успешной реализации намеченной цели. Учебник остается основным средством обучения русскому языку. Современный учебник русского языка должен отвечать определенным требованиям. Современное развитие системы образования, в частности альтернативность форм и средств обучения, обуславливает вариативность учебников.

В связи с зависимостью образовательных систем от технологических изменений в обществе в школьную практику широко внедряются информационные технологии.

Существующие современные средства обучения включаются в учебный процесс не случайно, не изолированно друг от друга, а в определенной системе. Такой формой организации средств обучения являются учебно-методические комплексы.

Источник

Средства обучения русскому языку

современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку

современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку

современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку

1. Средства обучения. Основные и неосновные средства обучения.

2. Учебно-методические комплексы по русскому языку.

3. Учебник как ведущее средство обучения.

4. Способы подачи нового материала в учебнике. Приемы работы с учебником на уроке.

1. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.

2. Теория и практика обучения русскому язык /Под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М.: Издательский центр « Академия», 2005.

3. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.

1. Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать поставленные задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.

Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия разных типов.Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (например, раздаточный материал, диапозитивы, транспаранты и т.д.).

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности (классная доска, магнитофон, тетради и т.д.).

Итак, средства обучения, используемые на уроках русского языка, способствуют решению поставленных учебных задач.

2. Совокупность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета, составляет учебно-методический комплекс (УМК).

УМК включает в себя:

— основные материалы: программу, учебники;

дополнительные материалы для учащихся (рабочие тетради, словари, справочники и т.д.);

вспомогательные материалы для учителя (поурочные разработки, сборники упражнений, тесты, изложения и т.д.).

К 2000 году создано три основных учебно-методических комплекса, включенных в Федеральный комплект учебников:

— под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.;

— под редакцией В.В. Бабайцевой;

— под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Итак, рассмотренные учебно-методические комплексы созданы на основе образовательного стандарта, включают дидактические единицы, представленные в стандарте, определяют логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала.

3. Основным средством обучения является учебник. Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предусматривающая формирование и совершенствование навыков учащихся по изучаемому предмету. В учебнике реализуется содержание обучения, определенное программой, раскрываются последовательность и способы подачи теоретического и тренировочного материала, определяется система упражнений.

Учебник выполняет ряд функций:

— информативную (является источником знаний о системе языка);

— обучающее-тренировочную (система упражнений в учебнике способствует

отработке речевых умений и навыков);

— систематизирующую (знания в учебнике представлены в определенной системе);

— контролирующую (учебник содержит материал по контролю за знаниями

— воспитательную (задания и упражнения способствуют развитию навыков

самостоятельной работы, содержание текстов упражнений несут воспитательную направленность);

— мотивационную (содержание и оформление учебника призваны вызывать

интерес к изучению русского языка).

Итак, учебник является ведущим средством обучения и выполняет ряд функций.

4. Авторы учебников используют различные способы подачи теоретических сведений в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае.

В школьных учебниках по русскому языку используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи языкового материала.

Индукцияспособ презентации языкового материала, в основе которого лежит путь от частного, конкретного факта языка к общему выводу, правилу. Индукция используется в ходе беседы учителя и учеников на лингвистическую тему, в процессе наблюдения над языковым материалом. Индукция уместна при работе над несложным материалом, доступным для самостоятельного анализа и обобщений. Индуктивный способ подачи материала преобладает в учебниках по русскому языку для 5 класса.

современные средства обучения русскому языку. Смотреть фото современные средства обучения русскому языку. Смотреть картинку современные средства обучения русскому языку. Картинка про современные средства обучения русскому языку. Фото современные средства обучения русскому языку

Дедуктивный способ подачи нового материала довольно последовательно используется в учебниках для 6 и 7 классов. Дедукция – способ подачи языкового материала на основании общих закономерностей; это путь от общих положений к выводу частного правила. Языковые явления, изучаемые в 6 – 7 классах, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться самостоятельно в их сути довольно сложно, поэтому авторы учебников используют дедуктивное изложение новых знаний.

В учебниках для 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (индукция); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор этого способа подачи материала обусловлен сложностью и многоаспектностью изучаемых единиц. Итак, школьные учебники по русскому языку, являясь основным средством обучения, выполняют ряд функций, реализуют основные цели обучения русскому языку; в них используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи теоретического материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *