современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания

Современные педагогические технологии

Современные образовательные технологии

Поиск ответов как на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», так и на вопрос «как учить результативно?» привели педагогов, занимающихся теорией и практикой педагогики, к попыткам технологизации учебного процесса и стремлению превратить процесс обучения в процесс с заданным высоким и гарантированным результатом. Именно поэтому в педагогике в последней четверти XX в. появилось новое направление – педагогические технологии.

Термин «технология» имеет латинские корни и переводится как «наука об искусстве» (techne – искусство, мастерство; logos – слово, учение, знание) и означает путь гарантированного получения определённого продукта с заданными свойствами. Словарь современного русского языка определяет технологию как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В отечественной педагогической практике термин «технология обучения» был введен в 1989 Беспалько В.П., который сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». Учитывая не очень длинную историю разработки образовательных технологий, еще нет единого определения данного понятия. Представим некоторые из них:

В приведенных определениях педагогической технологии отражаются новые подходы и системные преобразования, происходящие сегодня в образовании, стремление педагогики соответствовать тем требования, которые предъявляются к ней как к науке, формирующей поколения, которые должны интегрироваться в новый меняющийся мир.

Признаки педагогической технологии

С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. В педагогических исследованиях, в частности в работах Г. Е. Муравьевой, мы читаем следующие мнения по этому поводу:

Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии – в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат.

Педагогическая технология начинается с диагностируемого целеполагания, где цели должны быть представлены в действиях ученика или эталонах этих действий; затем образовательные цели трансфор­мируются в адекватные им учебные задачи (обобщенные цели де­ятельности), предъявляемые учащимся в виде учебных заданий и составляющие основу их учебной деятельности; далее (в различных вариантах) проектируются блоки диагностики; структуры учебного процесса, методического инструментария педагога, организующего его управляющую деятельность, к которому относятся активные методы и средства обучения, методы интенсификация обучения, новые технологии обучения, контроля, коррекции и оценки результата с использованием.

Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

Классификация педагогических технологий

Существует множество различных классификаций педагогических технологий. Эти классификации создавались в различное время, и каждая из них несёт в себе авторскую особенность.

Классификации образователь­ных технологий выполняются по широкому спектру оснований: по видам педагогического воздействия на учащихся; по возможности сочетания с традиционной системой обуче­ния; по компонентам методической системы обучения; по технологическим моделям обучения; профессионально ориентированные технологии и др.

Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп

Классификация педагогических технологий

по требуемым ресурсам

по целевой ориентации

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В условия, предъявляемые современными требованиями к образовательному процессу, хорошо вписываются известные педагогические технологии, направленные на развитие обучаемого, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации:

А теперь дадим краткую характеристику базовым технологиям, позволяющим создать методический «костяк», на основе которого следует выстраивать современное зда­ние образовательного процесса, и которыми должен владеть каждый педагог.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность программированного обучения заключается во взаимодействии обучаемого с заранее составленной обучающей программой, в которой учебный материал разделен на определенные взаимосвязанные «дозы», и последовательно, предъявляется обучаемым. Причем переход к изучению последующих доз материала осуществляется только после усвоения предыдущих.

При программированном обучении учащийся осваивает содержание небольшими порциями. После каждой дозы информации получает задание, а после выполнения – указание о правильности выполнения. Если задание выполнено правильно – переход к следующей порции материала, если нет – даются соответствующие пояснения и указания.

Ключевые элементы программированного обучения:

Реализация

Основным компонентом программированного обучения является обучающая программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, изложенный по темам, которые разделены на небольшие части, именуемые кадрами, удобные для усвоения. В этом материале отражено не только содержание подлежащего изучению предмета, но и программа действий, которую должен выполнять учащийся для овладения учебным материалом.

Достоинства:

Ограничения

Данная технология эффективна лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Нецелесообразно программировать учебный материал, который носит описательный, образный и эмоциональный характер. Более подходящим для программирования является материал, содержащий факты, понятия, законы, правила, алгоритмы и т.д.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

Ключевые элементы:

Реализация

Основными средствами реализации модульного обучения являются модульная программа и учебные модули. Модульная программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения. Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

Модульная программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из необходимого количества учебных элементов + 3:

УЭ – 0 содержит интегрированную дидактическую цель модуля,

УЭ – n-1 содержит резюме или обобщение материала модуля,

УЭ – n содержит задания для выходного контроля.

Наиболее распространенным способом оформления модулей является таблица, состоящая из трех столбцов (смотри таблицу 3.2). В первом столбце записываются номера учебных элементов, во втором – размещается подлежащий усвоению учебный материал, в третьем – методические рекомендации для учащихся.

Источник

Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании

современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Смотреть фото современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Смотреть картинку современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Картинка про современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Фото современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания Светлана Грешкова
Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании

1.2. Задачи использования образовательных технологий.

Глава 2. Основная часть.

2.1. Что такое педагогическая технология?

2.2. Основные требования педагогической технологии.

2.3. Сущность педагогической технологии.

2.4. Структура педагогической технологии.

2.5. Виды образовательных технологий.

2.6. Здоровьесберегающая технология.

2.7. Технологии проектной деятельности.

2.8. Технология исследовательской деятельности.

2.9. Информационно-коммуникационные технологии.

2.10. Игровая технология.

Глава 3. Использование современных образовательных технологий в работе с детьми старше – подготовительной группы МБДОО №9 «Дюймовочка» п. Нового.

3.1. Здоровьесберегающая технология.

3.2. Технологии проектной деятельности.

3.3. Технология исследовательской деятельности.

3.4. Информационно-коммуникационные технологии.

3.5. Игровая технология.

Список использованной литературы.

С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является разработка и применение на практике современных образовательных технологий, способствующих обучению и воспитанию детей.

Я считаю, что использование современных образовательных технологий в образовательном процессе актуально, эффективно и современно. Потому, что у ребят появляется возможность исследовать и анализировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Я думаю, что каждый педагог должен использовать современные образовательные технологии в воспитании детей. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается «фундамент», который в дальнейшем гарантирует успешное обучение наших детей.

1.2. Задачи использования образовательных технологий:

• повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;

• применить полученные знания на практике;

• определить эффективность современных педагогических технологий;

• повысить качество образования воспитанников.

Глава 2. Основная часть.

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В. А. Сластенин).

2.2. Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Воспроизводимость.

2.3. Сущность педагогической технологии заключается в том, что в ней выражена пошаговость этапов. Педагогическая технология включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе создания предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной педагогической деятельности. Педагогические технологии широко используются, как в работе с детьми и их родителями, так и в педагогическом коллективе.

2.4. Структура педагогической технологии состоит из трёх частей:

Поэтому, каждая технология, должна соответствовать всем выше перечисленным требованиям.

Взаимодействие педагогов, детей и их родителей ДОО осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен быть творческой личностью, хорошо владеющий необходимыми образовательными технологиями и использовать их в работе с дошкольниками.

2.5. Виды образовательных технологий.

Я, как воспитатель, шагающий в ногу со временем, использую в своей работе современные образовательные технологии.

2.6. Здоровьесберегающая технология.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

2.7. Технологии проектной деятельности.

Цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

2.8. Технология исследовательской деятельности.

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Исследовательская деятельность рассматривается в воспитательно-образовательном процессе, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

постановка и решение вопросов проблемного характера;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

подражание голосам и звукам природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

трудовые поручения, действия.

2.9. Информационно-коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается современный ребенок, значительно отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (планшет, компьютер, интерактивная доска и др.).

Современноеобщество ставит перед педагогами следующие задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.

2.10. Игровая технология

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологиювключаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребёнком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребёнка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательной организацией задачи воспитания и обучения всесторонне развитой творческой личности.

Глава 3. Использование современных образовательных технологий в работе с детьми старше – подготовительной группе МБДОО №9 «Дюймовочка»

В своей практике работая с детьми старше – подготовительной группы я использую следующие современные образовательные технологии:

3.1. Здоровьесберегающую технологию я использую в повседневной деятельности, в течение рабочего дня, с целью сохранения и укрепления здоровья детей. Поставив перед собой главную воспитательную задачу при взаимодействии с родителями моих воспитанников – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Обязательно использую музыкальное сопровождение.

Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребят формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.

К формам и методам здровьесберегающих технологий относятся:

— релаксация (упражнения на снятие нервного напряжения у детей);

Общая релаксация «Глазки закрываются…»

— оздоровительная гимнастика и ОРУ на НОД по физическому развитию;

-физкультминутки, динамические паузы; («Как мы живём», «Раз поднялись», «Листики», «Ветер дует нам в лицо» и т. д).

-упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д. («Паучок», «Гимнастика для глаз», «Ёжик», «Задуй свечку»).

С помощью физкультминуток, пальчиковых гимнастик прекрасно можно переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность в образовательной деятельности.

Также мною широко используются отдельные приёмы описанных технологийв разных формах организации педагогического процесса: на НОД и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей. Обязательным оздоровительным моментом в работе с дошколятами является прогулка.

Внедряя, в свою практику здоровьесберегающие технологии, я активно используюнестандартное оборудование для:

• самомассажа с детьми (массажёры, карандашики, колючие мячики);

Мои воспитанники выполняют элементы самомассажа себе и друг другу, что доставляет им огромную радость;

• упражнений для укрепления мышц плечевого сустава (гантели, штанги);

— для эмоциональных разминок, которые не только снимают эмоциональное напряжение и настраивают на позитив, но и развивают волевое внимание детей.

Эмоциональная разминка «Солнышко» Психогимнастика «Зеваки»

3.2. Технологии проектной деятельности.

Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников.

— краткосрочный здоровьесберегающий проект «Быть здоровым очень важно!».

Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и их родителей.

Сроки реализации проекта с18.11 по 25.01.15г.

Проектом была предусмотрена ежедневная, систематическая, профилактическая работа с детьми по здоровьесбережению.

В ходе проекта были проведены беседы, занятия, экскурсии, наблюдения.

Итогом проекта стала выставка детских рисунков «Спорт в моей семье».

— краткосрочный семейный проект, посвящённый 110-летию со дня рождения Агнии Барто.

Сроки реализации проекта с 16.02 по 16.03.

Цель проекта: знакомство детей с творчеством А. Л. Барто, формирование у них устойчивого интереса к художественному слову, развитие творческих способностей. В ходе проекта были проведены беседы с детьми поучительного характера, знакомство с творчеством поэтессы, оформлена книжная выставка.

Итогом проекта стала выставка детско-родительских рисунков «Дорога в детство», а самые лучшие рисунки продолжили участие в районном конкурсе.

По окончанию проекта мною была опубликована статья в районной газете «Красное знамя» «Негаснующая звезда» Агнии Барто».

3.3. Технология исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность – это формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления. Мои воспитанники – дети любознательные, стремятся узнать много нового и интересного. Именно эта технология помогает детям пополнить и укрепить их знания об окружающем мире.

С помощью исследовательской деятельности работая с детьми 5-7 лет, я использую:

Наблюдение «Сирень весной» Наблюдение «Ящерица на солнце»

«Весенняя посадка лука» «Нахождение пульса»

3.4. Информационно-коммуникативные технологии.

Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам,позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и т. д.

В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии такие как:

использование Интернета в педагогической деятельности с целью самообразования, подбора иллюстративного материала к НОД, беседам, для оформления стенда развивающей среды;

• музыкальное сопровождение к НОД, релаксациям, физминуткам.

3.5. Игровая технология

Специфику игровой технологиив значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, игры в помещении и на свежем воздухе, а также с различными средствами передвижения, все эти игры я использую в своей педагогической практике.

-сюжетно-ролевые игры («Больница», «Почта», «Семья», «Магазин» и др.)

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Настольная игра «Пазлы»

В старше – подготовительной группе есть картотека пальчиковых, театрализованных, подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр на развитие эмоций.

Работая с детьми и их родителями, я пришла к выводу, что использование современных педагогических технологий в моей профессиональной деятельности необходимо, т. к. это даёт положительный результат:

-повышается общий уровень освоения основной образовательной программы МБДОО №9 «Дюймовочка» п. Нового»;

-активно развиваются у моих воспитанников социально-коммуникативные навыки;

-я отмечаю развитие творческого, исследовательского и аналитического мышления у ребят старшего дошкольного возраста;

— наблюдается заинтересованность и включённость родителей в воспитательно-образовательный процесс.

В перспективе я планирую продолжать работу по использованию современных образовательных технологий в воспитании и образовании моих воспитанников.

Хочется отметить, что все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. И только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Педагогом! Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Список использованной литературы.

1. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998.

2. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.— Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.

3. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М. :ТЦ Сфера, 2005.

4. Веракса Н. Е.Проектная деятельность дошкольника:Библиотека программы: методики. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.

Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с.

«Использование современных технологий в экологическом воспитании». Опыт работы по их использованию В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается.

Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи» Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста».

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей.

Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай.

Использование современных образовательных технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по тхэквондо Использование современных образовательных технологий и методик в физической, технико-тактической и психологической подготовке тхэквондистов.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Я в образовательном процессе систематически использую следующие технологии: • здоровьесберегающие технологии; • технологии проектной деятельности.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Педсовет « Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников» Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу использования современных педагогических технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *