современные образовательные технологии в обучении географии

Современные образовательные технологии, используемые на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные образовательные технологии, используемые на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО

Системно-деятельностный подход на уроках географии эффективен при условии применения определенных методов. Это методы: деятельности; системности; психологического комфорта; творчества. Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития. Через системно-деятельностный метод в педагогической деятельности применяются различные технологии.

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности. Признаки технологической организации урока географии:

чёткое видение деятельности ученика (проектирование урока);

создание мотивационной установки деятельности;

чёткая постановка перед учащимися учебных целей и задач;

организация взаимодействия (коллективные, групповые и парные формы работы);

организация деятельности с учебно-методическим комплектом как с источником информации;

организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач;

осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия);

применение различных форм контроля диагностика результативности.

Современные образовательные технологии, которые я применяю на своих уроках географии:

технология учебно-игровой деятельности.

технология развития критического мышления.

технология проектной деятельности.

технология дифференцированного обучения.

технология проблемного обучения.

Технология учебно-игровой деятельности

Игры способствуют становлению творческой личности ученика. Формируют умение выделять проблемы и принимать решения. Развивают познавательный интерес к предмету. Формируют черты характера. Стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации.

Технология развития критического мышления

составление перепутанных логических цепочек;

прогнозирование «Верные и неверные утверждения»;

таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»;

Кластер (схема), Синквейн (стихотворение), Фиш-бон»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы, например перед изучением нового материала даю учащимся термин «Миграция» (10 класс при изучении темы «Население мира» ) учащиеся должны вспомнить и записать на листочке все слова которые вспомнили или ассоциируются с этим словом получился некий хаос затем с помощью схемы (кластера) выстраивается в определённый порядок.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

первая строчка – название темы в одном слове (существительное);

вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия);

третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия);

четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме;

синоним из одного слова, который повторяет суть темы;

Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы деятельности учащихся:

анализ проблемной ситуации;

постановка цели исследования, планирование действия по решению проблемы;

исследование, поиск недостающих знаний и применение полученных знаний для решения проблемы;

получение конечного продукта и его защита;

рефлексия деятельности учащихся.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)

Положительные аспекты дифференциации :

появляется уровень мотивации учения;

появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

Основной вопрос на уроках географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос Почему?

Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.

В организации и проведении урока я применяю здоровьесберегающие технологии

Частые смены одной деятельности на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.

Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению.

Значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;

Вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

Формируется социальный опыт к труду в общении;

Способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников.

Источник

Реферат по теме: «Современные педагогические технологии в обучении географии».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

« Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ »

«Современные педагогические технологии в обучении географии»

Ракова Надежда Николаевна

Понятие о технологии обучения (с.4)

Классификация современных педагогических технологий (с.8)

Современные технологии обучения географии (с.9)

Список литературы (с.14)

География в учебных заведениях имеет большие потенциальные возможности в выполнении социальных заказов школы на современном этапе развития российского общества. Без географических знаний и умений, без развитого представления о пространственной неоднородности земной поверхности, без географии России не может быть сформирована в сознании

учащихся целостная картина мира. В настоящее время этому способствуют новые технологические подходы, в частности современные технологии обучения географии в общеобразовательной школе.

Сегодня задача учителя состоит в том, чтобы отобрать из своих методических достижений все прогрессивное и изменить, модернизировать,

трансформировать учебный процесс так, чтобы обеспечить исследовательский, поисковый характер, что будет способствовать развитию мышления и умственных творческих способностей учащихся.

Применение современных технологий в процессе обучения географии

1) проблемные технологии;

2) игровые технологии;

3) технологии групповой деятельности учащихся на уроках географии.

Цель работы: рассмотреть основные виды технологий применяемые на уроках географии.

Понятие о технологии обучения

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный ре зультат.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его использу ют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:

а) технология обучения, что означает разработку опти мальных методик обучения;

б) технология в обучении.

Под после дним определением понимают использование технических средств обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздейст вия на учащихся при решении дидактических задач.

С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» (Кларин М.В.).

Педагогическую технологию определяют как оптимально органи зованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляе мая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алго ритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стре мится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной тех нологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней при нята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями.

В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.

Однако как составная часть методики технология имеет полное право на су ществование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, при емов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на тео рию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учи теля и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

К главным признакам технологии обучения относят:

четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;

построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;

обучение по образцу (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);

выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)

организацию самостоятельной работы учащихся, направленную
на решение проблемных учебных задач;

широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основа ниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в ин формировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных,
учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;

технология личностно ориентированного обучения, направленная на вы явление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка
путем согласования с результатами общественно-исторического опыта,
т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на самораз витие личности (Якиманская И.С);

технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения.

Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровненного (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, пред почтений к видам деятельности.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:

■ структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;

создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;

постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащих ся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятель ности;

реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.

Классификация современных педагогических технологий

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Использование современных образовательных технологий на уроках географии. ( из опыта работы )

современные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть фото современные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть картинку современные образовательные технологии в обучении географии. Картинка про современные образовательные технологии в обучении географии. Фото современные образовательные технологии в обучении географиисовременные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть фото современные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть картинку современные образовательные технологии в обучении географии. Картинка про современные образовательные технологии в обучении географии. Фото современные образовательные технологии в обучении географиисовременные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть фото современные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть картинку современные образовательные технологии в обучении географии. Картинка про современные образовательные технологии в обучении географии. Фото современные образовательные технологии в обучении географиисовременные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть фото современные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть картинку современные образовательные технологии в обучении географии. Картинка про современные образовательные технологии в обучении географии. Фото современные образовательные технологии в обучении географиисовременные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть фото современные образовательные технологии в обучении географии. Смотреть картинку современные образовательные технологии в обучении географии. Картинка про современные образовательные технологии в обучении географии. Фото современные образовательные технологии в обучении географии

Статья

Использование современных образовательных технологий
на уроках географии

(из опыта работы)

Исакова Татьяна Ивановна,
учитель географии ГБОУ СОШ №217
Красносельского района Санкт-Петербурга

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка.

Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики.

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре

Используемые технологии

1.Технология критического мышления.

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели и задачи обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.

Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Анализ содержания учебного материала по географии позволяет сделать вывод о том, что приемами развития критического мышления школьников могут выступать:

Примеры данной технологии используемой мной на уроках :

1.Приём: «Кластер» – графический систематизатор, схема.

2.Приём «верные и неверные утверждения»

например: тема «Ветер»

3. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.

Река

2..ИКТ –технологии.

В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Примеры разработанных мною заданий :

Зарубежная Азия 11 класс

Задание для 6 класса «Круговорот воды»

Большой и малый круговорот воды в природе.

3. Игровая технология.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Приведу примеры некоторых игровых моментов.

1. При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

2. Приём «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

2.Приём «Геоалфавит».

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну? Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папани

4. Приём Третий лишний» или «Белая ворона»

Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

5. Приём «Отыщи на карте «

Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

6. Приём «Да и нет»

Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

4. Технология модульного обучения.

Технология модульного обучения предполагает разнообразие методов и форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обучения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы:

начального курса географии. Уже 5-6 классах ребенок должен почувствовать вкус успеха от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько уметь находить нужную информацию и применять ее.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Пример разработанного урока ( Фрагмент ) :

Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала

Интегрирующая цель урока:

По окончанию работы над учебными элементами вы должны

Ознакомиться с целями урока.

Используйте для усвоения модуля учебник, карты атласа.

Входной контроль.

Цель: определить уровень готовности к работе.

I.Вставить термины соответствующие определениям.

II.Самоконтроль: проверьте правильность выполнения задания по ключу.

6-7 правильных ответов – оценка «4»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *