современные методы обучения в начальной школе по фгос
«Современные формы и методы работы с учащимися начальных классов, способствующих повышению качества образования в условиях реализации ФГОС НОО.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
“ Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился
ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто
стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера
отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют
и позицию учителя, его педагогическую деятельность.
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Оно имеет
свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов
систематического школьного образования. В этот период идет формирование
основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации; при
благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и
Одним из показателей качества образования на ступени начального общего
образования является результат освоения Федерального Государственного
Внедрением государственных стандартов второго поколения существенно изменяет роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
За время моей работы у меня сформировалось предпочтение к определенным формам работы на уроке, которые приносят стабильно хорошие результаты в учебной деятельности, а главное, помогают учащимся без стресса, в доступной форме усваивать учебный материал.
Парную форму работы использую для увеличения активности учащихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому.
Активные методы обучения в процессе педагогического общения
приносят в классы нетрадиционные для массовой школы равноправные
отношения преподавателя и учащихся.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся
начальных классов на уроках являются:
1.Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой
на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра,
ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация
неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация
неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Организации рефлексии и подведения итогов.
технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5.Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6.Использование форм так называемого интерактивного обучения или
их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов»,
«интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная
разминка, шаржи, эпиграммы).
8.Реализация личностно-ориентированного и индивидуально —
дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой
деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава,
в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-
конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные,
Остановлюсь на некоторых из них подробнее.
Динамично помогают начать урок такие методы, как « Галерея
выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно
большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют
весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями,
способствует установлению контакта между учениками в течение
Очень важным для учителя является включение в урок активных
методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево
ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый
сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого
ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для
осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее
вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и
предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают
(хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего
опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д.
После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания,
опасения и подводятся итоги.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал
обучающимся. Такие методы презентации учебного материала,
доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.
Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь.
По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение
общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию
материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по
теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно,
чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это
можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для
работы над темой урока используются для групп сменного или
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор»
цветам светофора), «На линии огня» ( каждая команда защищает свой
детей очень интересны такие методы, как « Инфо-карусель»,
«Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом может
применяться на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего
мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут
сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда
изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание
разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на
заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения
принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу
отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее
представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической
деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо
пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным
ученикам активнее участвовать в упражнении.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие
методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к
теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый
лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С
доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет
группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою
очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги
урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить,
что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на
следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне
скорректировать урок на будущее.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно
добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют
активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков,
учебно-информационных и учебно-организационных умений.
— Уроки с использованием активных методов обучения интересны не
только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют
поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при
обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у
учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные
методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения
позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Впервые учебная деятельность становится ведущей. Особая роль, конечно
же, отводится учителю, так как он является главной движущей силой
качественного образования. Он должен владеть современными
образовательными технологиями, обладать способностью делать учебный
материал доступным пониманию, творчески подходить к применению
методов обучения и уметь организовать детский коллектив, вовлекать
ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и
творческие способности в ходе основного обучения, внеурочной
деятельности и во внеклассной работе.
«Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом» Так давайте создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей школой счастья, а каждый урок будет уроком чудес для наших детей!
«Формы и методы обучения по ФГОС в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Рекомендации по использованию педагогических технологий.doc
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
· технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
· технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
· технологии, основанные на создании учебных ситуаций
· технологии, основанные на реализации проектной деятельности
· технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
В работе можно использовать разнообразные технологии, например: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Эта технология привлекла новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно нужно подтверждать и сравнивать с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.
3. Технология критического мышления.
· приём «Чтение с остановками»;
· приём «Корзина идей»;
· приём «Составление синквейнов»;
· приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
· написание творческих работ;
Эти приемы можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
4. Здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того чтобы дети не уставали на уроке, нужно проводить физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
5. Технологии дифференцированного обучения.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Поэтому уроки нужно строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использовать трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Тогда появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.
6. Технология “Портфолио”.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» используется для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.
В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год учитель с детьми и родителями трудится над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.
В конце учебного года можно провести классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».
7. Информационно – коммуникационные технологии.
В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.
Основными направлениями работы при использовании ИКТ являются:
· мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;
· дистанционные олимпиады и конкурсы;
· уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
· виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Картотека. Новые методы преподавания в начальной школе по ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработайте красочную картотеку с собранными конспектами с использованием новых методов и технологий обучения в начальной школе.
Активные методы обучения в начальной школе
Активные методы обучения на разных этапах урока. Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Численность – весь класс. Время – 3-5 минут. Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый- второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Можно использовать только первую часть метода.
1. Обязательное питье чистой воды, позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.
2. Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга подготавливающий его к восприятию сенсорной информации.
Для выполнения процедуры необходимо:
• одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;
• провести стимулирование точек 10 раз;
• поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления.
Каждый ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.
Оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга:
• скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;
• соединить пальцы в замок;
• вывернуть соединенные в замок руки к груди;
• положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;
• фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.
• соединить кончики пальцев широко раскрытых ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым «корзиночку» и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – «ручка корзиночки» были направлены к груди;
• развести локти в стороны, плечи расправить;
• держать голову прямо, взгляд опустить на «корзиночку»;
• фиксировать положение под счет ведущего до 20.
• соединить стопы и колени;
• выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;
• медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;
• зафиксировать положение рук и глаз под счет ведущего до 20.
Метод «Фруктовый сад»
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах.
Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 5 минут.
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Новые методы обучения в начальной школе
Это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным. В ней предполагаются такие роли участников, которые позволяют им осмыслить, пережить и освоить новые функции. Как правило, деловая игра — это модель отрезка будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Отличительными признаками деловой игры можно назвать: имитацию в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; наличие общей игровой цели у всего коллектива, которая достигается в процессе взаимодействия игроков и объединяет всех ее участников; учет результатов деятельности; реализацию в игре цепочки решений, каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.
Деловые игры можно сгруппировать следующим образом:
1. «Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры. Их задача заключается в том, чтобы раскрепостить интересы и воображение участников, активизировать игровую и коллективистическую мотивацию, ориентировать на нестандартный подход к изучаемому материалу.
2. Ситуативно-ролевые игры. Включают в себя анализ конкретных ситуаций и их ролевое проигрывание.
3. Конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные игры. Целью их использования является формирование навыков принятия и эффективного исполнения деловых ролей, обучение взаимодействию и сплоченности, продуктивному сотрудничеству, участие в выработке коллективных решений.
4. Творческие игры. Это коллективное творчество по созданию технических, художественных, изыскательских и т.п. проектов. Включение учащихся в эти игры способствует развитию творческого потенциала, воспитанию инициативности, смелости, настойчивости, ответственности.
Метод погружения используется при обучении языку. Этот метод своими корнями уходит в теорию познания, называемую конструктивизмом. Основная идея заключается в том, что все знание конструируется субъектом познания и поэтому представляет собой сугубо личное явление. Метод погружения построен на следующих основных положениях:
1. Учащиеся сами конструируют свое знание, следовательно, преподаватели должны постоянно открывать перед учениками возможность использования тех знаний, которыми они уже владеют, и при этом играть активную роль в процессе собственного обучения.
2. Овладение грамотой должно быть естественным следствием заинтересованности самих учеников, поэтому учащиеся, как правило, сами выбирают себе материалы для чтения и пишут сочинения на темы, которые их интересуют.
3. Чтение есть понимание, т.е. выявление смысла прочитанного текста. Его нельзя уподоблять набору расположенных в иерархической последовательности частных навыков, которыми достаточно владеть, чтобы научиться читать.
4.Основная цель умения писать — сообщение информации. Преподаватели позволяют учащимся самим выбирать темы для сочинений, положительно относятся к их попыткам самовыражения и организуют аудиторию, готовую выслушать произведение ученика.
5.Освоение грамоты — процесс естественный. Обмен мнениями и взглядами является значительным вкладом в процесс формирования учащимися своего знания. Педагоги учат детей взаимодействовать между собой в процессе чтения и письма.
6.Готовность рисковать и делать ошибки — необходимое условие совершенствования в чтении и письме. Проходя различные уровни «ошибочности», дети формируют собственные цельные системы письменного языка, а преподаватели поощряют в учащихся самостоятельность, умение самоорганизовываться и относиться к своим ошибкам как к необходимой части учебы.
Метод опережающего обучения
Метод опережающего обучения, разработанный С. Н. Лысенковой, на протяжении многих лет дает положительные результаты в начальной школе. Одним из важнейших его компонентов является комментируемое управление, которое является важным моментом в организации труда учеников на уроке. «Учить детей мыслить вслух» — один из принципов уроков С.Н.Лысенковой и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Комментируемое управление начинается с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Четкий ритм, краткая характеристика, аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения задания каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок вместо традиционного и очень страшного для маленьких «отвечай».
Другим важным фактором метода опережающего обучения является использование учителем опорных схем. Схема — опора мысли ученика, его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия.
Метод синектики
Метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения. Метод интенсификации психоинтеллектуальной деятельности предназначен для эмоционального воздействия на группу с помощью определенных приемов ведущего: его обаяния, артистичности и «спортивной» формы его логики. Педагог, использующий в своей деятельности устную технологию метода микрооткрытий, выражает в себе две функции. С одной стороны, он выступает в качестве дирижера мозгового штурма, с другой — в качестве импровизатора.