современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка

Методические приемы при реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №44»

«Методические приемы при реализации ФГОС на уроках

русского языка и литературы»

русского языка и литературы

Объект развитие творческой самостоятельности и решения проблемных ситуаций у учащихся в образовательной области «Филология».

Предмет организация проблемного и развивающего обучения, в процессе которого развивается творческая самостоятельность и навыки самообразования учащихся.

2. Использовать различные методические приемы развивающего обучения для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.

3. Способствовать развитию у учащихся навыков анализа текста, построения самостоятельного мотивированного высказывания.

4. Создать ситуацию успеха при выполнении творческих работ на уроках русского языка и литературы.

5. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, ориентированных на современные формы обучения.

6. О существить отбор методов и приёмов работы с учащимися с учётом специфики предмета

« Русский язык и литература».

– способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром;

— формирование конкурентоспособной личности, имеющей активную жизненную позицию и глубокие, прочные лингвистические, языковедческие, литературоведческие знания;

— высокий уровень сформированности учебно-интеллектуальных умений и навыков, способов учебной деятельности

— совершенствование работы по самообразованию, высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса; взаимная ответственность за результаты деятельности.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения, поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

Принцип личного примера

Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. На этом и строятся методические приемы, используемые мною.

При использовании на уроках русского языка и литературы приемов развивающего обучения используются следующие подходы в обучении:

-коммуникативный или дискуссионный подход.

Процесс развивающего воздействия мною подразделяется на три уровня :

-мотивационный (позиция хочу);

-информационный (позиция знаю);

-операционный (позиция умею).

На мотивационном уровне реализуется этап инициирующий, проектировочный, проблемный. На информационном уровне реализуется преобразующий этап. На операционном уровне – созидающий, диагностический этап. Все это показывает сформированность компетенции и компетентности способностей школьника.

Эсовременные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языкатапы решения проблемы

Обучающиеся обсуждают то, что они уже знают

современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка

Обучающиеся пытаются понять, что они еще не знают и что им нужно узнать и чему научиться, чтобы решить проблему

Американский ученый Дьюи Джон сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

Для реализации ФГОС на уроках нужно решить следующие методические задачи:

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Решить этот вопрос можно используя приёмы создания проблемной ситуации.

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, репродукции картин, т.е. любой ма­териал, способный заинтриговать и за­хватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием «акту­альность» состоит в обнаружении смыс­ла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Примеры создания проблемных ситуаций:

Предлагается фраза «Тяжело в учении – легко в бою».

-Слышали ли вы это высказывание раньше?

-Кому оно принадлежит?

-Согласны ли вы с высказанной мыслью?

-О чем мог говорить Суворов?

-Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?

Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова. Возникает коллизия, формулируется проблема.

Создание проблемной ситуации:

— на доске два словосочетания, сравните их дедушкин шарф, мой шарф

Запишите их в тетрадь,

— из каких частей речи состоят данные словосочетания?

-где главное, где зависимое слово?

-определите разряд прилагательного дедушкин

-знаете ли вы притяжательные прилагательные?

— на какой вопрос отвечает слово мой?

— указывает ли на чью-то принадлежность?

-как вы думаете, с чем нам сегодня необходимо познакомиться? (С притяжательными местоимениями).

-тогда какова тема и цель сегодняшнего урока? (Тема: Притяжательные местоимения. Цель: познакомиться с притяжательными местоимениями, вывести их признаки)

3. Урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить ее, не лелеять воспоминаний о ней?»

-Сегодня, дорогие ребята, у нас урок-мастерская по повести Л.Н. Толстого «Детство». В этой повести автор считал, что детство – главная пора в жизни человека и,судя по его словам, самая счастливая! Вы прочитали повесть «Детство».

-Какие вопросы у вас возникли при чтении повести? Что бы вы хотели обсудить?

Основными методическими приемами в своей работе считаю следующие:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Инсерт (чтение с пометами)

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языкасовременные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языкасовременные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языкасовременные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка

современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языкасовременные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка

современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка

современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языкасовременные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка

современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языкасовременные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языкасовременные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка

современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка

Слово «синквейн» в переводе обозначает « пять строк».

Форма написания по алгоритму:

Первая строка заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.

Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету.

В пятой строке – одно слово, синоним к первому, характеризующее суть предмета.

Называют, изображают, не изменяются

Не чуя под собой ног

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

Верные – неверные утверждения

Предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.

Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).

Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.

Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.

Чтение с остановками

Открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?

Проектная и исследовательская деятельность

Создание учащимися литературных произведений и т.д.

Источник

Методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОЛОДНЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЖИРЯТИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Смотреть картинку современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Картинка про современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка. Фото современные методы обучения в школе по фгос на уроках русского языка242037 д. Колодня ул. Калиновка, 6 тел. (48344) 3-45-17

Методы и приемы обучения

на уроках русского языка и литературы

в условиях реализации ФГОС второго поколения

Выступление на педагогическом совете

учителя русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Юницкой Ирины Николаевны

Методы и приемы обучения

на уроках русского языка и литературы

в условиях реализации ФГОС второго поколения.

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории Юницкая Ирина Николаевна

Изменение педагогического образования поставила перед каждым учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра методов и средств обучения и воспитания. Реализация системно-деятельностного подхода меняет представление педагогов о том, каким должно быть образование и его результат, а значит, меняет и позицию учителя на уроке.

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке.

Деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока:

1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)

1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.

1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)

1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.

1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.

2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.

2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.

2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.

2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.

2.4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)

2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.

3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)

3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

3.4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.

4. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

4.1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.

4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.)

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке.

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому.Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: метод незаконченного предложения; свободное высказывание, смайлики.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “архитектором и строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

Учитель и его творческое отношение к учебному процессу – это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

3. Использование метода проектов.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

• мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

• целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

• осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

• рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

•минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При подготовке к современному уроку в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, помнить об усилении мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. На уроке необходимо продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Таким образом, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Необходимо создавать проблемные ситуаций на уроке. Чтобы урок был интересным, увлекательным, а главное, полезным, нужна модифицированная система урока (соединение традиционной и новой системы по ФГОС).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *