социально ситуативный подход к обучению предполагает

Шестой модуль в обучении. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников

Когнитивное развитие и возрастные различия

Когнитивное развитие – способность ученика обучаться и решать проблемы.

Когнитивное развитие соотносится с

— развитием способности к обучению,

— развитием речевых навыков,

использование экспериментальных процедур для изучения поведения во взаимосвязи со средой

внутренний опыт нельзя в достаточной мере изуч ить, поскольку его нельзя наблюдать

— поощрение того, что вы бы пожелали повторить другими;

— игнорирование или наказание за поведение, которое, на ваш взгляд, необходимо прекратить.

Когнитивный подход в обучении

схожесть содержания и обучения

обучение и развитие происходят в тот момент, когда дети младшего возраста взаимодействуют со средой и окружающими их людьми

— Жан Пиаже определил 4 этапа психического роста : сенсорно – моторный, предоперативный, оперативный, постоперативный

— особая важность отдаётся среде и содержанию обучения в младшем звене

виды деятельности становятся значимыми при использовании опыта учеников в содержании обучения

Гуманистический подход в обучении

— в основе – дальнейшее совершенствование человеческого потенциала

— многие теоретические труды основаны на гуманистической психологии

Социально – ситуативный подход к обучению

обучение включает в себя участие в разнообразной практической деятельности

— обучение было бы утомительным, если бы люди полагались только на влияние собственных действий при определении того, что нужно делать

* участие в поведении

* запоминание его как возможной модели или парадигмы

* прогнозирование того, как оно может проявиться в различных ситуациях (репетиция)

Хаген и Хейл (1973) продемонстрировали развитие селективного внимания в процессе своего обращения к детям 5 – 6 – летнего возраста для запоминания картинок на нескольких открытках.

На каждой открытке были изображены две картинки, но только одна из них была определена важной для запоминания.

общий объём запоминаний информации оказался одинаковым для обеих групп детей, но дети старшего возраста более эффективно концентрировали внимание.

1. Данное исследование определило существенное влияние активного характера запоминания на селективное внимание.

— Аткинсон и Шифрин (1968) : краткосрочное хранение информации – основная характеристика системы человеческой памяти

— Баддели и Хитча (1974): это рабочая память

(этот термин более точно характеризует совокупность динамических процессов, а не статическое хранение)

— посредством рабочей памяти мы вносим информацию в сознание

— таким образом, мы можем работать с ней

— Тулвинг (1985): долгосрочная память состоит из трёх очевидных компонентов:

виды долгосрочной памяти зависят от различного рода воспроизведений

виды долгосрочной памяти хранят знания разного рода

— это «хранилище» знаний о том, как выполнять действия:

— наиболее важный – визуальный блок

— эта память включает и другую информацию – от органов чувств

— она представляет собой важный аспект долгосрочной памяти человека

неравнозначный аспект долгосрочной памяти

Изучение языка учениками – сложный процесс.

Что такое метасознание?

Психолог Уильям (1890) подчёркивал важность « интроспективного наблюдения ».

Л. Выготский утверждал, что существуют 2 фактора в развитии знаний:

первый – автоматическое неосознанное приобретение знания;

второй – постепенный рост в активном осознанном контроле над этим знанием, ЧТО

в случае перенесения процесса обучения на осознанный уровень, можно

помочь детям лучше понимать собственный мыслительный процесс,

помочь им контролировать или овладевать организацией собственного обучения.

способность к метасознанию изменяется в зависимости от возраста;

не используют знания и навыки, которые они имеют,

не умеют планировать,

— не знают стратегий обучения,

не отслеживают свой прогресс, предпринимая попытки решения задач.

для улучшения саморегулирования и мониторинга своего обучения.

Особенность талантливых и одарённых детей – их большая метакогнитивная осведомлённость, в отличие от способных сверстников.

они более отчётливо понимают

что знают чего не могут узнать

чего не знают что могут

что поможет им получить те знания, в которых они нуждаются.

их креативность не обусловлена скоростью мышления

Задача обучения метапознанию

стремление сделать язык мышления ясным,

включение в его планирование обучения и обсуждений в классе.

Задача – смоделировать вокабуляр,

желательно ученики звучит как подсказка:

мышлении и понимании размышлять о … »

обучения через « Этот урок про …»

его для описания преподавания

использованные им определение

перед учениками задачу

рассуждение по аналогии теория разума

Рассуждения по аналогии

Способность мыслить по аналогии важна для сознания человека и для его обучения.

Рассуждение по аналогии – навыки более высокого уровня, позволяющие

работать успешно обучение с

с проблемами с использованием

переносить знания и информации,

на новую ситуацию полученной в

Ученики не способны к рассуждению по аналогии до достижения стадии формальной оперативности (около 11 лет).

Младенцы в возрасте 13 месяцев

— могут использовать обучение, направленное на решение задачи по извлечению игрушки, которая недоступна,

если им в начале показали смоделированную стратегию, предполагающую,

Нравственное развитие – одна из основных тем психологии и процесса обучения.

Пиаже –2 этапа нравственного развития.

Кохлберг – нравственное развитие происходит в течение всей жизни.

данной теории нравственного развития

Уровень 1. Донормативное моральное суждение

Послушание и наказание

— самый ранний этап нравственного развития

— наиболее распространен среди детей младшего школьного возраста

— на этом этапе дети считают правила абсолютными и нерушимыми

Индивидуализм и взаимодействие

— на этом этапе нравственного развития дети учитывают индивидуальные точки зрения

— дети настаивают на том, что наилучшим способом действий является тот, который в большей степени служит их потребностям

Уровень 2. Традиционное моральное суждение

развитие на данном этапе сконцентрировано на достижении социальных ожиданий и ролей

— уделяется внимание конформизму и всему тому, что считается «хорошим»

— уделяется внимание размышлениям о том, как выбор влияет на взаимоотношения

Поддержание социального порядка

субъекты при вынесении суждений начинают рассматривать общество в целом

Уровень 3. Постнормативное моральное суждение

Социальный договор и личные права

— этот уровень основывается на универсальных этических принципах и абстрактном суждении

«Теория разума» (ТР) – особая когнитивная способность понимать других в качестве сознательных посредников,

Принять «теорию разума» означает –

уметь размышлять уметь размышлять

над содержанием над содержанием

собственного сознания сознания других людей.

« Задача ложного убеждения »

концепция ТР исходит из психологии развития

дети демонстрируют ранние способности понимать намерения и другие важные сознательные операции

полноценные ТР не развиваются до достижения 3 – 4-летнего возраста

дети легко могут разграничить то, что реально произошло, от того, что произошло, по мнению людей

по отношению к процессу, как межличностный и

продукты или личности внутриличностный

посредством которого разрабатываются

оригинальные, высококачественные и

Чтобы понять такой процесс,

полезно рассматривать разграничение Гилфорда (1956) между конвергентным и дивергентным мышлением .

Разница между творчеством,

интеллектуальными способностями и талантом

Но Валлах (1970) считал, что

интеллектуальные способности и творчество не зависят друг от друга

Быстрое понимание смысла – важнейшая характеристика творческого процесса.

Источник

Коммуникативно-ситуативный подход к обучению грамматике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Коммуникативно-ситуативный подход к обучению грамматике

Учитель английского языка

Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации. Можно предложить следующие задания:
“Разыграйте диалог между покупателем и продавцом одежды”
“Расскажите о планируемой поездке”. Студенты и учащиеся должны научиться придумывать содержание воображаемого разговора. К заданиям, основанным на коммуникативной задаче, традиционно относят различные ролевые игры, моделирование коммуникации. Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов.
Следует упомянуть, что при выполнении речевых заданий нельзя останавливаться для разбора языковых ошибок. Если какая-либо языковая ошибка повторяется, следует взять её на заметку и на последующих уроках провести необходимые упражнения.

Учитель : Where did you go yesterday, Sasha?

Саша : I go to the cinema.

Учитель : Go to the cinema?

Саша : No…. I went to the cinema.

Подобные дискуссии удаются лишь в том случае, если учитель хорошо знает, что вызывает интерес и эмоциональное отношение учащихся. Например, можно начать рассказ и остановиться на самом интересном месте, тогда учащиеся будут вынуждены задавать вопросы.

Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур – это обязательный этап овладения языком. Но кроме этого необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи, в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывание идей. Данные приёмы значительно способствуют решению учебных задач. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма.

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, осуществляется через следующие тренировочные упражнения:
1. имитационные;

2.повторительные
3. трансформационные;

4. подстановочные (таблицы);

5. упражнения игрового характера.

Выписывания : Read the text and write down the sentences with verbs in Present Continuous Tense.

На втором этапе происходит тренировка грамматического явления и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях.

Имитационные и повторительные

P1: Katya is reading the text.

P2: Sasha and Polina are singing.

P3: All pupils are sitting…..

Трансформационные: Agree or disagree:

1. We are having an English lesson.

2. She is speaking to her neighbour.

3. We are watching TV now….

Подстановочные : Write questions as in the example:

Источник

Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе «Детство»

социально ситуативный подход к обучению предполагает. Смотреть фото социально ситуативный подход к обучению предполагает. Смотреть картинку социально ситуативный подход к обучению предполагает. Картинка про социально ситуативный подход к обучению предполагает. Фото социально ситуативный подход к обучению предполагает Наталья Лебединская
Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе «Детство»

Реализация ситуационного подхода в образовании

в условиях введения

ФГОС ДО

по программе «Детство».

МБДОУ д/с №18 «Колосок»

Воспитатель: Лебединскакя Н. А.

Содержание программы «Детство» человеко-ориентировано и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). По мнению Т. И. Бабаевой, в центре программы «Детство» всегда стоит Человек, чувствующий, познающий и созидающий. Через эту призму происходит вхождение детей в образовательное содержание.

В основу программы «Детство» был положен психолого-педагогический подход к изучению развития и воспитания ребенка в основных видах детской деятельности. Это изучение особенностей освоения ребенком речевой, игровой, познавательной, трудовой, математической, общения и других видов детской деятельности. Использование данного подхода позволило поставить в программе задачи развития детских видов деятельности и определить содержание ее разделов.

Психолого-педагогический подход стал основой всех, без исключения, разделов программы «Детство». Благодаря психолого-педагогическому подходу задачи и содержание развития разных видов деятельности ребенка получили в программе «Детство» особое звучание. Данный подход предопределил изучение субъектных проявлений ребенка на основе понимания особенностей его деятельности.

Основу программы «Детство» составляет гуманитарный подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее. Это рассмотрение детства как целостного феномена, особого возрастного этапа, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни.

Программа «Детство» — развивающийся во времени и пространстве современной России продукт. Поэтому основа современной программы — это понимание существенных отличий и особенностей дошкольного детства России ХХI века. Программа строится с учетом того, что современный дошкольник достаточно ориентирован в своем ближайшем окружении, настоящем и будущем, поэтому предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребенка. Это дает педагогу возможность вариативно отбирать образовательное содержание в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. К предпочитаемым видам детской деятельности дошкольники по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная, возрастает стремление к объединению разных видов деятельности.

Показателями эффективности отбора образовательного содержания выступают субъектные проявления ребенка. Ориентация программы на феномен современного дошкольного детства проявляется в особенностях отбора образовательного содержания и технологий, ориентированных на высокую степень интеграции детской деятельности, учете в них своеобразия детской субкультуры, использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».

Программа всегда была ориентирована на развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.

Сейчас в программе четко определены целевые ориентиры развития ребенка как субъекта детской деятельности: направленность содержания программы на развитие у детей интереса к окружающей действительности, инициативности, самостоятельности и творчества в осваиваемых видах деятельности, способности осуществлять выбор их содержания и способов осуществления, способности к построению отношений со сверстниками и взрослыми. Данные ориентиры выступают в программе как целостное единство и прослеживаются во всех образовательных областях. На их основе определяются результаты освоения образовательных областей, что ярко отличает программу «Детство» от других программ.

Современный дошкольник — это деятель, он ориентирован на разнообразие видов деятельности, получение продукта своей деятельности, самопрезентацию собственных достижений.

Это потребовало усиления деятельностного подхода во всех разделах программы, установления связи между осваиваемым ребенком опытом в процессе образовательной деятельности и опытом собственной жизнедеятельности ребенка. В программе появился подраздел «Организация опыта освоения образовательной области», где приведены примеры мотивации детской деятельности, ситуаций, которые вызывают у ребенка познавательную, продуктивную, творческую активность. В программу заложена идея продуктивности образовательного содержания, которая заключается в возможности широкого отражении осваиваемого образовательного содержания в детской продуктивной деятельности — создании моделей, диафильмов, коллажей.

Современный ребенок ориентирован на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, построение доверительных и равноправных отношений. Поэтому программа «Детство»:

• ориентирует педагога в содержании и способах общения с детьми на содержании разных образовательных областей;

• показывает, как на собственном примере педагог может побуждать детей к необходимым действиям;

• показывает, какие задачи программы ребенок может решить самостоятельно, а какие — с помощью взрослого;

• приводит примеры опытов и экспериментов, игр, ситуаций, показывает примеры использования проблемных ситуаций, построения гипотез на социальном, математическом, природоведческом материале.

В каждом разделе программыпредусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.

Ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования. Изучение современного ребенка в рамках гуманитарного подхода, появление Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы способствовало обновлению содержания программы.

Содержание современной программы «Детство» ориентировано не на объем информации, осваиваемой ребенком в дошкольном возрасте, а на становление компетентностей ребенка, которые проявляются в способности решать возникающие в деятельности и жизни проблемы ребенка в целом за счет освоенных им умений и способов игровой, познавательной, речевой и других видов детской деятельности. Это ярко проявляет себя в особенностях стиля написания программы, который все более принимает «задачный» характер, раскрывает, какие свойственные возрасту проблемы и задачи решает ребенок в условиях детской деятельности вместе со взрослым, со сверстниками, самостоятельно. Например, «может привлечь сверстников к общению», «экспериментирует в создании образа», «выразительно исполняет литературные произведения» и др.

Происходит обновление подходов к реализации образовательного процесса. Идеи обновления базируются на работах Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, О. Н. Сомковой, А. М. Вербенец, М. Н. Поляковой и др. об использовании разнообразных игр и ситуаций (развивающих, образовательных) как основы работы по программе «Детство». Ребенку требуется обогащение и развитие личностно ориентированных, доверительных, информационно насыщенных контактов со взрослым в семье и детском саду, что представляет несомненную проблему, требующую решения на уровне теории и практики дошкольного образования.

В программе «Детство» она решается за счет применения новых форм образовательного процесса, в которых меняется тактика взаимодействия ребенка со взрослым, широкого использования игры как основы построения образовательного процесса.

В качестве основной формы образовательного процесса в программе «Детство» выделена «образовательная ситуация», что явилось логическим продолжением ситуационного подхода, разрабатываемого в методических пособиях к программе «Детство» на протяжении многих лет. Ситуационный подход был дополнен принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с тем, что каждый из планируемых педагогом проектов завершается получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.).

Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *