сотрудники института педагогики в берлине исследуют пластичность мозга тест
Сотрудники института педагогики в берлине исследуют пластичность мозга тест
ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности
1. Где находятся спинномозговые центры симпатической вегетативной нервной системы? (стр.46)
• в крестцовом отделе
• в мозговом стволе
+ в грудных сегментах спинного мозга
+ в поясничных сегментах спинного мозга
2. Глии имеют следующие типы:
+ астроглии
+ олигодендроглии
+ микроглии
• нейроглии
3. Укажите все верные утверждения: (стр.13)
+ мембрана нейрона в состоянии возбуждения имеет положительный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии покоя имеет положительный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии возбуждения имеет отрицательный потенциал
+ мембрана нейрона в состоянии покоя имеет отрицательный потенциал
5. Укажите верное утверждение: (стр.22)
• На мембране нейрона не могут находиться синапсы
+ На мембране одного нейрона могут одновременно находиться два вида синапсов: тормозные и возбудительные
• На мембране одного нейрона может одновременно находиться только один вид синапсов: тормозные
• На мембране одного нейрона может одновременно находиться только один вид синапсов: возбудительные
6. Лимбическая система в мозге человека выполняет следующую функцию:
• функцию сохранения информации (запоминание)
• мыслительную функцию
• мотивационно-эмоциональную функцию
• очищение не нужных данных (забывание)
7. Группа мышечных волокон, которые иннервируются одним мотонейроном и поэтому функционируют как единое целое, называется:
• опорный аппарат
• опорно-двигательный аппарат
+ двигательная единица
• двигательный аппарат
8. У каких клеток основной является способность возбуждаться (генерировать электрический импульс) и передавать (проводить) это возбуждение к другим клеткам? ( стр.10)
+ нейроны
• аксоны
• дендриты
• глии
9. В настоящее время при классификации медиаторных веществ принято выделять: (стр.26)
+ сопутствующие медиаторы
+ первичные медиаторы
+ медиаторы-модуляторы
+ аллостерические медиаторы
10. Что является главными клетками центральной нервной системы? (стр.9)
• синапсы
• дендриты
• аксоны
+ нейроны
11. Отросток нейрона направляется к другому нейрону и образует на нем контакт, который называют: (стр.20)
• аксоном
• медиатором
• нейротрансмиттером
+ синапсом
12. Переход человека от бодрствования ко сну проходит в несколько стадий. Укажите какие. (стр.39)
• пробуждение
+ сонные веретена
+ дремота
+ дельта-сон
13. В чем состоит функция вегетативной нервной системы?
• регулирует физиологическое состояние тканей и отдельных органов (в том числе головного и спинного мозга)
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов (за исключением головного и спинного мозга), приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды.
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов.
+ регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов, приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды.
14. Центры симпатической и парасимпатической нервной системы подчинены высшему вегетативному центру, а именно: (стр.46)
• спинному мозгу
+ гипоталамусу
• лимбической системе
• вегетативной нервной системе
15. Гипофиз состоит из следующих долей: (стр.57)
• верхней
+ задней
+ передней
• нижней
16. Укажите верные утверждения в отношении гипофиза: (стр.57)
+ это нижняя мозговая железа
+ это эндокринный орган
+ расположен в турецком седле основной кости
+ расположен в основании черепа
17. Ответная реакция организма на сенсорное воздействие называется:
• раздражителем
• раздражением
+ рефлексом
• восприятием
18. Какие клетки участвуют в образовании мозговых оболочек?
+ микроглии
• олигодендроглии
• нейроглии
• астроглии
19. В головном мозге человека преобладают следующие клетки: (стр.9)
• нервные клетки
+ глии
• нейроны
• центриоли
20. Где расположены центры парасимпатической нервной системы? (стр.45)
+ в мозговом стволе
+ в крестцовом отделе
• в грудных и поясничных сегментах
• в продолговатом мозге
Зародыш состоит из следующих слоев клеток:
экзодерма
+ эктодерма
+ мезодерма
эндодерма
Парадоксальная фаза сна с увеличением возраста человека:
сохраняется
изменяется в обратной зависимости
+ исчезает
изменяется в прямой зависимости
Синдром стресса имеет следующие стадии: (стр.72)
+ стадии истощения
+ стадии устойчивости
+ стадии тревоги
стадии насыщения
Что из нижеперечисленного с помощью продуцируемых гормонов непосредственно участвует в управлении метаболизмом, физиологией и морфологией различных клеток,тканей и органов?
гипоталамус
+ гипофиз
эндокринная система
мозжечок
Потенциал действия (возбуждение) может передаваться:
+ мышечной клетке
каналу
+ железистой клетке
+ нейрону
Какие клетки участвуют в образовании мозговых оболочек? (стр.10)
олигодендроглии
нейроглии
+ микроглии
астроглии
Афферентный синтез включает:
+ память
+ пусковую афферентацию
+ доминирующую мотивацию
+ обстановочную афферентацию
19.09 Контрольная работа по русскому языку 11 класс для 56 региона задания и ответы 1 четверть
ПОДЕЛИТЬСЯ
Контрольная экзаменационная работа по русскому языку 11 класс за 1 четверть состоит из двух частей, содержащих 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит одно задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут). Варианты составлены по ФГОС.
Ссылка для скачивания 1 варианта (задания): скачать
Ссылка для скачивания 2 варианта (задания): скачать
Ссылка для скачивания ответов и критериев для вариантов: скачать
Решать 1 вариант контрольной работы за 1 четверть:
Решать 2 вариант контрольной работы за 1 четверть:
Сложные задания:
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПАРК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Ответ: 1
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово: зубчАтый, обеспЕчение, аристокрАтия, апОстроф, гЕнезис
Ответ: апостроф
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Ответ: вечными
6)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ответ: приляг
8)Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву: к…нарейка, прищ…мить, д…льфин, недор…сль, ук…ризна
Ответ: недоросль
9)Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ответ: чересчурисподтишка
10)Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И: мороз…ц, никел..вый, беззастенч…вый, фасол…вый, гуттаперч..вый
Ответ: беззастенчивый
14)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Во дворе дома были свале(1)ы пилё(2)ые дворником брёвна, плетё(3)ые кресла, кухо(4)ый стол, краше(5) ый серебря(6)ой краской, заготовле(7)ой ещё старыми хозяевами.
Ответ:2457
16)Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Лётчики (1) настрелявшись всласть (2) и (3) набегавшись по лугу (4) собрали дичь с воды (5) пожали руки (6) жаждущим охотничьего фарта артельщикам (7) и улетели…
Ответ: 145
17)Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Живым сочувствием привета (1) С недостижимой высоты (2) О (3) не смущай (4) молю (5) поэта! Не искушай его мечты! Всю жизнь (6) в толпе людей затерян, Порой (7) доступен их страстям, Поэт (8) я знаю (9) суеверен, Но редко служит он властям. (Ф. Тютчев)
Ответ: 234589
18)Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Все живые сцены путешествия (1) вошли в поэму (2) сюжет (3) которой был достаточно неопределенным (4) и сделали ее реалистичной.
Ответ: 24
19)Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Кутузову надо было идти ещё целые сутки (1) со своими обозами (2) чтобы достигнуть Цнайма (3) и (4) потому (5) чтобы спасти армию (6) Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат (7) удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию…
Ответ: 2356
20)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
Ответ:необычный
14)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Семёнов смолоду был трезве(1)ком и труже(2)иком, участвовал в осушении тряси(3)ых болот, за что получил правительстве(4)ую награду, и побеждал в райо(5)ых соревнованиях по лёгкой атлетике.
Ответ: 1345
15) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Ответ: 12
16)Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Итак, на четвёртом уроке (1) ближе к концу (2) Антонина Владимировна (3) сверкая одухотворенной улыбкой на лице (4) железными зубами (5) состоящими в металлическом диалоге с серебряной брошечкой у ворота (6) завитой крендельком улитки (7) взяла в руки полутораметровую (8) полированную указку и направилась к пыльному (9) пёстрому плакату в торце класса.
Ответ: 1234567
17)Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Приветствую тебя (1) пустынный уголок (2) Приют спокойствия (3) трудов и вдохновенья (4) Где льется дней моих невидимый поток (5) На лоне счастья и забвенья. Я твой – я променял порочный двор Цирцей (6) Роскошные пиры (7) забавы (8) заблужденья (9) На мирный шум дубров (10) на тишину полей (11) На праздность вольную (12) подругу размышленья… (А.С. Пушкин)
Ответ: 1234678101112
18)Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Нежнейшие сорта винограда (1) каждая кисть которого (2) казалась на винограднике произведением искусства (3) были жадно втиснуты в грубые ивовые корзинки (4) и поспешно обшиты дерюгой с ярлыками (5) заляпанными клейстером.
Ответ:135
19)Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Катя очень серьезно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.
Ответ:1234
20)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
Ответ: суверенитет
Текст с 1 варианта:
(1)Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который в доисторические времена произрастал на территории Европы. (2)Постепенно он был вырублен и в почти ненарушенном состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории Белоруссии и Польши. (3)В 1992 г. Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включён в Список всемирного наследия человечества. (4)Позже он получил статус биосферного заповедника и был награждён дипломом Совета Европы. (5) Беловежская пуща является уникальным массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы. (6)Средний возраст лесов Беловежской пущи составляет более ста лет, отдельные участки леса имеют возраст до 350 лет. (7)…, здесь зарегистрировано более тысячи деревьеввеликанов: пятисотлетние дубы, трёхсотлетние ясени и сосны, старые ели.
Текст с 2 варианта:
(1)Сотрудники Института педагогики в Берлине исследуют пластичность мозга, обучая людей писать и рисовать левой рукой. (2)…за изменениями головного мозга наблюдают посредством функционального магнитно-резонансного томографа, который позволяет замечать перемены в структурах мозга и видеть, какие части мозга при выполнении той или иной задачи получают усиленный приток крови. (3)Собственно, томограф регистрирует сигналы от атомов водорода. (4)А так как водород входит в состав воды, а вода есть и в крови, и в нервных волокнах, то наглядно видны изменения, происходящие в мозге во время обучения. (5)Поскольку магнитно-резонансный томограф не облучает объект исследования ионизирующей радиацией, в нём можно подолгу лежать, тренируя свою левую руку. (6)Изучают людей разных возрастов — и детей, наиболее легко обучаемых новым навыкам, и взрослых, и стариков…
В материале содержится тренировочный тест в формате ЕГЭ 2018.
по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1—25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 26 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Ответами к заданиям 1–25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)Сотрудники Института педагогики в Берлине исследуют пластичность мозга,
обучая людей писать и рисовать левой рукой. (2)…за изменениями головного мозга
наблюдают посредством функционального магнитно-резонансного томографа, который позволяет замечать перемены в структурах мозга и видеть, какие части мозга при выполнении той или иной задачи получают усиленный приток крови. (3)Собственно, томограф регистрирует сигналы от атомов водорода. (4)А так как водород входит в состав воды, а вода есть и в крови, и в нервных волокнах, то наглядно видны изменения, происходящие в мозге во время обучения. (5)Поскольку магнитно-резонансный томограф не облучает объект исследования ионизирующей радиацией, в нём можно подолгу лежать, тренируя свою левую руку. (6)Изучают людей разных возрастов — и детей, наиболее легко обучаемых новым навыкам, и взрослых, и стариков.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В Берлине учёные исследуют пластичность мозга, наблюдая с помощью магнитно-резонансного томографа за сигналами, идущими от атомов водорода и свидетельствующими о переменах в мозговых структурах.
2) Поскольку магнитно-резонансный томограф не облучает, с его помощью можно изучать людей разного возраста.
3) При выполнении той или иной задачи части мозга получают усиленный приток крови, что фиксирует магнитно-резонансный томограф.
4) Во время обучения человека в его мозге происходят изменения.
5) Перемены в мозговых структурах, выявляемые с помощью магнитно-резонансного томографа, фиксирующего сигналы от атомов водорода, содержащегося в крови и нервных волокнах, показывают, как реагирует мозг на формирование новых навыков.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
При этом Однако Когда Между прочим Например
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАДАЧА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) То, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу.
2) Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Арифметическая задача.
3) Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. Научная задача
4) О чём-нибудь трудновыполнимом, сложном (разг.). Трудная задача — купить костюм.
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это
икОнопись донЕльзя оптОвый предвосхИтить кАшлянуть
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Специалисты МЧС мгновенно ВБЕЖАЛИ на верхний этаж здания.
Формированию такого физического качества, как выносливость, способствуют
НЕВЕЖДА даже о своих законных правах не имеет представления.
Оправдания были сбивчивыми, ОБРЫВОЧНЫМИ.
Курсанты посещают занятия по ТАКТИЧЕСКОЙ подготовке.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ВОСЬМИСТАМИ рублями
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (ошибка в управлении)
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) Антарктический лёд является своего рода резервом влаги и стабилизатором температуры на Земле.
2) Японцы не понимают, как можно варить рис в молоке да ещё и добавлять в него сахар.
3) Посещая галерею современного искусства, меня привлекли работы молодых авторов — выпускников Московского художественного института им. В. Сурикова.
4) Буквально на днях на фестивале «Краски осени» в Ботаническом саду МГУ «Аптекарском огороде» впервые распустилась уникальная коллекция роскошных астр.
5) На Цинхай-Тибетской железной дороге в Китае, пролегающей высоко в горах, трудно дышать, поэтому в вагоны подкачивают кислород, а пассажирам раздают кислородные маски.
6) Псы полагаются на социальный инструмент, когда просишь помощи и используешь не собственные лапы и зубы, а чужие руки.
7) Согласно последних генетических данных предки всех
современных собак были одомашнены в одном месте, а не в разных уголках мира.
8) Скандинавов называют самыми счастливыми людьми в мире: они доверяют правительству и друг другу, довольны системой образования и здравоохранения.
9) Ряд авторов считают, что все изученные ими собаки генетически друг к другу ближе, чем волки.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
благ…желательный прир…внять п…рочинный оз…рение виол…нчель
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
уживч…вый картофел…нка достра…вать кресл…це обезденеж…ть (из-за расточительности)
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
скле…нный (стакан) расстел…тся (туман) (об этом) умолч…но (отец) задерж…тся вывал…нный (мусор)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я (НИ)РАЗУ не разговаривал с человеком столь редкой профессии — полиграфологом.
Сюжет фильма «Аватар» (НЕ)РЕАЛЬНЫЙ, а фантастический.
Я вспомнил свои (НЕ)ЛЮБИМЫЕ в детстве игры.
Ему (НЕ)ДОСТАЁТ смелости, чтобы пойти на риск.
Альпинисты, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ подниматься вверх, преодолели перевал.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)МЕРУ сил сын помогал родителям, (ПРИ)ЧЁМ делал это без напоминаний.
(НЕ)СМОТРЯ на предостережения друзей, Василий поступил (НА)ПЕРЕКОР
Взгляд (ИС)(ПОД)ЛОБЬЯ насторожил охранника, но (В)ВИДЕ исключения он
ДА(БЫ) не мешать группе, мы пошли (ПО)СВОЕМУ маршруту.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа участники дискуссии высказывались (ПО)ОЧЕРЁДНО.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Семёнов смолоду был трезве(1)ком и труже(2)иком, участвовал в осушении тряси(3)ых болот, за что получил правительстве(4)ую награду, и побеждал в райо(5)ых соревнованиях по лёгкой атлетике.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Море шепталось по-прежнему с берегом и ветер все так же носил его шепот по
2) В это время готовились не только два столь знаменитые и встревожившие общество указа об уничтожении придворных чинов и об экзаменах на чины коллежских асессоров и статских советников но и целая государственная конституция.
3) Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа…
4) Как он угрюм и худ и бледен!
5) Огромная медная печь с цилиндрическим котлом для нагревания воды и целой
системой медных трубок и кранов занимала угол против окна.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Итак, на четвёртом уроке (1) ближе к концу (2) Антонина Владимировна (3) сверкая одухотворенной улыбкой на лице (4) железными зубами (5) состоящими в металлическом диалоге с серебряной брошечкой у ворота (6) завитой
крендельком улитки (7) взяла в руки полутораметровую (8) полированную указку
и направилась к пыльному (9) пёстрому плакату в торце класса.
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Приветствую тебя (1) пустынный уголок (2)
Приют спокойствия (3) трудов и вдохновенья (4)
Где льется дней моих невидимый поток (5)
На лоне счастья и забвенья.
Я твой – я променял порочный двор Цирцей (6)
Роскошные пиры (7) забавы (8) заблужденья (9)
На мирный шум дубров (10) на тишину полей (11)
На праздность вольную (12) подругу размышленья.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Нежнейшие сорта винограда (1) каждая кисть которого (2) казалась на винограднике произведением искусства (3) были жадно втиснуты в грубые ивовые корзинки (4) и поспешно обшиты дерюгой с ярлыками (5) заляпанными клейстером.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Катя очень серьезно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26
сжавшаяся, стала жадно есть прямо из чугунка. (19)Я не мог на неё глядеть. (20)В горле стало душно и горячо. (21)Я знал, отчего так голодна мать. (22)В деревнях, у людей, которым в тяжкое это время тоже не хватало еды, она не решалась взять даже куска хлеба, хоть и звалась грозным именем уполномоченной исполкома.
(23)В сенях у меня лежали картофельные лепешки, припасённые на завтра. (24)Я кинулся за ними, чтобы отдать их матери. (25)Снял с полки глиняную миску, заглянул. (26)Лепёшек было немного — штук пять. (27)Но они пахли, сильно пахли маслом и пригоревшей мукой, и от этого запаха у меня закружилась голова.
(28)Я ведь тоже был голоден. (29)И я был мальчишкой — одиннадцать лет.
(30)Наверное, я не отдал бы лепешки, если бы смог их тогда съесть. (31)Но я не смог: сердце разрывалось на части, и в горле комом стояли слёзы.
* Эдуард Юрьевич Шим (1930-2006) — писатель, драматург.
21. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В годы войны двенадцатилетнему мальчику пришлось вести хозяйство, как взрослому человеку.
2) Мама персонажа-рассказчика в годы войны работала в райисполкоме.
3) Тетерева сначала показались персонажу-рассказчику обычными птицами.
4) Персонаж-рассказчик винил себя в том, что не смог отдать матери испечённые им лепёшки.
5) Мать рассказчика ежедневно обходила по одной деревне.
22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 10 объясняет содержание предложения 9.
2) В предложениях 15-18 представлено описание.
3) Предложения 34-36 включают рассуждение.
4) Предложения 50-52 содержат последовательные действия.
5) Предложения 38-40 содержат описание.
23. Из предложений 32-37 выпишите слово со значением «засеваемый осенью, оставленный под снегом»
24. Среди предложений 34-40 найдите такое (-ие), которое (-ые) соединяется (-ются) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор ведёт повествование о том, как стремился наладить нелёгкий военный быт рано повзрослевший в годы войны мальчик, и с этой целью использует синтаксическое средство — (А)___ (в предложениях 26-27; 28-29). Свои чувства по отношению к несущей непосильную для неё ношу матери персонаж-рассказчик передаёт с помощью такого лексического средства, как (Б)__ (в предложении 31). Автор показывает своё отношение к суровой военной действительности, применяя такой приём (В)____(11, 12), и такое лексическое средство (Г)__ (в предложениях 35 — 37)».
8) ряды однородных членов
9) развёрнутая метафора
26.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.