составьте таблицу методические принципы спортивной тренировки
Конспекты по физической культуре «Принципы спортивной тренировки: виды, способы реализации в учебнотренировочном процессе.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
42. Принципы спортивной тренировки: виды, способы реализации в учебнотренировочном процессе.
Принцип сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель — достижение максимального спортивного результата.
Принцип прогрессирования — наращивание нагрузок до максимальных величин.
Принцип непрерывности тренировочного процесса – адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.
Принцип волнообразности динамики нагрузок, при соблюдении которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект.
Принцип доступности и индивидуализации — выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, максимально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступления на соревнованиях.
Принцип активности получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива — создание новых композиций, новой техники выполнения упражнений и т. д.
Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность — это относительно законченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копированием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п.
Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение богатым арсеналом двигательных действий, которые могут быть использованы не только в спортивной, но и в других видах деятельности.
Однако общая подготовка должна быть подчинена избранному виду спортивной деятельности, так как далеко не всякое соотношение общей и специальной подготовки способствует росту спортивных результатов.
Тренировка является приспособлением человека к конкретным условиям деятельности, которые различны в разных видах спорта.
Чем более подготовлен спортсмен, тем ближе к реальным должны быть условия деятельности на тренировочных занятиях.
Мера соотношения общей и специальной подготовки определяется задачами тренировочного периода и этапа. В целом следует придерживаться правила, согласно которому чем ближе соревнование, тем большую долю времени должна занимать специальная подготовка. В тренировке новичков объем общей подготовки должен быть сравнительно большим.
Глава 3. Методические принципы спортивной тренировки
Необходимого уровня состояния тренированности занимающихся студентов можно достичь только при проведении учебно-тренировочных занятий со строгим соблюдением закономерностей и выполнением методических (дидактических) принципов при построении тренировочных занятий. Эти принципы определяют общие положения по управлению процессом совершенствования спортивной подготовки.
Методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться на учебно-тренировочных занятиях, являются: принцип сознательности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации, динамичности и постепенности, наглядности.
Принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики физической тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание цели и задач учебно-тренировочных занятий. Преподаватели со своей стороны обязаны обеспечить рациональное применение средств и методов тренировки на каждом занятии, вести учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий. Участие студентов в учебно-тренировочных занятиях должно быть не только сознательным, но и активным, «принцип обратной связи».
Принцип систематичности требует непрерывности тренировочного процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха на одном занятии, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия накладывался на след, оставленный от предыдущего занятия. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (более 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности.
Принцип доступности и индивидуализации обязывает планировать и включать в каждое тренировочное занятие упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблюдать определенные правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному; строго учитывать индивидуальные особенности занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.; упражнения, объем и интенсивность тренировочных нагрузок следует подбирать в соответствии с силами и возможностями организма. Однако принцип доступности ни в коей мере не означает, что физические упражнения и нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными. Упрощение снижает развивающее влияние учебно-тренировочного процесса на занимающихся.
Принцип динамичности и постепенности определяет необходимость постоянного повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно, с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся. Повышение тренировочных нагрузок может быть постепенным (прямолинейно-восходящим), скачкообразным, ступенчатым или волнообразным. Использование того или иного вида нагрузок зависит от цели и задач занятий на данный период, а также от индивидуальных особенностей занимающихся.
Постепенное повышение нагрузки характерно для одного занятия, для недельного и годового цикла и для многолетних тренировок. Игнорирование принципа постепенности, ускоренная, форсированная подготовка не способствуют достижению запланированных результатов и может быть вредна для здоровья.
Если в тренировочных занятиях был перерыв из-за болезни, то начинать занятия следует после разрешения врача при строгом соблюдении принципа постепенности. В этом случае сначала тренировочные нагрузки значительно снижаются, а затем постепенно доводятся до запланированного уровня.
Принцип наглядности. Исследования показали, что эффективность обучения физическим упражнениям и совершенствования физических качеств зависят от степени вовлечения в учебно-тренировочный процесс всех анализирующих органов занимающихся, причем не только зрительных, но и слуховых, мышечных, тактильных и других. Поэтому на практике для реализации этого принципа используются разнообразные формы наглядности.
Среди них: показ изучаемых упражнений преподавателем или кем-либо из занимающихся, использование схем, плакатов, фото-кинограмм, диафильмов и кинофильмов с образцами техники изучаемых упражнений. Это создает у занимающихся устойчивые зрительные представления о правильном их выполнении. Использование звуковых сигналов или музыки благодаря слуховому анализатору дает представление о длительности, частоте и ритме движений. Мышечные и тактильные ощущения могут дать почувствовать силу движения, его амплитуду, скорость выполнения и т.д.
В зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся, от этапа обучения характер и степень эффективности применения принципа наглядности различны.
Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи, они не могут реализовываться в процессе учебно-тренировочных занятий в отдельности. Это различные стороны единого, целостного процесса повышения спортивного мастерства занимающихся.
Методические принципы спортивной тренировки
На спортивную тренировку распространяются принципы, отражающие общие закономерности физического воспитания – это принципы сознательности и активности, наглядности. В спортивной тренировке общие закономерности проявляются в особой форме. Рассмотрим основные методические принципы спортивной тренировки.
1. Направленность к высшим достижениям. Спорт предполагает формирование установки на высокие достижения и постоянное их улучшение. Установка на высшие показатели реализуется соответствующими тренировками с использованием наиболее действенных средств и методов углубленной – круглогодичной и многолетней специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обуславливает так или иначе все отличительные черты спортивной тренировки – повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность.
2. Единство общей и специальной подготовки спортсмена.Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего подъема функциональных возможностей организма, тренировочного процесса.
3. Непрерывность тренировочного процесса.Непрерывность процесса спортивной тренировки характеризуется следующими основными моментами:
– тренировочный процесс идет в течение всего года и непрерывно в течение нескольких лет подряд;
– воздействие каждого следующего тренировочного занятия наслаивается на предыдущие;
– интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих в общей тенденции восстановление и рост работоспособности.
4. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных требований. В спортивной тренировке, в отличие от других видов физического воспитания, нагрузки возрастают не только постепенно, но и максимально. Понятие «максимальная нагрузка» ассоциируется с понятием «нагрузка до отказа», до полного утомления. Точнее будет сказать, что эта нагрузка, которая находится на границах способностей организма.
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Отметим, что формирование сознания и поведения проходит стержнем через всю систему воспитания спортсмена в спорте. На этой же основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению специфических трудностей на пути к спортивным достижениям, сильной воли и других личностных качеств и свойств «спортивного характера».
Столь же существенное значение в подготовке спортсмена имеет воспитание устремлённости к спортивной победе, инициативности, настойчивости, смелости, самообладания и других волевых качеств. Спорт называют справедливо школой воли.
ЛЕКЦИЯ. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Часть 2.
3. Развитие выносливости
4. Развитие ловкости
5. Развитие гибкости
ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА
Физическими или двигательными качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Выделяют следующие основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ
Сила как физическое качество. В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Следует различать:
1. Силу как механическую характеристику движения;
2. Силу как свойство, качество человека (например, развитие силы с возрастом и т.д.).
Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения, при уступающей работе – действующие по ходу движения.
Основы методики развития силы
Конкретными задачами силовой подготовки являются:
– приобретение и совершенствование способностей осуществлять основные виды усилий – статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие;
– гармоничное упражнение в силовом отношении всех мышечных групп двигательного аппарата;
– развитие способностей рационально пользоваться силой в разнообразных условиях.
Средствами развития силы являются упражнения с повышенным сопротивлением – внешним и с отягощенным весом собственного тела.
В качестве внешнего сопротивления используют: вес предметов, противодействие партнера, сопротивление упругих предметов, сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, упражнения в воде и т.д.). Отягощение весом собственного тела может быть дополнено весом внешних предметов.
Характеристика основных методических направлений развития силы
Максимальное силовое напряжение в мышцах может быть создано различными путями:
1. Преодолением непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений – метод повторных усилий;
2. Предельным увеличением внешнего сопротивления (в динамическом или статическом режиме) – метод максимальных усилий;
3. Преодоление сопротивлений с предельной скоростью – метод динамических усилий.
Величину отягощения при развитии силы можно дозировать по следующим критериям:
– в процентах к максимальному весу;
– по разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше предельного веса);
– по числу возможных повторений упражнения в одном подходе (вес, который можно поднять максимум 10 раз), т.е. повторный максимум 10 П.
Общепринятой является следующая классификация используемых отягощений:
Метод повторных усилий
Суть метода повторных усилий в том, что применяются непредельные (по величине) отягощения, но упражнение повторяется предельно возможное число раз.
Достоинствами метода повторных усилий являются:
1. Достижение большого объема выполненной работы вызывает большие сдвиги в обмене веществ; что в свою очередь приводит к активизации пластического обмена, росту, мышечной массы, гипертрофии мышц. Большая степень энерготрат полезна в оздоровительном отношении;
2. Упражнения с непредельными силовыми напряжениями дают больше возможностей для контроля и самоконтроля техники движений, поэтому этот метод особенно полезен для начинающих и малоквалифицированных спортсменов;
3. Травмоопасность непредельных отягощений существенно ниже, чем при использовании предельных и около предельных весов;
4. Эффективность развития силы (если те больше 35-40% от максимальной);
5. На более поздних этапах тренировки влияние величины избранных отягощений возрастает, а оптимальными являются «большие» (4-7 ПМ) и «умеренно большие» (8-12 ПМ) веса. Например, студент отжимается в упоре лёжа с опорой руками о гимнастическую стенку. Как только его сила вырастет настолько, что он сможет выполнить это движение 10-12 раз, упражнение следует усложнить так, чтобы его можно было выполнить лишь 4-7 раз. В нашем примере это может быть отжимание на полу, далее при поднятых ногах (на гимнастической стенке), с отягощением и т.д., т.е. дозировка нагрузки осуществляется без особых затруднений.
Метод максимальных усилий
Прирост силы наиболее эффективен при использовании максимальных отягощений. Тренировка с околопредельными и предельными весами приводит к значительному росту результатов.
Следует определиться в толковании «предельный вес». Под «предельным весом» понимается предельный тренировочный вес, т.е. тот вес, который можно поднять без значительного эмоционального возбуждения.
Метод динамических усилий
Суть метода динамических усилий в том, что максимальное силовое напряжение создаётся за счёт перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. При этом включают скоростно-силовые упражнения, выполняемые с полной амплитудой движения.
Метод динамических усилий должен применяться в единстве с методами повторных и максимальных усилий: при этом указанные методы служат для повышения абсолютного уровня силовых возможностей; метод динамических усилий – для развития способностей к быстрому проявлению силы. При использовании только метода динамических усилий не удается существенно повысить максимальный уровень силы.
Метод изометрических усилий
Статические силовые упражнения имеют ряд достоинств и, прежде всего, то, что максимальное напряжение в мышцах можно сохранить сравнительно длительное время. Кроме того, занятия с использованием изометрических усилий требует мало времени, оборудование для них весьма простое. С помощью изометрических упражнений можно воздействовать практически на любые группы мышц.
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ
Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Выделяют три основные формы проявления быстроты:
1. Латентное время двигательной реакции;
2. Скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
3. Частота движений.
Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга.
Сочетание трех указанных форм определяют все случаи проявления быстроты. Так, в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивание, вынос бедра и др.) и темпа шагов. Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т.д.), а не названные элементарные формы проявления быстроты. Однако скорость в целостных сложно-координационных движениях зависит не только от уровня развития быстроты, но и от других факторов. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а та, в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, а при детальном анализе наиболее показательны именно элементарные формы проявления быстроты.
Методические материалы «Принципы спортивной тренировки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г.Мичуринска Тамбовской области
Принципы спортивной тренировки
Денисенко Т.В., методист
Принципы спортивной тренировки
Спортивная тренировка – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Она является специализированной составной частью физического воспитания и подчиняется всем его законам.
Достижение высоких спортивных результатов требует продолжительной многолетней тренировки, которую принято делить на три основных этапа: начальная специализация (базовая подготовка), углубленное совершенствование и спортивное долголетие.
Принцип сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель – достижение максимального спортивного результата.
Основные правила, вытекающие из данного принципа:
1. Планируй тренировочный процесс и особенно ее нагрузку совместно со спортсменом. При этом спортсмену должно стать известно не только то, чего он может достигнуть в ближайшем будущем, но и то, какой от него потребуется «вклад» для достижения поставленной цели и в перспективе.
2. Привлекай спортсмена к анализу и оценке тренировки.
3. Регулярно проводи контрольно-проверочные испытания.
4. Воспитывай у спортсмена способность к совместному обдумыванию и самоконтролю.
5. Задавай практические и теоретические задания на решение дома.
Принцип прогрессирования – наращивание нагрузок до максимальных величин.
Согласно этому принципу нагрузка должна всегда находиться в определенной зависимости от уровня работоспособности спортсмена, его способности переносить ее. Стандартные нагрузки постепенно теряют свой тренировочный эффект, пока совеем не перестают способствовать развитию физических кондиций спортсмена и его работоспособности. Застой в нагрузке приводит к застою в развитии работоспособности. Это действительно не только для начинающих, но и дня спортсменов опытных, высокого класса.
В видах спорта с преимущественным проявлением технико-тактических качеств нагрузку повышают, предъявляя более высокие требования к координации движений (изменение темпа движений, внешних условий, комбинаций различных элементов упражнения, разучивание более сложных движений и в целом упражнений).
Для направленного развития выносливости, силы, быстроты и комплексных физических способностей необходимо изменять определенные компоненты нагрузки: повышать частоту тренировок, доведя их по возможности до ежедневных, а в некоторых случаях при подготовке к достижениям высоких результатов – и до двух раз в день; повышать объем нагрузки в тренировочных занятиях при одинаковой плотности их; повышать плотность нагрузки и др. Все это не удастся осуществить одновременно. Сначала надо стремиться к достижению оптимальной частоты тренировок, а затем решать следующие задачи.
Принцип непрерывности тренировочного процесса – адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.
Этот принцип требует от спортсмена, чтобы он тренировался без перерывов в течение круглого года, всегда стремился к достижению оптимального выполнения нагрузки, обеспечивая непрерывное развитие тренированности. В основе этого требования лежат закономерные связи между нагрузкой и адаптацией организма к ее воздействию (закон единства окружающей среды и организма). Исходным пунктом для построения круглогодичной тренировки служат известные закономерности развития тренированности. Первостепенную роль в них играют два последующих положения:
1. Высокие результаты в избранном виде спорта могут быть достигнуты лишь в том случае, если повышается общий уровень тренированности, включая все компоненты, определяющие достижение высоких результатов.
2. В свою очередь, повышение уровня отдельных компонентов тренированности ведет уже у начинающего спортсмена к более высоким результатам в избранном виде спорта. Но для дальнейшего его роста этого будет недостаточно. Необходимо связать отдельные компоненты тренированности в единый комплекс с учетом требований соревнований. Для этого используют специфические тренировочные и соревновательные нагрузки при подготовке спортсменов высокого класса. Однако если такие нагрузки применять в больших объемах, то они могут относительно быстро привести к исчерпанию физических и нервных возможностей спортсмена.
Принцип волнообразности динамики нагрузок, при соблюдении которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект.
Волнообразность – достигается изменением учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок и включением интервалов активного отдыха на протяжении занятия, тренировочного дня, микроцикла, этапа, периода, года, и лет. Во всех этих структурах возрастание нагрузки сменяется относительной стабилизацией на уровне значительных или повышенных требований; затем следует снижение нагрузки и отдых. Волна имеет различную длину (продолжительность) и высоту (степень нагрузки) в зависимости от задач подготовки, применяемых тренировочных упражнений и воздействий, условий проведения тренировочного процесса и средств восстановления. Наибольшей высоты волны достигают в соревновательном периоде. Так как в спортивных играх соревновательный период зачастую длиться 8-10 месяцев эффективными являются волны с достаточно высокой нагрузкой на протяжении 1,5-2 месяцев с последующим снижением нагрузки в 2 неделях.
В процессе спортивной подготовки на многолетнюю волну накладывается волны годичного цикла, на них, в свою очередь накладываются периодные и этапные волны, включающие в себя волны микроцикла, тренировочного дня, занятия и отдельной тренировочной работы. В каждом конкретном случае необходимо построение своей волновой структуры. С волнообразностью связан и постепенный переход от нагрузки к покою в конце занятия или дня, после тренировочного микроцикла и участия в соревновании, при переходе к активному отдыху в конце годового цикла и по окончании занятий спортом в связи с возрастом. Резкий переход от больших тренировочных нагрузок к бездействию ведет к нарушению сбалансированности работы всего организма и как следствие к ухудшению состояния здоровья.
Принцип доступности и индивидуализации – выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, максимально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступления на соревнованиях.
Принцип доступности исходит из того, что человек развивается и любая деятельность человека, в том числе и его двигательная деятельность, может выполняться только через мобилизацию резервов организма, т.е. ценой значительных физических и нервных напряжений. Отсюда принцип доступности означает необходимость обеспечения правильного соотношения между способностью организма и его готовностью к выполнению двигательных действий, с одной стороны, и педагогическими требованиями – с другой. При решении задач тренировки следует применять такие стимулы и ориентиры, которые бы не выходили зa верхнюю границу работоспособности человека.
Правила практического воплощения принципа доступности:
1. Основательно анализируй уровень работоспособности и развитие личности спортсмена. Вот несколько фактов, влияющих на индивидуальную нагрузку: календарный, паспортный и тренировочный возраст спортсмена, способность к достижению и перенесению нагрузок, состояние здоровья и уровень тренированности, общая нагрузка и отдых от нее, тип конституции и нервной деятельности, специфические и половые различия.
2. Приспособляй внешнюю нагрузку к индивидуальной работоспособности спортсменов, не существует неизменных норм, тренировочных нагрузок ни в смысле максимума, ни в смысле минимума. Система нагрузок зависит также и от новейших сведений о способности человека переносить нагрузки, полученные в экспериментальных и естественных условиях.
3. Учитывай особенности женского организма.
Принцип активности получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива – создание новых композиций, новой техники выполнения упражнений и т. д.
Он определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки. Необходимо помнить, что все многообразие процесса подготовки спортсмен осуществляет сам, когда он, обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство, трудолюбие, стойкость, устремленность к цели, без которых не мыслимо достижение спортивных высот. И, кроме того, это не просто активность, а творческая инициатива – создание новых композиций (в гимнастике, фигурном катании), новой техники выполнения упражнений (в легкой атлетике, лыжном и конькобежном спорте). Он формируется в развитии у спортсменов самостоятельности мышления и контроля за своими двигательными действиями.
Принцип систематичности – непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, при котором стремятся достигнуть наибольшего кумулятивного эффекта спортивной специализации. В связи с этим интервалы отдыха между занятиями строятся по иному принципу, чем в процессе физического воспитания с общей направленностью. Стремление получить в перспективе максимальный спортивный результат приводит к резкому увеличению объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Практически воплощать правила систематичности достаточно просто:
1. Уделяй самое пристальное внимание порядку распределения тренировочных упражнений с учетом закономерностей развития физических качеств (координация, быстрота, сила и затем выносливость).
2. В каждом тренировочном занятии следует ставить основную задачу и готовить спортсмена на ее выполнение.
3. Необходимо непрерывно следить за развитием тренированности спортсмена и вовремя вносить необходимые коррективы.
4. Строить тренировку нужно так, чтобы у спортсмена была четкость в ее восприятии.
Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность – это относительно законченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копированием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п. Цикличность можно сравнить с развитием по спирали.
В зависимости от протяженности цикла во времени различают малые циклы, или микроциклы (например, недельные), средние циклы, или мезоциклы (например, месячные), и большие циклы, или макроциклы (например, годовые). Притом, каждая очередная «волна» нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины.
Тренировочный цикл, как правило, планируется на год или на полугодие и включает в себя взаимосвязанные между собой подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
Подготовительный период подразделяется в основном на два этапа. В течение более длительного первого этапа повышается способность спортсмена переносить нагрузки за счет постепенного повышения объема тренировки при относительно невысокой интенсивности, которая ниже, чем на последующих этапах. Это позволяет создать необходимую базу и, следовательно, подвести спортсмена к выполнению более высоких по интенсивности нагрузок на последующих этапах.
Соревновательный период. Главной задачей этого периода является оптимальное развитие и стабилизация достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений. Нагрузка при этом интенсифицируется, а ее общий объем значительно сокращается. Однако в видах спорта на выносливость это снижение не должно быть существенным. Общеразвивающие упражнения в этом периоде предназначаются преимущественно для активного отдыха.
Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение богатым арсеналом двигательных действий, которые могут быть использованы не только в спортивной, но и в других видах деятельности.
Однако общая подготовка должна быть подчинена избранному виду спортивной деятельности, так как далеко не всякое соотношение общей и специальной подготовки способствует росту спортивных результатов.
Тренировка является приспособлением человека к конкретным условиям деятельности, которые различны в разных видах спорта.
Чем более подготовлен спортсмен, тем ближе к реальным должны быть условия деятельности на тренировочных занятиях. Например, в спарринг-партнеры надо подбирать спортсменов, имеющих сходную с ожидаемыми соперниками тактику ведения спортивных поединков. Кроме того, применительно к соревновательной деятельности адекватность тренировочного процесса состоит в адаптации спортсмена к психическому напряжению.
Мера соотношения общей и специальной подготовки определяется задачами тренировочного периода и этапа. В целом следует придерживаться правила, согласно которому чем ближе соревнование, тем большую долю времени должна занимать специальная подготовка. В тренировке новичков объем общей подготовки должен быть сравнительно большим.
В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена. Эта взаимосвязь объясняется двумя закономерностями:
1. Единством организма, т.е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности. А так как организм представляет собой единое целое, то развитие одних способностей, свойств и качеств не может происходить изолированно от развития других. И наиболее успешнее развивается каждая из способностей, если идет одновременное развитие и других способностей, но в определенном соотношении и до оптимального уровня.
2. Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг навыков и умений, сходных по структуре с соревновательным упражнением, тем благоприятнее предпосылки для овладения новыми навыками и совершенствования ранее освоенных.
Необходимо учитывать и то, что наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, при этом общая подготовка (физическая, техническая, тактическая и психологическая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних занятий спортсмена, создавая предпосылки для спортивной специализации. Это означает, что большой прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего подъема функциональных и физических возможностей спортсмена. Высокий уровень развития всех органов и систем организма определяет повышение той или иной его способности. В то же время, чем шире круг его двигательных умений и навыков, тем успешнее он осваивает необходимые движения в избранном виде спорта, поэтому из процесса спортивной тренировки нельзя исключать ни общую, ни специальную подготовку. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования, при этом необходимо находить как оптимальное соотношение общей и специальной подготовки, так и правильную последовательность их применения. От умения тренера правильно планировать оптимальное соотношение объемов и интенсивности обоих видов подготовки в большей степени зависят достижение спортсменом «спортивной формы» и достижение высших результатов на основных соревнованиях сезона. Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимосвязи их содержания: содержание общей подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.
Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.
В практике встречается как чрезмерное сужение общей подготовки, так и чрезмерное увеличение ее удельного веса на отдельных этапах тренировочного процесса.
Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.
Зациорский В.М.Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. Серия «Спорт без границ». – М.: Советский спорт,: 2009.
Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для бакалавров / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2009. – 530 с.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863, [1] с.: ил. – (Профессия – тренер).
Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.