составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах

Методическая разработка по методике усложнения предметного рисования в разных возрастных группах

составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Смотреть фото составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Смотреть картинку составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Картинка про составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Фото составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах Евгения Александровна Сайкевич
Методическая разработка по методике усложнения предметного рисования в разных возрастных группах

Для ребенка изобразительная деятельность имеет очень большое значение. Через изобразительную деятельность осуществляется умственное воспитание – развивается речь, мышление, память, воображение, внимание, цветоразвитие. ; эстетическое и нравственное воспитание – любовь к прекрасному, любовь к Родине.

Возрастные особенности.

— младший дошкольный возраст: в этом возрасте ребенок постепенно начинает находить сходства получившихся линий и штрихов с предметами. В процессе рисования ребенок испытывает радостные открытия, когда начинает узнавать в своих каракулях предметы. В этом возрасте сходство рисунка с предметом для ребенка основано на признаке цвета или характера производимых в процессе рисования движения. В этот период задача педагога состоит в обогащении детского опыта. Помочь ему сравнить нарисованное с реальным предметом. В этом возрасте усидчивость ребенка очень низкая, внимание рассеянное, память кратковременная, плохо развита моторика.

— средний дошкольный возраст: дети становятся более усидчивыми, внимательными, различают разные виды изобразительной деятельности, лучше развита память. Появляется интерес не только к процессу рисования, но и к результату своей работы.

— старший дошкольный возраст: у детей шире развит кругозор, воспринимают большее количество информации, т. к. они стали усидчивее и внимательнее, значительно развита моторика рук.

В первой младшей группе одной из главных задач является формирование у детей понимания образного характера деятельности интереса к этой деятельности. Внимание педагога и малышей сосредоточенно на элементарной технике рисования красками и карандашом. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основное средство выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы. Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы, явления, продолжают осваивать линию как средство выразительности. Дети усваивают способы рисования предметов округлой и прямоугольной формы. В средней группе дети продолжают осваивать рисование предметов округлой и прямоугольной формы, учатся изображать предметы овальной и треугольной формы. Продолжают осваивать цвет как средство выразительности. Учатся обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая соотношения между ними. В старшем дошкольном возрасте ставят задачу создания у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете. Постепенно детей подводят к передаче индивидуальных особенностей предметов. Дети легко и уверенно проводят концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, круги, дуги, точки и т. п.

Методы и приемы.

— младший дошкольный возраст:

Игровой приём – сюрпризный момент, чтоб привлечь внимание детей.

Показ – полный с проговариванием всех действий, т. к. у детей рассеянное внимание.

Индивидуальная работа – показываем ещё раз как выполнять действие либо на мольберте, либо на своём листочке, приём “пассивного рисования”.

Анализ детских работ – похвала всем детям, чтоб сохранить интерес к рисованию, но к концу года выделять достоинства и недостатки каждой работы.

— средний дошкольный возраст:

Обследование – особое внимание уделять строению и пропорциям (определять длину конечностей и их схожесть).

Показ – полный при знакомстве с новой формой, с новым приемом рисования; частичный – предложить ребенку самому показать, или с помощью вопросов активизировать детей.

Индивидуальная работа – работа на своем листе. Вопросы, уточнения направленные на изображения предмета.

Анализ детских работ– постепенно привлекать к анализу самих детей, обращая внимание на качество выполнения работы, на проявления творчества, обращать внимание на пропорции.

— старший дошкольный возраст:

Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка. Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой.

Источник

Практическое задание 1 к модулю «Теория и методика дошкольного образования» по темам: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста», «Познавательное развитие детей дошкольного возраста», «Художественно-эстетическое развитие детей дошк

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическое задание 1

к модулю «Теория и методика дошкольного образования»

по темам: « Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста »,

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»,

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».

ФИО слушателя: Субботина Л.Ю.

Раскройте понятие «социализация детей дошкольного возраста». Приведите два примера, которые демонстрируют процесс социализации ребенка дошкольного возраста.

Процесс социализации включает в себя два основных аспекта: усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей; активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

1. Ребёнок активно включается в игру с другими детьми.

2. Ребёнок с удовольствием остаётся в детском саду.

Разработайте и опишите оригинальную дидактическую игру на формирование (или актуализацию) у детей знаний о величине предметов. Возрастная группа по выбору слушателя. Представьте наглядный материал к разработанной игре.

Вторая младшая группа

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик»

Цель: закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».

Материал: цветы из фетра разной высоты

Ход игры: Взрослый показывает «лесную полянку» и предлагает рассмотреть цветы на ней. Какой цветок самый высокий? А какой самый низкий? А между ними?

Взрослый вытаскивает цветы и предлагает самим посадить самый низкий, самый высокий и т.д.

Помимо этого закрепляем знание цвета и мелкую моторику, т.к. лепестки на цветах – съёмные.

составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Смотреть фото составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Смотреть картинку составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Картинка про составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Фото составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах

составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Смотреть фото составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Смотреть картинку составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Картинка про составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах. Фото составьте таблицу динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах

Опишите 2-3 режимных момента, чаще всего используемых для закрепления знаний о форме предмета. При этом отметьте программную задачу, использованные методические приемы и наглядный материал, практическую деятельность детей и их активность, руководящую роль воспитателя, результаты работы.

Одевание (раздевание) на (с) прогулку: сравниваем, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяем, много ли ребят пришло в куртках; в комбинезонах, сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче, обращаем внимание, как надета обувь, этот сандалик на левую ногу, а этот на правую, эти сапожки высокие, а эти низкие, обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды: карманы на этом платье квадратные и синего цвета, на этом платье овальные, красного цвета, поясок широкий, а на этом узкий, шорты короткие, а брюки длинные, рукава на этой рубашке короткие, а на этой длинные.

Дежурство по столовой: просим детей положить большие салфетки на столы; ложку класть справа. Салфетницу ставим посередине стола, тарелку с хлебом ставим посередине стола. В салфетницу кладём салфетки и проговариваем с детьми : сколько детей сидит за столом – столько салфеток в салфетнице. Значит, салфеток и детей должно быть поровну.

Учим детей сравнивать предметы, сопоставлять их, производить простейшую классификацию, решать другие учебные задачи в игровой форме.

Подберите 2-3 подвижные игры для дошкольников (возрастная группа по выбору слушателя) на ориентировку в пространстве. Опишите их.

Учить ориентироваться в комнате или на участке.

Выполнять действия по сигналу.

жетоны (красный, синий, желтый), обручи (красный, синий, желтый)

-Ребята, вы слышите это? Как вы думаете, кто это может быть?

-Правильно! Это жук! Он хочет с вами поиграть в игру «Жуки».

-Посмотрите, что у него есть. Это жетоны, и они разных цветов.

-Сейчас я каждому из вас раздам их!

-*Маша, какого цвета у тебя жетон? (спрашиваю других детей)

-А ещё у жука есть обручи, таких же цветов.

-Сейчас мы вместе с вами скажем «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж» и полетим по полянке, как только вы услышите команду «Дождь», возвращайтесь скорей в свои домики, только не забывайте, что они должны быть того цвета, какого у вас жетоны!

-Ребята, жуку очень понравилось с вами играть! Вы были очень внимательными и с легкостью находили свои домики! Молодцы!

Слушают оценку педагога

Учить ориентироваться в комнате или на участке.

Выполнять действия по сигналу.

Любой предмет, который можно спрятать

Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

Составьте таблицу «Динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах».

(технические навыки, выразительные образы)

привить детям интерес к рисованию; научить их быть внимательными на занятиях; ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования; научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима), следить за движением руки и регулировать силу нажима, набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изображение предмета по цвету; развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования; научить рисовать предметы и явления как показанные воспитателем, так и по памяти.

Первый этап включает ознакомление с художественными материалами.

Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка.

Третий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно.

прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой.

Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цветов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый).

Освоение изобразительных умений в младшей группе начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

Во II квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы. Воспитанникам предлагают узнавать, называть и изображать подобные предметы, размещать их на листе бумаги.

Опираясь на знания и умения, приобретенные детьми в 1 полугодии, в III квартале уже можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только совать их, но и закрашивать составляющие его детали в характерный цвет, не выходя за контур предмета. С помощью воспитателя ребенок определяет форму и цвет флажков, называет их составные части: древко, полотнище.

В IV квартале воспитатель относительно редко показывает последовательность рисования предметов, ограничиваясь словесными объяснениями и напоминанием.

Закреплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.

Дети должны учиться рисовать по памяти, творчески выполнять задания, научиться грамотно размещать изображение на листе бумаги; дети в этом возрасте должны работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не нажимая, изменять направление линий, рисовать тремя-четырьмя красками; педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов.

Необходимо закрепить умение дошкольников безошибочно определять форму предмета. Это способствует самостоятельному поиску изображения тех моделей, которые они еще не рисовали, но в основе строения которых лежат уже известные формы. Темы для таких рисунков следует брать из окружающей жизни, чтобы дети учились передавать свои впечатления от увиденного (весенняя природа, деревья с набухшими почками, первые зеленые листочки, дома, украшенные флажками и т.п.). Воспитатель учит компоновать два-три предмета на одном рисунке, связывая их общим замыслом.

Развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.

Педагог должен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.) и нейтральные цвета (серый, серо-голубой), создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду.

Воспитатель учит правильно работать акварельными красками, подбирать краску нужного цвета на палитре и равномерно покрывать ею плоскость. Но самое сложное задание для детей — рисовать человека I в движении. Для наглядности фигуру человека выкладыва-1 ют в виде аппликации, затем части тела заставляют «двигаться». Воспитатель обращает внимание детей на положение рук, ног, туловища, учит рисовать человека в движение.

Эффективно в старшем дошкольном возрасте использовать рисование пластилином. Во-первых, это позволяет проводить работу по цветоведению, смешению цветов и оттенков, а во-вторых, развивает силу кисти руки, подготавливая мелкую моторику к письму в школе.

Обучение детей старшей группы предметному рисованию направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет, приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

— развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, зрительную память, образное мышление;

— прививать желание рисовать;

— учить детей рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры;

— учить продумывать и планировать работу заранее;

— знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образцами народного творчества;

— учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с понятием «перспектива»;

— учить передавать цвет и его оттенки, составлять производные цвета, использовать их, различать, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

— на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный;

— учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок;

— учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективного сокращения; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров;

-совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рисунок карандашом или краской, изменяя при этом направление штрихов или мазков в соответствии с формой модели; привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Охарактеризуйте этапы музыкального образования детей дошкольного возраста.

развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», р.н.п; «Всем, Надюша, расскажи», бел.н.п., обр. А. Полонского; «Сапожник», чеш.н.п., обр. Ан. Александрова и т.д.) Происходит передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», р.н.м. и т.д.) Предлагают найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе

ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко; «Жили у бабуси», р.н.п.; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Источник

Анализ программных задач по обучению декоративному рисованию в разных возрастных группах.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Анализ программных задач по обучению декоративному рисованию в разных возрастных группах.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи : развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;развивать чувство цвета;развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача . Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе , начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.

Младший дошкольный возраст.

Образовательные: Продолжать знакомить с изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.Продолжать учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.Учить смешивать цвета, получая различные оттенки, используя для этого разные способы. Продолжать учить приёмам рисования.Учить использовать в процессе рисования такие выразительные средства как: точку, линию, штрих, пятно.Познакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика.Учить составлять простой орнамент и выполнять элементарные узоры на разных формах.

Учить составлять из простых более сложную форму в процессе рисования.

Развивающие: Продолжать формировать умение смешивать цвета разными способами.Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий.Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания произведений живописи, графики; наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций.Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: оттенок, наложение цветов, равновесие, симметрия, передний (средний, дальний) план.Развивать память, воображение.

Воспитательные: Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.Воспитывать умение выполнять общую работу.Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

Особенности рисования . В обучении детей младшего дошкольного возраста рисованию важно не только расширять познавательную сферу, изобразительный опыт, но и закреплять имеющиеся умения. Те достижения, которые стали неким опытом ребёнка, являются основой его дальнейшего обучения. В этом случае важно обеспечить преемственность между знаниями, умениями и навыками в области рисования. С этой целью необходимо планировать занятия таким образом, чтобы их содержание способствовало раскрытию имеющегося опыта и освоению новых умений.

Учитывая тот факт, что в младшем дошкольном возрасте замысел ребёнка неустойчив, а его изобразительные умения требуют постоянного закрепления целесообразно использовать систему упражнений. Их характер меняется в зависимости от задач решаемых в данный конкретный период. Не следует также забывать о том, что активность взрослого не должна приводить к примитивизму детских рисунков.

Каждая из представленных композиций имеет свой неповторимый характер, который позволяет не только раскрыть образ, но и передать своё отношение к нему. В процессе занятия малыши всё время активны, в их сознании живёт образ, который они воплощают в рисунке. А для того, чтобы образы были интересны и индивидуальны, необходимо в процессе обучения предоставлять детям разнообразные педагогические эскизы, отражающие различные композиционные решения, техники выполнения одного и того же предмета, объекта и явления. В качестве демонстрационного материала, кроме эскизов, можно использовать репродукции, фотографии, детские работы. Такое видовое, техническое и содержательное многообразие материала стимулирует собственное творчество детей, а вернее его первые проявления. В этом возрасте очень важно показать детям, на сколько разнообразен мир и возможности его изображения. И в этом случае самое главное научить детей изобразительным приёмам, которые они могут использовать самостоятельно для создания любого рисунка Важно, чтобы дети усвоили принцип изображения того или иного объёкта.

Нужно отметить, что в младшем дошкольном возрасте, в зависимости от уровня подготовки ребёнка встречаются разные формы проявления активности. То она основана на подражании педагогу, когда он показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. А то характеризуется проявлением «самости», когда малыш самостоятельно пытается изобразить что-либо, не допуская вмешательства взрослого. И в одно и в другом случае педагог остаётся направляющим процесс рисования, во время корректируя деятельность детей, не разрушая творческой инициативы. Оказывая помощь важно не нарисовать за ребёнка, а помочь ему самому достичь результата. Для этого можно использовать приём детальной отработки приёма рисования, в процессе которого педагог контролирует правильность выполнения рисовального движения, повторяя его либо параллельно с ребёнком, либо вместе с ним, но на отдельном листочке. Как только ребёнок понимает суть выполняемого движения, он переносит его на работу уже самостоятельно. Когда занятие проводится с большой группой, такой приём оказывается не всегда реализуемым из-за ограниченности во времени. Но в этом случае вначале занятия можно провести небольшое упражнение со всеми детьми, в ходе которого на маленьких листочках дети ритмично выполняют то или иное движение, необходимое в последствие для создания образа. При этом педагог показывает и параллельно рассказывает о том, как его выполнить. После чего включается в коллективную игру-упражнение, направленное на отработку необходимого умения. А уже в ходе самого рисования детей он словесно направляет их, повторяя последовательность или характер изобразительного действия.

Если в раннем возрасте дети только учатся держать инструменты, то в младшем возрасте они приучаются делать это правильно. Без знания особенностей работы карандашом или кистью у ребенка, предоставленному самому себе при выполнении задания, могут закрепиться неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приёмов рисования.

Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения являются педагогические эскизы, выполненные педагогом. И основное отличие изобразительная грамотность и художественная выразительность. Не следует упрощать изображение, делая его схематичным. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету.

В тех случаях, когда нельзя показать детям предмет можно использовать педагогические эскизы или крупные репродукции. В процессе рисования не стоит убирать демонстрационный материал, поскольку образный опыт пока у детей ещё маловат, зрительный ряд помогает не только его расширить, но закрепить. Если же убрать демонстрируемые картинки, то дети в силу неустойчивости своего внимания останутся без наглядности и соответственно будут вынуждены действовать по инструкциям педагога. В результате после завершения работы окажутся одинаковые рисунки по количеству детей. Наглядность даёт возможность детям выбирать цвет, композиционное построение. Поэтому, лишив малышей возможности попробовать разнообразить свою работу, сделать её не похожей на все остальные приводит к изобразительной стереотипности и шаблонности.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет .

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие :

Образовательные: Закреплять умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.Учить получать различные оттенки в результате смешения цветов. Познакомить с цветовым кругом, цветовыми гармониями.Учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.Учить передавать с помощью цвета характер создаваемого образа, отражая своё отношение, эмоционально-эстетическое состояние.Учить соподчинять различные выразительные средства для достижения целостности образа.Продолжать учить приёмам рисования.Учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные).Продолжать знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр.Учить детей элементарному рисованию с натуры.Познакомить с различными видами росписей их мотивами и элементами.Учить выполнять простые элементы декоративных росписей.Учить составлять орнамент (геометрический, растительный) и выполнять простые узоры на разных формах.Продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые.Учить составлять элементарную сюжетную композицию.

Развивающие : Формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков.Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий.Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.Развивать: наглядно образное мышление; наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций.Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: гармония, цветовой круг, колористическая гамма, лессировка, свет, тень, перспектива, отражение.Развивать память, воображение.

Воспитательные : Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.Воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы.Воспитывать чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и успехам других.

Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

Особенности декоративного рисования. Дети в средней группе не только создают определённый узор или орнамент, но изучают элементы и мотивы росписей. В этом возрасте они уже более детально изучают специфику создания декоративных образов, особенности использования стилизации в процессе рисования. Детей начинает привлекать декоративная композиция сама по себе, поскольку она не похожа на обычный реалистичный рисунок. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребёнок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на лист бумаги. С целью обучения ритмичному построению узора целесообразно использовать следующее упражнение. Для его реализации необходимо использовать полотно обоев, которая закрепляется на стене. Далее дети расставляются по всей длине полосы, у каждого из них кисть и баночка с краской, имеющей негустую консистенцию. Затем по инструкциям педагога дети начинают постепенно совершать изобразительные движения, имеющие ритмичный характер «Ребята, поставили кисточки в верхней части листа, а теперь выполняем упражнения. Присели, кисточка движется вниз, поднимаемся, кисточка поднимается с нами как по горке, сели и кисточка скатилась с нами…и т.д.». Такие упражнения, во-первых, помогают детям почувствовать кинестетический характер ритма. Во-вторых, способствуют формированию двигательной памяти, что обуславливает в последующем свободное использование умения выполнять ритмичный рисунок.

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки , чередовать мазки по цвету , меняя их положение, когда узор усложняется.

Композиция первых рисунков также самая простая : ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо научить :

— симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

— использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

— находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

— умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Старший дошкольный возраст.

Образовательные: Совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.Совершенствовать умение получать различные оттенки в результате смешения цветов. Закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые гармонии.Продолжать учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.Закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и своё отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние.Продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа.Продолжать учить приёмам рисования.Продолжать учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные).Продолжать формировать композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень.Продолжать учить рисованию с натуры.Продолжать знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями их мотивами и элементами.Учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элементы и приёмы.Продолжать учить составлять орнамент (геометрический, растительный), познакомить с зооморфным орнаментом.Продолжать учить узоры на разных формах.Продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые.Учить сюжетному рисованию.

Развивающие: Закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков.Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях.Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.Развивать: наглядно образное мышление; наглядно-действенное мышление в процессе создания образов.Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: рефлекс; орнамент; перспектива: линейная, воздушная; глубина; пространство; фактура; строение.Развивать память, воображение.

Воспитательные : Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.Продолжать воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы.Воспитывать умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи.Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

Воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.

Особенности обучения в декоративном рисовании изменения касаются в основном технической и содержательной сторон. Помимо усложняющихся приёмов в декоративных образах появляется сюжет. В этой связи представляется необходимым в процессе декоративного рисования детей активизировать их опыт построения композиции в сюжетном рисовании, учитывая специфику конкретной росписи или декоративного мотива.

В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном . В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей , сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).

Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.

В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь , которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *