соотношение цели и задачи обучения

Цели и задачи процесса обучения

Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – организация усвоения социального опыта по мере осознания и осмысления обществом той необходимой его части, которая составляет содержание. Это не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.

Практическое определение целей обучения – процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Следует, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого занятия в отдельности решаются три основные группы взаимосвязанных целей: цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками), ко второй – цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей) и к третьей – цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культуры). Поэтому, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определить как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки.

Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели:

· овладение учащимися основами научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве (формирование мировоззрения, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований в рамках отдельных предметов);

· общая подготовка учащихся к практической деятельности, которая позволяет человеку познавать и преобразовывать природу, общество и культуру и осуществляется, прежде всего, через познавательную деятельность;

· формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, также включает три основные цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией рассмотренных выше предметных целей:

1) общее развитие мышления и познавательных способностей;

2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся;

3) привитие учащимся навыков к самообразованию, необходимыми условиями которого являются овладение «техникой» самообразования и привычка к работе над собственным образованием.

Для достижения целей в процессе обучения необходимо решить следующиезадачи обучения:

1) стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

2) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

3) развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

4) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

5) совершенствование учебных умений и навыков.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты пед. деятельности:

· постановка целей учебной работы;

· формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

· определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

· организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

· придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

· регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

· оценивание результатов деятельности учащихся.

Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:

· осознание целей и задач обучения;

· развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

· осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

· восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

· проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

· самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

· самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

О владение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.

Движущими силамив формировании у учащихся потребности в учении являются:

Личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживает внуктренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что стимулирует их к более активному учению.

Доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним, способствует формированию потребности в учении. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутренне противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если между учителем и учащимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.

Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных м имеющихся знаний для их решения, умение учителя ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникшими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.

Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

В связи с рассмотренными положениями нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких случаях обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.

Источник

Глава 6. Общие положения дидактики 6.1. Цели, задачи, функции и принципы обучения

соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения

соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения

соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отноше­ний появилось давно, когда люди стали осознавать ценность зна­ния, важность преемственности в его трансляции и передаче следу­ющим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего по­знания мира.

Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посред­ством организации усвоения обучающимися научных знаний и спо­собов деятельности.

Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и за­дачи обучения.

Основная цель обучения — поддержание общественного про­гресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-куль­турного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего по­знания мира.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образователь­ной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении систе­мы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формированииу обучаю­щихся ценностных ориентации, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формирова­нии мотивов учебной деятельности, которые во многом определя­ют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной

Глава 6. Общие положения дидактики 115

психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-воле­вой и мотивационно-потребностной сферами.

Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осоз­нанности и самостоятельности в приобретении знаний.

На протяжении всего развития педагогической науки и практи­ки формировались принципы обучения, которые служили ориен­тирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основ­ным принципам обучения можно отнести:

принципразвивающегоивоспитывающегохарактераобучения,ко-торый направлен на всестороннее развитие личности и индивиду­альности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;

•принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и обще­ственной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакоми­ло учащихся с объективными научными теориями, законами, факта­ми, отражало бы современное состояние наук;

принципсистематичностиипоследовательностивовпалетшзна-ниями придает системный характер учебной деятельности, теорети­ческим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логиче­ского построения как содержания, так и процесса обучения;

принцип сознательности, творческой активности и самостоя­тельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необхо­димость формирования познавательной мотивации и навыков кол­лективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;

•принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприя­тию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрак­тному, словесно-логическому;

•принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;

116 Часть /. Педагогика

4 принцип прочности требует не только долговременного запо­минания знаний, но и ихинтериоризацию, формирование позитив­ного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возни­кают при систематическом повторении структурированного учеб­ного материала и его проверки;

соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения

принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обуче­
ния стимулировал учеников использовать полученные знания в ре­
шении практических задач;

принцип рационального сочетания коллективных и индивидуаль­
ных форм
и способов учебной работы предполагает использование
самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной
работы.

Все перечисленные принципы следует рассматривать как еди­ную систему, которая позволяет педагогу сделать научно обосно­ванный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства ор­ганизации учебного процесса, создать благоприятные условия для развития личности учащегося.

Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обуче­ния, называется дидактикой. Одним из актуальных для современ­ной дидактики является вопрос о соотношении обучения и разви­тия. На сегодняшний день можно выделить три условные группы научных представлений по этому вопросу.

1.Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коф-
фка, У. Джеймс).

2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться
к нему (В. Штерн: «Развитие создает возможности — обучение их
реализует»; Ж. Пиаже: «Мышление ребенка с необходимостью про­
ходит все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается
ребенок или нет»).

3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и
вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер).
Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности,
Л.С. Выготский выделял два уровня умственного развития ребенка:
уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно вы­
полнять задание, и «зону ближайшего развития» (то, что ребенок
сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать само­
стоятельно).

Рассмотрим подробнее основные теории обучения.

Глава 6. Общие положения дидактики 117

Источник

Цели, задачи и функции обучения

соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения

соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения

соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социокультурного опыта, как особой формы взаимоотношений появилось давно, когда люди осознали ценность знания, важность преемственности в его передаче и передаче будущим поколениям, необходимость дальнейшего познания мира.

Кроме того, обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в преподавании это направление реализуется через организацию усвоения студентами научных знаний и способов деятельности.

Исходя из этих общих положений, мы можем определить цели и задачи обучения.

Задачи обучения : передача и активное усвоение социокультурного опыта в виде научных знаний и методов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, позволяет усваивать и применять опыт предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность для дальнейшего познания мира.

Эти задачи связаны с функциями обучения: воспитание, воспитание и развитие.

Образовательная функция заключается в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности их применения на практике.

Образовательная функция реализуется в формировании ценностных убеждений учащихся, личностных качеств в процессе усвоения социокультурного опыта и в формировании мотивов образовательной деятельности, которые во многом определяют его успех.

Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает студента не как объект влияния учителя, а как активный субъект образовательного процесса, успех которого в конечном итоге определяется отношением студента к обучению, развитым познавательным интересом, осознанием и самостоятельностью в приобретении знаний.

На протяжении развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебного процесса. Основные принципы обучения включают в себя:

— принцип развития и воспитания характера обучения, который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые составляют основу жизненных идеалов и форм социального поведения;

— принцип научного содержания и методики образовательного процесса отражает взаимосвязь с современными научными знаниями и социальной практикой, требует, чтобы содержание образования ознакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние науки;

— принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний дает системный характер образовательной деятельности, теоретических знаний и практических навыков учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения;

— принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся в ведущей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;

— принцип ясности означает, что эффективность обучения зависит от правильного вовлечения органов чувств в восприятие и обработку учебного материала, переход от конкретного образно-визуального мышления к абстрактному, словесно-логическому;

— принцип доступности образования требует учета особенностей развития студентов, анализа их возможностей и направлений ближайшего развития;

— принцип силы требует не только долговременного запоминания знаний, но и их усвоения, формирования позитивного отношения и интереса к предмету, которые возникают в результате систематического повторения структурированного учебного материала и его проверки;

— принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы учебный процесс стимулировал учащихся использовать полученные знания при решении практических задач;

соотношение цели и задачи обучения. Смотреть фото соотношение цели и задачи обучения. Смотреть картинку соотношение цели и задачи обучения. Картинка про соотношение цели и задачи обучения. Фото соотношение цели и задачи обучения

— принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и методов воспитательной работы предполагает использование различных форм учебной и внеклассной деятельности.

Все эти принципы следует рассматривать как единую систему, позволяющую учителю делать научно обоснованный выбор целей, выбирать содержание, методы и средства организации учебного процесса, создавать благоприятные условия для развития личности учащегося.

Источник

Сущность, задачи и структура процесса обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогический процесс и его структура…………………………. стр.4

Сущность, задачи и структура процесса обучения……………………………………. ……………………… стр.8

Библиографический список………………………………………. стр.15

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем более существенные из них:

— задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

— задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;

— задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
— задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия;

— задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;
задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры. Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее, гармоническое и целостное развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

1. Педагогический процесс и его структура

Педагогический процесс является целостным процессом
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса воспитательная, развивающая.
Развивающая:
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

Педагогический процесс обладает рядом свойств.
Свойствами педагогического процесса являются: целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы; целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания; целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.

Рассматривая структуру взаимодействия субъектов педагогического процесса, т.е. его процессуальную структуру, можно выделить в ней такие компоненты, как содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный. Кратко их суть можно характеризовать следующим образом.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя, прежде всего, контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на определенном этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности. С.Л.Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его деятельность фактором является оценка этой деятельности.

2. Сущность, задачи и структура процесса обучения

Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.

Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков. Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.

Основными целями обучения принято считать:

— создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;

— дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире;
реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;

— воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству; следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися; формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения?

Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.
Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.

Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.

Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий «логика учебного предмета» и «логика учебного процесса».

Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы деятельности, которые составляют предметное содержание учебной дисциплины.

Логика учебного предмета во многом определяет логику учебного процесса. Между тем логика учебного процесса не совпадает полностью с логикой учебного предмета. Логика учебного предмета предполагает постоянное движение от старого к новому. В логике учебного процесса часто, а подчас обязательно происходит движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала под новым углом зрения.

Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки групп учащихся, методическим подчерком учителя, оснащенностью техническими средствами обучения. Однако основными факторами, определяющими логику процесса обучения, являются элементы содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений) и соответствующие способы их усвоения.

В соответствии с изложенным И.Я. Лернер намечает следующую логику процесса обучения:

— предъявление информации для осознанного восприятия;

— воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации, по образцу;

— творческое применение знаний и умений в нестандартных, нетипичных ситуациях.

Вся эта деятельность сопровождается формированием ценностно-эмоционального отношений к усваиваемым компонентам содержания образования.

Описанную логику учебного процесса можно схематически изобразить следующим образом:

— предъявление и воспроизведение информации;
применение знаний и умений в типичных ситуациях;

— творческое применение знаний и умений;
формирование ценностно-эмоциональных отношений.

Общая схема логики учебного процесса (при полном незнании обучающихся учебного материала) примет следующий вид:

Общность и специфика процессов обучения и воспитания

Эта общая схема в реальном процессе обучения может приобретать

— Занятие начинается с воспроизведения информации или упражнений, после чего предъявляется новая информация, за которой следует ее творческое применение.

— Занятие начинается с создания проблемной ситуации, после анализа которой предъявляется новая информация, закрепляемая в ходе упражнений.
Во всех вариантах этапы учебного процесса сопровождаются формированием педагогически целесообразных ценностно-эмоциональных отношений.

Поскольку учебный процесс длителен, то в ходе его представленные варианты сменяют друг друга в различных сочетаниях.

Приведенные схемы отражают логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания.
Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ егоструктуры.
Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.

Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *