соотношение теории и практики образования
Современное образование. Теория и практика
Елена Владимировна Болотина
Современное образование. Теория и практика
Материал подготовила: Болотина Елена Владимировна
Воспитатель МБДОУ детский сад № 17 «Золушка»
Нижегородской области го г. Бор
Современное образование. Методика и практика.
Современные педагогические технологии как никогда востребованы, так как с их помощью можно получить отличное образование. Это способствует развитию общества в целом. Современные педагогические методики – это обоснованные научные разработки, которые исследуют самые качественные и максимально рациональные пути обучения. Современные педагогические технологии очень многогранны. Именно в дошкольной организации, ребенок переживает свой самый «любознательный» период жизни. Воспитатель дает ребенку отличный посыл на будущий успех, его основная задача на этом этапе – сделать процесс обучения доступным для каждого. Игровые упражнения представляют собой современные педагогические технологии. С их помощью можно формировать умение характеризовать основные признаки предметов, правильно сравнивать их и определять их назначение. Они помогают ребенку отличать реальные явления от нереальных, развивают интеллект, а также помогают формировать хорошую реакцию, адекватное поведение и самостоятельно оценивать свои поступки.
Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т. д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.
Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.
Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности- игре. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т. д.).
Рассмотрим различные варианты современных форм обучения,которые строятся на основе детских видах деятельности:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нетрадиционных методик в работе с дошкольниками способствуют формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности.
Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ]; под ред. В. А. Сластёнина. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008.
Сенько, Ю. В.Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М. : Дрофа, 2007.
Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска» Москва, ТЦ Сфера,2007г
Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников» Москва, Центр педагогического образования, 2012г.
МихайленкоН. Я., Короткова Н. А. «Как играть с ребенком» Москва, Педагогика, 1990г.
Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста Чудо папку открываю, всё что знаю называю! Лэпбук – сравнительно новое средство обучения детей дошкольного возраста. Мною был создан Лэпбук.
Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ «Детский.
Контроль руководителя за организацией питания в МБДОУ «С №12» (теория) Организация рационального питания – задача многоплановая, требующая от руководителя знания нормативных документов, основ диетологии и разнообразных.
Контрольная работа по предмету «Теория и методика развития речи у детей» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ростовской области «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».
Лэпбук-современное средство обучения. Лэпбук-это современное средство обучения;тематическая папка. Которая содержит множество кармашков;окошечек;миниатюрных книжичек. Лэпбук может.
Лэпбук-современное средство обучения детей В нашей группе недавно проходило родительское собрание. И на собрании мы родителям рассказали про лэпбуки. Что такое лэпбук? Лэпбук-это тематическая.
Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 25» 456227, Челябинская область, г. Златоуст,.
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и.
Здоровьесберегающие технологии на занятии по аппликации в средней группе детского сада (теория) Некоммерческое партнерство «Центр здоровьесберегающих педагогических технологий» ИТОГОВАЯ РАБОТА Тема: «Здоровьесберегающие технологии.
Принцип связи теории с практикой
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принцип связи теории с практикой – это принцип, ориентирующий педагога на необходимость гармоничной связи научных знаний и практики повседневной жизни, а также предупреждение недостатков, которые могут проявиться при отрыве теории от практики.
Общая характеристика принципа связи теории с практикой
Значение принципа связи теории с практикой заключается в том, что при отрыве процесса обучения от практики приводите к вербально-абстрактному преподаванию, а именно к энциклопедизму. Отрыв обучения от теории приводит к дидактическому утилитаризму.
Значимость практики в процессе обучения заключается в том, что она является:
Данные формы значимости практики и используются в обосновании ее обязательной связи с теорией обучения. Однако место и значение практики в процессе обучения отличается рядом особенностей.
Использование практики в процессе обучения направлено на:
В процессе разъяснения учащимся соотношения теории и практики, педагог показывает, что практически все научные теории возникли в результате практических потребностей общества. В свою очередь теоретические исследования являются фундаментом для осуществления совершенствования практической деятельности. Так, изучение учащимися теоретических знаний может опираться на имеющийся у них практический опыт. Однако чаще всего обучение построено таким образом, что вначале учащиеся получают теоретические знания, а после подкрепляют их практической работой, например, осуществление лабораторных и практических работ по изученной теме или разделу.
Готовые работы на аналогичную тему
Применение теоретических знаний на практике способствует их укреплению и углублению, а также формированию умений и навыков их использования.
Наибольший интерес у учащихся вызывают такие формы практической деятельности как исследовательские и творческие работы. К ним относятся: эксперименты, наблюдения, трудовые задания, экспериментальные задачи и упражнения.
Таким образом, принцип связи теории и практики дает учащимся возможность не только получить научные знания, но и выработать навыки по их использованию в повседневной жизни и различных видах практической деятельности.
Роль принципа связи теории с практикой в обучении
Одной из основных задач педагога является показать учащимся, что теоретические исследования не могут осуществляться самостоятельно, то есть сами по себе и не ради развития науки, а с целью совершенствования практической деятельности и улучшения жизни общества.
Проблемы, решаемые различными науками, всегда ставятся практикой, в тоже время и их разрешение проверяется практикой, посредством внедрения в нее (общественное производство, жизнь и т.д.).
Одной из основных особенностей данного принципа является то, что учащимся, прежде всего, необходимо понять значение теории в жизни каждого человека и его практической деятельности. А так же умение применять полученные теоретически знания для решения разнообразных практических задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Полученные практические умения и навыки являются важными критериями качества знаний учащихся.
Реализация данного принципа в рамках общеобразовательной школы осуществляется посредством организации уроков трудового обучения и технологии.
Педагогическая практика показывает, что трудовая деятельность учащихся действительно имеет большое значение в процессе обучения и не менее важна, чем учебная. Кроме того, учебная деятельность учащихся должна рассматриваться как один из эффективнейших методов трудового воспитания детей. Все это определяет взаимосвязь и единство теории и практики.
История формирования принципа связи теории с практикой
В процессе отечественного образования принципу связи теории с практикой отводилась одна из самых значительных ролей в обучении в массовой школе. Однако в 1937 году ситуация кардинально изменилась, принцип довольно часто нарушался. Например, отмена уроков трудового обучения в 1937 году в советской школе, в соответствии с идеологией того времени.
Отмена уроков трудового воспитания была ошибкой, на которую указывали ряд педагогов-практиков, а также Н.К. Крупская. В тоже время часть педагогов считали, что отмена вполне обоснована, так как после репрессий 1937 года была уничтожена большая часть интеллигенции. В связи с чем, остро стоял вопрос создания новой «советской» интеллигенции. Поэтому процесс обучения был ориентирован только на интеллектуальную подготовку. Данное положение просуществовало вплоть до 1958 года.
В 1958 году ситуация изменилась, был принят Закон «Связи обучения с жизнью», который считался одним из основных принципов советской школы. Практическая деятельность осуществлялась учащимися дважды в неделю на уроках профессионального и трудового обучения. После окончания школы учащиеся получают не только аттестат, но и удостоверение слесаря, механика и т.д.
Большое внимание также уделялось связи теоретических предметов, изучаемых в школе и профессионального профиля учащихся.
В 1963 году система образования вновь претерпевает изменения, отменяется 11-й класс, профессиональные уроки в рамках школы прекращаются. Продолжается это до 1977 года, когда при школах организуются межшкольные мастерские УПК, теряющие свою актуальность в 90-х годах.
Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.
Взаимосвязь педагогической теории и практики, тенденции их развития
Источники педагогики
Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.
Педагогика как наука, имеющая длительную историю и научные традиции, развивается благодаря целому комплексу источников. К числу основных таких источников относятся:
— многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях, культурных продуктах;
— текущая мировая и отечественная практика образования: традиционные и инновационные формы обучения и воспитания;
— философия как методологическая основа педагогической науки, фундаментальные классические и современные модели познаваемости мира;
— достижения в области наук о человеке (психологии, социологии, физиологии, культурологии и др.);
— собственно педагогические теоретические и экспериментальные исследования;
— актуальные общественные потребности, социальный заказ.
На современном этапе развития отечественной педагогической науки отчетливо наблюдается смена научной парадигмы. В самом общем виде эту смену можно охарактеризовать как движение от идеологии к культуре.
Смещение идеологической ориентации на культурную прослеживается и в общетеоретических, и в прикладных современных педагогических исследованиях.
Основными источниками, которые обогащают педагогическую теорию и практику, являются:
1. Народная педагогика.
2. Педагогика и религия.
3. Анализ, обобщение, интерпретация педагогических воззрений разных времен.
4. Педагогическая практика.
5. Специальные экспериментальные исследования.
6. Данные смежных наук.
1. Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. На формирование народной педагогики оказали и оказывают влияние социально-экономические, геополитические факторы. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества.
2. Опыт воспитания в человеческом обществе во многом складывался под влиянием религии. В религиозных книгах (Библии, Коране, Талмуде и др.) сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности: «Чти отца своего и мать», «Не убий», «Не укради» и др. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. Христианское учение дополнило их идеей о любви к ближнему, призывами любить и прощать друг друга, стремиться к совершенству.
В нашей стране в течение многих десятилетий ХХ в. культивировалось негативное отношение к религии, хотя история свидетельствует, как велика ее роль в «очеловечивании» людей. Л.Н. Толстой писал, что разумное образование возможно, только если оно основано на учении о религии и нравственности. Поэтому педагогика (зарубежная и современная отечественная) ищет пути использования положительного ядра религиозных учений для блага воспитания и образования детей.
3. Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого. Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики. Таким образом, педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры.
4. Источником педагогики является и педагогическая практика, опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи, который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельных учебных заведениях, в индивидуальной деятельности педагогов.
Особый интерес представляет, конечно, инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальное влияние на отечественную и мировую практику образования (Царскосельский лицей пушкинской поры, Вальдорфская школа, Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Павлышская школа В. А. Сухомлинского и др.). Но для развития науки важно учитывать и массовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный.
5. Современная педагогика становится экспериментальной наукой, то есть многие научные знания она добывает благодаря специальным экспериментальным исследованиям. Экспериментальной работой занимаются научно-исследовательские институты, она ведется на кафедрах педагогических университетов, институтов. Результаты исследовательской деятельности публикуются на страницах педагогических журналов, в монографиях, сборниках научных трудов.
Недостаточное внедрение результатов педагогических исследований объясняется слабой постановкой информационной службы в нашей стране. Многие замечательные научные идеи остаются нереализованными и потому, что основная масса педагогов не испытывает потребности в самообразовании. Однако необходимо помнить, что подлинное мастерство педагога, искусство воспитания опираются на научное знание.
Взаимосвязь педагогической теории и практики, тенденции их развития
Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства.
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Размышляя о назначении науки, великий русский ученый-химик Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные цели: предвидение и польза. При этом предвидение – это задача теории, а польза – задача практики. Таким образом, педагогическая наука призвана познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Большинство исследователей считают, что из обширной области педагогических знаний можно выделить теоретическую педагогику – как педагогику, содержащую базовые научные знания о закономерностях и законах, а также аксиомы и принципы, соединяясь через конкретные рекомендации с практикой (технологии, методы, приемы, формы и т. д.).
Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания всегда опираются на научные знания. Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания, необходимо, чтобы теория переходила в практические технологии.
Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.
Единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон в деятельности людей. Наиболее важным является положение о том, что отрыв теории от практики, как и практики от теории, нарушение их единства чревато тяжелыми последствиями и для теории и для практики. Оторванная от практики теория не может дать правильного и своевременного ответа на запросы практики и теряет свое значение или, более того, приносит вред. Оторванная от теории практика становится слепой, и это с неизбежностью приводит к замедлению темпов ее развития, к застою.
Остановимся на характеристике связи между теорией и практикой. Эта связь с практикой может быть прямой, когда обстоятельства вынуждают нас на время прерывать ход теоретического размышления, чтобы получить от практики новые данные и продолжить затем рассуждение на основе этих данных. Физик и химик, биолог и геолог, ученые любой отрасли науки постоянно обращаются в своей деятельности к опыту, с тем, чтобы затем вновь вернуться к теории и развивать ее дальше.
Обращение к практике как основе знаний и критерию истины совершается и в иной форме — как непрерывное адресование к данным практики, сверка каждого этапа рассуждений с фактическим, из практики почерпнутым материалом в самом ходе теоретического мышления. К данному типу связи и относится педагогика.
К.Д. Ушинский, рассматривая вопрос о связи теории и практики воспитания, писал: «Деятельность человека как человека всегда проистекает из источника сознательной воли, из разума; но в области разума факт сам по себе есть ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая. Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теорияв таком практическом деле, каково воспитание». Безусловно, педагогическая теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют не как внешние друг другу силы, а как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Именно деятельность, отнесенная как к науке, так и к практике, может рассматриваться связующим звеном этих двух категорий.
Деятельность может быть представлена как система сформулированных задач, при решении последовательно переходящая одна в другую. Это позволяет говорить о, так называемом, моменте взаимодействия, который возникает между теорией и практикой в сознании человека именно в тех случаях, когда в конкретной деятельности человека происходит слияние знаний и деятельности через постановку задач.
Если практик самостоятельно формулирует задачу, используя для ее решения данные науки, то это позволяет ему целенаправленно обращаться к науке за помощью. На это указывает Б.М. Бим-Бад: «Мост, соединяющий теоретический берег педагогики с практическим, – специфическое, по преимуществу вероятностное педагогическое мышление. Как в теории, так и на практике, педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, гигиены, профилактики отклонений и терапевтической тактики. Суть педагогического мышления в том, что все общеобязательные теоретические принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и/или случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется».
Одним из центральных принципов педагогической науки является принцип связи теории с практикой.
В основе данного принципа лежит представление о том, что эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Реализация данного принципа состоит в следующих положениях:
1) постоянном, глубоком и диалектическом раскрытии связи теории с практикой. Любая наука развивается под влиянием человеческих потребностей:
2) общественно-исторической практикой доказывается необходимость изучаемых научных знаний. Учащийся должен быть уверен, что его знания найдут свое применение в жизни;
3) учащийся должен уметь проверять и применять свои знания на практике, осознавать жизненное значение своей работы;
4) обучение должно иметь связь с перспективой развития различных сфер общества;
5) общественно полезный труд должен быть правильно организован, необходимо воспитывать на практике сознательное и положительное отношение к труду;
6) общественно полезный труд должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.
7) в учебном процессе необходимо применять продуктивные и экономические методы, анализировать и прогнозировать свою деятельность, соединять умственную деятельность с практикой.
Итак, педагогика – это наука об искусстве воспитания, о творческой деятельности, поэтому педагогике нельзя научиться путем теоретического просвещения, необходимо овладеть искусством воспитания на собственном опыте, при этом важны внутренние предпосылки: личностные качества, душевные свойства, опыт общения.
Педагогическая теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют не как внешние друг другу силы, а как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Связь теории и практики в педагогике имеет непрерывный характер, когда в конкретной деятельности учителя происходит слияние знаний и деятельности, и осуществляется в сознании учителя в момент постановки задач педагогической деятельности.