сократовская беседа как метод обучения
Сократовский диалог — способ получения желаемого
А вы обладаете даром убеждения? Если нет, вам нужно срочно освоить метод ведения сократического диалога. Это отличная возможность донести до человека свою точку зрения, не встретив на пути возражений и попыток противоречить. Как такое возможно? Можно ли научиться убеждать людей в своей правоте таким способом?
Суть метода Сократа
Сократический диалог в психотерапии — это такой способ построения разговора, при котором собеседник в итоге соглашается с тем, что вы говорите. Действовать нужно так: главный вопрос поставить на третье место, на первые два выдвинуть вопросы, на которые человек точно ответит «да». Важно, чтобы они были короткими, не загружали и не отнимали время.
Как видно из названия, метод Сократа создан известным греческим философом. Он не только любил вести споры. В беседах он всегда задавал оппонентам вопросы, на которые можно было давать исключительно утвердительные ответы. Так Сократ помогал увидеть полную картину, сделать выводы, которые в начале диалога были не заметны.
Сейчас сократов метод выглядит так: вы делите мысль, которую хотите донести, на 3 части. Каждую из них подаете собеседнику в виде вопроса, на который нужно дать короткий ответ. Зачастую он предсказуем. Получается, что своими действиями вы перехватываете инициативу, побуждаете человека ответить так, как нужно вам.
Одной из модификаций метода Сократа является принцип трех «Да». В этом случае оппонент также получает 3 вопроса. Но они не последовательны, а собраны случайным образом.
Главное преимущество такого способа построения диалога — предотвращение споров. А они неминуемы, если человек не понимает, что вы хотите сказать. Но здесь важно не переусердствовать. Помните, что вы ведете беседу. Если начнете монолог, достичь цели не получится. Убедить собеседника с помощью монолога можно. Но этот способ отличается крайне низкой эффективностью.
Основные принципы сократического диалога
Ведение разговора по методу Сократа базируется на нескольких принципах:
В конце сократовской беседы человек увидит полную картину сложившейся ситуации. Он не только сделает правильные выводы, но и самостоятельно сможет дать ответы на заданные вами вопросы. Причем ответит так, как нужно вам.
Три этапа сократического диалога
Итак, сократический диалог состоит из 3 частей. Каждая из них преследует свою цель:
Рассмотрим подробнее на примере. Допустим, ваше мнение и мнение человека кардинально отличаются друг от друга. Вы уверены в своей правоте, но все попытки ее доказать встречают на пути сопротивление или полное игнорирование. Что же делать? Использовать метод Сократа.
Согласие
На этом этапе вам нужно найти что-то общее, то, с чем вы сможете согласиться без ущерба для своей точки зрения. Дайте оппоненту понять, что вы ни в коем случае не давите на него. Такой подход поможет направить диалог в позитивное русло, и вы сможете хотя бы кратко высказать свое мнение.
Вам нужно сделать так, чтобы ваше согласие показывало, как обстоят дела на самом деле, а не было формальностью.
Сомнение
Как только вы установили дружелюбную атмосферу, переходите к поиску слабых мест в аргументации со стороны собеседника. Это поможет убедить его в том, что давление здесь неуместно.
Военные говорят, что для победы в войне не обязательно на 100% превосходить врага во всех отношениях. Достаточно обладать превосходством всего лишь на одном этапе. Так же и в диалоге. Согласно методу Сократа, нет необходимости отвергать абсолютно все, что говорит человек. Усомнитесь в каком-нибудь одном моменте его рассуждений. Одно сомнение вызовет волну других. Благодаря этому собеседник сможет критически оценить свое мнение.
Аргументация
Теперь пришла очередь озвучить вашу точку зрения. Вы можете приводить аргументы, обосновывать и отстаивать свое мнение. Человек к этому этапу уже не будет оказывать сопротивление. Он будет готов воспринимать то, что вы говорите.
Если все сделать правильно, то к этому этапу вы сможете привести те аргументы, которые подходят именно для вашего собеседника. А это значит, что они окажутся более эффективными, чем общие фразы.
Пример диалога из 3 этапов
Представьте диалог, касающийся приобретения автомобиля. Допустим, что ваш собеседник считает дорогие машины более качественными. Недорогие же варианты для него — источник дополнительных хлопот. Как построить разговор?
Сократовский метод ведения диалога применим в любой сфере. Он поможет вам выйти победителем из любой, даже самой неудобной или щекотливой ситуации.
Разговоры с детьми по методу Сократа
Примечательно, что метод Сократа подходит и для разговоров с детьми. Он не только помогает убеждать ребенка в своей правоте. Это отличная помощь в том, чтобы он научился логически мыслить и рассуждать.
Как сказано выше, суть метода заключается в задавании последовательных вопросов с предсказуемыми ответами. В результате ребенок сам делает нужный вывод. Чувствуя дружелюбие и доброту с вашей стороны, он будет готов согласиться с чем-угодно.
Ведя диалог с детьми, вам важно точно понимать конечную цель. Подводить к ней нужно короткими, простыми вопросами, на которые ваш маленький собеседник сможет ответить только утвердительно.
Пример разговора
Для примера можно привести ситуацию с походом в зоопарк. Проблема в том, что ребенок не хочет ложиться спать, хотя для осуществления планов завтра нужно встать пораньше. Какие вопросы можно ему задать?
Отвечая на эти простые вопросы, ребенок поймет, что и как ему нужно делать. Главное, не приказывать и угрожать, а рассуждать, приводить доводы.
Как тренировать метод Сократа
Обучение сократической беседе не займет много времени. В этом процессе важно выделить и придерживаться ряда простых правил.
Продумайте логику
Ваша основная задача — донести до собеседника важную мысль. Но иногда бывает так, что вы сами до конца ее не понимаете. Для того, чтобы исправить ситуацию, запишите ее на бумаге. После обозначьте самое главное. По возможности проиллюстрируйте то, что хотите сказать. Это оживит вашу мысль, сделает ее более яркой.
Сформулируйте тезисы
Переведите слова в вопросы, на которые собеседник сможет ответить словом «да». Подумайте, помогут ли они ему увидеть правильное направление? Сможет ли он ответить утвердительно?
С чего начать диалог
Если собеседник не настроен на разговор, вряд ли ваши попытки что-то ему доказать увенчаются успехом. Поэтому попробуйте заинтересовать с первых слов. Сделайте так, чтобы человек захотел выслушать.
Возьмите инициативу в свои руки
Не нужно ждать, пока собеседник начнет что-то говорить, возражать вам. Задавайте подготовленные вопросы. Чтобы не замешкаться, тренируйтесь в этом деле. Несколько раз в день проговаривайте вопросы, на которые собеседник в любом случае ответит утвердительно.
Заключение
Способность вести сократовский диалог поможет вам в разговоре добиваться своей цели — не только доносить до оппонента свою точку зрения, но и убеждать его в ее правильности. Овладеть этим методом несложно. Достаточно заранее продумать свои слова и выделить главные мысли. А после сформулировать их в виде вопросов. Отвечая на них, собеседник сам поймет, где в рассуждения вкралась ошибка.
Сократическая беседа. Сократовский диалог.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сократическая беседа. Сократовский диалог.
Сократическая беседа. Мастером ведения такой беседы был философ Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Он разбивал мысль, к которой хотел подвести собеседника, на короткие отрезки и задавал к ним соответствующие вопросы, подводя участника беседы либо ученика к тому или иному выводу. Сократ утверждал, что продуманные вопросы стимулируют учащихся логически выверять свои мысли и оценивать их достоверность.
Целью Сократа было не само знание, а пробуждение у людей любви к знанию. Беседы Сократа – устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и прийти вместе с ним к открытию в себе самом прекрасного и разумного.
Метод Сократа удобен для применения во всех возрастных группах и является полезным инструментом для преподавателя. Применение вопросного метода Сократа способствует развитию навыков независимого мышления у учащихся и создает у них ощущение причастности к предмету изучения. Этот метод также приемлем для проведения беседы с обучающимися, нарушающими дисциплину во время учебных занятий.
Сократовский диалог – это прием эффективной коммуникации известен очень давно и звучит так: «Для получения положительного решения по вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да». Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника и не отнимать у него много времени».
Такой подход – деловая модификация метода Сократа. Сократ, философ древних Афин, чьи диалоги записал Платон, вел дискуссии необычным образом, преимущественно задавал собеседнику вопросы. Разбираясь в предмете вместе с собеседником и задавая доброжелательные вопросы, на каждый из которых следовал, как правило, утвердительный ответ. Сократ подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.
В современном варианте метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.
Приведу пример. Обучающийся П. во время урока постоянно отвлекался, разговаривая с соседями по парте и сидящими сзади него, мешая тем самым вести урок преподавателю. На просьбу преподавателя дать дневник для записи замечания и выйти из класса ответил грубостью. Руководитель подразделения проводит с нарушителем беседу.
П. – Я ничего такого не делал, обсуждал с ребятами решение примеров, а она придралась.
П. – Ну, наверно будет.
П. –Ну, нарушил, кажется.
П. – Ну, получается, что справедливо.
П. – Получается, что опять нарушил.
П. – Надо пойти извиниться за свое неправильное поведение.
Как правило, так организованный диалог держит внимание собеседника, не дает отвлечься; если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите; собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).
Разговоры с детьми, построенные по методу Сократа, занимают очень много времени и не гарантируют, что приведут к нужному результату. Однако в отличие от коротких родительских распоряжений, такие разговоры учат детей думать и помогают в большей степени понимать родителей.
Как тренировать метод Сократа?
Берите инициативу в свои руки. Теперь, когда вы подготовились, не ждите, пока собеседник начнет говорить что-то вам, а опережайте собеседника, начинайте задавать ему свои вопросы. А чтобы это стало вашей привычкой, тренируйтесь. Конкретно: три дня по три часа (можно вразбивку) стройте фразы таким образом, чтобы собеседник отвечал вам «Да».
Советы по применению вопросного метода Сократа:
• Заранее продумайте основополагающие вопросы, которые определят суть и направление диалога
• Давайте время на размышление: отводите как минимум 30 секунд на ответ • Следите за ответами учащихся
• Задавайте зондирующие вопросы
• Периодически обобщайте все сказанное, фиксируя ключевые моменты обсуждения
• Подключите к обсуждению как можно больше учащихся
• Позвольте учащимся самостоятельно раскрывать новые знания, отвечая на поставленные учителем зондирующие вопросы.
Типы и примеры сократических вопросов
Техника сократического спрашивания включает различные типы вопросов. Вот несколько примеров.
Тип сократических вопросов
Что вы имеете в виду?
Могли бы вы сказать это другими словами?
Что, по вашему, является главной проблемой?
Могли бы вы привести пример? Могли бы вы развить эту точку зрения?
Вопросы о появлении вопроса или проблемы
Почему этот вопрос так важен? Сложно или просто ответить на данный вопрос?
Почему вы так думаете?
Какие предположения мы можем сделать на основании данного вопроса?
Ведет ли этот вопрос к другим важным проблемам и вопросам?
Как можно такое предположить?
Что ______ в данном случае предполагает?
Что иначе мы могли бы предположить?
Похоже, вы считаете _____________ Я правильно вас понимаю?
Вопросы о причинах и доказательствах
Что могло бы послужить примером? Почему вы считаете, что это правда? Какая еще информация нам необходима?
Могли бы вы объяснить нам причины?
Какой логический ход мысли привел вас к такому заключению?
Есть ли причины не доверять этим доказательствам?
Что привело вас к такому убеждению?
Вопросы о происхождении и источниках
Это ваша идея или вы услышали ее где-то еще?
Вы всегда так к этому относились? Кто или что-либо повлияли на ваше мнение?
Где вы взяли эту идею?
Что заставило вас так думать?
Как бы это повлияло?
Произойдет это на самом деле или лишь предположительно произойдет? Каковы альтернативы?
Что вы под этим подразумеваете? Если бы это произошло, что еще могло бы случиться в итоге?
Как бы другая группа людей ответила на данный вопрос?
Как бы вы ответили на возражение, высказанное ___________?
Чтобы мог подумать тот, кто верит ______?
В чем сходства идей _____ и_____?
Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.
Сократ — (жил в 469-399 годах до нашей эры), древнегреческий философ из Афин, один из родоначальников диалектики.
Цель философии Сократа – самопознание как путь к достижению блага; добродетель есть знание или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
После смерти Сократа во множестве возникли сократические школы, основанные его учениками, появляется жанр сократического диалога, персонажем которого неизменно является Сократ, и «воспоминаний» о Сократе. Ученики хотели рассказать о личности Сократа людям, не имевшим возможность его знать при жизни, и понять, какое значение может иметь его жизнь для тех, кто его никогда не увидит.
Для всей этой литературы была характерна типизация персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий, так что в результате имеющийся перед нами облик Сократа хотя исторически малодостоверен, зато интересен как уникальный историко-культурный миф, к которому обращались все новые поколения философов: «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, — в жизни всегда есть место философии» (Плутарх. Должно ли старику заниматься государственными делами).
Методическая разработка по использованию сократовского метода в современном дошкольном образовании
Методическая разработка по использованию Сократовского метода в современном дошкольном образовании
Автор: Ухалкина Вера Евгеньевна
Воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад № 60 г. Санкт-Петербург
1 Место педагогических идей античных философов в современной системе образования
В процессе изучения трудов античных философов, невозможно не заметить множественные примеры использования педагогических идей античных философов в ныне действующей системе образования.
Важным примером использования педагогических идей Античных философов в современном образовании является метод диалога Сократа. Ему принадлежит выдающееся место не только в истории философии и этики, логики, диалектики, в правовых науках, но и в педагогике. Основные ценности подхода к педагогической деятельности, предложенного Сократом – это личность, душа, выбор, свобода, самостоятельность, самоопределение.
К сожалению, Сократ не оставил после себя никаких письменных трудов. Но влияние, оказанное им на развитие человеческого познания, ощутимо до наших дней.
Главное, чему учил своих учеников Сократ – это вести диалог, полемику, логически мыслить. Он побуждал их последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название сократовский. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению
Сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным из современных видов учебной и педагогической деятельности. Но прототипом таких отношений можно считать учение Сократа. Еще одна мысль этого философа, получившая свое развитие в дальнейшем и дошедшая до наших дней – это добровольное участие учеников в учебной деятельности. В современном образовательном процессе эта идея чрезвычайно важна, и она лежит в основе личностно-ориентированного подхода.В период взросления ребенок сталкивается с очень важными жизненными вопросами: во что и кому верить, в чем смысл жизни, кем быть (в профессиональном плане, с кем быть (в личностном аспекте) и т. д. Юность же – это возраст перехода к активной творческой деятельности, включиться в нее может человек, осознавший себя как личность, имеющий определённый опыт познания себя, понимающий причины противоречий как в себе, так и в окружающем мире.
Основные составляющие сократовского метода – это «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония».
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные факты, выделяет из них некие общие элементы, затем анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречия. В итоге, он подводит их к единству на основе выделенных существенных общих признаков.
В переносе на современный язык педагогики, главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Метод Сократа – это так называемое эвристическое обучение. Оно ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.
Сократовский метод дал также основу для возникновения так называемого проблемного обучения.
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения».
Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
В работах многих исследователей можно найти развитие идеи проблемного обучения, где оно рассматривается не только прямо, но и в контексте и более широко, как средство активизации учения, повышения эффективности обучения какой-то конкретной дисциплине и т. д.
«Обучение в самом общем виде, – отмечает М. И. Махмутов – один из основоположников проблемного обучения, – это передача опыта старших поколений молодому поколению». Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется исключительно интеллектуальный подход, например, в процессе изучения таких дисциплин, как математика, физика, естествознание, в проблемных темах по истории, русскому языку и т. п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной направленности. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.
В отличие от традиционных методов обучения, нацеленных на получение «готовых» знаний, их заучивание и воспроизведение, обучение по Сократовскому методу активизирует процесс познания, понимания, востребует креативность учащихся, независимо от возраста.
Все же, к важным достоинствам традиционных методов обучения следует отнести более систематическое обучение, более тщательно логически спланированную передачу знаний, четкая организация процесса обучения по форме, и конечно же экономическая выгода. Однако,недостатки традиционной системы обучения все же очень существенны: однообразие форм, методов обучения и общения, субъектно-объектные отношения «учитель – ученик», ориентация на большой объем домашнего задания, потакание привычке получать готовое, но главное, это отсутствие ориентации на индивидуальность ученика, слишком усредненный подход учителя ко всем ученикам, пассивность учащихся, слишком слабое развитие коммуникативной культуры.
Сократический методвыстраивается процессе обучения с помощью следующего алгоритма:
• создание проблемной ситуации;
• формулирование проблемного вопроса;
• востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;
• необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка;
• поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее;
• выводы (в виде проверки, экспертизы полученного результата, если это возможно о необходимо).
Важно отметить, что овладение Cократическим методом развивает не только учащихся, но и творчество и самого педагога.
Также вместе с сократовским методом важно использовать и герменевтический метод. Каждому учителю понятна значимость текстов, широко используемых в обучении, но далеко не всегда до конца понятна роль методов, применяемых работе с ними. Текст, прежде всего, истолковывается учителем, а дети при это принимают готовые мысли, умозаключения, выводы, они не учатся рассуждать самим. Очень ценной является такая методика преподавания любого школьного предмета, когда дети с первого класса развивают с помощью учителя умения слушать текста, отвечать на вопросы по нему и задавать вопросы самостоятельно. При этом они должны твердо знать, что «глупых» вопросов не бывает. Так ученик проходит от изучения текста к познанию в целом, а также и к познанию своей индивидуальности. При этом изначально задачей обучения является включение прочитанного в иной контекст – жизненный, востребованный личный опыт ребенка. Формулировка своей позиции, согласие или несогласие с прочитанным и другими участниками диалога в классе идет через сотворчество понимающих. Но чтобы понять, надо думать. Так рождается мысль о собственной мысли, понимание своего собственного непонимания. Следует только добавить, что именно учитель создает самые благоприятные условия для того, чтобы учащиеся видели проблему собственного «думанья», учились «понимать свое непонимание». Важнейшим условием для этого является овладение герменевтическим методом в процессе обучения, под которым подразумевается диалоговое обучение, построенное на основе толкования текста путем набрасывания новых смыслов через систему вопросов-ответов.
Многочисленными современными исследованиями доказано, что использование Сократовского метода возможно в процессе обучения учащихся всех возрастов, и оно всегда дает гарантированно хорошие результаты. Ведь учащиеся более активны и деятельны на занятиях, прежде всего, в речевом общении, смело участвуют в диалогах, задают вопросы, учатся четко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, в том числе собственной учебной деятельности, успешно учатся работать самостоятельно. Кроме того, они более мотивированы на учебу, меньше пропускают занятия, имеют более высокие оценки по результатам усвоенного. Само собой, это отражается и на дисциплине на уроках. Все это, очевидно, способствует предупреждению возможного отчуждения школьников от образовательного процесса, содействует дальнейшему личностному росту, стимулирует потребность в самосовершенствовании, нарастании заботы о себе как личности.
2 Наблюдение и описание образовательного мероприятия по развитию речи в средней группе ДОО по Сократовскому методу
В предыдущей главе дано подробное описание метода Сократа. Теперь рассмотрим практическое применение данного метода на примере обучения детей в детском саду.
В рамках методической разработки было проведено исследование по определению эффективности Сократовского метода в процессе обучения детей в ДОО. Исследование проводилось на базе ГБДОЙ ЦРР детского сада №60 в городе Санкт-Петербурге. Было проведено исследование во время занятия с детьми в средней группе №18 «Акварелька». На занятии присутствовало 23 ребенка. Исследование проходило в форме педагогического наблюдения, т. е. проходило в уже имеющихся условиях без внешнего воздействия на объект.
Наблюдение проходило на открытом занятии на тему «Зимняя сказка». План-конспект НОД в приложении 1.
Цель наблюдения: анализ способов реализации Сократовского метода на занятии в ДОО.
Объект исследования: выборка из 5 дошкольников группы «Акварелька».
Продолжительность занятия составила 20 минут. Проводил занятие воспитатель группы Ухалкина Вера Евгеньевна. Занятие проходило организовано, слаженно. С самого начала занятия было очевидно, что занятие тщательно спланировано. Оно выглядело как ряд подготовленных вопросов детям. Следует отметить высокий профессионализм педагога. Ведь поставленные вопросы были выстроены очень грамотно, формы и методы, которые были применены при подготовке занятия полностью отвечали поставленной цели – формированию связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста. Педагог провел целенаправленную работу по развитию у детей в своей группе связной диалогической и монологической речи. При этом было использовано множество как традиционных педагогических методов и приемов, а так и нетрадиционных, новаторских подходов. Воспитатель группы продемонстрировал высокий профессионализм и умение формировать связную речь у дошкольников. При этом воспитатель воспользовалась принципами Сократовского метода – детям последовательно были заданы такие вопросы, которые привели их к противоречию, и преодолев эти противоречия дети достигли «истины».
Итак, в начале занятия дети зашли в тематически оформленное помещение. И с этого момента – самого начала занятия – воспитатель ведет с детьми диалог.Он задает вопрос:
— Деревья (ответ большинства детей).
— А где растут деревья?
— В лесу (ответ всех детей).
С этого простого диалога начинается урок. Здесь применен традиционный вопросно-ответный способ обучения детей диалоговой речи. Однако уже на третьем вопросе можно узнать прием из Сократовского метода:
— Какой удивительный и чудесный этот лес! Может быть потому, что это осенний лес?
— Нет! Это не осенний лес!
— Разве это зимний лес? А мне кажется, что это все-таки осень. А как вы определили, что это зимний лес?
Здесь воспитатель заставляет думать детей, а не давать очевидные ответы на простые вопросы. Здесь очень ярко представлено характерное диалоговое противоречие Сократовского метода: с одной стороны, воспитатель сказал, что это осенний лес (старшим нужно верить, они не обманут, но с другой стороны, совершенно очевидны все признаки зимы в декорациях помещения. Проанализировав ситуацию, большинство детей успешно преодолели это противоречие и нашли правильный ответ. Задача педагога в работе с дошкольниками была в том, чтобы противоречие было доступным для детей, а истина была, так сказать, на поверхности. В данном случае не столько важна информация, истина, к которой дети пришли, решив противоречие, сколько опыт преодоления противоречия, и так результат опыт формирования связной речи. Далее в ходе урока воспитатель еще несколько раз прибегал с подобному методу использования в диалоге противоречия.
Еще одна важная задача метода Сократа – индуктивное размышление, то есть научить из фактов жизни и конкретных явлений выводить общие понятия. В переносе на дошкольников подразумевается обучение умению обобщать. В рамках данного занятия задания по обобщения были представлены детям в виде загадок. Очевидно, разгадывание загадок лучший метод развивать у дошкольников способность к анализу, обобщению. Например, в диалоге с дошкольникамив рамках занятия применялись следующие загадки:
«Зимой и летом одним цветом.»
«Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Елочкам – варежки вяжет на лапки?»
«Поле белым укрывай – будет летом каравай»
«Белое покрывало – всю землю укрывало.»
Также надо отметить, что, вероятно, воспитатель применяет подобные методы на своих занятиях с детьми регулярно, ведь их речь достаточно хорошо развита, дети смело отвечаю на вопросы, активно участвуют в диалоге и умею сформулировать свои мысли в небольшом монологе.
Таким образом, в результате методической разработки было выявлено, что на занятии в ГБДОУ ЦРР детский сад № 60 в средней группе «Акварелька» был применен Сократовский метод обучения связной речи. Воспитатель построил занятие таким способом, чтобы получился непрерывный диалог с детьми. В процессе этого диалога дети совершенствовали свои навыки связной речи, преодолевая противоречия и делая обобщения.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Информационные технологии в дошкольном образовании. Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Опыт показывает, что информационные.
Культурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.
Методическая разработка обучения рассказыванию по игрушкам в младшем дошкольном возрасте. Методика обучения рассказыванию по игрушкам в младшем дошкольном возрасте. Во время обучения рассказыванию об игрушках занятие должны проходить.
Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций. Аннотация:.
Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится.
Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании в ДОУ Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании дошкольников. Согласно.
Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании. Советы родителям «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери В современном мире уделяется.
Эссе «Моя философия о дошкольном образовании» ЭССЕ на тему: «Моя философия дошкольного образования» Дубровина Наталья Анатольевна МДОУДСКВ «Радуга» структурное подразделение детский.