сократовский метод обучения в современной педагогики
Метод обучения Сократа
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сократ – это древнегреческий философ-идеалист, который считал, что знание является понятием обобщенным, а для того, чтобы найти истину необходимо обладать определенным методом, сводимым к изучению предмета, его общему понятию и суждению о нем.
К истине через диалог
Педагогика – это наука, занимающаяся вопросами воспитания и развития человека, преимущественно в детско-юношеском возрасте.
Педагогика своими корнями уходит в философию, в глубинные пласты человеческой цивилизации, когда люди впервые стали задумываться о том, что процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует качественного и целенаправленного подхода, а также предварительной подготовки к нему от тех, кто будет осуществлять его реализацию.
Как только процесс обучения начал выделяться в самостоятельную общественно значимую функцию, то перед людьми встал вопрос об обобщении накопленного педагогического опыта. Впервые над этим вопросам задумался Сократ, который решил посредством обобщения имеющегося опыта разработать эффективный и универсальный метод обучения.
Основной педагогики Сократа являются диалоги.
Диалог (по определению Сократа) – это определенное одушевленное поле поиска, «посещение» которого обязательно только в паре, так как без присутствия двух людей поиск истины не состоится, ввиду невозможности возникновения общения.
Без организации настоящего диалога, по мнению Сократа, невозможно получить подлинную мудрость, доступной является лишь мнимая. В диалоге каждый из участников имеет равные права, вне зависимости от статуса, а сказанное воспринимается в одинаково степени. Даже если общаются ученик и педагог.
Готовые работы на аналогичную тему
В настоящее время, метод обучения посредством диалога, разработанный Сократом, является популярным и прочно вошедшим в мировую практику.
Метод диалога уникален тем, что он позволяет передать знания от педагога к ученику, без утомительной зубрежки. По мнению Сократа, чтобы человек усвоил или сказал что-то умное, необходимо во время диалога задавать ему наводящие вопросы, тем самым помогая самостоятельно искать истину. Добытая таким образом истина запомниться намного лучше, нежели та, которая дана в готовом виде и человек стремится выучить наизусть.
Методы обучения Сократа дошли до современности, во многом благодаря сочинениям Платона. Как известно Сократ не оставил после себя никакого письменного наследия, так как он предпочитал устный жанр.
Основные идеи Сократа в педагогике состояли в том, что при обучении в первую очередь необходимо обращаться к душе, которая содержит много знаний, в том числе и в области точных наук (геометрия, математика). Важно, чтобы в процессе диалога между учеников и учителем, ученик поверил в свои знания и смог их раскрыть, тем самым породив собственную «истину».
Ведущий принцип обучения Сократа гласил:
«Учись разумно, используй свой собственный ум в полную силу»
Приемы сократовского диалога
Ведущий способ обучения Сократа – диалог, не является спором, однако каждый, кто в нем участвует, получает в результате знания и истину.
Анализируя данный метод, современные ученые, пришли к выводу, что Сократа можно назвать первым психоаналитиком, который не стремится что-то объяснить или «навязать» своему клиенту, а осторожно подталкивает к тому, чтобы он самостоятельно установил и сказал важные для себя вещи. В процессе сократовского диалога, человек сам проговаривает вещи, которые он ранее не знал, но пришел к ним с помощью рассуждений и умозаключений.
В своих диалогах Сократ использовал следующие два приема:
В основе данного приема заложен афоризм:
«Познай самого себя»
Данный афоризм написан на стенах древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где жил и философствовал Сократ.
Разрабатывая свои методы, Сократ стремился только к одному – помочь людям силами собственного разума решать теоретические вопросы и проблемы. Под собственными силами разума, Сократ понимал, умение пользоваться индукцией, вести рассуждение от частного к общему. В случае, если возникали проблемы в рассуждениях, то их решение следовало находить через серию уточняющих вопросов.
Майевтика Сократа
Главным способом сократовского обучения является майевтика.
Майевтика (по определению Сократа) – это своеобразное искусство «родовспоможения», в котором матерью выступает философия, а повитухой философ.
То есть философ помогает «родиться» истине и мудрым мыслям. Майевтика направлена на обучение других делать то, что учитель (философ) умеет делать сам. Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. При помощи данного инструмента учитель из своих знаний и истин, создает необходимый для учеников «продукт».
По мнению, Сократа, лучшими учителями могут быть только мужчины. Это он объяснял тем, что только мужчина способен правильно найти, сформулировать и передать истину. В отличие от женщин, мужчины не зациклены на одном способе или приеме, они находятся в постоянном поиске. Поиск осуществляется посредством мыслей, которые приводят его к получению истинного и полноценного плода размышлений.
Истинный учитель не должен использовать чужие методы и способы обучения. Его основное предназначение заключается в том, чтобы на основании имеющегося педагогического опыта выработать собственную методику, которая не похожа на другие. Такое условие Сократ объяснял тем, что постоянно меняющиеся условия, меняют и требования, предъявляемые к обучению подрастающего поколения.
Таким образом, методы обучения Сократа не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Современная педагогика ориентируется на обучение через диалог, который помогает учащимся самостоятельно находить и усваивать знания.
Сократовский метод ведения беседы и его роль в современной педагогике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:10, реферат
Описание работы
Сократ — древнегреческий философ-идеалист. Чтобы найти истину, нужно, говорил он, обладать особым методом, который требует сводить изучаемый предмет к общему понятию и на основе этого понятия судить о предмете. В педагогике Сократ применял диалоги. В сократовском диалоге каждый из собеседников выступает как равный. Актуальность работы заключается в том, что развитие педагогики не стоит на месте, но она не может развиваться без учета всех исторических нюансов.
Содержание работы
Введение 3
Сущность сократовского метода обучения. 4
Диалоговые методы как неотъемлемая часть в современном процессе обучения. 7
Заключение. 10
Список литературы. 11
Файлы: 1 файл
РИТОРИКА.docx
Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации
ФБГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
СОКРАТОВКИЙ МЕТОД ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Выполнил: студент ИМФИ
Проверил: Новикова О.А.
Сущность сократовского метода обучения. 4
Диалоговые методы как неотъемлемая часть в современном процессе обучения. 7
Список литературы. 11
Введение
Сократ — древнегреческий философ- идеалист. Чтобы найти истину, нужно, говорил он, обладать особым методом, который требует сводить изучаемый предмет к общему понятию и на основе этого понятия судить о предмете. В педагогике Сократ применял диалоги. В сократовском диалоге каждый из собеседников выступает как равный. Актуальность работы заключается в том, что развитие педагогики не стоит на месте, но она не может развиваться без учета всех исторических нюансов. В свое время сократовский метод обучения был опущен из системы образования, но в последнее время он стал вновь возрождаться, поэтому применение диалогической формы в обучении иностранным языкам может упростить преодоление трудностей в освоении и понимании языка.
Сущность сократовского метода обучения.
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось она вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности.
Вершин педагогического мастерства в Древней Греции достиг известный философ Сократ (ок. 470—399 г. до н.э.). Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом, задавая вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.
Необходимо несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ. Современная ему афинская демократия утеряла свои простые, суровые и красивые идеалы, которые были в первой половине 5 века до н.э. В это время Афины жили грабительскими войнами, демократия вырождалась. Сократ же в самой гуще народа вел беседы, и своими с виду простыми вопросами ставил в тупик сторонников демагогического режима: аристократы считали его простолюдином, который много себе позволяет, а демократы боялись его хлесткого разоблачения.
Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название сократовский. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите;
Сократовский метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.
Основная задача метода Сократа – найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием мощи души через иронию и индуктивное размышление.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.
Процесс установления Сократом истины заканчивался, по его словам, дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой иронии, а если общее еще содержало противоречия, сформировать таким же путем (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.
Диалоговые методы как неотъемлемая часть в современном процессе обучения.
В обучении как открытии ценным представляется научить школьников умению извлекать знание с помощью диалога, построенной системы вопросов/ сократовский метод обучения, его следует отнести к основополагающим в компетенции современного педагога. Использование сократовского метода меняет роль обучения. Она состоит в содействии рождению нового, в поддержке родившегося, только появившегося в процессе познания и осмысления исследуемого вопроса. В обучении как открытии достигается не только сумма знаний, но и овладение методом познания.
Таким образом, под сократовским методом подразумевается диалоговое обучение в концепции педагогического незнания, предполагающее в процессе познания открытия через систему вопросов-ответов, доводов и опровержений, поиска противоречий в суждениях, исследования понятий и их определения. Это вопросно-ответный способ движения к истине в субъектно-субъектных отношениях педагога и учащихся.
Контрапунктом диалога является поиск истинного знания, достигаемого через общение, полилог участвующих. Знание показывает на незнание, являясь путеводной нитью познания. Заметим, пустая голова не рассуждает. Речь идет не о любом разговоре, любой беседе, не о том, чтобы говорить, а о том, чтобы уметь и знать, что и как сказать в какой момент.
Сократический метод строится с помощью следующего алгоритма:
• создание проблемной ситуации;
• формулирование проблемного вопроса;
• востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;
• необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка;
• поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее;
• выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного результата).
Остается только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя.
Многочисленными современными исследованиями установлено, что использование сократовского метода позволяет говорить о результатах, связанных с развитием учащихся всех возрастов. Они более инициативны на уроках в речевом содержательном общении; смелее задают вопросы; четче формулируют цели и задачи собственной учебной деятельности; умеют работать самостоятельно; более мотивированы на учебную деятельность, меньше пропускают занятия; имеют более высокие показатели в усвоении учебного материала; меньше имеют проблем, связанных с вопросами дисциплины, порядка, организованности. Все это способствует предупреждению возможного отчуждения школьников от образовательного процесса, содействует дальнейшему личностному росту, стимулирует потребность в самосовершенствовании, нарастании заботы о себе как личности.
Заключение.
Согласно методу Сократа учитель лишь предлагает ряд острых вопросов, заставляя учеников проверять, защищать и описывать свое восприятие проблемы и появляющиеся идеи ее разрешения.
То, что ученики сами находят ответы, используя собственные догадки и прозрения, а затем учатся выражать их своими словами, является одной из самых сильных сторон метода. Метод Сократа, получивший имя метода самопознания, приносит пользу и ученику и учителю. Древние греки создавали школы как во благо ученых-преподавателей, так и на пользу их студентам. Занимаясь преподаванием, передовые умы классической Греции — софисты — могли быть уверены, что всегда найдут благодарную аудиторию для представления своих новых идей и открытий. А платой за оказанную им честь служило «вытягивание» восприятия слушателей или студентов при помощи сократовских вопросов. Обе стороны только выигрывали от образующегося замкнутого цикла с обратной связью, который пришпоривал их интеллект и расширял кругозор. Остатки этой образовательной системы дошли до наших дней в виде афоризма «Если хочешь изучить предмет, начни его преподавать».
Методическая разработка по использованию сократовского метода в современном дошкольном образовании
Методическая разработка по использованию Сократовского метода в современном дошкольном образовании
Автор: Ухалкина Вера Евгеньевна
Воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад № 60 г. Санкт-Петербург
1 Место педагогических идей античных философов в современной системе образования
В процессе изучения трудов античных философов, невозможно не заметить множественные примеры использования педагогических идей античных философов в ныне действующей системе образования.
Важным примером использования педагогических идей Античных философов в современном образовании является метод диалога Сократа. Ему принадлежит выдающееся место не только в истории философии и этики, логики, диалектики, в правовых науках, но и в педагогике. Основные ценности подхода к педагогической деятельности, предложенного Сократом – это личность, душа, выбор, свобода, самостоятельность, самоопределение.
К сожалению, Сократ не оставил после себя никаких письменных трудов. Но влияние, оказанное им на развитие человеческого познания, ощутимо до наших дней.
Главное, чему учил своих учеников Сократ – это вести диалог, полемику, логически мыслить. Он побуждал их последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название сократовский. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению
Сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным из современных видов учебной и педагогической деятельности. Но прототипом таких отношений можно считать учение Сократа. Еще одна мысль этого философа, получившая свое развитие в дальнейшем и дошедшая до наших дней – это добровольное участие учеников в учебной деятельности. В современном образовательном процессе эта идея чрезвычайно важна, и она лежит в основе личностно-ориентированного подхода.В период взросления ребенок сталкивается с очень важными жизненными вопросами: во что и кому верить, в чем смысл жизни, кем быть (в профессиональном плане, с кем быть (в личностном аспекте) и т. д. Юность же – это возраст перехода к активной творческой деятельности, включиться в нее может человек, осознавший себя как личность, имеющий определённый опыт познания себя, понимающий причины противоречий как в себе, так и в окружающем мире.
Основные составляющие сократовского метода – это «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония».
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные факты, выделяет из них некие общие элементы, затем анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречия. В итоге, он подводит их к единству на основе выделенных существенных общих признаков.
В переносе на современный язык педагогики, главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Метод Сократа – это так называемое эвристическое обучение. Оно ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.
Сократовский метод дал также основу для возникновения так называемого проблемного обучения.
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения».
Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
В работах многих исследователей можно найти развитие идеи проблемного обучения, где оно рассматривается не только прямо, но и в контексте и более широко, как средство активизации учения, повышения эффективности обучения какой-то конкретной дисциплине и т. д.
«Обучение в самом общем виде, – отмечает М. И. Махмутов – один из основоположников проблемного обучения, – это передача опыта старших поколений молодому поколению». Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется исключительно интеллектуальный подход, например, в процессе изучения таких дисциплин, как математика, физика, естествознание, в проблемных темах по истории, русскому языку и т. п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной направленности. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.
В отличие от традиционных методов обучения, нацеленных на получение «готовых» знаний, их заучивание и воспроизведение, обучение по Сократовскому методу активизирует процесс познания, понимания, востребует креативность учащихся, независимо от возраста.
Все же, к важным достоинствам традиционных методов обучения следует отнести более систематическое обучение, более тщательно логически спланированную передачу знаний, четкая организация процесса обучения по форме, и конечно же экономическая выгода. Однако,недостатки традиционной системы обучения все же очень существенны: однообразие форм, методов обучения и общения, субъектно-объектные отношения «учитель – ученик», ориентация на большой объем домашнего задания, потакание привычке получать готовое, но главное, это отсутствие ориентации на индивидуальность ученика, слишком усредненный подход учителя ко всем ученикам, пассивность учащихся, слишком слабое развитие коммуникативной культуры.
Сократический методвыстраивается процессе обучения с помощью следующего алгоритма:
• создание проблемной ситуации;
• формулирование проблемного вопроса;
• востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;
• необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка;
• поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее;
• выводы (в виде проверки, экспертизы полученного результата, если это возможно о необходимо).
Важно отметить, что овладение Cократическим методом развивает не только учащихся, но и творчество и самого педагога.
Также вместе с сократовским методом важно использовать и герменевтический метод. Каждому учителю понятна значимость текстов, широко используемых в обучении, но далеко не всегда до конца понятна роль методов, применяемых работе с ними. Текст, прежде всего, истолковывается учителем, а дети при это принимают готовые мысли, умозаключения, выводы, они не учатся рассуждать самим. Очень ценной является такая методика преподавания любого школьного предмета, когда дети с первого класса развивают с помощью учителя умения слушать текста, отвечать на вопросы по нему и задавать вопросы самостоятельно. При этом они должны твердо знать, что «глупых» вопросов не бывает. Так ученик проходит от изучения текста к познанию в целом, а также и к познанию своей индивидуальности. При этом изначально задачей обучения является включение прочитанного в иной контекст – жизненный, востребованный личный опыт ребенка. Формулировка своей позиции, согласие или несогласие с прочитанным и другими участниками диалога в классе идет через сотворчество понимающих. Но чтобы понять, надо думать. Так рождается мысль о собственной мысли, понимание своего собственного непонимания. Следует только добавить, что именно учитель создает самые благоприятные условия для того, чтобы учащиеся видели проблему собственного «думанья», учились «понимать свое непонимание». Важнейшим условием для этого является овладение герменевтическим методом в процессе обучения, под которым подразумевается диалоговое обучение, построенное на основе толкования текста путем набрасывания новых смыслов через систему вопросов-ответов.
Многочисленными современными исследованиями доказано, что использование Сократовского метода возможно в процессе обучения учащихся всех возрастов, и оно всегда дает гарантированно хорошие результаты. Ведь учащиеся более активны и деятельны на занятиях, прежде всего, в речевом общении, смело участвуют в диалогах, задают вопросы, учатся четко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, в том числе собственной учебной деятельности, успешно учатся работать самостоятельно. Кроме того, они более мотивированы на учебу, меньше пропускают занятия, имеют более высокие оценки по результатам усвоенного. Само собой, это отражается и на дисциплине на уроках. Все это, очевидно, способствует предупреждению возможного отчуждения школьников от образовательного процесса, содействует дальнейшему личностному росту, стимулирует потребность в самосовершенствовании, нарастании заботы о себе как личности.
2 Наблюдение и описание образовательного мероприятия по развитию речи в средней группе ДОО по Сократовскому методу
В предыдущей главе дано подробное описание метода Сократа. Теперь рассмотрим практическое применение данного метода на примере обучения детей в детском саду.
В рамках методической разработки было проведено исследование по определению эффективности Сократовского метода в процессе обучения детей в ДОО. Исследование проводилось на базе ГБДОЙ ЦРР детского сада №60 в городе Санкт-Петербурге. Было проведено исследование во время занятия с детьми в средней группе №18 «Акварелька». На занятии присутствовало 23 ребенка. Исследование проходило в форме педагогического наблюдения, т. е. проходило в уже имеющихся условиях без внешнего воздействия на объект.
Наблюдение проходило на открытом занятии на тему «Зимняя сказка». План-конспект НОД в приложении 1.
Цель наблюдения: анализ способов реализации Сократовского метода на занятии в ДОО.
Объект исследования: выборка из 5 дошкольников группы «Акварелька».
Продолжительность занятия составила 20 минут. Проводил занятие воспитатель группы Ухалкина Вера Евгеньевна. Занятие проходило организовано, слаженно. С самого начала занятия было очевидно, что занятие тщательно спланировано. Оно выглядело как ряд подготовленных вопросов детям. Следует отметить высокий профессионализм педагога. Ведь поставленные вопросы были выстроены очень грамотно, формы и методы, которые были применены при подготовке занятия полностью отвечали поставленной цели – формированию связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста. Педагог провел целенаправленную работу по развитию у детей в своей группе связной диалогической и монологической речи. При этом было использовано множество как традиционных педагогических методов и приемов, а так и нетрадиционных, новаторских подходов. Воспитатель группы продемонстрировал высокий профессионализм и умение формировать связную речь у дошкольников. При этом воспитатель воспользовалась принципами Сократовского метода – детям последовательно были заданы такие вопросы, которые привели их к противоречию, и преодолев эти противоречия дети достигли «истины».
Итак, в начале занятия дети зашли в тематически оформленное помещение. И с этого момента – самого начала занятия – воспитатель ведет с детьми диалог.Он задает вопрос:
— Деревья (ответ большинства детей).
— А где растут деревья?
— В лесу (ответ всех детей).
С этого простого диалога начинается урок. Здесь применен традиционный вопросно-ответный способ обучения детей диалоговой речи. Однако уже на третьем вопросе можно узнать прием из Сократовского метода:
— Какой удивительный и чудесный этот лес! Может быть потому, что это осенний лес?
— Нет! Это не осенний лес!
— Разве это зимний лес? А мне кажется, что это все-таки осень. А как вы определили, что это зимний лес?
Здесь воспитатель заставляет думать детей, а не давать очевидные ответы на простые вопросы. Здесь очень ярко представлено характерное диалоговое противоречие Сократовского метода: с одной стороны, воспитатель сказал, что это осенний лес (старшим нужно верить, они не обманут, но с другой стороны, совершенно очевидны все признаки зимы в декорациях помещения. Проанализировав ситуацию, большинство детей успешно преодолели это противоречие и нашли правильный ответ. Задача педагога в работе с дошкольниками была в том, чтобы противоречие было доступным для детей, а истина была, так сказать, на поверхности. В данном случае не столько важна информация, истина, к которой дети пришли, решив противоречие, сколько опыт преодоления противоречия, и так результат опыт формирования связной речи. Далее в ходе урока воспитатель еще несколько раз прибегал с подобному методу использования в диалоге противоречия.
Еще одна важная задача метода Сократа – индуктивное размышление, то есть научить из фактов жизни и конкретных явлений выводить общие понятия. В переносе на дошкольников подразумевается обучение умению обобщать. В рамках данного занятия задания по обобщения были представлены детям в виде загадок. Очевидно, разгадывание загадок лучший метод развивать у дошкольников способность к анализу, обобщению. Например, в диалоге с дошкольникамив рамках занятия применялись следующие загадки:
«Зимой и летом одним цветом.»
«Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Елочкам – варежки вяжет на лапки?»
«Поле белым укрывай – будет летом каравай»
«Белое покрывало – всю землю укрывало.»
Также надо отметить, что, вероятно, воспитатель применяет подобные методы на своих занятиях с детьми регулярно, ведь их речь достаточно хорошо развита, дети смело отвечаю на вопросы, активно участвуют в диалоге и умею сформулировать свои мысли в небольшом монологе.
Таким образом, в результате методической разработки было выявлено, что на занятии в ГБДОУ ЦРР детский сад № 60 в средней группе «Акварелька» был применен Сократовский метод обучения связной речи. Воспитатель построил занятие таким способом, чтобы получился непрерывный диалог с детьми. В процессе этого диалога дети совершенствовали свои навыки связной речи, преодолевая противоречия и делая обобщения.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Информационные технологии в дошкольном образовании. Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Опыт показывает, что информационные.
Культурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.
Методическая разработка обучения рассказыванию по игрушкам в младшем дошкольном возрасте. Методика обучения рассказыванию по игрушкам в младшем дошкольном возрасте. Во время обучения рассказыванию об игрушках занятие должны проходить.
Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций. Аннотация:.
Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится.
Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании в ДОУ Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании дошкольников. Согласно.
Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании. Советы родителям «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери В современном мире уделяется.
Эссе «Моя философия о дошкольном образовании» ЭССЕ на тему: «Моя философия дошкольного образования» Дубровина Наталья Анатольевна МДОУДСКВ «Радуга» структурное подразделение детский.