сокольское церковь рождества христова

Сокольское. Церковь Рождества Христова.

Христорождественская церковь

Карта и ближайшие объекты

сокольское церковь рождества христова. Смотреть фото сокольское церковь рождества христова. Смотреть картинку сокольское церковь рождества христова. Картинка про сокольское церковь рождества христова. Фото сокольское церковь рождества христова

Статьи

Церковь Рождества Христова построена в 1803 г. На строительство храма 500 рублей пожаловал сам император Александр I. Не исключено, что пожертвование было осуществлено лично. По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, в храме существовали престолы: в славу Рождества Иисуса Христа, и в честь св. мученицы Параскевы. Заброшена, в 2005 г. в храме ещё сохранялись деревянные остовы иконостаса и церковной лавки(?), а также две печи. От существовавшего при церкви старинного кладбища, а также ограды, следов не осталось.

Рождественская церковь построена на средства прихожан и пожертвования императора Александра I («каменная, с каменной колокольней и оградой построена в 1803 г., на каковую постройку Государь император Александр I пожаловал 500 рублей»). На территории церкви за каменной оградой находилось кладбище. В храме было три престола: во славу Рождества Иисуса Христа, в честь Успения Божьей Матери и святой мученицы Параскевы. Церковь расположена в центральной части села, справа от дороги, идущей из с. Тимирязево. Застройка П-образно огибает широкую площадь, внутри которой стоит храм. Территория имеет ровный постепенный уклон к речке Луховке, протекающей восточнее церкви. В юго-восточной части площади находится небольшой пруд. Церковь представляет собой трехчастный пятикупольный храм с двусветным четвериком и высокой шатровой колокольней. Все сооружение выполнено из красного кирпича размерами 34х21х13 см. Вход решен в вида невысокого портика с шестью строенными колоннами.

Рождественская церковь как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос. учет в 1973 г. Она была закрыта в начале 1930-х гг. и передана местному колхозу под зерновой склад, который располагается здесь и поныне. Наружный облик здания с момента строительства остался почти без изменения. Каменная ограда, окружавшая ранее церковь, разрушена. От нее сохранился только кирпичный угловой столб в юго-восточной части территории. Интерьеры разорены. Сохранились остатки фресковой живописи в алтаре и холодном храме. Стены трапезной перекрашены.

По материалам Ополовниковой Е.А., 1973 г. Информация с сайта IVANOVO.RU: http://www.ivanovo.ru/mon?m=110

Источник

Об истории Храмов Сокольского района

сокольское церковь рождества христова. Смотреть фото сокольское церковь рождества христова. Смотреть картинку сокольское церковь рождества христова. Картинка про сокольское церковь рождества христова. Фото сокольское церковь рождества христоваАЛЕКСЕЙ ЛЕДНЕВ

Замкнутый круг

Размышления о сказках и сказаниях

Совсем недавно в Городском округе Сокольский вышел в свет — красочно оформленный Путеводитель по сокольской земле. В нем собраны и кратко изложены самые интересные сведения: о природных и рукотворных памятниках, истории, культуре, интересных достопримечательностях. Задумка прекрасная! Оформление изумительное!

Но меня, немного знакомого с историей края, заинтересовало содержание одного из разделов путеводителя с названием «Духовное наследие». То, что довелось прочесть, и заставило меня взяться за перо. Нельзя так к наследию относиться. Это моё мнение, которое не могу не выразить.

Любой человек, попади ему в руки путеводитель, захочет узнать больше и, конечно же, будет искать более подробную информацию. Сделать это, как и в любом другом населенном пункте, он сможет, только посетив музей. Но не каждый сможет сделать это, если живет в другом городе. В наш век Интернета есть еще один способ. Он проще. Надо лишь набрать в поисковике название населенного пункта. А там любой, было бы желание, без труда найдет и музей, и библиотеку.

На сайте музея ему ничего найти не удастся. Нет у них сайта. Всей информацией работники музея обладают. Только сайта нет. При музее в 2015 году создано и работает отделение общества «Нижегородский краевед». Но как-то так получилось, что путеводитель вышел в свет без их непосредственного участия. Их, похоже, проигнорировали. Я повторю. А вы вдумайтесь! К изданию журнала с краеведческой тематикой, не допустили Районный Народный Краеведческий музей, и с ним — отделение общества «Нижегородский краевед»! Это как? Такое, вообще, представить можно?

На сайте библиотеки читатель найдет много интересного. Оформление сайта — под стать путеводителю: красиво и красочно. Глянец исчезает, когда начинаешь читать содержание страницы – «Духовное наследие» в разделе «Краеведение». Информация этой страницы давно ходит по кругу, обрастая все новыми и новыми недостоверностями, не имеющими ни каких документальных подтверждений или сколь-нибудь понятных логических обоснований. Здесь замерло время.

За последние семь лет все, что представлено в ней, неоднократно становилось поводом для обсуждения в музейном и краеведческом сообществе, было опровергнуто, и многое из того подтверждено документально. Но никаких изменений сделано не было.

И когда Администрация Городского округа изыскивала немалые средства для издания журнала, его составители, не задумываясь, по старинке, передрали информацию со страницы этого сайта. Её содержание не первый год кочует по интернету, попадает в прессу и давно уже образует порочный круг.

Порочный круг- это логическая ошибка, состоящая в том, что какое-либо положение доказывается при посредстве другого, которое само должно быть доказано при посредстве первого.

сокольское церковь рождества христова. Смотреть фото сокольское церковь рождества христова. Смотреть картинку сокольское церковь рождества христова. Картинка про сокольское церковь рождества христова. Фото сокольское церковь рождества христова

Село Дорофеево. Действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Год постройки 1812

« Народная война 1812 года протяжным эхом отозвалась и в наших краях. И хотя не было здесь военной баталии, но стоит в с. Дорофеево церковь, построенная во славу народа русского, его величия, бесстрашия и мужества. Под куполом храма выбиты слова: «В час беды и нашествия ворогов наших» и стоит дата — 1812 год. Храм получился большой и красивый, зеркальный крест купола отражал все вокруг. Обнесли храм металлической оградой на кирпичном фундаменте, высотой до 70 сантиметров. Расписывали его богомазы из города Владимира. С 1938 года церковь бездействовала. В октябре 1990 году Успенский храм в с. Дорофеево открыл свои двери для прихожан. В 1991 году началось восстановление церкви. На возвышенном месте, утопая в зелени тополей, храм возродился. Сверкает, привлекая взоры, купол с зеркальным крестом, как раньше, до своего разрушения.»

( комментарий А.Л.) Во имя чего так топорно подгоняли совпадение времени окончания строительства храма к памятной дате в истории России? Церковь в 1812 году не возникла по взмаху волшебной палочки. Мы не знаем точно, сколько её строили: пятнадцать, может десять, и пусть даже пять лет, но строили. Её загодя «во славу….» возводили? Кто же такой прозорливый, что на годы вперед знал о вторжении Наполеона в Россию, и о победе над ним в 1812 году? Одно сомнение тянет за собой другое. Само наличие надписи, если оно есть или было, подтверждает лишь то, что окончание строительства храма пришлось на 1812 год.

История церкви Успенья Пресвятой Богородицы, как бы кто не пытался оспаривать, невозможно рассматривать отдельно от истории села, в котором она находится. Не получится связного рассказа о ней без упоминания о Дорофеевом монастыре, история которого начинается в далеких 1584-1595 годах, что абсолютно доказано. Все, кто когда-либо писал об этом храме, в один голос говорят, что Успенская церковь является преемницей, некогда стоящего здесь Дорофеева монастыря, давшего название старинному селу с одноименным названием Дорофеево. Все исторические источники подтверждают это. О монастыре почему-то умалчивается вообще, будто его и не существовало. Хотелось бы знать: с какого места, по представлению создателей сайта, начинается «наследие» и где оно заканчивается? Что, по их мнению, считать «наследием», а что того не достойно?

Еще немного о «богомазах из города Владимира». Ни один автор, кто писал об этом храме, не делает такого смелого утверждения, поскольку не обладают на то достоверной информацией. Конечно же, старое слово хорошо легло на слух. Оно должно было придать повествованию достоверности, будто это утверждение подтверждено настолько, что вам сейчас же предъявят некую грамоту ( командировочное предписание ) выданное «богомазам». Вот только слово «богомаз» в старину применяли, когда говорили о плохих иконописцах. Существует много царских указов о том, чтобы свезти искусных мастеров- иконописцев ко двору для выполнения работ по расписыванию церквей и соборов. Называли их по-разному. Но нигде вы не найдете в них слова «богомаз». К ним относились с уважением. Интересно было бы услышать, что сказал бы Симон Ушаков, а с ним Корнилий Уланов, и те же владимирские мастера- иконописцы, если бы, приглашая на работу, их назвали богомазами. За что же вы их так?

сокольское церковь рождества христова. Смотреть фото сокольское церковь рождества христова. Смотреть картинку сокольское церковь рождества христова. Картинка про сокольское церковь рождества христова. Фото сокольское церковь рождества христова

Поселок Сокольское. Действующий храм «Всех Скорбящих Радость». Год постройки 1812

«Престол Сокольского храма носит имя чудотворного образа Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Эта икона прославилась еще в Москве в 1648 году. Сам храм был построен в 1812 году на левом берегу реки Волги. Издалека видны золоченые купола с устремленными в небо крестами. Место, где находится церковь, раньше называлось Устье, «потому что некогда тут впадала в Волгу река Унжа. Вокруг высокого белостенного храма не было никаких строений». 20 июня 1939 года церковь как молитвенное здание было ликвидировано. А 11 июля передано Сокольскому райпотребсоюза для организации в нем хлебопекарни и кондитерского производства. Сегодня церковь восстановлена полностью. Многие сокольчане, живущие в центре поселка, поближе к Волге, часто слышат колокольный звон. Это звонят церковные колокола, извещая о начале службы в храме, они не велики, но звучат красиво, мелодично. Колоколов на звоннице пять. Называются они «звон слава».

(комментарий А.Л.) История этого храма значительно интересней и глубже. Первые упоминания о храме Николая Чудотворца, именно так назывался он изначально, относятся к началу 17 века, когда он был еще деревянным. Каменный храм, тот, что мы видим, так же носил название Никольского. Название « Всех скорбящих Радость» храм получил во время восстановления, по названию одного из ранее существовавших в нем престолов. Храм построен не в 1812, о чем неоднократно в краеведческом сообществе возникали споры, а в 1822 году, чему есть множество подтверждений. Этот вопрос был закрыт еще в 2012 году, только, как видим, ни выводов, ни изменений в текстах сделано не было. Даже на эл. сайте храма давно внесли поправку, а здесь не удосужились.

В этом месте в Волгу впадала река Сока, давшая название сначала Сокольских гор волости, и позже селу Сокольскому. Никогда река Унжа не впадала в Волгу в этом месте. Все материалы, что подтверждают достоверность сказанного, имеются в музее и библиотеке.

Но создается впечатление, что для местных летописцев работы Мельникова- Печерского, Боголюбова, Семенова –Тян- Шанского, Рагозина и многих других исследователей авторитета не представляют, и они, по-прежнему, настаивают на своем.

Вернитесь на стр. 3 путеводителя. Там село Устье так же расположили напротив впадения реки Унжи в Волгу.

сокольское церковь рождества христова. Смотреть фото сокольское церковь рождества христова. Смотреть картинку сокольское церковь рождества христова. Картинка про сокольское церковь рождества христова. Фото сокольское церковь рождества христова

Село Цыкино. Действующий храм Вознесения Господня.

Год постройки 1822

«Эта церковь одна из красивейших в Сокольском районе. Цыкинская церковь названа в честь православного праздника Вознесения Господня. Строить ее начали в 13 веке. Она была деревянная. Сменившая ее каменная церковь была построена на народные деньги в 1822 году на том же месте по решению Костромской епархии. Храм строили восемь лет. А 11 декабря 1938 года поступило решение Ивановского Областного Совета о закрытии церкви, ликвидации ее, как молитвенного здания, и передаче Сокольского райсовету для использования под учреждение культуры. Вновь церковь открыли в 1944 году. Это был единственный храм в Сокольском районе, который не подвергался разрушению и разграблению. Место постройки выбрано очень удачно: церковь видна с любой стороны, кажется, будто стремится она ввысь, к небу. Как белая чайка на зеленом лугу приковывает она к себе взгляд».

(комментарий А.Л.) Моё поколение, действительно, помнит эту красивейшую церковь «как белую чайку на зеленом лугу». Только время не стоит на месте. С тех пор (взгляните на фото) вокруг давно уже вырос лес, и колокольня церкви при всей её высоте уже не так, как прежде видна с округи. А мы, как и прежде, переписываем тексты, написанные тридцать лет назад.

Откуда взялось такое смелое утверждение про 13 век? На какие источники ссылаются, когда говорят о деревянной церкви, якобы, стоявшей на этом месте до строительства каменного храма? Неужели, кто и вправду полагает, что историки церкви пропустили в своих работах этот факт? Неужели Костромская епархия, давшая разрешение на строительство каменной церкви, решила удалить все сведения о ранее стоящей там деревянной церкви из всех своих справочников и изданий? Эту глупость (самое мягкое определение) невозможно объяснить никакими сказаниями.

Вознесенская церковь села Цыкино, возможно, единственная церковь в нашем районе, изначально построенная в камне, где прежде на её месте не было деревянной церкви. А время её строительства может рассказать о событии, в память которого она была построена. Посчитаем. 1822 год- год постройки. Строилась 8 лет, о чем говорится по тексту. Вычтем это время и получим год, когда было принято решение о его строительстве. И эта дата не окажется случайной.

30 августа 1814 года, в изданном Александром Первым манифесте было сказано: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днём благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». До 1917года в Российской империи праздник Рождества Христова отмечался как национальный День Победы.

Название храма в селе Цыкино и его основного престола так же не случайно. Армия Наполеона вторглась в пределы России 12 июня1812 года, тогда же был подписан Манифест о начале войны с Францией. Ближайший к этому дню церковный праздник Вознесенья Христова. Возможно, не случайны названия других престолов. Но об этом пусть судят служители церкви. Есть и другие предположения. О них мной рассказывалось в статье «За пеленой времени» газета «Сельская новь» Но тема еще до конца не закрыта. При случае, расскажу продолжение.

Не иначе, как в память о войне 1812 года закладывался этот храм. То, что он не был разрушен и не был разграблен во время, когда с 1938 по 1944 был закрыт, только подтверждает сказанное. Память людская являлась его незримой охранной грамотой.

сокольское церковь рождества христова. Смотреть фото сокольское церковь рождества христова. Смотреть картинку сокольское церковь рождества христова. Картинка про сокольское церковь рождества христова. Фото сокольское церковь рождества христова

Село Пелегово. Действующая церковь Спаса Преображения.

Год постройки 1823

«Небольшая церковь Преображения Господня была построена в 1823 году старанием прихожан. Много бед и испытаний она перенесла за свою историю. После революции 1917 года была полностью разорена, были сожжены все иконы, разрушены купола и колокольни. Более 80 лет стояла она всеми покинутая, разрушенное здание подо что только не использовалось. И вот наступило время реставрации. Заново церковь открылась 5 апреля 1996 года. Издалека над куполом виден крест, сделан иконостас.»

(комментарий А.Л.) Текст года с 2000го не подвергался никаким изменениям. Он больше походит на сухой административный отчет о выполненных работах: «…сделан иконостас». Нет ни строчки о некогда стоящем на месте церкви Пелеговском – Богоявленском монастыре. Упоминание о нем к «наследию» так же не имеет отношения? Тогда, чего ради на стр.2 путеводителя Трефилий с Ивашкой выпрашивали себе лесное урочище Пелегово « для пустынного строения»?

сокольское церковь рождества христова. Смотреть фото сокольское церковь рождества христова. Смотреть картинку сокольское церковь рождества христова. Картинка про сокольское церковь рождества христова. Фото сокольское церковь рождества христова

Село Воскресенье. Действующая церковь Воскресенья Христова.

Год постройки не ранее 1794 года.

«Красивое село Воскресенье! Проходишь по нему и чувствуешь, что прикасаешься к чему-то дорогому, родному, святому и думаешь только о добром. Каждый, кто спускается по дороге на мост через реку Ширмакшу, невольно замедляет свой шаг, а то и просто замирает. Перед взором открывается величественная картина: на высоком холме аккуратные дома и купола церкви, золотом горящие на весеннем солнце. Есть чудеса на свете, такие как село, с хорошим названием – Воскресенье Храм построен в 1794 году. Находится в д. Ширмокша. Церкви Воскресенья Христова более 300 лет. Как говорит история: в начале 18 века пригляделся этот райский уголок пяти крестьянским семьям, путешествующим по стране в поисках лучшей доли и спасающихся от преследования господ.

Речка, сосновые и берёзовые рощи успокаивали, отгоняли грустные мысли о плохом и навевали мечты о счастливом будущем. Нетронутые человеческими руками земли требовали огромных сил, солёного пота и не сходящих с ладоней кровавых мозолей. Но работали сообща, артелью, отвоёвывая участки, и одновременно строили дома. Начинали с ранней зарёй и заканчивали с последними лучами солнца. С первыми забитыми в землю колышками родилась идея закладки храма. Строили церковь всем миром, даже яйца для кладки собирали по всей округе. Основных мастеров пригласили из городов Нижегородской и Костромской областей, а подсобными рабочими были все желающие. Каждый считал долгом прикоснуться к великой стройке. Миром дали и название храму – Воскресения Христова, а селу подобное имя. Освящённый храм стал местом паломничества верующих. На постоянное место жительства в село приехало ещё пятнадцать семей. Распахивали участки земли и молились Богу помочь выжить, детей поднять. Повседневными делами и молитвами сумели выбраться из нужды.

1924 г. памятен жителям Воскресенья. Две беды принёс он им: сначала пожар уничтожил тринадцать домов из двадцати имеющихся. И ещё не были разобраны почерневшие остатки, как появились в селе уполномоченные уезда по делам церквей. Власти посчитали, что храм излишне богат, а люди должны все быть равными. На защиту храма встали всем миром – матери с грудными детьми дежурили у ворот храма, не подпуская чужих. Сохранилась в Ивановском областном архиве докладная уполномоченного о неповиновении селян. По идее власти надо было применить силу, но что-то в накатанном механизме не сработало, и церковь оставили, боясь народного гнева».

(комментарий А.Л.) Не заканчивая специализированных математических школ и курсов, скажу, что в этом 2019 году Воскресенскому храму исполняется 225 лет. Дата солидная! Её обязательно надо отмечать. Но, как умудрились насчитать ему более 300 лет? Не понимаю. Неужели не заметили, что «цифирь» не сходится, когда «передирали» текст с сайта в путеводитель?

Во время строительства храма, Россия делилась: на губернии и наместничества, а мастеров приглашали из областей.

Селу, как и храму дали «подобное имя», а построили в д. Ширмокша.. Она так и называлась со времени своего первого упоминания, и было это задолго до строительства храма.

Мне самому больше нравится сочетание слов « путешествующим по стране в поисках лучшей доли и спасающихся от преследования господ ». Какой слог! Прочтите еще раз и восхититесь полетом творческой мысли.

И совсем не важно, что эти « нетронутые человеческими руками земли» были заселены в конце 16- начале 17 века, больше чем за полтора столетия до строительства храма. Главное — слова красивые.

В указанное время, немало таких « крестьян — путешественников» возвращали их владельцам — помещикам. Для лучшего понимания, не надо ехать в другой регион, выйдите за околицу любого села, забейте колышки (где приглянется) и начните: строить дома, пахать землю…. А с чего вы посчитали, что в то время кто-то позволил бы это сделать?

Между строк о том, как между работой «всем миром» храм строили, явно, читается комсомольское прошлое сказителя с его нескрываемой ностальгией по субботникам. Не строили церкви «все желающие». Не строили! Но, как тут возразить, если так «…говорит история». История не могла такого наговорить. Кто-то за неё постарался.

Будет время, загляните на сайт Воскресенской церкви. Его создатели, хоть и взяли за основу, навязанную им версию, но начали приводить её к здравому смыслу: выкинули из текста предложенное летоисчисление, «нетронутые…земли» и «путешественников, ищущих лучшей доли».

Не поверили они той «истории»! Надеюсь, и очень буду рад, если на этом не остановятся. Верю, они смогут восстановить свою историю.

А знаете ли вы, что у каменной Воскресенской церкви с. Ширмакша после её строительства, долгое время не было колокольни? (Не достроили её «путешественники» на субботниках.) Это говорит о том, что не все так просто и радужно складывалось при строительстве, как было описано выше. Многие церкви, если не хватало средств, порой долго стояли без колоколен. Их строительству часто способствовали либо памятное событие, либо случай.

Они, как казалось, должны были иметь одинаковую форму, если бы строились в одно время. Это вызвало сомнение, но нигде в существующих справочниках об этом сведений нет. Нигде, даже в приведенном выше сочинении, в котором «…говорит история», не сказано, что строились они в разное время. Странно. Однако, в Гос. архиве Ивановской области имеется документ, подтверждающий это предположение.

Дело «О разбитом при Воскресенской церкви с. Ширмакши 30-ти пудовом колоколе» было возбуждено по Указу Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского Александра Первого. Оно повествует о том, как в 1823 году во время празднования храмового праздника Вознесенья Христова, после литургии, по сложившемуся обычаю и просьбе прихожан, весь день звонили в колокол. Звонили долго. Звонили все «кому не лень». Как результат, был разбит колокол «в коем весу не более тридцати осьми пудов». Причиной стало то, что «колокольни у церкви не было», и колокола были подвешены на столбах, которые рухнули, не выдержав нагрузки, прямо во время праздника. Следствие велось долго, но как водится, все кивали друг на друга и виновных не нашли. Тем и закончилось. Возможно, именно этот случай заставил местных священников и прихожан задуматься о строительстве колокольни. Её строительство началось после 1825 года.

Много сказано о наших церквях, но упоминания об этом случае не встречалось ни в одном из «передавшихся из уст — в уста» преданий.

У Воскресенского храма села Ширмокша на сегодняшний день самая недосказанная история создания из всех действующих в нашем районе церквей. Ничего о ней, кроме низкосортных сочинений, мы не знаем. И никогда её историей не интересовались.

У нас у всех, говоря о давнем прошлом Сокольского района, на слуху Шереметевы и Мусины- Пушкины. Но деревни от Ширмокши и дальше в их владения не входили. Владел этими землями с 1620 года князь А. В. Лобанов–Ростовский. Отсюда надо выстраивать цепочку наследователей и событий. Это может быть интересно. И что-то подсказывает, что история появления Воскресенского храма может оказаться значительно интересней, чем та, что мы читали выше. Так ли это? Узнаем позже, если интересоваться будем. Нам есть над чем работать.

Пришло время подвести итог. Если то, что нам довелось прочесть, и есть – наше «духовное наследие», как окрестили страницу сайта его создатели, то оно является весьма скудным, а наше будущее с таким «наследием» представляется весьма мрачным. А ведь именно об этом «наследии» рассказывают сегодня жителям городского округа. Как видим, другого — нет.

И грустно становится от мысли, что завтра этим «наследием» будут делиться с гостями земли сокольской.

Вернемся к путеводителю. Если вдруг, эти слова будут услышаны. Если создатели путеводителя вернутся к его исправлению и доработке, прошу обратить внимание еще на некоторые шероховатости.

Стр.30 Чайки не мастерят гнезда. Вьют, строят, но не мастерят.

Стр. 26 Пожалейте младенцев. Не купайте их: ни в Голиковских, ни в каких других ключиках с ледяной водой. Не пугайте гостей земли сокольской «преданиями» об изуверских «обрядах». Это попутно.

А теперь о главном и очень важном.

Стр.3 Никто из Мусиных–Пушкиных никогда не основывал имения в Сокольском. Иван Алексеевич приобрел поместье ( в этом состоит огромная разница) у Шереметевых. Это не была «…небольшая деревенька…». Это была усадьба. Имела, « сад регулярный»(!) созданный Шереметевыми ( читайте о регулярных садах в России). Свое название –усадьба- она сохраняла до времени, когда была разобрана, а позже еще долгое время усадьбой называли местность, на которой она стояла.

Там же. Не стоило при незнании темы ссылаться на документ, в который даже не удосужились заглянуть. Тем более не стоило проставлять инициалы, если не представляли, о ком вели речь.

« Покорнейшее прошение» (см. документ) написано в 1838 году, и в нем называется имя опекуна — Владимира Алексеевича Мусина –Пушкина. Он не мог быть опекуном «малолетних графов-сыновей А. И. Мусина –Пушкина», так как сам являлся его сыном. Да и сыновей своих Алексей Иванович воспитывал сам. Владимир Алексеевич был опекуном детей своего старшего брата — Ивана Алексеевича, владельца усадьбы (см. выше). Опекунский совет, в июне того же года выдал «.. дочери Раисе..» «свидетельство» (см.документ, он имеется в музее).

Стр. 3 курсив. Никто не делил село Сокольское на «…две административные единицы: село Сокольское и Устье». Сама подача информации, и её трактовка не верны.

По «историческим документам», каковыми в данном случае являются «Списки населенных мест Костромской губернии» от 1872 года, значились два села: Устье в Дорофеевской волости и Сокольское( Воскресенское, Бобушкино) в Сокольской волости. Эти села всегда, задолго до издания «исторического документа», стояли раздельно, а в 1938 году были объединены в один рабочий поселок Сокольское.

Со времени, когда разобрали усадьбу и «…была обнаружена визитная карточка владельцев усадьбы…» прошло много лет. И с того времени история нашего села пополнилась только лишь — констатацией этого факта. В любом источнике, говорящем о связи истории села с Мусиными –Пушкиными, вы прочтете именно об этом. И все.

Вот такое оно — наше краеведение. И возразить что-либо сложно.

Вместо поиска нового и интересного из истории нашего Сокольского мы переписываем «историю» из одного недостоверного источника в другой. Мы не храним историю, а охраняем то, что написано давно и наспех, когда были недоступны архивы, когда даже наше представление о прошлом было абсолютно другим. Охраняем то, что уже давно утратило актуальность и свою принадлежность к понятию история и краеведение. Охраняем так бережно, что любое посягательство на абсурдные, но свои, родные постулаты, считается недопустимым. В результате, создается и тиражируется очередной информационный мусор.

Путеводитель не стоит издавать на все времена. Не стоит повторять плохой опыт. Время не стоит на месте, и многое будет меняться. Будут находиться новые сведения, и будет необходимость вносить изменения. Поэтому, путеводитель должен иметь год издания, чтобы не считать, в каком году исполнилось 80 лет района. С вычислением дат, как видится, дело обстоит плохо.

А в остальном путеводитель отличный!.

Не прощаюсь. Мне еще будет, о чем вам рассказать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *