согласно учению л витгенштейна язык это
Философские исследования
Людвиг Витгенштейн – британский философ австрийского происхождения, один из самых оригинальных мыслителей европейской философии ХХ века, создатель теории построения искусственного «идеального» языка, основанного на языке математической логики. «Своим сочинением я не стремился избавить других от усилий мысли. Мне хотелось иного: побудить кого-нибудь, если это возможно, к самостоятельному мышлению» – так точно, емко и просто сформулировал свое кредо ученого Людвиг Витгенштейн в предисловии к «Философским исследованиям» – работе, оказавшей огромное влияние как на аналитическую философию, так и на философию постмодернизма. В ней он попытался развить идеи, изложенные им в «Логико-философском трактате», и вновь избрал объектом своего изучения язык – обыденный язык повседневного общения. Описывая различные стратегии «языковой игры», которые все мы, сознательно или нет, используем, пытаясь в чем-то убедить собеседника, или воздействовать на него, добиться какой-то цели, или просто выразить свои мысли и чувства, он анализирует эту игру и пытается понять ее логику. Но, парадоксальный во многих своих утверждениях, Витгенштейн и здесь остается верен себе. Ведь если, по Витгенштейну, критерий смысла – всегда и только логика, то каков смысл языка, учитывая, что большая часть произносимого человеком в той или иной степени противоречит законам логики? В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философские исследования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Язык играет человеком, или реальность Витгенштейна
«Я мыслю, следовательно, существую».
Понадобилось несколько столетий, на протяжении которых европейские философы, вдохновленные знаменитой максимой Декарта, изучали сознание, разум, рацио, чтобы родилась новая формулировка, предложившая иную парадигму вместо обветшавшей картезианской.
«Я говорю, следовательно, существую».
Низвержение с высот, грубая проза, сугубая прагматика… Впрочем, таковой, после засилья средневековой схоластики, наверняка воспринималась и максима Декарта. Новая эпоха, новая культура, уже осемененная позитивизмом, фрейдизмом и начатками структурализма, требовала новой методологии. И наиболее остро эту потребность эпохи ощутил Людвиг Витгенштейн.
Правда, «Логико-философский трактат», при всей его «логичности» в структуре и семантике, еще тяготел к прежнему, классическому мировоззрению: в конце концов идеальный язык науки, о котором столько говорилось в «Трактате», отвергая всякую метафизику, все же представлял собой «трансцендентальную семантику», метафизический метод, восходящий, так или иначе, к философским идеям Нового времени. Минуло почти тридцать лет после публикации «Трактата» — лет, наполненных размышлениями и вместивших в себя преподавание в сельской школе, скитания по Европе, общение с членами Венского кружка, возвращение в Кембридж и чтение лекций студентам, работу санитаром в годы Второй мировой («в эту пору философии нет места, она бессмысленна и позорна»), — прежде чем Витгенштейн согласился опубликовать свою «зрелую» методологию, во многом не то чтобы противоречившую идеям «Трактата» или их опровергавшую, но прояснявшую, развивавшую и расширявшую положения «ЛФТ». Именно в этой «зрелой» методологии были заложены основы так называемой лингвистической революции, или лингвистического поворота, в философии, а метафизика во всех ее проявлениях утратила право на существование: «Значение есть употребление».
Философские воззрения Витгенштейна принято разделять на «ранний» и «поздний» периоды; первый, как считается, нашел свое воплощение в «Логико-философском трактате», ко второму же относятся «Философские исследования» (частично подготовленные к печати самим автором) и опубликованные посмертно, а также «Голубая книга» и «Коричневая книга» (записи лекций в Кембридже) и статьи. На самом деле принципиальное различие между этими периодами всего одно: если в «Трактате» Витгенштейн уповал как на панацею на некий идеальный, логически безупречный язык науки, способный устранить все возможные двусмысленности и непонятности, то позднее он рассуждал уже о языке естественном, повседневном, если угодно, бытовом. Столь важное для лингвистической философии понятие «языковой игры» относится именно к естественному языку — в идеальном языке науки подобное невозможно.
Что такое языковая игра? Если в «Трактате», по большому счету, рассматривались исключительно изъявительные предложения («Нечто имеет место») и для них возможно вывести некую общую форму, то в поздних работах Витгенштейн наконец-то обратил внимание на следующее: основной корпус повседневного языка составляют не сообщения, что нечто имеет место, а просьбы, пожелания, вопросы, восклицания, приказы и т. д. Эти языковые ситуации и связанный с ними бытийный контекст он и назвал играми.
Иными словами, вполне можно считать, пока не доказано обратное, что мы живем в реальности языковых игр, а самой языковой игре, иначе — в реальности Витгенштейна.
4.4. Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Роль языка в формировании позитивного знания. Понимание предложения как способа его интерпретации с помощью другого предложения
4.4. Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Роль языка в формировании позитивного знания. Понимание предложения как способа его интерпретации с помощью другого предложения
Родился в Вене. В 1906 уехал на учебу в Англию. Под руководством Б. Рассела изучал основы математики. В 1914 г. добровольно уходит на фронт, попадает в итальянский плен. После освобождения уезжает в Голландию, где обсуждает с Б. Расселом рукопись своей будущей работы – «Логико-философский трактат». С 1920 по 1926 г. учительствует в сельской начальной школе в Нижней Австрии. Вместе с учениками создает «Словарь для начальных школ», который используется педагогами и сегодня. В «Словаре» собраны простые слова, используемые в речи австрийских детей альпийского региона. «Витгенштейн определенно хотел сделать своих детей рачительными хозяевами языка как родного обиталища. Несомненно, его интересовало и то, как расширить лингвистический спектр, ибо чем шире языковое употребление, тем больший спектр реальности попадает в сферу понимания». В 1930 г. Л. Витгенштейн возвращается в Кембридж, где вступает в должность профессора философии. Чтобы понять его лекции, слушателям требовалась высокая концентрация и невероятные усилия. Вместо того чтобы публиковать книги, он ограничивается краткими, часто не связанными формулировками мыслей, которые фиксирует в многочисленных записных книжках. В 1947 г. философ окончательно оставляет научную и преподавательскую деятельность. В 1953 г., уже после смерти, выходит в свет его главный труд «Философские исследования», составленный на основе оставшихся записей. Если ранний Л. Витгенштейн был в большей мере озабочен проблемами соотношения языка и действительности и рассматривал в своем «Трактате» язык как «проективное изображение» реальности, то позднего Л. Витгенштейна интересуют преимущественно языковые проблемы, в частности, он вводит в философский обиход понятие «языковых игр», свидетельствующих о бесконечным множестве способов использования языка. Приверженцы аналитической философии поспешили объявить языковые игры новой теорией. Надо признать, что метафора языковых игр оказалась живучей. Серьезные ученые, философы и лингвисты, до сих пор «играют в язык» с таким же азартом, с каким когда-то играли альпийские ученики Л. Витгенштейна, выступив в роли самых первых апробантов новой философской доктрины.
Основные труды и источники:
• Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958. – 134 с.
• Витгенштейн Л. Философские исследования // Языки как образ мира. – М., СПб., 2003. – С. 220–546.
• Wittgenstein L. Logoisch-philosophische Abhandlung. Tractatus logico-philosophicus. Suhrkamp Verlag. – Frankfurt am Main, 2003. – 117 S.
Основные лингвофилософские взгляды:
1. Существуют различия между мировосприятием посредством сознания и миротолкованием с помощью языка. Язык препятствует пониманию.
Л. Витгенштейн наиболее известен философской общественности благодаря своей первой книге «Логико-философский трактат» (1921), главными проблемами которой являются выявление различий между мировосприятием и миротолкованием; расщепление мира сознанием на составляющие его элементы и описание последних с помощью простых и сложных (составных) предложений; смысл мира, который проявляется, но не поддается описанию.
2. Язык – это граница между мыслимым и немыслимым. За пределами языка – немыслие.
Роль языка в формировании позитивного знания, способствующего снятию жизненных проблем и согласованному вхождению в действительность, определяется при этом как ограничение, как препятствие на пути к пониманию.
Язык является миром, за пределы которого человек не может и не должен выходить. Об этом свидетельствует наиболее цитируемый афоризм автора: «О чем нельзя сказать, о том следует молчать» (“Wovon man nicht reden kann, dar?ber mu? man schweigen”).
Но это совсем не значит, что язык ограничивает выход сознания во внешний мир, как это обычно принято толковать. Это означает, что язык не пускает человека в мир бессмыслицы. Он лишь регулирует и направляет наши действия. Осмысленный мир противопоставляется бессмыслице. Границу между мыслимым и немыслимым можно провести лишь в языке.
3. Основные функции языка – номинативная и обозначающая. Имя – ярлык вещи. Назвать значит соотнести имя с предметом и выделить его из множества других подобных и неподобных. Имя не разъясняет.
Прежде чем сформулировать какое-то теоретическое положение, Л. Витгенштейн дает уточняющие определения тем терминам, которые он использует в изложении. И это логично, при его недоверии к естественному языку.
Словам языка он отводит номинативную, обозначающую функцию. Наименование для него – ярлык вещи. Значение имени – это и есть обозначаемый объект.
Он противопоставляет имя предложению. Предложением считается связь наименований.
Л. Витгенштейн практически повторяет Платона, когда говорит, что имя называет, но ничего не разъясняет, ср. «Если кому-нибудь показывают фигуру шахматного короля и говорят: «Это король», то этим ему не разъясняют применения данной фигуры разве что он уже знает правила игры».
Из других рассуждений автора вытекает, что можно знать правила игры, не зная наименований шахматных фигур. Можно знать, например, предназначение деталей автомобиля, не зная их точного названия, что зачастую имеет место в действительности. Можно даже использовать ложные или условные наименования. Главное – знать функцию именуемого предмета.
4. Значение – это обозначаемый объект.
Обозначается не предмет сам по себе, а то, что с ним связано, т. е. какая-то совокупность его ассоциативных связей.
Значение имени – это употребление имени, а не предмет, который именуется.
5. Манипулирование словами – языковая игра. Можно освоить игру «не изучая или не формулируя ее правил».
Л. Витгенштейн допускает, что можно освоить игру «не изучая или не формулируя ее правил».
По аналогии следует сказать, что можно усвоить какой-то язык, не изучая грамматики данного языка. Безграмотные люди говорят, не имея представления о грамматических правилах. Это факт. Однако для себя такой говорящий, наверное, все же выводит какие-то правила говорения, хотя и не формулирует их. Грамотный говорящий также не думает о грамматических правилах, когда говорит. Говорение, ставшее делом привычки, вряд ли апеллирует к лингвистическим понятиям субъекта и предиката.
Согласно рассуждениям Л. Витгенштейна, а также его интерпретаторов и последователей, под понятие употребление слова обычно подводится его семантический потенциал.
Знать употребление слова, значит знать, на что оно указывает. Это не синтаксическое употребление как актуализация способов межсловной связи, линейного сцепления данного слова с другим словом. Это также не парадигматические, дистантные ассоциативные отношения данного слова с другими словами, возникающие по сходству, смежности, предсказуемости и др. Это семиотическое, знаковое отношение, т. е. отношение слова к называемому, обозначаемому объекту.
Отношение между именем и именуемым, согласно автору, состоит в том, что звук имени может вызывать различные ассоциации, например, картину называемого, имя, написанное на именуемом предмете, а также ситуацию, когда кто-то произносит это имя, указывая на предмет. «Но для имени характерно как раз то, что оно определяется путем указания «Это N» (или «Это называется N»)» (выделено нами – А. И. Ф.).
Данное положение вызывает сомнения. То, что имя определяется путем указания – это всего лишь игра слов. Когда мы говорим «Это N» (“Das ist N”), мы не определяем имя. Мы всего лишь сосредоточиваем на нем свое внимание, и с помощью этого имени, возможно, и отсылаем к называемому предмету. Пример: Этот стол круглый (Dieser Tisch ist rund), где дейктическая функция модифицируется как селективная, ср. ‘Из множества столов этот стол является круглым’. Данное имя определяется не путем указания, а соотнесенностью с предикативным признаком круглый / rund.
Л. Витгенштейн опровергает положение, согласно которому «слово не имеет значения, если ему ничего не соответствует», заявляя, что здесь смешивается значение имени и носитель имени. Исчезновение носителя имени не влечет исчезновения значения имени.
Продолжая мысль философа, можно было бы сказать, что имя существует независимо от именуемого объекта. Оно может выполнять актуальную, гипотетическую, ретроспективную функцию, ср. Дом горит, Дом сгорит, Дом сгорел. Употребляя слово, мы исходим из презумпции, что то, что сгорело, было домом, а то, что горит или сгорит есть дом. Целесообразно в этой связи не смешивать бытие предмета с бытием имени, а значит и с бытием значения имени.
6. Употребление слова есть знание и реализация его дейктической функции.
Говоря о значении имени, Л. Витгенштейн постоянно подчеркивает, что значение имени – это употребление имени, а не предмет, который именуется. (Кстати, это веский аргумент против субстанциальной концепции языкового знака).
Понятие имени у Л. Витгенштейна логично увязано с проблемой понимания. Проблема понимания является центральной в философской грамматике автора.
7. Понимание предложения – это способ его интерпретации с помощью другого предложения.
Что означает понять или не понять какое-то предложение?
Прежде всего, мы понимаем, что имеем дело с предложением, которое составлено по определенным правилам. Таким образом, знание правил является необходимым условием понимания.
По-видимому. Этого недостаточно. Последующей целью понимания является то, что обозначается с помощью данного предложения. Но в отношение между предложением и обозначаемым в действие вступает другое правило. Правило употребления: как говорящий использует данное предложение по отношению к действительности.
Понимание предложения достигается благодаря интерпретации. Интерпретация предложения – это другое предложение, актуализирующееся как знак смысла, предположительно заложенного в первое – услышанное/прочитанное предложение.
Согласно Л. Витгенштейну, понимание мысли обусловлено языком, а язык представляет мысль неотчетливо, размыто.
8. Познание – это наложение средства познания на познаваемый объект.
И. Кант писал, что мы познаем не сами вещи, а способ их познания. Для Л. Витгенштейна данный тезис является опорным, хотя явно о нем он не говорит. Достаточно вспомнить здесь его «философские» игры с наложением листка бумаги с вырезанными геометрическими фигурами (квадратиками или треугольниками) на другой белый листок бумаги, местами заштрихованный. Витгенштейновская сетка, налагаемая на частично заштрихованную белую бумагу – это произвольное действие, выдаваемое за метод познания, или способ представления, действительно не связанный с общечеловеческим, социально обусловленным опытом. При наложении одного листка на другой экспериментатор видит геометрические фигуры, заштрихованные или белые. От инструмента (сетки) воспринимаются фигуры, а от объекта воздействия (бумаги) – цвет. Таким образом, смешение представления с методом представления неизбежно приводит Л. Витгенштейна (и его интерпретаторов) к главному козырю идеализма: мы познаем не мир, а наши представления о нем.
Данный идеалистический тезис распространяется также на проблему понимания, ср.: «Мы не понимаем людей. (И не потому, что не знаем, о чем они говорят про себя). Нам не удается найти в них себя».
Рис. 1. Процедура познания (по Л. Витгенштейну)
9. Общение на естественном языке – языковая игра, целью которой является не прояснение мысли, показ ее контуров, а, наоборот, ее сокрытие под одеждами языка.
При этом «поразительное разнообразие всех повседневных языковых игр не осознается нами, потому что одежды нашего языка все делают похожим».
Полиграмма обсуждаемых проблем (по Л. Витгенштейну)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
63. Витгенштейн, Людвиг
63. Витгенштейн, Людвиг Австрийский философ двадцатого столетия. По мнению Витгенштейна, наличие философской проблемы объясняется прежде всего тем, что мы введены в заблуждение нашими языками. Среди наиболее известных работ этого философа можно назвать
б) Квазисинтаксические предложения
б) Квазисинтаксические предложения Если речь идет о синтаксисе языка, то при этом мы всегда имеем дело с двумя языками: 1) язык, синтаксис которого описывается, «объектный язык»; 2) язык, с помощью которого выражается этот синтаксис, «язык синтаксиса». Последний не
К. МАРКС ИЗ ПАРЛАМЕНТА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ РОБАКА И БУЛВЕРА
К. МАРКС ИЗ ПАРЛАМЕНТА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ РОБАКА И БУЛВЕРА Лондон, 11 июля. Предложение Робака выразить порицание всем членам прежнего коалиционного кабинета предполагается обсудить, как известно, в следующий вторник. В то время, как в Бирмингеме, Шеффилде, Ньюкасле и в других
13. Предложения-проекты и предложения
13. Предложения-проекты и предложения Итак, отношение между нормами и фактами явно асимметрично: решившись принять некоторое предложение-проект (хотя бы в предварительном порядке), мы создаем соответствующую норму (по крайней мере, в пробном
2. Людвиг Витгенштейн
2. Людвиг Витгенштейн Как мы можем что-то утверждать об этом человеке, если мы о нем ничего не знаем? Мы знаем только, что он хочет уехать. Но почему? Мы можем сказать только, что он вырвался из какой-то привычной формы жизни, из каких-то привычных языковых игр, он больше не
Д. Практические предложения
Д. Практические предложения Можно ли условия, аналогичные тем, что были созданы в трудовых общинах, создать в масштабах всего нашего общества — вот в чём вопрос. Цель состояла бы тогда в том, чтобы создать такое положение на производстве, при котором человек отдаёт своё
ГЛАВА 6 ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 6 ПРЕДЛОЖЕНИЯ В этой главе я хочу рассмотреть предложения в их противоположности отдельным словам и поставить вопрос, в чем заключается понимание слов, которые не обозначают объектов и встречаются только в качестве частей предложений. Мы видели, что одно слово
§ 72. Характеристика предикативного предложения λόγος, у Аристотеля
§ 133. Ноэматическое предложение. Тетические и синтетические предложения. Предложения в области представлений
§ 133. Ноэматическое предложение. Тетические и синтетические предложения. Предложения в области представлений Теперь надо было бы тщательно провести эти различения по всем областям актов, а также, ради дополнения до целого, принять во внимание тетические моменты, какие
Д. Практические предложения
Д. Практические предложения Можно ли условия, аналогичные тем, что были созданы в трудовых общинах, создать в масштабах всего нашего общества — вот в чём вопрос. Цель состояла бы тогда в том, чтобы создать такое положение на производстве, при котором человек отдаёт своё
ЛЮДВИГ ИОСИФ ИОГАНН ВИТГЕНШТЕЙН (1889–1951)
ЛЮДВИГ ИОСИФ ИОГАНН ВИТГЕНШТЕЙН (1889–1951) Австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. Выдвинул программу построения искусств, «идеального языка», прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал
1.6. Джон Локк (1632–1704). Реальная и номинальная сущность субстанции. Роль языка в формировании простых и сложных идей
1.6. Джон Локк (1632–1704). Реальная и номинальная сущность субстанции. Роль языка в формировании простых и сложных идей Джон Локк – английский философ-просветитель. Разработал теорию эмпирического познания, в соответствии с которой знание выводится из опыта с помощью
4.1. Фридрих Людвиг Готлоб Фреге (1848–1925). Экстенсиональное и интенсиональное значение слова. Осознание и выражение готовых мыслей с помощью языка
4.1. Фридрих Людвиг Готлоб Фреге (1848–1925). Экстенсиональное и интенсиональное значение слова. Осознание и выражение готовых мыслей с помощью языка Математик и философ. Ключевая фигура в создании современной математической логики. Свел арифметику к логике и тем самым
Д. Практические предложения
Д. Практические предложения Можно ли условия, аналогичные тем, что были созданы в трудовых общинах, создать в масштабах всего нашего общества – вот в чем вопрос. Цель состояла бы тогда в том, чтобы создать такое положение на производстве, при котором человек отдает свое
Философия языка Витгенштейна
Вы будете перенаправлены на Автор24
Лингвистическая философия Витгенштейна
Философия языка – это изучение языка с точки зрения его сущности, происхождения и выполнения им функций в человеческом обществе, в развитии культуры.
Значительный вклад в развитие философии языка принадлежит австрийскому философу и логику, Людвигу Витгенштейну. Он родился в Вене 26 апреля 1889 года. Являлся представителем школы аналитической философии. На Западе считается одним из выдающихся философом 20 столетия. Много лет преподавал в Кембриджском университете.
Для философии 20 столетия характерен лингвистический поворот, который по большей части был осуществлен благодаря аналитической философии языка, разработанной Витгенштейном. Его исследования были в центре философских изысканий того времени.
Самыми известными работами Людвига Витгенштейна считаются:
Первая работа считается результатом раннего периода творчества Витгенштейна, остальные – итогом позднего периода.
Ранний период творчества
В 1921 году Витгенштейн написал свою первую известную работу – «Логико-философский трактат», который можно назвать пособием по логическому позитивизму, то есть по неопозитивизму.
Структура «Трактата» состоит из 7 афоризмов, которые сопровождаются широкой системой поясняющих предложений. Содержание «Трактата» состоит из теории, которая предлагается философом как решение основных проблем философии через призму отношения языка и мира, являющиеся центральными понятиями всей философии Витгенштейна.
В «Трактате» язык и мир противоположны друг другу: язык отражает мир, благодаря идентичности логической структуры языка онтологической структуре мира. Мир представляет собой совокупность всех существующих фактов (а не объектов, как считается в большинстве философских школ). Объекты, обладая набором свойств (логической формой), вступают во взаимоотношения, и тем самым образуют простые или сложные факты.
Готовые работы на аналогичную тему
Простые факты в языке описываются простыми предложениями, которые являются простейшими языковыми единицами. Соответственно, сложными предложениями описываются сложные факты. Весь язык представляет собой полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Кроме того, язык допускает описание возможных фактов. Таким образом, язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. А предложения, которые нарушают законы логики или не относятся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными (например, метафизика, этика, эстетика).
Однако Витгенштейн вовсе не желал таким образом обесценить волновавшие его самого сферы, хотя он утверждал бесполезность в них языка. Свой « Трактат» По данной теме мы уже выполнили эссе Сочинение по тексту подробнее он закончил афоризмом «О чем невозможно говорить, о том следует молчать».
Этот последний постулат был негативно воспринят австрийскими философами, для которых «Трактат» стал настольной книгой. Они развернули программу, в которой «бессмысленное» стало тождественным «подлежащему элиминации». В главную очередь именно этот факт побудил Витгенштейна пересмотреть свою философию.
Поздний период творчества
В поздний период своего творчества мировоззренческие позиции Витгенштейна существенно изменились. Вышедшая в свет посмертно в 1953 г. работа «Философские исследования» предлагает новый подход к анализу языка. Этот подход нашел большое число сторонников среди современных философов, встал в центре курсов философии, преподающихся во многих современных английских университетах, и, тем самым, дал начало лингвистической философии.
В «Исследованиях» Витгенштейн подверг резкой критике «традиционное» понимание языка, которому он сам отдал дань в «Логико-философском Трактате».
В результате критического пересмотра своих старых идей Витгенштейн представил комплекс новых идей, заключающихся в понимании языка как подвижной системы контекстов, «языковых игр», в которых проявляются противоречия, связанные с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Поэтому в качестве задачи философии выдвигается прояснение правил употребления языковых единиц и устранение вышеупомянутых противоречий.
Скорее философию позднего Витгенштейна можно охарактеризовать не как теорию, а как совокупность методов и практик. По его мнению, только таким образом может выглядеть дисциплина, вынужденная регулярно адаптироваться к своему меняющемуся предмету.
Дело в том, что постулирование соответствия между именем и его значением не является очевидным. По мнению Витгенштейну, значение слова определяется не тем, что они обозначают, а их употреблением. Это связано с тем, что одно и то же слово в интерпретации разных людей может означать абсолютно разные объекты. Равнозначность слова и объекта выполнялось только в случае чего-то известного, устойчивого. Но как раз-таки не всегда объект известен людям.
Влияние идей Витгенштейна
Идеи Витгенштейна имеют большую значимость. Однако их толкование представляет большую трудность. Существует значительный разброс мнений и оценок по отношению как к его ранним трудам и воззрениям, так и к его позднему периоду творчества.
Вопросы и темы, которые были поставлены и развиты в трудах Витгенштейна, и предложенный им новый способ философствования во многом определили характер современной западной (в частности, англо-американской) аналитической философии. Были осуществлены попытки сблизить идеи Витгенштейна с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией. Современные западные публикации содержат многие тексты из его обширного рукописного наследия.
Творчество Витгенштейна можно охарактеризовать как масштабное и глубокое. Витгенштейн:
Однако имеются и критики идей Витгенштейна, которые ставят ему в вину неправильность сведения всей сферы человеческой жизни к языковой практике, пренебрежительное отношение знаний общества об объективной реальности как таковой и, как следствие этого, выражение агностических мнений, игнорирование связи между субъектом и объектом.
Ежегодным мероприятием стали Витгенштейновские симпозиумы, которые проводятся в австрийском городе Кирхберг-на-Векселе и собирают философов и ученых со всего мира.