современные дидактические концепции развивающее обучение личностно ориентированное образование
Современные дидактические концепции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Современные дидактические концепции начали развиваться в XX столетии. Такие концепции были ориентированы не только на развитие у учащихся теоретических знаний, но и на формирование их в качестве полноценных, всесторонне развитых личностей, наделенных творческими навыки, креативным мышлением, нестандартными трудовыми навыками.
Современные концепции включают в себя:
Концепции развивающего обучения
Развивающее обучение – это организация учебно-воспитательного процесса с ориентацией на развитие ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей и получение эффективной ответной реакции.
Отечественная педагогика имеет ряд разных концепций в направлении развивающего обучения:
Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Данная концепция возникла в конце 50-х годов XX столетия. В ней происходит сопоставление процесса обучения, его принципов и методов, соответствующих развитию ребенка, его возрастным этапам и индивидуальным особенностям. Занков рассматривал процесс обучения, как систему деятельности по передаче научной информации, практических навыков и раскрытии природных задатков, базирующуюся на следующих принципах:
Концепция развивающего содержательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Они рассматривали взаимосвязь между возрастным развитием ребенка и становлением его психики и соответствующей организации учебно-воспитательной работы, ориентированной на развитие у учащихся мышления, логики, навыков контроля поведения и определения возраста ребенка, ориентированного на решение специфических учебных задач. В основе развивающего обучения положена теория построения учебного процесса и ее субъекта при освоении теоретического материала за счет наличия навыков анализа, планирования и рефлексии.
Концепция Н.Н. Поспелова. Им было исследовано построение учебного процесса, ориентированного на развитие мыслительных операций, выступающих основой развивающего обучения. Он рассматривал ход развития любой мыслительной операции, как ряд стадий: стихийное – неосознанное совершение операции, полустихийное – выполнение операции с понимание того, как она совершается, но без понимания правил ее совершения и содержания, сознательное- осознанное выполнение операции, с пониманием ее сущности и правил выполнения. Поспелов выдвигает теорию о том, что в ходе обучения необходимо уделять особое внимание развитию навыков анализа и синтеза, которые развивают практические навыки деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Основы проблемного обучения
Проблемное обучение – это организация учебного процесса путем построения проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить в ходе освоения учебного материала посредством взаимодействия между педагогом и учащимися при максимизации их самостоятельного поиска решения проблемы.
Такое обучение направлено на интеллектуальное развитие учащихся и навыков саморазвития, самообучения и самосовершенствования. Активная поисковая деятельность при решении проблемных ситуаций способствует этим направлениям развития учащихся.
Проблемное обучение на практике реализуется по следующим направлениям:
Проблемное обучение способствует развитию логического и диалектического мышления учащихся, их творческих способностей и способностей принятия нестандартных решений.
Кибернетическая концепция обучения
Последователями данных теоретических разработок были ученые-педагоги С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц. Процесс обучения рассматривался ими, как способ передачи и переработки информационных ресурсов. В их теории происходит обоснование абсолютной роли учебной информации и технологий ее освоения, а соответственно абсолютизируется процесс усвоения знаний.
Организация процесса обучения базируется на информатизации общества и современных компьютерных технологиях. Логические связи, психическое развитие, личность отдельного учащегося с его индивидуальными параметрами развития вообще не учитывается, поскольку не считается значимой. При разработке методики обучения в расчет берется только теория информации и информационных систем, а также кибернетические закономерности передачи информации.
Таким образом, процесс обучения является полностью зависимым от информационного пространства. Информация и законы ее функционирования лежат в основе всех направлений развития общества, в том числе и системы образования.
Личностно-ориентированное обучение
Технология личностно-ориентированного обучения.
В своей педагогической деятельности учитель сталкивается с проблемами:
* на уроке ученики выполняют задания в разном темпе;
* одинаковые задания для одних учеников бывают лёгкими, а для других трудными;
* в классе есть ученики, которым нравятся задания повышенной сложности, где надо исследовать явления, есть ученики, которые любят творческие задания;
Идеей данной педагогической технологии является утверждение, что индивидуальный подход есть необходимый фактор развития индивидуальности. Развитие способностей эффективно, если мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен.
В начале 30-х годов Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выгодского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий. Технологии Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Г.К.Селевко, И.С.Якиманской.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:
-технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
-адаптивная система обучения А.С.Границкой;
-обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова, Селевко Г.К.
Система работы педагога.
Личностно-ориентированное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:
1) учитель взаимодействует с одним учеником;
2) один учащийся взаимодействует со средствами обучения (книги, компьютер, алгоритм действий и т.п.).
3) развитие индивидуальности каждого ребенка
Главным достоинством индивидуализированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять задания в оптимальное для себя время, что позволяет достигать успешных результатов обучения.
Индивидуальный подход – это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
· Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
· Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
· Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
· Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
· Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Концепции индивидуализированного обучения.
· В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
· В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80% времени учитель может уделить для индивидуальной работы с учениками.
· Развитие способностей эффективно, если давать ученику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен.
· Индивидуальный подход является необходимым фактором формирования индивидуальности.
· Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
· Предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей школьников, которые следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы, особенности психического развития (память, мышление, творческие способности).
Особенности содержания и методики.
· Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, планирование к индивидуальной самостоятельной работе, индивидуальные задания по критической, учебной, справочной литературе, составление учениками своих проектов.
· Использование обобщенных схем, алгоритмов, дифференцированных заданий.
· Индивидуальное планирование деятельности отдельных учеников, которое позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, их творческому развитию.
Особенности технологий личностно-ориентированного обучения.
· Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
· Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях умениях и навыках.
· Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
· Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
· Формирование общеучебных умений и навыков.
· Формирование адекватной самооценки учащихся.
· Использование технических средств обучения.
Ребенок живет своей полноценной жизнью. Каждый ребенок – индивидуальность.В школе он ученик. Но школа – это часть жизни ребенка, поэтому урок должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и учитывать все многообразие человеческой деятельности: интеллектуальное, эстетическое, нравственно-психологическое.
Учитывая возможности, способности и интересы каждого ученика, личностный подход и индивидуальная деятельность помогают развивать творческую, самостоятельную, активную личность. Использование современных образовательных технологий ( личностно ориентированного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, игровых технологий) повышают эффективность урока.
Реферат: Личностно-развивающее образование в современной педагогике
Название: Личностно-развивающее образование в современной педагогике Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат Добавлен 00:53:46 22 ноября 2010 Похожие работы Просмотров: 588 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |