согласно психоаналитической теории какая часть разума соответствует сознанию
Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут
Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психологии психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.
Как появился психоанализ?
В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.
Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.
Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.
В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.
Базовые идеи психоанализа
Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.
Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.
Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:
Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.
Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:
Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.
Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.
Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:
Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.
Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:
Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.
Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».
Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.
Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами, такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.
Краткое резюме
Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:
Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.
Психодинамическая теория (психоанализ) З. Фрейда
Пожалуй, не одна из теорий личности не была так широко известна, как психодинамическая теория (психоанализ), которая вышла далеко за пределы психологической науки и повлияла не только на развитие психологии, но и социологии, медицины, культуры, искусства 20 века. Её основоположником был австрийский учёный, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).
Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении. По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное. Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).
Структурная модель личности по Фрейду
Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).
Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.
Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.
Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни
Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?
Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.
По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.
Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание – это вершина, предсознательное и бессознательное – это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.
Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек
Стадии развития личности по Фрейду
Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).
Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.
Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.
Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.
Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.
Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты
Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.
Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.
Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.
Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично
Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.
Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.
Мнение
Вначале, как положено, о хорошем. Безусловно, заслуги З. Фрейда в области психотерапии и психологии велики. Он первым создал развёрнутую теорию развития личности, создал оригинальный метод лечения невротических расстройств, на основе самоанализа разработал систему клинических наблюдений, обосновал и ввёл в практику свою методику исследования психических процессов, которые невозможно было изучить в то время другими способами. Открыл то, что находится за пределами нашего сознания. Но!
Не все исследования Фрейда получили научное признание, хотя его идеи нашли своё воплощение в практике и привлекли внимание многих учёных. Но как отнестись к стадиям развития личности (оральная, анальная, фаллическая и др.)? Как отнестись к Эдипову комплексу и Электры? Так и хочется задать вопрос Великому Сигизмунду Шломо Фрейду: «Вы это серьёзно?» Получается, что без сексуального влечения, даже у детей, никакого личностного развития? Ой ли? Может поэтому лечение ребёнка не дало результата и врач работал только со взрослыми? А может во всём виновато биполярное расстройство учёного?
Добавить комментарий Отменить ответ
Авторские права
Блог создан в 2008 году. За время работы написано более 350 статей на психологическую таматику. Авторские права полностью защищены. Копирование и любое использование информации — только с согласия автора.
Email: info@sherbakova.com
Адрес: 115035, г. Москва, Овчинниковская наб., 6 строение 1, ст. м. Новокузнецкая
Разделы
Новостная рассылка
СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных
Я, субъект персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку персональных данных, указанных мной в форме на сайте в сети «Интернет», владельцем которого является Оператор.
Под персональными данными субъекта перональных данных понимается нижеуказанная общая информация: ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.
Принимая настоящее Соглашение, я выражаю свою заинтересованность и полное согласие, что обработка персональных данных может включать в себя следующие действия: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).
Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставленная информация, является полной, точной и достоверной; при предоставлении информации не нарушается действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц; вся предоставленная информация заполнена мною в отношении себя лично; информация не относится к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информация не относится к информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, не относится к информации о состоянии здоровья и интимной жизни.
Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.
Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.
Психоаналитическая теория: основные принципы, этапы развития
Психика человека и психология — сложные области изучения, особенные в своем индивидуализме. Но учеными выведены основные положения, касающиеся развития психики в определенные периоды жизни. Сегодняшние психоаналитики, врачи-психиатры и психотерапевты оперируют таким знанием, как психоаналитическая теория, основные моменты которого и рассматриваются ниже.
Истоки психоанализа
Человека издавна интересовало, как, каким образом, почему люди индивидуально относятся к окружающей их действительности, пытаясь воздействовать на нее и воспринимать ее в соответствии со своими особенностями личности. Психология как наука появилась в практике изучения человека более 1000 лет назад. Но по своему развитию эта отрасль медицины стоит лишь на начальном этапе своего развития. Основа психологии — философия, объединенная сотнями лет практических исследований человека. Как наука психология тесно переплетается практически с любой другой наукой, которая подвластна человеку. Но такая связь имеет двойственный характер, ведь сама психологи развивается в двух направлениях — как прикладная наука и как область изучения психической деятельности человека как индивида и как компонента социума. С античных времен психология была больше философским направлением, лишь к 19-му веку обретая черты прикладной науки.
Основные этапы становления науки о психическом развитии личности
Психология сегодня имеет прикладное значение как область медицины, философии, педагогики, других наук. Психоаналитические теории развития имеют особое значение в работе с индивидуумом. Каждая такая теория имеет свои нюансы объяснения сложившейся личности и разработана тем или иным специалистом. Но история этой работы протекала в несколько этапов. Самый известный человек, чье имя связано с изучением психических особенностей личности, — Зигмунд Фрейд. Но исследования этой грани человеческого индивида, родственные концепции психоанализа, предложенного Фрейдом, развивались и ранее 19-го века. Сам будущий всемирно известный психолог, невролог и психоаналитик стажировался в клинике Сальпетриер в Париже у невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко, глубоко изучающем нейропсихиатрическое расстройство парез, как последствие сифилиса. В 1985 году в свет выходит работа Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера «Исследования истерии», в которой обосновывается происхождение истерии на подавленных воспоминаниях о каких-либо неприятных для пациента ситуациях, чаще всего основанных на сексуальных ассоциациях. Такое воззрение на одну из психических особенностей личности привело к тому, что от Фрейда отвернулось большинство научной элиты, выставившей начинающего психоаналитика обычным шарлатаном.
В этот же период будущий психоаналитик пытается сформулировать, выстроить в логическую цепочку нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов. Эта работа осталась незавершенной, а мир узнал о ней только после смерти ученого. Затем Фрейд заинтересовался символикой сна, итогом этих размышлений стала гипотеза о том, что бессознательное, на котором и основывается сюжет сновидений, является «первичным процессом», так как обладает концентрированным и символическим содержанием. «Вторичный процесс», напротив, основан на логическом, осознанном содержании. Эта гипотеза стала основой монографии «Толкование сновидений», опубликованной Фрейдом в 1900 году. Особенностью этой работы психолога, которая нашла свое развитие в последующей работе, стала 7 глава. Здесь описана ранняя «топографическая модель» — из-за социальных сексуальных запретов неприемлемые сексуальные желания выдавливаются в систему «бессознательного», что становится основой тревожности личности.
В нашей стране повсеместное увлечение психоанализом пришлось на 20-е годы 20-го века. Тогда в Москве был открыт Государственный психоаналитический институт. Но постепенно психоанализ перестает быть направлением науки, повергаясь гонениям. Лишь в конце столетия эта область исследований человека вновь обрела жизнь в отечественной психологии и психиатрии. В настоящее время направления психоанализа стали неотъемлемой частью медицинской практики, а сама теория постоянно дополняется новыми теоретическими разработками. Психологи объединяются по всему миру для качественных научных исследований психики человека. так, к примеру, проблемами психоанализа занимается Международная психоаналитическая ассоциация, насчитывающая около 12 000 членов. Современная психология оперирует не одной школой психоанализа, ведь ученики и последователи Фрейда организовали свои школы и направления изучения этой сферы науки, например, Юнг, Фромм, Адлер.
Те, кто пошел дальше
Психоаналитическая теория З. Фрейда — основа одного из направлений в психологии и психиатрии. Но и сам психоаналитик модулировал свою теорию, и его последователи вкладывали в научное понятие собственное видение проблемы. Наиболее известны работы учеников Фрейда — Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, а также неофрейдистов — Гарри Стек Салливан, Эрих Зелигман Фромм, Карен Хорни. На основе работы самого Фрейда и его последователей в формировании принципов психоанализа были созданы несколько направлений этого учения. Они таковы:
Каждая из выше перечисленных школ имеет свои нюансы в обосновании развития психики индивида. Основные психоаналитические теории — от классики до неоразработок — говорят о своем видении проблемы психоанализа. Особенности направлений или дополняют истоки или же противоречат друг другу. Помимо классического психоанализа, разработанного Зигмундом Фрейдом, популярна как в практике, так и в теоретическом изучении психоаналитическая теория Юнга. Она дополняет работу Фрейда наличием коллективного бессознательного как дополнения и продолжения бессознательного индивидуального.
Алгоритм психоанализа по Фрейду
Классическая психоаналитическая теория, автор которой всемирно известный психоаналитик З. Фрейд, предполагает работу по определенному алгоритму. методика была разработана на основе длительной, многолетней работы психоаналитика и его учеников. Психоанализ строит на следующих этапах работы с пациентом:
Результатом работы психоаналитика должна стать перестройка психики пациента. Эта техника была разработана и применялась на практике самим Фрейдом и его последователями. Как говорил основоположник учения, в его практике было более 4 десятков клинических случаев психоанализа. Широко известны 5 из них, каждый из которых связан с тем или иным проявлением психического расстройства личности. Психоаналитическая теория развития личности используется как основа и в современной практике, но имеет множество дополнений и нюансов, разработанных как последователями Фрейда, так и его противниками в вопросах психоанализа как такового. Для многих выдвинутая неврологом-психоаналитиком теория является абсолютно неприемлемой, кто-то воспринимает ее безоговорочно, для других же она стала источником для продолжения процесса развития личности.
Теория о структуре личности
Психоаналитическая теория З. Фрейда в 1923 году обрела достаточно четкую структуру. По мнению психоаналитика, психиатра и невролога, личность каждого индивида состоит из трех компонентов:
Создание структурной модели психоаналитической теории было огромным продвижением вперед данного направления психологии и психотерапии, позволив расширить и спектр психических отклонений и инструментов для их терапии. Нюансом этой сферы изучения психики индивида стала довольно свободная интерпретация ее аспектов даже сами Фрейдом, не говоря уже о его учениках, последователях и оппонентах. Автор психоаналитической теории развития не успел закончить работу над ее полным структуру по все тем. Его последователи внесли в уже имеющиеся наработки свои новшества.
Основные положения анализа психологического состояния личности
Используемая в практике психиатрии и психологии психоаналитическая теория в своей основе содержит следующие положения:
Автор психоаналитической теории развития З. Фрейд считал, что суть помощи специалиста состоит в осознании бессознательного — как освобождение от влияния бессознательного материала.
Самозащита
Психоаналитическая теория личности Фрейда описывает механизмы защиты, при помощи которых психика человека справляется с теми или иными потенциальными проблемами.
Но не только психоаналитическая теория развития З. Фрейда содержит в себе описание защитных механизмов психики. Другие психоаналитики, развивая теорию Фрейда или же разрабатывая собственные проекты, расширяли список самозащиты психики индивида, который на данный момент включает в себя около 30 позиций.
Этапы психосексуального развития
Особое место в психоаналитической теории отведено психосексуальному развитию. Он получило объяснение на основе изменений в биологическом функционировании индивидуума, происходящих с его взрослением. Каждый этап развития имеет четкие временные рамки, а опыт, полученный на каждом временном этапе, сказывается на характере, ценностях и чертах личности. Автор психоаналитической теории детского развития Зигмунд Фрейд выделил пять этапов психосексуального развития ребенка, называемых фазами:
Грани характера
Психоаналитическая теория развития Фрейда, определяя этапы психосексуального развития, останавливает внимание психологов и на характере каждого человека, связывая его с той или иной фазой взросления личности. Последователи психоанализа Фрейда развили концепцию характерологических типов, связывая черты личности с определенными этапами психосексуального развития. Отто Фенихель — психоаналитик, известный своей концепцией развития неврозов, определил несколько типов характера:
Особенности того или иного типа Фрейдом, Фенихелем и другими психоаналитиками позиционируются как связь с особенностями развития и воспитания ребенка. Все психоаналитические теории развития в той или иной степени основываются на работах Фрейда, учитывая фазы психосексуального развития ребенка от момента рождения до пубертатного периода, оказывающих самое непосредственное влияние на его характер.
Детство как основа взросления
«Все мы родом из детства» — эта знаменитая фраза великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери правильно раскрывает воспоминания человека и его отношение к окружающей действительности с момента взросления до смерти. Психоанализ говорит о том же не так романтично, разделяя фазы детства в соответствии с основными моментами развития на каждом возрастном этапе. Автором психоаналитической теории детского развития является немецкий невролог, психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд. Именно в его работах была структурирована психика и доказано, что основное влияние на развитие человека оказывает другой человек, непосредственным образом связанный с воспитанием и обучением растущей личности. Работу Фрейда в этом направлении продолжила его дочь Анна. Особенностью ее работы было решение о том, что результатом конфликта между внутренними инстинктивными влечениями ребенка и ограничительными требованиями к нему внешнего социального окружения становятся грани характера индивида. Детская психика развивается как следствие постепенной социализации ребенка, причем на каждом периоде усваивается понятие о том, что желаемое удовольствие не всегда совпадает с реальными требованиями социума. Задача родителей и воспитателей, а также учителей способствовать более сглаженному восприятию реальности, качественно донося до ребенка определенные требования и прививая навыки жизни в обществе таким образом, чтобы психика ребенка не страдала от несоответствия «хочу» и «можно».
Психоаналитическая теория развития человека — длительная, по сей день не прекращающаяся работа психологов, психиатров, психоаналитиков. Научное начало было дано Зигмундом Фрейдом, продолжено его учениками и последователями. Сегодня много споров вызывают некоторые аспекты этого учения, но во многих методиках работы по выявлению и лечению психических отклонений и заболеваний теория психоанализа успешно применяется.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов