согласно мифу правителем крита в древности был

Тест по истории Древнего мира Древнейшие государства Греции: Крит и Микены 5 класс

Тест по истории Древнего мира Древнейшие государства Греции: Крит и Микены 5 класс с ответами. Тест состоит из 7 заданий.

1. Согласно мифу, правителем Крита в древности был

1) Тесей
2) Эгей
3) Минос
4) Зевс

2. В древнейших греческих городах-государствах власть принадлежала

1) сенату
2) сатрапам
3) императорам
4) царям

3. Какие находки учёных-археологов оказались связаны с мифом о Минотавре, послужили его подтверждением? Укажите два положения.

1) изображения быка на фресках Кносского дворца
2) мощные крепостные стены вокруг дворца в Кноссе
3) портреты Ариадны и Тесея на стенах дворца
4) множество помещений и сложная планировка Кносско­го дворца

4. По мнению учёных, Критское государство пришло в упадок в результате

1) вторжения троянцев
2) войны с Микенами
3) извержения вулкана и землетрясения
4) завоевания финикийцами

5. Какие два из приведённых названий принадлежали древним греческим племенам?

1) ахейцы
2) дорийцы
3) финикийцы
4) ливийцы

6. Какой город-государство Древней Греции назывался за его могущество и богатство «златообильным»?

1) Дельфы
2) Троя
3) Спарта
4) Микены

7. Что произошло после вторжения в Грецию дорийских племён?

1) были уничтожены достижения ахейской эпохи
2) греческие города достиг ли более высокого уровня развития
3) началась Троянская война
4) города-государства объединились в одно царство

Ответы на тест по истории Древнего мира Древнейшие государства Греции: Крит и Микены 5 класс
1-3
2-4
3. 14
4-3
5. 12
6-4
7-1

Источник

Критский царь Минос: истории, легенды, описание дворца

согласно мифу правителем крита в древности был. Смотреть фото согласно мифу правителем крита в древности был. Смотреть картинку согласно мифу правителем крита в древности был. Картинка про согласно мифу правителем крита в древности был. Фото согласно мифу правителем крита в древности был

Крит у туристов и самостоятельных путешественников в первую очередь ассоциируется с лабиринтом Минотавра. Но мало кто знает о его создателе. Имя этого царя дало название целой цивилизации, и ассоциируется с местной мифологией. А звали этого царя Крита Минос, человек, который построил не только известный лабиринт, но и самый большой для своего времени дворец.

История царя Миноса

Мо мифологии будущий царь Крита Минос появился на свет из-за любви бога Зевса к финикийской царевне Европе. Он отнес ее на остров, где в результате появились на свет кроме будущего правителя еще Радамант и Сарпедон. На самом деле это дети критского крестьянина Зевса Астерия (Звездного) и Европы. Т.е. изначально Миносу была уготована участь правления.

согласно мифу правителем крита в древности был. Смотреть фото согласно мифу правителем крита в древности был. Смотреть картинку согласно мифу правителем крита в древности был. Картинка про согласно мифу правителем крита в древности был. Фото согласно мифу правителем крита в древности был

Во многих легендах и мифах царь представлен тираном, угнетателем ближайших земель и государств. Но фактически Минос для Крита – это первый правитель, сделавший свою страну одной из сильнейших в регионе. Первое – он сумел сформировать крупнейший флот в Средиземном море, чему положил конец пиратству. Благодаря этому торговля в регионе выросла, что начало приносить дивиденды.

Второе – Минос был почитателем искусств и ремесел. До сих пор не закончены раскопки его минойского дворца. Знаменитый изобретатель Дедал, отец Икара, был приглашен на Крит после его изгнания из Афин. Фактически царь был покровителем искусств, о чем свидетельствуют результаты раскопок.

Интересные факты о царе Крита Миносе из мифов и легенд:

Столь бурная деятельность стала причиной появления многих мифов им легенд. Но главным является дань, в виде 7 юношей и девушек, которые по требованию Миноса каждый год оставлялись на Крит из Афин. Причина – убийство сына царя Андрогея после победы на олимпийских играх в Афинах.

Минойская цивилизация

По утверждению некоторых археологов Минойская цивилизация была первой в этом регионе. Она дала начало эллинский культуре. Причина – стратегически важные тяговые пути, проходящие через Эгейской и Средиземное море. Крит стал перевалочным пунктом в этой торговой цепочке. Благодаря действиям Миноса на острове быстро сформировалась культура, начался расцвет ремесел.

согласно мифу правителем крита в древности был. Смотреть фото согласно мифу правителем крита в древности был. Смотреть картинку согласно мифу правителем крита в древности был. Картинка про согласно мифу правителем крита в древности был. Фото согласно мифу правителем крита в древности был

Важно, что изначально жители Крита не являлись греками. Это отдельная этнографическая группа, о возникновении которой спорят до сих пор. Она дала толчок в развитии остальной культуре Греции. даже после номинального поражения Крита столицей государства оставался город Кносс. Только позже она была перенесена в Микены.

Как деятельность царя Крита Миноса отразилась на культуре всей Греции:

По отзывам туристов и фото раскопок дворца можно судить о величии этой цивилизации. И хотя мифы представляют Миноса на Крите некий деспотом, он действовал только в интересах своего государства. Усиление влияния в регионе, рост уровня жизни населения острова, новые ремесла и изобретения – это причины успеха Крита на древней эллинской политической арене.

Достопримечательности

Туристы и самостоятельные путешественники могут посетить раскопки Минойского дворца. Он расположен рядом с поселком Малия. Проехать сюда можно самостоятельно на арендованной машине, такси или автобусе. Альтернатива – заказ групповой или индивидуальной экскурсии. Эта достопримечательность работает с 8:00 до 15:00. Вход – 4 Евро. Рекомендуется посещение с русскоговорящим гидом, который сможет рассказать интересные факты, в том числе о царе Крита Миносе, основателе этого дворца.

согласно мифу правителем крита в древности был. Смотреть фото согласно мифу правителем крита в древности был. Смотреть картинку согласно мифу правителем крита в древности был. Картинка про согласно мифу правителем крита в древности был. Фото согласно мифу правителем крита в древности был

Первые археологические раскопки в этом месте начались еще в 1915 году. Общая площадь дворца составляет 7,5 тыс. м². Большая часть территории закрыта для посещения, так как там до сих пор проводятся археологические работы. для туристов и гостей комплексов создан несколько пеших маршрутов. Информационные таблички на греческом и английском языке.

Интересные факты о минойском дворце:

На территории дворца можно увидеть старинные фрески, в том числе изображающие царя Крита Миноса. Поселиться можно в гостиницах, расположенных рядом. В отзывах туристов отель Minos Hotel 3* описывается чаще всего. В рейтинге местных гостиниц он занимает хорошее место. Есть собственный пляж. На фото видно, что на территории гостиницы есть бассейн, места для спокойного отдыха. Просторные номера, можно забронировать люкс или стандартные апартаменты.

Источник

Минос и Дедал. Миф об афинской культурной экспанси

Давно замечено – история это то, о чём написано в книгах. Древняя история Крита служит печальным подтверждением этого тезиса. Могучая цивилизация, существовавшая 1600 лет (приблизительно с 3000 по 1400 гг. до н.э.), не оставила после себя ни письменных литературных памятников ни устного предания, и практически стёрлась из людской памяти. Это, в самом деле, удивительно, поскольку в период своего высшего расцвета в 1600-1400 годы Крит наряду с Египтом был важнейшим торговым и политическим центром всего Средиземноморья. О силе критян свидетельствует тот факт, что богатые критские города даже не имели крепостных стен. Очевидно, что военная мощь Крита и его варварских соседей были несопоставимы. Скудные упоминания о богатых дворцах и могучих правителях этой страны дошли до нас в виде легенд и преданий другого народа, который принял от древних критян эстафету цивилизации – от древних греков. Греческие племена появились на исторической арене значительно позже критян. Они волнами накатывали на территорию Балкан в течение 2500-2000 годов до н.э., пока не заняли большую часть полуострова. В отличие от критян, греки донесли до нас свою историю и мифологию, и тем самым надолго обрели славу самой ранней цивилизации бронзового века в Европе.

Извержение вулкана, сопровождавшееся землетрясениями и огромными волнами, было катастрофой планетарного масштаба, повлиявшей даже на глобальный климат. Туча пепла была отнесена на юг и была столь огромной, что накрыла почти весь Египет. Последствия этого извержения описано в Библии как «казни египетские». В частности фраза « и воды рек стали красными» полностью соответствует действительности – по всей территории Нижнего Египта в слоях, относящихся к этому периоду, сохранилась тонкая красноватая прослойка вулканического пепла, содержащего много оксида железа.

Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что падение критской цивилизации хронологически совпало с расцветом Микен, которые хотя и отличались культурным своеобразием, испытали на себе явное влияние критского стиля. Очевидно, что не в последнюю очередь расцвет Микен был вызван притоком огромного количества награбленных богатств и искусных рабов-ремесленников, захваченных на Крите. Власть на острове перешла в руки греков и других народов, которые и основали там свои династии. Грубые и воинственные завоеватели унаследовали лишь материальную культуру критян, но утончённый дух минойской цивилизации исчез навсегда.

Итак, согласно греческой мифологии самым могучим критским правителем был царь Минос, правивший в Кноссе. Некоторые историки утверждают, что Минос правил в XV веке до н.э. и его гибель совпала по времени с крушением минойского мира. Однако для подобных заявлений нет никаких оснований. Из мифов мы знаем, что Минос был современником Тезея, Геракла и Эдипа, а, значит жил за два поколения до Троянской войны, то есть в начале-середине XIII века. К этому времени исконная критская цивилизация уже давно ушла в небытие.

По легенде Минос был одним из сыновей Зевса и похищенной им Европы. Создатели мифа описывают Крит того времени, когда на него прибыли Европа и Зевс, как дикий остров, жители которого ютились в пещерах и дебрях кипарисовых лесов и не знали ни закона ни справедливой власти. И это в то время, когда в Элладе, дескать, процветали города, а права их жителей были защищены законами! Неужели греки, сочинявшие миф не знали о древней критской цивилизации, которая была намного старше их собственной? Очень трудно в это поверить, особенно зная о том, что вазы, кинжалы и статуэтки критской работы очень ценились в Элладе именно благодаря их невероятной древности. Скорее сочинители решили поднять собственный статус за счёт забвения древних критян, которые уже ничего не могли возразить. Впрочем, эта печальная картина критского запустения вполне соответствовала тому хаосу, который воцарился на острове после крушения минойской цивилизации.

Мифы явно указывают на греческое происхождение новых правителей Крита и почти ничего не говорят о древнем населении острова. После того, как Зевс, бросив Европу с детьми, удалился по своим божественным делам, её взял в жёны критский царь Астерий, внук легендарного Дора, который привёл на Крит армию эолийцев и пеласгов (о том, с кем воевала эта армия, миф скромно умалчивает). За одно, Астерий усыновил Миноса и двух его братьев. Как бы то ни было, правителем, принесшим на Крит закон и порядок, стал именно Минос. Согласно одному из вариантов этой истории, он на девять лет удалился в пещеру, где ему неоднократно являлся его божественный отец Зевс, и вышел оттуда с девятью скрижалями, на которых были высечены первые в Элладе письменные законы.

По другой версии Минос захватил власть на Крите после смерти Астерия в борьбе со своими братьями. Основным аргументом его притязаний стало утверждение, что любая его просьба немедленно исполняется. При большом скоплении народа он возвёл на берегу алтарь для Посейдона и попросил, чтобы из моря вышло жертвенное животное. К всеобщему изумлению, из моря вышел ослепительно белый бык, которого Минос, поражённый его красотой, не решился принести в жертву, а отправил пастись со своими стадами, чем, говорят, очень обидел бога морей. Право Миноса на трон было признано, и он воцарился, женился на дочери титана Гелиоса Пасифае и жил долго и счастливо, пока на остров не прибыл замечательный афинский мастер Дедал.

Если личность Миноса окутана туманом легенд и преданий, то Дедал особых сомнений в своём существовании не вызывает. Даже через полтора тысячелетия после его смерти в некоторых храмах Эллады, Крита и Сицилии сохранялись выполненные им в едином узнаваемом стиле деревянные и мраморные скульптуры. Само имя Дедал, очевидно, было прозвищем, поскольку «дедалами» в давние времена назывались грубо вытесанные из дерева статуи богов. Очевидно, что это прозвище дали мастеру афиняне за его искусство в ваянии. Сам Дедал происходил из царского афинского рода Метеонидов и по легенде был изобретателем плотницких инструментов (это утверждение очень позабавило бы древних шумеров и египтян). Его изгнали из Афин за убийство своего племянника Калоса (называют так же имя Талос и Пердикс). История эта тёмная. Некоторые источники утверждают, что Дедал завидовал Калосу, поскольку тот был более искусен в ремёслах, а другие скупо намекают, что Калос был убит Дедалом за кровосмесительную смесь с его сестрой.

Согласно мифу Дедала охотно приютили в Кноссе при дворе Миноса, где он создал множество деревянных скульптур и даже основал нечто вроде академии художеств. По крайней мере, высокое искусство критских резчиков по дереву традиция объясняет именно его влиянием.

В какой-то мере миф о Дедале переворачивает историю с ног на голову. По этому мифу получается, что не греческое искусство стало наследницей критского, а наоборот – цивилизованный афинянин принёс светоч культуры на дикий Крит. Это кажется особенно забавным, если вспомнить, что Афины до правления Тезея, по сути, были лишь посёлком паломников вокруг жертвенника Афине, установленном на Акрополе ещё пеласгами (коренным населением Аттики), а Крит был могучей и развитой цивилизацией задолго до появления греков в Средиземноморье. Но историю писали греки, а не критяне, а миф о Дедале не просто греческий, но явно афинский, записанный лет через 700 после описываемых событий. А уж афиняне никогда не страдали избытком скромности.

Итак, Дедал обосновался на Крите, женился и у него родился сын Икар. И всё было бы прекрасно, если бы обиженный на царя Кносса Посейдон не внушил царице Пасифае страсть к тому самому белому быку, с появления которого и началось царствование Миноса. Согласно мифу Дедал по просьбе Пасифаи создал искусственную корову, поместившись в которую царица смогла удовлетворить свою страсть. Результатом этого события стало рождение человека с бычьей головой, Минотавра, которого поселили в Лабиринте, выстроенном Дедалом, и кормили человечиной, в частности юношами и девушками из Афин, которых раз в десять лет присылали на Крит в виде дани.

Что касается человеческих жертвоприношений, то они возродились на Крите после ужасной природной катастрофы, погубившей минойскую цивилизацию, и были призваны задобрить богов. У критян не было касты жрецов, а важные государственные обряды совершал сам царь или его сын. Вполне возможно, что человеческое жертвоприношение осуществлял сын царя, надевший на себя маску быка, что и породило легенду о Минотавре. Интересно, что Лабиринт в кносском дворце, в самом деле, существовал. Это была целая система комнат, коридоров и переходов, в которых было очень легко заблудиться, но он, как и весь дворец, был построен задолго до Миноса и Дедала.

Дальнейшая история хорошо известна. Разъярённый Минос заточил Дедала и его сына Икара в темницу (по другой версии в Лабиринт), откуда им удалось бежать. Историю со знаменитыми крыльями, которые якобы придумал Дедал, серьёзные античные историки даже не упоминали. По их общему мнению, Дедал с Икаром покинули Крит на двух маленьких лодках. Неопытный Икар не справился с управлением парусом, его лодка перевернулась, а сам он погиб. Впрочем, вполне возможно, что пытливый ум Дедала мог прийти к идее крыльев и даже испытать их, что и отложилось в народной памяти. Другое дело, полёт никак не мог быть удачным, поскольку в те времена ещё не было лёгких и прочных синтетических материалов, используемых в современных дельтапланах. Однако сама идея полёта, высказанная на заре человеческой цивилизации не может не вызывать восхищения.

Сам Дедал благополучно добрался до Сицилии и получил убежище в городке Камик у тамошнего царя Кокала. За короткое время он расположил к себе и самого царя, изваяв для него несколько статуй, и его дочерей, создав для них искусные механические игрушки. Тем временем царь Минос отправился с флотом на поиски беглеца. До него дошли слухи, о том, что Дедал укрылся на Сицилии. Когда он прибыл в Камик, царь Кокал решил не выдавать Дедала. Он предложил Миносу, как дорогому гостю, принять ванну с дороги и приказал заменить в кувшине холодную воду, которой было принято обливаться после горячей ванны на кипяток. Минос вылил его на себя и умер на месте, а его свите сообщили, что он оступился и упал в чан с горячей водой.

На этом собственно и заканчивается эта история. Дедал прожил ещё много лет и изваял немало статуй. Крит после гибели Миноса снова на долгие века пришёл в упадок и запустение, а после нескольких столетий войн, переселений народов и экономического хаоса над Элладой взошла звезда Афин, ставших не только важнейшим политическим и экономическим центром, но и культурной столицей всего Античного мира. Тогда и эта давняя история о Дедале и Миносе обрела важное политическое значение. Ведь с её помощью афиняне могли претендовать на культурное превосходство в эллинском мире с самых давних легендарных времён. А что же древняя критская цивилизация, давшая толчок всей греческой культуре? Ей не нашлось места в официальной афинской историографии. По этой причине в античном мире Афины без труда обрели славу родины всех искусств и ремёсел, а как оно там было на самом деле, уже никого не интересовало.

Источник

Древний Крит. История и мифы

Еще в эпоху классической античности греков удивляло странное несоответствие огромного значения Крита в мифологии и его реального состояния скромной провинции. Скажем, встречались афиняне и критяне где-нибудь в Олимпии, и начинался извечный спор: «Ну что там у вас на Крите, все коз пасете?», «Сами вы коз пасли, кода мы владели морями. Забыли, как вы нам дань платили?», «Кому это вам? Козопасам?», «Царю Миносу!», «Ну как же помним, помним. Это ведь вас наш Дедал научил пилой пользоваться», «Когда ваши Афины еще деревней были у нас по всему Криту стояли дворцы в пять этажей, а одних кораблей было три тысячи». «Ну и где эти ваши дворцы, где флот? Правильно говорят, что все критяне лжецы!».

Критянам возразить было нечего. Ни флота, ни дворцов у них, в самом деле, не было. Но по всему острову были отличные мощеные дороги, неизвестно кем, когда и для чего построенные. И это было очень странно. А еще были мифы: о царе Миносе, о критском быке, о Тезее и Минотавре. В них Крит был могучей морской державой, от которой странным образом не осталось вообще ничего. Это несоответствие смущало не только древних греков, но и археологов ХIХ века. После того как Генрих Шлиман раскопал Трою, Микены и Аргос стало понятно, что греческие мифы это не выдумки и за ними стоит какая-то реальная история. А, значит, и на Крите можно раскопать что-то интересное. Тем более что египтологи благодаря Шампольону научились читать иероглифы и обнаружили множество записей, где упоминался большой остров Каптара, заселенный народом кафтиу. И этот остров был важным торговым партнером Египта еще в те времена, когда не существовало ни Афин, ни даже Микен.

Шлиман внимательно изучил мифы и сделал вывод, что легендарный город Кносс и дворец царя Миноса должен был находиться где-то неподалеку от города Ираклион. Исследуя его окрестности, он обнаружил холм, на месте которого по всем признакам и должен был быть дворец. Земля эта находилась в частной собственности. Шлиман попытался купить ее, но переговоры закончились неудачей. Сначала хозяин запросил слишком высокую цену, потом приписал к списку продаваемого имущества полторы тысячи несуществующих оливковых деревьев. Шлиман разозлился и сделка не состоялась. Эту землю позднее купил британский археолог Артур Эванс. И то, что он обнаружил, повергло историков в шок. Он раскопал развалины огромного дворца, в котором было свыше трехсот помещений. Стены его были украшены прекрасными фресками. Во дворце имелся тронный зал, место для игр и религиозных церемоний, огромное количество складов и мастерских, но самое удивительное – в жилых комнатах имелся водопровод и ванны, очень похожие на современные. Это было не просто здание, это был фактически целый город. На Крит ринулись другие археологи и в тех местах, где согласно древним мифам находились города Фест, Закрос, Тилисса, Кидония, Маллия они обнаружили разрушенные дворцы, прекрасную керамику, цилиндрические печати, статуэтки, украшения, большие топоры с двумя лезвиями, глиняные таблички с загадочными письменами, медные и бронзовые слитки. Все указывало на существование очень древней высокоразвитой цивилизации с самобытной культурой и религией. И эта цивилизация не была греческой.

За десятилетия упорной работы археологов история Крита постепенно стала проясняться. Заселение острова началось еще в эпоху неолита, как минимум с 6100 года до нашей эры. Откуда пришли эти люди неизвестно, но их материальная культура отличалась от той, что была в Европе или Малой Азии. Критяне строили дома из обожженного кирпича с плоскими крышами из тростника, обмазанного глиной, похожие на те, что строили жители северной Месопотамии и Армянского нагорья. Начиная с 5100 года до н.э. на острове появляются первые города с большими домами из нескольких комнат, с мощеными дворами и большими очагами. После 3000 года на остров пришла новая волна миграции. Судя по образцам посуды, переселенцы прибыли из Малой Азии. Они селились у моря в основном в восточной части Крита и быстро смешались с коренным населением. Позже, примерно в 2700 году в район города Фест переселился еще один неизвестный народ. Возможно, это были выходцы из Северной Африки. Они хоронили своих мертвецов в больших круглых зданиях. После 1500 года на Крите появляются первые признаки присутствия греков. С этого времени вплоть по 1300-е годы массового переселения на Крит не было.

С 1900 года до нашей эры начинается строительство огромных многоэтажных дворцовых комплексов в разных частях острова. Через двести лет по неизвестной причине все они были разрушены и на их месте возведены новые, еще более грандиозные. Никаких следов защитных укреплений дворцы не имели. То есть правители острова не боялись ни внешних врагов ни внутренних беспорядков, что само по себе было очень необычным для той эпохи. Критяне, вероятно, были первыми, кто начал выращивать оливы и производить оливковое масло. А еще на Крите существовал культ быка. Изображения и статуэтки этих животных были найдены в огромных количествах. Судя по дворцовым фрескам, кроме сельскохозяйственных работ быки участвовали в каких-то ритуальных действах с участием танцоров и акробатов. Скорее всего, бык был так же символом солнца и царской власти. Но самым важным критским божеством была Великая Богиня, главным атрибутом которой была змея. На Крите не строили храмов. Религиозные церемонии проводились во дворцах, а жрецами были сами цари и члены его семьи.

Сохранились изображения женщин с топорами с двумя лезвиями (лабрисами). Эти топоры-лабрисы, несомненно, имели важное культовое значение. В частности их использовали для приношения в жертву быка, и как ни странно, это делали женщины, которые явно имели социальный статус не ниже, чем у мужчин, а возможно и более высокий, что так же было крайне необычно. Удивляет и самобытное изобразительное искусство древнего Крита. Это жизнерадостные и яркие пейзажи, изображения животных, птиц, рыб, осьминогов, дельфинов, портреты и изящные фигуры людей, занятых мирными делами. Никаких сцен войны, насилия или скорби. Но критяне, несомненно, умели воевать и имели сильный флот для отражения любых попыток вторжения. Эта цивилизация погибла внезапно и не от внешнего врага.

В промежутке между 1600 и 1500 годами в Средиземноморье произошла серия разрушительных землетрясений и грандиозное извержение вулкана на острове, который раньше назывался Тира (Фера), а его остатки сейчас известны как Санторин. Это была катастрофа планетарного масштаба, известная нам по библейскому описанию «казней египетских». Весь остров накрыло слоем пепла толщиной несколько сантиметров, количество жертв среди населения было огромным, множество зданий было разрушено, а серия цунами уничтожила флот. На Крите воцарился хаос. Остров остался абсолютно беззащитным. Критяне, видимо решили, что прогневали богов и начали приносить человеческие жертвы, но это им не помогло. На остров высадились ватаги ахейцев с соседнего Пелопоннеса. Они взяли богатую добычу, в том числе искусных ремесленников, переделали критскую письменность под греческий язык и некоторое время пытались обустроиться на Крите. Ахейцы не стали жить во дворцах, которые их пугали огромным количеством непонятных сооружений. Дворцы были разграблены и полностью заброшены. Но зато вскоре расцвели Микены, Аргос и прочие греческие города, куда стеклись критские богатства. Потом, через несколько столетий Крит захватили дорийцы, и память о древней цивилизации окончательно стерлась. Коренное население было ассимилировано, язык постепенно исчез, религия и история критян воинственным и не особо культурным в ту пору грекам были не интересны, но кое-что из критского наследия все-таки просочилось в греческую мифологию.

Цивилизацию Древнего Крита Эванс назвал минойской в честь легендарного царя Миноса. Но согласно мифу, Минос не имел отношения к древним критянам. Он был современником Тесея и Геракла. А те, согласно мифам, жили за два поколения до Троянской войны, которая по археологическим данным происходила в 1180-1190 годах до н.э. То есть Минос, если он существовал, правил Кноссом намного позже захвата острова ахейцами, а значит и сам он был ахейцем, а не критянином. Тем не менее, термин «минойская культура» прижился, поэтому вслед за Эвансом будем называть древних критян минойцами.

Нельзя сказать, что греки совсем уж забыли о минойцах. Еще во времена Гомера помнили, что раньше на Крите жили три народа – этеокритяне (то есть настоящие критяне), кидоны и пеласги. Но потом и это забылось, и древних критян ошибочно стали называть пеласгами, по имени народа, жившего на юге Балкан до прихода греческих племен. А потом забыли и про пеласгов. Раз Минос был ахейцем, значит, и критяне всегда были ахейцами, а до них не было вообще ничего. Но, тем не менее, в мифах о Крите повсюду проскальзывают намеки на ту саму древнюю цивилизацию. Просто на них долгое время не обращали внимания.

Как известно именно на Крите титанида Рея спрятала своего сына Зевса от его отца Кроноса, который пожирал своих детей, опасаясь, что они лишат его власти. Он рос в пещере возле горы Дикта (по другой версии возле горы Ида) под надзором нимфы Адрастеи, питался молоком козы Амалфеи и медом диких пчел. Его охраняли куреты, бессмертные существа, похожие на людей. Когда младенец Зевс плакал, куреты стучали мечами о свои щиты, чтобы Кронос его случайно не услышал. Согласно мифам куреты изначально обитали на Крите и были спутниками Реи, так же как сатиры были спутниками Диониса. Куретами называли так же и жрецов Реи, матери богов. Интересно, что Рею и Зевса греки часто изображали держащими в руках те самые сакральные для минойцев лабрисы – топорики с двумя лезвиями. Вряд ли это могло быть случайностью. Как мы помним, на Древнем Крите поклонялись именно Великой Богине и быку, чьими атрибутами как раз и был лабрис. Вполне возможно, что культы Реи, а возможно, и Зевса были позаимствованы греками у критян. Особенно, если учесть, что Зевс почитался так же и в образе быка.

Быки, Зевс и Крит были тесно сплетены в мифах и сознании греков. Зевс в облике быка похищает Европу, дочь ханаанского царя Агенора, и переплывает с ней на спине огромное расстояние от побережья нынешней Сирии до Крита. Там он свершает задуманное, причем неоднократно, и Европа рожает ему трех сыновей – Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Тут явный намек на переселение на остров одного из народов Малой Азии, произошедшее в третьем тысячелетии до нашей эры. Со временем Зевс нашел себе другое увлечение, а Европу взял в жены и усыновил ее детей царь Кносса Астерий. Заметим, что Астерий, согласно преданию был внуком легендарного Дора, возглавившего поход греков на Крит. То есть Минос жил через три-четыре поколения после захвата острова ахейцами.

В этом сюжете кроме пикантной романтической истории содержится важный момент – царь разгневал бога неправильной жертвой и за это бог ему отомстил. Заметим, что Посейдон, которому приносилась жертва, кроме владычества над морями был ответственен за землетрясения, которые вызывал, потрясая своим трезубцем. Но ведь минойскую цивилизацию разрушило именно землетрясение, которое в те времена считалось не иначе как гневом богов. А его причиной вполне могла считаться неугодная жертва. Поэтому чтобы как-то задобрить разгневанного бога минойцы начали приносить в жертву людей. А в истории о Минотавре как раз и рассказывается о человеческих жертвоприношениях на Крите. И этот фрагмент мифа, возможно, имеет подлинные минойские корни.

Минотавр и Лабиринт.

Здесь мы видим совершенно невероятную смесь фантазии греков и древних критских реалий. Когда ахейцы пришли в Кносс и увидели дворец, состоящий из сотен комнат, запутанных коридоров и переходов, световых колодцев и прочих, непостижимых для простодушных воинов архитектурных излишеств, то они его даже толком не обследовали. В дальних комнатах археологи нашли массу ценных вещей, которые завоеватели наверняка бы забрали, если бы увидели. Скорее всего, дворец внушал им суеверный страх. Поскольку повсюду на стенах были священные изображения лабриса, то Кносский дворец и назвали Лабиринтосом, то есть крепость («интос») с лабрисами. И он был построен лет за семьсот до того как родился афинянин Дедал, который якобы научил отсталых критян пользоваться столярными инструментами.
Что касается Минотавра, то, как ни странно, эта часть мифа могла иметь отношение к древним минойским традициям. Во время некоторых религиозных церемоний царь Кносса или один из его сыновей надевали маску быка. Вряд ли свидетелем этого был кто-то из греков, но они могли услышать какие-то критские предания и переосмыслить их на свой лад. Через века устной передачи эта история расцвела кучей невероятных подробностей, которые так ценили благодарные слушатели. Конечно же, Минотавру, чье имя означало «бык Миноса», не было необходимости питаться человечиной, да еще и раз в десять лет. Здесь могла идти речь об обряде жертвоприношений, о которых краем уха слышали греки, а возможно и поставляли для них людей в те времена, когда Крит еще был силен.

В мифах о Миносе рассказывается, что царь Кносса на девять лет удалился в ту самую пещеру, где младенцем обитал Зевс, и там ему являлся сам Громовержец. Минос вышел оттуда со скрижалями, на которых были начертаны законы, продиктованные Зевсом. Он начал править по этим законам и ему подчинились все девяносто критских городов. Минос создал огромный флот и стал править во всем Средиземноморье, очистив его от пиратов. Конечно ничего подобного в ту эпоху, о которой повествует миф, не происходило. То есть, окончательная версия мифа сложилась во времена, когда греки забыли не только про минойскую цивилизацию, но и XIII век до нашей эры был для них изрядной древностью. На самом деле эта часть мифа о могучем правителе Миносе описывает Крит, каким он был в XVI-XVII веках до нашей эры. Скорее всего, несколько разных историй из совершенно разных эпох были со временем смешаны рассказчиками в единое целое. Историческая достоверность была принесена в жертву занимательности, но именно благодаря этому мифы и сохранились в памяти поколений. И самое удивительное, что, несмотря на то, что греки полностью забыли о минойской цивилизации, в их мифах сохранились очень древние крупицы знаний о ней. Но и мы сами смогли их заметить лишь после того, как археологи и историки сделали свою работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *