содержание обучения как методическая категория

Содержание обучения как методическая категория

Содержание обучения иностранным языкам, которое находилось и традиционно находится под пристальным вниманием как дидактов, так и методистов, понимается как категория, педагогически интерпретирующая цель обучения иностранным языкам.

Содержание обучения – совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения (Лапидус Б.А.).

Содержание обучения иностранным языкам в филологическом образовании в средней школе реализует его основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Эти компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических и грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи. Предлагаемые темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, письма), развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование ИЯ как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире.

Содержание и структура школьного курса по ИЯ определяются:

– коммуникативными целями и задачами школьного курса по ИЯ;

– вариативностью содержания обучения ИЯ в различных типах школ, при изучении первого и последующих ИЯ;

– количеством учебного времени, отводимого на изучение ИЯ;

– возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения ИЯ;

– преемственностью между этапами обучения;

– междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с родным и государственным языками.

Компонентный состав содержания обучения иностранному языку

Если цель представляет собой многоаспектное образование, то и содержание, с помощью которого происходит достижение этой цели, не может быть не многокомпонентным. Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают его не как статичную, а как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражается как предметный аспект, так и процессуальный. Первый аспект соотносится, как правило, с разнообразными знаниями, вовлекаемыми в процесс обучения учебному предмету. Второй аспект — это собственно навыки и умения использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной и/или письменной коммуникации. Данные компоненты (знания, навыки и умения) наиболее часто встречаются у разных авторов. В то же время в теории обучения иностранным языкам до настоящего времени нет единой точки зрения на проблему компонентного состава содержания обучения иностранным языкам.

Последователи школы Г.В.Роговой выделяют 3 компонента содержания обучения:

Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку предполагает отбор необходимого материала: 1) языкового (лексического, грамматического, фонетического); 2) речевого; 3) социокультурного.

Как отмечают исследователи, в основе критериев отбора материала лежат следующие факторы:

– предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные запросы, интересы и потребности;

– общий уровень образованности;

– уровень владения языком.

Психологический компонент содержания обучения иностранным языкам призван определить те навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям.

Сущность методологического компонента содержания обучения сводится к тому, что в процесс обучения учитель не только объясняет новый материал и организует его правильную отработку, но и предлагает своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучает их базовым приемам самостоятельной работы, а в случае необходимости снабжает их памятками по рациональному выполнению тех или иных заданий или видов работ.

Поскольку обучение иностранному языку предполагает формирование необходимой языковой, речевой и социокультурной компетенции, то в понятие методологического компонента содержания обучения различным аспектам языка и видам речевой деятельности входит обучение различным приемам работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, различными типами словарей и справочников, а также приемам работы с текстом.

Наиболее распространенная среди методистов (И.Л.Бим, Е. И. Пассов, Н. Д. Гальскова и др.) точка зрения на содержание обучения иностранным языкам базируется на общепедагогической трактовке этой категории, предусматривающей в своем составе знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, а также опыт эмоционального отношения к объектам действительности, обретаемый в процессе обучения (см.: Лернер И.Я., 1989).

Согласно данной точке зрения, содержание обучения включает в себя следующие основные компоненты:

— сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации и программы их развертывания, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т.д.);

— языковой материал, правила его оформления и навыки оперирования ими;

— комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях;

— систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи и умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения;

— учебные и компенсирующие (адаптивные) умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения с его носителями.

Источник

БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ

1. Подход к обучению– представляет собой научную точку зрения на сущность предмета обучения; определяет общую стратегию обучения и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию.

Современный подход к обучению иностранному языку включает элементы различных исторически сложившихся подходов. Он определяется как интегративный коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный, деятельностный, социокультурный, компетентностный подход.

Коммуникативно-когнитивный –овладение иностранным языком как средством общения, так и средством познания; приобретение навыков и умений реализовывать свои коммуникативные намерения (решать коммуникативные задачи), знание языковых средств общения и правил оперирования ими в процессе коммуникации.

Деятельностный– овладение иностранным языком как целенаправленной, внутренне мотивированной речевой деятельностью.

Социокультурный– усвоение иностранного языка как социального феномена; параллельное овладение языком и культурой стран изучаемого языка; способность участвовать в диалоге культур.

Компетентностный– создание в процессе обучения условий, необходимых для становления коммуникативной компетентности учащихся в рамках общей гуманитарной филологической подготовки.

2. Метод обучения является как общедидактической, так и частнометодической категориями.

Метод обучения как общедидактическая категория – совокупность способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся. Методы обучения являются универсальными и применяемыми в преподавании разных предметов, но с учетом их специфики. Они объединяют 2 взаимосвязанные группы:

1) методы преподавания– показ объяснение, организация тренировки, организация практики, контроль (коррекция, оценка);

2) методы учения – ознакомление и осмысление, участие в тренировке и практике, самоконтроль и самооценка.

Таким образом, основными методами обучения иностранному языку являются ознакомление, тренировка и применение.

В педагогической литературе методы обучения классифицируют по разным признакам (критериям). В частности, большое распространение получила классификация, основанная на деятельностном подходе к обучению:

1. Методы, обеспечивающие овладение учебным материалом: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные.

2. Методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность учащихся: познавательные и дидактические игры, дискуссии, проблемные ситуации и задания и т.д.;

3. Методы контроля и самоконтроля.

В истории методики использовались и используются различные методы (методические системы) обучения иностранному языку: грамматико-переводный метод, метод Г.Палмера, метод М.Уэста, аудиолингвальный метод, сознательно-сопоставительный метод, интенсивные методы и др.

3. Прием обучения – элементарное методическое действие, направленное на решение конкретной задачи на определенном этапе практического занятия (урока). Прием обучения следует рассматривать как составную часть метода (например, метод ознакомления с новым материалом может реализовываться через такие приемы, как описание, сравнение, сопоставление, наблюдение, демонстрация и т.д.).

Группу приемов, направленных на решение общей учебной задачи, называют способом обучения.

4. Принципы обучения(от лат. principium – основа, первоначало)– методическое отражение познанных законов, правил, закономерностей обучения иностранному языку. В своей совокупности определяют требования к системе обучения в целом и ее отдельным компонентам.

Выделяют 2 основные группы принципов обучения: общедидактические и частнометодические принципы.

Общедидактические принципы обучения – это законы, определяющие организацию процесса обучения всем предметам, без учета их специфики (определяются общей теорией обучения – дидактикой).

К таким принципом обучения относят принципы научности, доступности и посильности, прочности, сознательности, наглядности, индивидуализации, активности и т.д.

Частнометодические принципы обучения – это законы, определяющие организацию процесса обучения конкретному учебному предмету с учетом его специфики (определяются как самой методикой, так и другими базисными науками – лингвистикой, психологией, психолингвистикой, лингвокультурологией и др.).

К частнометодическим принципам обучения иностранному языку относят:

— принцип практической (коммуникативной) направленности;

— принцип ведущей роли речевой практики;

— принцип единства речевого правила и речевого действия;

— принцип доминирующей роли упражнений;

— принцип комплексной организации языкового материала в речевых единицах;

— принцип устного опережения;

— принцип дифференциации и интеграции (принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности и аспектам языка, с одной стороны, и учет их специфики, с другой);

— принцип учета родного языка и лингвокультуры.

Источник

Сообщение на тему » Содержание обучения иностранному языку»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Содержание обучения иностранным языкам. Средства обучения иностранным языкам.

Содержание обучения иностранным языкам включает лингвистический, психологический, методологический, социолингвистический и социокультурный компоненты.

Лингвистический компонент охватывает:
1) строго отобранный фонетический, лексический и грамматический минимумы;
2) образцы речевых высказываний разной протяженности, ситуативнотематически обусловленные, т.е. тематику и текстовой материал для развития устной и письменной речи;
3) языковые понятия, не свойственные родному языку обучающихся.

Психологический компонент содержания обучения включает формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком в процессе общения. К таковым относятся произносительные, лексические, грамматические, орфографические навыки, навыки техники чтения и письма. На их основе развиваются умения понимать речь на слух (аудирования), говорения, чтения, письменной речи. Речевые умения обеспечивают при решении речевых задач развитие творческой деятельности, в которой принимают участие интеллектуальная и эмоциональная сферы.

Методологический компонент
содержания обучения связан с овладением учащимися приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием навыков и умений самостоятельной работы. Он предусматривает обучение рациональным приемам учения, формирование умений пользоваться учебником, грамматическим справочником, словарем, звуко и видеозаписью, ЭВМ. Учащихся следует учить переносу знаний, навыков, умений, приобретенных при изучении родного языка и других предметов, а также приемам выполнения заданий по письму, чтению, устному сообщению и т.д. Очень важно помочь им правильно организовать свою самостоятельную работу, проводить самоконтроль, самоанализ учебной деятельности. Таким образом, методологический компонент содержания обучения включает такие аспекты академического труда, как:
• планирование собственной учебной деятельности;
• выбор оптимальных средств решения поставленных задач;
• использование учащимися различных технологий работы со справочной и учебной литературой в процессе выполнения учебной задачи;
• осуществление самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности.

Социолингвистический компонент содержания обучения предполагает развитие способностей осуществлять разные виды речемыслительной деятельности и выбирать лингвистические средства, адекватные условиям ситуации общения, целям, социальным и функциональным ролям партнеров по общению. К области социолингвистического компонента относится, в том числе, умение организовать педагогическое общение и учитывать конкретную педагогическую ситуацию.

Социокультурный компонент содержания обучения заключается в овладении учащимися национально-культурной спецификой страны изучаемого языка и умении осуществлять процесс общения в соответствии с этой спецификой. Современная концепция языкового образования делает важный акцент на необходимости не ограничивать изучение языка его вербальным кодом. Речь идет о формировании в сознании обучаемого «картины мира», свойственной носителю этого языка как представителю определенного социума. Особую актуальность приобретает проблема моделирования образовательного процесса как активного «диалога культур», призванного обеспечить естественную интеграцию культурно-мировоззренческих ценностей мировой цивилизации с одной стороны, и конкретного социума, представителем которого является учащийся, с другой стороны. При этом речь идет не о подавлении культурной самобытности учащегося, а об органическом сочетании общечеловеческих ценностей и ценностей, присущих конкретному социуму.

Средства обучения иностранным языкам

Средствами обучения называют материальные объекты, способные либо замещать учителя в его функциях, либо помогать ему выполнять эти функции.

Они бывают:
• Основные

• Зрительные (картинки, таблицы)

• Зрительно-слуховые (диафильмы, видео)

Основное средство обучения – это языковая среда. На смену языковой среды приходит учебно-методический комплекс (УМК).
Учебно-методический комплекс включает:

1. Программа – это документ, которым должен руководствоваться учитель в работе в конкретном классе. Программа определяет цели и задачи по формированию основных видов речевой деятельности плюс общеметодические рекомендации по организации учебного процесса.

2. Книга для учителя – раскрывает суть работы по учебно-методическому комплексу в целом. Изложены принципы, на которых построен учебно-методический комплекс, предложено планирование уроков, распределение материала по урокам.

3. Учебник – содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности.

4. Книга для чтения – помогает ученику овладевать чтениям на иностранном языке. Домашнее чтение является обязательным во всех классах.

5. Звукозапись (видеозапись) – образец для подражания, для формирования, умения понимать речь на слух.

6. Рабочая тетрадь – для самостоятельной работы учащихся дома. Позволяет учащимся овладевать графикой и орфографией, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения задания к каждому уроку.

Средства для учителя:

— методические пособия, которые входят в библиотеку учителя иностранного языка. Самым важным журналом является журнал иностранного языка;

— словари ( в том числе толковые );

— технические средства обучения (ТСО): видео, аудио, диафильмы;

— нетехнические средства (не требующие специальной аппаратуры): картинки, предметы, игрушки, таблицы, раздаточный материал.

Источник

1. Специфика и содержание процесса обучения

1. Специфика и содержание процесса обучения

Как теория обучения дидактика служит основой преподавания всех учебных дисциплин (предметов), имеет тесную связь с частными методиками (т.е. методиками преподавания конкретных дисциплин). Эта взаимосвязь проявляется в том, что первая, изучая общие вопросы обучения, выступает общетеоретической основой частных методик, вторые же, изучая особенности преподавания отдельных предметов, обогащают дидактику конкретными данными.

Содержание процесса обучения определятся его основными характеристиками:

Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, называемая преподаванием, так как она призвана

побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

В свою очередь деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни носит назван нецелая. Его движущей силой выступает борьба противоречий. Главные из них проявляются в том, что ученик уже знает и что ему хочется (следует) узнать; какой мыслит и как ему следует научиться мыслить; в том, как он действует и как необходимо действовать и т.д.

Процесс обучения детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности обучаемых. В результате перед дидактикой встают все новые и новые проблемы, разрешение которых требует максимально эффективного использования достижений других наук, с которыми она устанавливает и поддерживает тесные связи.

Закономерности обучения определяют его принципы, которые представляют собой основополагающие положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Основными из них являются:

Все виды обучения имеют свою специфику, требуют дополнительного внимания учителей, предполагают постоянное совершенствование их методической подготовки и специального образования.

Эффективность различных видов обучения также зависит от атмосферы и условий, в которых они осуществляются, от методов обучения, под которыми понимаются способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности обучаемых, ведущие их от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие им усвоить конкретное содержание образования.

Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности преподавателя и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний. Они неразрывно связаны с формами и способами мышления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность явлений и процессов объективной действительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *