содержание обучения письму на иностранном языке
Тема 21. Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке
Различают письмо и письменную речь.
Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала, усваиваемого учащимися в целях его лучшего запоминания, и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.
Содержание обучения письму:
— лингвистический компонент: графическая и орфографическая системы языка;
— психологический компонент: графические и орфографические навыки, реализуемые при выполнении письменных заданий;
— методический компонент: приемы выполнения письменных заданий, способствующие усвоению графики и орфографии и помогающие овладением лексико-грамматическим материалом и формированию чтения и устной речи.
Овладение письмом может обеспечить учащимся возможность пользоваться им как средством в изучении языка.
Обучение технике письма распадается на научение графике и орфографии. Первая задача решается в основном на младшей ступени обучения и требует лишь упражнений в совершенствовании на средней и старшей ступенях. Работа над овладением орфографией продолжается в течение всего периода накопления активного лексического запаса.
Графика – совокупность всех средств данной письменности (для англ. яз. графика латинская – печатная и рукописная: прописные и строчные буквы).
Орфография – это правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов.
Письменная речь – письмо, реферат, аннотация, сочинение, изложение и т.д.
Обучение графике связано с решением двух задач: овладение звуко-буквенными отношениями и установление связей между различными функциональными вариантами каждой буквы. Важную роль при обучении звуко-буквенным обозначениям играет звуко-буквенный и слоговой анализ. В методике предлагается следующая схема такого анализа, проводимого с целью обучения технике письма: целое слово в его звучании — звуковые слоги — звуки — соответствующие им графемы — графические слоги — целое слово на письме. В практической работе учитель использует ее отдельные элементы в зависимости от трудностей, возникающих перед учащимися, и от цели, которую он себе ставит.
Анализ системы печатных знаков русского языка и print script английского языка показывает, что в их алфавитах есть сходные буквы (группа 1), частично совпадающие по написанию (группа 2) и буквы, начертания которых незнакомы русским учащимся (группа 3). Затруднения школьников при овладении графемно-фонемной системой английского языка находят выражение в различных графических ошибках. Наиболее типичны из них ошибки, связанные с недостаточным различением начертаний сходных букв как в самом английском, так и в английском и русском языках из-за отсутствия четких дифференцированных образов изучаемых букв. Так, учащиеся часто взаимозаменяют близкие графемы b и d; d и g.
Причины ошибок часто кроются в неумении учащихся различать в буквах направления сходных элементов. Например, буквы t, f, 1.
Учащиеся испытывают трудности в усвоении графемно-фонемных соответствий в английском языке, в котором отсутствуют простые соответствия между графемами и фонемами. Одна и та же фонема может быть выражена различными буквами, буквосочетаниями, и одна и та же буква может передавать различные фонемы.
Для преодоления трудностей необходимо целенаправленно обучать школьников графемно-фонемным соответствиям. Чтобы сформировать навыки правильного начертания букв английского алфавита и перевода звуков и звукосочетаний в соответствующие буквы и буквосочетания, нужно учитывать следующее: 1) сходство букв русского и английского алфавитов; 2) интерферирующее влияние родного языка; 3) новизну букв английского языка; 4) вариантность соответствий при переводе английских звуков в буквы.
В целях овладения написания букв используется так называемое элементарное письмо, т. е. написание отдельных букв, буквосочетаний или даже отдельных элементов букв. Последнее требуется в тех случаях, когда изучаются буквы со сложными элементами написания (например, G или W).
Наибольшую сложность в овладении техникой письма представляет обучение орфографии. Эта сложность в значительной степени обусловлена тем, что в английском языке значительную роль играют исторический принцип орфографии. Это обусловливает большие различия между звуковым и графическим образами, причем эта разница в ряде случаев трудно поддается объяснению, принимая во внимание элементарную лингвистическую подготовку учащихся.
Одной из трудностей орфографии английского языка является несоответствие, которое существует между звучанием слова и возможными способами его графического изображения. Ярким примером такого несоответствия могут служить, например, слова right и write.
Трудности английской орфографии определяются и тем, что буквенно-звуковые и звуко-буквенные соответствия в одних и тех же словах могут не совпадать.
При обучении школьников следует учитывать перечисленные трудности орфографии. Их преодолению в известной мере помогает опора на определенные принципы: фонетический, морфологический и традиционный.
Фонетический принцип написания сводится к правилу: «Пиши, как говоришь»;
Морфологический принцип написания состоит в том, что та или иная морфема на письме в родственных формах или словах всегда сохраняет единый графический образ.
Основным принципом английской орфографии является историческийили традиционный принцип.К историческим написаниям относятся те, которые нельзя объяснить ни фонетически, ни морфологически — они отражают исчезнувшие нормы произношения, различные орфографические приемы, использовавшиеся в прошлом, либо вообще являются случайными написаниями, закрепившимися традицией
Приемы работы по обучению письму:
Обучение письму включает:
— учащиеся знакомятся с написанием букв;
— тренировка в написании букв;
— освоение орфографии слов, которые учащиеся усвоили устно и читают;
— написание предложений, которые содержат усвоенные языковые явления.
Последовательность обучения графике:
— показ буквы (прописной и строчной);
— медленное изображение буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями в целях осознания учащимися выполнения нужных действий при ее написании;
— вторичное написание буквы с заданием воспроизвести требуемые движения ручкой в воздухе за учителем (учитель смотрит на учеников!)
— написание буквы детьми в тетради.
Можно широко использовать игровые приемы.
Для совершенствования умений и навыков техники письма и орфографии широко применяются различного рода диктанты: слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, предупредительные.
Письменная речевая деятельность – целенаправленное творческое совершенствование мысли в письменном слове.
Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках.
Письменная речь – это и средство и цель обучения.
Как цель обучения – формирование письменной коммуникативной компетенции на основе овладения содержанием и формой письменного произведения речи + языковыми знаками.
— расширение знаний и кругозора;
— овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи;
— формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
Обучение письменной речи включает способность практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
Все упражнения в письменной речи, как и в устной, можно разбить на две большие группы: подготовительные и речевые. Подготовительные упражнения предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для научения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К подготовительным упражнениям прежде всего следует отнести разнообразные упражнения с моделями (трансформация моделей, расширение их и т. п.). Особое значение имеют упражнения, предполагающие распространение имеющегося высказывания. Значение этих упражнений состоит в том, что они формируют механизм упреждения или вероятностного прогнозирования, который играет важную роль в овладении письменной речью.
Второй тип подготовительных упражнений обеспечивает умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию. Это перефразировка, сокращение текста. Последнее может означать выбор ключевых предложений и сокращения внутри них. Для обучения логическому изложению мыслей используют составление различного рода планов: план в виде вопросов, план в виде номинативных предложений.
Система речевых упражнений открывается упражнением в воспроизведении по памяти группы связанных по смыслу предложений. Подобное упражнение протекает близко к самодиктанту. Как только учащиеся овладевают умением излагать мысли своими словами, возникает возможность использовать следующие виды упражнений: изложение, рассказ, описание, сочинение, написание письма. Проведение изложений требует определенной подготовительной работы в классе под руководством учителя. Вместе с учащимися следует отобрать из услышанного или прочитанного нужные модели, расчленить текст на смысловые отрывки, выявить основное содержание. После подобной подготовительной работы в классе изложение может стать домашней работой.
На средней ступени обучения может использоваться такое упражнение, как рассказ. B этом случае необходима также предварительная работа в классе. На этой же ступени используются описания. Как правило, описания проводятся на основе рисунков. Для того чтобы приучить более творчески излагать свои мысли, целесообразно рекомендовать учащимся додумывать детали или придумывать начало, либо конец событий, изображенных на картине.
Сочинения в строгом смысле этого слова являются обсуждением какого-либо тезиса. Условно сочинениями можно назвать рассказ или описание, содержащее элементы рассуждения. Так, например, давая описания текста или картины, учащийся приводит аргументы того, почему ему понравились или не понравились текст, картина и т. п.
Наиболее распространенным упражнением в письменной речи является написание бытового письма. Тематика писем определяется имеющимся запасом языкового материала и интересами учащихся». Опыт показывает, что перед началом переписки необходимо провести занятия по составлению коллективных писем. Прежде всего для написания письма» следует владеть определенными формулами приветствия, благодарности, обращения. Важным является и обучение оформлению писем: расположение даты, обращения, адреса на конвертерте.
В старших классах некоторые методисты рекомендуют использовать такой вид упражнений в письменной речи, как аннотирование. Это упражнение состоит в том, что учащиеся, указывая основные данные об источнике, из которого они прочли текст, передают краткое содержание прочитанного. Для аннотирования целесообразно использовать научно-популярные тексты. Эта работа возможна лишь тогда, когда учащиеся овладели изложением, рассказыванием и описанием.
Письменная речь может рассматриваться в 3-х плоскостях:
При написании письменных произведений нужно требовать от учащихся подключения воображения, и учить использовать соединяющие конструкции.
Урок 8. Обучение ребенка письму на иностранных языках
Для полноценной жизни, открывающей множество новых перспектив и возможностей, современному человеку крайне необходимо знать хотя бы какой-то один иностранный язык. Со знанием иностранного языка можно поступить в вуз с соответствующими требованиями, поехать учиться по программе обмена студентами за границу, завести новые знакомства с людьми по всему миру, устроиться на хорошую должность в крупную международную компанию и т.д. А если взять во внимание тот факт, что лучше всего усваивать новые знания в юном возрасте, то и иностранному языку следует начинать обучаться еще до школы или хотя бы в первых классов.
О том, как научиться читать на иностранном языке, речь шла в первом блоке нашего курса. Теперь же мы продолжим тему иностранных языков, но рассмотрим ее в ключе обучению именно письму. А в качестве «подопытного» языка мы снова возьмем английский. Причины аналогичные: английский язык является международным, очень популярным, востребованным и достаточно легким для освоения. Так что поехали, или как говорят американцы: «Let’s it!».
Содержание:
Как обучать письму на иностранном языке
Сразу же сделаем оговорку: информация из урока применима не только к английскому языку, но и к большинству других.
Начинать обучение, как мы уже заметили, лучше еще в дошкольном возрасте, когда мозговая активность ребенка находится на пике. А заинтересовать юного ученика можно, как и прежде, игровой формой занятий, где фигурируют картинки, мультфильмы, интересные и веселые видеоуроки, различные шуточные задания и другие подобные материалы.
Обучая свое чадо писать на иностранном языке с нуля, первое, о чем вы должны позаботиться – это, как и в русском языке, знание ребенком иностранного алфавита. Помочь выучить незнакомые буквы помогут красивые буквари, карточки и изображения с буквами и их названиями (будет хорошо, если на карточках изображены два варианта написания каждой буквы – строчная и заглавная – так ребенок сразу же будет запоминать то, что нужно).
Карточки, изображения, паззлы – буквы везде должны быть большими. Не возбраняется пользоваться и карточками, на которых есть какие-то знакомые ребенку объекты, например: буква «A» – это муравей (ant), буква «B» – жук (bug), буква «C» – это цирк (circus) и т.д. Параллельно можно демонстрировать картинки с числительными и их названиями. Сама же методика изучения алфавита уже рассматривалась нами в десятом уроке блока, посвященного чтению, поэтому здесь мы ее освещать не будем.
После того как вы убедитесь, что ребенок изучил алфавит и хорошо знает буквы, можно начинать учить писать их. Одно из занятий обязательно выделите на разъяснение темы транскрипций. Объясните, что в английском языке многие слова произносятся с некоторыми отличиями от написания. Покажите ученику карточки с обозначениями звуков, предоставьте примеры того, в каких случаях и как именно они звучат, какое значение имеют в общей картине звучания. Сопровождать свои объяснения можете сказками, анекдотами, забавными историями – это значительно облегчит вам работу и внесет в нее разнообразие и живость.
Не будет лишним заметить, что серьезным помощником в обучении ребенка иностранному письму, как и прежде, является пропись. Только они могут гарантировать эффективное освоение предмета юным полиглотом. Прописей существует великое разнообразие, причем покупать их совсем не обязательно, ведь они есть в свободном доступе в интернете. Но подбирать пособия старайтесь так, чтобы они ребенку подходили. Если у вас сын, можно найти прописи с самолетами, машинками или роботами, а если дочка – то с принцессами, героями сказок, мягкими игрушками и т.п.
Первые буквы, которые должен освоить ваш подопечный, естественно, должны быть печатными, а для письма на первых порах лучше всего подобрать цветные фломастеры или карандаши. Самостоятельных заданий поначалу давать не стоит, т.к. только вы можете и показать примеры, и объяснить, и увидеть ошибки, и проследить за тем, чтобы дитя держало пишущий предмет правильно и использовало его по назначению.
По мере приобретения первых умений усложняйте задания. Так, после удачного изучения печатных букв демонстрируйте, как пишутся прописные, наглядно показывайте, что они значительно изящнее и красивее печатных. Замотивируйте ученика научиться их писать. Обеспечивайте ребенка потоком полезной и интересной ему информации: примерами, объяснениями, играми и развлечениями. Чем больше он будет вовлечен в процесс, тем лучше будут усваиваться знания.
О том, что первый этап обучения пройден успешно, можно смело говорить, когда вы на несколько раз проверите и убедитесь, что ваше чадо отлично знает иностранный алфавит и научилось выводить прописные буквы. Причем нужно быть уверенным, что дитя правильно сопоставляет буквы, их звучание и написание, т.е. знает, что буква «V» – это именно «ви», а не «ю», и пишется она как «V», а не как «U» или «W».
Система освоения начертания и печатных и прописных букв совершенно такая же, как и в случае с русским алфавитом. Вам нужно лишь спроецировать методы на английский язык и внести необходимые коррективы. Ни в коем случае не нужно торопить и подгонять ребенка, т.к. задача научить его писать не быстро, а правильно.
Начало письменной речи
С буквами вопрос решен. Что же дальше? А дальше можно и нужно смело разбираться с написанием и запоминанием простейших слов, таких как «sun», «dad», «mom», «tree» и т.д. И здесь все снова начинается с вас – показывайте ученику правильное написание слов, соединения букв; рассказывайте том, что в зависимости от того, какие буквы окружают конкретную букву, ее звучание будет меняться. Для лучшего усвоения материала можете даже время от времени называть какие-то объекты их англоязычными названиями, а также просить ребенка назвать что-то по-английски. Ко всему прочему, благодаря ранним разговорам на иностранном языке у вашего подопечного будет формироваться и тренироваться слуховое восприятие, что позволит ему в будущем без проблем распознавать речь, различать слова и писать те же диктанты.
В обязательном порядке параллельно тренировкам письму учите новые слова, т.к. словарный запас самым прямым образом воздействует на грамотность и правильность написания. Кстати, можете завести уже знакомый вам личный словарик, но теперь в нем будут не русские слова, а иностранные.
В вашей работе вам окажут существенную помощь и поддержку также и некоторые принципы обучения иностранному письму и разработанные специально для этого методики.
Принципы обучения иностранному письму
Следование излагаемым ниже принципам позволит вам научить своего ребенка:
Самих же принципов пять:
Данные пять принципов считаются основополагающими, и соответствовать им нужно, независимо от выбранного метода работы.
Методы обучения иностранному письму
Среди методов обучения иностранному письму в большей степени выделяются три – это аналитический метод, синтетический метод и аналитико-синтетический метод. Мы не будет погружаться в детали, а укажем лишь главные их особенности и характеристики. Более подробно, если они вас заинтересуют, вы можете найти немало материалов в интернете. Хотя, и предложенной нами информации будет вполне достаточно, чтобы понять, как эти методы правильно применять.
Аналитический метод
Аналитический метод обучения иностранному письму был разработан во второй половине 18 века педагогом Э.К. Транном. Обучение, согласно ему, нужно начинать с восприятия ребенком образов, слов и небольших предложений. Позже из этого массива выделяются самостоятельные элементы.
Процесс обучения состоит из трех этапов:
Реализовать эти этапы на практике помогают следующие шесть ступеней:
Синтетический метод
Синтетический метод обучения иностранному письму, известный еще как «Буквенная метода» или метод Экельзамера, появился тоже в 18 веке. Но здесь основная роль отведена произношению при письме.
Метод состоит из двух базовых этапов:
У обоих методов есть свои преимущества. Плюсом аналитического метода можно назвать то, что ребенок научается красиво писать, а плюс синтетического состоит в структурированности обучения. Поэтому сегодня все чаще применяется комплексный подход, названный аналитико-синтетическим методом.
Аналитико-синтетический метод
Обучаясь по этому методу, дети узнают звуки и как части слова, и как отдельные графические изображения. Процесс обучения выстраивается на нескольких этапах:
Одними из наиболее эффективных упражнений в аналитико-синтетическом методе являются следующие:
Сюда же можно отнести и упражнения на орфографию:
Вкупе с уже известными вам более простыми методиками этот метод может обеспечить поистине впечатляющий результат. Еще раз повторимся: начинать обучать ребенка писать вполне можно с основой на приемы, рассмотренные в уроках №2-6 данного блока курса. Если же появилось желание узнать более подробно о трех последних методах, советуем вам поискать информацию в интернете. Дело в том, что данные методики нельзя назвать простыми в применении, поэтому для полноценного их осуществления рекомендуется изучить тематическую литературу.
В дополнение к вышесказанному: если по каким-то причинам у вас появляются трудности в обучении ребенка иностранному письму, и действия не приносят результатов, есть смысл либо подождать, пока ребенок не будет готов (если обучение начато слишком рано), либо обратиться к профессиональному репетитору. Сегодня открыты двери множества кружков и даже специализированных детских садов, где дети с малых лет изучают иностранные языки. В остальном же вам нужно быть готовым к долгой и кропотливой работе.
И в завершающем третий блок и весь наш курс уроке, чтобы уже не оставлять, как говорится, хвостов, мы расскажем вам, как научить ребенка печатать на клавиатуре, ведь этот навык тоже можно отнести к области письма.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Обучение письму на английском языке на разных этапах
Одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации, суть которого состоит в том, что тренируя любой вид речевой деятельности или аспект языка, мы одновременно тренируем и остальные. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке иностранного языка является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков.
Основной целью обучения иностранному языку в школе сегодня является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как:
На современном этапе, с учетом благоприятных условий для изучения иностранных языков, выдвигаются повышенные требования ко всем видам речевой деятельности в равной степени. Необходимо подвести учащихся к уровню независимого или компетентного пользователя иностранным языком.
Философию учителя формируют базовые методические категории, такие как: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. В настоящее время учитываются особенности конкретного учебного заведения и разрешается осуществлять процесс обучения с использованием отечественных и зарубежных учебно-методических материалов и авторских разработок.
Что же понимать под уровнем владения иностранным языком, и существует ли реальная возможность его измерить?
На сегодняшний день, благодаря усилиям Евросовета, сложилась единая система оценки знаний в области иностранных языков в Европе, и хотя для России проблема национальных стандартов еще не решена окончательно, мы можем опираться на проекты Стадартов, а также на опыт и практику наших европейских коллег.
Сегодня во всех школах ведется целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, а в некоторых – и международных экзаменов, которые в данном случае становятся не столько конечной целью обучения (получение сертификатов), сколько объективным показателем прогресса в языке.
Мы отнюдь не считаем результаты экзаменов единственно объективными и допустимыми формами контроля. Однако, если изменяется цель обучения, то неизбежно должны меняться и требования к обучению и контролю.
В процессе подготовки к экзаменам ученик приобретает и развивает ряд важных знаний, навыков и умений:
Что дает учителям подготовка учеников к сдаче ЕГЭ и международных экзаменов?
В настоящей статье мы хотели бы поделиться своими мыслями о том, как можно организовать работу с учащимися по обучению их письменной речи, какие можно использовать упражнения, методики и приемы.
С учетом вышесказанного, а также принимая во внимание, что в программе школы не существует специальных курсов по обучению письменной речи, мы решили, что имеет смысл организовать работу так, чтобы к концу обучения подготовить учеников к сдаче ЕГЭ. Оговоримся еще раз, что экзамен – это не самоцель, а лишь вызов возможностям и способностям, приносящий эмоциональное удовлетворение, а также – это определенное подведение итогов.
Умение писать на английском языке приобретает все большее значение в силу ряда причин. В настоящее время появилась возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет.
Все это предполагает умение заполнять анкеты и декларации, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определенным правилам организации письменного текста.
В школе же, часто выполнение разного рода «механических» заданий превращается для учеников в рутину. И еще не приобщившись к процессу письменного самовыражения, дети теряют интерес к подобного рода деятельности. В результате, письменные умения учащихся значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Для изменения подобной ситуации необходимо превратить процесс выполнения письменных заданий из рутины в творчество.
По словам Выготского, «письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках».
Целью обучения письменной речи является «формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи».
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, включают «формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменными стилями, расширение знаний и кругозора, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста».
При обучении иностранному языку отрабатываются три основных вида письменной речевой деятельности:
Хотелось бы привести несколько примеров заданий и упражнений, которые мы выполняем с учениками, работая над всеми тремя видами письма.
Controlled Writing (Контролируемое письмо).
В Упражнениях 2–5 результат обязательно следует записать в тетрадь.
Guided or Directed Writing (Направляемое письмо).
1. Projects.
Подготовка плакатов, таблиц, диаграмм.
Выполнение этих заданий формирует умение выбрать главное – то есть то, что необходимо проиллюстрировать таблицей или диаграммой. В дальнейшем этот навык очень пригодится для составления тезисов выступлений или написания планов сочинений.
Уже на начальном этапе обучения наряду с традиционными заданиями (диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков) необходимо предлагать ученикам упражнения, имеющие выход в реальную жизненную ситуацию. Это может быть заполнение анкет, личных карточек, оформление автобиографических сведений. Подобные задания вносят в процесс обучения письму элемент творчества.
2. Классификация объектов или предметов (Word-webs).
Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности обобщения. Очень полезными данные упражнения могут быть на этапе отработки слов на заданную тему.
3. Управляемые поэтические упражнения.
Развитию творческого мышления на иностранном языке способствует создание небольших стихотворений по заданной схеме или изменение ранее выученных стихов с использованием активного вокабуляра. Примером управляемого поэтического упражнения может служить так называемое cinquian poem – стихотворение, состоящее из пяти строк, в каждой из которых сформулировано задание:
Line 1. State a subject in one word (a noun).
Line 2. Describe the subject in two words (Adverb + Adjective or two Adjectives).
Line 3. Describe an action about the subject in three verbs or 1sentence (3 words).
Line 4. Express an emotion about the subject in four words.
Line 5. Restate the subject in another single word.
Учащиеся начального уровня, пользуясь активным вокабуляром по темам «Внешность» и «Черты характера», могут создать следующие пятистрочные стихотворения в прозе:
Very friendly.
Have lunch together.
I like my relatives.
Happiness.
Charming, cute.
Smiles, cries, sleeps.
He makes me happy.
Childhood.
Подобные стихотворные формы, являясь с точки зрения дискурсивной организации простыми перечислениями, не требуют знания сложных грамматических структур и поэтому вполне доступны для учащихся начального уровня. Они способствуют расширению словарного запаса, поскольку в процессе их создания приходится пользоваться словарем. Подобные работы могут быть собраны в антологию письменных произведений, что, безусловно, повысит уровень мотивации.
4. Упражнения, предлагаемые ученикам среднего уровня, служат своеобразным мостом между структурированными упражнениями начального этапа и творческими заданиями продвинутого уровня. Они подготавливают учащихся к написанию сочинений. На этом уровне можно использовать частичный перевод, реорганизацию простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов, реконструкцию предложений по ключевым словам. Так, например, можно предложить объединить несколько простых предложений в одно сложное с использованием различных связующих элементов.
Например, следующие фразы:
Можно преобразовать в следующее предложениеThe short fair-haired boy standing by the gates looks curious.
Предложения для подобных заданий могут быть взяты из оригинальной литературы. Сравнение вариантов, предложенных учащимися, с оригиналом сделает работу более целенаправленной, интересной и полезной.
5. На этом этапе можно предлагать учащимся задания по трансформации текста.
Письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст – в таблицу, последовательность картин или диаграмма – в текст. Подобные упражнения помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.
6. Для развития логического мышления учащихся полезными могут быть так называемые strip stories. Небольшой текст разрезается на отдельные предложения, которые студенты должны соединить в логической последовательности.
Free Writing (Свободное письмо).
Начиная работать над этим видом письма, следует сразу объяснить учащимся, что такое стили письменных работ, и писать даже самые короткие тексты в определенных форматах.
1. Можно составлять рассказ по картинке в формате газетной статьи, журнальной статьи, повести, пьесы.
2. Письма (официальные, полуофициальные, неофициальные).
На этом же этапе можно обучать учащихся писать письма и поздравительные открытки, начиная с подстановочных упражнений и создания параллельных текстов.
Одним из способов обучения письменной речи могут быть всевозможные журналы-диалоги, позволяющие учащимся письменно общаться друг с другом, обсуждая интересующие их темы. Преимущество таких журналов перед другими видами письменных работ очевидно. Они дают ученикам возможность писать для настоящей аудитории. Кроме того, в журналах студенты пишут не для оценки, что позволяет им свободнее выражать собственные мысли, не ограничиваясь употреблением знакомых структур.
Познакомившись со многими требованиями к сочинениям и рядом методических установок, мы решили, что готовить детей к этой сложной работе надо начинать буквально с первых шагов изучения языка. На первом этапе ребенок должен понять, что существуют правила написания сочинений.
Сочинение должно иметь начало, середину и завершающую часть. Любая работа должна иметь идею, которую необходимо представить, логически развить и завершить.
Сочинение должно начинаться с плана. Подобно повару, который печет торт по определенному рецепту, тот, кто пишет сочинение, должен следовать законам логики и эстетическим требованиям. План должен включать основные компоненты работы.
Составить план не так трудно, если знать, что вы хотите сказать, и уточнить содержание вопросами к предмету сочинения. Эти вопросы должны включать следующие слова: How, Why, What, Where, When, Who. Формулировки вопросов с этими словами и составят план сочинения.
Ответы на данные вопросы плана (по одному абзацу на вопрос) и составят стройное изложение темы сочинения. Идеи повествования и сами предложения, выражающие идеи, должны представлять собой стройную последовательность, т.е. необходимо знать и уметь использовать связующие слова (linking words: and, but, then, usually, moreover) и фразы (linking phrases: at first, later on, just then, at the finish, in addition).
Написав сочинение, необходимо его проверить и соответственно оформить.
Необходимо помнить, что обучение письменной речи должно сочетаться с другими видами речевой деятельности – аудированием (диктанты, изложения, заполнение пропусков и таблиц), чтением (послетекстовые упражнения, ответы на вопросы, завершение рассказа, добавление деталей), говорением (интервью с последующим письменным изложением информации, парное или групповое обсуждение с записью аргументов обеих сторон).
Эффективному сочетанию всех видов речевой деятельности способствует использование на уроках фрагментов видеофильмов. Последующие письменные задания могут варьироваться от составления отдельных реплик и озвучивания сцен до написания сценариев и даже критических статей.
Чтобы достичь уровня коммуникативной компетенции в письменной речи, учащиеся должны научиться писать, используя любой из предложенных стилей.
Если воспользоваться терминами заданий Кембриджских экзаменов, учащиеся должны уметь писать Personal Discursive, Descriptive and Narrative Compositions and Letters of the personal and informal type.
Огромное значение (как и в любой другой области знаний) должно отводиться тренировочным упражнениям. Чем больше практики, тем лучше навык. Грубо говоря, писатель – это «профессионал по использованию слов». Прежде чем писать, учащийся должен быть вдохновлен на обдумывание того, что можно написать по данному поводу.
Составление плана сочинения и мобилизует этот мысленный процесс. «Умственная дисциплина» и способность составлять планы помогают учащимся выработать разумное отношение не только к конкретной работе, но и к повседневным жизненным ситуациям, что немаловажно, поскольку в конечном итоге наша задача не сводится только к развитию определенных навыков у детей, а мы должны подготовить их к жизни.
Таким образом, умение писать сочинения это не только искусство, но и наука, а тренировка по написанию сочинений – это развитие не только созидательных способностей (creative abilities), но и научного мировоззрения. Итак, написание сочинений – это искусство и технология. Обучить искусство конечно же очень сложно, но обучить определенным техническим приемам можно и необходимо.
Отметим в заключение, что умение писать на иностранном языке повышает уровень коммуникативной компетенции учащихся, дает им возможность участвовать в программах обмена и международных конференциях, сдавать экзамены международного образца.