тестирование как метод обучения

Тестирование как метод обучения

Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.

Если тесты используются как инструмент измерения (речь сейчас идет о тестах достижений, которые направлены на оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков), то необходимо производить стандартизацию теста и рассчитывать различные характеристики теста и тестовых заданий. Процедура эта достаточно затратная по ресурсам, и ее нужно повторить, как минимум, дважды (апробация теста и непосредственно сама стандартизация).

Однако существует и другой способ использовать тесты в электронных курсах, а именно в качестве учебной активности. Это тесты для самопроверки, основное назначение которых — дать учащемуся обратную связь (немедленную или отложенную). Для того чтобы обеспечить обучающий эффект, обратная связь в таких тестах должна быть развернутой: почему ответ учащегося верен или неверен. И, конечно же, никаких цифр и процентов правильных ответов: зачем учащегося вводить в заблуждение в виде «ложного оценивания»?

Для того чтобы лучше почувствовать разницу между двумя видами тестов (а точнее, между двумя подходами к использованию тестов), приведу следующую таблицу.

Тест как инструмент измерения
(тесты достижений)

Тест как учебная активность
(тесты для самопроверки)

Обратная связь учащемуся

По форме (чаще всего): один правильный вариант из многих

Разнообразная форма, главное, обеспечить развернутую обратную связь

Обучающий эффект не желателен

Ярко выраженный обучающий эффект

Измерение «до» и «после», измерение сдвига от обучения для внешних отчетов.

Итоговая оценка, аттестация

Измерение сдвига от обучения в «глазах учащегося»

Указать на сделанную учащимся ошибку

О бобщенная классификация тестов по разным основаниям деления.

1. По процедуре создания: стандартизованные и нестандартизованные.

Стандартизируется процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности на всех этапах тестирования.

Направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенции, а потому не является полностью закрытым (предполагает не только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача, в текстах по русскому языку – анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля.

Нестандартизированные тесты в образовании практически не используют из-за их узкой специализированной направленности.

2. По средствам предъявления:

— бланковые – «бумага и карандаш»:

А) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и испытуемый фиксирует только результат;

Б) с использованием бланков, в которых испытуемый фиксирует правильные ответы. Бланки предъявляются отдельно от заданий

3. По направленности, т.е. по тому, что предполагается изучать при помощи теста:

4. По характеру действий:

5. По ведущей ориентации:

6. По степени однородности задач (по структуре):

Кроме того, выделяют

тесты обученности, с помощью которых эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Преимущество их в том, что одновременно можно занять продуктивной работой всю группу обучающихся и за несколько минут получить срез их обученности.

тесты – действия, которые понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого на выполнение какого-нибудь практического действия (практические испытания). Такие тесты распространены как проверка реальных профессиональных умений (напечатать на машинке или на компьютере текст, откорректировать газетную статью, измерить давление пациенту и т.д.. Тесты-действия позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. Например, могут помочь оценить когнитивный стиль, эстетический вкус, юмор и т.д.

ситуационные тесты, имитирующие методы учебной деятельности. Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. Простейшая форма метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение (например, студенту педвуза – что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации. Более сложная форма анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, обучающимся экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Конечно, не все необходимые характеристики усвоения материала можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это означает, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого обучающегося в нормативной выборке.

Существуют некоторые основные положения, которых необходимо придерживаться при подготовке материалов для тестового контроля:

Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать школьников по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах ученика на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности.

Важно, что тестовые технологии коренным образом изменяют роль учителя: от передачи знаний и проведения контроля он должен переходить к сотрудничеству с учащимися в педагогическом процессе и совместному прохождению итогового контроля. В этом случае учитель выступает консультантом и помощником в подготовке к аттестации, соучастником в прохождении внешнего тестирования. Учитель из контролера превращается в помощника, а ученик из пассивного потребителя информации превращается в самообучающегося субъекта, так как для учителя и ученика появляются одинаковые цели – успешно пройти итоговую аттестацию (в том числе единый государственный экзамен). Традиционная формула обучения учитель – учебник – ученик заменяется на новую: ученик – учитель – учебник – тестовый контроль – самоподготовка, в центр внимания учителя ставится личность ученика. Именно технологии сотрудничества в обучении и контроле позволяют обеспечить совершенствование всего учебного процесса.

В заключение приведу несколько рекомендаций.

Источник

Тестирование как одна из форм эффективной учебной деятельности

Разделы: Химия

Введение

В области образования одной из актуальных является проблема оценки уровня знаний (подготовленность) учащихся по различным предметам. Объективность оценки знаний учащихся необходима, прежде всего, для принятия верного решения при проектировании деятельности учащихся по окончании средней общеобразовательной школы.

Тестирование – это стандартизированный метод оценки знаний, умений, навыков учащихся, который помогает выявить и сформировать индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей итоговой подготовке.

Путь к созданию тестов – изучение теории и методики тестового контроля знаний. Здесь самое главное – осознать, что тест – это не просто проба или ученическая проверка с помощью традиционных вопросов, а научно-обоснованный метод, представляющий систему заданий специфической формы, возрастающей трудности, определенного содержания, позволяющий качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить их уровень.

Актуальность работы обусловлена нетрадиционным подходом к проверке знаний как механизму активизации познавательной деятельности учащихся.

Цель: Эффективное использование тестирования на уроках химии.

Тест как измерительный инструмент

Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая и образование.

Тесты – не только более качественный, но и значительно более объективный способ оценивания. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и путем стандартизации и проверки показателей качества отдельных заданий и тестов в целом.

Тесты представляют собой своеобразную базу для проведения мониторинга, корректировки сравнений, определения уровня усвоения материала. Таким образом, тест – это измерительный инструмент с точки зрения оценивания.

Отличие тестов от контрольных работ является его оснащение, то есть существование жесткой процедуры проведения. Отличие тестов от экзаменов состоит в том, что тесты, используя единые критерии оценки, ставят всех учащихся в равные условия, а это приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений. Широта теста позволяет ученикам показать свои достижения на широком поле материала. Кроме того, тесты – это эффективный инструмент с экономической точки зрения. Но важнейшее отличие тестов от других форм поверки знаний – его технологичность: задания имеют точный однозначный ответ, и оценивается стандартно.

Для отслеживания контроля знаний подходит любой из этих способов, но необходимо отметить, что предъявляя один и тот же тест в разных формах, мы получим разные результаты.

Для мониторинга можно использовать три вида тестов, это – определяющий, диагностический и суммирующий.

Основные требования к тестам

Под содержанием теста подразумевается оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых знаний. При создании теста обычно ставятся цели, задачи и ожидаемые результаты.

Содержание теста не может быть только легким или только трудным. Трудность теста зависит от цели, уровня овладения материалом, специальными умениями и навыками, уровня развития психических познавательных процессов.

Критерии ориентированности теста

В любой тест должны быть включены три основных уровня умения усвоения знаний и умений.

1. Первый уровень – базовый, на этом уровне ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.

2. Второй уровень обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач.

3. Третий уровень поднимает учащихся на уровень осознанного творческого применения знаний, предусматривает свободное овладение практическим материалом, приемами учебной работы умственных действий.

Согласно методике составления теста, разработанной в лаборатории образования ИОСО РАО, основная часть должна состоять из заданий вопросов первого и второго уровней. Именно задания этих уровней соответствуют обязательным требованиям к знаниям и умениям учащихся.

Методическое описание работы

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, мы используем метод тестирования.

Тесты могут быть использованы не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.

Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Методические особенности тестового контроля с различными типами заданий

С целью повышения активности и самостоятельности учащихся на уроках химии мы применяем методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный, профнаправленный.

Данные типы развивают у учащихся умения анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др.

Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала. Но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.

Учащиеся получают контрольную программу – тест, знакомятся с вопросами, последовательно анализируют варианты ответов и заносят их в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы.

Оценивание результатов работы:

Оценивание результатов проводится следующим образом:

— единицей, по которой можно судить о качестве выполнения учащимися тестового задания, служит так называемая существенная операция теста (проверки, при которых необходимо заполнить номер правильного ответа).

— для выполнения и подсчета числа существенных операций теста используется эталон с правильным ответом.

— если операция выполнена правильно, то учащийся получает один балл, если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов. Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.

Общее число существенных операций теста соответствует 100%, а число существенных операций, выполненных учащимся х%

Тестовые задания используются нами на уроках закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний учащихся.

Заключение

Таким образом, преимущество тестов в том, что они позволяют проверить элементарные знания учащихся, которые составляют необходимую базу обучения любой дисциплины.

На уроках химии используются такие виды тестирования, как абитуриентское (вузовское), аттестационное (школьное).

Умение заполнять тесты помогает нашим абитуриентам успешно принимать участие в централизованном тестировании в Республике Саха (Якутия), а также выполнение ЕГЭ, результаты которого засчитываются в школе как оценка итоговой аттестации и представляется для участия в конкурсах ВУЗов всей страны.

Источник

Тестирование как метод обучения

Населенный пункт: Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское

Педагогические измерения и мониторинг эффективности обучения

1. Тестирование как метод педагогического контроля

Тест – измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Тесты существуют и активно используются не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике.

Особенно важно, что использование методов тестирования позволяет еще в раннем возрасте выявить одаренных детей и подростков и организовать с ними индивидуальную учебную работу. Нельзя не упомянуть и о большом социальном значении тестирования как инст�

Разумеется, тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении учителя с учеником. Такой контроль выполняет важные обучающие функции, он вооружает педагогов информацией об уровне знаний их учащихся, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии класса. Рассмотрим преимущества тестирования.

Достоинства тестовых – объективный характер оценок, сопоставимость и возможность их перепроверки – обеспечиваются не автоматически, а благодаря выполнению определенных требований к качеству заданий и теста в целом.

В качестве требований к заданиям, можно выделить следующие:

задание должно требовать от обучаемого выполнения вполне определенной деятельности;

задания должна быть однозначно понятными для любого испытуемого;

одно задание должно быть ограничено задачами одного уровня деятельности. Тесты должны обеспечивать возможность получения надежного результата тестирования.

Если эти требования не выполнены, то использование тестов не менее субъективная процедура, чем обычный экзамен. В некоторых случаях эта процедура может оказаться даже хуже экзамена, позволяющего скорректировать впечатления о знаниях испытуемого в процессе общения с помощью дополнительных вопросов.

В отличие от экзамена тесты такой возможности не предоставляют. Плохой тест, не отвечающий по тем или иным характеристикам определенным критериям качества, может послужить источником искаженного впечатления о знаниях учеников. Причем скорректировать это впечатление в процессе тестирования никак нельзя, если, конечно, процесс тестирования носит массовый характер, а не организован в адаптивном режиме. Отсюда проистекает необходимость научного обоснования качества тестовых материалов и обращения в этой связи в материалах пособия к вопросам математико-статистической обработки тестовых результатов учащихся.

Объективность тестовых оценок трудно поставить под сомнение. В процессе их получения практически исключены все моменты, порождающие субъективизм и несравнимость, характерные для оценок, выставленных традиционным путем.

Хорошо составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала, и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет педагогу возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на занятии.

5. Активизирует мышление учеников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью обучаемого, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

2. Классификация педагогических тестов

В отечественной и иностранной литературе нет особого единства по вопросу классификации видов педагогических тестов. При классификации тестов выбирается характер задач, решаемых преподавателем с помощью тестов в процессе обучения.

При этом подходе выделяются:

1) задачи, стоящие перед учителем на входе в обучение;

3) задачи, соответствующие концу определенного периода учебного процесса.

Началу обучения ставится в соответствие входное тестирование, позволяющее получить ответ на два наиболее важных для этого периода вопроса. Настолько важных, что многие сторонники входного тестирования напрямую связывают возможность ответа на эти вопросы с повышением качества учебного процесса. Первый вопрос нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения, второй – на определение степени владения новым материалом до начала его изучения.

Вполне понятно, что при использовании традиционных средств контроля этот ответ далеко не всегда бывает полным в силу перегрузок учителей. В этой связи в качестве альтернативы традиционным средствам контроля нередко предлагают предварительные тесты, позволяющие с высокой эффективностью выявить готовность к усвоению новых знаний у всех учеников класса. По результатам выполнения предварительных тестов проводится деление тестируемых на две группы, в одну из которых попадают те, кто готов к изучению нового материала, а в другую – те, кто нуждается в дополнительной работе и в консультациях педагога. Если во второй группе нет учеников, то работу педагога можно считать крайне удачной, что дает основания для надежд на высокие результаты учебного процесса.

Текущие задачи учебного процесса обычно соотносят с формирующими тестами. Формирующее тестирование нацелено на осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим учащимся в повседневном учебном процессе. Для тех, кто хорошо учится, с помощью формирующего тестирования можно выделить круг задач, мотивирующих учение, благодаря оптимальному подбору трудности заданий, когда знающему ученику на занятиях не скучно, а интересно. Для неуспевающих – выявить пробелы, порождаемые излишне трудными учебными задачами, для выполнения которых слабому учащемуся необходима помощь педагога.

По окончании курса обучения учащимся предлагают итоговые тесты, которые иногда называют тестами достижений. Основная цель итогового тестирования – обеспечение объективной оценки результатов обучения по завершению некоторого курса.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовою тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо ученика, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Современные средства оценивания результатов обучения: «Учебное пособие / Сост. Е.В. Телеева – Шадринск: Изд-во Шадрин. пединст-та, 2009.

Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // автор – состав. Покасов В.Ф., к.и.н. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.

Источник

Тестирование как метод педагогического контроля

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тестирование как метод педагогического контроля

Борисова Н.А., учитель русского языка и литературы

КГУ «Мироновская средняя школа», Тайыншинский район, СКО

1. Традиционные формы педагогического контроля

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделяют на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе:

воспитательную и др.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Перечисленные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определенные недостатки. Рассмотрим некоторые из них. Могут возникать трудности, связанные с особенностями учительской работы:

довольно часто проявляется несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

различие в профессиональной квалификации;

при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность преподавателя рутинной мало творческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;

возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся;

иногда оценки, выставляемые учащимся, оказываются недостоверными из-за

опасения преподавателя, что они будут использованы для оценивания работы

Трудности, связанные с учащимися: использование шпаргалок, списывание, «взаимопомощь» на экзамене, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

2. Тестирование как метод педагогического контроля

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем обычная оценка.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.

Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный учащийся, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать учитель.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения. Обычно тестовые батареи предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от курса к курсу. Однако в последнее время созданы батареи, позволяющие получать и такие данные.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо учащегося, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.

Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества лекции или семинара. Например, пусть в потоке у учителя несколько классов, и во всех проведено тестирование по заданному разделу курса. В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же теме в тесте прилагается практическая задача. Если учащиеся во всех классах плохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей к этому вопросу, следовательно, не уделено достаточного внимания этой теме.

В настоящее время наиболее часто используются следующие варианты тестовых контрольных мероприятий:

«автоматический», когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты сразу переносятся в блок обработки;

«полуавтоматический», когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в компьютер (решения не проверяются);

«автоматизированный», когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в компьютер вводятся результаты проверки.

Особенностью первых двух является отстраненность учителя от проверки результатов испытаний. В этом случае, казалось бы, их объективность повышается. Однако, при этом утрачивается значительная часть информации, которую можно было бы получить при анализе результатов тестирования с использованием человеческого фактора.

В «автоматическом» режиме такой потери можно избежать. Но при использовании такого метода на сегодняшний день возможно появление некоторых специфических проблем. Не все учебные заведения могут позволить себе оснастить классы дорогостоящим компьютерным оборудованием в достаточном количестве.

Отсутствие навыков пользователя у обучаемых. Иногда приходится работать с учащимися, у которых по каким-то причинам нет достаточной компьютерной подготовки, или же они вообще никогда не общались с компьютером. Сложность и дороговизна разработки программного обеспечения. Существует проблема распознания ответов произвольной формы в открытых текстовых заданиях.

Одним из наиболее актуальных направлений развития компьютерных технологий в образовании является разработка специализированных систем проверки знаний учащихся. Их активное использование помогает поддерживать нужный образовательный уровень учащихся, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с учащимися.

3. Формирование оценочной шкалы тестового контроля

При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий учащимися.

Очевидно, что при формировании шкалы оценок велика доля субъективизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма учителя.

4. Требования, предъявляемые к учителю при составлении тестовых заданий.

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения учащимися определенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений.

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

5. Достоинства и недостатки тестирования.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, несмотря на указанные недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести следующее:

большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя;

ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим и другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учащимся, а также помогает учителю скорректировать учебный курс.

В итоге следует заметить, что использование тестирования учащихся поможет объективно провести аттестацию школы, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет формировать высококлассных специалистов в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *